Среднее удельное давление на грунт — показатель, который мало чего показывает

74 140 81
Среднее удельное давление на грунт — показатель, который мало чего показывает

В ходе изучения характеристик того или иного танка в различных публикациях, в том числе в специализированной технической литературе, практически гарантированно можно встретить строку с показателем среднего удельного давления на грунт, обычно выраженного в килограммах на квадратный сантиметр. Принято считать, что величина этого параметра позволяет однозначно судить о проходимости боевой машины на грунтах со слабой несущей способностью. Но так ли это на самом деле?

Вместо введения


Если говорить в целом, то проходимость танка — один из важнейших его параметров. Важнейших потому, что даже самое мощное вооружение боевой машины, её электроника и бронирование не имеют абсолютно никакой значимости, если она завязнет в каком-нибудь чернозёме или болотистом грунте, не доехав до противника и, соответственно, не реализовав свои возможности в боевых условиях.



Но что же влияет на этот показатель?

На самом деле очень многое, начиная от конструкции гусеничного движителя и заканчивая даже удельной шириной корпуса танка, если он днищем сел на грунт. Однако зачастую именно среднее давление воспринимается как некое универсальное мерило, по которому можно с большой точностью оценить проходимость техники и, как это нынче модно, распределить её по категориям в стиле: «этот танк легче, значит, проедет везде, а тот, что потяжелее — завязнет при любом удобном случае и к войне не пригоден».

Что же, отрицать не будем, среднее удельное давление действительно используется в том числе в конструкторских расчётах при разработке боевой техники и вариантов её модернизаций. Только величина эта по факту жутчайше условная — сродни средней температуре по больнице — и может дать лишь очень отдалённое представление о проходимости условного танка. В большинстве случаев настолько отдалённое, что с практикой оно не сходится чуть менее, чем полностью.

Несоответствие расчётов и практики


Расхождение это связано с тем, что среднее удельное давление на грунт вычисляется по очень простой формуле: берётся масса танка и делится на опорную площадь гусениц — никаких дополнительных вводных нет. Как результат, на выходе мы имеем значение, которое справедливо разве что для неподвижного тела, чья масса распределяется равномерно по всей площади.

Образно говоря, это то же самое, как если бы вместо машины массой 40 тонн с опорной площадью гусениц по полтора кв. м каждая взять два блока по 20 тонн с той же площадью и поставить их на тот же болотистый грунт, наблюдая, насколько глубоко они утопнут в нём. Ведь формула больше ничего не учитывает.

В итоге возникают, как кажется, парадоксальные ситуации, когда танки разных конструкций со сходным средним удельным давлением ведут себя по-разному на слабых грунтах, а тяжёлые машины преодолевают бездорожье лучше, чем лёгкие. Примером последнего, к слову, служит немецкая «Пантера», оставлявшая в два раза меньшую по глубине колею, чем лёгкий американский танк М5А1.


Распределение давления по длине опорной поверхности гусениц: 1 — с открытым шарниром, 2 — с резино-металлическим шарниром

Трудности, а точнее, полное несоответствие с реальностью, среднее удельное давление создаёт и в ходе теоретических расчётов, что прекрасно показывают испытания японской САУ SS3 (прототип «Тип 60»). Этому изделию инженеры, основываясь на указанном показателе, прочили среднюю глубину колеи на пластичных грунтах плотностью 1,25-1,38 грамм на куб. см в районе 4 сантиметров, а на практике получили аж 13,4 сантиметра. То есть фактически в три раза больше.

Причина кроется в том, что гусеница подвижна и состоит из траков, а танк опирается на неё с помощью опорных катков, распределяющих давление не равномерно, а локально. Поэтому результат нехитрых вычислений среднего удельного давления — этакий «сферический конь в вакууме» (нечто умозрительное, переупрощённое и оторванное от реальности), который может завести не туда, куда нужно.

О катках и гусеницах замолвим слово


Для того чтобы убедиться в том, насколько сильно на глубину колеи и, соответственно, проходимость танка влияют количество и диаметр опорных катков, а также конструкция гусеницы, можно взглянуть на два исследования, проведённых ещё в Советском Союзе.

В рамках первого эксперимента по болоту гонялся танк Т-26 массой 10 тонн с диаметром опорных катков 305 мм и гусеницами шириной 254 мм с шагом в 100 миллиметров. Его среднее удельное давление на грунт составляло 0,69 кг на кв. сантиметр и в течение испытаний не менялось, поскольку ширина и длина гусениц оставались неизменными. А вот с количеством катков поигрались — устанавливали от двух до десяти штук на борт.

Результаты этих экзекуций оказались вполне ожидаемыми. Они приведены на прикреплённом ниже рисунке (z — глубина колеи).


Как видим, чем больше катков на борт имела ходовая часть испытуемого Т-26, тем меньшую глубину колеи он оставлял. И никакого секрета здесь нет, поскольку таким образом масса танка более эффективно распределялась по всей опорной поверхности. Так что уповать только на среднее удельное давление на грунт, очевидно, нельзя.

Однако на глубину колеи влияет не только количество опорных катков — немаловажное значение в этом деле играет и их диаметр, а также ширина шага гусеницы. Чтобы это доказать, приведём второе советское исследование, в ходе которого испытывался макет массой 8,5 тонны с возможностью изменения размеров его ходовой части. Гоняли его по песку глубиной 0,5-0,7 метра со скоростью 4 километра в час.

На макет устанавливались катки диаметром 515 и 700 миллиметров, а также сдвоенные катки диаметром 360 мм. Ширина гусеницы с открытым шарниром — 300 мм, ширина шага 123 и 250 мм. В качестве главного показателя использовался коэффициент сопротивления грунта — чем он больше, тем больше глубина колеи, и наоборот.

Результаты, как и в прошлый раз, оказались предсказуемыми:


Из представленного в таблице можно сделать однозначные выводы о том, что диаметр опорного катка напрямую влияет на уменьшение коэффициента сопротивления грунта, и, соответственно, уменьшение глубины колеи. Иными словами, чем больше диаметр, тем больше опорная площадь катка и равномернее распределение массы танка. То же самое складывается и с шириной шага гусеницы — чем он больше, тем выше проходимость.

Но это, скажем так, просто факты, о которых можно догадаться и без особых пояснений. Вопрос в том, каким же образом можно получить хотя бы приблизительное представление о проходимости того или иного танка, учитывая, что среднее удельное давление на грунт ничего конкретного дать не может?

Универсальных методов, учитывающих все моменты, не существует, ведь, как мы уже упоминали, проходимость зависит от множества факторов. Например, даже наличие гусеницы с резино-металлическим шарниром уже меняет показатели давления на поверхность, по которой движется танк. Но одна интересная формула всё-таки есть.

Она была предложена советскими исследователями в 1979 году и по сути является «наследницей» опробованной на практике формулы Д. Роланда, определяющей математическое ожидание среднего максимума эпюры давлений под катками движущейся машины. В ней учитывается не только масса танка, но и количество и диаметр опорных катков, а также ширина и шаг гусеницы.


Обозначения, используемые в ней: G — масса машины, n — число опорных катков на один борт, b — ширина гусеницы, D — диаметр опорного катка, t — шаг гусеницы.

Формула показывает пиковое давление под катками, и с помощью неё, как минимум, можно более продуктивно сравнивать проходимость гусеничных машин. Да, там вводных побольше, чем в вычислении среднего удельного давления, но и результат куда точнее — не пальцем в небо тыкать.

Источники:
Л.А. Клушин. Комплексный показатель опорной проходимости танка/ Л.А.Клушин // Вестник бронетанковой техники. – 1980. – № 4.
А.П. Белов, В.И. Красненьков, Ю.И. Ловцов. Распределение нормальных давлений по длине опорных поверхностей гусениц/ А.П. Белов, В.И. Красненьков, Ю.И. Ловцов // Вопросы оборонной техники. – 1979. – № 88.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 ноября 2024 05:00
    Сложно, всего не учтешь, бумага всегда отличается от реальности, тут ничего не поделать
    1. SAG
      +14
      12 ноября 2024 06:20
      Согласен! Я как инженер-строитель, напрямую связаный с сопроматом и механикой грунтов могу сказать, что исследования и формула не учитывают ещё много параметров.
      Например пластичность грунтов их вязкость и температуру.
      Думаю механики меня поддержат в том, что давление на все катки принято одинаковым (это возможно только при идеальной развесовке) ,а по факту при движении и давление на разных катках - разное. Отсюда можно сделать вывод, что колея от танка со смещением веса на заднюю часть будет меньше, чем такого же равного, но с наибольшим весом спереди.
      Могу предположить, что и скорость движения будет влиять на глубину колеи. Так как проминание грунта не линейно и зависит от продолжительности давления на него. А скорость в свою очередь будет зависеть от сбалансированности всех систем танка.
      + стоило бы учесть коэффициент натяжения гусениц.
      На самом деле тема очень глубокая хоть и кажется простой.
      1. +2
        12 ноября 2024 09:11
        Цитата: SAG
        исследования и формула не учитывают ещё много параметров.
        Например пластичность грунтов их вязкость и температуру
        .


        Думаю, что этот параметр будет постоянен для разных машин в одинаковых условиях и поэтому его не стали учитывать
      2. 0
        12 ноября 2024 09:37
        Это всё логично и понятно. Вот только речь о некой универсальной характеристике, позволяющей сравнивать танки. Просто удельное давление подходит плохо. А что взамен?
        Только натурные испытания и нечто вроде глубины колеи на некотором стандартном грунте при стандартной температуре, стандартной скорости?
        Боюсь, такое технически неосуществимо.
        1. +2
          12 ноября 2024 16:52
          Стандартного грунта быть не может, так как даже проезд по одному и тому же месту каждый раз будет отличаться. В некоторых случаях грунт уплотняется и ехать легче, в других случаях разрушается и ехать тяжелее.
          1. 0
            12 ноября 2024 17:56
            Я имею ввиду некий стандарт, по принципу аналог желе для испытания пул.
            И да, я понимаю, что такие сравнительные испытания танков - это ненаучная фантастика
            1. +1
              12 ноября 2024 19:23
              А какой смысл в абстрактном стандартном грунте, если он не отражает проходимость на реальной местности.
              Для сравнения как раз и принята характеристика удельного давления на грунт. А у грунта есть своя ответная характеристика - несущая способность грунта (показывает, какую нагрузку он способен выдержать, сохраняя свою первоначальную структуру. Измеряется в кг/см²) Сопоставив эти две характеристики можно с большой долей вероятности узнать проедет ли БМ или нет. А автор опуса решил что он умнее всех. В окружающем мире очень много условий, которые не учитываются при измерении характеристик.
              1. +4
                12 ноября 2024 19:25
                Автор опуса единственный на моей памяти, кто не просто обратил внимание на несовершенство показателя удельного давления, но и аргументированно обосновал его.
                И таки да, умнее многих.
                1. 0
                  12 ноября 2024 19:29
                  А несовершенство показателя мощности двигателя вас не смущает? И то что его по старинке до сих пор в лошадях измеряют?)))
                  1. +2
                    12 ноября 2024 19:46
                    Вообще-то по стандарту в киловаттах. Стандарт введён, если память не изменяет, в 70-80 х годах.
                    Но Вы правы. Мне по-старинке понятнее в лошадях. Так во всех старых книгах и справочниках. Переводить в киловатты утомительно.
                    1. 0
                      12 ноября 2024 19:50
                      Ну так к мощности тогда еще больше вопросов, чем к удельному давлению. Ведь мощность указывается пиковая, причем она теоретически достижимая в идеальных условиях на валу. На практике же совсем другое получается и со временем она еще снижается. А на ведущую звезду даже этого не доходит, так как потери в трансмиссии значительные. И считать ее надо на тонну веса. А это одна из главных характеристик БМ.
                      1. 0
                        12 ноября 2024 19:51
                        Это общеизвестно. Даже не танкистам. Банальный теормех.
                  2. -1
                    13 ноября 2024 16:20
                    .... мощности двигателя вас не смущает? И то что его по старинке до сих пор в лошадях измеряют?
                    мощность ДВС измеряют в ЛыСы исключительно для ИФНС laughing
                    Во всех остальных случаях измерять мощность ДВС это только для помериться у кого длиннее bully
                    1. +1
                      13 ноября 2024 16:29
                      Уверены? А для ОСАГО, КАСКО, таможни, спорта и т.д. не измеряется?
              2. +2
                12 ноября 2024 22:42
                А автор опуса решил что он умнее всех. В окружающем мире очень много условий, которые не учитываются при измерении характеристик.

                От того, что Вы не в состоянии представить, что с помощью пикового давления под катками можно с БОЛЬШОЙ долей вероятности узнать глубину колеи на том или ином грунте разной плотности и проч (то есть учитывая его характеристики) реальность не меняется. Не стоит здесь завуалированно оскорблять меня, не ознакомившись с исследованиями.

                Я их приведу, держите. Показатель qmax вычислен по формуле Роланда, из которой вытекает формула в статье. У Роланда она отличается тем, что в ней присутствует коэффициент пролета между катками. Сравните qmax с qc (глубина колеи по удельному давлению) и реальными испытаниями.

                Что там? Какие расчёты ближе к реальности? Могу еще по снегу привести таблицу для бтр М113 и других машин - увы, там Ваше волшебное удельное давление тоже нарисовало картину, которая ничего правильного не показала.
                1. 0
                  13 ноября 2024 16:23
                  Глубина колеи вообще НИХРЕНА не показатель проходимость БМ. К тому же эта характеристика привязана к конкретному типу грунта. Когда как среднее удельное давление на грунт при сопоставлении с несущей способностью грунта позволяет оценить вероятность преодоление местности со слабонесущими грунтами ТОЧНЕЕ. Кстати пиковое давление в динамике сглаживается временем деформации грунта, поэтому чем больше скорость, тем меньше глубина колеи.
                  1. 0
                    13 ноября 2024 19:34
                    Глубина колеи вообще НИХРЕНА не показатель проходимость БМ.

                    Это один из важнейших "натурных" показателей опорной проходимости любой боевой машины, по которому можно соотнести расчёты с практикой - то есть доказать, что удельное давление смысла особого не имеет. Разумеется, без учёта прочих параметров, таких как мощность двигателя, клиренса, удельной ширины корпуса и так далее по списку.

                    Когда как среднее удельное давление на грунт при сопоставлении с несущей способностью грунта позволяет оценить вероятность преодоление местности со слабонесущими грунтами ТОЧНЕЕ

                    В статье я привёл аргументы, что это абсурд. При одинаковом удельном давлении у машин с разной конструкцией ходовой части проходимость разная. В то же время формулы, учитывающие особенности конструкции ходовой части и соответственно пиковое давление, точнее отображают ситуацию. Вы это сами видите, в том числе на приложенной мною таблице выше в комментариях - удельное давление в расчётах оказалось бесполезным, поскольку машина на пластичном грунте утопала в 3-4 раза глубже на ходу, чем по вычислениям с Вашим волшебным удельным давлением. Зато расчёты с использованием давления под катками лишь с небольшим расхождением сошлись с испытаниями. Соответственно, данные формулы можно использовать и для сравнения разных танков и других машин, и для вычисления проходимости (совместно с другими конструкционными характеристиками).

                    Ещё раз повторяю, если Вы не способны понять, что пиковое давление так же можно использовать в вычислениях с грунтами различной плотности и прочими характеристиками, то реальность от этого не изменится. Даже в технической литературе удельное давление называют очень условным. Чтобы не занимать чужое время бесполезными спорами, почитайте указанные мной источники - особенно ВБТ, где найдёте и Роланда. Все это есть в открытом доступе.
                    1. 0
                      13 ноября 2024 22:08
                      Пиковое давление на практике будет отличатся от расчетной в зависимости от натяжения гусеницы и рельефа, а приведенная вами формула это не отражает. Поэтому проходимость будет отличаться даже одной и той же БМ и для сравнения не годится.
                      Эта формула используется при проектировании ходовой части, а не для сравнения разных БМ. Потому что любой производитель старается найти наиболее оптимальную ходовую, а не ту которая под руку попадется.
                      1. +1
                        13 ноября 2024 22:29
                        Никто не утверждает, что формула расчета пикового давления является универсальной - универсальных просто не существует. Но она учитывает основные параметры гусеничного движителя конкретной машины и, соответственно, дает более точные результаты. В связи с чем рекомендована для сравнительной оценки опорной проходимости танков и другой техники вместо удельного давления (Л.А. Клушин. Комплексный показатель опорной проходимости танка / Л.А.Клушин // Вестник бронетанковой техники. – 1980. – № 4.).

                        Я привожу список использованной литературы не для красоты, а для того, чтобы каждый при желании мог более полно ознакомиться с исследованиями. Вы это упорно отказываетесь сделать. Дело Ваше.
                      2. 0
                        14 ноября 2024 10:12
                        Спасибо за интересный диалог и информацию, приму к сведению.
        2. 0
          12 ноября 2024 18:43
          даже по вашим словам выходит, что важнее динамические, а не статические параметры в модели хода по грунту. уточнение модели и методики измерения - это и будет "ответом". и конечно только в связи с реальными условиями. условно, применение этой модели на т80 и меркаве даст результат, но его придется оговаривать и пояснять, потому что их предполагаемый ТВД разный и природные условия разные.
          1. 0
            12 ноября 2024 19:05
            Безусловно, динамические. Про статику автор статьи написал. Мне добавить нечего.
      3. +2
        12 ноября 2024 09:41
        а схема опирания гусениц на грунт похожа на разрезную балку на упругом основании! тогда как неразрезная ведет себя гораздо лучше , но в гусеничном движителе это не реализовать!
        1. +1
          12 ноября 2024 11:54
          Цитата: реалист
          а схема опирания гусениц на грунт похожа на разрезную балку на упругом основании!

          Вспомнилось:
          - Послушай, Пряхин, а как ты рассматриваешь промежуточный вал? Как балку с защемленным концом.

          1. +2
            12 ноября 2024 22:10
            Плюсую, тем более как выпускник ПГС, промежуточный вал с защемлением представить себе не могу. Если только не сварка узла имела место быть. Это шарнир в любом случае.
  2. +3
    12 ноября 2024 05:15
    Если говорить в целом, то проходимость танка — один из важнейших его параметров.

    Формула показывает пиковое давление под катками, и с помощью неё, как минимум, можно более продуктивно сравнивать проходимость гусеничных машин.

    Трудно не согласиться с автором, обозначившим решение вопросов при помощи рисунков, схем и формул. Вероятно, при изучении сравнительных параметров и характеристик это несёт смысловую нагрузку...
    А видели ли вы вождение техники механиками-водителями профессионалами (заводскими испытателями)? А я видел, даже седые зампотехи снимали фуражки перед ними и говорили, что если бы в подразделениях все были такими мастерами вождения, то половины аварий, поломок и критических ситуаций просто не было бы...
    Сам был свидетелем случая, когда зампотех садился за рычаги забуксовавшей 72-ки и выбирался со словами: «Дело было не в бобине...» такая у него была поговорка...
    1. +2
      12 ноября 2024 11:47
      Фото зачётное. Экипажу долго будет чем заняться.
  3. +1
    12 ноября 2024 05:23
    Цитата: ROSS 42
    Сам был свидетелем случая, когда зампотех садился за рычаги забуксовавшей 72-ки и выбирался со словами:

    В ситуации с автомобилем, обычно поминают "прокладку, между рулём и сиденьем".
  4. +1
    12 ноября 2024 05:24
    Спасибо!
    Очень интересно.
  5. +13
    12 ноября 2024 05:48
    То есть, в конструкции гусеничного привода Книпкампа, который проклинали все немецкие танкисты, когда приходилось менять каток из внутреннего ряда, было свое рациональное зерно.
    1. +10
      12 ноября 2024 05:52
      То есть, в конструкции гусеничного привода Книпкампа

      Именно так. Распределяло шахматное расположение катков давление весьма неплохо. smile
    2. +1
      12 ноября 2024 06:24
      в конструкции гусеничного привода Книпкампа,

      Это было сделано для снижения нагрузки с целью повышения живучести резиновых бандажей катков и гусениц, а не мифического распределения с целью непроминания, аж целую формулу вывели...наука ради науки
    3. +5
      12 ноября 2024 08:24
      Цитата: Наган
      было свое рациональное зерно.

      Да, для того "огород и городили", мало того, данная подвеска отличалась высокой плавностью хода, позволявшей точно вести огонь с ходу...
      1. -1
        12 ноября 2024 09:32
        Да, для того "огород и городили", мало того, данная подвеска отличалась высокой плавностью хода, позволявшей точно вести огонь с ходу...

        Ошибаетесь. Впервые подвеску Книпкамп применил для быстроходного полугусеничного бронетранспортёра с целью повысить ходимость резиновых бандажей катков и снизить неподрессоренную массу самого катка, толщина листа из которого штамповали каток была миллиметров 10. А на ходу и Тигры, и Пантеры не стреляли, только с остановки, если желаете посмотрите военную кинохронику. И менять катки проще когда они легкие.
        1. +2
          12 ноября 2024 09:53
          Цитата: Konnick
          А на ходу и Тигры, и Пантеры не стреляли, только с остановки, если желаете посмотрите военную кинохронику

          Вы совершаете ошибку, делая какие то выводы по нескольким кадрам кинохроники. Снимать стрельбу с места намного проще, чем в движении, да и безопаснее...
          Вот описание боя Виттмана, принесшего ему особую известность:
          Виттман завел свой замаскированный Тигр с номером 205, но у того обнаружились неполадки в двигателе. Тогда он быстро пересел в машину под номером 212, отдал остальным танкам роты приказ удерживать позиции, а сам двинулся навстречу колонне. Сблизившись с ней на 100 метров, он открыл огонь и двумя первыми выстрелами уничтожил Шерман и Кромвель, идущие в голове колонны, затем он поджег танк в ее хвосте, тем самым исключив отход остальных. После этого он перенес огонь на бронетранспортеры, находящиеся в центре. Виттман уничтожал все, что появлялось в зоне его видимости. Атакуя неподвижно стоящие цели, он отправлял снаряд за снарядом по танкам и бронетранспортерам почти в упор, с самых коротких дистанций, а под конец таранил в бок танк Кромвель, который преграждал ему въезд в город.

          И таких рассказов предостаточно. Те же танкисты "Гитлерюгенд" вели огонь с ходу в Арденах по танкам американцев.
          1. +5
            12 ноября 2024 09:56
            И таких рассказов предостаточно.

            А где написано что на ходу стрелял?
            Сблизившись...он открыл огонь
            это не сближаясь
            1. -1
              12 ноября 2024 10:05
              Цитата: Konnick
              А где написано что на ходу стрелял?

              Сблизившись с ней на 100 метров, он открыл огонь и двумя первыми выстрелами уничтожил Шерман и Кромвель, идущие в голове колонны, затем он поджег танк в ее хвосте, тем самым исключив отход остальных. После этого он перенес огонь на бронетранспортеры, находящиеся в центре. Виттман уничтожал все, что появлялось в зоне его видимости. Атакуя неподвижно стоящие цели, он отправлял снаряд за снарядом по танкам и бронетранспортерам почти в упор, с самых коротких дистанций, а под конец таранил в бок танк Кромвель, который преграждал ему въезд в город.
              В данном случае "появляться " цели в неподвижной колонне могли появляться только при движении с ходу
              1. +4
                12 ноября 2024 10:13
                Из интервью немецкого танкиста Alfred Rubbel

                Сколько всего продолжалось обучение на танкиста?
                - Полгода. Сначала индивидуальное обучение, потом сколачивание экипажа. Не очень интенсивно. Дивизия была переформирована в танковую из пехотной. К пехотным полкам просто добавили танковый полк.

                Как учили стрелять, сходу или с короткой остановки?
                - Только с остановки. На ходу мы стреляли только из пулемета, в лучшем случае.


                И Катуков первым приказал своим танкистам стрелять только с остановки.
                1. +1
                  12 ноября 2024 10:18
                  Цитата: Konnick
                  И Катуков первым приказал своим танкистам стрелять только с остановки.


                  Но Сталин его переубедил :)
                  1. +1
                    12 ноября 2024 22:55
                    Цитата: С.З.
                    Но Сталин его переубедил :)

                    Точно. Как только танк останавливался, бегущая за ним пехота сразу залегала.

                    Правда к концу войны придумали делать наоборот, пехота бежит вперед а танк сзади, поддерживает.
                2. 0
                  12 ноября 2024 10:21
                  Цитата: Konnick
                  Из интервью немецкого танкиста

                  Дневник немецкого танкиста. Как Йоахим Шолль и экипаж его "Тигра" упражнялись в стрельбе на поле боя...
                  6 октября 1943 г.

                  Похоже, разведчики были правы. Трусливые русские попытались напасть на нас сегодня утром. Наш камуфляж сработал прекрасно. Мы выкосили их пулемётами ещё до того, как они сообразили что происходит. Я думаю, что они посчитали, что это просто пулемётные расчёты, потому что их Т-34 продолжали катить на нас не сбавляя скорости, пока я и Пауль не сбросили маскировку и не выкатили свои Тигры им навстречу. Мы успели подбить три из них, когда они, наконец, сообразили в чём дело, и начали отступать. Мы преследовали их до конца холма, и оставили нашей пехоте. Мы всё ещё вели по ним огонь, но они с такой скоростью откатывались на реверсе, с какой ещё несколько минут назад наступали.
                  Цитата: Konnick
                  И Катуков первым приказал своим танкистам стрелять только с остановки

                  Да? Вот товарищ Сталин имел иное мнение и кто смел нарушить его приказ?

                  19 сентября 1942 г. Сталин издал «Приказ НКО о внедрении в боевую практику танковых войск стрельбы из танков с ходу» № 0728. «Опыт Отечественной войны показывает, что наши танкисты не используют в бою всей огневой мощи танков, не ведут по противнику интенсивного артиллерийского и пулемётного огня с ходу, а ограничиваются прицельной стрельбой только из орудий, да и то с коротких остановок.

                  Практикуемые нашими войсками танковые атаки без достаточно интенсивного огня всех огневых средств танка создают благоприятные условия для безнаказанной работы орудийных расчётов артиллерии противника.

                  Такая неправильная практика значительно уменьшает силу огневого и морального воздействия наших танков на противника и приводит к большим потерям в танках от артиллерийского огня врага....


                  Дата и номер приказа есть, можете лично ознакомиться с ним самостоятельно

                  Да и ведение стрельбы с короткой остановки с немецкого танка была быстрее и эффективнее, из-за меньшего эффекта раскачивания корпуса танка.
                  1. +1
                    12 ноября 2024 13:18
                    Ага огонь с ходу по артилеристам чтоб занервничали и мазали когда рядом снаряды рвутся а воспоминания фашиков ну ну верьте)))
                    1. -1
                      12 ноября 2024 14:43
                      Цитата: кволту
                      Ага огонь с ходу по артилеристам чтоб занервничали и мазали когда рядом снаряды рвутся а воспоминания фашиков ну ну верьте)))

                      В самом начале Курской битвы, так же и "Пантеры" стреляли по нашим ПТО, там вообще первые залпы были ими произведены бронебойными, видимо ожидали встречи с нашими танками и только уже со второго в хож пошли ОФС. Кто из наших противотанкистов выжил, этот момент особо вспоминали
                3. +2
                  12 ноября 2024 13:56
                  читал воспоминания наших танкистов, что с ходу стреляли, и в кино каком-то показывали механизм стрельбы с ходу. Командир танка отдавал команду "Дорожка!" ,механик-водитель выбирал дорогу поровнее, без рытвин и бугров, вел танк без переключения передач и перегазовок, сообщал "Есть дорожка!", наводчик в этот момент целился и стрелял.
              2. +1
                12 ноября 2024 22:55
                "только при движении с ходу"//
                ---
                Виттман двигался, стрелял с остановки и двигался дальше.
                Никогда во Второй Мировой танкисты не стреляли на ходу.
                1. 0
                  14 ноября 2024 17:30
                  Цитата: voyaka uh
                  Никогда во Второй Мировой танкисты не стреляли на ходу.

                  Вот прямо НИКОГДА????? Не надо. Команда "Дорожка" как раз для этого и была придумана
                  Цитата: voyaka uh
                  Виттман двигался, стрелял с остановки и двигался дальше.

                  Это называется "стрельба с коротких остановок". Отрабатывается по команде "Короткая". И даже в этом случае, колебания корпуса нашего Т-34 по времени занимали значительно больший промежуток, чем на немецких машинах.Что мешало прицеливанию и ведению огня, движение танк начинал сразу после выстрела, самостоятельно, не дожидаясь команды
        2. -3
          12 ноября 2024 21:32
          Нас , ротный прошедший Афган , учил , танк в современном динамичном бою , в среднем живет пять минут . Поэтому не экономьте боеприпасы . Обстрелянный враг , в большинстве случаев , будет паниковать , искать укрытие , и сосредоточенного нападения предпринимать вряд ли будет .
          1. 0
            13 ноября 2024 18:22
            Люди МЕСЯЦАМИ(!) сражаются в "современных динамичных боях"... Товарищи "военные ученые" тоже порой ошибаются.
    4. 0
      13 ноября 2024 22:38
      Цитата: Наган
      было свое рациональное зерно.
      По расчетам все так. Но если танк остановился, а грязь между катками ссохлась или смерзлась, то танк может и с места не сдвинится. Кроме того еслигрязь набилась в пространство между внутренними и внешними катками она будет тормозить машину намного сильнее, чем если бы катки были однорядными. Кроме того валы сочленений гусениц при каждом наезде на них то внутреннег то внешнего катка будут испытывать изгибающую нагрузку.
  6. +3
    12 ноября 2024 06:19
    Если в танке сидят два оленя мехвод и командир танка им хоть на воздушной подушке сделай танк, они его утопят.
    1. 0
      13 ноября 2024 18:18
      Лучший коммент!

      Проходимость танка - определяется ОПЫТОМ мехвода и МОЗГАМИ командира. А "техничка" даст только третье по значимости слагаемое в "формуле проходимости".
  7. +1
    12 ноября 2024 06:41
    Формула показывает пиковое давление под катками, и с помощью неё, как минимум, можно более продуктивно сравнивать проходимость гусеничных машин. Да, там вводных побольше, чем в вычислении среднего удельного давления, но и результат куда точнее — не пальцем в небо тыкать

    Слишком много было "ученых" много было теорий автомобиля и трактора, но мало было толковых инженеров. .
  8. +3
    12 ноября 2024 06:53
    Проходимость конечно сложная штука. К ней, кроме удельного давления ещё относятся: форма и материал траков, катков, грунтозацепы, клиренс, ширина и длина корпуса и их соотношение, масса, мощность двигателя на разных режимах, удельная мощность двигателя.. Много чего
  9. +5
    12 ноября 2024 08:11
    Хорошая статья. Давно таких небыло
  10. +2
    12 ноября 2024 08:22
    На проходимость техники еще и тип двигателя сильно влияет, из-за эффекта "подрыва грунта". И тут, конечно победитель ГТД у которого этот эффект просто "0"
    1. 0
      12 ноября 2024 08:55
      Не на всех грунтах это +, иногда плавное наращивание тяги ни к чему кроме дальнейшего "погружения к центру земли" не приводит, а вот как раз резкий "рывок" на гране разрыва трансмиссии, позволяет вполне легко покинуть сложный участок.
      1. +2
        12 ноября 2024 10:00
        Цитата: 0389db
        Не на всех грунтах это +, иногда плавное наращивание тяги ни к чему кроме дальнейшего "погружения к центру земли" не приводит, а вот как раз резкий "рывок" на гране разрыва трансмиссии, позволяет вполне легко покинуть сложный участок.

        Только вот "подрыв грунта" это резкий срыв твердого слоя не от простого наращивания газа, а от особенностей работы двигателя. Многие, кто работает с дизельной гусеничной техникой должны были замечать, как во время работы на холостом ходу трясется корпус и гусеничная лента в момент вспышки в цилиндре двигателя, вот в этот момент и происходит резкое наращивание мощности и "подрыв грунта"
        1. 0
          12 ноября 2024 11:55
          Так и есть, но этот эффект не всегда "зло", да на ковровом болоте и схожих с ним условиях резкие движения противопоказаны, а вот в раскисшем черноземе и иногда на снегу, резкий рывок, это единственный способ сдвинуться с места.
          Есть такие понятия как пластичность и внутреннее трение/сцепление частиц грунта. Самый просто пример, это лопата полностью воткнутая в пластичную глину, если плавно давать на черенок, постепенно наращивая усилие, то с трудом но получится извлечь ком земли (грунт не выдержит, сцепных свойств не хватит), а если максимально резко и со всей силы, то черенок просто сломается (значительно большая приложенная сила не сможет преодолеть сцепление грунта).
  11. +1
    12 ноября 2024 09:24
    Формула показывает пиковое давление под катками, и с помощью неё, как минимум, можно более продуктивно сравнивать проходимость гусеничных машин. Да, там вводных побольше,


    Вводная: что покажет та формула для такого распределения катков? smile
    1. +1
      12 ноября 2024 09:27
      Где основной весь там и больше опор физика
      1. 0
        12 ноября 2024 10:08
        Цитата: Иван 1980
        Где основной весь там и больше опор


        Это ясно! Но тут речь про удельное давление катков на грунт
    2. +1
      13 ноября 2024 00:45
      Считать нужно для передних и задньiх катков отдельно и взять большее число.
  12. +1
    12 ноября 2024 11:37
    Никто не вспомнил о рисунке " протектора" гусеницы.
    Согласитесь , это важный размер величины тягового усилия в паре грунт/ гусеница.
    Как летняя и зимняя резина на авто.
  13. +4
    12 ноября 2024 11:45
    Все таки главное для проходимости весь танка. От етого зависить через каких по качеству дорог и мостов он пройдет.
    Из за етого било ограничение веса советских танков до 50 тон.
  14. 0
    12 ноября 2024 14:00
    не обязательно танкистов грузить формулами. Надо знать ,что у танка удельное давление на грунт меньше ,чем у человека. Следовательно, где человек провалится, танк будет ехать.
    Танк переезжает пластиковую полторашку с водой, и не давит ее. Человека переезжает и раскатывает его в блин ,буквально делая труп плоским. Вот практические знания.
  15. +2
    12 ноября 2024 15:28
    Среднее удельное давление на грунт — показатель, который мало чего показывает
    Кроме среднего удельного давления гусениц танка на грунт есть еще показатели о которых даже не догадываются диванные танкисты и многие дипломированные инженеры. Это скорость и способ удаления грязи из гусениц. Для примера танк Т-64 гораздо проходимое по грязи чем Т-72. А все дело в том что у Т-64 грязь самоудаляется из гусеницы во время движения через отверстия в самой гусенице и в проем между катками. А вот у Т-72 грязь попавшая между катком и гусеницей будет мотыляться там очень долго и сковывать движение как сковывает движение грязь налипшая на обувь рыбака. Из более древних примеров. Во время ВОВ у танков Шерман грязь из гусениц не самоудалялась ввиду особенностей конструкции. В мемуарах фронтовиков есть эпизоды когда во время боя приходилось под огнем противника кувалдой и ломом выковыривать из гусениц Шермана налипший чернозем.
    1. 0
      12 ноября 2024 16:32
      способ удаления грязи из гусениц.

      и в проем между катками.

      Ну что за косноязычие.
      Можно же и нормально сказать, что обвод не распирает грунтом благодаря узкому катку.
      Но этот же узкий каток ухудшает устойчивость гусеницы.
      1. +2
        12 ноября 2024 16:51
        Ну что за косноязычие.Можно же и нормально сказать,
        Можно одну и ту же техническую характеристику объяснить по разному. Можно объяснить это для узких специалистов. Можно объяснить для образованных специалистов. Можно объяснить это популярно для диванных экспертов. Тут на ВО основная масса это диванные эксперты и не все знают что такое обвод и каток и поэтому я написал популярно.
    2. 0
      13 ноября 2024 18:12
      у Т-64 грязь самоудаляется из гусеницы во время движения через отверстия в самой гусенице
      на т-72 вот уже как 25 лет устанавливается новая гусеница - - тоже легче, лучше самоочищаются, более износостойкие, более жёсткие.
      и потом - гусеница может оказаться не только в грязи, но и в песке - где т-64 со своей ходовой проигрывает. а у нас 3\4 мира - в песке, а т-72 эксплуатируется по всему миру..
      опять же гусеница т-72 - шире , и потом же опять - массы танков растут - без модернизации ходовой т-64 не выжить.
      1. 0
        13 ноября 2024 20:20
        и потом - гусеница может оказаться не только в грязи, но и в песке
        В статье которую мы обсуждаем разговор идет совсем не о песке, а о донбасском черноземе который часто становится мулякой.
        .
        а т-72 вот уже как 25 лет устанавливается новая гусеница - - тоже легче, лучше самоочищаются, более износостойкие, более жёсткие
        Возможно гусеница и самоочищается, но я в телеге танкисты пишут что у Т-72 на катках собирается огромный комок грязи и этот комок сам не сываливается
        1. 0
          14 ноября 2024 05:56
          В статье которую мы обсуждаем разговор идет совсем не о песке, а о донбасском черноземе
          где именно? не заметил.

          видео

          это украинский ремонтник.
          он сам говорит, что лента т-64 хуже, так как сама лента хрупче из-за отверстий и узких опорных катков - наехал на пенёк и всё - приехали. "и так уже было не раз". этого уже достаточно, чтобы положить ленту т-64 на лопатки.
          .
          то, что комок грязи на т-72 между опорных катков хуже сваливается - он особо не мешает - "мощности у т-72 хватает на перемотку". а вот про то, что удельное давление в районе катков т-64 выше, он почему-то не учитывает.
          .
          на венцах различие потому, что высота зубов зацепления разная и просто визуально всё смотрится по-разному - увеличить их несложно - просто внести в чертёж изменения и отлить длиннее, но конструкторы на это не пошли.
          .
          "тягали они т-72" - ну так и две Нивы тягают друг друга по лесу.
          1. 0
            14 ноября 2024 21:50
            это украинский ремонтник.
            я почему то не уловил у него в разговоре южнорусского говора.
  16. +2
    12 ноября 2024 15:59
    немецкая «Пантера», оставлявшая в два раза меньшую по глубине колею, чем лёгкий американский танк М5А1.
  17. +1
    12 ноября 2024 16:24
    У военных обычно есть таблицы проходимости грунтов для разных локаций и времени года. Военные топографы этим занимаются напрямую с геодезистами. От них и пляшут.
  18. 0
    12 ноября 2024 16:47
    Среднее удельное давление на грунт на то и среднее чтобы можно было его легко рассчитать и сравнить с другими БМ. Статейка высосана из пальца, а информация взята из старых источников. Таким макаром можно и про мощность двигателя написать, что она не о чем. Так как эта характеристика слабо дает представление о скоростных характеристиках БМ. Потому что мощность указывается пиковая, причем она теоретически достижимая в идеальных условиях на валу. На практике же совсем другое получается. А на ведущую звезду даже этого не доходит, так как потери в трансмиссии значительные. И считать ее надо на тонну веса.
  19. +1
    12 ноября 2024 19:57
    Надо когда-то заканчивать с этой тавтологией "среднее УДЕЛЬНОЕ давление".
    Вот в работах Платонова употребляется "среднее давление на грунт", и это правильно, потому что давление - это уже есть удельное усилие (в нашем случае вес на единицу площади опорной поверхности).
  20. 0
    12 ноября 2024 23:18
    Танки грязи не боятся! Они сразу но храбро тонут! wink
  21. +1
    12 ноября 2024 23:21
    Как-то утихли комментарии что мосты не выдержат западных танков и осенняя земля.
  22. 0
    13 ноября 2024 07:38
    немецкая «Пантера», оставлявшая в два раза меньшую по глубине колею, чем лёгкий американский танк М5А1

    Ничего удивительного. Пантера отличалась шахматным расположением опорных катков, которое примерно в два раза сокращало провисание опорной части гусеницы по сравнению с традиционной схемой. Это позволяло более равномерно распределить давление на грунт и существенно повысить проходимость. Зато такая схема создавала значительные сложности в обслуживании.
  23. 0
    16 ноября 2024 11:43
    спасибо, прочитал с интересом
  24. 0
    16 ноября 2024 14:46
    Не раскрыты темы статической и динамической нагрузки.