«Лейтенантская проза» – Борис Васильев

4
11 марта 2013 года в возрасте 88 лет скончался известный российский писатель Васильев Борис Львович. Этой статьей мы открываем серию материалов о поколении советских, а позднее российских писателей, которые смогли пережить Великую Отечественную войну, а позднее рассказать нам о ней на страницах своих книг. Позднее их произведения назовут «лейтенантской прозой». Писателей не зря называют инженерами человеческих душ, эти люди, прошедшие войну, вытянувшие счастливый билет судьбы, постарались максимально ярко показать весь тот ужас и боль, через которые прошла наша страна и люди. Сегодня многие их произведения входят в школьную программу и являются классикой отечественной литературы.

Они писали «окопную правду», показывая страшную реальность войны, которая вытесняла фанфарную браваду и идеологические установки. На первом плане в их произведениях всегда был человек, часто он был наделен обычными, негероическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом. Многие из этих писателей: Борис Васильев, Василь Быков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Виктор Астафьев относятся к поколению 1923-1924 годов рождения. До 1945 года доживет лишь 3% их сверстников, а им, выжившим в той страшной войне, выпал уникальный шанс рассказать живущим о своем поколении, о тех, кто так навсегда и остался «Навеки девятнадцатилетними» и тех, кто «В списках не значился».

Борис Васильев

Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Его отцом был кадровый офицер царской, а впоследствии и Красной Армии – Васильев Лев Александрович, матерью писателя была Алексеева Елена Николаевна, происходившая из старинного дворянского рода, который был связан с именами Пушкина и Толстого. Удивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Стоит признать, что с детства Борис Васильев родился под счастливой звездой.

Позднее сам Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия. И по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать. При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.
«Лейтенантская проза» – Борис Васильев

Уже в самые первые дни войны Борис Васильев уходит на фронт добровольцем в составе отдельного истребительного комсомольского батальона. 3 июля его батальон был переправлен в район Смоленска, где должно было развернуться грандиозное встречное сражение. Здесь будущий писатель попадает в окружении, из которого он смог выйти только в октябре 1941 года. После этого Васильев попадает в лагерь для перемещенных лиц, откуда его сначала отправляют в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую школу, которую он и оканчивает. После этого писатель продолжает службу в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.

При этом начало литературной деятельности выдалось не самым обнадеживающим. Первая пьеса писателя под названием «Танкисты» (1954 год), рассказывающая о сложностях смены поколений в послевоенной армии, не прошла цензуры и была запрещена Главным политическим управлением армии. Несмотря на это Васильев не опустил рук и уже вторая его пьеса «Стучите и откроется» была поставлена в армии – на Черноморском флоте и в группе советских войск в Германии.
Кадр из фильма "А зори здесь тихие"

Одновременно с этим Н. Ф. Погодин приглашает писателя на работу в сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям, написанным Борисом Васильевым, ставятся фильмы «Очередной рейс» (1958) и «Длинный день» (1960). Помимо этого он принимал участие в написании сценария к одному из культовых советских фильмов – «Офицеры». И все же деятельность сценариста не делала его жизнь беззаботной. Ради заработка он принимал участие в написании сценариев для только появившейся тогда передачи КВН (Клуб веселых и находчивых), а также занимался сочинением подтекстовки для киножурналов «Иностранная хроника» и «Новости дня».

Непросто складывалась и судьба первого прозаического произведения автора – повести «Иванов катер» (1967). Данное произведение Твардовский принял для публикации в «Новом мире», но после его смерти повесть почти 3 года пролежала в его редакционном портфеле, увидев свет только в 1970 году. Однако к тому моменту в журнале «Юность» №8 за 1969 год вышла повесть Василия Быкова «А зори здесь тихие», которая сразу же принесла писателю всесоюзную известность.

История о гибели девушек на войне, простота или, скажем так, простой, локальный характер описываемых в повести действий переключили внимание читателя на внутренние переживания героев данного произведения. Личность выходила здесь на первый план. Можно даже сказать, что это был пример сентиментальной военной прозы. При этом «сентиментальность» данного произведения уравновешивалась достоверностью описаний, той самой правдой, которая отличала людей, самих прошедших войну.

И повесть, и позднее снятый по ней Станиславом Ростоцким фильм получил всеобщее признание и любовь зрителей. Картина стала обладателем Государственной премии СССР. В 1973 году данную ленту в Советском Союзе посмотрели 66 млн. человек, в 1972 году фильм выдвигался на «Оскар». Помимо этого данная картина является одним из самых любимых советских фильмов в Китае. Данный фильм нравилась лично Дэн Сяопину.
Кадр из фильма "Аты-баты шли солдаты", сценарий Бориса Васильева

В своих произведениях Борис Васильев не старался щадить своего читателя: концовки его книг были в основном трагичны, так как он считал, что искусство не должно играть роль утешителя, его главная функция – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить в человеке совесть, учить его доброте и сочувствию. Этот найденный способ, собственный стиль, в основе которого лежало глубокое переживание военного опыта, был у писателя наиболее ценным. При этом относилось это не только к его военной, но и к «мирной» прозе. В этом плане хрестоматийным представляется роман «Не стреляйте в белых лебедей». Который стал еще одной трагической и пронзительной историей, в которой несмотря на совершенно другое время и другую тему, читатель может услышать эхо минувшей войны, пережитой писателем. В этом произведении видится система ценностей, мировосприятия и взгляды человека, пережившего войну.

Тему войны и судеб поколения, для которого Великая Отечественная война навсегда осталась главным событием в жизни, Борис Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» (1974 год), «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986), «Завтра была война» (1986) и многих других. В своей повести «В списках не значился» писатель увековечил подвиг защитников Брестской крепости. В 1995 году по данной повести был снят художественный фильм «Я русский солдат».

Герои многих его книг и киносценариев – это жертвы исполинского насилия, бороться и противостоять которому у них часто нет сил, но и проигрывать ему они не могут и не хотят. Именно таким героем является молодой лейтенант Коля Плужников из произведения «В списках не значился». Данный герой является воплощением фразы Гёте «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Лейтенант, даже оставшись совсем один, продолжает свою борьбу с немцами в Брестской крепости, в то время, когда немецкие войска уже стоят на пороге Москвы. При этом герой Васильева выходит из сражения победителем, не смотря ни на что – а солдаты и офицеры вермахта отдают ему честь.

Всего из-под пера Бориса Васильева вышло более 50 различных художественных произведений, по которым впоследствии было снято 15 фильмов. За свою деятельность Борис Васильев был награжден многими орденами и медалями. В частности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы, орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени. Васильев являлся лауреатом Государственной премии СССР и премии Президента России, премии Союза писателей Москвы «Венец», Независимой премии движения им. академика Сахарова «Апрель», Российской академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «За честь и достоинство».

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2013/03/11/vasiliev
http://ria.ru/analytics/20130311/926762813.html
http://top.rbc.ru/society/11/03/2013/848632.shtml
http://www.rg.ru/2013/03/11/biografiya-site.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dimarm74
    +2
    14 марта 2013 07:06
    "...дивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. ..."
    Ничего удивительного, еще одно доказательство того, что репресси не носили массового характера. И всех подряд офицеров царской армии не стреляли.
    Кстати писатель фронтовик Виктор Некрасов тоже из дворянского рода. Его книга "В окопах Сталинграда" издана в 1946 году, а в 50-е по ней снят художественый фильм. Свирепый Сталин даже не думал ее запрещать, а наоборот, способствовал ее изданию. Произведения В.Некрасова запретил Никитка....который как нам рассказывают, лицом к народу повернулся.
  2. dimarm74
    0
    14 марта 2013 07:07
    "...дивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. ..."
    Ничего удивительного, еще одно доказательство того, что репресси не носили массового характера. И всех подряд офицеров царской армии не стреляли.
    Кстати писатель фронтовик Виктор Некрасов тоже из дворянского рода. Его книга "В окопах Сталинграда" издана в 1946 году, а в 50-е по ней снят художественый фильм. Свирепый Сталин даже не думал ее запрещать, а наоборот, способствовал ее изданию. Произведения В.Некрасова запретил Никитка....который как нам рассказывают, лицом к народу повернулся.
  3. galiullinrasim
    +1
    14 марта 2013 14:02
    да никитка натворил делов до сих пор в деревнях его лают то кукурузу то укрупнения то мелиорация и пр
  4. AK-47
    +1
    14 марта 2013 21:02
    Васильев навсегда останется в нашей памяти честным и благородными человеком, как и герои о которых он писал в своих произведениях.
  5. +1
    17 марта 2013 19:01
    Хорош был писатель Борис Васильев, вечная ему память.
    Но не все он писал о войне, а только то что пропускала цензура. Страшная правда той «Лейтенантской прозы», тех огненных кровавых лет осталось не отраженной, к сожалению. А может осталось что-нибудь еще в архивах, неизданного этого талантливого писателя? Ведь огонь войны и боль павших обожгли его душу.
    Об этом можно судить, хотя бы по "Ваньке ротному" Александра Шумилина, тоже неизданного из-за страшно описанных сцен войны, о гибели наших солдат из-за ошибок командования, о тех рядовых солдатах войны - офицеров и солдат сражающихся "на передке", в окопе и погибших в своем большинстве, не доживших до Победы, но отдавших за нее единственную свою жизнь.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»