Египетские русские сфинксы

8 935 37
Египетские русские сфинксы
Восточный сфинкс


Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они, как будто, слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест.

Валерий Брюсов

Египтология в России. А было так, что в Петербурге, у правого берега Невы, возле самого здания Академии художеств, бросил якорь корабль под итальянским флагом. На борту было написано «Буэна сперанца» – «Добрая Надежда» – название, популярное среди моряков того суеверного времени, твёрдо веривших, что как корабль назовёшь, так он и плавать будет. Зеваки, а их всегда у кораблей немало, а в то время было даже больше, чем сейчас, да и мелкобогатые господа, вышедшие на свой утренний променад, сразу же обратили внимание на несколько необычную возню на судне, да и на пристани, словно привёз этот корабль нечто необычное. И они не ошиблись, и подойдя к причалу поближе, были и впрямь вознаграждены за своё любопытство невиданным зрелищем. Из трюма на канатах вытащили огромного каменного зверя! А за ним и второго, что было уж совсем удивительно – где только двух таких одинаковых нашли?




Изображение сфинкса в российской печати 1832 года. Умели тогда рисовать, умели...

А день спустя «Добрая Надежда» уже снялась с якоря, зато на берегу теперь стояли два египетских сфинкса, изваянных из розового гранита, и два ящика с глыбами камня, предназначавшегося для заделки возможных повреждений.

Добыт этот камень был в Ассуанских каменоломнях. А потом, в XV веке до нашей эры, фараон Аменхотеп III приказал этих сфинксов изваять и поставить перед своим заупокойным храмом неподалёку от «колоссов Мемнона».

Тысячелетия спустя от храма остались лишь руины, но зато в 1828 году нашёлся предприимчивый александрийский грек-торговец древностями, который их откопал, присвоил и выставил на продажу.

Шампольон, находившийся в это время в Египте, был первым европейцем, который их увидел, и не только увидел, но и восхитился этими сфинксами «прекраснейшей работы», как он написал в одном из писем. А ещё он написал, что нашёл в них

«новое подтверждение того, тысячу раз засвидетельствованного факта, что египетские статуи и барельефы представляют собою подлинные портреты тех древних царей, чьи надписи начертаны на этих памятниках.»


Восточный сфинкс на фоне восходящего солнца!

Затем один из сфинксов поставили на плот из пальмовых брёвен и во время разлива Нила отвезли в Александрию на продажу. Тут-то его и увидел Андрей Николаевич Муравьев — молодой офицер и современник И. П. Бутенева, участник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. После заключения мира он решил «отдохнуть от ратных дел» и отправился путешествовать, причём начал с Востока. В Александрии, куда он попал где-то в 1839 году, его

«поразил колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами и привезенный из Фив.»

Узнав, что сфинкс продаётся, А. Н. Муравьев подумал, что… купить его должна Россия. Он написал русскому послу, приложив к письму рисунок сфинкса, а тот переслал его Николаю I. Тот, как некоторые наши последующие руководители и вожди, отнюдь не стал изображать всеведения и строить из себя знатока искусств, а обратился к специалистам в Академию художеств с запросом, «полезно ли будет сие приобретение?». Понятно, что Академия художеств ответила «да». После этого решили перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, а сфинксов установить по обеим её сторонам на пьедесталах.

Мобильных телефонов тогда не существовало, и пока шла переписка, «хитромудрый» грек продал их французскому правительству, которое вознамерилось поставить их в Париже. Но тут на помощь России пришла сама Судьба! Во Франции вспыхнула очередная революция, и правительству стало не до сфинксов.


Жаль, что бороду он потерял в незапамятные времена. Но всё равно красив!

И тогда их купила Россия и заплатила за них 40 000 рублей. Теперь нужно было как-то доставить их в Санкт-Петербург. С учётом того, что каждый из них весил около 1440 пудов или 23 000 килограммов. Пришлось заняться наймом корабля и его модернизацией. Невозможно было и подвести судно к самому берегу, поэтому из брёвен соорудили большую плавучую пристань. И само судно пришлось переделывать: в несколько раз увеличили люк, чтобы сфинксы опустить прямиком в трюм. Пришлось выпиливать сначала балки, поддерживавшие палубу, а затем ещё семь балок междупалубного перекрытия. В трюме установили настил из толстых брёвен и ими же укрепили края люка, ставшего просто огромным.

Погрузка сфинксов на корабль началась 29 мая 1831 года. И первый же сфинкс оборвал толстые канаты, и рухнул на палубу, повредив и мачту, и один из бортов. А лопнувшие канаты в свою очередь попортили правую часть головы сфинкса, у которого от середины шеи до макушки прошла глубокая борозда.

Пришлось заново укреплять пристань и чинить подъёмный кран, а сфинкса на восьми брёвнах-катках из пальмового дерева закатили в трюм. Причём все брёвна-катки страшной тяжестью были сплющены и так и остались под сфинксом до самого конца плавания.


Лицо восточного сфинкса

Второго сфинкса удалось спустить в трюм уже без происшествий и поставить спиной к первому. А чтобы они не изменили своего положения во время качки, не столкнулись друг с другом и не пробили бортов, вокруг них соорудили прочные клети из балок. Отдельно в ящиках ехали снятые с их голов короны и камень для починки, который тоже пришлось покупать. Плавание продолжалось год! И всё это время следовало опасаться, что в какой-нибудь шторм судно пойдёт ко дну, как это уже случалось при перевозке египетских древностей в Европу. Однако всё обошлось благополучно! Но когда сфинксов привезли, набережная и постаменты для них ещё не были готовы. И пришлось им два года стоять в Круглом дворе Академии художеств.

Набережную построили в 1834 году, сфинксов поставили, но их история на этом не закончилась. В том же 1834 году талантливый художник М. Н. Воробьев изобразил их на своём известном полотне «Вид пристани с египетскими сфинксами днём», настолько они его впечатлили.

А вот российских египтологов заинтересовали высеченные на сфинксах тексты: те две большие надписи, что опоясывают каждую скульптуру. Длина текстов – от 5,5 до 6,5 метра. И ещё две короткие надписи можно увидеть у сфинксов на груди и перед их лапами.

Прочесть такие крупные и чёткие иероглифы (а высота каждого знака около четверти метра!) большого труда не составило. Все эти надписи являлись титулатурой Аменхотепа III. В них он назывался «могучим тельцом, воссиявшим в правде», «царём Верхнего и Нижнего Египта», «Сыном Ра, любимцем его», «Владыкой вечности, которому дана жизнь, долговечность, счастье, здоровье» – в общем, всё как у братьев Стругацких в «Попытке к бегству» – «Могучий… с ногой на небе и на земле!».


А это, как видите, хвост!

Такие надписи на статуях фараонов – дело обычное. Но учёных заинтересовало то, что некоторые иероглифы были тщательно выскоблены и заменены на другие. То есть уже в глубокой древности эти надписи корректировались и исправлялись. И работа делалась наспех, небрежно, с нарушением правил письма. Одно слово исправляли, но внести поправки в другое, связанное с ним грамматически и по смыслу, забывали. И получались в тексте нелепые словосочетания и грубые ошибки.


Западный сфинкс на фоне восходящего солнца

В общем-то, это сообщение, прежде всего, должно обрадовать тех, кто считает, что вся египетская культура – это… подделка. Хотя кому понадобилось её подделывать в 1830 году, когда ей особо никто и не интересовался, неизвестно. А главное – зачем сначала подделывать надпись, потом её ковырять и исправлять, а затем… вновь восстанавливать написанное прежде. Как говорится – игра не стоит свеч! И так бы всё сошло…

Причём бросается в глаза, что одни иероглифы написаны очень красиво и ясно, а вот другие же изображены кое-как, явно другой рукой. И зачем же так поддельщикам так подставляться? Более того, за новыми иероглифами кое-где проступают остатки старых. Словно в ученической тетради, когда неверную запись соскоблили лезвием бритвы, а затем поверх неё написали другую.

Но даже там, где надписи была тщательно отполированы, учёные тоже нашли исправления, которые определили по разной глубине иероглифов. То есть, исправляя текст, древние мастера срубали камень, вот разная глубина у них и получилась.


Надпись на сфинксах. Русская... Сделана в 1843 году

Но загадка оказалась легко разрешимой. Ведь эти сфинксы стояли в Фивах перед заупокойным храмом Аменхотепа III. А у него был сын – Аменхотеп IV, который взял себе имя Эхнатон и своей религиозной реформой перевернул весь Египет с ног на голову. По его приказу везде, где только можно, стирались имена старых богов и прежде всего бога Амона. Вот скульптурам его папеньки и досталось: сначала с них стёрли имя Амона, заменив на Атона, а затем уже стирали имя Атона и заменяли опять на Амона! Стирались также изображения священных животных, которым поклонялись египтяне. А что поделать? Революции и контрреволюции оставляют свой след даже на граните!


Колонны, добавляющие набережной шарма

То есть традиция борьбы с памятниками очень древняя, это не только изобретение сегодняшнего дня. Ну а сфинксы как украшали наш город на Неве, так и продолжают его украшать!

P.S.


Автор и администрация сайта выражают персональную благодарность петербуржцу Николаю Михайлову за предоставленные им фотографии сфинксов!
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 ноября 2024 05:15
    Сфинксы, которые могут быть старше самой Балтики и Невы
    1. +6
      10 ноября 2024 07:43
      Цитата: тлауикол
      Сфинксы, которые могут быть старше самой Балтики и Невы

      И не говорите... Это вполне может быть!
    2. +9
      10 ноября 2024 08:11
      14 век до н.э. это всего 3000 лет назад. Берега Балтики уже давно сформировались, а вот с Невой на этот счёт есть разные мнения, но основное русло было именно таким.
      Полное название Императорская Академия художеств.
    3. +1
      16 декабря 2024 20:05
      Цитата: тлауикол
      Сфинксы, которые могут быть старше самой Балтики и Невы

      Балтика это - море, Нева - река. Сфинксы старше моря и реки?
  2. +8
    10 ноября 2024 08:41
    У Аменхотепа 4( Эхнатон)главной женой была знаменитая Нефертити .И Эхнатону приписывают отцовство над знаменитым Тутанхомоном.Нефертити родила Эхнатону 6 девочек,а жён у него было много.Эхнатон ввёл " санкции " против отца,а Тутанхомон аналогично поступил с Эхнатоном,разрушил все начинания папы.Это у них семейное.Вячеслав Вам ни чего не известно про пустотелого сфинкса ,который был установлен в правлении этих троих в пустыне .Это место казни - внутри к верх ногами подвешивали наказуемых и они там висели немного мумифицируясь .По крайней мере до начала 19 века он там был в пустыне. Откуда я это взял - попадалась книга ГДРовского профессора египтолога ,где он описывает время царствования этих троих Фараонов.
    1. +3
      10 ноября 2024 09:29
      Цитата: tralflot1832
      .Вячеслав Вам ни чего не известно про пустотелого сфинкса ,который был установлен в правлении этих троих в пустыне .Это место казни - внутри к верх ногами подвешивали наказуемых и они там висели немного мумифицируясь .

      Первый раз о таком слышу.
      1. +3
        10 ноября 2024 09:43
        Да тоже искал на просторах интерната хоть что то по этому сфинксу - не думаю что немец это выдумал.
  3. +8
    10 ноября 2024 08:55
    После этого решили перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, а сфинксов установить по обеим её сторонам на пьедесталах

    Заботились государи о красоте столиц и просвещении граждан
    А лопнувшие канаты в свою очередь попортили правую часть головы сфинкса, у которого от середины шеи до макушки прошла глубокая борозда.

    не думаю, что пенька могла повредить гранит. тут что-то другое...
  4. +14
    10 ноября 2024 09:22
    МОРСКОМУ КОТУ.

    Брат!... Ты мой брат,
    мой товарищ...
    Прости, задержусь ненадолго,
    на тлеющих углях дымных пожарищ
    всё одно --
    не живётся толком...
    Уходя, оглянись!...
    Костя, оглянись!
    Знак... Есть! Вспышка Сверхновой --
    замечен!
    Там, где бездонная звёздная высь,
    жизни тебе --
    вечной!
    1. +10
      10 ноября 2024 09:31
      Цитата: депрессант
      МОРСКОМУ КОТУ.

      Брат!... Ты мой брат,
      мой товарищ...
      Прости, задержусь ненадолго,
      на тлеющих углях дымных пожарищ
      всё одно --
      не живётся толком...
      Уходя, оглянись!...
      Костя, оглянись!
      Знак... Есть! Вспышка Сверхновой --
      замечен!
      Там, где бездонная звёздная высь,
      жизни тебе --
      вечной!

      Да, следует нам всем сказать: прими ты, Господи, душу его в светлые селения свои.
      1. +10
        10 ноября 2024 09:44
        прими ты, Господи, душу его в светлые селения свои.

        Дорогой Вячеслав Олегович!
        Глубокая благодарность Вам за то, что поддержали меня. И... одно дело, когда воин погибает в атаке. Пуля в сердце, и душа отлетела! Но то, как уходил Костя, -- это слишком для светлой души. Скорбь моя безмерна. И Вы как человек большой доброты и разума понимаете, почему я обозначила своё горе под вашей статьёй. Вечная память! Молчать не стало сил. А по статье -- пока не говорится, не стучится по клавишам. Пусть мои дорогие друзья говорят...
        Мне необходимо время, чтобы отойти от потери. Мир стал тусклым.
        1. +9
          10 ноября 2024 10:23
          Мир стал тусклым.

          Да и сайт,смею заметить,не будет прежним.По крайней мере,можно говорить о рубрике *История*.*Морского кота* будет не хватать.Увы,увы и ещё раз-увы.
          1. +12
            10 ноября 2024 10:48
            Цитата: АрхиФил
            Морского кота* будет не хватать.

            потрясен известием...
            Умный, добрый, ироничный, справедливый...
            Бесконечно жаль.......
            1. +5
              10 ноября 2024 10:52
              Бесконечно жаль.......

              Да, Андрей,да!Это так.
          2. +11
            10 ноября 2024 19:38
            По крайней мере,можно говорить о рубрике *История*

            Да и разделу "вооружение", Сережа, будет не хватить грамотных комментариев бывшего штатного специалиста по огнестрельному оружию Государственного Исторического Музея РФ Константина Корнеевича Пилипенко известного на сайте как Морской Кот.
            Светлая память, Царствие ему Небесного, земли пухом, а у друзей он всегда останется в светлой памяти
    2. +8
      10 ноября 2024 10:21
      жизни тебе --
      вечной!

      А ведь это первые публичные слова скорби и сожаления от потери Константина на сайте.Спасибо Вам дорогая Людмила Яковлевна! hi
      1. +4
        10 ноября 2024 10:25
        Спасибо Вам

        Друг мой... Сейчас я немного занята, отпишусь в личке.
        Пусть наши товарищи говорят о сфинксах -- в них души мастеров, создавших это чудо. Говоря о сфинксах, мы поминаем мастеров.
        1. +4
          10 ноября 2024 10:29
          сфинксах

          Я так понимаю,что наш уважаемый автор Вячеслав Олегович *подхватил знамя* безвременно ушедших московских прогулок и нас ждут не менее интересные *петербургские хроники*.Прекрасная идея! hi
          1. +5
            11 ноября 2024 00:43
            Тема питерских историй весьма объемна. Поэтому кое-что можно добавить о сфинксах.
            Пара уточнений по этому символов Петербурга, пристани Академии Художеств, которую украшают два древнеегипетских сфинкса.

            Первый проект этой пристани появился в рамках составленного инженером Е. А. Адамом проекта продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста.
            Справка Егор Андреевич Адам родился в 1794 году. Воспитанник института Корпуса инженеров путей сообщения, куда поступил 13 ноября 1811 года и выпущен с производством в поручики 11 июня 1812 года.
            В 1820 г. произведён в майоры и назначен 17 апреля 1822 г. управляющим дирекцией дорог в Царскосельском уезде. С этого времени, приведя дороги около загородных Императорских резиденций в отличное состояние, Адам сделался известным императору Николаю І и 27 июня 1828 года определён преподавателем в институт корпуса путей сообщения.
            При начале русско-турецкой войны император Николай I вытребовал его в действующую армию, в главную квартиру близ Ясс. Отсюда он отправился к Дунаю и, произведя осмотр и съемку берегов, а также островов этой реки, у Гирсова построил плашкоутный мост, по которому войска переправлены через Дунай. Вторую переправу Адам устроил у Силистрии, а между Варной и Бальчиком построил госпиталь.
            Определенный 22 апреля 1829 года директором военных сообщений 2-й армии и 31 декабря 1829 г. произведенный в полковники «за отличие», Адам с 1831 г. находился в комиссии по постройке набережной Невы в Санкт-Петербурге.
            17 января 1834 г. Адам назначен строить Банковский мост на Екатерининском канале. В том же году, окончив гранитную набережную от Исаакиевского моста до здания Академии художеств, с пристанью сфинксов, Адам получил 22 мая Высочайшую благодарность, а 15 июня орден св. Владимира 3-й степени.

            Адам предложил устроить у Академии пристань, схожую со спуском к воде, расположенным у Кунсткамеры.
            Это предложение было опротестовано архитектором К. А. Тоном.
            Он доказывал, что спуску у Кунсткамеры «могут уподобляться некоторые пристани по Мойке, Екатерининскому каналу и Фонтанке, между тем как на Неве-реке противу здания Академии требуется пристань гораздо величественнее и приличнее к огромному Академическому зданию».
            Справка. Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж. Б. Валлен-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утверждён, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырёх лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор "для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились".
            В 1831 году Тон разрабатывает проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе» (его утвердили 4 октября).
            Сперва предполагалось, что пристань будет выступать по отношению к набережной, чтобы не прерывать линию тротуара. Однако работы в русле Невы были достаточно трудоемкими, и после консультации с П. П. Базеном Тон врезал пристань в массив набережной.
            Украшением пристани должны были стать конные группы, сделанные по образцу парижских «Укротителей коней» скульптора Г. Кусту. Создать модели было поручено скульптору П. К. Клодту. Однако выяснилось, что отливка статуй будет стоить 425 тысяч рублей, что Академии Художеств было явно не по карману. В итоге, конные группы, созданные Клодтом, украсили не пристань Академии, а Аничков мост. Правда, не сразу. Император Николай I дважды дарил парные скульптуры работы барона Петра Клодта (ещё до установки на Аничковом мосту). Одна пара была подарена Неаполитанскому Королю, а другая в Берлин. Их установили перед порталом IV Королевского дворца (со стороны Люстгартена)
            Вместо коней на пристани установили пару сфинксов, удачно купленную в Египте.
            История приобретения сфинксов описана в статье. В итоге за 64 тысячи рублей Россия перекупила статуи (упоминают и 45 тысяч руб). Они прибыли в Петербург в мае 1832 года.
            Узнав о закупке сфинксов, О. Монферран предложил свой проект пристани. В дополнение к сфинксам он предложил установить статую бога Озириса, однако его проект не прошел.
            Работы по созданию пристани завершились в 1834 году.
            На груди, между лапами сфинкса и вокруг плинта высечены иероглифиченские надписи. Надписи на постаментах представляют собой титулы и восхваления фараона Аменхотепа III. Надписи были расшифрованы в 1912 г. молодым египтологом В. В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю. Я. Перепелкин, а затем его ученик, ныне профессор СПбГУ - А. Л. Вассоевич.
            Восточный сфинкс
            Надпись со стороны набережной: "Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор Золотой, бык царей, повергающий Девять луков, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, подобие Ра перед Обеими землями, Хор благой, владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, могущество, здоровье; [радуется сердце его подобно Ра, в вечности]".
            Надпись со стороны Невы: "Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, царь, великий творениями, владыка чудесного, никогда не делалось подобного предками, открытого лишь отцу его, Амону, Владыке престолов Обеих земель, поместивший в сердце знание, подобно Тоту, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Неб [маатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь подобно Ра в вечности]".
            Надпись на груди и меж лап сфинкса: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра".
            Надпись перед лапами сфинкса: "Да живет Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра".
            Западный сфинкс
            Надпись со стороны набережной: "Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырем небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра".
            Надпись со стороны Невы: "Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности".
            Надпись на груди и меж лап сфинкса: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель".
            Надпись перед лапами сфинкса: "[Да живет] Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен[хотеп], властитель Фив, [возлюбленный] Амоном-Ра".
            (Девять луков - метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра - тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III - родовое имя фараона.)

            Помимо сфинксов, пристань украшают бронзовые жирандоли, отлитые по эскизу Тона на Ижорских заводах мастером П. П. Геде.
            Надо отметить, что сочетание нескольких проектов при строительстве привело к интересному стилевому смешению в оформлении .
            Две ступени, поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями. Четыре бронзовых грифона стоят попарно по сторонам скамей. Туловище грифона как бы утоплено в гранитной плите.
            Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники (жирандоли) (по рис. арх. К. А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезаны листья и стебли растений. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильник античного типа. Светильники отлиты на Колпинском заводе мастером П. П. Геде.
            В XIX-м веке грифоны были утрачены и вновь их восстановили при реставрации пристани в 1958-1960 годах по проекту архитекторов И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и Г.Ф. Цыганкова.
            В наши дни пристань архитектурным украшением набережной, но так было не всегда. Во времена ее строительства лодки активно использовались для переправы через Неву. Говорят, работа лодочниками была традиционным приработком натурщиков Академии Художеств.
            1. +3
              11 ноября 2024 07:10
              [quote=balabol]Тема питерских историй весьма объемна. Поэтому кое-что можно добавить о сфинксах.
              Замечательное дополнение. Большое Вам спасибо!
      2. +11
        10 ноября 2024 12:30
        Константин (Морской кот) умер? Очень жаль. Скорблю со всеми. А сколько лет ему было?
        1. +6
          10 ноября 2024 14:32
          Цитата: Авиатор_
          А сколько лет ему было?

          72. Но в прошлом году он потерял жену...
          1. +7
            10 ноября 2024 15:40
            72. Но в прошлом году он потерял жену...
            Семьдесят семь.
            1. +2
              12 ноября 2024 18:59
              "семьдесят семь",нашему охраннику,20- будет 76 ,а сдоровее меня будет .
              Он,ходячая иллюстрация,что экскременты не тонут
    3. +2
      12 ноября 2024 18:53
      Людмила Яковлевна, у нас с Вами,были "прохладные" отношения,но спасибо,Вам,за Ваши слова . Я,бы так ,не смогла сказать
  5. +8
    10 ноября 2024 13:17
    И напутствие нам всем. Словами Шекспира:
    "Я всегда чувствую себя счастливым. Ты знаешь, почему? Потому что я ничего ни от кого не жду. Ожидания всегда боль... Жизнь коротка... Так что люби свою жизнь... Будь счастлив... И улыбайся... Перед тем, как говорить, слушай... Прежде чем писать, думай... Перед тем, как тратить деньги, заработай... Перед тем, как молиться, прощай... Перед тем, как делать больно, почувствуй... Перед тем, как ненавидеть, люби... Перед тем, как умереть, живи!"
    Сфинксы созданы людьми, любящими свой труд и плоды своего труда -- да не разрушатся! Пусть живут вечно!
    А чтоб так было -- мне ли говорить, как должно быть. Каждый знает.
  6. +2
    10 ноября 2024 13:17
    La coiffe égyptienne est une extrapolation du bicorne, le fait qu'on ait trouvé du tabac sur certaine momie, nous indique que la réalité n'est pas ce qui paraît, pour ceux qui sont prédisposés à une étude plus approfondie des circonstances qui sont devenues les fondements de notre réalité, une étude de la Melancholia de Dürer est particulièrement essentielle.
  7. +2
    10 ноября 2024 23:21
    «В Александрии, куда он попал где-то в 1839 году»
    «Погрузка сфинксов на корабль началась 29 мая 1831 года»
    Уважаемый автор, поправьте, пожалуйста, первую дату. А за статью большое спасибо. good
    1. +2
      11 ноября 2024 07:14
      Конечно в 1829-ом... Невнимателен бываю, увы.
  8. +1
    12 ноября 2024 18:34
    Коллеги, добрый вечер
    Я,потрясена: "дядя Костя"умер !
    Когда,он умер??!
    С 5 октября,мне , честно говоря было не до сайта. "Маленькая"была уже на 9 месяце, когда ушла в декрет. Я, очень,переживала за будущего внука и забросила сайт .
    Теперь , Эдик (Эдгар,Верон)дома.
    Я,вспомнила о сайте и случайно,увидела, что "дяди Кости"нет .
    Мне
    1. +1
      12 ноября 2024 18:39
      Вячеслав Олегович, простите,что забыла, с Вами поздороваться. И поблагодарить Вас, за проделанную работу. Известие, о смерти "дяди Кости"меня оглушило.
    2. +2
      12 ноября 2024 18:39
      Когда
      что "дяди Кости"нет
      ,,,25 октября
      1. +2
        12 ноября 2024 19:28
        Мы с камрадами узнали только тридцатого. Извини, что тебя не оповестил.
        1. +3
          12 ноября 2024 20:07
          3x3zsave
          0
          Сегодня, 20:28

          Мне ,,Фил,, писал 5.11
          1. +2
            12 ноября 2024 23:43
            Фил - хороший камрад, в отличии от меня. Он никого не забыл из старой тусовки.
            1. +1
              13 ноября 2024 15:35
              Он никого не забыл

              Спасибо Антон!
              Да собственно мы все здорово всполошились когда Константин Кузьмич перестал выходить на связь.Как там у Кинчева?*Мы-вместе!*
            2. +1
              13 ноября 2024 15:37
              в отличии от меня.

              Не согласен.Не согласен категорически! hi hi hi