Английские предки советских торпедных катеров

8 798 47
Английские предки советских торпедных катеров
Первый торпедный катер? Почти...


По критерию наличия ДВС первым торпедным катером можно считать «миноноску Льюиса Никсона». Эти 35-тонные катера в 1904 году американская фирма «Флинт» предложила ведущей войну на Дальнем Востоке России. Русские адмиралы не раздумывали ни минуты — корабли нужны были «здесь и сейчас», и весной 1905 года фирма отправила в Империю десять миноносок.



Это были корабли водоизмещением 35 тонн, с деревянным корпусом. Два «газолиновых мотора» мощностью 300 лошадиных сил были способны разогнать корабли, вооружённые одним поворотным торпедным аппаратом калибром 450 мм и двумя пулемётами, до вполне приличной на тот момент скорости в 20 узлов. Особенно радовало военных моряков отсутствие дыма — скрытность миноносок Никсона была значительно выше, чем у паровых аналогов. По сути дела, от классических торпедных катеров их отличал только поворотный торпедный аппарат, расположенный за рубкой, в середине корпуса.

Поскольку катера прибыли весной 1905 года в Севастополь, то добраться до Владивостока до конца войны они уже не успели. Служили «газолинки» долго, но... не по назначению! В 1918 году катера — законсервированы, в 1937 — возвращены к жизни, но в качестве малых охотников за подлодками. В качестве транспортных судов некоторые использовались ещё в 50-е годы.

Сама же «тема» продолжения не получила. Проблема была не в «газолинках», а в устаревании самого класса миноносок — на их место пришли более крупные, мореходные и лучше вооружённые миноносцы. Вторую жизнь они получили уже во время Первой мировой войны под названием «торпедные катера». Причины появления нового-старого класса кораблей делятся на военные и технические. К первым стоит отнести тот факт, что боевые действия в значительной степени перешли на мелководье: в Адриатику, Ла-Манш и французское побережье. Плюс — очень плотное минирование: катера с осадкой в метр могли действовать на минных полях, а всё, что крупнее — уже нет.

А ко вторым... Торпеда к началу Первой мировой войны стала значительно более грозным оружием, чем была ещё в Русско-японскую. Парогазовые силовые установки позволили поднять их скорость с 26-32 узлов до 40-42, дальность хода с 1-2 до 6-8 километров, масса заряда ВВ выросла с 80-90 кг до 110-130 кг, а пироксилин заменил куда более мощный гексоген или тротил. От такой «рыбки» было уже куда сложнее уклониться, да и выживаемость после её попадания становилась гораздо проблематичнее.

Кроме того, появились реданные глиссеры — скоростные катера с двигателями внутреннего сгорания. Идею реданных судов выдвинули ещё в 70-е годы XIX века, а первый глиссер построил французский инженер Шарль Даламбер в 1897 году. Но производство лучших в мире гоночных глиссеров развернула английская компания «Торникрофт». Именно ей и было поручено создание торпедного катера...

К 1915 году немецкие подлодки стали серьёзной угрозой для британского судоходства, но поиск и уничтожение их в море казались английским адмиралам делом более сложным и затратным, чем рейд в базу с потоплением десятков подлодок за раз. Проблема была в том, что подходы к базам подлодок были плотно минированы, а близлежащая акватория контролировалась береговыми батареями. Выход предложили молодые офицеры Бремнер, Хемпден и Энсон: атака торпедными катерами!


Миранда-4 гоночный глиссер — прообраз английских торпедных катеров

Получив заказ на «прибрежные моторные катера» (Costal Motor Boat — CMB), Джон Торникрофт решил взять в качестве образца собственный реданный глиссер «Миранда-4», развивавший скорость 35 узлов. Наверное, поэтому с его верфи сошли не просто торпедные катера с деревянным корпусом, а торпедные катера с корпусом из красного дерева — по-дорогому!


40-футовый торпедный катер от Торникрофта

Первой партией стали «40-футовые» CMB. Это были маленькие кораблики с водоизмещением всего в 5 тонн! Двигатель мощностью 250-275 лошадиных сил разгонял их до скорости 30 узлов с полной нагрузкой. Само собой, с таким водоизмещением большой эта нагрузка быть не могла: на корме катера в лотке лежала одна 456-мм торпеда. Пуск осуществлялся при помощи поршня, который под действием заряда в два килограмма чёрного пороха сталкивал торпеду за корму винтами вперёд. После чего командир катера должен был резко отворачивать, дабы не получить в корму собственную «рыбку». Помимо торпеды на катере стоял спаренный пулемёт калибра 7,62 мм. Экипаж катера составлял 4-5 человек. Мореходность... Слова «так себе» будут вполне подходящими для её описания: экипаж катера работал мокрым с ног до головы — катер часто скрывался за завесой из поднятой им же воды. Первый заказ Адмиралтейства составил 12 катеров, но вскоре заказ был расширен, и всего на службу в Роял Нэви стало 39 40-футовых СМВ.

Размер 40-футовых катеров был выбран неслучайно: считалось, что они смогут размещаться на шлюп-балках крейсеров и таким образом получат радиус действия, ограниченный радиусом действия носителя. Но Торникрофт понимал, что одна торпеда для катера — немного, но главное — плохая мореходность существенно снижает его боевую ценность. Поднять её в заданном водоизмещении было невозможно, поэтому он решился на строительство увеличенной модели.

Надо сказать, что к этому времени 40-футовые СМВ успели получить боевое крещение. 8 апреля 1917 года немецкие эсминцы обстреляли Дюнкерк. Поскольку предыдущими обстрелами портовые сооружения были сильно разрушены, выйти на бой с вражескими кораблями имели возможность только торпедные катера. Четыре СМВ вышли из гавани и атаковали немецкие эсминцы, потопив один и повредив ещё два.


55-футовый СМВ от фирмы «Торникрофт»

Торникрофт решил, что торпедному катеру не обязательно иметь возможность подниматься на шлюпбалках — он вполне может быть применён из базы, успешно защищая собственное побережье от вражеских кораблей. А значит — можно проектировать мореходные катера! И появились 55-футовые СМВ. Они имели водоизмещение 11 тонн, 2 бензиновых мотора по 375-450 лошадиных сил давали скорость 40-42 узла, но главное — на корме в желобах лежало две торпеды калибром 456 мм. Корпус, по-прежнему выполнявшийся из красного дерева, имел выпуклую палубу, которая заметно улучшала его аэродинамические характеристики. Впрочем, приемлемой мореходности Торникрофту добиться так и не удалось...


Английские «яхты» в Терриоках

55-футовый СМВ проектировался для борьбы с немецким флотом, но первыми его серьёзными жертвами стали советские корабли. В мае 1919 года в финский порт Терриоки (Зеленогорск), на бывшую базу Императорского яхтклуба, в обстановке строжайшей секретности прибыл отряд из семи 55-футовых и одного 40-футового катера. Экипажи прибыли в гражданской форме одежды и выдавали себя за яхтсменов и гонщиков. За первые несколько недель в Финляндии англичане совершили 13 разведывательных рейдов, а потом... В июне белогвардейцы подняли мятеж на кронштадтских фортах Красная горка и Серая лошадь, красный Балтийский флот вышел для обстрела мятежных фортов. Англичане решились атаковать.


Бронепалубный крейсер «Олег» — первая жертва английских «яхтсменов»

Целью атаки был назначен линкор «Петропавловск», но моряки-балтийцы были не лыком шиты — линкор постоянно менял место дислокации, и отследить корабль английским разведчикам никак не удавалось. Первая попытка атаки сорвалась из-за поломки гребного винта 40-футового катера. Поэтому 16 июня 1919 года на разведку отправился один 55-футовый катер — СМВ-4 лейтенанта А. Эгара. Возле Толбухина маяка командир катера обнаружил бронепалубный крейсер «Олег» и решил, что лучше синица («Олег») в руке, чем журавль («Петропавловск») в небе, после чего атаковал. СМВ-4 удалось незамеченным пройти мимо кораблей охранения и выпустить торпеду с расстояния 2,5-3 кабельтова в левый борт крейсера. Взрыв произошёл в районе кочегарки, и «Олег» затонул через 12 минут после попадания торпеды.

Самое интересное, что катер верхней вахтой был замечен (через 15-20 секунд после пуска торпеды), но принят за рубку подлодки. В принципе, эту ситуацию можно считать стандартной: в темноте торпедные катера регулярно принимали то за подлодки, то за самолёты (моторы звучат похоже!). Удачная атака «Олега» стала для англичан поводом организовать налёт на Кронштадтский рейд и атаку стоящих там кораблей РККФ. Сразу отмечу, что описания дальнейших событий у различных их участников (в том числе с английской стороны) выглядят по-разному, но это нормально: в горячке боя каждый запоминает своё, было бы странно, если бы они были полностью идентичны.


Схема рейда английских СМВ на Кронштадт, выполнена на фото, сделанном с английского гидроплана

На рассвете 18 августа 1919 года семь 55-футовых, один 40-футовый торпедные катера и 8 гидропланов с авиаматки «Винидиктив» атаковали кронштадтский рейд. Надо сказать, что подготовились англичане основательно: весь июль английские гидропланы не только бомбили Кронштадт, но и проводили разведку. Были сделаны фотографии кронштадтской гавани, намечены цели: линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск», тяжёлый крейсер «Рюрик» и плавбаза подлодок «Память Азова». При этом атаки были только с воздуха, поэтому всё внимание моряков-балтийцев было отвлечено на отражение авианалётов, и торпедные катера они проморгали, приняв звук их моторов за моторы самолётов.


Потопленная в ходе Кронштадтской побудки «Память Азова»

Бомбежка началась в 3:45. На кораблях Балтфлота тут же была объявлена воздушная тревога, между тем торпедные катера уже приближались ко входу на рейд. На внешнем рейде был оставлен один катер под командованием Эгара, а остальной отряд Клода Добсона строем клина вошел в гавань.

Нужно отдать должное выучке «братишек», в 4:20 катера обнаружил эсминец «Гавриил»: его атаковал один из катеров, но торпеда прошла мимо, ответным огнем эсминец катер потопил. Три катера прорвались во внутреннюю гавань, их пулеметы поливали палубы стоящих здесь кораблей, вызывая панику у подвергшихся внезапному нападению экипажей.

СМВ-79 лейтенанта Бремнера сумел торпедировать плавбазу подводных лодок — старый бронепалубный крейсер «Память Азова». Катер СМВ-31 лейтенанта Мак-Бина пустил две торпеды по линейному кораблю (предредноуту) «Андрей Первозванный», после чего пустился наутек, но попал под огонь кронштадтских фортов и был поврежден.

СМВ-88 был освещен прожектором и обстрелян из пулемета, погиб командир, лейтенант Дагнель-Рид и двое матросов. Принявший командование лейтенант Гордон Стил сумел самостоятельно выпустить обе торпеды и, по его словам, попал в «Андрей Первозванный» и «Петропавловск».

СМВ-72 лейтенанта Бодли не смог выпустить торпеду по сухому доку, но взял на буксир поврежденный катер Добсона (по другим сведениям — СМВ-86 лейтенанта Говарда) и вывел его из-под обстрела (на внешнем рейде катер пришлось взорвать).

СМВ-62 лейтенанта Брейда столкнулся на входе в гавань с катером Бремнера, только что атаковавшим русские корабли, в результате на нем погибли двое матросов, а СМВ-79 стал тонуть. Катер, командование которым принял неугомонный лейтенант Бремнер, попытался атаковать торпедами «Гавриил», но промахнулся. А комендоры эсминца — нет, и катер утопили, Брейд погиб, раненый Бремнер попал в плен.

Седьмой катер выпустил торпеды «в ту степь» и ушел из гавани. В 4:35 бой, продолжавшийся четверть часа, был окончен.


Схема расположения пробоины на линкоре «Андрей Первозванный»

Итоги «Кронштадской побудки» были неоднозначны. Англичане потеряли шесть катеров из восьми: три уничтожены огнём эсминца «Гавриил», один затонул после тарана, ещё у двух при отходе загорелись двигатели (скорее всего, повреждённые огнём, как на катере Добсона), и их пришлось взорвать. Потери — 75 процентов! Но... За шесть уничтоженных катеров красному флоту пришлось заплатить потопленным крейсером «Память Азова» (да, старым, но для РККФ на тот момент любой плавающий пироскаф был на вес золота) и повреждённым «Андреем Первозванным» — одним из сильнейших кораблей Балтфлота (англичане докладывали, что попали и в «Петропавловск», но по советским документам, линкор попаданий не получил).


СМВ-62, потопленный эсминцем «Гавриил» и поднятый 13 сентября 1919 года

А один из потопленных катеров был поднят и внимательно изучен флотскими специалистами. После чего по требованию Реввоенсовета Балтийского флота были начаты работы по созданию собственных торпедных катеров. Причём «Кронштадтская побудка» сыграла негативную роль в развитии ВМФ СССР: торпедные катера были сильно переоценены, и в 30-е годы советский флот стал развиваться... несбалансированно, с большим уклоном в сторону катеров.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 ноября 2024 05:10
    Неплохая компиляция из известных произведений. Явных ляпов в статье не проглядывается, но, вежливые люди, публикуя подобное, обычно размещают в конце статьи список исходной литературы. Источников вдохновения, так сказЯть.
    1. +10
      12 ноября 2024 08:27
      Гм… я конечно не молод, но, не настолько стар, что бы помнить «Кронштадскую побудку». Само-собой писал по источникам! Насчет списка литературы… Это не научная работа, а публицистика - жанр не предусматривающий обязательной публикации списка использованной литературы.
  2. +5
    12 ноября 2024 05:16
    Причём «Кронштадтская побудка» сыграла негативную роль в развитии ВМФ СССР: торпедные катера были сильно переоценены, и в 30-е годы советский флот стал развиваться... несбалансированно, с большим уклоном в сторону катеров.

    А что? Были какие то другие варианты в тех условиях? Если уж говорить о негативном влиянии, так выражалось оно в чрезмерном увлечении скоростью и, соответственно, увлечении строительством алюминиевых глиссеров, мало мореходных и очень хлопотных в эксплуатации.
    Кроме того, превосходная, просто великолепная стрельба Гавриила, показала, что скорость и маневренность не являются панацеей, важнее скрытность, а вот с этим у катеров с кормовыми желобными ТА дело обстояло очень не очень.
    1. +2
      12 ноября 2024 08:36
      Варианты есть всегда. Тот же самый прототип Г-5 стали проектировать в 1928, если не ошибаюсь, а массово строить уже в 30-е годы. К тому времени был, чисто в качестве мысленного эксперимента, выбор: например, пойти по пути строительства мониторов на манер финских. Сложно сказать, от чего было бы на Балтике больше пользы - от стай «москитов» или нескольких мониторов… Что до увлечения скоростью в ущерб всему остальному - «за» обеими руками! Постройка чего-либо вроде тех же «шнелльботов» была бы однозначно полезнее…
      1. +3
        12 ноября 2024 09:10
        Да уж, с Г-5ым, мне кажется, несколько увлеклись, получив на выходе очень неоднозначный аппарат! Катер, который и по прямому назначению сложно использовать (все таки, желобковый пуск, это анахронизм, уже в то время, а с учетом той же МЗА, на кораблях, хочется назвать вредителем того кто заказал во флот эти катера), так и в качестве транспорта, очень проблематичен!
      2. +3
        12 ноября 2024 15:02
        Цитата: Летучий_Голландец
        К тому времени был, чисто в качестве мысленного эксперимента, выбор: например, пойти по пути строительства мониторов на манер финских.

        Кхм... мы говорим о строительстве мониторов той самой промышленностью, которая до конца 30-х не смогла даже увеличить углы вертикального наведения уже существующих в железе башен "Севастополей"? Башни "Полтавы" уехали на батарею № 981 с оригинальными УВН - 25 градусов максимум, так что для увеличения дальности пришлось извращаться с облегчёнными снарядами.
        Чем вооружать МН будем? MK-1-180?
        Если же взять проектирование и постройку кораблей по отечественным проектам, то можно вспомнить тихий ужас на испытаниях ЛД "Ленинград", после чего ЛД был принят флотом и поставлен на три года к достроечной стенке завода для устранения выявленных недостатков.
        Цитата: Летучий_Голландец
        Постройка чего-либо вроде тех же «шнелльботов» была бы однозначно полезнее…

        Движки где брать? Отечественные конструкторы ТКА могут рассчитывать только на серийные авиадвигатели.
        1. +2
          12 ноября 2024 19:55
          Ну так, вместо двух АМ-34 можно было и три поставить, но вопрос не в том: до 1933 года у нас было весьма плотное военное сотрудничество с Веймарской Германией, насколько я помню (здесь могу ошибиться), "Люрсен" закидывала удочку на продажу лицензии на "шнелльботы", я думаю, лицензионное производство оных вполне потянули бы. Заодно и "даймлеровские" движки по лицензии научились бы делать...
          1. 0
            13 ноября 2024 11:00
            Цитата: Летучий_Голландец
            "Люрсен" закидывала удочку на продажу лицензии на "шнелльботы", я думаю, лицензионное производство оных вполне потянули бы. Заодно и "даймлеровские" движки по лицензии научились бы делать...

            Я скорее поверю в доводку до ума авиационных дизелей Чаромского. smile
      3. 0
        12 ноября 2024 20:52
        Были более мореходные исходники фирмы Элко, нет уперлись в "полавки".
  3. +2
    12 ноября 2024 06:09
    Здесь описано развитие катеров для стрельбы торпедами, а сейчас в наше время получается развитие торпеды к катерам, управляемым дистанционно. БЭКи. Развитие флота и авиации идёт к безэкипажным боевым средствам. soldier
    1. +2
      12 ноября 2024 11:09
      Цитата: Солдатов В.
      . Развитие флота и авиации идёт к безэкипажным боевым средствам. soldier

      Вы, вероятно, удивитесь, но советский ВМФ прошёл этот этап в конце 30 - начале 40 годов. Радиоуправляемые "безэкипажники", кстати, на базе Г-5 даже в начале ВОВ поучаствовали.После чего оборудование радиоуправления с них демонтировали и укомплектовали обычными экипажами. Как не вспомнить, что "история развивается по спирали"
      1. +2
        12 ноября 2024 15:06
        Цитата: Ermak_Timofeich
        Радиоуправляемые "безэкипажники", кстати, на базе Г-5 даже в начале ВОВ поучаствовали.

        Где успели?
        На КБФ катера волнового управления простояли у причалов вплоть до прихода приказа о демонтаже приёмного оборудования системы ВУ и возврате катеров к нормальному управлению. Причина проста - носителями передающего оборудования системы были "амбарчики", которые даже для "Арадо" были летающей мишенью. Стройная теория дистанционного управления ТКА разбилась о проблему необходимости завоевания господства в воздухе в операциях по применению ТКА ВУ.
        1. 0
          12 ноября 2024 15:14
          Где успели?

          На Черноморском флоте, в 1943 еоду. Все случаи применения неудачны из-за проблем с самолётами управления.
          Текст вставлять не буду, он объёмный. Даю ссылку:
          https://tech.wikireading.ru/4

          P.S. А Вы про Балтику пишете..
          1. +2
            12 ноября 2024 16:37
            Цитата: Ermak_Timofeich
            На Черноморском флоте, в 1943 еоду. Все случаи применения неудачны из-за проблем с самолётами управления.
            Текст вставлять не буду, он объёмный. Даю ссылку:

            Спасибо.
            Очень напоминает попытки применения дистанционно управляемых самолётов в 1942 г. До войны - всё работало. В боевой обстановке - единственная операция, закончившаяся неудачей из-за потери управления.
      2. +1
        12 ноября 2024 20:18
        Да, Бекаури был большим специалистом в этом вопросе, но... конкурентом Туполева. На чём и погорел.
  4. +2
    12 ноября 2024 06:47
    Спасибо за статью, Герхард!
    Конечно, против плохо охраняемой базы атака удалась на 50%. Один из активных линкоров ДОта был выведен из строя. Но куда интереснее выводы, сделанные из этой атаки.
    Получилось, что атаковать корабли в базе лучше либо торпедами с самолётов (скорость выше), либо сверхмалыми подводными лодками (выше скрытность).
    Англичане всё это воплотили в жизнь. 11.11.1940 г. они атаковали главные силы Итальянского флота в Таранто, а 22.09.1943 г. "Тирпиц" был атакован британскими "Миджетами". Впрочем для быстроходных, в т.ч. торпедных, катеров в этой войне работы было предостаточно.
    1. +3
      12 ноября 2024 08:20
      Доброе утро! Работы торпедным катерам всех стран во Второй Мировой войне хватало, но, работали они по большей части не по основному предназначению. Разведка, высадка десантов (и диверсантов), борьба с подлодками… Те же советские катерники мало чего потопили (в сравнении с количеством построенных катеров), но пользы принесли очень много именно выполняя не свойственные им задачи.
    2. +2
      12 ноября 2024 15:19
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Получилось, что атаковать корабли в базе лучше либо торпедами с самолётов (скорость выше), либо сверхмалыми подводными лодками (выше скрытность).
      Англичане всё это воплотили в жизнь.

      Англичан лучше в качестве примера не брать - эти монстры летали на том, что летать не должно, и атаковали там, где практически не было шансов. Например, экипаж "Бофорта" капитана Кеннета Кэмпбелла атаковал в одиночку "Гнейзенау" прямо в гавани Бреста, успев сбросить отправившую ЛК в ремонт торпеду за секунды до гибели.

      Если же брать их в качестве примера, то окажется, что наиболее успешную атаку кораблей в базе провели горизонтальные бомбардировщики со сверхтяжёлыми бомбами, использовавшимися нештатным образом (бомба-камуфлет в роли бронебойной). smile
  5. +2
    12 ноября 2024 09:23
    Хорошая статья о малоизестных событиях. Помнится, в Военно-морском музее ,когда он здании Биржи находился, были представлены обломки одного из британских катеров. Представлены ли они в нынешнем музее, не знаю, там вообще много чего отсутствует.
    1. 0
      12 ноября 2024 09:30
      Я в старом был ещё школьником, а в новом и вовсе не был. Надо будет посетить...
    2. +3
      12 ноября 2024 11:14
      Цитата: belost79
      представлены ли они в нынешнем музее, не знаю, там вообще много чего отсутствует.

      В 2015 году лежали в бывших Крюковских казармах. Сейчас - не знаю.
  6. +3
    12 ноября 2024 09:40
    . За шесть уничтоженных катеров красному флоту пришлось заплатить потопленным крейсером «Память Азова» (да, старым, но для РККФ на тот момент любой плавающий пироскаф был на вес золота) и повреждённым «Андреем Первозванным» — одним из сильнейших кораблей Балтфлота (англичане докладывали, что попали и в «Петропавловск», но по советским документам, линкор попаданий не получил).
    .
    При всём уважении с Автором не соглашусь.
    1. Память Азова как боевая единица в качестве крейсера была ничтожна, на протяжении почти всей Первой мировой использовалась как стационарная база для подводных лодок Балтийского флота. Последний раз в море выходила самостоятельно ещё в 1911 году.
    2. Андрей Первозванный (названный автором предрендоутом» вместо сложившегося в отечественной литературе - «додрендоута») однозначно не пережил резки на металл в Германии. Его актуальность умерла с появлением «сверхдоегдоутов» ещё 1915 году. Нормальный калибр линкоров уже достиг 15-16 дюймов в сериях Баден, Куин Елизавет и Измаил. Количество орудий главного калибра достигало 9-12 единиц (в искл. случаях даже14).
    Отечественные Гангуты с 12дюймовыми орудиями фактически были первенцами нашего флота и отвечали реалиям 1910-1914 годов.
    Андрей Первозванный устарел ещё на стапеле.
    1. +2
      12 ноября 2024 20:26
      Ну, в состав ДОТа входила даже "Аврора", ценность которой была не велика уже в 1905 году, так что и "Память Азова" на тот момент некоторую ценность представляла. Что до "Андрея Первозванного", то он реально был вторым по силе кораблём БФ. Не потому что был хорош, а потому, что кроме него был в строю только "Петропавловск". "Гангут", по-моему, точно не вспомню, был уже законсервирован к тому времени, "Полтава" - сгорела, "Гражданин -Цесаревич" - постарше "Андрея Первозванного"...
  7. +1
    12 ноября 2024 09:46
    . А один из потопленных катеров был поднят и внимательно изучен флотскими специалистами. После чего по требованию Реввоенсовета Балтийского флота были начаты работы по созданию собственных торпедных катеров.
    .
    Туполев из английских наработок использовал только желобковый тип торпедного аппарата. Для формы корпуса «АНТ-Первинца» был взят поплавок гидросамолета. Конструкция была из кольчуголюминтя (дюралюминий). Первые советские деревянные торпедные катера Д-2 (позже Д-3) были репликами итальянцев, а не англичан.
    1. +2
      12 ноября 2024 15:05
      Первые советские деревянные торпедные катера Д-2 (позже Д-3) были репликами итальянцев, а не англичан.

      К разработке этих торпедных катеров Туполев никакого отношения не имел. Торпедные катера Д-2 не были первыми советскими деревянными. Первыми были ДТК, представлявшрми собой Г-5 в "деревянном исполнении".
      Туполев из английских наработок использовал только желобковый тип торпедного аппарата. Для формы корпуса «АНТ-Первинца» был взят поплавок гидросамолета.

      У Туполева дипломная работа называлась "Расчет гидроаэроплана". Поэтому все его глиссеры и катера, начиная с АНТ-1, спущенного на воду в 1921 году, имели форму поплавка. А так же реданные выступы, как у британских торпедных катеров.
    2. 0
      12 ноября 2024 20:15
      Ну что же Вы так набросились... У Советской Российской республики опыта в строительстве ТК не БЫЛО, от слова АБСОЛЮТНО!!! Вот и учились на чужом( по Бисмарку). Зато сейчас потомки: Ракетный катер проекта 1241рэ «Молния», Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» —Вам этого мало???
    3. +1
      12 ноября 2024 20:28
      Согласен, но я не о том: после Кронштадской побудки переоценили сам класс "торпедные катера", целиком. Не будь её, я думаю, что их строили бы в куда меньших количествах...
  8. 0
    12 ноября 2024 09:56
    . По сути дела, от классических торпедных катеров их отличал только поворотный торпедный аппарат, расположенный за рубкой, в середине корпуса.

    Различие торпедных катеров и было в водоизмещении и машине (первые были меньше и с ДВС), вторые больше и с паровой машиной. Резонно торпедные катера первых серий сравнивать с минными катерами, тогда остаётся только одно отличие - машина! К слову если бы не революция 1917 года - торпедные катера так и остались у нас минными. Впрочем процесс «наращивания жирка» у военных катеров и кораблей имеет место и сегодня. См. Эскадренный эсминец - Резвый 1903 года в 450 тонн и современный «Утюг» в 12000 тонн.
    1. +1
      12 ноября 2024 22:25
      Цитата: Коте пане Коханка
      См. Эскадренный эсминец - Резвый 1903 года в 450 тонн и современный «Утюг» в 12000 тонн.

      Современные эсминцы не являются миноносцами, это дестроер. А если сравнивать с Резвым то уж какой нибудь корвет.
  9. -2
    12 ноября 2024 10:22
    В Великую Отечественную в городе Сосновка Кировской области наладили выпуск таких катеров для БалтФлота. Они собрали неплохую жатву.
    1. +2
      12 ноября 2024 20:32
      Да, но это говорит о достоинствах экипажей, а не техники. У немцев на "шнелльботах" урожай был пообильнее (впрочем, это ни о чём не говорит: немцы воевали против англичан, у которых было что топить, а мы против немцев, особого флота на ЧФ, БФ и СФ не имевших (на Север линкоры пару раз заходили, но до из маршрутов катерами было никак не дотянуться).
  10. 0
    12 ноября 2024 13:42
    Цитата: belost79
    Хорошая статья о малоизестных событиях.

    ????? В смысле, малоизвестных? Для кого?!
  11. -1
    12 ноября 2024 13:44
    Цитата: Летучий_Голландец
    жанр не предусматривающий обязательной публикации списка использованной литературы.

    А как быть с самоуважением?
    1. +2
      12 ноября 2024 20:43
      Если буду писать диссертацию, непременно приложу список использованной литературы, но пока таких планов нет. Повторюсь, это - не научная работа. И здесь не реферируемый журнал, типа "Известий Российской академии наук" за публикацию в котором можно получить научное звание.
  12. 0
    12 ноября 2024 13:51
    Цитата: Коте пане Коханка
    Туполев из английских наработок использовал только желобковый тип торпедного аппарата. Для формы корпуса «АНТ-Первинца» был взят поплавок гидросамолета. Конструкция была из кольчуголюминтя (дюралюминий). Первые советские деревянные торпедные катера Д-2 (позже Д-3) были репликами итальянцев, а не англичан.

    Гидродинамику Андрей Николаич взял у нагличан, редан. Материал корпуса, вещь вторичная. Туполев деревянных самолётов никогда не строил и опыта работы с деревом у него не было. Да и напряжно было в СССР с красным деревом.
    Катера же серии Д отличались не только материалом корпусов, но и гидродинамикой.
    С кого содрано и содрано ли вообще, сказать не берусь, в России была своя, очень даже неплохая школа гидродинамики.
    Кстати, и с деревом все было не так просто. Не ручаюсь за точные цифры, но если и ошибаюсь, то не на порядок. В стране было то ли пятьдесят, то ли семьдесят браковщиков, способных таксировать (так это вроде называется) пригодный для авиастроения лес.
  13. +2
    12 ноября 2024 13:52
    Цитата: Факапыч
    В Великую Отечественную в городе Сосновка Кировской области наладили выпуск таких катеров для БалтФлота. Они собрали неплохую жатву.

    В этом же, весьма удачном, корпусе строились малые охотники.
  14. +2
    12 ноября 2024 14:48
    Размер 40-футовых катеров был выбран неслучайно: считалось, что они смогут размещаться на шлюп-балках крейсеров и таким образом получат радиус действия, ограниченный радиусом действия носителя.

    Получается, что с тактической точки зрения первое поколение ТКА типа CMB - это развитие стандартных 40-футовых минных катеров в плане увеличения скорости.
    Причём «Кронштадтская побудка» сыграла негативную роль в развитии ВМФ СССР: торпедные катера были сильно переоценены, и в 30-е годы советский флот стал развиваться... несбалансированно, с большим уклоном в сторону катеров.

    Тут, скорее, дело не во флотских, а в промышленности. Развитие флота начала 30-х было вынуждено балансировать между военными соображениями ("надо! быстро! много! ещё вчера!") и возможностями судопрома (еле-еле сбудовали СКР, модернизацию ЛК с трудом провели по минимальной схеме). Плюс проблема с межтеатровым манёвром и судостроением на ДВ, вылившаяся в требования по вписыванию в ж/д габарит.
    Так что в конце 20-х - начале 30-х ВМФ мог получить только силы обороны базы - ТКА под авиационный двигатель и мобильные подводные ТА, сиречь ПЛ типа "М".
  15. BAI
    +2
    12 ноября 2024 19:06
    повреждённым «Андреем Первозванным» — одним из сильнейших кораблей Балтфлота

    Морально устаревший броненосец, хоть и выпуска 1912 года. Никакого сравнения с Гангутом и Петропавловском (потом Октябрьская революция и Марат, соответствено)
    1. +1
      12 ноября 2024 20:47
      "Гангут" к тому времени был, если не ошибаюсь, законсервирован, и "Андрей Первозванный" - второй по силе корабль БФ, после "Петропавловска" (который и был главной целью англичан, но - не срослось).
  16. -1
    12 ноября 2024 20:07
    Все выше сказанное, конечно логично. Но вспомните хотя бы Алекса́ндра О́сиповича Шабали́на, (4 ноября 1914 — 16 января 1982) — советский военно-морской деятель, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. Северный флот, торпедные катера и т.д. Воюют не числом, а умением!!!
  17. 0
    12 ноября 2024 20:45
    Цитата: Летучий_Голландец
    Если буду писать диссертацию, непременно приложу список использованной литературы, но пока таких планов нет. Повторюсь, это - не научная работа. И здесь не реферируемый журнал, типа "Известий Российской академии наук" за публикацию в котором можно получить научное звание.

    Вы не ответили на мой вопрос. Позволю себе его повторить: А как быть с самоуважением? Похоже, это чувство Вам незнакомо.
    1. Комментарий был удален.
  18. 0
    12 ноября 2024 20:47
    Цитата: BAI
    повреждённым «Андреем Первозванным» — одним из сильнейших кораблей Балтфлота

    Морально устаревший броненосец, хоть и выпуска 1912 года. Никакого сравнения с Гангутом и Петропавловском (потом Октябрьская революция и Марат, соответствено)

    Тем не менее, корабль был вполне боеспособен, имел сильное вооружение и отличное, для обстоятельств его использования, бронирование.
  19. 0
    12 ноября 2024 21:14
    Спокойно трубку докурил до конца,
    Спокойно улыбку стер с лица.

    "Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
    Сухими шагами командир идет.

    И слова равняются в полный рост:
    "С якоря в восемь. Курс - ост.

    У кого жена, брат -
    Пишите, мы не придем назад.

    Зато будет знатный кегельбан".
    И старший в ответ: "Есть, капитан!"

    А самый дерзкий и молодой
    Смотрел на солнце над водой.

    "Не все ли равно,- сказал он,- где?
    Еще спокойней лежать в воде".

    Адмиральским ушам простукал рассвет:
    "Приказ исполнен. Спасенных нет".

    Гвозди б делать из этих людей:
    Крепче б не было в мире гвоздей.
    Н.С .Тихонов

    https://pikabu.ru/story/gvozdi_byi_delat_iz_vas_6510040
  20. 0
    12 ноября 2024 21:41
    Строили москитные катера , а нужны были БДБ, раумботы и торпедники типа S ...
    1. +1
      13 ноября 2024 11:06
      Цитата: Shtat
      Строили москитные катера , а нужны были БДБ, раумботы и торпедники типа S ...

      Для которых нужны были двигатели и топливо.
      Вот Вам, товарищи конструкторы, ГАМ-34. А теперь изобретайте под него прибрежный флот.
  21. +1
    14 ноября 2024 04:27
    две торпеды по линейному кораблю (предредноуту) «Андрей Первозванный»

    Всё-таки - додредноуты будет правильней
  22. 0
    4 марта 2025 21:39
    Цитата: Летучий_Голландец
    Согласен, но я не о том: после Кронштадской побудки переоценили сам класс "торпедные катера", целиком. Не будь её, я думаю, что их строили бы в куда меньших количествах...

    Не будет ли нечто подобное с беспилотными катерами?