Шнелльботы - незаменимые пасынки Кригсмарине

21 927 64
Немецкий подход к торпедным катерам достаточно сильно отличался от итальянского, английского или советского. Если тогдашним мейнстримом в создании «москитного флота» было использование реданной схемы, то адмиралы веймарской республики (которую богатым государством назвать язык не поворачивается) ответственно и с умом подошли к разработке требований к будущему катеру. Поскольку действовать в будущей войне немецкому флоту предстояло в Ла-Манше, Северном море и тому подобных местах, где хорошая погода — редкость, то вместо погони за рекордной скоростью было решено строить крупные катера с хорошей мореходностью. То, что реданная схема хорошей мореходности не предполагает выяснили в ходе испытаний экспериментальных катеров фирм «Люрсен» и «Абекинг Расмуссен». К тому же, как выяснилось, на хорошей волне реданные корпуса начинали биться дном о волны и теряли скорость. В общем, корпус у будущих торпедных катеров с самого начала планировался водоизмещающий...

Шнелльботы - незаменимые пасынки Кригсмарине
Отто Кан инвестиционный банкир и лицо игры "Монополия"




Благо прототип подобного катера в Германии был уже создан в 1926 году. Это была построенная на верфи фирмы «Люрсен» яхта «Охека II». Яхту заказал для себя американский инвестиционный банкир немецкого происхождения, не коронованный «король Нью-Йорка», Отто Кан. Собственно говоря само название — аббревиатура от «Otto Herman Kahn». Мистер Кан любил отдыхать от трудов праведных на исторической родине, и - кататься по Рейну и Северному морю. Проблема в создании лодки была в том, что судно для Рейна должно иметь небольшую осадку, а для Северного моря — быть мореходным.

"Охека II", яхта Отто Кана: скромно и со вкусом


Инженеры «Люрсена» решили её, облегчив корпус яхты — использовали алюминиевый набор и деревянную обшивку. А, что бы яхта не «садилась кормой» на полном ходу - придали корпусу форму, постепенно уплощающуюся к корме и установили двигатели в передней части судна. В результате получился почти идеальной с точки зрения гидродинамики корпус. В движение яхту приводили три двигателя «Майбах VL II» мощностью 370 лошадиных сил каждый. Сочетание удачного корпуса и мощных двигателей позволили яхте выдать на мерной миле 34 узла — не плохо для прогулочного катера!

S-22 во время смотра. Война - впереди...


В общем, в 1929 году Рейхсмарине заказало себе такой же катер, но с парой торпедных аппаратов и зенитным пулемётом (впоследствии заменённым на 20-мм автоматическую пушку). Кроме того, пришлось увеличить водоизмещение — до 51 тонны, установить три бензиновых двигателя «Даймлер-Бенц» по 900 л.с. каждый и 100-сильный «Майбах» для экономического хода. Всё это позволило катеру дать 34 узла скорости при очень неплохой мореходности!

Поскольку, некий австрийский художник в Германии к власти ещё не пришёл, немецкие адмиралы, заказывая «Люрсену» катер, малость стеснялись того факта, что обходят Версальские ограничения. Поэтому, торпедные аппараты в обычное время закрывались деревянными щитами, которые снимали только во время реальных торпедных стрельб, а сам катер обозвали обтекаемо - «шнелльбот», выдавая его то ли за посыльное судно, то ли за охотник за подлодками и дали номер — S-1. Впоследствии было заказано ещё четыре «шнелльбота» S-2 — S-5 с аналогичными характеристиками, но с суммарной мощностью главных двигателей доведённой до 3300 л.с. Правда, большого прироста скорости это не дало: на большой скорости нос катера выходил из воды и возникало сильное брызговое сопротивление и замывание бортов. Впрочем, инженеры использовали «эффект Люрсена» - установили в потоке воды от двух крайних гребных винтов вспомогательные рули, что давало прирост скорости и катера смогли преодолеть рубеж в 36,5 узлов.

Помимо строительства шнелльботов для Рейхсмарине немцы активно строили их на экспорт: в Югославию, Китай и Болгарию было построено 13 торпедных катеров. Это позволило немцам отработать технологии строительства и испытать на катере дизельный двигатель (2 катера для Болгарии были дизельные), а главное — определиться с требованиями к торпедному катеру для собственного флота. Но, тут, откуда не возьмись, возникли проблемы...

Шнелльботы на службе Франсиско Франко


Дело в том, что шнелльботы — детище Веймарской республики и Версальских ограничений, а пришедшие к власти сторонники австрийского художника всё это — похерили. И адмиралы флота Германии, переименованного в Кригсмарине, азартно взялись за строительство недоступных ранее подлодок, эсминцев, крейсеров и линкоров! В этих условиях торпедные катера остались пасынками руководства Кригсмарине — есть, значит надо как-то использовать, но развивать это класс... А зачем? В результате, к началу войны у Рейха было 20 торпедных катеров (пять первых S-1 — S-5 — в 1938 году продали Испании), из которых 4 — учебные, а шесть были оснащены дизельным двигателем. Все шнелльботы были разбиты на две флотилии: I и II, соответственно.

Машинное отделение шнелльбота


Что представляли из себя шнелльботы? Это были крупные катера водоизмещением 51-124 тонны (от серии к серии водоизмещение росло) имевшие водоизмещающийй корпус с округлым дном в передней части и плоским — в задней. Длина катеров варьировалась от 26,8 до 34,94 метра, ширина — от 4,2 до 5,1 метра, осадка с 2,44 до 2,9 метров. Мощность каждого из трёх главных двигателей (по большей части фирмы «Даймлер-Бенц») росла с 900 л.с. до 3500 лошадиных сил на последних сериях. Максимальная скорость также увеличивалась в процессе совершенствования конструкции шнелльботов: с 34 до 45 узлов. Особое внимание немцы уделяли дальности плавания, если у первых катеров она не превышала 350 миль то на последних колебалась в районе 700-800 миль. Вооружение первых серий — два торпедных аппарата калибра 533 мм с боезапасом в 4 торпеды, одна 20-мм пушка и один пулемёт, на последних сериях могло доходить до 4 торпедных аппаратов и 6х30-мм орудий!

Мостик шнелльбота


Особенно впечатляет обитаемость шенлльботов. На немецких торпедных катерах были две каюты - для командира и офицеров, кают-компания, кубрик личного состава (правда, с системой «горячая койка» - спальные места имелись только для свободных от вахты), камбуз и два гальюна. Никакого сравнения со спартанскими условиями на английских и итальянских катерах, не говоря уже про советские Г-5, где мотористы несли вахту лёжа на боку, потому, что иначе в моторном отделении катера было не поместиться!

Первый бой шнелльботы дали во время проведений операции «Вайс» - захвата Польши. Им была поручена блокада Данцигской бухты, в ходе которой S-23 потопил польское лоцманское судно. А потом был захват Норвегии. Торпедные катера прекрасно справились с высадкой первой волны десанта, пройдя на высокой скорости под огнём норвежских и английских береговых батарей. После чего, чем только шнелльботы не занимались! Высаживали десанты, ставили мины, вели противолодочное патрулирование, сопровождали конвои транспортных судов, даже были задействованы в доставке глубинных бомб на истративших свой боезапас миноносцы. Вот только в торпедные атаки они не ходили, что весьма напрягало их командиров: вспомогательные задачи вырабатывали моторесурс двигателей, и к моменту появления «задач по специальности» его могло не остаться...

Эсминец "Келли" - первая жертва шнелльботов


Первый случай сходить в торпедную атаку шнелльботам выпал 24 апреля 1940 года. Воздушная разведка обнаружила английский лёгкий крейсер «Бирмингем» идущий в сопровождении семи эсминцев эвакуировать из Норвегии союзные войска. В атаку вышли все исправные торпедные катера в количестве четырёх единиц. Повезло S-41 (по некоторым данным S-21), который влепил торпеду в машинное отделение эсминца «Келли». Несмотря на то, что в результате попадания погибло 27 человек, эсминец остался на плаву, англичане четыре дня тащили его на ремонт в Англию и дотащили, но следующие 8 месяцев он провёл в доке. S-33 атаковал эсминец «Бульдог», но промахнулся. Тем не менее, свою задачу шнелльботы выполнили: вражеское соединение не выполнило поставленную задачу и вернулось на базу. Таким образом торпедные катера доказали свою пользу в качестве ударных кораблей: четыре шнелльбота сорвали крупную операцию. Этот бой дал «зелёный свет» на активное применение торпедных катеров Кригсмарине в южной части Северного моря.

19 мая 1940 года 9 катеров совершили переход в Голландию. Первую победу одержал ночью 21 мая S-31 сбивший своей 20-мм зениткой английский многоцелевой самолёт «Авро Энсон». Но вскоре атаки в районе Ньюпорта и Дюнкерка принесли шнелльботам и более солидную добычу. 23 мая 1940 года S-21 и S-23 потопили в Ла-Манше французский лидер «Ягуар»: получивший две торпеды корабль сумел выброситься на мель и был добит Люфтваффе.

27 мая началась операция «Динамо» - эвакуация союзных (ну, как союзных... английских по большей части) войск из Дюнкерка. Единственными кораблями, которые смог выставить против эвакуирующих транспортов Кригсмарине стали шнелльботы S-21, S-32, S-33 и S-34. 28 мая S-34 атаковал транспорт «Абукир», на борту которого было более 900 человек. Первый торпедный залп ушёл в «молоко», но на шнелльботах были запасные торпеды! Катер перезарядил торпедные аппараты и повторил атаку, на этот раз — удачно: с судна, затонувшего в течении минуты удалось спасти только 5 членов экипажа и 25 пассажиров. Англичане подняли скандал, заверяя, что «гунны» расстреливали плавающих в воде людей из пулемётов, но это, скорее всего — пропаганда, торпедные катера после атаки всегда отходили на полном ходу, а S-34, к тому же, истратил все торпеды, задерживаться в Канале ему было противопоказано.

29 мая S-30 потопил британский эсминец «Вэйтфул» (по некоторым данным S-30 потопил ещё и эсминец «Графтон», но англичане считают, что его потопила подлодка U-62). 31 мая S-23, S-24 и S-26 атаковали два французских лидера: «Сирокко» и «Циклон». «Сирокко» пошёл на дно сразу, «Циклону» торпедой оторвало нос, он сумел 5-узловым ходом добраться до Бреста, но вскоре был затоплен — что-бы не достался немцам.

Торпедные стрельбы


Стоит остановиться на тактике шенлльботов. Первоначально, когда тактика торпедных катеров ещё только разрабатывалась теоретически, планировалось, что «лидировать» - выводить в атаку шнелльботы будут миноносцы. На практике это оказалось не применимо полностью! Крупные корабли только демаскировали низкие и незаметные «москиты», которые с атакуемого корабля часто даже не замечали. А вот второе положение теории - работа в тёмное время суток, оказалось полностью оправданно. Торпедные катера по большей части именно ночами и работали — их эффективность в светлое время суток была значительно ниже. Особенно хорошо шнелльботам удавались засады. Самолёт разведчик докладывал об обнаружении конвоя, и на маршрут его движения выдвигалась флотилия немецких торпедных катеров. Она разбивалась на пары (пара была главным тактическим звеном шнелльботов, сработанные пары никогда не разбивали, даже из флотилии во флотилию переводили вместе) и поджидала конвой в заданном районе лежа в дрейфе или нарезая круги на малом ходу. После чего следовала быстрая атака. Если торпедировать намеченную цель сразу не удалось, шнелльбот перезаряжал торпедные аппараты и повторял атаку. Таким образом, в ночь с 4 на 5 сентября 1940 года у Грэйт-Ярмута I флотилией торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Бирнбахера был атакован британский конвой FS-271. Из 35 судов конвоя шнелльботы потопили 5 — отличный результат даже для «волчьей стаи» подлодок.

Шнелльбот рядом с потопленным судном, Балтика, начало войны


Не буду подробно освещать работу немецких торпедных катеров в Ла-Манше (отмечу только, что по её результатам часть Канала получила название «аллея шнелльботов») и на Средиземном море, потому что для нас гораздо актуальнее их участие в реализации плана «Барбаросса». На Балтику были переброшены I, II, III и V флотилии торпедных катеров. К боевым действиям они приступили ещё 21 июня 1941 года, выставив 30 мин на выходе из гавани Таллина. Командование Кригсмарине понимало, что 30 мин — не много, но рассчитывало, что само наличие минной опасности приведёт к панике у советского командования. В какой-то мере этот расчёт оправдался, действия адмирала Трибуца и его подчинённых в первые дни войны сложно назвать продуманными.

Самым ярким эпизодом боев на Балтике в первые дни войны стал бой шнелльботов S-35 и S-60 с советской подлодкой С-3. Подлодка вышла из Лиепаи 24 июня, когда возникла угроза захвата базы. Лодка была в ремонте, поэтому могла двигаться только в надводном положении, 100-мм пушка лодки также была не в строю, на борту кроме экипажа был экипаж подлодки С-1 и рабочие завода «Тосмаре». В 2:32 лодка была обнаружена и атакована шнелльботами, торпед у немцев оставалось только две штуки и обеими они промазали. Торпедные катера открыли огонь из 20-мм пушек, краснофлотцы отстреливались из винтовок и 45-мм пушки, бросали ручные гранаты. Сорок минут шла перестрелка: малокалиберная артиллерия катеров была неспособна пробить прочный корпус лодки, а от винтовочных пуль корпус шнелльбота не защищал никак (бронированную рубку первым получил S-67). Экипажи торпедных катеров забросали мостик лодки ручными гранатами, убив командира и вынудив краснофлотцев покинуть его. Исход боя решили сброшенные под самый форштевень субмарины четыре глубинные бомбы поставленные на минимальную глубину подрыва...

"Сторожевой" в Кронштадте


Нельзя сказать, что действия на Балтике были для немецких катерников лёгкой прогулкой — за первую неделю войны V флотилия потеряла три шнелльбота, но и потери Балтфлота были тяжёлыми. 27 июня в бою с пятью шнелльботами был тяжело повреждён эсминец «Сторожевой»: попавшая в район 46-58 шпангоутов торпеда оторвала носовую часть корабля, погиб командир, капитан 3 ранга Ломакин и 84 члена экипажа (немцы доложились о потоплении подлодки С-7, но на самом деле шнелльботы промахнулись). Корабль остался на плаву, но до конца войны в боях не участвовал. Кроме того, на минах выставленных торпедными катерами подорвался тральщик Т-208 «Шкив». А потом... А потом делать на Балтике шнелльботам стало нечего: Балтфлот укрылся в Кронштадте, а Финский залив был настолько плотно минирован, что заходить в него было самоубийством. Вернулись сюда немецкие торпедные катера в 1944 году, когда дела у Рейха были уже совсем плохи. Из известных операций шнелльботов можно упомянуть попытку уничтожить глубинными бомбами потопленную подлодку VIIC серии U-250: на борту затонувшей лодки были секретные самонаводящиеся торпеды «Крапивник». Операция была неудачной, подлодку водолазы КБФ подняли и «Крапивник» союзники заполучили. Последней операцией шнелльботов (и Кригсмарине в целом) была эвакуация войск из Курляндского котла 8-9 мая 1945 года. Немецкие катера с эвакуированными смогли оторваться от преследования советских катеров и сдались англичанам. Сдались последними из немецких кораблей...

Теплоход "Белосток", во время Войны - санитарное судно


На Чёрном море шнелльботы оказались в июне 1942 года. Немцы в это время осаждали Севастополь и командование Вермахта нервировал тот факт, что по морю в крепость регулярно доставляются подкрепления. Поэтому по Дунаю в Констанцу была переведена наиболее подготовленная I флотилия торпедных катеров. 19 июня был обнаружен небольшой конвой состоящий из санитарного судна «Белосток» под охраной 5 катеров типа МО и базового тральщика Т-408 «Якорь». На борту «Белостока» находилось 375 раненых и 43 эвакуированных. В 1:48 недалеко от мыса Фиолент конвой был атакован тремя шнелльботами. S-102 (капитан-лейтенант Вернер Тёнигес) торпедировал «Белосток», из воды удалось поднять 75 раненых, 3 пассажиров и 79 членов экипажа, погибло 388 человек. В общем, деятельность немецких катеров на Чёрном море началась с военного преступления...

S-28 I флотилии торпедных катеров в Двуякорной бухте близ Феодосии


Впоследствии шнелльботы попытались атаковать лидер «Ташкент», но тот увернулся от выпущеных торпед. Затем 10 августа 1942 года в 1:20, в районе Лазаревской тот же S-102 потопил транспорт «Севастополь», на борту которого погибло 924 человека, включая 166 раненых и 620 гражданских. Что характерно, катер с парохода не заметили, списав взрыв на атаку подлодки или плавающую мину. Наконец, 23 октября немецкие катера S-26, S-49 и S-51 атаковали крейсер «Красный Кавказ», лидер эсминцев «Харьков» и эсминец «Бойкий» - ни одного попадания достигнуто не было.

Во время боев на Малой земле шнелльботы попытались сорвать доставку подкреплений на плацдарм но потерпели фиаско (правда, в ночь с 27 на 28 февраля 1943 года S-51 капитан-лейтенанта Германа Бюхтинга торпедировал канонерскую лодку «Красная Грузия», но на снабжение десанта эта и ещё несколько побед поменьше не повлияли). А вот во время Эльтигенской десантной операции действовали куда успешнее: к 7 ноября торпедным катерам удалось полностью прервать снабжение советского десанта по морю, а снабжение по воздуху не обеспечивало даже нормального питания десантников. К 10 декабря 1943 Эльтигенский плацдарм был ликвидирован.

Танкер "Москва" примерно 1944 год...


Самой крупной добычей шнелльботов на Чёрном море стал танкер «Москва» (6086 брт) с грузом бензина и мазута). 28 февраля 1943 года его атаковали S-26 лейтенанта Карла Силиса и S-47 лейтенанта Герхарда Беренса. Из четырёх выпущеных торпед одна попала в корму танкера и вызвала пожар, который не могли потушить в течение трёх суток. В ремонте танкер простоял до 1944 года. Впрочем, гораздо больше шнелльботами было потоплено шхун, самоходных барж и каботажных кораблей. Случались и столкновения с советскими торпедными катерами, обычно они заканчивались не в пользу Г-5 — у шнелльботов была сильнее артиллерийская компонента.

S-51 и S-59 в Констанце, ждут штурмови ки


Успехи шнелльботов на Черном море обратили на себя внимание советского командования. Была сформирована авиа-дивизия — 62 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2, которая нанесла удар по Констанце, ликвидировав 6 торпедных катеров из 8 (точнее — 4 были уничтожены полностью, а два повреждены настолько сильно, что их затопили сами немцы. Собственно говоря, ни один из 17 попавших на Черное море шнелльботов не выжил, по большей части их уничтожала авиация, но S-27 умудрился погибнуть от своей торпеды — выпустил по советскому конвою, но «рыбка» легла на циркуляцию и...

Шнелльбот под огнём Ил-2


Проще всего рассказывать о действиях шнелльботов против Северного флота. Они не смогли сделать ничего. Воевала на Севере VIII флотилия торпедных катеров, единственной операцией которой стала минная постановка близ полуострова Рыбачий. Немцы докладывали, что театр для торпедных катеров — не подходящий, после чего флотилию вернули в Германию.

Д-3 дважды героя Советского Союза Шабалина - ему климат на Северном флоте воевать не мешал


Данное утверждение немного странно: советские Д-3 обладавшие куда более низкой мореходностью на Северном флоте успешно действовали. На основании успехов советских катерников в 1944 году VIII флотилию шнелльботов решили вернуть на Север, но этим планам не довелось сбыться...

После войны оставшиеся шнелльботы поделили союзники. 28 катеров досталось СССР, который катера не только использовал, но и изучил. И сделал выводы. Торпедные катера проекта 183 «Большевик» испытали на себе влияние британских катеров типа «Воспер», но сами катера типа "Воспер" строились англичанами с оглядкой на шнелльботы. Так что их можно (пусть и с натяжкой) назвать «внуками» немецких катеров.

S-204 сдаётся в Феликстоуне


Всего в Германии было построено 249 шнелльботов. Погибли в ходе Войны — 150. Но... На счету торпедных катеров Рейха 109 судов общим тоннажем 202 тысячи тонн. Не много? Но были ещё 11 эсминцев, 22 тральщика, 12 десантных кораблей и 1 подлодка. Плюс — высадки десантов, минные постановки, снабжение... В целом, можно считать, что проект шнелльботов из всех участвовавших во Второй Мировой войне торпедных катеров — наиболее удачный. Ставка сделанная на мореходность сыграла на все 100 процентов. Были у немецких катеров недостатки? Да! Большая осадка не позволяла им столь же безопасно ходить по минам, как катерам с осадкой в 1 метр, в результате три шнелльбота на Балтики погибли на минах. Но в целом, по совокупности это были корабли с хорошим балансом характеристик. Обидно, что имея возможность купить в конце 20-х - начале 30-х годов у фирмы «Люрсен» весьма удачный торпедный катер и лицензию на его производство руководство РККФ сделало ставку на туполевские Г-5 которых настроили за три сотни.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 ноября 2024 06:03
    Обидно, что имея возможность купить в конце 20-х - начале 30-х годов у фирмы «Люрсен» весьма удачный торпедный катер и лицензию на его производство руководство РККФ сделало ставку на туполевские Г-5 которых настроили за три сотни.

    Крупные катера требовали мощных, компактных, крайне желательно, дизельных двигателей. Это раз.
    Корпуса шнельботов строились из красного дерева, с которым в СССР было несколько напряжно. Это два.
    Ну и опыт Кронштадтской побудки, черт бы его побрал.
    Этим замечательным катерам был посвящен один из выпусков МК-МК, вот так влёт не скажу, который. Надо рыться в архиве. По моему ещё монография в Эксмо выходила.
    Кроме постепенного увеличения размеров, существенно изменилась форма корпуса - появился закрывающий ТА полубак, значительно улучшивший мореходность.
    К середине войны шнельботы начали отставать от своих английских оппонентов в артиллерии. У немцев была беда со среднекалиберными автоматами. Если на более крупных судах, низкая скорострельность их полуавтоматических 37 миллиметровок хоть как то компенсировалась удачной установкой, то на катера они долго не могли поставить ничего кроме 20 мм пушек. Катерные варианты МК 103 появились слишком поздно.
    Кроме того, специально для борьбы с S катерами, англичане строили знаменитые MGB и SGB вооруженные 40 мм Бофорсами. Немцы же с налаживанием производства этой знаменитой пушки просохатили.
    P.S. наверное следует согласиться с авторами упомянутого мною выпуска МК, что если пользоваться современной классификацией, эти катера можно назвать "Малыми торпедными кораблями" (по аналогии с малыми ракетными).
    В литературе встречается фотография шнельбота входящего в док (или шлюз, не помню) между двумя миноносцами типа 35.
    1. 0
      14 ноября 2024 06:54
      Цитата: Grossvater
      Корпуса шнельботов строились из красного дерева, с которым в СССР было несколько напряжно.

      В Германии вроде тоже не растет laughing
      А в остальном согласен полностью.
      Немцы по моему, по началу сами не поняли, что сваяли, правильно угадав в концепцию "мореходность-дальность-скорость-размер-вооружение". Но война быстро расставила точки над i. И самое главное, у корабликов оказался огромный модернизационный потенциал.
      1. 0
        14 ноября 2024 14:52
        Цитата: Адрей
        концепцию "мореходность-дальность-скорость-размер-вооружение".

        в целом повторен путь развития от миноносок к миноносцам в 19 веке - выжили мореходные...
    2. +3
      14 ноября 2024 07:49
      . А потом делать на Балтике шнелльботам стало нечего: Балтфлот укрылся в Кронштадте, а Финский залив был настолько плотно минирован, что заходить в него было самоубийством.

      Осадка в 2 метра у шнельботов не позволяла без последствий бегать по минным полям в отличие от реданных катеров Г-5.
      Всем хорошего дня Автору спасибо за статью!
    3. +2
      14 ноября 2024 08:29
      Я думаю, что лицензию на двигатели нам продали бы вместе с катерами… Кстати, насчет красного дерева: а точно их из него строили? То что «Охека» из него была, поверю - Кан мог себе позволить, а серийные катера…
      1. +5
        14 ноября 2024 09:47
        Тевтоны для нас и 20мм МЗА "сваяли", а отечественная промышленность их производить не могла!
        Так могло получиться и с катерами и их двигателями!
        1. +9
          14 ноября 2024 10:49
          Не сваяли. То, что они нам продали не работало ни у нас, ни в Германии. Немцы добились работы 20-мм МЗА только после существенных изменений конструкции
          1. +2
            14 ноября 2024 11:19
            Для себя они сделали. А для советкой промышленности "сваяли", "слепили"...
            А главное им деньги за это заплатили!
            А не отправили "в долгое путешествие за бабочками на хутор"...
        2. +1
          14 ноября 2024 12:09
          Думаю, что с двигателями справились бы: вся советская промышленность выросла из лицензионного (и не очень) копирования иностранных двигателей. На БТ-7 движок, который в девичестве "Либерти" звался стоял, насколько я помню...
          1. +3
            14 ноября 2024 14:29
            На БТ-7 стояли М-17Т (БМВ-VI) а "Либерти" (они же М-5) стояли на БТ-2/5, но основная их масса была скуплена (именно скуплена) в США в виду прекращения производства оных в СССР в конце 20-х годов. Максимально, что можно было поставить на наши ТК это ГАМ-34 (бензиновые )
          2. +2
            14 ноября 2024 17:16
            М-105 так-же был "Испано-Сюиза".
            А толку.
            Качество изготовления явно было не шикарным.
            А главное - где делать эти двигатели.
            На каком заводе?
            1. 0
              14 ноября 2024 20:02
              ТБ-2, ТБ-3 с немецкими моторами БМВ-6Е строили, 730 лошадей, поставить 3 штуки вполне можно было. Думаю, что узлов 35-36 бегали бы...
              1. +1
                14 ноября 2024 21:36
                Хотите списанные моторы ставить?
                Кто двигатели будет капитально ремонтировать и выпускать для них запасные части?
                Даже капитально отремонтированные они бы были головной болью экипажей катеров!
                И ещё - Наркомат ВВС отобрал у завода ГАЗ моторное производство перед самой войной. Решили, что на оборудовании моторного производства автозавода они смогут делать авиационные двигатели!
                Так-же могли и отобрать завод по производству двигателей для торпедных катеров "а-ля русский шнельбот" (если бы он был)!
      2. +1
        15 ноября 2024 10:23
        Меня тоже, терзают смутные сомнения. Яхту , для миллионера, могли слепить из чего угодно. Думаю, что корпуса были стальными. Ну и связывать строительство дорогой цяцьки и развитие флота не стоит. Торпедные катера, для защиты своего побережья, строили все страны. Просто, в каждой из них, было свое видение проблемы. У одних, небольшие и скоростные, у других большие мореходные. Дальше они эволюционировали. Не стоит забывать и о соотношении размер - цена. Чем больше корабль - тем дороже, соответственно требуется перераспределять финансирование между классами и типами. Адмирал Редер готовился к крейсерской войне в океане, для которой торпедные крейсера не очень то и нужны.
      3. 0
        9 декабря 2024 23:38
        Цитата: Летучий_Голландец
        Я думаю, что лицензию на двигатели нам продали бы вместе с катерами…

        были авиационные дизели Чаромского, которые не пошли в авиации. Или бензиновый ам42 с штурмовика. опаснее и меньше дальность, но кого бы это остановило
    4. +3
      15 ноября 2024 06:53
      В то время наши моряки воротили нос от 30-ти узловых катеров. Тот же Д-3 им сильно не нравился. Типа, эсминец и крейсер быстрее.
      Хотя чудес не бывает. И американские, английские и немецкие торпедные катера имели скорость немного больше 30 узлов. И сами потом воевали на американских. И нравилось.
      Просто недостаток опыта и ума.
      В результате, маялись на никуда не годных туполевских дюральках.
    5. +1
      15 ноября 2024 06:56
      Красное дерево в то время не таким уж дорогим было. В тропиках его, как у нас сосны. Импорт - это да. Зависимость. И обрабатывать его трудно. Но зато корпуса очень долговечные, легкие и жесткие. Хорошая деревяха.
      1. PMA
        0
        21 декабря 2024 22:22
        Да красное дерево и сейчас в Африке по цене не очень дорого. Когда в Нигерии работал в начале 10-х, у нас из него полы на самоходных буровых установках настелили. А местные вообще его на древесный уголь пережигали в огромных количествах.
  2. +6
    14 ноября 2024 06:07
    Морозов, Патянин, Барабанов, "Атакуют шнельботы". Яуза, Коллекция, Эксмо. 2007 год.
    Скан в тырнете есть, но очень плохой. Лучше поискать выпуск МК.
  3. +3
    14 ноября 2024 06:15
    https://hobby.rudic.ru/page/morskaja-kollekcija
    МК-МК #2 за 1999 год. Можно скачать вот здесь в очень приличном качестве.
  4. +3
    14 ноября 2024 06:48
    Хорошая статья, про хорошие корабли. Ждал ее, раз уж пошел цикл о ТКА, и как на грех работаю сегодня сутки recourse
  5. +6
    14 ноября 2024 06:59
    Цитата: Адрей
    В Германии вроде тоже не растет

    Но все же с морской торговлей у них было побогаче. Впрочем, строили же Д-шки из сосны и лиственницы.
    Вообще, с техническим предвидением у межвоенных немцев было все очень и очень здорово. Правда и обсирались они, когда обсирались, тоже по крупному laughing!
    1. +1
      14 ноября 2024 08:25
      С техническими достижениями и во время войны у немцев все было хорошо. У меня иногда даже закрадывается в голову мысль, что это - признак близящегося поражения: влезли в авантюру, поняли что проигрывают и начали судорожно пытаться переиграть при помощи технических новинок типа реактивной авиации или баллистических ракет.
    2. +4
      14 ноября 2024 10:54
      Цитата: Grossvater
      Вообще, с техническим предвидением у межвоенных немцев было все очень и очень здорово.

      Ну.. Легкие крейсера, которым в шторм в море выходить не рекомендовалось от слабости корпуса, ЭУ на котлах высокого давления, которые убили дальность хода эсминцам, полуавтоматические 37-мм автоматы, работавшие по принципу нашей 45-мм зенитки и проч. вряд ли с таким согласятся
      1. +3
        14 ноября 2024 13:10
        Тяжёлые крейсера, приближавшиеся по стоимости к линкорам, перегруженные эсминцы с 15-см пушками... wink
  6. +2
    14 ноября 2024 07:00
    Цитата: Адрей
    Хорошая статья, про хорошие корабли. Ждал ее, раз уж пошел цикл о ТКА, и как на грех работаю сегодня сутки recourse

    Скачайте выпуск МК, не пожалеете. Только лучше через Тындекс, Гугель последнее время совсем ослаб.
    1. 0
      15 ноября 2024 11:24
      Цитата: Grossvater
      Скачайте выпуск МК, не пожалеете.

      Спасибо smile . Читал в оригинале на момент публикации smile
  7. +4
    14 ноября 2024 07:02
    Цитата: Адрей
    как на грех работаю сегодня сутки

    ...Рабочий день сокращает жизнь на... в Вашем случае, аж на 24 часа wink.
    Успехов Вам!
    1. +2
      14 ноября 2024 07:52
      Цитата: Grossvater
      Цитата: Адрей
      как на грех работаю сегодня сутки

      ...Рабочий день сокращает жизнь на... в Вашем случае, аж на 24 часа wink.
      Успехов Вам!


      Жизнь вообще сложная штука, присоединяюсь к доброму пожеланию Коллеги по «несчастью»!
    2. +1
      14 ноября 2024 13:55
      Полностью согласен!)))
  8. +3
    14 ноября 2024 07:07
    Всего в Германии было построено 249 шнелльботов. Погибли в ходе Войны — 150. Но... На счету торпедных катеров Рейха 109 судов общим тоннажем 202 тысячи тонн. Не много? Но были ещё 11 эсминцев, 22 тральщика, 12 десантных кораблей и 1 подлодка.

    Где то попадалось мне, что по коэффициенту собственного/потопленного тоннажа, шнелльботы входили в тройку лидеров наряду с ПЛ и вспомогательными крейсерами.
    Про КОН и говорить не стоит. Наверно мало кто из экипажей действующих тогда кораблей мог "похвастаться" применением ручных гранат и личного стрелкового оружия. Видимо только противники шнельботов -
    Цитата: Grossvater
    знаменитые MGB и SGB

    Ну и еще тральщики Ла-Манша и Бискайского залива, коэффициент "полезности" которых оценить несколько затруднительно.
    1. +1
      14 ноября 2024 13:57
      На Балтике тоже затруднительно: такая плотность минирования, что сложно сказать какой корабль на чьей мине подорвался...
      1. 0
        15 ноября 2024 11:19
        Цитата: Летучий_Голландец
        На Балтике тоже затруднительно: такая плотность минирования, что сложно сказать какой корабль на чьей мине подорвался...

        Здесь я скорее другое имел в виду (хотя конечно и расчистка фарватеров дорого стоит). Просто торопился посты писать, вот и получилось несколько "скомкано".
        Команды тральщиков Канала и Биская, те "немногие" которым приходилось "ходить в рукопашную". Их основными противниками были не только мины, но и КВВС и MGB, SGB. И там доходило до гранат и пистолетов.
  9. +3
    14 ноября 2024 07:19
    19 июня был обнаружен небольшой конвой состоящий из санитарного судна «Белосток» под охраной 5 катеров типа МО и базового тральщика Т-408 «Якорь».

    Справедливости ради, командование ВМФ СССР весьма... как бы "вольно" относилось к понятию "санитарный транспорт".
    Напомню: "Санитарный транспорт должен нести ясно видимую в любое время суток маркировку "Красного креста", нести включенными все ходовые огни. Не должен иметь оружие и вооружение, перевозить грузы и личный состав, следовать в составе конвоя".
    1. +1
      14 ноября 2024 10:06
      Во время войны не было санитарных транспортов в том виде, в котором их понимает конвенция- с уведомлением противника о статусе судна, использовании только по заявленному назначению и тд.. Суда использовались для разных целей. Тот же "Белосток" был базой подводных лодок, доставлял оружие, бойцов и боеприпасы. Сложно представить, чтобы суда в то время ходили в Севастополь порожняком, чтобы доставить раненых обратно, судов тогда не хватало.
      В ходе обороны Севастополя к 2 января 1942 года была переброшена в Севастополь на теплоходах «Абхазия», «Белосток» и «Львов» с эскортом из крейсера «Молотов» и лидера «Ташкент» 386-я стрелковая дивизия (1-го формирования)[6]. 28 января «Белосток» доставил 528 бойцов маршевого пополнения и боевые припасы, а «Красная Кубань» — первый дивизион 952-го артиллерийского полка 386-й стрелковой дивизии, боевые припасы, продовольствие и фураж из Поти[7]. 12 февраля из Новороссийска транспортами «Белосток», «Пестель», «Красная Кубань» и «Абхазия» доставлено 4987 бойцов маршевого пополнения. 17 февраля «Белосток» и вспомогательный тральщик Т-505 («Судком») доставили 871 и 141 бойцов маршевого пополнения, в тот же день «Белосток» эвакуировал 78 раненых, 57 гражданских и 144 курсанта Севастопольского военно-морского училища береговой обороны. 23 февраля «Белосток» доставил 476 бойцов маршевого пополнения. 3 марта крейсер «Коминтерн» и теплоход «Белосток» в сопровождении базового тральщика «Искатель» доставили 233 бойца маршевого пополнения[8].
      В ночь на 11 июня 1942 года теплоход доставил в Севастополь из Новороссийска 227 т боевых припасов калибра 85 и 130 мм[8].

      Во время своего последнего рейса в Севастополь "Белосток" также доставлял военные грузы.
      В ночь с 17 на 18 июня теплоход «Белосток» вошёл в порт Севастополя с грузом боеприпасов и продовольствия и стал у причала в Южной бухте. Теплоход был последним транспортом, прорвавшимся в Севастополь.
    2. 0
      14 ноября 2024 11:52
      "Справедливости ради, командование ВМФ СССР весьма... как бы "вольно" относилось к понятию "санитарный транспорт".
      Напомню, что в начале войны с СССР Гитлер освободил всех германских военнослужащих "от такой химеры, как совесть". И обьявил, что законы войны на Восточном фронте не действуют.
      Так что можно было госпитальные суда хоть километрами гирлянд увешать и белыми крестами размолевать, итог был бы тот же.
      1. -1
        14 ноября 2024 15:07
        Принадлежность к госпитальным судам определяется не количеством гирлянд, а соответствием комплексу требований, изложенных в конвенции. Они не выполнялись. Реально госпитальных судов не было.
        А что касается "химеры совести", то это из книжки Раушнинга, которую сейчас большинство историков считает вымыслом. Если Гитлер и говорил такое когда-то ,то никаких подтверждений этому не найдено..
        1. +2
          14 ноября 2024 19:26
          Ну как бы факты говорят. Сжигание живьём жителей, массовые расстрелы тех же жителей, всякие газенвагены, расстрелы с самолётов санитарных машин и всяких медсанбатов. Будете спорить?
          1. 0
            14 ноября 2024 19:36
            Как же спорить с тем, кто меняет тему разговора?
            Еще раз- конкретно по фразе о "химере совести". Взята из книжки Раушнинга, которую сейчас большинство историков считает вымыслом. Если будете спорить, не меняйте тему разговора.
            hi .
    3. +2
      14 ноября 2024 13:12
      Цитата: Адрей
      Справедливости ради, командование ВМФ СССР весьма... как бы "вольно" относилось к понятию "санитарный транспорт".

      ЕМНИП, "Армения" с её 45-мм и ДШК тоже числилась в составе ЧФ санитарным транспортом.
      1. 0
        15 ноября 2024 11:11
        Цитата: Alexey RA
        ЕМНИП, "Армения" с её 45-мм и ДШК тоже числилась в составе ЧФ санитарным транспортом.

        Не стал ее упоминать в коменте (хотя, хотел), не помнил точно состав вооружения на память, а восполнять пробел времени не было.
    4. 0
      15 ноября 2024 07:00
      Не думаю, что немцы пощадили бы такой красивый и разноцветный "санитарный транспорт". Утопили бы с удовольствием. И не надо тут на наше командование гнать.
      И сейчас наши партнеры этим не побрезгуют. По крайней мере, медики у НАТО приоритетная цель.
  10. +5
    14 ноября 2024 07:45
    Цитата: Адрей
    как бы "вольно" относилось к понятию "санитарный транспорт".

    Ага! Шел бы без конвоя с включенными лампочками и немцы его атаковать не стали бы! Ну, ну...
    1. +5
      14 ноября 2024 13:14
      Цитата: Grossvater
      Ага! Шел бы без конвоя с включенными лампочками и немцы его атаковать не стали бы! Ну, ну...

      Не так. Если бы были выполнены все условия для санитарного транспорта, то его потопление действительно было бы военным преступлением.
      А так "Белосток" получился аналогом "Густлова".
      1. 0
        15 ноября 2024 07:01
        Да. И мы бы с чистой совестью монли бы расстрклять командира немецконго корабля после войны. Утешились бы.
    2. 0
      15 ноября 2024 11:28
      Цитата: Grossvater
      Ага! Шел бы без конвоя с включенными лампочками и немцы его атаковать не стали бы! Ну, ну...

      "История не терпит сослагательных наклонений" request. И выше Вам коллега Alexey RA правильно пояснил то, что я не смог донести до Вас в своем посте, но подразумевал:
      Цитата: Alexey RA
      А так "Белосток" получился аналогом "Густлова".

      hi
  11. -1
    14 ноября 2024 11:24
    Очень интересная статья, спасибо Автору. Для меня новый материал.
  12. Комментарий был удален.
    1. +2
      14 ноября 2024 20:23
      Увы и ах, но нет ни одного доказательства того, что на шнелльботы повлияли катера Первой Мировой войны (разве что на саму идею "нужны торпедные катера"), а от "Охека II" там прямое родство.
  13. 0
    14 ноября 2024 15:42
    Цитата: Alexey RA
    А так "Белосток" получился аналогом "Густлова".

    Я очевидно неточно выразился. Эмоции, извините. Я согласен с Вами. Просто я считаю, что немцев не остановила бы никакая раскраска и маркировка. Во всяком случае, с советским судном. Вспомним "Португаль" в ПМВ. С соплеменниками из Европы они старались вести себя поприличнее. Особенно моряки.
  14. -1
    14 ноября 2024 19:27
    Цитата: solar
    Если Гитлер и говорил такое когда-то ,то никаких подтверждений этому не найдено..

    Это вполне подтверждается действиями германских вооруженных сил на территории СССР.
    Впрочем, не стоит валить все на Алоизыча.
    Вот пожалуйста:
    «Офицеров прошу не стесняться с русскими. С этими эрварами надо поступать решительно, и потому – чуть что, расстреливайте, начиная от мужиков и кончая самыми высшими представителями их. Ответственность я беру на себя».
    Командующий французскими войсками на востоке генерал Франше д`Эспере. Одесса, 1918 год.
    1. +2
      14 ноября 2024 20:19
      «Офицеров прошу не стесняться с русскими. С этими эрварами надо поступать решительно, и потому – чуть что, расстреливайте, начиная от мужиков и кончая самыми высшими представителями их. Ответственность я беру на себя».
      Командующий французскими войсками на востоке генерал Франше д`Эспере. Одесса, 1918 год.

      Источник об этом заявлении-
      Кин Д. К истории французской интервенции на юге России // Красный архив. — 1926. —
      Т. 19. — С. 33.

      Кин Давид Яковлевич- научный сотрудник института АН СССР после революции, член ВКП(б), автор нескольких книг по истории революции и гражданской войне. Откуда он взял это заявление, понять сложно и спросить нельзя- Давид Яковлевич расстрелян в 1938 году по обвинению в участии в к.-р. организации и в подготовке терактов.
      Французский генерал Франше на самом деле был назначен Верховным комиссаром Франции на Юге России только в 1919 году. В Одессу он прибыл в середине марта 1919 года, а в начале апреля французские войска вышли из города. Решение об оставлении Одессы было одобрено Советом пяти в ходе Парижской мирной конференции в 20-х числах марта 1919 года. Большинство антантовского десанта была передислоцирована в Румынию.
  15. +2
    14 ноября 2024 19:59
    Думаю, что же ещё хотел написать и забыл.
    Вот об этом: "Впрочем, инженеры использовали «эффект Люрсена» - установили в потоке воды от двух крайних гребных винтов вспомогательные рули, что давало прирост скорости и катера смогли преодолеть рубеж в 36,5 узлов".
    Вспомогательные рули не просто устанавливались в струе бортовых винтов, а ещё и отклонялись на 15-18° в сторону бортов. Это уменьшало дифферент на корму и позволило увеличить скорость.

    МК #2 за 1999 год. Стр. 3.
  16. +2
    14 ноября 2024 20:07
    Цитата: Летучий_Голландец
    Я думаю, что лицензию на двигатели нам продали бы вместе с катерами… Кстати, насчет красного дерева: а точно их из него строили? То что «Охека» из него была, поверю - Кан мог себе позволить, а серийные катера…

    Катера имели композитные корпуса:
    Киль дубовый, продольные связи Орегон, шпангоуты алюминиево-магниевый сплав, фундаменты механизмов стрльные, обшивка - внутренний слой лиственница, наружный, красное дерево.
    Красное дерево - классический для катеростроения материал. Торникрофты были полностью из него.
    1. 0
      14 ноября 2024 22:12
      Да, уже нашёл про обшивку из красного дерева....
  17. +1
    14 ноября 2024 20:09
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Ну.. Легкие крейсера, которым в шторм в море выходить не рекомендовалось от слабости корпуса, ЭУ на котлах высокого давления, которые убили дальность хода эсминцам, полуавтоматические 37-мм автоматы, работавшие по принципу нашей 45-мм зенитки и проч. вряд ли с таким согласятся

    Вы уж, если цитируете, так цитируете полностью. В следующей строке я написал про масштабы немецкого обсирания. Кстати, имея в виду именно то, что Вы написали.
  18. +1
    14 ноября 2024 20:14
    Цитата: Летучий_Голландец
    Думаю, что с двигателями справились бы:

    Один мой друг, кстати, незаурядный инженер, любит говаривать:
    "Думать вредно, разум враг всего живого" wink. Если уж так хочется раскинуть мозгами, то, если это касается моторостроения, прочитайте сначала великолепную книгу Августиновича - "Битва за скорость. История авиационного моторостроения".
  19. +1
    14 ноября 2024 20:18
    Цитата: Андрей из Челябинска
    ЭУ на котлах высокого давления, которые убили дальность хода эсминцам,

    Думается, что дело было не сколько в паре высоких параметров (там, кроме давления ещё и температура было, мама не горюй), а в торопливости введения таких параметров. Мериканьци, да и френчи на свои котлы не жаловались, потому что, вводили новшества неторопливо.
  20. +1
    14 ноября 2024 20:25
    Цитата: Летучий_Голландец
    С техническими достижениями и во время войны у немцев все было хорошо. У меня иногда даже закрадывается в голову мысль, что это - признак близящегося поражения: влезли в авантюру, поняли что проигрывают и начали судорожно пытаться переиграть при помощи технических новинок типа реактивной авиации или баллистических ракет.

    Естественно. Как медведя цыгане плясать учат!
    А вот с реактивной авиацией (и не только}, немцев погубил их перфекционизм. Имея уже перед войной, в принципе неплохо отработанные двигатели с центробежным компрессором, они, точнее он, Шольп, принял совершенно верное, с точки зрения технического совершенства решения ориентироваться на компрессоры осевые.
    Этим он проложил человечеству путь в светлое реактивное будущее, но лишил Люфтваффе возможности иметь году так в 42-43, если уж не МиГ-15, то французский Ураган, так это точно.
    Воистину, бодливой корове Бог рогов не даёт.
  21. 0
    14 ноября 2024 20:26
    Цитата: solar
    Источник об этом заявлении-
    Кин Д. К истории французской интервенции на юге России // Красный архив. — 1926. —
    Т. 19. — С. 33.

    Спасибо!
  22. 0
    14 ноября 2024 20:46
    Друзья, жаль прерывать интересную беседу, но завтра мне рано вставать.
    Всем спокойной ночи!
    1. 0
      14 ноября 2024 22:14
      Спокойной ночи! Продолжение следует)))
  23. +1
    15 ноября 2024 00:24
    Мне пацаном повезло излазить весь катер Д- 3 дважды Героя Советского Союза Шабалина,когда катер стоял в Росте у Музея Северного Флота.Держал руки на секторах управления трёх авиационных двигателей в рубке( рубка из фанеры).Нашёл пулю в районе правого держателя торпеды,ближе к корме.Катер был в "лесах" его готовили к перевозке в Североморск.Рядом с ним была торпеда и морская мина и вроде 45 ка зенитное орудие .1972 - 73 год.
    1. 0
      15 ноября 2024 00:41
      В музее Северного флота наверно до сих пор лежит обломок U - 2 c личными вещами Паурса.Музей с права ,в крыле Театра Северного Флота - посёлок Роста ( Мурманск)на против 35 СРЗ.Отсюда у меня правильное воспитание.
  24. +1
    15 ноября 2024 11:01
    Цитата: hohol95
    Тевтоны для нас и 20мм МЗА "сваяли", а отечественная промышленность их производить не могла!
    Так могло получиться и с катерами и их двигателями!

    Эх! Во первых, как уже указывали коллеги, у самих немцев, вопреки распространенному мнению, с малокалиберными автоматами было не очень.
    Во вторых, до Революции, опять же вопреки мриям хрустобулочников, у России практически не было высокоточной металлообработки. Когда, в Первую мировую, понадобилось наладить наконец то массовое производство пулеметов, внезапно так выяснилось, что кроме ИТОЗ, никто не в состоянии обрабатывать детали с точностью 1/1000 дюйма.
    Вот тут источник инфы могу указать точно - отличная книга Семена Федосеева, "Пулеметы России", настоятельно рекомендую к прочтению.
    Всем это пришлось создавать даже не с нуля, а с отрицательных уровней в необычайно короткие сроки.
    Тем не менее, 70К на наших кораблях стояли, к сожалению, в недостаточном количестве, а немцы пробавлялись 37 мм полуавтоматом. Установка правда была хороша!