Тактические грузовики-пикапы АГ-34 и СТС «Фарис»
Создатель АГ-34 Алексей Гарагашьян демонстрирует ходовые возможности пикапа
Автомобильный парк вооружённых сил должен включать в себя технику различных классов и типов. В частности, для обеспечения перевозок вблизи линии фронта необходимы лёгкие грузовики с высокой проходимостью. Одной из отечественных разработок в этой области является лёгкий грузовик-пикап АГ-34 или СТС «Фарис».
Тактический грузовик
Перспективный тактический грузовик АГ-34 был разработан известным конструктором вездеходной техники Алексеем Гарагашьяном. Производство опытной техники по его проекту было освоено на тульском НПК «Энергия». В основу проекта легла оригинальная концепция, позволявшая получить выгодное соотношение технических, эксплуатационных, ходовых и грузовых характеристик.
Проект был выполнен в 2022-23 гг., и вскоре был построен опытный грузовик-пикап. Его впервые показали публике на военно-техническом форуме «Армия-2023», и автомобиль привлек определённое внимание публики. При этом интересу поспособствовала как концепция и техническая часть проекта, так и его происхождение.
В дальнейшем проект АГ-34 активно развивался. Дорабатывались различные элементы конструкции, заменялись агрегаты, а сам грузовик адаптировался к решению разнообразных задач. Было построено несколько опытных образцов, отличающихся друг от друга теми или иными особенностями.
Военный вариант пикапа — СТС «Фарис»
9 мая 2024 г. один из опытных АГ-34, собранный на предприятии «Энергия», принял участие в параде в Туле. Этот пикап получил армейскую окраску с праздничной символикой и был оснащён пулемётной установкой. Можно было заметить, что «парадный» грузовик отличался от ранее представленного на форуме «Армия».
Такой же вариант пикапа показали на форуме «Армия-2024» в августе этого года. На этот раз машина выставлялась под новым названием. Её переименовали в специальное транспортное средство (СТС) «Фарис». Новая модификация имеет некоторые отличия от базовой, связанные, главным образом, с военным предназначением.
По имеющимся данным, к настоящему времени построено несколько опытных АГ-34 и «Фарисов». Эта техника используется в испытаниях и помогает совершенствовать проект. Кроме того, подготовлены площадки для серийного производства пикапов. Гражданский вариант АГ-34 будет выпускать ООО «Ритм» из Пензы, а «Фарис» — НПК «Энергия».
Серийные грузовики двух типов предполагается поставлять различным гражданским и коммерческим структурам, а также армии. Однако информация о заказах пока отсутствует. Вероятно, АГ-34 и СТС «Фарис» пока не готовы к старту серии и к поставкам заказчикам. Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время.
Оригинальная концепция
В основе проекта АГ-34 лежит любопытная концепция, предложенная А. Гарагашьяном. Этот грузовик фактически представляет собой вездеход-багги со всеми его характерными особенностями, увеличенный для размещения необходимого груза. При этом конструкция сделана максимально простой, а все основные агрегаты взяты у существующих отечественных автомобилей. Такой подход позволил упростить и удешевить машину, а также получить высокие характеристики.
АГ-34 / «Фарис» — это полноприводный двухосный автомобиль, созданный для перевозки грузов по бездорожью и пересечённой местности. Такие цели и задачи сказались на конструкции, составе агрегатов и расчётных характеристиках машины.
Автомобиль имеет кузов капотной компоновки, собранный на базе рамы и каркаса безопасности. Обшивка выполнена из прямолинейных стальных панелей. Носовая часть вмещает силовую установку, а за нею находится двухместная кабина. Вся задняя часть корпуса отдана под грузовую платформу с бортами. По компоновке АГ-34 и «Фарис» являются типичными пикапами.
Корпус автомобилей собирается из конструкционной стали и не обеспечивает защиту от пуль или осколков. Тем не менее, сообщалось о возможности установки защиты. Некоторые элементы корпуса планировалось заменять броневыми панелями из стали и мягкими пакетами защиты.
Под капотом установлен дизельный двигатель ЯМЗ-534 мощностью 240 л.с. Двигатель смещен назад, к центру автомобиля, а перед под наклоном ним установлен радиатор. Такая компоновка привела к появлению характерного наклонного капота с решёткой. Агрегаты трансмиссии и ходовой части заимствованы у автомобилей «Садко Next» и ГАЗ-66. Обеспечивается раздача крутящего момента на все колёса.
Пикап оснащен двумя мостами от серийной техники с подвеской на продольных рессорах. Колеса размером 1260×390-20″ заимствованы у грузовиков «Урал». Дорожный просвет ходовой части превышает 400 мм, а большие ходы подвески позволяют преодолевать различные препятствия.
Пост управления с максимально простой комплектацией
Снаряженная масса автомобиля составляет 3,4 т, а полная — до 5 т. При этом 240-сильный двигатель полностью компенсирует массу и даёт высокие ходовые характеристики. Он позволяет развивать на шоссе скорость до 120 км/ч и преодолевать различные препятствия. Водные преграды пересекаются по бродам глубиной не менее 1,5 м.
В кабине предусмотрены места для водителя и одного пассажира. Пост управления сделан максимально простым и удобным. Имеются все необходимые устройства и приборы, хотя от некоторых элементов отказались. Например, вместо традиционного замка зажигания используется простой тумблер.
Рабочие возможности
СТС «Фарис» и АГ-34 являются, в первую очередь, грузовиками. Они должны перевозить в кузове различные объекты массой до 1,5 т. При этом запас мощности двигателя позволяет, при необходимости, брать на борт и более тяжёлые грузы. В зависимости от различных факторов, предел грузоподъёмности находится на уровне 2,5-3 т.
Обе модификации машины имеют кузов с бортами и открывающейся вбок задней дверью. В кузове можно разместить до восьми человек со снаряжением. Возможна перевозка лежачих раненых — двоих на носилках вдоль кузова.
В кузове можно разместить три стандартных поддона с грузом или до девяти бочек ёмкостью 200 л. Если позволяет тип груза, возможна быстрая разгрузка. Для этого поддон в кузове привязывается стропой к прочному неподвижному объекту, автомобиль начинает движение и сбрасывает с себя груз. Задняя дверь после этого захлопывается автоматически.
Вооруженное СТС «Фарис» на параде в Туле, 9 мая 2024 г.
В этом году впервые был представлен боевой вариант «Фариса» с собственным вооружением. Он получил установку для пулемёта ПКМ. По всей видимости, пикап может нести и другие виды вооружения. Это может быть крупнокалиберный пулемёт или противотанковый ракетный комплекс. В кузове без монтажа на различные установки возможна перевозка любых других систем или боеприпасов.
Доработанное СТС «Фарис», с бронированием основных агрегатов и кабины, может работать вблизи передовой и решать различные задачи. Такой пикап может быть транспортом для расчётов различных систем и комплексов, подвозить боеприпасы, эвакуировать раненых и т.д. Все зависит от текущих потребностей эксплуатанта.
На стадии испытаний
Таким образом, недавно к работе над автомобилями для армии и других структур присоединился один из самых известных отечественных конструкторов вездеходной техники. Его новое изделие АГ-34 или СТС «Фарис» сейчас проходит испытания и доводку, в рамках которых подтверждает расчётные характеристики и избавляется от возможных недочётов.
Насколько известно, пока «Фарис» и АГ-34 не выходили за пределы полигонов и выставочных площадок. Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Эти машины предложат потенциальным заказчикам, и тогда станут ясны их реальные перспективы — как в гражданской сфере, так и в армии.
Информация