Тактические грузовики-пикапы АГ-34 и СТС «Фарис»

19
Тактические грузовики-пикапы АГ-34 и СТС «Фарис»
Создатель АГ-34 Алексей Гарагашьян демонстрирует ходовые возможности пикапа


Автомобильный парк вооружённых сил должен включать в себя технику различных классов и типов. В частности, для обеспечения перевозок вблизи линии фронта необходимы лёгкие грузовики с высокой проходимостью. Одной из отечественных разработок в этой области является лёгкий грузовик-пикап АГ-34 или СТС «Фарис».



Тактический грузовик


Перспективный тактический грузовик АГ-34 был разработан известным конструктором вездеходной техники Алексеем Гарагашьяном. Производство опытной техники по его проекту было освоено на тульском НПК «Энергия». В основу проекта легла оригинальная концепция, позволявшая получить выгодное соотношение технических, эксплуатационных, ходовых и грузовых характеристик.

Проект был выполнен в 2022-23 гг., и вскоре был построен опытный грузовик-пикап. Его впервые показали публике на военно-техническом форуме «Армия-2023», и автомобиль привлек определённое внимание публики. При этом интересу поспособствовала как концепция и техническая часть проекта, так и его происхождение.

В дальнейшем проект АГ-34 активно развивался. Дорабатывались различные элементы конструкции, заменялись агрегаты, а сам грузовик адаптировался к решению разнообразных задач. Было построено несколько опытных образцов, отличающихся друг от друга теми или иными особенностями.


Военный вариант пикапа — СТС «Фарис»

9 мая 2024 г. один из опытных АГ-34, собранный на предприятии «Энергия», принял участие в параде в Туле. Этот пикап получил армейскую окраску с праздничной символикой и был оснащён пулемётной установкой. Можно было заметить, что «парадный» грузовик отличался от ранее представленного на форуме «Армия».

Такой же вариант пикапа показали на форуме «Армия-2024» в августе этого года. На этот раз машина выставлялась под новым названием. Её переименовали в специальное транспортное средство (СТС) «Фарис». Новая модификация имеет некоторые отличия от базовой, связанные, главным образом, с военным предназначением.

По имеющимся данным, к настоящему времени построено несколько опытных АГ-34 и «Фарисов». Эта техника используется в испытаниях и помогает совершенствовать проект. Кроме того, подготовлены площадки для серийного производства пикапов. Гражданский вариант АГ-34 будет выпускать ООО «Ритм» из Пензы, а «Фарис» — НПК «Энергия».

Серийные грузовики двух типов предполагается поставлять различным гражданским и коммерческим структурам, а также армии. Однако информация о заказах пока отсутствует. Вероятно, АГ-34 и СТС «Фарис» пока не готовы к старту серии и к поставкам заказчикам. Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время.

Оригинальная концепция


В основе проекта АГ-34 лежит любопытная концепция, предложенная А. Гарагашьяном. Этот грузовик фактически представляет собой вездеход-багги со всеми его характерными особенностями, увеличенный для размещения необходимого груза. При этом конструкция сделана максимально простой, а все основные агрегаты взяты у существующих отечественных автомобилей. Такой подход позволил упростить и удешевить машину, а также получить высокие характеристики.


АГ-34 / «Фарис» — это полноприводный двухосный автомобиль, созданный для перевозки грузов по бездорожью и пересечённой местности. Такие цели и задачи сказались на конструкции, составе агрегатов и расчётных характеристиках машины.

Автомобиль имеет кузов капотной компоновки, собранный на базе рамы и каркаса безопасности. Обшивка выполнена из прямолинейных стальных панелей. Носовая часть вмещает силовую установку, а за нею находится двухместная кабина. Вся задняя часть корпуса отдана под грузовую платформу с бортами. По компоновке АГ-34 и «Фарис» являются типичными пикапами.

Корпус автомобилей собирается из конструкционной стали и не обеспечивает защиту от пуль или осколков. Тем не менее, сообщалось о возможности установки защиты. Некоторые элементы корпуса планировалось заменять броневыми панелями из стали и мягкими пакетами защиты.

Под капотом установлен дизельный двигатель ЯМЗ-534 мощностью 240 л.с. Двигатель смещен назад, к центру автомобиля, а перед под наклоном ним установлен радиатор. Такая компоновка привела к появлению характерного наклонного капота с решёткой. Агрегаты трансмиссии и ходовой части заимствованы у автомобилей «Садко Next» и ГАЗ-66. Обеспечивается раздача крутящего момента на все колёса.

Пикап оснащен двумя мостами от серийной техники с подвеской на продольных рессорах. Колеса размером 1260×390-20″ заимствованы у грузовиков «Урал». Дорожный просвет ходовой части превышает 400 мм, а большие ходы подвески позволяют преодолевать различные препятствия.


Пост управления с максимально простой комплектацией

Снаряженная масса автомобиля составляет 3,4 т, а полная — до 5 т. При этом 240-сильный двигатель полностью компенсирует массу и даёт высокие ходовые характеристики. Он позволяет развивать на шоссе скорость до 120 км/ч и преодолевать различные препятствия. Водные преграды пересекаются по бродам глубиной не менее 1,5 м.

В кабине предусмотрены места для водителя и одного пассажира. Пост управления сделан максимально простым и удобным. Имеются все необходимые устройства и приборы, хотя от некоторых элементов отказались. Например, вместо традиционного замка зажигания используется простой тумблер.

Рабочие возможности


СТС «Фарис» и АГ-34 являются, в первую очередь, грузовиками. Они должны перевозить в кузове различные объекты массой до 1,5 т. При этом запас мощности двигателя позволяет, при необходимости, брать на борт и более тяжёлые грузы. В зависимости от различных факторов, предел грузоподъёмности находится на уровне 2,5-3 т.

Обе модификации машины имеют кузов с бортами и открывающейся вбок задней дверью. В кузове можно разместить до восьми человек со снаряжением. Возможна перевозка лежачих раненых — двоих на носилках вдоль кузова.

В кузове можно разместить три стандартных поддона с грузом или до девяти бочек ёмкостью 200 л. Если позволяет тип груза, возможна быстрая разгрузка. Для этого поддон в кузове привязывается стропой к прочному неподвижному объекту, автомобиль начинает движение и сбрасывает с себя груз. Задняя дверь после этого захлопывается автоматически.


Вооруженное СТС «Фарис» на параде в Туле, 9 мая 2024 г.

В этом году впервые был представлен боевой вариант «Фариса» с собственным вооружением. Он получил установку для пулемёта ПКМ. По всей видимости, пикап может нести и другие виды вооружения. Это может быть крупнокалиберный пулемёт или противотанковый ракетный комплекс. В кузове без монтажа на различные установки возможна перевозка любых других систем или боеприпасов.

Доработанное СТС «Фарис», с бронированием основных агрегатов и кабины, может работать вблизи передовой и решать различные задачи. Такой пикап может быть транспортом для расчётов различных систем и комплексов, подвозить боеприпасы, эвакуировать раненых и т.д. Все зависит от текущих потребностей эксплуатанта.

На стадии испытаний


Таким образом, недавно к работе над автомобилями для армии и других структур присоединился один из самых известных отечественных конструкторов вездеходной техники. Его новое изделие АГ-34 или СТС «Фарис» сейчас проходит испытания и доводку, в рамках которых подтверждает расчётные характеристики и избавляется от возможных недочётов.

Насколько известно, пока «Фарис» и АГ-34 не выходили за пределы полигонов и выставочных площадок. Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Эти машины предложат потенциальным заказчикам, и тогда станут ясны их реальные перспективы — как в гражданской сфере, так и в армии.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 ноября 2024 05:07
    У американцев в ВМВ было нечто похожее - Додж три четверти.
    1. +1
      14 ноября 2024 08:43
      У американцев в ВМВ было нечто похожее - Додж три четверти

      отец ездил на таком - воспоминания только положительные и недоумение - почему не скопировали после войны...
      1. +1
        14 ноября 2024 10:17
        Додж был хорошо показан в фильме "Туннель"
      2. +1
        14 ноября 2024 12:06
        Цитата: Дедок
        отец ездил на таком - воспоминания только положительные и недоумение - почему не скопировали после войны...

        Пытались и несколько раз - НАТИ, НИИ-21 и ГАЗ. Но из-за требований по унификации приходилось применять серийные узлы и агрегаты. И в результате получалась машина, близкая к ГАЗ-63.
        1. -1
          14 ноября 2024 13:57
          Пытались и несколько раз - НАТИ, НИИ-21 и ГАЗ. Но из-за требований по унификации приходилось применять серийные узлы и агрегаты. И в результате получалась машина, близкая к ГАЗ-63.

          историю этого вопроса плохо знаю, но ГАЗ-63 грузоподъемность по твердому покрытию была 1,5 тонны
          а додж - его и называли "додж 3/4" - имел грузоподъемность 750 кг.
          т.е. как сегодня принято говорить машина другого класса
          1. +1
            14 ноября 2024 16:50
            Цитата: Дедок
            а додж - его и называли "додж 3/4" - имел грузоподъемность 750 кг.
            т.е. как сегодня принято говорить машина другого класса

            Всё верно. Но при попытке слепить 3/4 из отечественных узлов получалась "полуторка". Потому что серийные узлы брали с ГАЗ-63. smile
            1. 0
              14 ноября 2024 22:07
              Цитата: Alexey RA
              Всё верно. Но при попытке слепить 3/4 из отечественных узлов получалась "полуторка".

              А чем вам ГАЗ-69 не нравится? Те же 8 человек что Dodge WC-51. Понятно что хотелось такие же 90 л.с как у Доджа при этом, но движок сами урезали. Так то исходником был шестицилиндровый ГАЗ-11 а оставили только 4-е цилиндра.
      3. 0
        15 ноября 2024 03:55
        ГАЗ сделал опытную модель. помню, еще мелким был ,смотрел журнал "За рулем", на последней странице был нарисован , описание. но дальше опытного образца, насколько я знаю, дело не пошло
    2. 0
      22 ноября 2024 13:15
      У американцев в ВМВ было нечто похожее - Додж три четверти.
      совершенно не похожее - ничего общего
  2. 0
    14 ноября 2024 06:19
    А я бы такой гуаномеситель, и себе в хозяйство бы взял
  3. +3
    14 ноября 2024 09:00
    как всегда, статья - шедевр:
    Двигатель смещен назад, к центру автомобиля, а перед под наклоном ним установлен радиатор.

    при описании используемой резины данные следующие:
    Колеса размером 1260×390-20″ заимствованы у грузовиков «Урал».

    но при этом, автомобиль
    развивать на шоссе скорость до 120 км/ч
    ???
    а резина не для шоссе
    перевозить в кузове различные объекты массой до 1,5 т.

    В зависимости от различных факторов, предел грузоподъёмности находится на уровне 2,5-3 т.

    грузовместимость описывается так:
    В кузове можно разместить три стандартных поддона с грузом или до девяти бочек ёмкостью 200 л.

    характеристики машины по длине и ширине не даны, но, глядя на фотографию парада - предполагаю, что три поддона "в ряд" там не смогут уместиться... - а по другому - никак мешают колесные ниши...
    ну а в конце следующее:
    Задняя дверь после этого захлопывается автоматически.
    - видимо, разговор идет о заднем борте грузовой платформы...
    что то я не видел, на машинах произведенных в нашей стране чтобы задний борт закрывался автоматически...
    1. +3
      14 ноября 2024 10:24
      Дедок , автор переписал и слова переставил по своему . Ведь описывая новую технику надо хоть немного иметь техническое образование . Такие ляпы довольно часты на ВО .
      1. 0
        14 ноября 2024 10:50
        Такие ляпы довольно часты на ВО .

        ляпы - это отношение к нам, читающим и комментирующим статьи на ВО...
        проще давать ссылку на исходный материал...
    2. 0
      15 ноября 2024 07:35
      Есть видео с Гаргашьяном, где он полностью показывае эту машину, в том числе и закрывающийся задний борт. Хотя там ничего сложного, за счет инерции при движении автомобиля по неровностям, борт самопроизвольно захлопывается на замок. А может и открытым остаться при движении по ровной дороге, если только на повороте занесет... Минус наверно будет тлько в том случае, если в кузове будут лежать тела раненых, ну и кому то может прилететь по конечностям, или голове... Всяко может быть
  4. +1
    14 ноября 2024 09:50
    Проект был выполнен в 2022-23 гг.,

    а воз и ныне там - все пытают и пытают...
    Функционально вещь хорошая - но что то нет ни военного, не гражданского продаваемого пипелаца.
    Вывод или машина слишком сырая и хлам или бюрократию чинуш не пробить и на рынок не выпускают (китайцы больше откат наваливают)
    1. 0
      14 ноября 2024 20:33
      Цитата: Роман_
      а воз и ныне там - все пытают и пытают...

      В обзоре одного Петербургского авто блогера, Алексей Маратович сказал блогеру что на машину есть заказ и её собирают для силовых структур и гражданских в городе Тула, НПК «Энергия».
  5. +2
    14 ноября 2024 10:50
    В единичных изделиях все мастера....
    Стоит посмотреть фотки с каких либо автосалонов... там концепты - зашибись какие.

    А в реале... вспоминается история с широко когдато распиаренными чеченскими багги... которые как бы есть. Но только встречал на единичных фото-видео с выставок и с показушных выступлениях...
  6. +1
    14 ноября 2024 15:27
    Я смотрел видео на ютубе на канале Академика, в котором они с разработчиком гоняли этот пикап. Как они над ней глумились, особенно разработчик, знающий её возможности! Машина - космос! Бойцам на ЛБС и ССО такая край нужна!
  7. 0
    22 ноября 2024 13:20
    Вспомнились слова песни
    Я его слепила из того что было

    Такой ужасный опытный образец даже в 1941-м не делали, ибо в те годы у рабочих опытных цехов руки откуда надо росли