О союзе двух миротворцев — Токаева и Макрона, а также о выборе вектора для Казахстана

11 025 56
О союзе двух миротворцев — Токаева и Макрона, а также о выборе вектора для Казахстана

5-го ноября, пока на стадионах болели за американских «красных» и «синих», президент Казахстана К.-Ж. Токаев занимался более практическими вопросами, находясь с двухдневным визитом во Франции. Там он встретился с министром иностранных дел Ж.-Н. Барро, был тепло принят президентом Э. Макроном, а также принял участие в мероприятиях в рамках круглого стола «Инвестиционное партнерство».

Многозадачность и политические пасы


Вопросом, который освещался у нас в первую очередь, стало строительство АЭС. В сентябре в Казахстане прошел общенациональный референдум, где за проект высказалось более 70% от принявших в нем участие. В постройку АЭС Казахстан планирует вложить 10-11 млрд. долл. — сумма значительная даже по мировым меркам, а не только для Центральной Азии.



Понятно, что не только объем финансирования важен. АЭС — это всегда политика и всегда часть политики. Именно поэтому в России экспертиза взяла дебаты и переговоры вокруг казахстанского проекта «на карандаш». Претендентов на него в мире не так уж много, а участие дает хорошие очки в плане влияния в регионе.

Французы — изначально сильный игрок на этом поле, однако результат парижского вояжа К.-Ж. Токаева показывает, что общая схема отношений, которую развивает (вернее, планирует развивать) Казахстан, куда как масштабнее по охвату.

Примечательно то, что К.-Ж. Токаев сегодня играет сразу с тремя крупными проектными концепциями: китайско-французской, российско-иранской и турецкой (отчасти даже англо-турецкой). Последнюю Анкара развивает в рамках Организации тюркских государств, саммит которой прошел недавно в Бишкеке.

Также в Центральной Азии сталкиваются отдельно интересы Пекина и Брюсселя как двух инвестиционных центров, где от последнего до недавнего времени рупором была Германия. Также следует иметь в виду, что никуда не деваются и интересы транснациональных инвестиционных фондов, которые в Центральной Азии выражают Япония (прежде всего) и Южная Корея (отчасти). А еще никуда не исчезла конкуренция между собственно Парижем и Берлином — хороших сырьевых кладовых в мире осталось немного, а в Африке Францию подвинули.

Особенность именно Казахстана в том, что «западная» часть этих фондов больше склоняется к работе с Турцией и укреплению ее связей с экономикой ЕС, а мощные аравийские суверенные фонды пока больше склонны вкладывать в Туркмению и Узбекистан.

Такая «геополитическая многозадачность» или, как сегодня принято говорить, «многовекторность» — историческая особенность Центральной Азии, но в этой особенности, помимо гипотетических выгод для стран региона, содержится и потенциал для многих проблем. Как с этим набором вводных будет разбираться К.-Ж. Токаев и какая политика тут будет предпочтительней со стороны России — довольно интересный аналитический «кейс».

То, что АЭС — это только часть гораздо более крупной французской стратегии, органической частью которой в Париже рассматривают Казахстан, можно понять по контексту переговоров К.-Ж. Токаева и Э. Макрона.

Нет ничего странного в том, что на этих переговорах обсуждался украинский вопрос вместе с тезисами про «многосторонность», «уважение устава ООН» и т. п. Также совершенно в рамках современной казахстанской политики предлагать Астану как площадку для процессов урегулирования. Астанинский формат по Сирии довольно долгое время имел неплохие результаты. Астана предоставляла площадку для переговоров Еревану и Баку.

Стороны заранее обменивались различными тезисами, а сам К.-Ж. Токаев перед визитом выпустил в «Le Figaro» авторскую статью «Казахстан — стратегический и надежный партнер Франции».

Э. Макрон со своей стороны высказался глубже общих положений «за всё хорошее», заявив, что «обе страны поддерживают уважение «миропорядка, основанного на правилах»». Сам К.-Ж. Токаев про миропорядок на правилах не говорил. Т. е. вопрос обсуждался, но не до окончательных выводов и таких формулировок.

Пас Парижа связан с саммитом БРИКС+ в Казани, на котором Казахстан присутствовал. А там как раз вся декларация пронизана тезисами о том, что надо, дескать, вернуться к старой модели глобализации, но «мир, основанный на правилах» — это же надстройка над этой моделью, за авторством США и при определенных выгодах Европы. Вот тему надстроек над базовой моделью в Казани как раз и призвали пересмотреть. И неважно в данном случае то, что не работает как базовая модель, так и надстройка над ней.

Париж тут «пробрасывает» Астане мяч, на котором написано: «Мы свои, не так ли?». Вернет Астана мяч с припиской «свои» — один вариант, вернет с припиской «свои, но не совсем» — вариант другой.

Аналогично и с темой мирного договора между Азербайджаном и Арменией, которую Париж снова предлагает подхватить К.-Ж. Токаеву. Э. Макрону в ней делать нечего, но, может, Казахстан выступит косвенно и с точки зрения французского интереса со своими отношениями с Баку.

Снова Париж предлагает Астане сработать «вместе» и косвенно представить интересы Франции по принципу «мы же свои». Опять подача мяча с символической надписью.

У К.-Ж. Токаева на повестке стоял саммит Организации тюркских государств в Бишкеке, который проходил через день после окончания визита в Париж. А там на первых ролях — Турция и Азербайджан.

Понятно, что не только и не столько языковой вопрос интересует Астану. Турция и Азербайджан — это часть работы в рамках одного из проектов «Срединного коридора» через Каспий. Французы и бенефициары, за ними стоящие (та самая финансовая группа с одиозной фамилией), видят этот маршрут по-своему — Казахстан-Азербайджан-Грузия-Украина-Румыния.

Турки видят это по-своему (через себя), но у них есть преимущество — газовая и нефтяная труба. А это самый главный вопрос для Астаны. Разделить эти проекты полностью невозможно, поскольку везде работает фактор Азербайджана как точки входа с Каспия.

Отсюда такие трения между Анкарой, Баку и Парижем, в которых завязан Ереван и от которых умно дистанцировался Тбилиси. Многовекторный Казахстан тут находится в сложной ситуации.

Сделать всем хорошо, чтобы и Казахстану было от всех проектов одинаково хорошо, — задача почти на Нобелевскую премию. Вот и посмотрим, что К.-Ж. Токаев взял за основу.

Выбор направления


«Одним из ключевых аспектов новой реальности является признание растущей роли группы средних держав... Вместе мы сможем внести свою лепту в построение стабильного и процветающего мира, обеспечение безопасного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества и всеобщего прогресса... Казахстан и Франция тесно взаимодействуют на международной арене, вместе продвигают идеи мира и устойчивого развития в рамках многосторонних площадок... Эти усилия отражают общие ценности солидарности, равенства и миролюбия — ключевые принципы, которые разделяют Казахстан и Франция».

Э. Макрон — большой миротворец, даже, как мы теперь поняли, миролюбец. Раньше мы этого не знали, но теперь знаем. Понимать бы еще, какие конкретно «идеи мира» совместно продвигают Казахстан и именно Франция на Украине. Можно даже не брать Африку или Кавказ — вот в Сирии, по которой действует целый Астанинский формат, какие миротворческие идеи родил непосредственно Париж? Б. Асад бы на этот вопрос ответил, но он пока выступает на саммите в Саудовской Аравии.

Также занятно, что К.-Ж. Токаев в программной статье сожалеет о позиции «традиционных сверхдержав», которые шатают трубу ООН. В общем-то он прав, но сожалеть об этом перед Францией, которая является постоянным членом Совбеза ООН, несколько странно, если не учитывать пассаж про «средние страны». Вот Казахстан как средняя страна предлагает «миролюбивой» Франции рассмотреть сотрудничество. Это явно не идеи Казанской декларации БРИКС+ — пас Франции с «миром на правилах» принят.

Дальше на переговорах К.-Ж. Токаев переводит стрелку на экономические рельсы, но отметим, что в своей статье он особо подчеркивает возможности Астаны по работе с Ереваном и Баку — просьба Франции по кавказской проблеме принята.

АЭС и вектор экономический


Всё происходящее свидетельствовало о том, что решение о строительстве АЭС именно французами также принято. И тут вопрос стоит уже не в решении, а в его подаче после референдума.

И (как всегда) важны не просто переговоры, а нюансы словесной эквилибристики. Так, с холдингом «Орано» (французским с японским участием) «достигнуты договоренности» (не обсуждаются, а достигнуты) — это добыча и обогащение. Далее уже не сам К.-Ж. Токаев, а глава казахстанского комитета по инвестициям (МИД Казахстана) сказал: «Скорее всего, по итогам переговоров будет решаться вопрос об их участии в консорциуме». Это насчет работы по проекту французского атомного холдинга «EDF».

Вот этот своеобразный политический эвфемизм «скорее всего» («уже») и «будет решаться» («решен») показывает, что с выбором главного подрядчика в Казахстане определились. Ведь по остальным мировым участникам ничего подобного не сформулировано. Вопрос только в том, как это преподнести.

Реверансом в сторону одновременно и транснациональных фондов, и капиталу с Востока следует назвать и второго подрядчика — южнокорейский холдинг «Doosan Enerbility». Для основного проекта выбор между французской «EDF» и корейской «KHNP» слишком сложен, а вот выбор в дополнительные подрядчики «Doosan Enerbility» имеет определенный смысл, поскольку холдинг может, как в Египте, взять на себя турбинное оборудование.

И волки в виде миноритарных транснационалов Doosan Enerbility (инвестфонд State Street Global) и французской EDF сыты, и овцы в виде очень важных для Казахстана отношений с Южной Кореей целы.

В общем, Казахстан для идей Франции и ее бенефициаров открыт как с политической точки зрения, так и с точки зрения экономической, а это не только АЭС или ископаемые — это доли в энергосистеме.

Для России


А как же важные отношения с союзником по ОДКБ и союзником по ЕАЭС (это же целый евразийский «союз»)? Однако уважаемые северные партнеры уже договорились, что будут строить АЭС в Узбекистане — Центральная Азия велика, места всем хватит.

Дело даже не в том, как и что понимается у нас и у них под термином «экономический союз». Понятно, что каждый понимает так, как это выгодно, а Центральная Азия, не будучи в составе единого государства, всегда будет играть на несколько сторон — экономическую географию не обойти, только политически «сверху» упаковать в рамки. Вопрос в инерции проектов и их восприятия.

Во-первых, такая позиция Астаны — это наглядное отражение того, как будет проходить в Казахстане приватизация энергосистемы и в каких интересах. Интересы бенефициаров, которые стоят за французским политикумом, там будут учтены. А тот, кто рулит генерацией и сетями, может многое.

Во-вторых, это сигнал о том, что самая потенциально сильная сторона у России (энергетическая) по влиянию в регионе в плане конкретно Казахстана выпадает. У нас остается Киргизия, руководство которой за последние два года очень тесно сотрудничает с Великобританией и традиционно с Турцией (кстати, еще не факт, что после смерти Дж. Ротшильда частично под себя направление не заберет французская ветвь). А еще Узбекистан, который тоже многовекторный, но для российских инвестиций намного более открытый. Тем не менее Ташкент даже не в ЕАЭС.

В-третьих, такой подход является ответом на такой потенциальный силовой рычаг России, как Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — трубу в Новороссийск, через которую идет основной объем казахстанской нефти. По нашей территории идет КТК, а вот российские проекты по энергетике в Узбекистане идут через Казахстан. Везти оборудование — через Казахстан, газ по САЦ — Казахстан и т. д.

В-четвертых, Казахстан будет до конца реализовывать свой потенциал как наиболее удобного (и менее затратного) сухопутного маршрута между Китаем и Европой, что в совокупности с его природными ресурсами делает Астану «любимым партнером» для ЕС и для Франции в частности. А вот нам будет не так уж просто обойти в логистике или договориться с Астаной о транзите на Глобальный Юг, раз уж мы теперь смотрим туда.

Если посмотреть на итоги еще и саммита ОТГ, который недавно прошел в Бишкеке (в целом его надо анализировать отдельно), то понятно, что между евразийской интеграцией и многовекторностью Центральная Азия выбрала второе и выбрала окончательно. ЕАЭС — это опция, а не основной проект.

АЭС — слишком крупный политический маркер, чтобы рассматривать это направление как «чистую экономику». Это вообще хороший повод задуматься о тупике концепции «евразийской интеграции». Сама по себе она не столь уж и плоха или утопична в ее изначальном варианте, просто время для ее реализации упущено, а тянуть сценарий по инерции — значит, в свою очередь, упускать возможности в других схемах и моделях. Но и отказываться разом, как хотят многие, это значит убрать у себя же опоры для конкуренции. Да, это уже симулякр, но симулякрами тоже надо уметь пользоваться грамотно и к выгоде.

Многовекторность региона — это не только угроза, но и возможности играть на конкуренции и противоречиях игроков, а их там очень и очень много.

Ведь не зря вся Центральная Азия слетелась в Казань на саммит БРИКС+. Кстати, первоначально не все туда лидеры планировали ехать, но дружно приехали. А там с некоторым удивлением смотрели на то, как Москва демонстрирует свои интересы далеко за пределами Центральной Азии и совершенно без каких-либо отсылок к привычному с ее стороны «евразийству».

Регион сейчас ответит на поле ОТГ или как Казахстан в Париже, но это как раз нормально — в многовекторности все должны прощупывать сильные стороны и уязвимости, играя на них. Просто пришло время смотреть на этот регион сугубо через призму «затраты-выгода», евразийство использовать точечно, а идеологические концепты вроде БРИКС+ применять на несколько уровней выше, там, где страны региона не являются частью игры. Показывая, что евразийство — это только малая, очень небольшая часть большой игры, где Центральная Азия — только небольшой, хоть и важный элемент. Вот только для России уже не главный и не определяющий фактор.

Реализация такого подхода — своего рода искусство, но его придется рано или поздно освоить.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 ноября 2024 04:59
    пришло время смотреть на этот регион сугубо через призму «затраты-выгода»

    Восток - дело тонкое !
    1. +5
      13 ноября 2024 06:46
      да не такое уж тонкое навалял главному баю золотишка дворец в швейцарии дачку в ницце и вектор сменился прежняя элитка Узбекистана или по тюрячкам или в европах назарбаевские тоже тама)))
      1. +5
        13 ноября 2024 07:11
        Ну да! А завтра кто-то новый пообещать чуть больше и этот бай туда скорей побежит. Ему постоянная и новая подпитка нужна.
        1. +6
          13 ноября 2024 07:31
          не) не побежит))) баи для шале Сочи не выберут и доллари честно награбленные в Сбербанк не положат)))там все по накатанной наши баи кстати тоже деньги не в Шанхай банке тырят почему то
          1. +4
            13 ноября 2024 07:49
            Куда кладут? Туалеты золотом отделают---- самое то ..... так сколько раз бывшие советские республики изворачивались, уворачивались, не выполняли, налево ходили ..... А расходы РФ продолжаются, но от других подношений не отказываются. Вошли во вкус
      2. +1
        13 ноября 2024 09:12
        да не такое уж тонкое навалял главному баю золотишка дворец в швейцарии дачку в ницце и вектор сменился прежняя элитка Узбекистана или по тюрячкам или в европах назарбаевские тоже тама)))

        а кто не там???
        все - там
        1. +5
          13 ноября 2024 09:25
          да там не только все а только лишь все)))как то странно оказывается бывший премьер в латвии касьянов кох в германии клебанов хлопонин кудрин до израиля подались про чубакку даже не пишу юмашев волошин козырев скрынник реймер все тама)))а если они тама то кто тута остается//)?
          1. +3
            13 ноября 2024 09:26
            Привет тебе, Белый человек!
            если они тама то кто тута остается

            скажу так - те, кто еще не насытился...
            1. +1
              13 ноября 2024 09:34
              масикати хоуми)))я как они начинают за патриотизм сразу смехопанораму вспоминаю врубаешь )))? эффект один и люди с большего тоже
    2. +3
      13 ноября 2024 07:20
      Добрый день, Владимир Владимирович! hi Да, время может и пришло давно. Вот только эти очень хорошо научились шантажировать и вымогать, сочиняя при этом, как пострадали от СССР
    3. 0
      13 ноября 2024 09:08
      Где тонко там и рвется...
  2. +5
    13 ноября 2024 05:33
    тоже надо уметь пользоваться грамотно и к выгоде.
    Думается не услышится ваш призыв в верхах.А так-то странам Средней Азии,наплевать на российские тяготы и лишения,на них они прибыль получают и не малую.С возвышенностей Валдая,объяснили,что за 30 лет зашли не туда.
    1. +1
      13 ноября 2024 05:37
      Нам все нипочем, ведь есть еще 30 лет, чтобы придти "туда". Так что все хорошо wink Надо только будет снизить "индивидуальные парниковые выбросы", чтобы идти "туда" налегке.
      1. +5
        13 ноября 2024 05:41
        Нам все нипочем
        У Тесея,хотя бы путеводная нить Ариадны была,что бы выбраться из лабиринта..А последние 30 лет по земле обетованной, Моисей,водит богоизбранный народ(это можно узнать из статьи ,на ветке Мнения) в поисках земли обетованной..Ага. laughing
        1. 0
          13 ноября 2024 05:45
          Нам не нужна никакая нить, какой-то там западной язычницы Ариадны, мы по расположению мха дорогу найдем
          1. -1
            13 ноября 2024 05:50
            какой-то там западной язычницы Ариадны
            Надо было волшебный путеводный клубочек Бабы -Яги, упомянуть, из русских сказок....Древнегреческие мифы уже в списках запрещенной литературы, т.к. Греция,член НАТО?
            1. -1
              13 ноября 2024 05:52
              Да, член НАТО. Поэтому я бы подумал над дальнейшим использованием такого названия как "Геркулес".
              1. -1
                13 ноября 2024 05:55
                я бы подумал над дальнейшим использованием такого названия как "Геркулес"
                .Флаг вам в руки, с барабаном..У вас получится. hi
    2. 0
      13 ноября 2024 09:09
      Ага, этот говорящий ещё бы сказал бы что в "не ту дверь". laughing
  3. +2
    13 ноября 2024 06:01
    когда несколько лет назад а Казахстане замаячило перспектива Казахстанского "майдана" , то Казахстан быстро России напомнил что он является членом ОДКБ , мол, помогайте казахской безопасности . И Россия мигом помогла . Но когда Россия ради безопасности России жертвуя своими солдатам исправляет последствия и преступления украинского майдана на исконных землях России , то Казахстан ни раз не сказал , мол , давайте , русские, мы вам поможем защитить вашу безопасность . Да быстрее уже северокорейцы России предложат свою помощь в этом деле ,чем казахи . Вот такой этот ОДКБ, хотя там и заседают генералы с очень широкими лампасами , да с большими звёздами на погонах .То же самое и с этим СНГ. Так ведь ещё "не вечер"! Россия сама таких как Казахстан таскает за ручку по БРИКС , ШОС , СНГ не уставая повторять , что вы сейчас "многополярники" и равны со всеми и ведите свою политику суверенно. Бедные русские Цари , Императоры , ихние казачьи атаманы, а также советские Генсеки ! Они в гробах подпрыгивают видя , что те кого при них Россия научила какать сидя при снятых штанах , сегодня Россию водят за нос , наглеют сотрудничая с врагами России , а Россия их за ручку водит и надеется на их помощь при защите Российской безопасности . Комедия ведь получается !
    1. 0
      13 ноября 2024 12:53
      Турция всё старалась СА республики организовывать для проекта Великий Туран. Хотя , вероятно , это ,всё-таки , скорей, британский проект. Впечатление, что, республики как-то не торопятся в Великий Турин под предводительством Турции recourse Интересно, как российские мусульмане сейчас к этому проекту относятся.Когда-то была тут девушка, агитировавшая за это request
    2. 0
      14 ноября 2024 08:43
      К сожалению после событий 1991 года трудно ожидать от кого-то искренней дружбы и собачьей привязанности. Корейцы ведь, полагаю, тоже помогают не безвозмездно. И там ещё вопрос - кому больше выгодно такое сотрудничество? Северная Корея - страна бедная. Россия богатая. А Назарбаев, в своё время, до последнего дня хвостом бегал за Горбачёвым, пытаясь сохранить Союз. Он и алкаша трепал на тему единого экономического и валютного пространства. Финт хвостом тогда последовал со стороны России и вошёл в моду. Все теперь пользуются этим приёмом. И будем честными - Казахстан уже в то время представлял для России более выгодного партнёра, чем Украина, вокруг которой устраивались ублажительные пляски на платформе славянства и православия. Коса Тузла, Черноморский Флот, цена на газ... Я помню эти все бодания. А Байконур работал себе спокойненько без эксцессов и споров. Вернуть утерянное всегда труднее, чем потерять.
  4. +6
    13 ноября 2024 06:22
    Тут на днях МО РФ подписало со странами ОДКБ (в т.ч. и Казахстаном) соглашение о единой системе госопознавания ПВО (система "свой-чужой" "Пароль"). По моему большей глупости трудно придумать. Потому что как только у таких "партнеров" как казахи появится эта аппаратура, они сразу продадут ее образцы американцам, французам и т.д. А значит американский (французский, папуа-новогвинейский и т.д.) самолет сможет безнаказанно летать в воздушном пространстве РФ.
    Причем решение о продаже может быть принято на любом уровне - от президента до прапорщика-завскладом. Вспомним о секретном указе "лучшего друга России" Н.Назарбаева от 2001 года о награждении Маргарет Тэтчер орденом "Достык".
    1. +4
      13 ноября 2024 07:07
      Да ладно, всё это очередной успех а нескончаемой череде успехов Великого Многоходовочника...
      1. +4
        13 ноября 2024 07:36
        может мы просто глубин мыслей не можем охватить? может он перестройку затеял как горби?
    2. -1
      14 ноября 2024 08:54
      Ну, после продажи Турции С-400, ещё и не то возможно.
      1. 0
        14 ноября 2024 09:23
        Турции продали ЭКСПОРТНЫЙ вариант С-400. А "свой-чужой" - "свой". Это, как говорится, "большая разница".
        1. 0
          14 ноября 2024 09:26
          Разница-то есть, конечно. Но экспортный вариант оружия - это термин довольно лукавый. Новейшая разработка, передовые технологии... Я бы и ржавый нож не продал бы потенциальному врагу. Просто из принципа.
          1. 0
            14 ноября 2024 09:30
            Нынешняя Турция - вовсе не враг России, а хитропопый телок, который сосет всех маток. Ну и для сведения - 90% заправок на южном побережье Турции (в центре и на севере - не был, не знаю) - ЛУКОЙЛ.
            1. -1
              14 ноября 2024 09:37
              Турция не враг?! Ну-ну... Сравнительный список боевых кораблей черноморской акватории они нам из дружеских побуждений предоставили. Членство в НАТО, опять же... Вообще, в сегодняшней действительности потенциальный враг - это все, кто есть на планете. Украина ещё на моей памяти - часть нашей страны. А интересы Лукойл, или Чеснокпетролиум, или Хренпродакшн мне вообще мимо форточки, так же как и всем этим частным компаниям (деньгососам без морали и совести) наши интересы.
            2. -4
              15 ноября 2024 02:05
              Доля государства в уставном капитале Компании Лукойл составляет 14,58%.
  5. +2
    13 ноября 2024 07:32
    России пора уже научиться не наступать на грабли,все эти ОДКБ,СНГ пустая трата денег,гнать поганой метлой надо всех этих казахов,узбеков,таджиков,армян и ТД,сколько можно кормить этих дармоедов,СВО показало наглядно что это за союзники
    1. +1
      14 ноября 2024 09:01
      гнать поганой метлой
      - это другая крайняя точка раскачивающегося маятника. Крайние точки всегда равнозначно ошибочные. У нас общая граница в полконтинента. Соседей, как говорится, как и родственников, не выбирают. А вот строго соблюдать свои интересы, при этом не обижая соседа, это уже золотая середина. Искусство! Там и выдумывать ничего не надо. Миграционная политика Канады, например. Классная штука! Или китайский вариант экспансии в Африку.
  6. +2
    13 ноября 2024 08:29
    тоже надо уметь пользоваться грамотно и к выгоде.
    Очередная статья из цикла:
    Да, надо бы нам, надо бы нам, надо бы нам.Но оказывается это надо бы нам,надо бы нам, это искусство,которое еще предстоит, оказывается нам освоить,рано или поздно,трудности с освоением,оказывается.. Технику не завезли, оттуда, с нашей напряг, на металлом сдали.А так то:"сегодня рано,завтра будет поздно"(с) и завтра это уже наступило..сегодня,но словно как вчера. smile
    1. 0
      13 ноября 2024 09:23
      Очередная статья из цикла:
      Да, надо бы нам, надо бы нам, надо бы нам.Но оказывается это надо бы нам,надо бы нам, это искусство,которое еще предстоит, оказывается нам освоить,рано или поздно,трудности с освоением,оказывается..

      статья тут не причем: вопрос стоит в другом - в подборе КАДРОВ, которым позволено определять - что нам надо, сколько и когда...
      а могут они это сделать или только "сопли пузырем пускают" - показывая свою занятость государевыми делами - нам не ведомо...
      верить им? - по принципу "жентельменам верят на слово" - как то уже давно не катит...
      смотришь со стороны и ощущение, что эти люди кроме грызни за финансовые потоки внутри кормушки - ничем не заняты...
      а вы еще говорите, что восток дело тонкое... не до этих пустяков им
      1. +3
        13 ноября 2024 09:41
        Да ,ладно, кадры,кадры..Создали СНГ и что?Это Содружество какую-то роль на международной арене играет? В экономическом плане ,политическом?Дошло до того,что один учредитель,против другого СВО затеял, а остальные члены содружества , как в рот воды набрали и смотрят чем закончится, позиции нет.АзЭС,сколько шума было,чуть ли не единую валюту алтын,собирались вводить и...очереди не видно..по вступлению. ШОСы, БРИКСы всякие это что?Жизнь простых россиян от этого членства улучшилась? Авторитет в мире?Дрожат все перед этими союзами? И замечу,не первый год уже существуют."Визгу много,шерсти мало"(с)
        а вы еще говорите, что восток дело тонкое...
        Яяяяяя? Акститесь..Где эту фразу увидели в моем комментарии?Не приписывайте то,чего не писал,от слова совсем.
  7. 0
    13 ноября 2024 08:54
    Обрезать им всю высоковольтку, пусть из Франции тянут. Им понравиться.
  8. +1
    13 ноября 2024 09:15
    Дело даже не в том, как и что понимается у нас и у них под термином «экономический союз». Понятно, что каждый понимает так, как это выгодно, а Центральная Азия, не будучи в составе единого государства, всегда будет играть на несколько сторон — экономическую географию не обойти, только политически «сверху» упаковать в рамки. Вопрос в инерции проектов и их восприятия.

    Воспринимать можно как угодно, но если внимательно подойти к вопросу принадлежности большинства ресурсодобывающих компаний, то всё становится предельно понятным. "Корову доят, пасут и доят..."
  9. +1
    13 ноября 2024 09:17
    Как много слов, чтобы сказать: Росатом пока проигрывает французам в Казахстане и если не пошевелится, то будет очень плохо для России.
  10. +3
    13 ноября 2024 09:48
    . Во-вторых, это сигнал о том, что самая потенциально сильная сторона у России (энергетическая) по влиянию в регионе в плане конкретно Казахстана выпадает

    Я думаю, что казахи умнее и хитрее многих в России и то что они говорят официально и не официально сильно отличается. Они, как и Китай, терпеливо ждут, когда Россия ослабеет. Не верите? Я хорошо помню мой разговор, что старым чекистом в 1994 году ( видел Берию и с Андроповым один раз поздоровался за руку). Он сказал, что скажи ему кто-нибудь в конце 70х, что Советский Союз через несколько лет развалится, никогда бы не поверил)

    Казахстан заявил о своих территориальных претензиях к россии. Пока неофициально.

    Экс-депутат парламента Казахстана Уалихан Кайсаров сделал заявление, что Алтайский край, Новосибирск, Тюмень, Оренбург, Курган, Астрахань, Саратов, Омск исторически принадлежат Казахстану.

    «Сама Россия, Сибирь, Московия вплоть до Венгрии были территориями Чингисхана. Тот же Новосибирск — это Новай-Сивир, наши казахские земли. Тюмень — это Темен. Оренбург — это Орынбор, он был столицей казахского государства. Курган — это Хургал. Саратов – это Сарытау. Не Астрахань — Астар-Хан. Не Омск — а Омбы», — заявил он.
    1. +1
      13 ноября 2024 13:00
      Уалихан Кайсаров? А не он ли ещё сказал, что и Монголия ---- казахская земля?
      А также, что без Казахстана не стала бы Россия ядерной державой. Если это он, то вот непонятно, чего же тогда про космос-то позабыл? Что без Казахстана не смогли бы request позабыл , наверно wink
  11. +3
    13 ноября 2024 12:43
    Унылое дерьмо(... Государство приватизировали, бывшую советскую гос.собственность, недра, земли, средства производства поделили, финансы у населения украли, понастроили "беличьих клеток" своих "номенклатурных" бизнесов, которые обычные люди крутят, пока не сдохнут. Создали свои "периферийные" олигархии... Короче, обуржуазились(. И что теперь? А теперь сидят, как пауки, каждый на своей паутине, "выискивают блох" у себя и друг у друга, и бубнят чего-то, о каком-то цивилизационном взаимовыгодном "развитии". Блин! Кого советское население вырастило и выкормило на своей собственной шее(...
    Михаил, у вас, явно, талант, так "цветисто" писать о этом дерьме(...
    1. +1
      13 ноября 2024 12:53
      Времена не выбирают. Мир живет циклами. Есть цикл роста развития, есть деградации. Мы живем во втором варианте. Была цивилизация в древности, потом катастрофа бронзового века. Рим одевал свои легионы в железо, в железе с головы до ног был катафрактарии. Пришли темные века, когда забыли, что земля - шар, а меч или топор стоили как сегодня самолет.
      Мы по идее должны были перейти на новую ступень развития, но у нас нет источников энергии для этого. И теперь долго еще не будет, потому что регресс это регресс. Так что, увы, с интеллектуальной точки зрения будет хуже, надолго ли - а кто ж его знает.
      1. 0
        13 ноября 2024 13:13
        Ну да... За что боролись - на то и напоролись.
      2. 0
        13 ноября 2024 14:19
        Так что, увы, с интеллектуальной точки зрения будет хуже, надолго ли - а кто ж его знает.

        глядя на "управляющих" с обеих сторон (так и хочется написать конфликта, но сути , так и есть) - будет только хуже: "мыши - порождают только мышей"...
  12. 0
    13 ноября 2024 16:19
    хз че наши еще не устроили переворот в Казахстане, там у власти на постой самые упоротые, и чем дальше от развала СССР тем прозападнее их элиты, при чем видят же что запад всех использует и кидает, но все равно суют голову в петлю как будто им обещали что после смерти им рай обеспечен и им дали неземные гарантии этого
    1. 0
      13 ноября 2024 17:39
      переворот

      Да уж давно пора. Опять упущеный момент. Помогли Такаеву при майдане --- брать за жабры. Для защиты демократии казахской небольшого бы контингента хватило. А Токаева день и ночь охранять от злодеев.Вот что. А встреча Такаева и Макрона имеет какой-то непонятный , двусмысленный подтекст. Или я что не так recourse
  13. 0
    13 ноября 2024 17:34
    потенциальносильная сторона у России... в плане Казахстана .... выпадает.
    .
    С одной стороны, я радовался, что мы обставили французов в Африке, но при этом они лезли в Армению. Да и другие СА республики под буржуйским вниманием . А теперь вот это. Французы, как они привыкли, добьются выгоды от Такаева . Насколько выгодней был в Африке уран или будет уран Казахстана, скорей всего будет тайной. Но не облагодетельствовать казахов собрался Макрон, это точно
  14. +1
    13 ноября 2024 17:53
    Когда трое в лодке не считая Гобачева развалили СССР, то они такде замаскировали это, мол, все по-прежнему, даже лучше - СНГ теперь будет!
    Даже министра обороны СНГ назначили - Маршала авиации Шапошникова.
    Только это все был эрзыц из папье-маше, а никакое на "содружество" никаких не независимых, и тогда еще даже не государств.
    Шапошников, кстати, надо отдать ему должное, решил самостоятельно, что хватит ворон пугать в качестве зиц-председателя Фунта и самораспустил свою должность.
    Так все последующие эрзацы это тоже для пипла и для подкормки "партнеров", ни одна организация как следует не работает, и в основном наносит урон России.
    1. 0
      13 ноября 2024 21:30
      То и обидно, что
      ни одна организация как следует не работает

      Что имея опыт СССР, в постперестроечной РФ за 30 лет не получилось создать успешное сотрудничество.
  15. 0
    14 ноября 2024 10:25
    Без концепции Союза все остальное так себе, что на практике и видно...
  16. 0
    14 ноября 2024 11:01
    По существу: время и деньги, Россией, в Центральной Азии упущены... И, ЭТО, результат "беззубой", не профессиональной, непродуманной, "пофигистской" политики Государства в отношении республик Средней и Центральной Азии... А, сейчас, Россия, со "страшной силой," платит, "по счетам", за эту политику, теряя один "рубеж" за другим в экономике и политике... А, как результат, всей этой "работы" на внешнем, азиатском контуре, население России будет чувствовать, через свой кошелёк, свой уровень жизни... Спасибо Михаилу Николаевскому за серьёзный, но, достаточно дипломатически - сдержанный анализ "обстаконовки" на Центральноазиатском "контуре" для России... Если коротко и по существу: Россия, до сих пор, пребывает в парадигме, которую её навязали, ещё в годы "лихой перестройки" "братья, наши, по разуму" из бывших союзных республик СССР, что мы (Россия), им всем должны, а они - суверенные и обиженные "советской оккупацией" - нам ничего, с добавлением слова "фактически"... Чем раньше Россия освободится от "химеры" этой парадигмы, тем быстрее будут изменяться процессы, на "внешнем контуре" России, в её пользу.... Как то так...
  17. 0
    14 ноября 2024 14:21
    Тут Токаев делает реверанс Западу и создает проблему, не себе ,а Казахстану. Многовекторная политика ,требует особого склада ума руководителя .А кто придет за Токаевым ? Сможет он грамотно получать плюшки ,с двух сторон ,еще вопрос. Вот бацка Лукашенко одно время пробовал и понял свою ошибку.
  18. 0
    18 ноября 2024 15:42
    Токаев (как все "элитарии" "стран", образовавшихся после поражения СССР) до смерти боится, что Россия вернет себе отторгнутые территории и он, с чады и домочадцы, потеряет власть, то есть возможность самому грабить свой народ. При этом Токаев боится особенно сильно, потому что Россия ему предметно показала, чего стоит его власть, и как легко, даже небрежно, мы можем в любой момент влепить ему пендель под зад.
    Так как людьми, которым страшно, и у которых нет никакой внутренней опоры кроме подлой жадности и предательства, очень легко управлять при помощи некоторых рычагов, его "подхватил" ставленник одного финансового клана, Макрон. Вот и вся история.
  19. 0
    22 ноября 2024 20:16
    Это какоето уродство , мы Россия пляшем перед казахами . Как бы обидно , не звучало нашим бывшим , но это наш дворик . Советуйтесь для начала , можно или нет . а то получается очень нехорошо . То бтр турецские , то ещё какой -нибудь казус .