Американские москиты

17 304 18
Американские москиты

США подошли к порогу Второй мировой войны практически не имея торпедных катеров. Но до её конца построили их больше, чем любая другая страна-участник — 782 единицы. Значительная часть этого москитного флота ушла по ленд-лизу в СССР и Великобританию, но и на долю самого дяди Сэма осталось немало...

Тем более что катера американцам, как выяснилось, были очень нужны. Флот США долго отмахивался от этих судёнышек: мощнейшая в мире на тот момент американская промышленность не испытывала затруднений в постройке кораблей любого класса, а линкоры с авианосцами и смотрятся солидно, и уважение внушают. Но...




В этой «весёлой компании» и филиппинцам место было!

Первым завоеванием США стали испанские колонии — Куба и Филиппины. Долгое время никто на последние рот не разевал, но к концу 30-х годов прошлого века ими заинтересовалась Япония, уже успевшая объявить о создании «Великой Восточноазиатской сферы сопроцветания» (или «идеологии восьмиугольного дома», кому как больше нравится), в составе которой именно этих островов остро не хватало. А для контроля и обороны такого большого архипелага были нужны именно торпедные катера, причём — много!


Катер «ЭЛКО» — американский вариант МТВ от фирмы «Бритиш пауэр бот».

В общем, в 1938 году американское морское министерство объявило конкурс, в котором приняли участие 4 американские верфи, представившие на суд адмиралов восемь катеров. Какая модель устроила военных? Никакая. Ни один из представленных образцов не соответствовал требованиям ВМС США. По счастью, фирма «Электрик бот компани» (ЭЛКО) привезла из Англии 70-футовый катер фирмы «Бритиш пауэр бот» (БПБ). Он и стал образцом для подражания — фирме заказали постройку 10 катеров, полностью копировавших британский оригинал.

Катер имел хорошую мореходность (в США из Великобритании пришёл своим ходом), которая была обязательным условием для американского флота, водоизмещение 35 тонн, три мотора по 1350 л/с, позволявших на мерной миле выдать 45 узлов, четыре торпедных аппарата калибром 456 мм и четыре пулемёта калибра 12,7 мм в двух спарках. Вскоре последовал заказ на вторую серию из 49 катеров, построенную в 1940-41 годах. А с 1942 года фирма «ЭЛКО» построила самую большую, третью серию «80-футовых» (в ходе строительства в США катера подросли на 10 футов) — 326 корпусов! Часть катеров (по разным данным, от 30 до 60) ушла в СССР по ленд-лизу, где получила обозначение «А-3».


На сегодняшний день штук семь «Хиггинсов» сохранились.

Вот только одних лицензионных «ЭЛКО» и «Восперов» ВМС США было мало. И тогда фирма «Хиггинс Индастриз» разработала свой проект катера. «Хиггинсы» получились немного медлительнее «восперов» и «ЭЛКО», но так же маневренны и мореходны. На катерах были приличные (для своего водоизмещения) бытовые условия, без наличия которых океанские переходы были бы невозможны. Они могли выдержать 6-балльный шторм и могли совершать дальние автономные переходы.


Штурманская рубка «Хиггинса»

Производились катера «Хиггинс» как автомобили — на конвейере, после чего разрезались автогеном на секции, перевозились в таком виде и на месте сваривались заново. На них стояли двигатели «Паккард»: три штуки мощностью 1350-1500 л/с каждый. Официально эти катера могли развивать скорость в 41 узел, реально... Наши катерники, служившие на них, утверждали, что скорость была чуть выше 36 узлов. Во флоте США «хиггинсы» вооружались четырьмя бугельными торпедными аппаратами. В СССР они показали себя ненадёжными: зимой замерзали, поэтому у нас на А-2 ставили по два трубчатых торпедных аппарата. Артиллерийское вооружение катеров обычно составляли две 20-мм пушки «Эрликон» и пара спаренных крупнокалиберных пулемётов. На катерах последних серий на корме дополнительно монтировали 40-мм «Бофорс». «Хиггинсы» показали себя надёжными катерами, которые моряки любили за мореходность и манёвренность, отмечая хорошую обитаемость. Из недостатков — повышенный износ винтов.


"А-2" на Северном флоте.

За годы войны было построено 199 катеров типа «Хиггинс». Из них в Англию по ленд-лизу ушли 24, в СССР — 52. У нас эти катера служили на Северном и Тихоокеанском флотах, шесть североморских погибли. В ВМС США «Хиггинсы» служили на Тихом океане, в Европе — на Средиземноморском театре. Всего на обоих театрах было потеряно 9 катеров этого типа.

Самое известное боевое столкновение, в котором поучаствовали американские торпедные катера фирмы «Хиггинс Индастриз», произошло в проливе Суригао, в рамках битвы в заливе Лейте. Отряд вице-адмирала Сёдзи Нисимуры в составе линкоров «Ямасиро», «Фусо», тяжёлого крейсера «Могами» и четырёх эсминцев сопровождал следующий в 40 км позади отряд вице-адмирала Киёхиде Сима — тяжёлые крейсера «Нати» и «Асигара», лёгкий крейсер «Абукума» и семь эсминцев. Японские адмиралы друг друга не сильно любили, к тому же — режим радиомолчания, в общем, отряды воевали сами по себе. Американцы подготовили японцам ловушку: в проливе их поджидало соединение контр-адмирала Джесси Олдендорфа: шесть линкоров, четыре тяжёлых крейсеров, четыре лёгких крейсера, 28 эсминцев и 39 торпедных катеров типа «Хиггинс».

Американский адмирал решил атаковать отряд Нисимуры в проливе Суригао. Первой волной атаки были торпедные катера, следом за ними должны были выйти в атаку эсминцы. В конце коридора остатки отряда должны были встретить растянувшиеся в линию через пролив крейсера и линкоры. «Хиггинсы» действовали звеньями («секциями» в американской терминологии), звенья разместили вдоль узкого пролива, благо им было легко остаться незамеченными на фоне берега. В 22:36 катер РТ-131 установил визуальный контакт с противником и, произведя доклад, атаковал.

Торпедные катера звено за звеном отстреливались по следующему по проливу японскому отряду. Не попал никто! Зато один (РТ-493) был потоплен и десять — повреждены. Правда, повезло американским эсминцам: сначала свои торпеды получили все японские эсминцы (один затонул, остальные лишились боеспособности), а в 3:38 взорвался и отправился на дно линкор «Фусо». Остальные корабли добили линкоры и крейсера: спастись удалось только повреждённому тяжёлому крейсеру «Могами».


«Хиггинс» в атаке.

В это время в пролив заходил отряд Симы. И с ним «Хиггинсам» повезло значительно больше. В 3:25 торпедному катеру РТ-147 удалось добиться попадания в лёгкий крейсер «Абукума». На отходе торпедные катера ещё раз пытались атаковать повреждённый «Могами» между 6:00 и 6:45 утра, но успеха не добились. Последними из японских кораблей американская авиация добила повреждённый торпедными катерами «Абукума», который стал самой жирной добычей катеров типа «Хиггинс». Были успехи у этих катеров и на Средиземном море, хоть и сильно скромнее, чем на Тихом океане: потопили пару немецких (бывших итальянских) сторожевиков.


Торпеда МК14

Заканчивая рассказ об американских торпедных катерах, хотелось бы отметить интересный факт: в составе ВМФ СССР они по началу действовали эффективнее, чем в ВМС США. Связано это не с героизмом советских катерников, а с отвратительным качеством американских торпед. Категорически отказывались взрываться более 50 процентов торпед МК-14. Это было связано с неправильно откалиброванными магнитными взрывателями. Заметить это в мирных условиях было невозможно: на учениях использовались практические торпеды без боевой части.

Самим морякам калибровать торпеды не доверяли: одна штука стоила 10 тысяч долларов! Так что занимались этим испытательные станции, но производители, желая увеличить мощность торпеды, добавили в боеголовку 150 кг взрывчатого вещества, отчего глубина хода увеличилась на три метра, но на испытательные станции это довести не удосужились, и взрыватели перестали срабатывать. Попытка стрелять по корпусу судна, надеясь на ударный взрыватель, также не привела к увеличению количества взрывающихся торпед: как выяснилось в ходе экспериментов, при попадании с углом, близким к 90 градусам, ударный взрыватель заклинивало. К тому моменту, когда данная проблема была осмыслена, впустую было выпущено более 800 торпед.


Торпеды 53-38К на базе торпедного вооружения Северного флота


Зато, часто взрывались сами торпеды — прямо на борту катеров: происходил самопроизвольный запуск двигателей торпеды, после чего — взрыв: осколки калечили личный состав и превращали деревянные корпуса катеров в решето. Обе проблемы удалось решить только к 1943 году. В ВМФ СССР этих проблем не знали: отечественные торпеды типа 53-38К были надёжны как винтовка Мосина.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    21 ноября 2024 07:11
    в составе ВМФ СССР они по началу действовали эффективнее, чем в ВМС США. Связано это не с героизмом советских катерников, а с отвратительным качеством американских торпед.
    Ни на что не намекаю, хотя 1944 год, проблемы со взрывателями решены, но:
    Торпедные катера звено за звеном отстреливались по следующему по проливу японскому отряду. Не попал никто! Зато один (РТ-493) был потоплен и десять — повреждены. Правда, повезло американским эсминцам: сначала свои торпеды получили все японские эсминцы (один затонул, остальные лишились боеспособности), а в 3:38 взорвался и отправился на дно линкор «Фусо».


    Небольшой вопросик, что за подобия пусковых установок вывалены за борта, кто в курсе?
    https://topwar.ru/uploads/posts/2024-11/8b1b6de3fe_photo_2024-11-14-20_31_29.webp
    1. +19
      21 ноября 2024 07:48
      Ближе к концу войны на некоторых пити-ботах разместили по две восьмиконтейнерные пусковые установки Mk-50 для стрельбы 130-мм реактивными снарядами. Помимо прочего вооружения,ТКА оснащались 6-8 малыми глубинными бомбами для борьбы с подводными лодками, Как вполне справедливо, на мой скромный взгляд, отмечают многие военно-морские историки, ко времени окончания Второй мировой войны американские торпедные катера имели больше «огневой мощи на тонну водоизмещения» чем любые другие корабли ВМС США.
      1. +10
        21 ноября 2024 08:16
        Цитата: Кроу
        Ближе к концу войны на некоторых пити-ботах разместили по две восьмиконтейнерные пусковые установки Mk-50 для стрельбы 130-мм реактивными снарядами.

        hi
  2. +9
    21 ноября 2024 07:41
    Похоже на пусковые 127мм нурсы
  3. +12
    21 ноября 2024 08:48
    Доброе утро . Вроде будущий президент США Кеннеди служил на торпедном катере командиром . На Тихом океане . За статью спасибо , интересно .
    1. +8
      21 ноября 2024 15:13
      И DFK'а вместе с его катером переехал японский эсминец или легкий крейсер, DFK инвалидом остался, корсет всю жизнь носил..
      1. +2
        21 ноября 2024 19:40
        Зато подобный катер возили по всем Штатам,на праздники..При его президенстве.Да,чудом выжил.Это как на Кубе кругом возили "Гранму"
    2. +9
      21 ноября 2024 15:19
      Вроде будущий президент США Кеннеди служил на торпедном катере командиром . На Тихом океане
      РТ-109
      1. +9
        21 ноября 2024 15:20
        ,,,кино потом сняли еще
  4. +18
    21 ноября 2024 09:04
    «Хиггинсы» показали себя надёжными катерами, которые моряки любили за мореходность и манёвренность
    Моряки любят каждый свой корабль,Вот я свой противолодочный до сих пор с закрытыми глазами вспомню каждый уголок,Впрочем,это не по теме,простите.А вот Кеннеди обожал свой «Elco», а это уже по теме))Воспоминания наших моряков военных лет тоже у каждого свои,вот Ревякин Ф.П. свой «Д-3» обожал.Приведу в качестве примера ЕГО фотографии ,которые он так подписал:
    1.«Торпедный катер «Хиккинс». Мореходная, но громоздкая посудина»
    2.«Торпедный катер «Bocnep» USA. Более удачная модель, но наши лучше!»
    3.« Наш ТК-15 торпедировал фашистский эсминец! 19/VIII-44 г. фото Веренчука. Единственный снимок, остальное засвечено разрывами снарядов и трассами»
    1. +11
      21 ноября 2024 13:29
      Моряки и Г-5 любили, хотя его удачным назвать язык не поворачивается... А про Д-3 напишу отдельно, но позже - надо отдохнуть от катерной темы)))
  5. +16
    21 ноября 2024 09:11
    отмечая хорошую обитаемость.
    Приглашаю на экскурсию,вход свободный!
    «Безвозмездно,то есть даром» ©
    https://su-vosper.livejournal.com/11543.html
    Согласен с Автором (спасибо за статью,кстати!) мне лично приятно было бы служить на таком...
  6. +17
    21 ноября 2024 09:20
    Наши катерники, служившие на них
    Здесь хотелось бы подробнее, хотя, понимая, что рамки статьи ограничены, поэтому, с Вашего позволения, немного дополню.С 1943 года в СССР по ленд-лизу стали поставляться катера типа «Хиггинс», и в этом же году, 15 декабря, был образован отдельный дивизион торпедных катеров.В 1944 году в состав Северного флота вошли катера типа «Воспер».К 1944 году дивизион торпедных катеров насчитывал пятьдесят три единицы. Наши отечественные катера нравились морякам больше иностранных. Они были меньше по тоннажу, а значит – маневреннее. После установки импортных моторов скорость хода развивали даже большую, чем на союзнических катерах. В том же году, 1 марта, была образована бригада торпедных катеров СФ.Командиром бригады был назначен кап 1 ранга Кузьмин Александр Васильевич.Бригада состояла из трех дивизионов, которыми командовали: Федоров Василий Панфилович, Коршунович Сергей Георгиевич и Алексеев Виктор Николаевич.За активное участие в освобождении Печенги в дни Петсамо-Киркенесской операции Бригаде торпедных катеров было присвоено почетное наименование «Печенгская».На Параде Победы, 24 июня 1945 года, Северный флот представляли именно моряки прославленного соединения торпедных катеров!
    На фото: Катерники-североморцы в парадном строю. Слева – Герой Советского Союза капитан II ранга Алексеев В. Н.
  7. +15
    21 ноября 2024 10:45
    Связано это не с героизмом советских катерников, а с отвратительным качеством американских торпед. Категорически отказывались взрываться более 50 процентов торпед МК-14. Это было связано с неправильно откалиброванными магнитными взрывателями.

    Проблема с техникой у американских торпед была лишь следствием монополизации в межвоенный период всего процесса разработки, производства и приёмки торпед единственной госструктурой. Торпедисты образовали замкнутую касту: сами конструировали, сами производили, сами писали методики испытаний, сами принимали, сами руководили и сами готовили кадры для всей цепочки производства и командования. Эта структура сложилась ещё до отказа от натурных испытаний из-за финансовых проблем.
    ...победа ожидаемо досталась Торпедной станции в Ньюпорте, ставшей с 1 июля 1923 года единственным разработчиком и производителем торпед в США. Она же осталась при этом и единственным их ис­пы­та­телем, со всеми вытекающими последствиями подобной монополизации. Отсутствие конкуренции с другими конс­т­рук­тор­с­ки­ми коллективами достаточно быстро привело не только к появлению «комплекса гуру», но и к самоизоляции от сме­ж­ных на­прав­лений в науке и технике, включая гидродинамику, геофизику и прочее.

    Кроме того, Торпедная станция стала ещё и основной «кузницей кадров». Практически все офицеры, спе­циа­ли­зи­ро­вав­ши­еся в минно-торпедном деле, в разное время либо служили на станции, либо проходили там стажировку. Затем они зани­ма­ли соответствующие должности в частях и подразделениях, а впоследствии и руководящие посты в соответствующем отделе Управления вооружений, которому Торпедная станция подчинялась. Само же это Управление находилось в непосредственном подчинении Министерства флота и не входило в «цепочку командования» Главнокомандующего ВМС США. Таким образом, будущие «эксплуатанты» торпед по определению не имели прямого влияния на процесс их разработки и приёмки на во­о­ру­же­ние – классический пример отсутствия «обратной связи».

    В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда одна и та же организация сначала вела разработки, затем про­во­ди­ла сдаточные испытания этих разработок, принимали которые выходцы из этой же организации – других специалистов по торпедам взять было попросту неоткуда. И лишь потом на всё это наложились упоминавшиеся выше финансовые проблемы вре­мён Великой депрессии, заставившие вовсе отказаться от дорогостоящих натурных испытаний. Окончательно к тому вре­ме­ни уверовавшие в собственную исключительность и непогрешимость специалисты Торпедной станции в Ньюпорте особой про­блемы в этом уже не видели. Им было вполне достаточно ими же разработанных методик «щадящих» испытаний.
    © midnike
    1. +8
      21 ноября 2024 11:03
      Если не ошибаюсь была статья про эту проблему с их торпедами.
      1. +11
        21 ноября 2024 11:57
        Цитата: stoqn477
        Если не ошибаюсь была статья про эту проблему с их торпедами.

        У midnike в ЖЖ и на Warspot был целый цикл статей по "Большому торпедному скандалу". Мне особенно запомнилась третья итерация - неработающие контактные взрыватели - начавшаяся с того, что SS-283 «Тиноза» 2 часа добивала повреждённый ею же танкер «Тонан-Мару №3» (один из двух крупнейших в IJN). 8 торпед. 7 визуально и 1 акустически наблюдаемых попаданий торпед. Результат? 0 (ноль!) разрывов. belay
        10.11 Пуск 8-й торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
        10.14 Пуск 9-й торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта. Цель
        ведёт огонь при появлении перископа и по следам торпед во время
        их движения. Пересёк курс цели, чтобы проверить наличие
        противоторпедных сетей. Цель ими не оснащена.
        10.39 Пуск 10-й торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
        10.48 Пуск 11-й торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
        Данная торпеда попала в кормовую часть левого борта, произвела
        всплеск у борта, развернулась вправо и затем выпрыгнула из воды
        метрах в тридцати от кормы танкера.
        Трудно поверить, что я сам это видел.
        10.50 Пуск 12-й торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
        11.00 Пуск 13-й торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Ещё одна
        циркуляция с целью попробовать с другого борта цели.
        11.22 Засечён звук винтов на высоких оборотах.
        11.25 Обнаружен эсминец, приближающийся с восточного направления.
        11.31 Пуск 14-й торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
        11.32½ Пуск 15-й торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Погружение.
        Дистанция до эсминца 900 м. Слышали звук попадания торпеды в
        танкер. Перископ уже убран. Взрыва не было.
    2. +3
      21 ноября 2024 23:11
      Цитата: Alexey RA
      Проблема с техникой у американских торпед была лишь следствием монополизации в межвоенный период всего процесса разработки, производства и приёмки торпед единственной госструктурой.

      У немцев помница была аналогичная проблема и с глубиной хода и с магнитными взрывателями торпед. И тоже не сразу осознали. Закончилось правда совершенно недемократичными расстрелами в отличии от американцев.
  8. +15
    21 ноября 2024 11:01
    Так что занимались этим испытательные станции, но производители, желая увеличить мощность торпеды, добавили в боеголовку 150 кг взрывчатого вещества, отчего глубина хода увеличилась на три метра, но на испытательные станции это довести не удосужились, и взрыватели перестали срабатывать.

    На какие испытательные станции? Производила и испытывала торпеды единственная флотская Торпедная станция в Ньюпорте.
    И проблема с глубиной хода была не в массе БЧ, а в игнорировании разработчиками гидродинамики.
    Сравнительно простая система с обратной связью корректирует угол наклона горизонтальных рулей таким образом, чтобы удерживать торпеду в зоне давления, соответствующего выбранной глубине. При нулевой скорости всё просто: на датчик действует лишь гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения. Но торпеда движется, а в этом случае начинает работать дополнительный фактор — гидродинамическое давление у поверхности корпуса. Учитывать его гораздо сложнее, поскольку оно связано со скоростью обтекания, а эта скорость на разных участках поверхности корпуса различна. Соответственно, гидродинамическое давление на различных участках корпуса может становиться либо выше, либо ниже гидростатического.
    (...)
    В случае торпед предыдущего поколения, разработанных ещё во времена Первой мировой и имевших максимальную скорость в 35 узлов [65 км/ч], разницей между гидростатическим и гидродинамическим давлением ещё можно было пренебречь, и о ней в тот момент даже не задумывались. Не вспомнили об этом и при создании намного более скоростных торпед следующего поколения, оставив на них надёжную и проверенную систему контроля глубины их предшественников. Зачем улучшать то, что и так прекрасно работает? Однако гидродинамическое давление пропорционально скорости обтекания в квадрате, поэтому с увеличением максимальной скорости новых торпед сразу на 11 узлов [20,4 км/ч] разница между гидростатическим и гидродинамическим давлением начала приводить к ошибкам определения глубины, измеряемым уже метрами.
    © midnike

    В общем, "Большой торпедный скандал" длился в USN с 1942 по 1944 год. За это время флотским трижды пришлось доказывать Бюро Вооружений, что его спецы облажались - с глубиной хода, с магнитным взрывателем, с контактным взрывателем. И каждый раз Бюро Вооружений начинало что-то реально делать (кроме составления отписок) лишь после подключения фигур уровня Нимица или Кинга.