J-35: прямой вызов Америке

37 132 58
J-35: прямой вызов Америке

Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая официально объявили, что примут на вооружение многоцелевой малозаметный истребитель J-35A. Учитывая наличие у ВВС НОАК истребителя-бомбардировщика J-20, ВВС Китая стали вторыми после ВВС США, у которых есть два разных истребителя-невидимки.

Аплодисменты и вполне резонный вопрос: а зачем?



Если с США все понятно, F-22 – это очень дорогое и неудачное явление, которое никому не продают именно по причине полнейшей отстойности, а F-35 как раз более-менее вменяемый самолет, то вот зачем Китаю два самолета следующего поколения – да, не все понятно.

Если бы J-20 был бы аналогом F-22 в плане сырой и недоведенной конструкции, то все было бы относительно ясно и понятно. J-20 самолет, конечно, спорный, не без этого, но когда первопроходец получался сразу и на века? Тут, кстати, «Раптор» снова как пример вполне подходит: первый в пятом поколении, он так не стал полноценным боевым самолетом, достаточно вспомнить его более чем урезанные возможности в плане радиоэлектроники.


J-20 – это однозначно тяжелый (36 тонн) самолет для действий на больших расстояниях. Благо, скоростью, дальностью и потолком его разработчики ну вот ничуть не обидели. Если все цифры, которые заявлены конструкторами J-20, действительны на серийных образцах – это вполне себе такой уверенный в себе богатырь тяжелой весовой категории. Да, в плане маневренности J-20 далеко до Су-35, например, у которого сила в меньшем весе и более совершенных двигателях, но против многих других самолетов «Черный орел» будет вполне хорош.

Кстати, говоря о массо-габаритных характеристиках китайских «пятерок»: самолеты в пустом состоянии весят практически одинаково – 17 тонн. Но вот максимальный взлетный вес различается. J-20, как уже было сказано, 36 тонн, а J-35 – только 28 тонн.


Вот здесь и кроется разница в тактике применения. Понятно, что берущий на борт всего больше J-20 будет представлять собой тяжелую категорию, а J-35 станет играть в средней весовой категории, выражаясь спортивным языком.

Причем, в официальных СМИ Китая уже появились высказывания, что J-35 как раз, как и F-22, уготована роль ведения боевых действий в воздухе. То есть, более легкий и маневренный J-35 станет выполнять роль «чистого» истребителя (как Су-27 и F-22), а J-20 станет брать на себя роль истребителя-бомбардировщика, способного атаковать наземные и (немаловажно) надводные цели.

То есть, изначально J-35A не предназначался для того, чтобы превзойти первый китайский истребитель-«пятерку» Chengdu J-20, который, скорее всего, сохранит большую дальность полёта, максимальную грузоподъёмность и максимальную скорость в сравнении с J-35А. Однако, судя по всему, более низкая стоимость и вес J-35A оказались достаточно ценными для ВВС НОАК, чтобы заменить ими старые военные самолёты, не являющиеся малозаметными истребителями, на истребители пусть меньшей дальности, зато малозаметные.

Таких самолетов в ВВС НОАК довольно много. В первую очередь «на выход» J-7 и J-8, родоначальником которых был еще МиГ-21, а там и до Су-27 и его потомков дело дойдет.

Если внимательно посмотреть на J-35, особенно в сравнении с J-20, его аккуратные размеры (ну он действительно изрядно меньше J-20) намекают на то, что самолет после соответствующей обработки молотком и напильником (или что там используют в Китае) вполне нормально будет смотреться на палубе китайских авианесущих кораблей.


И это не ирония, мы тут в самое ближайшее время полезем разбирать J-16D, который имеет под собой платформу J-15, который и не так молод, как хотелось бы, да и прототипы-родоначальники Су-33 и Су-27 уже давно не считаются молодыми и перспективными. Время не щадит никого, а уж если в Китае всерьез озаботились модернизацией флота (что, заметим, пока идет на всех парах), то и самолеты нужны не модернизированные ветераны 40-летней давности.

Общая геометрия J-35A, его гладкие конформные поверхности и сверхзвуковые воздухозаборники без отклоняющихся сопел в стиле F-35 указывают на низкое радиолокационное поперечное сечение. ЭПР, это, конечно, хорошо, но двигатель без УВТ – это не совсем блеск. Guizhou WS-13 или WS-21 – это не самые передовые двигатели по мировым стандартам, но для Китая это весьма приличный уровень инженерии. Понятно, что двигатели без УВТ это не потому, что очень хочется в малозаметность, а потому что ставим те двигатели, какие имеются в распоряжении.

Надо сказать – правильный подход.

Пока, по фото, естественно, просто не реально определить, насколько самолет будет малозаметным. Профиль – это только половина дела, на радиолокационную и отражающую способности сильно влияют конструкция и интеграция радиопоглощающих материалов, внутренняя архитектура тех же воздухозаборников/сопел и точность изготовления.

Вообще, если серьезно посмотреть (а китайские специалисты смотрят очень внимательно) на результаты в СВО, J-35 не обязательно должен быть таким же малозаметным, как F-22 «Раптор». Концепция применения американского самолета была несколько иной, когда его разрабатывали: считалось, что «Раптор» должен эффективно сокращать дальность, на которой его можно надёжно обнаружить и поразить ракетами до дистанции уверенного применения своего вооружения.

Но, как показала практика высокотехнологичного конфликта, мощные радары и ракеты большой дальности сильно ограничивают возможности самолётов в такой войне. Некоторые украинские самолёты (да, без малозаметности) были сбиты ракетами, выпущенными с расстояния более 150 километров.

Так что сегодня малозаметность – это очень полезная опция, но мощный радар и дальнобойные ракеты – немаловажные составляющие современного боевого применения.


И J-35А может оказаться весьма полезным самолетом, особенно если в США не поменяют своего отношения к Китаю.

А ведь J-35 могло и не состояться. Авиастроительная корпорация «Шэньян» начала разрабатывать этот малозаметный истребитель в инициативном порядке, не получая поддержки со стороны правительства и минобороны Китая, поскольку тех больше заинтересовал проект J-20. После первого полёта в 2012 году «Шэньян» представил самолёт на авиашоу в Чжухае в 2014 году, где, по слухам, отлетал, испытав некоторые трудности в полете.

Но ВВС НОАК более чем холодно отнеслись к этому проекту, а вот военно-морской флот Китая счел меньший по размеру и более легкий истребитель естественным для запуска со своих будущих авианосцев типа 003 с катапультным стартом, да и старые авианосцы с трамплинами никто списывать со счетов не собирался.

Прототип, получивший наименование FC-31 начали шлифовать под авиацию ВМС, что вылилось в две значительные модернизации, в 2016 и 2020 годах.


Самолет претерпел значительные изменения в плане крыльев, фюзеляжа, двигателей, радаров и оптических датчиков, а также в плане оптимизации малозаметности. Затем в 2021 году в воздух поднялась четвёртая модель, предназначенная для эксплуатации на авианосцах, со складывающимися крыльями, двухколёсным передним шасси, фонарём кабины в стиле F-35 и возможностью взлёта с помощью катапульты. Ну и наконец, в 2023 году появился пятый вариант с меньшими крыльями, изменёнными хвостовыми стабилизаторами и одноколёсным шасси — явно сухопутная модель с урезанными морскими элементами. ВВС тоже захотели себе такой самолет.

Вообще две последние модификации самолёта предположительно назывались J-31, теперь они, по-видимому, соответствуют обозначениям J-35 для военно-морского флота и J-35A для военно-воздушных сил соответственно.


Пара слов на тему внешности. Сколько было сказано громких и трескучих фраз на тему того, что китайские хакеры сломали все, что можно было сломать, а шпионы украли все, что можно было украсть, и потому J-35 так похож на F-35. Было весело. Но если всерьез – физика процессов вынуждает многие современные истребители иметь схожую геометрию. Попробуйте визуально сравнить F-35 с южнокорейским KF-21 и турецким «Kaan jet». Они тоже взломали и украли? Более того, J-35 и его прототип FC-31 существенно отличаются наличием двух двигателей и гораздо более компактным фюзеляжем. И вот тут можно ставить большую такую жирную точку. Кисточкой с тушью, как положено в Китае много тысяч лет.

Что касается характеристик, то они все еще в стадии неопределенности, потому что прототип и серийный образец – это несколько разные вещи.

А вот в плане вооружения, тут интереснее. J-35 может нести шесть ракет класса «воздух-воздух», четыре ракеты класса «воздух-поверхность» или бомбы весом в полтонны (тоже четыре) во внутреннем оружейном отсеке. Но если отказаться от «невидимости», можно нести еще шесть ракет на подкрыльевых подвесках.

Вот это вообще, как минимум, не хуже, чем у F-35.

Однако многие сильные стороны F-35 находятся внутри — это радиопоглощающие материалы, датчики, системы связи и сетевые компьютеры. Сможет ли J-35 сравниться с ними по качеству? Китайская промышленность способна производить передовую электронику и системы для боевой техники, хотя эффективность этих компонентов по сравнению с западными аналогами остаётся неясной.

J-35A оснащен расположенной под носовой частью электронно-оптической системой наведения, а «Шеньян» также утверждает, что по всему корпусу самолета расположено множество оптических и инфракрасных датчиков, которые могут обеспечивать 360-градусную осведомленность о ситуации и раннего предупреждения о приближающихся ракетах.

Итого, зачем ВВС НОАК два самолета пятого поколения? Такой вопрос задают сегодня в мире многие, поскольку волей-неволей, а приходится проводить аналогии с США. Так ли нужны два самолета при условии того, что ВВС НОАК уже эксплуатируют около двух сотен J-20?

На самом деле, ВВС стран составляли свои парки именно из таких разных самолетов: более легкого и тяжелого. МиГ-29 и Су-27, F-15 и F-16, «Мираж-2000» и «Рафаль» и так далее. Так что нормальная практика: разные самолеты под различные задачи.


Истребители J-35A могут служить в рамках общей концепции, заменив сотни старых истребителей J-7, J-8, J-10A и J-11, которые ВВС НОАК, скорее всего, выведут из эксплуатации в течение следующего десятилетия. ВВС НОАК могут нуждаться в большем количестве малозаметных самолётов, но не обязательно в таком тяжёлом и дорогом формате, как J-20. И здесь J-35A как более дешевый будет весьма и весьма полезен.

Смешанный состав лёгких и тяжёлых малозаметных истребителей может повысить эффективность ВВС в целом: например, если начнется воздушное противостояние ВВС Китая и ВВС Китайской республики (Тайвань), истребители J-35A с меньшим радиусом действия могут сосредоточиться на обеспечении непосредственного воздушного прикрытия своих войск, в то время как более тяжёлые истребители J-20 будут летать вокруг Тайваня, перехватывая американские самолёты, которые будут пытаться вмешаться. Ну по крайней мере, так США обещали Тайваню несколько лет назад.

Ну и естественно, принятие на вооружение ВВС НОАК самолёта J-35A может быть направлено на повышение его экспортного потенциала, который ещё не реализован, но однозначно будут вестись работы в этом направлении. По крайней мере, принятый на вооружении в своей стране самолет имеет много больше шансов на успех в экспорте, чем какой-то другой самолет. Тут, кстати, примером может стать МиГ-35 и Су-75. Самолеты, которые не интересны армии страны-изготовителя маловероятно заинтересуют потенциальных покупателей.

В мире вообще существует большой спрос на современные истребители, в том числе и малозаметные. Особенно в странах, которым США либо противостоят, либо не доверяют настолько, чтобы продавать им F-35, или даже самолёты иностранного производства, использующие американские компоненты. Либо у которых нет денег, чтобы покупать американские или российские боевые машины.

И вот тут недорогой (по сравнению со стоимостью американских самолетов особенно) китайский самолет будет весьма ко двору. Пакистан, как мы уже сообщали, сделал ход конем в противостоянии с Индией, заключив договор именно на J-35. А за Пакистаном ожидаемо могут потянуться те, у кого нет денег на американские самолеты и смелости на покупку в современных условиях российских самолетов.

А если принять во внимание планы Китая по работам уже над аэрокосмическим истребителем шестого поколения… Здесь продажи истребителей пятого могут получить очень неожиданный импульс в плане производства. Конечно, производство большого количества J-35A может задержать разработку Китаем истребителя шестого поколения, призванного расширить границы возможного в технологиях. Однако что-то подсказывает, что КПК справится и с такой небольшой проблемой.

С точки зрения США, принятие на вооружение J-35A повышает вероятность того, что Китай и его клиенты могут заменить большую часть старых самолётов, не обладающих малозаметностью, на малозаметные самолёты. Но это пока в головах у американских экспертов по вооружениям так прочно заякорилась идея малозаметности, что они с ней будут носиться, как с писаной торбой. До момента окончательного и бесповоротного разочарования в ней. Но тогда уже будет поздно, а у Китая может оказаться на вооружении самолет несколько отличной от западной, концепции.

Как будут на это реагировать те, кто полагает Китай противником США, увидим. Это будет весьма занимательное занятие.

В любом случае, J-35A — это подтверждение концепции, которая десять лет назад была встречена прохладно, но сегодня реализуется Китаем на редкость логично и оперативно. Пока неясно, как J-35A будет выглядеть в сравнении с американским F-35, но мы попробуем предположить это в самое ближайшее время.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 ноября 2024 05:49
    Но если отказаться от «невидимости», можно нести еще шесть ракет на подкрыльевых подвесках
    Вот этим он и отличается от F-35. Да ещё прибавьте сюда и отсутствие управляемого вектора тяги wink
    1. +10
      18 ноября 2024 07:18
      Роман человек умный но иногда должен писать вот такие статьи. Конечно Китай как и США как и когда-то СССР делают два разных истребителя легкий и тяжелый.
      Легкие истребители стоят дешевле и меньше стоит их эксплуатация и именно ими насыщают ВВС и они тянут большую часть задач ВВС являясь рабочей лошадкой, это экономика.
      А тяжелые истребители, как самые свершенные нужны для завоевания господства в воздухе, но для большей части задач их возможности излишни и стоят дороже.
      Это на сегодня самая эффективная модель работы всех современных ВВС мира которые к тому же считают деньги. Кроме нас конечно. У нашей страны денег много поэтому наше руководство их не считает а потому выпускают только тяжелые и дорогие Су-35 и Су-57, напрочь забыв про легкие истребители МиГ.
      1. +5
        18 ноября 2024 08:29
        Цитата: ramzay21
        Это на сегодня самая эффективная модель работы всех современных ВВС мира

        Сложный теологический вопрос.
        Цитата: ramzay21
        У нашей страны денег много поэтому наше руководство их не считает а потому выпускают только тяжелые и дорогие Су-35 и Су-57

        Не совсем так. У наших ВВС, как и у любых других, есть задача борьбы в воздухе (истребитель) и ударные функции. Для первых лучше подходит тяжелый истребитель, для вторых - вот далеко не факт, что легкий многофункциональный. Наши сделали ставку на фронтовой бомбер Су-34.
        При этом, опять же, объективно, тяжелых истребителей у ВКС все еще недостаточно.
        1. +3
          18 ноября 2024 12:17
          Не совсем так. У наших ВВС, как и у любых других, есть задача борьбы в воздухе (истребитель) и ударные функции. Для первых лучше подходит тяжелый истребитель, для вторых - вот далеко не факт, что легкий многофункциональный. Наши сделали ставку на фронтовой бомбер Су-34.

          Во первых Су-34 это фронтовой бомбардировщик родом из СССР и разрабатывался на замену Су-24 и он совсем не истребитель.
          Во вторых легкий истребитель вроде нашего МиГ-35 или американских Ф-16 и Ф-35 совсем не зря сочетал ударные и истребительные возможности, приемлемую нагрузку и экономичность, это то что нужно для выполнения большинства задач.
          Если стоит задача нанести удар парой УПАБ 500 по целям противника то тот же МиГ-35 сделает это так же как и Су-34, только вылет этот будет стоить в два раза дешевле и МиГ-35 в процессе выполнения задачи сможет еще и воздушные цели уничтожить и сам себя защитить в отличии от Су-34. И что лучше один Су-34 с 12 точками подвески и максимальной нагрузкой в 8 тонн или два МиГ-35 с 8 точками подвески?
          При этом, опять же, объективно, тяжелых истребителей у ВКС все еще недостаточно.

          Так их потому и не хватает что пытаются тяжёлыми истребителями делать то для чего достаточно легких истребителей-бомбордировщиков. Сам Су-35 и его эксплуатация обходятся почти в два раза больше чем у МиГ-35 а выполняют они задачи большинство из которых может выполнить и МиГ-35, причем МиГ-35 способен выполнять то что делают и Су-34 и Су-35.
          1. +5
            18 ноября 2024 15:04
            Цитата: ramzay21
            Во первых Су-34 это фронтовой бомбардировщик родом из СССР и разрабатывался на замену Су-24 и он совсем не истребитель.

            Естественно. Но это никак не противоречит и не отменяет того, что я Вам написал. Для того, чтобы выполнять ударную функцию, самолет не обязательно должен быть многофункциональным истребителем.
            Есть спектр задач - нанесение ударов по сухопутным/морским целям, с ними фронтовой бомбер справится явно лучше легкого МФИ. А тяжелый МФИ лучше легкого справится с завоеванием господства в воздухе. Поэтому ставка на тяжелые МФИ + фронтовые бомберы, она может не такая уж и глупая.
            Цитата: ramzay21
            Если стоит задача нанести удар парой УПАБ 500 по целям противника то тот же МиГ-35 сделает это так же как и Су-34, только вылет этот будет стоить в два раза дешевле

            У меня очень большие сомнения насчет "в два раза дешевле". Во-первых, при прочих равных условиях, легких МФИ нужно больше, чем фронтовых бомберов на решение сходных задач, значит надо и больше самолетов покупать, и больше пилотов готовить, пусть даже индивидуально он стоит дешевле. А второе - доводилось слышать, что МиГ-35 получился весьма дорогим в обслуживании и мало в чем уступает Су-35. Но это не точно.
            1. 0
              19 ноября 2024 08:55
              Для того, чтобы выполнять ударную функцию, самолет не обязательно должен быть многофункциональным истребителем.
              Есть спектр задач - нанесение ударов по сухопутным/морским целям, с ними фронтовой бомбер справится явно лучше легкого МФИ.

              Вы не задумывались почему США давно отказались от фронтового бомбардировщика? Да потому что они деньги считают! Они давно поняли что легкий МФИ легко заменяет узкоспециализированный фронтовой бомбардировщик а у нас просто нет легкого МФИ а потому Су-34 наше все.
              Но давайте посчитаем. Поставлена стандартная задача уничтожить обнаруженный в 50 км от ЛБС штаб двумя УПАБ 500.
              Сейчас мы используем естественно Су-34 и вешаем на него два УПАБ 500 и для прикрытия его действий от авиации и ПВО поднимаем Су-35.
              По хорошему эту задачу может и должен выполнить легкий МФИ, например тот же МиГ-35 на который помимо двух УПАБ на остальные шесть точек подвески подвешиваются ракеты ВВ для защиты от авиации и ПВО.
              Один Су-34 или Су-35 должен потреблять топлива почти в два раза больше чем однодвигательный МФИ но даже по сравнению с МиГ-35 Су-34 и Су-35 потребляют намного больше как минимум в полтора раза. Получается вы задействуете два самолета, каждый из которых минимум в полтора раза больше топлива съест чем МиГ-35 и трех пилотов. Как вы считаете что выгодней.

              Другой пример. У вас стоит эскадрилья Су-34. Обнаружены ракеты/БПЛА противника идущие вглубь нашей территории. Можете вы задействовать Су-34 в отражении атаки? Нет не можете. А вот эскадрилью легких МФИ можете.
              Можете вы задействовать Су-34 в патрулировании воздушного пространства и поиске воздушных целей? Нет не можете. А вот тот же МиГ-35 можете.
              А тяжелый МФИ лучше легкого справится с завоеванием господства в воздухе.

              С этим никто не спорит! Но у нас сейчас дыры в ПВО такие что вражеские ракеты спокойно над нашей территорией летают и не только ракеты и главный вопрос в насыщении самолетами наших ВВС.
              Во-первых, при прочих равных условиях, легких МФИ нужно больше, чем фронтовых бомберов на решение сходных задач, значит надо и больше самолетов покупать, и больше пилотов готовить, пусть даже индивидуально он стоит дешевле.

              При прочих равных условиях вместо одного Су-34 с двумя членами экипажа мы получим два легких МФИ и эти МФИ смогут не только удары по наземным целям наносить но и патрулировать воздушное пространство, обнаруживать и сбивать воздушные цели, и значительно усилить наше ПВО.
              1. 0
                19 ноября 2024 10:53
                Цитата: ramzay21
                Вы не задумывались почему США давно отказались от фронтового бомбардировщика?

                Конечно, задумывался.
                Цитата: ramzay21
                Они давно поняли что легкий МФИ легко заменяет узкоспециализированный фронтовой бомбардировщик

                Простите, но Вы неправы чуть менее, чем полностью.
                США отказались от фронтовых бомбардировщиков, но не в пользу легких МФИ, а в пользу тяжелых МФИ - на замену Ф-111 пришел Ф-15Е. При этом США также отказались и от легких МФИ, потому что Ф-35 является скорее средним МФИ, нежели легким.
                Цитата: ramzay21
                Поставлена стандартная задача уничтожить обнаруженный в 50 км от ЛБС штаб двумя УПАБ 500.

                Хорошо
                Цитата: ramzay21
                Сейчас мы используем естественно Су-34 и вешаем на него два УПАБ 500 и для прикрытия его действий от авиации и ПВО поднимаем Су-35.

                Допустим
                Цитата: ramzay21
                По хорошему эту задачу может и должен выполнить легкий МФИ, например тот же МиГ-35 на который помимо двух УПАБ на остальные шесть точек подвески подвешиваются ракеты ВВ для защиты от авиации и ПВО.

                Не может. Если операция требует воздушного прикрытия, то наличие прикрывающего самолета обязательно и для МиГ-35. Если операция не требует воздушного прикрытия (скажем, производится в районе, где и так налажено постоянное патрулирование истребителей) то дополнительный Су-35 не нужен. Наконец, даже следуя Вашей логике никто не мешает повесить УПАБ на Су-35 и не привлекать Су-34.
                Цитата: ramzay21
                Можете вы задействовать Су-34 в патрулировании воздушного пространства и поиске воздушных целей? Нет не можете. А вот тот же МиГ-35 можете.

                Видите ли, конструкторы, талантливые парни, сумели создать универсальные (многофункциональные) самолеты. Но вот генетики, эти разболтанные умники, так и не сподобились вывести генерацию универсальных пилотов. Попросту говоря, мастер ударов по наземным целям не станет мастером-истребителем и наоборот. Поэтому Вы, конечно, можете подготовить "ударников" на МиГ-35 и они смогут хорошо отрабатывать по наземным целям, но не так хорошо как Су-34. А в воздушном бою эти пилоты будут сильно проигрывать чистым истребителям на тех же Су-35, так как и машина слабее, и навыки не те. Ну, или наоборот.
                Поэтому описанная Вами картина.... скажем так, очень оптимистична.
                Цитата: ramzay21
                При прочих равных условиях вместо одного Су-34 с двумя членами экипажа мы получим два легких МФИ

                Не получим. Возможно, 3 МиГ-35 за 2 Су-34, и то сомнительно
                1. 0
                  19 ноября 2024 11:44
                  Простите, но Вы неправы чуть менее, чем полностью.
                  США отказались от фронтовых бомбардировщиков, но не в пользу легких МФИ, а в пользу тяжелых МФИ - на замену Ф-111 пришел Ф-15Е.

                  Ф-15Е это аналог Су-30СМ2 , которые оба являются тяжёлыми МФИ и Су-30 я обошел, потому как Су-30СМ2 как раз самолет нужный. А писал я про узкоспециализированный фронтовой бомбардировщик Су-34 и о том что в большинстве боевых задач лёгкий МФИ легко заменит Су-34 а вот Су-34 заменить легкий МФИ не сможет.
                  При этом США также отказались и от легких МФИ, потому что Ф-35 является скорее средним МФИ, нежели легким.

                  Ф-35 с одним двигателем почти таким же как на двухдвигательном Ф-22 самый что ни наесть легкий МФИ способный наносить удары по наземным целям и воздушным целям, и их гораздо больше чем Ф-15Е и Ф-15ЕХ.
                  Не может. Если операция требует воздушного прикрытия, то наличие прикрывающего самолета обязательно и для МиГ-35.

                  Может и именно так и происходит, во всяком случае Ф-16 в таких миссиях в Ираке в 1991 прикрывали себя сами, конечно при поддержке самолетов Е-3 АВАКС.
                  И Су-30СМ2 так может делать, а вот Су-34 несмотря на общие корни с Су-30 такая задача сложнее
                  Наконец, даже следуя Вашей логике никто не мешает повесить УПАБ на Су-35 и не привлекать Су-34.

                  На Су-30СМ2 да, а вот Су-35 и его БРЭО заточены на воздушный бой и по-моему не имеют оборудования для работы по наземным целям.
                  Видите ли, конструкторы, талантливые парни, сумели создать универсальные (многофункциональные) самолеты. Но вот генетики, эти разболтанные умники, так и не сподобились вывести генерацию универсальных пилотов. Попросту говоря, мастер ударов по наземным целям не станет мастером-истребителем и наоборот. Поэтому Вы, конечно, можете подготовить "ударников" на МиГ-35 и они смогут хорошо отрабатывать по наземным целям, но не так хорошо как Су-34. А в воздушном бою эти пилоты будут сильно проигрывать чистым истребителям на тех же Су-35, так как и машина слабее, и навыки не те.

                  Как раз нет. Наш МиГ-29К из которого сделан МиГ-35, как и последние версии Ф-16 и все Ф-35 свободно могут работать и по земле и по воздушным целям и там и там нужно лишь БРЭО способное это делать, во всяком случае на дальних и средних дистанциях. И пилоты в том числе наших МиГ-29К, которых больше чем МиГ-35 этому обучены и это делают.
                  Сознательно обхожу Су-30СМ2 потому как там два члена экипажа и работой по наземным целям занят штурман.
                  Поэтому описанная Вами картина.... скажем так, очень оптимистична.

                  Это норма для пилотов НАТО и ВВС Китая а так же для пилотов наших МиГ-29К.
                  Не получим. Возможно, 3 МиГ-35 за 2 Су-34, и то сомнительно

                  Даже 3 МиГ-35 гораздо больше сделают чем 2 Су-34 и при нормальной серии МиГ-35 может выйти и в два раза дешевле чем Су-34.
              2. 0
                16 марта 2025 22:54
                Мне кажется, Вы слишком упрощаете подход, типа меньший по размеру самолёт, меньше тратит топлива и значит его эксплуатация дешевле. Но, самолёты это рабочий инструмент ВВС, работу которого обеспечивает специальная инфраструктура. Причем содержание инфраструктуры стоит одинаково как для лёгких и тяжёлых истребителей. И если ваша экономика позволяет содержать инфраструктуру для 1500 самолётов, то лучше иметь 1500 лучших самолётов! А вот если вы можете себе позволить инфраструктуру для 5000 самолётов, то тогда есть смысл иметь и лёгкое истребители, что бы экономить на керосине. bully
            2. 0
              19 ноября 2024 14:40
              Приветствую Андрей !
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Есть спектр задач - нанесение ударов по сухопутным/морским целям, с ними фронтовой бомбер справится явно лучше легкого МФИ. А тяжелый МФИ лучше легкого справится с завоеванием господства в воздухе. Поэтому ставка на тяжелые МФИ + фронтовые бомберы, она может не такая уж и глупая.

              Тут нужно понимать когда и в каких условиях принималось решение делать ставку исключительно на тяжелые МФИ и тяжелый фронтовой бомбардировщик . А было это после 2008 г. , когда для 5-дневной войны боеготовые истребители и лётчиков с опытом собирали по всей стране . Встал вопрос о перевооружении Армии , чтоб современная , хорошо вооруженная и оснащённая , но Маленькая . В т.ч. по экономическим причинам . ЛФМИ у нас не было в близкой к готовности стадии , но был прототип Су-34 , который себя очень хорошо показал в подавлении грузинской ПВО . Вот его первым и запустили в серию . Потом была ограниченная серия Су-30М2 из машинокомплектов , которые не выкупил Китай , кинув нас на деньги , затем Су-30СМ на базе индийского Су-30МКИ и наконец Су-35С . И именно тогда рассудили так , что коль у нас Маленькая армия и Маленькие ВКС , то давайте по крайней мере построим весь парк истребителей на тяжелых машинах . Чтоб если уж не числом брать , так качеством . Тем более что для нашей огромной страны тяжелый МФИ с большим радиусом однозначно предпочтительней . Поэтому и динамили , и толком не финансировали МиГ-35С , который решили поставлять лишь на экспорт . А так как в наши ВКС он не пошел , то и других не заинтересовал - "кто же от хорошего самолёта отказывается ?" . Так что для условий мирного времени и для Маленькой армии ставка на парк тяжелые истребители была разумным выбором .
              Но после 2014 г. когда перспектива большой войны становилась всё более неизбежной , МО и в целом ВПР проявили чудовищную недальновидность и самонадеянность . Они стали сворачивать производство авиатехники под лозунгом "Нам уже хватит !" (В.В.Путин на АСЗ в Комсомольске на Амуре) . А опыт 3-х лет СВО показал , что 2\3 задач по нанесению ударов ФАБ с УМПК и в целом ударных задач оптимальней было бы решать более лёгкими самолётами . Теми же МиГ-35С . Но ложки к обеду не оказалось . Ударные самолёты практически никогда не вылетают на задание с полной боевой нагрузкой , максимум с половинной - не более 4 т. , которая и для МиГ-35С тоже вполне оптимальна ибо при его 6,5 т. максимальной нагрузки , таковая (3,5 - 4 т.) является вполне нормальной . Даа и 4 ФАБ-500 с УМПК + 2-4 РВВ составят от силы 3,5 т. Так что МиГ-35С могли бы взять на себя метание ФАБ-250 и ФАБ-500 с УМПК , а Су-34 - ФАБ-1500 и ФАБ-3000 и КР ВП .
              Но боюсь что для наших ВКС время для закупки серии из 300 МиГ-35С проходит - в декабре обещают поднят первый раз в воздух Су-75 . На год раньше ожидавшегося срока . И если испытания пойдут штатно , то к рубежу десятилетия ЛФМИ пойдёт в серию . Тогда скорей всего рациональней было бы сделать пока ставку на выпуск тяжелых машин и удвоить за счёт них общий парк истребительной авиации и фронтовых бомбардировщиков . А с 2030 г. пополнять ВКС новыми Су-75 , увеличив в результате численность боевой авиации в 3 раза от исходной (на начало СВО) .
              Цитата: Андрей из Челябинска
              У меня очень большие сомнения насчет "в два раза дешевле".

              Ну конечно же не в 2 раза , тем более для двухдвигательного ЛФМИ . В 1,5 раза , к тому же по словам разработчиков сложность и трудоёмкость обслуживания МиГ-35С стала в 4 раза ниже чем у МиГ-29 . . Но для парка таких ЛФМИ численностью 500 - 600 шт. это очень существенная экономия . К тому же МиГ-36 мог\может базировать на грунтовых аэродромах и пользоваться автострадами в качестве ВПП . Они гибче , удобней для рутинных боевых задач , но теперь скорей всего эту нишу займёт Су-75 . Если бы даже ещё в прошлом году МиГ-35С стали поступать в войска я был бы более чем "За" , Но с будущего года это уже становится не столь актуально, если к концу десятилетия в войска пойдут Су-75 .
              Цитата: Андрей из Челябинска
              доводилось слышать, что МиГ-35 получился весьма дорогим в обслуживании

              В 4 раза дешевле и проще чем у МиГ-29 ... который действительно был весьма трудоёмким в обслуживании .
              1. +1
                20 ноября 2024 07:45
                Тут нужно понимать когда и в каких условиях принималось решение делать ставку исключительно на тяжелые МФИ и тяжелый фронтовой бомбардировщик . А было это после 2008 г. , когда для 5-дневной войны боеготовые истребители и лётчиков с опытом собирали по всей стране . Встал вопрос о перевооружении Армии , чтоб современная , хорошо вооруженная и оснащённая , но Маленькая .

                Совершенно верно!
                Поэтому и динамили , и толком не финансировали МиГ-35С , который решили поставлять лишь на экспорт . А так как в наши ВКС он не пошел , то и других не заинтересовал - "кто же от хорошего самолёта отказывается ?

                Абсолютно верно
                Но после 2014 г. когда перспектива большой войны становилась всё более неизбежной , МО и в целом ВПР проявили чудовищную недальновидность и самонадеянность . Они стали сворачивать производство авиатехники под лозунгом "Нам уже хватит !" (В.В.Путин на АСЗ в Комсомольске на Амуре) .

                Здесь дело в отсутствии у руководства страны и МО реальной аналитики вообще, как следствие отсутствие реальных планов развития страны и армии и планов реагирования на различные угрозы, а потому руководство реагирует лишь на текущие раздражители и выдает лишь сиюминутные котелки, что является основным признаком поной некомплектности руководства страны и нежизнеспособности такой системы.
                А опыт 3-х лет СВО показал , что 2\3 задач по нанесению ударов ФАБ с УМПК и в целом ударных задач оптимальней было бы решать более лёгкими самолётами . Теми же МиГ-35С . Но ложки к обеду не оказалось . Ударные самолёты практически никогда не вылетают на задание с полной боевой нагрузкой , максимум с половинной - не более 4 т. , которая и для МиГ-35С тоже вполне оптимальна ибо при его 6,5 т. максимальной нагрузки , таковая (3,5 - 4 т.) является вполне нормальной

                Согласен с поправкой. Это показал опыт всех вооруженных конфликтов в последние 50 лет, их у нас просто никто не анализировал и соответственно не делал никаких выводов. Руководство МО и женерали вообще не понимали зачем ВВС нужны УПАБ и лишь спустя год СВО до них дошло что УПАБ все же нужны.
                Но боюсь что для наших ВКС время для закупки серии из 300 МиГ-35С проходит - в декабре обещают поднят первый раз в воздух Су-75 . На год раньше ожидавшегося срока . И если испытания пойдут штатно , то к рубежу десятилетия ЛФМИ пойдёт в серию . Тогда скорей всего рациональней было бы сделать пока ставку на выпуск тяжелых машин и удвоить за счёт них общий парк истребительной авиации и фронтовых бомбардировщиков . А с 2030 г. пополнять ВКС новыми Су-75 , увеличив в результате численность боевой авиации в 3 раза от исходной (на начало СВО) .

                Зная наше руководство можно смело говорить о сдвигах вправо лет на 10, и делать поправку на то что человек в том числе Путин смертен. А легкий МФИ нужен нашим ВВС вчера, а потому хоть МиГ-35 и устарел, но другого выхода кроме серии хотя бы в 300 МиГ-35 и насыщении ВВС минимально необходимым количеством этих самолетов нет. Тяжелые МФИ Су-30 СМ2 ситуацию не вытянут.
                Су-75 если допилят разумно начать выпускать так же где выпускают МиГ-35 и МиГ-29К и как только они начнут поступать МиГ-35 можно вывести во внутренние и второстепенные округа ведь их тоже авиацией насыщать надо.

                Единственная проблема для МиГ-35 это уничтоженный Чемезовым разработчик АФАР для МиГ-35 Фазатрон, если ее решат то серия возможна.
                Но для парка таких ЛФМИ численностью 500 - 600 шт. это очень существенная экономия . К тому же МиГ-36 мог\может базировать на грунтовых аэродромах и пользоваться автострадами в качестве ВПП . Они гибче , удобней для рутинных боевых задач

                Абсолютно верно!
                1. 0
                  20 ноября 2024 11:40
                  Цитата: ramzay21
                  Зная наше руководство можно смело говорить о сдвигах вправо лет на 10, и делать поправку на то что человек в том числе Путин смертен. А легкий МФИ нужен нашим ВВС вчера

                  Я тоже на этом всегда настаивал , и именно потому , что считал возможным обретение боевой готовности полков на Су-75 только к середине будущего десятилетия (их мало произвести , нужно ещё освоить в войсках до возможности штатного боевого применения в масштабах эскадрильи\полка) . Потому настаивал на строительстве серии в 300 таких ЛФМИ за оставшиеся 10 лет (больше просто не успеем) . И очень ожидал обещанных первых МиГ-35С к концу этого года . Но пока никаких сообщений не поступает , хотя на него были заказы и от нескольких зарубежных заказчиков (минимум двух) . И если выпуск затруднён из за каких то объективных причин (отсутствие нормальной БРЛС АФАР к примеру) , но в то же время работы по Су-75 напротив ускорились и он действительно взлетит в декабре , то вероятно времени на запуск производства МиГ-35С в полноценной комплектации может уже не оказаться . С БРЛС от "Фазотрона" тоже вроде как проблемы были - не отвечала она запросам заказчика и самым разумным было бы кстановить на МиГ-35С урезанную по площади полотна БРЛС "Белка" ... назвать её "Стрелка" и лучшего просто не придумать . Но это - Время , ревность КБ Сухого и отсутствие грамотного планирования в МО . Поэтому если вовремя такое решение не принято , то уже как бы не поздно . И тогда остаётся лишь форсировать работы по Су-75 и надеяться на лучшее .

                  Цитата: ramzay21
                  Су-75 если допилят разумно начать выпускать там же где выпускают МиГ-35 и МиГ-29К

                  Для Су-75 вроде новые корпуса цехов строят с самом Комсомольске , а один из заводов МиГа раздербанили в прах и землю под застройку определили ещё 3 года назад (может и развернули планы с началом СВО , но цеха точно пустыми были) .
                  1. Комментарий был удален.
                2. 0
                  8 февраля 2025 12:54
                  Резюме по всему прочитанному. ИМХО.
                  Автор статьи, как всегда стабилен - полностью оправдывает свою фамилию.
                  Китаю респект. Всех уделал вторым истребителем 5 поколения и двумя 6-го. Брависсимо!!!
                  Все беды на 100% всегда и во всем от некомпетентного и несостоятельного управления, что подтверждается текущим состоянием отечественной авиации и авиапрома.
                  Некоторые, как бы "эксперты", которые ещё вчера, как юродивые молились только на "зоопарк" сухого, вдруг стали что -то лепетать про необходимость иметь на вооружении МиГ-35, хотя наверное это у них временная ремиссия, так как все равно продолжают бредить "сухими" прожектами))

                  Касаемо концепции состава авиационного парка, применительно к самолётам выполняющим истребительные и ударные функции и то, что должно было быть ещё вчера, исходя из военной необходимости, экономических возможностей и целесообразности. Повторяю очередной раз.
                  1. Парк для ВВС наземного базирования должен состоять
                  - на 80% из МФИ, конкретно МиГ-35 в его лучшем исполнении, включая БРЛС с АФАР и
                  - на 20% из ударного, подчёркиваю, ударного истребителя на базе су-35.
                  2. Для ВВС ВМФ палубного базирования на 100% из МФИ, конкретно, тот же МиГ-35 в его морском исполнении.

                  Всё. Точка. Остальное и в первую очередь весь этот "зоопарк" и всю эту "богадельню" сухого (су- 30, 33, 34) в музей, в отставку, в архив.

                  Говорить об актуальности су-57 считаю возможным при его надлежащем количестве и качестве.

                  Кстати, Франция имеет практически один МФИ и для армии и для флота - Рафаль. Великолепный МФИ - лучший на сегодняшний день из поколения 4(+)(++).
                  1. 0
                    9 февраля 2025 09:26
                    Цитата: Shurshun
                    1. Парк для ВВС наземного базирования должен состоять
                    - на 80% из МФИ, конкретно МиГ-35

                    Не думаю что это возможно и даже актуально для ВВС\ВКС РФ , просто потому что сейчас их парк состоит исключительно из тяжелых МФИ , причём достаточно новых , которым ресурса для службы ещё лет на 20-25+ . Да и география у нас такова , что иметь в качестве основного МФИ именно тяжелый - предпочтительно - огромные расстояния и однозначное превосходство тяжелого МФИ перед лёгким в мощности БРЛС\БРЛК и в составе АСП , включающим в себя РВВ БД дальностью до 400 км. ЛФМИ такие ракеты применять не сможет просто из за слабости собственной БРЛС .
                    В нашем случае ЛФМИ скорей всего будут составлять 30-40% общего парка и использоваться на менее приоритетных направлениях , где их возможностей будет вполне достаточно . И в качестве усиления\\дополнения на основных направлениях .
                    Цитата: Shurshun
                    2. Для ВВС ВМФ палубного базирования на 100% из МФИ, конкретно, тот же МиГ-35 в его морском исполнении.

                    Для пополнения авиакрыла "Кузнецова" у нас другой альтернативы на сегодня просто нет . К тому же МиГ-35С создавался на базе планера МиГ-29К\КУБ , так что он палубник по генам и сделать палубную версию не составит особого труда . Но есть вопрос к БРЛС . Та АФАР , что создавалась именно для него , по отзывам военных не устроила , поэтому считаю оптимальным вариантом делать для него усечённую версию БРЛК "Белка" (Су-57) с полотном меньшего сечения и по возможности с доворотом этого полотна - как реализовано у "Ирбиса" .
                    Если бы во время работы над МиГ-35С ему додумались бы хоть немного развалить кили (хотя бы как у F-18) это серьёзно снизило бы его ЭПР . Как впрочем и некоторое изменение формы воздухозаборника с исключением прямых углов .
                    Цитата: Shurshun
                    Точка. Остальное и в первую очередь весь этот "зоопарк" и всю эту "богадельню" сухого (су- 30, 33, 34) в музей, в отставку, в архив.

                    Этого разумеется никто делать не будет , кроме разве что Су-33 , которые скорей всего спишут из за возраста , недостаточного остаточного ресурса для модернизации и в целом из за устаревания . Или переведут на наземный аэродром базовой авиации СФ для усиления ПВО .
                    Цитата: Shurshun
                    Говорить об актуальности су-57 считаю возможным при его надлежащем количестве и качестве.

                    С качеством у Су-57 всё в порядке , что уже доказано приличной боевой практикой в СВО . Что касается их количества , то их в войсках на сегодня уже более 40 шт. (до 44 шт.) , а в этом году по плану выход на ежегодный выпуск до 30 самолётов в год . Заканчивают комплектацию новые цеха , которые позволят ещё больше расширить производство этого самолёта , в т.ч. для экспортных поставок .
                    Цитата: Shurshun
                    Кстати, Франция имеет практически один МФИ и для армии и для флота - Рафаль. Великолепный МФИ - лучший на сегодняшний день из поколения 4(+)(++).

                    Франция слишком маленькая страна , чисто географически , да и численностью своих ВВС , для них ЛФМИ в качестве основного боевого самолёта вполне оправдан . У них была попытка создания и запуска в серию тяжелого истребителя ("Мираж-4000") с двумя двигателями , но они не нашли иностранных заказчиков (всё перебил появившийся F-15) , а самой Франции таких истребителей было нужно всего несколько десятков . Может быть до сотни , но это уже порог . "Рафаль" хорош , но имеет все ограничения , свойственные ЛФМИ - недостаточная мощность БРЛС , к тому же это истребитель поколения 4+\4++ , без качеств малозаметности . Так что тяжелому МФИ он будет как правило проигрывать дуэльные ситуации .
                    Цитата: Shurshun
                    Некоторые, как бы "эксперты", которые ещё вчера, как юродивые молились только на "зоопарк" сухого, вдруг стали что -то лепетать про необходимость иметь на вооружении МиГ-35

                    Не знаю каких экспертов Вы имеете в виду , но я на протяжении многих лет настаивал на необходимости запуска МиГ-35 в серию и приводил все доводы и основания для этого . И спорил на форумах с адептами "только тяжелых истребителей" . Беда в том , что согласно концепции !Маленькой армии" , и ВКС у нас должны были быть "Маленькими" . И если тебе жестко режут штат и ограничивают в количестве истребителей , то вполне резонно возникает желание взять хотя бы качеством . Так что для концепции Маленькой армии концепция "только тяжелые МФИ" имела смысл и основания . Но после начала СВО , когда стало ясно , что с Маленькими армиями воевать невозможно и начали спешно наращивать численность СВ ВС РФ и численность боевой авиации , во весь рост снова встаёт вопрос о необходимости иметь на вооружении ЛФМИ . По крайней мере 30-40% от всего парка МФИ . Но боюсь что МиГ-35С таким самолётом уже не станет . Хотя мне этого и хотелось бы прямо здесь и сейчас .
                    1. 0
                      9 февраля 2025 14:04
                      То, что сейчас парк состоит практически только из представителей "зоопарка" сухого (они же, как их называют "тяжелые", но далеко не все МФИ), так это по причине, которую я указал в предыдущем комментарии касаемо качества и результатов управления.
                      То, что в дополнению к "управленцам", вы, как и многие "эксперты" считают предпочтительным иметь "тяжёлые ПЗС" (ПЗС - представитель "зоопарка" сухого) из-за географии огромных расстояний, звучит, мягко говоря, неубедительно. На это можно, как минимум возразить, что лучше иметь, большее и большОе количество настоящих МФИ, конкретно МиГ-35, на большем количестве военных аэродромов по всей стране, чем малое "тяжёлых ПЗС" и на малом количестве аэродромов. Это будет много лучше, и с точки зрения обороноспособности и боевой групповой эффективности.
                      Касаемо мощности РЛС. Мощность это тогда хорошо, когда она не является показателем технической и технологической отсталости по многим другим функциональным возможностям РЛС. Так, что те "мощные" радары с ПФАР которые стоят сейчас на "тяжёлых ПЗС" (да и то, не на всех) лишь показатель их ущербности. Кстати, в свое время это великолепно продемонстрировал Рафаль, эпично уронив су-35 в тестовом воздушном бою на одном из зарубежных тендеров. И это кстати, ответ на счёт результатов "дуэльности" между самолётами одного и того же (!) поколения - настоящим МФИ с современной авионикой и конкретно "тяжёлым" истребителем(!) с супер-пупер "мощным", но технологически отсталым радаром)))
                      Касаемо су-57. Как я заметил , вы , как наши чиновники от власти, любите выдавать желаемое за действительное , но в конечном итоге с соответствующим результатом. Оставлю это на вашей совести и даже не буду больше комментировать.
                      А что касаемо концепции "маленькая армия, маленькие ВКС" и вывода из нее о существовании только "тяжёлых ПЗС" - так это результат все той же беды от некомпетентного и несостоятельного управления.

                      Итак ещё раз. Состав парка который должен был быть ещё вчера!
                      80% и 100% соответственно для ВВС наземного и палубного базирования - это МФИ МиГ-35 с БРЛС с АФАР, соответственно в наземном и морском исполнении.
                      20% для ВВС наземного базирования - это УДАРНЫЙ истребитель (типа F-15E Strike EAGLE) возможно на базе су-35.

                      Аминь.
                      1. -1
                        9 февраля 2025 15:23
                        Цитата: Shurshun
                        Аминь.

                        Вы веруете в Эгрегор ?
                        Цитата: Shurshun
                        лучше иметь, большее и большОе количество настоящих МФИ, конкретно МиГ-35

                        Не лучше - универсал всегда слабей и хуже специалиста . МФИ для маленьких стран и маленьких армий , а у Больших Стран с большими армиями предпочитают всё же добротных профессионалов . Иногда на единой базе , но с разным составом БРЭО , вооружения и даже количеством членов экипажа .
                        Франция не пример - это Маленькая страна с Маленькой армией .
                        МиГ-35С устарел как планером , так и составом БРЭО . ЛФМИ нам нужен , но МиГ-35С опоздал минимум на 10 лет . Увы . Разве что для "Кузнецова" закажут 24-30 таких в палубном варианте .
                        Цитата: Shurshun
                        "мощные" радары с ПФАР которые стоят сейчас на "тяжёлых ПЗС" (да и то, не на всех) лишь показатель их ущербности.

                        Это глупость . Ни один радар кроме наших "Ирбиса" и "Белки" не способны обнаружить цель на дальности 400 км. и поразить её РВВ БД равнозначной Р-37М . К тому же есть такое понятие как модернизация . И уже в этом году в войска могут поступить первые Су-35СМ с БРЭО и БРЛС АФАР "Белка" от Су-57 . Подобная модернизация нужна и Су-30СМ2\3 для Морской Авиации .
                        Цитата: Shurshun
                        Рафаль, эпично уронив су-35 в тестовом воздушном бою на одном из зарубежных тендеров.

                        Он использовал РЭБ в превентивном режиме и благодаря этому сумел сблизиться на дистанцию пуска РВВ . Это было один раз , а подлинные тесты производятся иначе . Не факт что во второй раз "Рафалю удался бы тот же фокус . И "Рафаль" никогда не сможет сравняться с нашими тяжелыми машинами в дальности удара . Тем более с новыми модификациями наших машин , против которых те же фокусы уже не подействуют .
                        Цитата: Shurshun
                        Касаемо су-57. Как я заметил , вы , как наши чиновники от власти, любите выдавать желаемое за действительное

                        Да нет , это сухая статистика . На сегодня в строю не менее 44 Су-57 и это конечно мало . В этом году и в дальнейшем обещают по 30 в год , но возможно опять план не выполнят и буде 24 или 28 шт. А может быть и выполнят . Факт что он в серии и темпы его выпуска нарастают . Потому и на экспорт его предложили .
                      2. 0
                        9 февраля 2025 19:06
                        Лишний раз убеждаюсь, что благодаря таким как вы, bayard и вам подобным, отечественную авиацию довели в свое время до практически полного развала , а за ее будущее мягко говоря тревожно.

                        Касаемо предпочтений Больших Стран.
                        F-16 - на сегодняшний день самый массовый в мире истребитель 4 поколения, создавался как чистый истребитель воздушного боя, в настоящее время является одним из лучших МФИ в мире.
                        Рафаль - на сегодняшний день самый лучший в мире МФИ 4 поколения.
                        F-15 - на сегодняшний день лучший в мире ударный истребитель 4 поколения (F-15E Strike EAGLE), создавался как чистый истребитель завоевания господства в воздухе, в настоящее время по факту является МФИ с великолепным ударным функционалом и сохранением всех возможностей завоевания превосходства в воздухе.
                        F-18 - самый массовый и самый лучший МФИ 4 поколения палубного базирования в мире.
                        J-35 - новейший китайский малозаметный истребитель 5 поколения наземного и палубного базирования, задекларирован производителем как МФИ.
                        F-35 - самый массовый и пока самый лучший в мире МФИ 5 поколения в трёх вариантах исполнения.

                        Касаемо всего остального, что вы опять наплели и насочиняли вопреки здравому смыслу и вырвав из контекста, в том числе про свои любимые "завтраки", даже говорить не буду. Уже просто воротит.

                        bayard, основании вышеизложенного, я справедливо делаю вывод, о вашей тотальной некомпетентности, несостоятельности и, возможно, неполноценности в сфере, как минимум, боевой авиации. Вы не просто не видите очевидного, вы активно не хотите его видеть и признавать, более того, вы умышленно и настойчиво его искажаете. Вам ваши "таланты" нужно применять в СМИ в роли пропагандиста или бота в телеграм-каналах))

                        Аминь)
      2. +2
        18 ноября 2024 10:54
        Цитата: ramzay21
        У нашей страны денег много поэтому наше руководство их не считает а потому выпускают только тяжелые и дорогие Су-35 и Су-57, напрочь забыв про легкие истребители МиГ.

        Можно много и с упоением критиковать всё и вся, но если быть объективным, то истребитель нового поколения по стоимости и сложности, видимо, уже давно обогнал любую из оборонных программ. Это, если хотите, апофеоз научно-технического развития государства. Кто смог осилить истребители следущего поколения? Да только титаны мировой экономики: США и КНР. У остальных только намерения, ролики и макеты. Особняком тут стоит Россия, причудливо сплетенная из гигантских возможностей прошлого (авиаиндустрия СССР) и довольно скромных экономических реалий настоящего. Поэтому Россия, не являясь мировым экономическим титаном, всё-таки смогла удержаться в авангарде военного авиастроения, сконструировав свою 5-ку. Требовать получить здесь и сейчас вторую машину легкого класса в настоящих условиях - это явный перебор, а сравнение с американскими и китайскими возможностями - это утопия...
        1. 0
          18 ноября 2024 17:23
          Можно много и с упоением критиковать всё и вся, но если быть объективным, то истребитель нового поколения по стоимости и сложности, видимо, уже давно обогнал любую из оборонных программ.

          Если есть двигатель Су-57, есть БРЭО поколения пять для Су-57, то почему не сделать однодвигательный легкий истребитель на наработках Су-57 и заделов и опыте МиГа? Я не имею ввиду сколоченный на скорую руку фанерный макетик Су-75 я о серьёзной разработке серьезного самолета.
          Кто смог осилить истребители следущего поколения? Да только титаны мировой экономики: США и КНР. У остальных только намерения, ролики и макеты. Особняком тут стоит Россия, причудливо сплетенная из гигантских возможностей прошлого (авиаиндустрия СССР) и довольно скромных экономических реалий настоящего.

          А почему страна у которой есть ВСЕ ресурсы в огромных количествах, которая могла сама ВСЁ разрабатывать и сама ВСЁ производить да еще на фоне дурных цен на сырье которое эта страна продает вдруг оказалась в таких реалиях настоящего?
          Может эта страна в которой один из самых талантливых и изобретательных народов управляется неправильно?
          1. +2
            18 ноября 2024 17:51
            Цитата: ramzay21
            то почему не сделать однодвигательный легкий истребитель на наработках Су-57

            Думается, что не всё так просто и однозначно...
            Американцы с "простым" 35-ым уже больше тридцати лет возятся, а до ума ещё не довели.
            Цитата: ramzay21
            и заделов и опыте МиГа?

            Этим заделам "сто лет в обед"... Ведь развитие техники не стоит на месте, а значит КБ всегда должно быть в авангарде идей (т.е. иметь постоянное и щедрое финансирование).
            Цитата: ramzay21
            Может

            Может быть, но это уже совсем другая тема, далеко уходящая от боевой авиации...
            hi
          2. -1
            18 ноября 2024 21:14
            . Если есть двигатель Су-57, есть БРЭО поколения пять для Су-57, то почему не сделать однодвигательный легкий истребитель на наработках Су-57 и заделов и опыте МиГа? Я не имею ввиду сколоченный на скорую руку фанерный макетик Су-75 я о серьёзной разработке серьезного самолета.


            Су-75 не на скорую руку сколочен.РСК МиГ долгое время работала над лёгким истребителем 5 поколения и на завершающем этапе разработки он получил даже название Миг-59 если мне память не изменяет,но могу и ошибиться.Но когда произошел процесс объединения фирм Сухой и РСК МиГ,то наработки по Миг-59 оказались у Сухого,основываясь на которых буквально за пару лет был создан Су-75,показанный на МАКС-2021, по сути это чуть подшаманенный Миг-59,чтобы подогнать его под уже готовые технологии от серийного Су-57. Так что Су-75 не на скорую руку сколочен.Над ним поработали основательно,просто чуть подогнали под технологии от серийного Су-57 и добились схожести,совместимости по общим технологиям и конструкции машин на уровне 80%.Как раз подгоняли 2 года конструкцию на компах,а потом объявили что якобы за 2 года создали Су-75 за счёт новых компьютерных технологий.
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        8 февраля 2025 13:06
        Резюме по всему прочитанному. ИМХО.
        Автор статьи, как всегда стабилен - полностью оправдывает свою фамилию.
        Китаю респект. Всех уделал вторым истребителем 5 поколения и двумя 6-го. Брависсимо!!!
        Все беды на 100% всегда и во всем от некомпетентного и несостоятельного управления, что подтверждается текущим состоянием отечественной авиации и авиапрома.
        Некоторые, как бы "эксперты", которые ещё вчера, как юродивые молились только на "зоопарк" сухого, вдруг стали что -то лепетать про необходимость иметь на вооружении МиГ-35, хотя наверное это у них временная ремиссия, так как все равно продолжают бредить "сухими" прожектами))

        Касаемо концепции состава авиационного парка, применительно к самолётам выполняющим истребительные и ударные функции и то, что должно было быть ещё вчера, исходя из военной необходимости, экономических возможностей и целесообразности. Повторяю очередной раз.
        1. Парк для ВВС наземного базирования должен состоять
        - на 80% из МФИ, конкретно МиГ-35 в его лучшем исполнении, включая БРЛС с АФАР и
        - на 20% из ударного, подчёркиваю, ударного истребителя на базе су-35.
        2. Для ВВС ВМФ палубного базирования на 100% из МФИ, конкретно, тот же МиГ-35 в его морском исполнении.

        Всё. Точка. Остальное и в первую очередь весь этот "зоопарк" и всю эту "богадельню" сухого (су- 30, 33, 34) в музей, в отставку, в архив.

        Говорить об актуальности су-57 считаю возможным при его надлежащем количестве и качестве.

        Кстати, Франция имеет практически один МФИ и для армии и для флота - Рафаль. Великолепный МФИ - лучший на сегодняшний день из поколения 4(+)(++).
    2. +3
      18 ноября 2024 08:14
      Цитата: Голландец Михель
      Вот этим он и отличается от F-35. Да ещё прибавьте сюда и отсутствие управляемого вектора тяги

      F-35 тоже может как ёлка нагрузится на внешние подвески, которые опционально добавили по просьбе Южной Кореи
  2. +5
    18 ноября 2024 05:58
    Странный вопрос-ЗАЧЕМ ! У нас тоже в войсках наблюдается нехватка такого самолёта! Миг-29(35), в малых количествах а Шахмат по ходу так и останется в виде макета!Концепция тяжелого истребителя и рабочей лошадки до сих пор себя не изжила. Поэтому китайцев можно только поздравить и грустно вздохнуть вспоминая нашу ситуацию...
    1. 0
      18 ноября 2024 17:44
      Т.е. правильно я понимаю вместо того чтобы наращивать выпуск Су-35 вы предлагаете параллельно выпускать Миг-35 который имеет другие движки и электронику? Подумайте о стоимости запуска в серию, эксплуатации, ремонта и т.д., чем больше зоопарк типов самолетов тем больше затраты на его обслуживание. ВВС РФ необходимо нарастить авиапарк истребителей 4++ в максимально короткий срок, и в идеале, с выпуском Су-35 выпускать бюджетный вариант легкого одномоторного истребителя на том же движке и электронике.
      1. +1
        18 ноября 2024 18:33
        Су-35 и МиГ-35 выпускаются на разных заводах, равно как и двигатели к ним и бОльшая часть "начинки". Отказаться от ПАРАЛЛЕЛЬНОГО выпуска МиГаря = ждать последовательного насыщения Сушками. Плюс утрата компетенций. Если там ещё что осталось(((((((((((((((((((((((((((((((((((
        1. 0
          18 ноября 2024 20:12
          Отказаться от ПАРАЛЛЕЛЬНОГО выпуска МиГаря = ждать последовательного насыщения Сушками
          Нет, просто задайте себе вопрос - что проще и экономичнее? Расширить текущие мощности или ввести новые под другой тех процесс с другими комплектующими. Что касается Миг-35: для легкого истребителя наличие 2х двигателей избыточно. Нужен отечественный аналог китайского J-10.
          1. -1
            20 ноября 2024 16:54
            Расширить текущие мощности или задействовать простаивающее производство?
            1. 0
              21 ноября 2024 09:58
              Вы мыслите категориями, далекими от реальности. Какой смысл выпускать Миг-35, который является урезанным вариантом Су-35 да еще на другой авионике и двигателях? Выигрывая в стоимости одного экземпляра мы теряем в эффективности, стоимости обслуживания и унификации. Если же рассматривать с точки зрения поддержки одноименной корпорации, то наработки по легкому истребителю с одним двигателем можно передать ей. Но это тема для другой статьи.
              1. -1
                21 ноября 2024 11:22
                Ну, тогда извините, Гуру Реальности! Куда уж нам уж...
  3. 0
    18 ноября 2024 06:06
    Много нюансов надо рассматривать/учитывать, что б получить правильные позиции для сравнения любой современной, сложной техники!!!
    А так, для пользы дела, попробовать представить, найти те преимущества над противником, которые могут быть... или не быть???
  4. +9
    18 ноября 2024 06:26
    В целом Китай идёт по пути от которого мы отказались. Мы угробили, задушили конкуренцию между КБ и фирмами самолётостроения. Главное мы разогнали конструкторов и технологов. Экономисты, бухгалтера победили технарей. МИГ и ЯК (военка) влачат жалкое существование. ЯК-141 и МИГ-35 вполне достойные самолёты по меркам сегодняшнего дня. Банкиры, финансисты определяют развитие авиации, да и другие отрасли, не инженеры, не специалисты, а счетоводы. soldier
    1. +6
      18 ноября 2024 08:33
      Цитата: Солдатов В.
      МИГ и ЯК (военка) влачат жалкое существование. ЯК-141 и МИГ-35 вполне достойные самолёты по меркам сегодняшнего дня.

      Увы, нет. Первый по сегодняшним меркам устарел безнадежно, второй... В сущности был бы очень хорош лет так 20 тому назад.
      Цитата: Солдатов В.
      Мы угробили, задушили конкуренцию между КБ и фирмами самолётостроения

      Увы, это так. И это очень печально. Но по факту КБ МиГ скукожилось уже очень давно и конкуренции Су создать не может. А Як выпал из обоймы истребителей еще при СССР
      1. 0
        18 ноября 2024 12:20
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Но по факту КБ МиГ скукожилось уже очень давно и конкуренции Су создать не может

        И кто же в этом виноват? Ведь именно КБ МиГ в СССР выигрывал гонку по всем фронтам у Сухого. Модернизиррованные версии тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31М и фронтового истребителя МиГ-29М, новейший многоцелевой истребитель МиГ-1.44 и проект легкого фронтового МиГ МФИ. А чем мог ответить Су? Но грянули 90-е, и всё перевернулось...
      2. -3
        18 ноября 2024 12:55
        Я может и неправ, со свечкой не стоял, но скукожевание произошло после смерти Брежнева по нарастающей вплоть до переворота 91 года. На основе ЯК- 141, сделали Ф-35, сейчас подтягивается Китай переработав всё что можно. Ф-16 лучше или хуже МИГ-35? А ему сколько лет? А СУ-57 сколько лет? От идеи до воплощения в железе.
        Другой вопрос это ненависть буржуев во власти ко всему советскому, даже к отличным летательным аппаратам, даже к летающей телеге АН-2.
        Вчера по ТВ была гнусная передача про Керенского и белого движения, какие только помои не лили на большевиков, коммунистов, вообще на Россию. На офицеров перешедших на сторону народа!
        Да много было ошибок и неправильных решений, но царская Россия проиграла ПМВ, и подняла ли она Россию ко ВМВ и победила ли? И построила бы то что Советская Россия построила до своего развала? За одно жилищное строительство на могиле Брежнева нужно поставить памятник из чистого золота от благодарных потомков. soldier
        1. 0
          18 ноября 2024 18:36
          На основе ЯК- 141, сделали Ф-35

          Да сколько же можно тиражировать этот бред?!!
        2. 0
          19 ноября 2024 01:42
          Цитата: Солдатов В.
          Вчера по ТВ была гнусная передача про Керенского и белого движения, какие только помои не лили на большевиков, коммунистов, вообще на Россию. На офицеров перешедших на сторону народа!

          Это всё, что нужно знать нынешнему поколению о России начала 20-го века, о спасении большевиками России от развала и уничтожения. Ильина туда же. И рассказывать об этом нужен государственный канал как непререкаемый авторитет и рупор партии, а не какой-нибудь насквозь прозападный, вонючий Дождь!
          Верной дорогой ведут товарищи!
  5. +2
    18 ноября 2024 07:51
    Из статьи самого лучшего автора ВО: "И вот тут недорогой (по сравнению со стоимостью американских самолетов особенно) китайский самолет будет весьма ко двору. Пакистан, как мы уже сообщали, сделал ход конем в противостоянии с Индией, заключив договор именно на J-35. А за Пакистаном ожидаемо могут потянуться те, у кого нет денег на американские самолеты и смелости на покупку в современных условиях российских самолетов."
    Вполне и нам подойдёт такой продвинутый самолёт. Вот незадача будет, если он ощутимо дешевле окажется, чем наши разработки. Для возмущающихся))), - двигатели свои поставим.
    А так да, не приятно.
    Ибо.
    Два гегемона - типа США(пока) и КНР.
    Многополярный "мир" - это от без исходности.
  6. +5
    18 ноября 2024 08:20
    Сколько дилетантизма в одной статье! Поначалу посчитал сарказмом, но, увы. Автор не дорос до этого.
  7. +3
    18 ноября 2024 10:35
    В этом плане у меня возник вопрос. Мы показали в Китае свой СУ-57, продемонстрировав его отличную "вертлявость" благодаря отклоняемым соплам. А китайцы не купили у нас такие двигатели, а поставили на свой J-35 двигатель без отклоняющихся сопл. Так вот - а зачем малозаметному самолету эти навороты? Концепция его применения разве в "собачьих свалках" ? Отнюдь. Он должен незаметно прилететь, нанести удар и незаметно улететь. А для этого никакой "вертлявости" ему не нужно. Для чего ему все эти "кобры", "колокола" и т.п. ? Не являются ли эти возможности чрезмерными для малозаметного самолета, лишь удорожающими его и усложняющими производство? Для "собачьих свалок" достаточно СУ-35. Вот ему как раз и нужны УВТ и суперманевренность, чтобы уклоняться, вертеться, воевать, при необходимости, в ближнем бою. Разве СУ-57 не про другое? Повторюсь - разве он не для того, чтобы подкрался незаметно, выстрелил и также незаметно скрылся ? Видимо, именно по этой причине F-35 и не обладает ни высокой скоростью, ни суперманевренностью. Они ему не нужны. Концепция применения не та. Мы же делаем самолет "для всего". Это и дороже, и сложнее, и дольше. Надо ли?
    1. +1
      18 ноября 2024 12:26
      Цитата: Путник_2
      Мы же делаем самолет "для всего"

      Так он один, многоцелевой, поэтому и "для всего"...
      Цитата: Путник_2
      Это и дороже, и сложнее, и дольше.

      А дешево, просто и быстро уже не получится. Кстати, ни у кого не получается...
      Цитата: Путник_2
      Надо ли?

      Нужна ли авиация стране? А страна нужна? Если нужна страна, то нужна современная боевая авиация...
    2. +1
      18 ноября 2024 12:35
      А если летят навстречу друг другу два таких супер-пупер невидимых самолёта, а на самом деле видимых, просто с меньшего расстояния.
      И вдруг на этом маленьком расстоянии УВИДЕЛИ друг друга и перешли в режим "кто кому наваляет", пригодятся ли в этом случае двигатели с УВТ или нет??? У кого больше шансов на победу??
      1. 0
        18 ноября 2024 15:41
        Цитата: Atlas
        расстояния.
        И вдруг на этом маленьком расстоянии УВИДЕЛИ друг друга и перешли в режим "кто кому наваляет

        "Наваляет" тот, кто раньше увидит и запустит ракеты.
        А "вдруг" не получится, ибо не бывает одинаковых БРЛС, как и одинаковых характеристик "невидимости" фюзеляжа. Кто-то всё равно будет в фаворитах по ТТХ, он в 99% и выйдет победителем.
        1. +1
          19 ноября 2024 03:03
          Не следует забывать и про ДРЛО которое поможет раньше увидеть противника. А с этим у нас к сожалению не очень.
    3. -2
      19 ноября 2024 03:45
      Хотя бы для того , что бы произвести противоракетный манёвр! Или Вы считаете, что жизнь лётчика дешевле чем двигатели с изменяемым вектором тяги?
      1. -2
        20 ноября 2024 23:12
        Цитата: неглавный
        что бы произвести противоракетный манёвр

        Возможности маневрирования у современных ЗУР в 3-4 раза больше, чем у самого вертлявого истребителя.
        1. 0
          23 ноября 2024 01:02
          Противоракетный манёвр вполне возможен. Просто на пальцах: самолёт производит форсированный разворот с гашением скорости с перегрузкой 8-9 ракета не МОЖЕТ погасить скорость и для преследования ей нужна перегрузка в несколько раз больше. Всё зависит от дальности, скорости и обнаружения. Так коротко. Будут вопросы обращайтесь. И Ваше мнение не всегда правильное.
  8. +3
    18 ноября 2024 10:41
    Китай развивает свою авиационную промышленность и по барабану сколько у них прототипов ,тем более на свои средства.
  9. +1
    18 ноября 2024 12:11
    Цитата: Путник_2
    "кобры", "колокола" и т.п.

    "кобры", "колокола" и т.п. Уверенности, что все разрешено обычным рядовым летчикам, нет. А вот нужно ли это. Вообще, желательно спросить у летчиков соответствующих.
  10. 0
    18 ноября 2024 12:12
    Тут большой вопрос к качеству китайских самолетов, да и реальные боевые возможности еще не проходили проверку. Но китайцы во всех сферах идут семимильными шагами и сейчас уже обладают вторыми по мощи ВВС в мире и что самое важное, они способны строить самолеты в больших количествах, что сильно напрягает США.
    1. 0
      18 ноября 2024 16:29
      Мощь это понятие эфемерное.По количеству это да.
  11. +2
    18 ноября 2024 17:23
    Есть мастера спорта по всем видам спорта, так и Скоромохов мастер скоростного написания статей гигантского объема по любой теме.
    Сразу с ходу безапелляционно записал F-22 в бесполезные самолёты, никаких аргументов при этом, ну так видит писатель)
    Как всегда в статьях Романа обо всем без какой либо аргументации и конкретики, главное букв напечатать побольше, связи между буквами словами в статье как всегда нет, ничему не учится Роман.
    1. 0
      18 ноября 2024 18:39
      безапелляционно записал F-22 в бесполезные самолёты, никаких аргументов при этом

      В первый раз на сайте,да?
      Хотя Скоморохов действительно горазд как писатель((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((
  12. +1
    18 ноября 2024 18:51
    Цитата: Quzmi4
    безапелляционно записал F-22 в бесполезные самолёты, никаких аргументов при этом

    В первый раз на сайте,да?
    Хотя Скоморохов действительно горазд как писатель((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((

    Нет, много раз уже высказывался на эту тему, просто я не могу понять почему все видят качество статей Скоромохова, в которых нет ни смысла, ни сути, продолжают исправно выходить?.
    Такой продуктивности никакой писатель выдать не может а этот пишет и пишет.
    1. +1
      18 ноября 2024 23:28
      Нейронка может и пишет. Псевдоним "Скоморохов" как раз под стать выбрали.
  13. -3
    19 ноября 2024 16:04
    Пара слов на тему внешности. Сколько было сказано громких и трескучих фраз на тему того, что китайские хакеры сломали все, что можно было сломать, а шпионы украли все, что можно было украсть, и потому J-35 так похож на F-35. Было весело. Но если всерьез – физика процессов вынуждает многие современные истребители иметь схожую геометрию. Попробуйте визуально сравнить F-35 с южнокорейским KF-21 и турецким «Kaan jet». Они тоже взломали и украли?

    Конечно украли bully Своей школы нет пока ни у кого из перечисленных. А вот Су-57 полностью наш и ни на кого не похож, хоть как вы и говорите - "физика процессов" wink
  14. -1
    4 декабря 2024 11:00
    А китайский ВПК не погорячился назначив J-35A "головной болью" или "вызовом" Америке???? Думаю, что есть смысл, пока, китайцам, вести себя скромнее... Или, уже, есть статистика реальных воздушных боёв J-35A и F-35 или хотя бы с F-22????
  15. 0
    22 декабря 2024 11:47
    На самом деле, ВВС стран составляли свои парки именно из таких разных самолетов: более легкого и тяжелого. МиГ-29 и Су-27, F-15 и F-16, «Мираж-2000» и «Рафаль» и так далее. Так что нормальная практика: разные самолеты под различные задачи.


    История каждой пары своя. Ф-15 и Ф-16 чистая линия тяжелого и легкого самолета.
    Миг-29 и Су-27 - искусственное разделение проектов в рамках одного тендера, при этом полное забвение легкого истребителя в парадигме отрицания однодвигательного самолета.
    Мираж и Рафаль. Дассо предлагало однодвигательный вариант Рафаля. Но был уже Мираж. С другой стороны очень хотелось протолкнуть дорогой двухдвигательный. В итоге сложилось в пользу двухдвигательного Рафаля .

    Статья на троечку- много повторов.