Саммит Организации тюркских государств как маркер наших концептуальных ошибок

53
Саммит Организации тюркских государств как маркер наших концептуальных ошибок

Выборы в США оттеснили на второй план другое примечательное мероприятие — 6 ноября в Бишкеке прошёл 11-й Саммит Организации тюркских государств (ОТГ). «Усиление тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех».

Раздражающий фактор


ОТГ для российской экспертизы является традиционным раздражителем. Организация и работа в её рамках — это безусловный и прямой конкурент отечественным идеям «евразийской интеграции». И именно выраженный конкурентный характер как раз и заставляет сравнивать и оценивать то, как эта интеграция развивается, сколь велики наши успехи и достижения на этой геополитической ниве.



Если избегать полярных суждений, то наиболее подходящим тут будет слово «неоднозначность». Вроде бы и инвестиции в Центральную Азию выражаются приличной цифрой уже под 50 млрд долл., и экономики Таджикистана, Узбекистана и Киргизии напрямую зависят от переводов по миграционной линии из России, и львиная доля нефти из Казахстана поставляется по нашей территории, а ощущения даже в рамках ЕАЭС чего-то единого, не говоря уже «союзного», нет.

Строятся школы (и не за три копейки), выделяются места в наших ВУЗах, открываются их филиалы в регионе. Делается это не первый год, ускорившись с года 2022-го, но и тут, скажем своеобразным каламбуром, «чего-то ощутимого не ощущается».

Как в учебниках писали про Россию как о колониальном монстре (и учат), так и пишут — что за наши деньги, что за американские, что за турецкие, что за свои. Где-то это выражено более «терминально», где-то менее. Факт, однако, остаётся фактом: отечественная политика в стиле «чего изволите» не работает на элиты этого региона, а практика чуть не принудительной «дружбонародии» внутри самой России уже давно воспринимается тем самым народом как идеологический нонсенс.

Сравнение с ОТГ и работой в рамках этой организации как раз все эти углы и коряги начинает высвечивать. Это откровенно раздражает наших идеологов, и это раздражение видно невооружённым глазом.

Однако, объективности ради, надо сказать, что под аналогичные фонари попадают не только российская, но и американская, европейская и даже китайская интеграционные стратегии, просто они от нас далеки. В этом плане ОТГ и её мероприятия дают неплохую пищу для анализа, но анализ документов и событий мало что даёт, если не обратиться к разбору концептуальных проблем, ошибок и решений. Прежде всего, наших и турецких.

Общая концептуальная проблема


Организацию тюркских государств под патронатом Турции зачастую считают хоть и раздражителем, но потенциально слабым форматом, поскольку его опорой рассматривается именно турецкая экономика, а она действительно находится не в самом простом положении.

В реальности, в турецкой экономике не настолько всё беспросветно, как принято описывать. Чтобы не возвращаться к пройденному, эти нюансы можно посмотреть в прошлых материалах: Некоторые особенности турецкой экономической модели или почему рано хоронить турецкую лиру и Укрепление экономики Турции, синергия финансистов и ближневосточный кризис.

Однако именно поиск базы ОТГ только в турецкой экономической модели и её состоянии может увести по ложному пути и дать искажённое восприятие.

ОТГ, несомненно, работает на турецкий экспорт, но если бы Турция транслировала в Центральную Азию только свою модель и своё политическое видение сугубо через неё, то про ОТГ как серьёзный фактор можно было бы даже не говорить. Именно поэтому Анкара годами пытается нащупать как раз идеологические ключи к региону и работать на поле смыслов. И на этом поле у нас с Турцией, как ни странно, есть немало общего.

Смыслы, которые турецкая информационка пытается транслировать в регион, долгое время во многом были схожи с нашими — своеобразная эклектическая рефлексия к «старым добрым временам», правильному, вернее, «правоверному» консерватизму.

Наша ахиллесова пята в том, что у нас не понимают, как адекватно вписать в нынешнее изложение российского консерватизма историю СССР с его идеями «новой социальной общности».

Аналогично и в Турции не очень хорошо понимали, как совместить «османизм» с «кемализмом» — светское технологическое общество с прицелом на пост-индустрию и «святую и благочестивую Порту» с праведными султанами и прочей подобной сусальной атрибутикой.

СССР в финале должен был буквально селектировать нового человека из «Мира Полудня» А. и Б. Стругацких, кемализм должен был сделать Турцию обществом светских прогрессивных технологов и инженеров.

Архаика, что красивая и возвышенная, как в нашем летописном сказании с её: «князьями грозными, боярами честливыми, вельможами многими», так и в виде откровенной средневековой «хтони», чужда, что кемалистам, что советской «новой общности». И там, и там она позже использовалась ограниченно и сугубо опционально.

СССР шёл в Центральную Азию не как «империя», хотя именно так пытаются отражать этот период в значительной части региональных учебных пособий. Это удобно для антироссийской пропаганды, но по сути в корне неверно. СССР шёл с проектом нового человека, который должен был отстегнуть с людских ног гири архаики и «хтони».

Однако и Турция в начале ХХ века шла отнюдь не с идеями «правоверных и благочестивых султанов» в этот регион. Турки шли с проектами буржуазной революции с исламским колоритом, и неслучайно, что главными попутчиками у них стали местные «джадиды» — носители идеологии исламского модернизма за авторством И. Гаспринского. Младотурки и джадиды в то время подходили друг к другу почти идеально.

Джадидизм охватил всю Центральную Азию, и в этом ему помогало то, что вместе с укоренением Российской империи там начал формироваться значительный по местным меркам зажиточный мещанский класс. Позже на основе движения формировались и исламские гражданско-политические партии. Часть из них откровенно тяготела именно к «турецкому миру», но другая часть потом примкнёт к большевикам.

Позже турки и британцы будут поддерживать басмаческое движение, вовлекая в него протурецких джадидов. Но принципиально нельзя не отметить, что и СССР, и младотурки с кемалистами шли в Центральную Азию-Туркестан как носители прогрессистских идей. Да это было неизбежно, с учётом прихода в регион индустриализации и стыковки его с большими рынками Российской империи, Турции, Европы, а потом и советских строек. Ведь менялась и структура самого общества.

Кемализм для идеологов Р. Эрдогана это то, что в США принято называть «проблема». Неоосманисты, конечно, не дерзают подобно нашим монархистам назвать Ататюрка чем-то вроде «красного демона», агента немецкой разведки, присланного в вагоне и т. п. Но кемализм для них чужой — своего рода промежуточная ветвь на одном из этапов турецкой истории.

У нас с наследием СССР в пропаганде и идеях «сверху» вообще всё печально. От СССР нам в информационном поле достался День Победы, это не отнять. Однако признать то, что корнем и идейным содержанием «клятого совка» был не некий абстрактный коммунизм, а новый человек «Мира Полудня», прогрессор, который несёт цивилизацию аж в Космос (не только как часть пространства), для наших современных консерваторов было тяжким бременем.

Квинтэссенция коммунизма — это Антон-Румата Эсторский, Лев Абалкин и Тойво Глумов, жуки в муравейнике и понедельник, который в том мире начинается в субботу. Это уже пост-индустрия и постмодерн — человек, свободный от предрассудков и пороков, как индустрии, так и модерна. Про архаику тут и говорить как-то неудобно. Мог ли СССР вытянуть такой проект — вопрос уже риторический, хотя, скорее всего, не мог, но масштаб замысла и замах не могут не впечатлять.

«Совок» для нынешнего правоверного консерватора не может быть носителем подобных идей — там, в тоталитарном узилище всё хорошее было для них через силу, вроде «Сталин войну проиграл, народ её выиграл сам», ну и в подобном духе. Однако сравнение «Мира Полудня» и современного извода российского консерватизма разительно, оно оглушающе. И поэтому сравнение консерваторам надо как-то нивелировать.

Вот как изобразили Румату в фильме «Трудно быть богом», снятом уже в наше свободное и творческое время? Там Румата не коммунист-прогрессор, а просто ещё одна органическая часть средневековой хтони. Он не прогрессор, он по фильму такой же «навозник», как и все жители «славного» города Арканара.

Никто не признаётся, ни у турок, ни у нас, но наш консерватизм, как и турецкий османизм, это по сути идейный Арканар, просто задрапированный. Но, может быть, в самой Центральной Азии хотят не «Мир Полудня», а как раз мир «традиционного» Арканара? Вот и нет.

Никто у нас не думает, что Центральной Азии нужен модерн


Центральную Азию мы представляем по большей части через процесс «культурного обогащения» с миграционным потоком. И тут на самом деле Арканар будет довольно мягким образом для сравнения. Поток этот кажется нескончаемым, и чем он полноводней, тем больше крепнет соответствующее мнение.

Однако поднимемся по возможности повыше и посмотрим сверху на тамошние внутренние процессы. Вот в Узбекистане и Казахстане прошли в несколько этапов конституционные реформы. Что ждать от стран «баев и ханов», спросит читатель. А вот не скажите.

Как пример можно привести материал Новая конституция в Узбекистане. Социальный договор в обмен на инвестиции. Там всё изложено в деталях, но даже по названию можно уже понять суть — новый социальный договор с развитием институтов гражданского общества и рост инвестиционной привлекательности. Особенно рекомендуется почитать и сравнить с нашими положения о недрах и природных ресурсах, труде учителя, десятками новых социальных гарантий. Понятно, что одномоментно такие вещи не решаются, но это же «тренд».

А откуда этот тренд взялся? Да из вполне рационального понимания регионом своей отсталости и необходимости догонять развитые страны. С консервативными ценностями там всё в порядке, даже с избытком, но нет технологий, нет производств, пропала инженерная база, надо навёрстывать кадры и привлекать инвесторов.

Никакой Арканар с его архаикой Центральной Азии сегодня и даром не нужен — им нужен технологический рывок, и они пытаются опереться то на Китай, то на ЕС, то на Турцию. Но вроде бы Турция — это, как и мы, «великая консервативная держава», неоосманисты.

В том-то и дело, что поняв если не бесперспективность, то очень слабый эффект от прокачки консервативных нарративов, Анкара для Центральной Азии предложила (и предлагает) довольно специфическую функцию — трамплина на технологический Запад.

Турция одной рукой сама всячески демонстрирует свои достижения в технологиях, предлагает учёбу в университетах, открывает филиалы, но другой рукой она же показывает, где и как она эти технологии и компетенции взяла. Мы — Анкара, это ворота на Запад, работайте с нами, и мы вас проведём и к инвесторам, и к новым компетенциям.

Да, Турция османизм не забывает и периодически делает довольно сильные медиапродукты, как знаменитый сериал «Великолепный век». Там османизм это не Арканар из российского «Трудно быть богом», не сараи из нашего высокобюджетного фильма «Викинг», где князья и их сотники похожи внешним видом и поведением как близнецы.

«Великолепный век» — это красиво, это качественная пропаганда. С персонажами нашего «Викинга» ассоциировать себя неудобно, а костюмы из «Великолепного века» сделали тренд в региональной моде. Турецкое телевидение смотрят в Центральной Азии тоже активно.

Но в целом главное, что нужно от Турции — трамплин и ворота на Запад. Не потому, что позитивно относятся к разным ЛГБТ (запрещено в РФ), а потому что по лестнице технологического прогресса надо подниматься, и как можно быстрее.

Кажется парадоксом, что в России мигрантов из Центральной Азии аж по разным оценкам до 12-14 млн, а в Турции с её «тюркским миром»… оттуда максимум наберётся 80 тыс. (если смотреть на официальные сводки).

Понятно, что в Турции невысокие зарплаты, много народу осело из Сирии, есть часть и нелегальных работников, но соотношение всё-таки впечатляет. А всё очень просто — Анкара забирает к себе интеллектуальную прослойку, которая, обучившись, либо возвращается как проводник «Турана», либо отправляется трамплином дальше на Запад, оставаясь опять-таки проводником Турции.

Более того, именно Турция способствовала тому, чтобы Германия и Великобритания предложили странам Центральной Азии крупные квоты на рабочую силу. 50 тысяч рабочих рук в Германии — это будущий турецкий актив в ЕС. Сама Турция всем им работу предложить не может, однако степень влияния посредничества при трудоустройстве на Западе сложно переоценить.

Что продвигаем мы


А что же наша «великая консервативная держава»? Мы получаем ровно то, с чем идём в регион. Положили на одну чашу весов «консерватизм и традиционализм» — вот нам на другую чашу 12-14 млн самых настоящих бескомпромиссных традиционалистов и консерваторов. Отдаём их в Россию с радостью, говорят в Центральной Азии, ибо они ещё приносят доход.

Мы упорны в своей борьбе — увеличим квоты на обучение в наших ВУЗах и откроем свои филиалы, построим школы, ибо такова мягкая сила.

Вот обучили мы программированию и математике, а где сей учёный муж из Центральной Азии будет получать те самые компетенции? Есть ли у нас «стартапы» в Ай-Ти сфере, высокотехнологические кластеры, топовые для мирового рынка проекты?

Переработка углеводородов — хорошо, но это есть и у других, мирный атом — редко и дорого, специфическая сфера. И оказывается, что обученные и оплаченные бюджетом специалисты из «мягкой силы» совершенно логично отправляются снова в Турцию или через Турцию на Запад. Равно как и выпускники наших школ позже проделают подобный путь, хотя, скорее всего, даже без заезда в Россию.

России нужны «консервативные строители»? Ну так ровно их мы и получаем. Арканарцы к Арканару, инженеры и программисты — к своим «стартапам».

Говоря о едином «Туране» или «Тюркском мире», сами турки почему-то не ведут политику в стиле «чего изволите» в Центральной Азии. Им не надо умасливать регион ради геополитических схем просто потому, что важнее технологического трамплина и инвестиций для Центральной Азии ничего нет. Анкаре не требуется делать существенные уступки, потому что у них главный ключ в связке. Поэтому они с такой помпой списали партнёрам «целых» 60 млн долл. долгов, как будто это десятки миллиардов.

В Центральной Азии прекрасно понимают, что Россия с её проектами в энергетике, увы, но чем дальше, тем больше похожа на возрастную девицу на выданье: «позови меня в ночи — приду». Однако в самой актуальной части энергетики на сегодня — «зелёной», сколько и чего мы готовы предложить? Или топовая сфера электромобилей, или... да там слишком много или.

При этом, за что ни возьмись, а ни одного системного проекта не доведено до логического финала. Если Узбекистан во взаимоотношениях с нами, не входя в ЕАЭС, чувствует себя совершенно свободно, как будто он в ЕАЭС, то где соль такого объединения?

Если мы не только консервативная, но и энергетическая «сверхдержава», то почему не мы управляем евразийским энергоконтуром? Там таких вопросов даже не воз, не телега — эшелон.

Но главный тут пробел всё-таки именно концептуальный, смысловой. Автор неоднократно подчёркивал, что мало просто анализировать события или принимаемые документы, их надо всегда пропускать через концептуальный фильтр. Если ошибка на этом уровне, то всё последующее рано или поздно будет рассыпаться.

Хитрые неоосманы вовремя додумались, что турецкий консерватизм это для Центральной Азии только оболочка, которую можно раскрасить в цвета сериала «Великолепный век», а в реальности региону нужен модерн и технологический рывок. Но они и оболочку сделали приличную.

Мы же с поразительной последовательностью наши прошлые наработки из сферы модерна и прогресса паковали в обёртки именно что «клятого совка», где «полстраны сидело, полстраны охраняло», даже древнюю историю умудрились запаковать в «Викинг».

Сравните «Великолепный век» и наши киноподелия. Там идеально одетые в дорогие и аутентичные по времени костюмы люди, подтянутые, соответствующие. У нас — то царь в фильме «Царь» тронувшийся рассудком бродит непонятно в чём, слуги такие же, то в других лентах бояре в каких-то рубищах, нечёсаные, несвежие, то на приём к императрице идёт «гардемарин» небритый, мятый.

Это не консерватизм, это измывательство над идеей. И не дай бог «они» решатся экранизировать «Слово о полку Игореве». Ведь не могут ни отобразить и пояснить миру старое русское, ни взять ничего полезного из советского.

А ведь в «тоталитарном совке» куда как умнее подходили к истории. Посмотреть бы нашим творцам фильм «Ушаков», как одет светлейший князь Потёмкин, как себя ведут и одеты придворные, какая у них речь — вот уж история, вот уж расцвет Империи.

Даже после краха СССР ещё выйдет фильм «Ермак» с его костюмами, игрой — инерция качества сохранялась.

А ведь это и есть правильный визуальный ряд консерватизма и традиционализма, который мы вроде бы продвигаем. Но с нашей современной визуализацией кто захочет себя ассоциировать?

И логично, что в Центральной Азии говорят, мол, возьмите наших «консерваторов», чем они вас не устраивают, как раз как ваши бояре в фильмах исторических. Тем более что их у нас не сеют не пашут, они сами родятся. Если 15 млн не хватит, только попросите. И «традиционных проповедников» берите — пригодятся.

Центральной Азии нужен прогресс и модерн — мы от лучших его советских образцов избавились. Хотим показать консерватизм — визуальный ряд в современных фильмах такой, что лучше и не смотреть. Как так получается — тайна, покрытая мраком.

Сам по себе здоровый консерватизм не плох, и нет ничего предосудительного в здоровом традиционализме. Но на то и нужны качественные идеологи, чтобы из идей «светло светлой и украсно украшенной» земли не вырос в итоге аналог Арканара. И ведь подобное уже было совсем недавно, когда сам же СССР выхолостил идею «Мира Полудня», а всё одно — по граблям.

О смыслах и подмене понятий


Конечно, поразительно, что наследники идей «Мира Полудня», работая с Центральной Азией, которая частью этого идейного кластера долгое время и являлась, не видят того, что региону нужен прогресс, зато это видят турки. И не просто видят, а ещё и тратят намного меньше средств.

Консервативная и традиционалистская Евразия (в привычном нам понимании) Центральной Азии не нужна, а это означает, что если мы хотим в этом регионе иметь длинную позицию, то надо пересматривать и наш собственный идейный базис. Адекватно определить понятие прогресс, описать и переосмыслить старые идеи, определить границы «традиции» и «модерна». У нас цифровизация стала синонимом прогресса, но ведь это смысловая манипуляция, причём очень дорогостоящая.

И только определившись с этим — сами в себе и сами для себя, потом переведя эти понятия в планы развития, можно будет что-то предлагать во внешний мир — «вот наше видение прогресса, вот образ модерна, вот здесь переход, вот такие технологии мы готовы предложить и в такой образ жизни вкладываться, вот цена и вот условия».

Надо ли говорить о том, что если уж браться за традиционные ценности, то делать это требуется как минимум с любовью и уважением к истории и традиции. Кто же будет уважать их со стороны, если сами их не ценим? Без этого даже не стоит серьёзно рассуждать далее о «судьбах евразийства».

Пока же мы идём по пути симулякров, и такое ощущение, что нашей элите это даже нравится. Только надо понимать, что в эту игру мы играем не в одиночку.

Обставившись симулякрами, мы впускаем к себе поток людей, которые автоматически под эти критерии (уже не имитационные) подбираются. На проблемах миграции десятилетиями набила руку Великобритания, и предполагать, что такими возможностями и беспечной расточительностью в Лондоне не воспользуются, было бы верхом наивности.

Лондону даже не нужно в среднесрочной перспективе устраивать что-то плохое, оттуда могут просто поддерживать нужный уровень архаики, поддерживая приток носителей «хтони» извне и блокируя дискуссию о прогрессе как таковую.

Просто используя образы и смыслы, лет через пять-шесть мы получим уже закостеневшую и самовоспроизводимую архаику под видом «традиции» и симулякр модерна под видом цифровизации. Но ведь не только Лондону такое положение дел удобно — да все крупные игроки (особенно Турция) предпочтут, чтобы Россия подольше пребывала в таком сновидении.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    19 ноября 2024 05:21
    Свято место, пусто,не бывает.Россия,сама симулякр..Стать главным, среди симулякров не получится.
    1. Комментарий был удален.
  2. +19
    19 ноября 2024 05:28
    экономики Таджикистана, Узбекистана и Киргизии напрямую зависят от переводов из России
    Вот как раз на наши деньги и строится тюркский мир. Могу ещё напомнить Армению, которая торгует на льготных условиях с Россией и против России же собирается вступать в НАТО. Чудна́я у нас внешняя политика wink
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      19 ноября 2024 10:10
      Академическая, качественная статья - эссе, с культурными аналогиями и сравнением главных героев - протагонистов. И рекомендации - академические: посмотреть во себя.. измениться. Без этого тупик.

      Статья эта - признак очередного приступа ностальгии по великому проекту СССР и нового человека. То, что с возу упало - пропало, и только силой можно остановить трансформацию бывших советских республик в вдохновенных врагов России.

      Россия не может контролировать развитие «бывших», контролировать созданием условий ведущих к центростремительной зависимости. Мягкая сила - это не компетенция России.

      Макиавелли… Великий знаток природы человека - неизменной его сущности - в «Князе»: «не стремитесь чтобы вас любили, любовь ни к чему не обязывает. А будьте грозным деспотом который держит свое слово… деспотом защищающим и угрожающим…»

      Страны вокруг России, близко ли, далеко ли, сохранили национальный характер, даже Германия. Россия должна быть верна своей истории и имперским импульсам, приодетыми в современное платье, со стальным стержнем под. Подстраиваться - это безинициативная стратегия, не ведущая к виктории, а ведущая прямиком к забвению и отрицанию себя.
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
  3. +7
    19 ноября 2024 05:32
    Автор почти что умолчал о такой общей для среднеазиатского пространства с Турцией фактора, как ислам. Намерено или не придавая значения? А ведь это основная связующая база Турецкой экспансии, а уж вторым слоем пантюркизм. И наша основная проблема с мигрантами - ислам, а не "хтонь". К сожалению, мы открестились от всего советского, а турки - от светского кемализма.
    1. +3
      19 ноября 2024 08:10
      Цитата: Санвенмин
      Автор почти что умолчал о такой общей для среднеазиатского пространства с Турцией фактора, как ислам

      Из всего мною прочитанного о движении в мире тюрок, могу сказать, что там больше всего продвигается идея именно пантюркизма, основанная не на религиозном, а на культурном единстве. Еще надо помнить, что чуваши и гагаузы - тюрки, но мусульманами не являются. Ну и когда-то бывшее тюркское божество - Тенгри, набирает все больше и больше популярности...
      1. +1
        19 ноября 2024 08:23
        Что-ж, Тенгри так Тенгри. Всё равно без кумира не обходится. Но лично я не верю в то, что племенной божок победит. Может временно, а может вольётся в пантеон ислама как какой-нибудь пророк. Так или иначе среднеазиатские землячества у нас кучкуются под эгидой исламского единоверия.
        1. +3
          19 ноября 2024 10:27
          Тенгри это не божок, а "Великое Небо" - абстрактная сила, не антропоморфный бог.
    2. +1
      19 ноября 2024 15:09
      С этим вопросом надо, пожалуй что, отдельно разбираться. Просто делать большой и отдельный материал «Британия и политический ислам». Но, скажу честно, эта тема с учетом нынешних наших реалий вызывает ощущение глубокого уныния.
      1. +1
        19 ноября 2024 17:40
        Сейчас почти любая тема "вызывает ощущение глубокого уныния" request
        А почему именно Британия? Впрочем, подожду обещаного материала hi
  4. +9
    19 ноября 2024 05:37
    Российские либерастические историки обгаживают советское прошлое сколько лет. Что удивительного, если при этом "братья" делают также, обгаживая как СССР, таки РИ.Это удобно им --- не надо говорить " спасибо"
  5. +10
    19 ноября 2024 05:59
    Вот есть у нас одна проблемка, за красивой жизнью которую многим обещали, ничего человеческого ни оказалось. Пока это активно культивировалось, мы стали колоссом на глиняных ногах, все красиво только на бумагах, нас трясет от векторов развития, то мы за балы и за царя, то мы берем лучшее от СССР, и тут же стыдливо прикрываем мавзолей, и кричим мы и в космос полетели, и войну выиграли. То мы спасители человечества, то мы русский дух, и вера надежда, любовь. Откровенно говоря нас можно сравнить с многоквартирным домом, где живут разные люди, с разными целями, и интересами, которые даже между собой договориться не могут. Мягко говоря наш дом все это время ветшал, и краска отваливалась, трубы проржавели, мы не построили ничего нового, мы не сделали капитальный ремонт, не собрались вместе и не почистили двор от снега. Но продолжаем писать надписи в подъезде, мусорить на площадках, и гадить в лифте. И надеяться что кто то придет, и все за нас сделает, уберет, и будет у нас тепло, хорошо, чисто и уютно. Вот только никто не придет, богатые переедут в другие дома, а мы так и останемся на задворках цивилизации, да придут "благодеятели", отрежут свет, воду, и выдерут проводку, с металлом, и лишь мы останемся на руинах дома, потому что другого ничего у нас нет.
    1. +4
      19 ноября 2024 07:14
      В чем я с вами не согласен, это с употреблением местоимения "мы". Типа везде мы за все отвечаем. Только те кто могут отремонтировать дом. При малейшей возможности переедут в другой дом. Возьмите все правительства. хотя бы за последние лет 10-12. Все члены правительств отъехали за границу и как ни странно санкции их не коснулись.
    2. +1
      19 ноября 2024 13:07
      Цитата: turembo
      Откровенно говоря нас можно сравнить с многоквартирным домом, где живут разные люди, с разными целями, и интересами, которые даже между собой договориться не могут.

      И все потому, что у нас запрещена государственная идеология. Ибо идеология это - цель к которой движется государство, это инструмент объединения народа в одно целое.
      Я не думаю, что "мягкая сила" в отношении среднеазиатских республик - случайная концептуальная ошибка Кремля. Это осознанное целенаправленное деяние.
      Неужели наши кормчие не понимают, что азия и кавказ воспринимают и уважают только силу?
      1. 0
        19 ноября 2024 21:25
        Вы их сильно переоцениваете наших кормчих. Там мало того что не то чтобы слишком умные и сильные люди, так у них приоритеты другие - у них перво наперво в голове всегда одно - сохранить свое богатство и власть. На все остальное ложили они «как нибудь сложится».
        Про мягкую силу это вообще смешно, они делают мягкую силу наоборот - сильную и богатую русскую культуру задвигают, а продвигают бессмысленную однообразную и ничего не сделавшую за свою жизнь зато агрессивную и тупую культуру плова. Я уверяю вас нынешняя власть войдет в историю России, если мы вообще переживем это время, как самые хитрые, и мерзкие предатели за всю историю за 1200 лет. Такого чтобы добровольно иго принести на землю не проиграв ни в одной войне - ни один правитель не додумался. А ввп - да.
  6. 0
    19 ноября 2024 05:59
    Каждый должен выбирать рубить сук по себе.Мне кажется,Турция стала уставать от своих дел.Слишком много затрачено сил и средств в самом начале.Но то что уже посеяно,начало давать всходы.Неприятные для нас всходы.
    1. +1
      19 ноября 2024 08:41
      Каждый должен выбирать рубить сук по себе.
      Угу, на каком сидишь,тот и рубишь и не надо рубить сук,на котором сидит другой и сам себе его под себя рубит. smile
  7. +1
    19 ноября 2024 06:10
    Делается это не первый год, ускорившись с года 2022-го, но и тут, скажем своеобразным каламбуром, «чего-то ощутимого не ощущается».

    Ну как же.
    В России результат этой политики прекрасно ощущается на шкурах ее жителей.
  8. +4
    19 ноября 2024 06:11
    Само понятие "элита" подразумевает наличие интеллектуалов, способных дать народу идею и организовать её реализацию. Только мне одному кажется, что в современной России на это вопиющий дефицит?
  9. Комментарий был удален.
    1. +1
      19 ноября 2024 06:55
      По моему, дело не только в опозданни, но и в составлении планов, которые никуда не ведут, брошенные "дорожные карты"
      1. +4
        19 ноября 2024 07:00
        У меня есть подозрения, что всё таки "аптека" кишит агентами влиянии иностранных разведок, особенно англосаксонских. Поэтому такая пассивность в принятии решений
    2. +1
      19 ноября 2024 21:28
      Ага, тягучие до невозможности. Все решения принимаются когда проблема уже перезрелв да и то полумеры. Это явный признак того что им просто плевать, делают что-то когда уже совсем по другому никак.
  10. Комментарий был удален.
  11. +3
    19 ноября 2024 07:39
    Кажется парадоксом, что в России мигрантов из Центральной Азии аж по разным оценкам до 12-14 млн, а в Турции с её «тюркским миром»… оттуда максимум наберётся 80 тыс. ... Понятно, что в Турции невысокие зарплаты

    А у нас что высокие? Когда у нас были высокие зарплаты?
    А вот что в Турции:

    . средняя зарплата в Турции в 2024 году составляет 1200 долларов в месяц до налогов. После всех обязательных отчислений чистый доход местного работника — 850 долларов.

    Средняя зарплата в России выходит ниже. Она составляет 78 тыс рублей.
    1. 0
      19 ноября 2024 10:42
      Из Турции максимум, что они могут де-факто привезти, это 350-400 долл. Это уже мало совсем. Да и условия труда там намного жестче, чем у нас.
      1. +1
        19 ноября 2024 10:51
        Цитата: nikolaevskiy78
        Из Турции максимум, что они могут де-факто привезти, это 350-400 долл.

        Оттуда вообще ничего не привезут. Там цены дикие на все. Был в этом году там. Мясо 1 кг 1000 рублей на наши. Водка 1000 рублей. Вино 800 рублей. Бензин 170 рублей. Бутылка пива 300 рублей. Там можно жить, если одними овощами питаться. Вот они недорогие.
        1. +2
          19 ноября 2024 10:54
          Хорошие цены, главное нашим придворным экономистам не показывать. А то еще решат, что резервы у нас еще ого-го laughing
  12. +2
    19 ноября 2024 07:46
    Задача нынешней элиты - законсервировать свою власть. Не будет социальных лифтов и ротации власти - будет иная форма социальных преобразований, но менее управляемая.
  13. +4
    19 ноября 2024 08:30
    Против России, за счет России и на обломках России. Аксиома от Бжезинского работает без сбоев. И конца этому не видно. Судя по национальной политике, не за горами уже начало оформления в государства множества мигрантских анклавов внутри РФ, с последующей суверенизацией. Ах да, а ведь во всех подобных сборищах всегда фигурирует дорогой друг Эрдоган.
  14. +2
    19 ноября 2024 08:36
    Россия,сейчас,это Иван Царэвич, сошедший с полотен художника Васнецова, сидящий на болоте и целующий лягушек, периодически отплевываясь и повторяя : опять меня обманули,но берущий целовать очередную лягушку, в надежде, что она превратится в Василису Прекрасную,но Иванушка,да еще Царэвич,не понимает, что если ему и приведут Василису Прекрасную, то после его поцелуя,Василиса,превратится в лягушку,даже если ею и не была ранее.
  15. 0
    19 ноября 2024 10:04
    Геополитические процессы модерируются. Туранизм - одна из "сдержек и противовесов" для России (и не только, но в первую очередь). Сам по себе, без поддержки внешних сил, он серьёзной угрозы не представляет, а чрезмерно усиливать Турцию никто не будет (внутренних ресурсов для усиления у туранистов недостаточно). Роль оплота традиционализма, причём откровенно карикатурного толка, России буквально навязывается, независимо от реальности. Художественная презентация такого традиционализма в кино и не может быть позитивной. Очевидно, элита не в восторге и отыгрывает евразийство и "традицию" халтурно, без огонька. Ждёт новой роли в новом сезоне. Видимо, из расчета на то, что заменить Россию всё равно нечем, хотя такие попытки предпринимаются всю дорогу
  16. 0
    19 ноября 2024 10:19
    Михаил, что такое культура? На мой взгляд культура, это следствие инстинкта выживания человека, семьи и, шире, всего общества в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. То есть, изменяются условия - обязана измениться и культура. Иначе в общество придут "чужие" культуры, которые более приспособленны к новым условиям, со своими, чужими для нас архетипами "коллективного бессознателльного" или, вообще, чуждыми, убийственными, для государствообразующего этноса, искусственным "конструктами", такими, например, как ЛГБТ, ювенальная юстиция и колониальный либерализм для "папуасов"(. Тогда кто, в Истории, выступал и выступает в качестве субъекта проведения культурной политики, определяет её желаемый идеал, направление, приоритеты и акценты? Кто формирует систему культурных запретов "табу" или, наоборот раскрепощает и изменяет их? Общественная власть, позже, с появлением субъекта государства - государственная власть. А сегодня, уже надгосударственные структуры, фонды и корпорации. Все они влияют на социальную и индивидуальную культуру людей, и обществ в СВОИХ клановых, классовых или корпоративных интересах. Тогда, что же может являться эталоном или абсолютной истиной культуры, как таковой, в нашем многосубъектном, многокультурном мире? На мой взгляд, это знания и методики управления архетипами "коллективного бессознательного" в интересах основной массы трудящегося населения государствообразующего этноса, развивающиеся, и применяемые, субъектом общественно-государственной власти, для формирования самой передовой СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. А значит или этот субъект постоянно развивает, изменяет и совершенствует культуру государствообразующего этноса, стремясь к реализации экономического, политического, и социального идеала самых совершенных общественно-производственных отношений, или в страну, в общественное сознание, и индивидуальную культуру человека приходят, и господствуют "чужие" культуры, и чуждые "конструкты", для реализации интересов, и целей других субъектов, цивилизаций и культур. И, чем точнее, и совершеннее, эти знания и методологии, направленые на развитие архетипов "коллективного бессознательного" этноса, тем качественнее и перспективнее становится социальная цивилизующая культура, тем успешнее развивается страна, тем больше она влияет на окружающую ойкумену. Показывая "чужим", что нужно поступать также, как мы, думать, как мы, чувствовать как мы, а "чуждым" показывать, что им у нас ничего не светит и, если они будут к нам лезть, то будут просто уничтожены. Да, это перманентная война культур, но так жил, живёт и будет жить наш мир, пока существует человечество.

    P.S. Свято место - не бывает пусто.
    1. +1
      19 ноября 2024 10:40
      Олег, культура это выращивание нового на почве старого и последующее возделывание этого нового в целях создания более сложных объектов и систем. Ну вот как древние греки воспринимали «культуру» - как образ жизни общества повышенной сложности. Такое сложное общество, которое состоит из сложных людей, является «нравственным». Общество простое, которое состоит из простых людей, является низконравственным или вообще безнравственным. Ныне уже нравственность несколько иначе описывается и определяется, но изначально нравственный это сложный. Чем больше в обществе воспроизводится индивидов, которые могут рассуждать и рассуждают о сложных вещах, тем больше и глубже укореняется «культурная традиция». Ну и, соответственно, наоборот. Сложное всегда побеждает простое, если сохраняется воспроизводство сложности. Если же вместо сложного обществу последовательно подсовывают симулякр сложности, простое под видом сложности, то рано или поздно настоящая «природная» простота такой симулякр сносит как нежизнеспособный. Наверное, на первый взгляд, все закручено и накручено, но если разобраться, то все довольно логично.
      1. 0
        19 ноября 2024 10:49
        Михаил, то, что вы пишете, это логика схоластики. Почему? Потому, что всегда есть субъект действия и объект влияния. То есть, в чьих интересах, кому выгодно и кто заказчик. А значит, всегда есть "персона". И традиции, кстати, хороши только до того момента, пока они работают. Но, изменились, например, внешние условия существования и традиции должны изменятся, иначе этноса не будет. Схарчат(.
        1. 0
          19 ноября 2024 10:52
          Ну вот кто был "заказчиком" в древности у Василия Великого? Поиск везде "управляющей руки" это путь такой - может завести далеко wink
          1. 0
            19 ноября 2024 10:54
            А вы не думали, почему Римская Империя, которая, сначала, системно "гнобившая" христианство, потом, вот так, вдруг, взяла и христианизировалась сама?) Чудо Господне? Все уверовали?)
            1. +1
              19 ноября 2024 15:00
              Ну она не "вдруг" уверовала - 330 лет занял процесс, а 400-500е годы еще языческие философские школы существовали, где получать начальное образование "классическое" считалось престижным.
              Тут ведь какое дело. Сама по себе религия как законченная концепция это удел не народа, а удел его интеллектуальной части. Вообще истории о том, что мол христианство это религия бедных слоев, а ислам это религия простых бедуинов, с реальностью имели мало общего. И в том и в другом случае это было уделом тех, кто интеллектуальный труд делал трудом основным. Далее это перетекало в элиту. Если развитие производительных сил позволяло и как на Ближнем Востоке с 500х годов на основе торговли с Византией, так и ранее в Риме и Греции сформировались слои «среднего класса» :-), то далее перетекало в эти слои.

              В Риме христианство развивалось на периферии — северные провинции, Малая Азия, Африка — там где элиты были самостоятельны, а порядки в плане среднего класса и относившихся к ним легионеров позднего времени были свободнее. Но и там за исключением Александрии господствовали довольно странные «изводы» христианства. На севере там и просто повально было арианство. В итоге догматы сведут в единый кодекс. Но и то, даже в 7м веке ! был момент, когда перед ересью остался чуть не один Максим Исповедник.
              1. +1
                19 ноября 2024 15:51
                Да, конечно, не вдруг). Но клановая "персона" римских патрициев и олигархов, по мере захвата вышеперечисленных вами территорий вынуждена была, (а кто ж ещё?)), заниматься управлением местным земледельческим населением. Но, вследствие разных культур, римским имперским "персонам" нужно было универсальное религиозное мировоззрение, формирующее из покорённых "чужих" племён и народностей первые крестьянские "земледельческие" христианские НАРОДЫ, у которых общественные отношения формируются через воспитание религиозного сознания у населения, для создания общества "овец и пастырей" и гармонизируются через культ христианской "совести". И это дало такой мощнейший рывок в цивилизационном развитии, что христианские "земледельческие" НАРОДНЫЕ общества распространились по всей территории Центральной, и Северной Европы, пережили, и тёмные века, и столетние войны, и просуществовали вплоть до развития капитализма, и появления первых буржуазно-городских Наций, являющихся "отрицанием" христианских народов, и развивающихся как "общества волков", где общественные отношения основывались не на принципах христианской "совести", а кровавым и долгим путём выстраивания рационального и прагматичного Общественного договора различных слоёв крупных, средних и мелких городских и сельских собственников. Например в России, до начала ХХ века. Так что, у интеллектуальной части никакой веры в чудо не было, а была реальная и большая проблема роста, которую нужно было решать. А потом да... Образование, монастыри, образ жизни, религиозная культура, создание института Церкви пошли по руслу, выгодному римской элите).

                P.S. Смотри, кому выгодно.
  17. +1
    19 ноября 2024 11:17
    Тен"ери - Небо , а на Небе Бог , кто тот может против этого . Бог скинул с Неба ; Сатану - Эрлика и он живёт в подземном тёмном царстве , со своим народом , который не размножается . Пару тысячи лет назад спустился алтайский богатырь Маадай Кара в подземное царства Сатаны - Эрлика за своей сестрой , разгромил войнов Сатаны - Эрлика ; Керей и Караш и вывел со своей сестрой "белый народ" и этот народ , сегодня не имеет в своём организме <<меланина>> и не могут загорать на Солнце , потому что они жили под Солнцем очень мало времени ... .
  18. -1
    19 ноября 2024 13:31
    Хорошая статья, задает правильные вопросы и делает правильные выводы.

    Только Автор не идет до конца - видимо, его спокойный и выдержанный, как мне кажется, характер не позволяет ему сделать такой вывод.

    А вывод это прост - у нашего правящего класса и нет никакой такой концепции, во главе которой стояла бы Россия в понятии Автора. Наш правящий класс строит свое будущее, в котором совершено не важно, кто и на каком языке будет разговаривать, каковы будут границы, союзы или прочие, второстепенные для правящего класса, понятия. А главное для него - это место его самого среди того мира, который будет, а мир этот - среда обитания правящего класса, все равно, какая, лишь бы с нее можно было кормиться и развиваться дальше. Развиваться ему, правящему классу, а не остальному населению России.

    Беда России в том, что правящий класс совершенно не зависит от остального населения, поэтому, когда населению это надоедает, оно прости физически уничтожает правящий класс, а через десятилетия выращивает себе новый, который опять никак не зависит от населения.
    1. +1
      19 ноября 2024 18:55
      Я думаю, что наш "правящий класс" твердо решил калькировать модель английского правящего класса. Но во время копирования некоторые элементы "потерялись". Такие как честь, корпоративное выше шкурного, собственное достоинство перед лицом аналогичных элит будь они хоть с Запада, хоть с Востока, хоть с Юга. Осталось только чувство ложного превосходства перед пасомым "стадом" только и всего.
      1. +2
        20 ноября 2024 07:43
        Но во время копирования некоторые элементы "потерялись".


        Вы абсолютно правы - только "потерялись" они совершенно сознательно и в интересах правящего класса. В отличие от британского, наш правящий класс не испытывает давления общества и поэтому никак от него не зависит.
  19. +1
    19 ноября 2024 13:33
    Турция сама ещё ищет свой путь аки во мраке, на ощупь. Кемалисты - западники сильно сдали позиции после того, как Европа сказала "Nescio vos", да там ещё несколько неудачных переворотов.
    В сближении с пенсильванским сидельцем Фетхуллахом Гюленом как раз видна попытка соединить прозападную тенденцию с исламской идеологией. Интересно, что пик турецкого влияния в Центральной Азии и был пиком нурсистской диаспоры (её потом громили везде).
    1. 0
      19 ноября 2024 14:47
      Очень содержательный и ценный коммент hi
      Громили, громили, да "не выгромили". Любят эти персонажи с давнего времени в ордена, да общества играть, причем не без успеха. Не зря хамелеон политического ислама в разной его многоликости так полюбился Британии и даже Ватикану.
  20. +1
    19 ноября 2024 14:07
    Можно упрекать страны ЦА в прозападном или протурецком уклоне, но за всеми этими уклонами виден только эгоизм, за который и упрекать-то и неудобно. Да, плюшки от претендентов на роль "старшего брата (друга)" принимают, но и только. Туркам вообще обозначили, мол, вы огузы, а мы кипчаки, сами себе назначим "старшего" (например, казахов), и вообще, мы потомки Чингисхана, а Тамерлан вертел вашего Баязида как шарманку. Но, как отметил автор, желают иметь ещё один выход на Запад, и потому не отказываются.
    О Китае автор умолчал, оно и понятно. Страшно. За локомотив Китая можно уцепиться и прокатиться с ветерком, а можно и под колёса попасть.
  21. 0
    19 ноября 2024 14:12
    Двусмысленный пример Льва Абалкина, "автомат Странников"
    1. +1
      19 ноября 2024 14:43
      Знаете, вот комментарий у вас короткий, а по сути глубокий. Вот в чем «неоднозначность» Абалкина? Он не был ни автоматом, ни машиной Странников, хотя и был их произведением в числе прочих. Зато кто уж точно «Неоднозначен», так это Экселенц-Сикорски. Ведь какая занятность — он по сути главный «по прогрессорству», но одновременно он рудимент мира «до Полудня» в «мире Полудня». Вот с чего он взял, что Абалкин это скрытая да еще и глобальная угроза? Странники в цикле находятся вне рамок восприятия по замыслу и задачам. Но подозревать в непонятном угрозу это все-таки работа тех, чья служба и опасна и трудна и вообще особо не видна)) Это такой вот модус операнди. И наверное не зря очень тонкой нитью в цикле тянется тезис о том, что Сикорские должны привести народ к миру Полудня, но сами как Моисей не должны войти в мир Полудня. Это не значит, что кто-то плохой или хороший, такая дихотомия бы просто цикл испортила, а Стругацкие его упрощать явно не собирались. Но все-таки не Моисей и Аарон (хотя у последнего шансы были) вошли в Землю обетованную, а Навин и Халев.
      1. 0
        19 ноября 2024 17:17
        Сикорски на Земле отвечал за парирование внешних угроз. В случае с Абалкиным он не имел возможности оценить размер опасности и предположил что она чрезвычайно велика, ну и все решил как учили.

        С другой стороны, высказывалось предположение что Странники рассчитывали именно на такое решение, и в этом случае автомат Странников уже сам Сикорский.

        В общем эта история о том, как принять решение при дефиците исходных данных и времени
      2. 0
        19 ноября 2024 17:42
        Вот в чем «неоднозначность» Абалкина? Он не был ни автоматом, ни машиной Странников, хотя и был их произведением в числе прочих.


        Это видно только из интервью Стругацкого, но никак не из текста.

        Вот с чего он взял, что Абалкин это скрытая да еще и глобальная угроза? Странники в цикле находятся вне рамок восприятия по замыслу и задачам.


        Как это с чего? Пахнет серой - готовься к неприятностям. Само существование силы, которая "находится вне рамок восприятия по замыслу и задачам", но вдруг напрямую вмешивается в нашу жизнь, разве это не угроза?

        И наверное не зря очень тонкой нитью в цикле тянется тезис о том, что Сикорские должны привести народ к миру Полудня, но сами как Моисей не должны войти в мир Полудня.


        "Железной рукой загоним человечество к счастью" ? Думаю, эта нить весьма сомнительна. Сикорски никого никуда не ведет, он только охраняет путь и идущих по нему. Может быть, ему тяжелее всех, он же одновременно и внутри и снаружи. Возможно не зря метаморфозы Максима в Обитаемом Острве психологически довольно убедительно показаны, а вот существование такого, как Сикорски, дается без объяснений.
        1. 0
          19 ноября 2024 18:44
          Ниоткуда, собственно, не следовало, что диски со значками — это детонаторы к бомбам, возбудители скрытой программы. Просто они привыкли уже предполагать самое худшее, когда дело касалось «подкидышей»


          Они не просто перебдели, но перешли границы определенные. Сикорски очень опытен и стар, он уже не отличает "может быть" от "должно быть". Наверное и на Саракше поэтому Максима и показали со всеми его элементами взросления и набора опыта, когда Рудольф уже опытный зубр. Но опыт постепенно стал превращаться в такую же программу, какую он видел у "подкидышей". Только вот незадача. У него программа реально работала, а у Абалкина ее только предполагали без доказательств. Ведь объективно было зафиксирована только связь между детонатором и личностью 13ти.
          1. +1
            20 ноября 2024 07:48
            Но во время копирования некоторые элементы "потерялись".


            Совершенно верно, но этого хватило. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Если нарисовать на листочке бумаги в квадратиках риски и последствия тех или иных событий, то Странник действовал совершенно правильно. Он парировал катастрофический риск, пожертвовав жизнью одного человека и разрушив личность другого - свою личность.

            То есть, негативные последствия действий Сикорски многократно превышают парированный им риск в случае его бездействия, пять баллов.
  22. 0
    19 ноября 2024 17:39
    "Тюркский" мир это мыльный пузырь,все так называемые тюркские государства что ни есть диктатуры .уйгуров в китае и в хвост и в гриву имеют, а пердоган "защищает" арабов в палестине .Когда не тюрксий турецкий пердидед пердоган отправится на небеса, турция вновь станет проСША , и там пойдет и поедет.
  23. 0
    19 ноября 2024 17:51
    ну так все объективно: нам НЕЧЕГО предложить в части высоких новых технологий.
    ИТ? микроэлектроника? - изо всех сил изобретаем "костыли", чтобы не обрушилось все после "уходов, санкций-шманкций", в апогее - "импортозамещение", т.е., догоняющая позиция.

    у нас отличный Росатом (но да, узкое нишевое), хорошее тяжелое машиностроение (ТМХ), довольно передовая нефтегазохимия (СИБУР, правда, тоже на западных лицензионных технологиях от Линде, ЮОП)...
    остатки задела советской космонавтики (легендарной, но уже не такой актуальной в эпоху спутниковых сетей вместо героев-человеков)... Сильная металлургия, но сидящая на дешевой энергиии (РУСАЛ) и месторождениях с нихкой себестоимостью...

    и что предлагать желающим свежего, передового технологического? )
  24. Турки строят свой Туран там и среди тех,кто куда не подастся,там ему Сегодня и хорошо!
    Республики Средней Азии "вырвавшись " на свободу от СССР ничего дельного,кроме трудовой миграции, создать не смогли. Не появилось новых Хайямов, Авиценн, Тимуров и прочих...потихоньку похоронили своих советских писателей, актеров, певцов-режиссеров и на этом поиски культурных опор закончились.
    Их основное преимущество в том,что ничего, кроме своей бедности,им терять нечего,а потому они невероятно свободны и мобильны в поиске новых эрзацев великих идей, культур и ,главное, Денег!
    Понимая,что прежних отношений с Россией уже не будет никогда, они привычно кинулись дальше,теперь в Великий Туран, глядишь, там опять начнут кормление и еще нескольким поколениям удастся пожить лучше. А если не получится, то жить бедно-это обычно и привычно....
    Так что, поживем-увидим,но в любом случае я очень надеюсь, что покупать такую "лояльность",такую "дружбу" и такое "братство" Россия больше не будет никогда.
    Закончатся эти сложные времена, отряхнемся от пороха и начнем снова строить Свою Россию !
  25. 0
    24 ноября 2024 17:12
    Никто не будет относится серьёзно к неудачникам, которых восемь лет водили за ном, и у которых утащили Фонд Национального Благосостояния….Благонестояния. :)))