Пасынки флота Микадо

23
Пасынки флота Микадо

Среди ведущих морских держав Япония развитию торпедных катеров уделяла внимания меньше всего. В планах адмиралов Микадо были операции на океанских просторах, для которых москитный флот был без надобности. Нельзя сказать, что японцы про торпедные катера ничего не знали вовсе. Ещё в 1922 году Императорский флот купил пару (по другим сведениям — четыре) 55-футовых катеров фирмы «Торникрофт», на тот момент лучших в мире. Вот только ТТХ нового типа кораблей адмиралов страны Восходящего Солнца... не впечатлили. Поэтому после проведения всех необходимых тестов про них благополучно забыли. Жареный петух к кормовой части любителей сакэ и суши подкрался в 1937 году...

7 июля 1937 года произошло столкновение японских войск с китайцами на мосту Лугоуцяо близ Пекина. Во время учений пропал японский солдат, потомки самураев потребовали от китайцев открыть ворота крепости Ваньпин, дабы найти оного. Китайцы отказали, и — понеслось! Началось с перестрелки японской роты с китайским полком, окончилось капитуляцией на борту линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года.




Инцидент у моста Лугоуцяо

Но до сентября 1945 года ещё дожить надо было! А пока японские адмиралы с удивлением выяснили, что для боевых действий с тысячами китайских джонок на Хуанхэ линкоры с крейсерами подходят плохо. Более того, даже эсминцам на реке не слишком вольготно. А тут ещё и из-за океана стали поступать сообщения о том, что американцы заинтересовались торпедными катерами...


Торпедный катер №2 типа 1

Первые торпедные катера японцы захватили у китайцев в 1938–39 годах. Это были немецкий шнелльбот фирмы «Люрсен» и уже более-менее знакомый 55-футовый английский «Торникрофт». Стало ясно, что Японии подобные корабли нужны, причём уже вчера, вот только опыта в строительстве чего-то похожего у потомков самураев не было. Было решено обратиться к авторитетным иностранным специалистам. Поскольку отношения с Англией у страны Восходящего Солнца были уже так себе, в роли авторитетных иностранных специалистов выступили итальянцы. Вскоре Императорский флот заказал фирме «Бальетто» экспериментальный катер Н-1, сильно смахивавший на торпедные катера MAS типа «500».

Катер имел деревянный корпус с двумя реданами, два мотора «Изотта-Фраскини» по 1150 л/с каждый и два мотора экономического хода «Альфа-Ромео» по 50 л/с. Под основными двигателями Н-1 давал 33 узла. Первый японский торпедный катер Т-1 был построен по итальянскому образцу в 1940 году на верфи яхт-клуба Йокогамы в Цуруми. Вот только реданный корпус островитян не устроил, и уже первый «москит» был килевым. В движение катер приводили два японских бензиновых мотора «тип 94» по 930 л/с каждый. К моменту вступления Японии в войну, 7 декабря 1941 года, у Императорского флота было 9 торпедных катеров, включая два захваченных у Китая. Для страны, имевшей третий в мире военно-морской флот, это было ничтожно мало!


В Сурабайе самураям достались катера подобного типа

И японцы немедленно стали исправлять создавшееся положение. Правда, поначалу Императорский флот справлялся с этой задачей куда успешнее, чем судостроители: в ходе наступления в Юго-Восточной Азии были захвачены два десятка торпедных катеров. Это был филиппинский Q-III от фирмы «Торникрофт», ставший в японском флоте «номером 114». Также был захвачен экспериментальный голландский ТМ-3 с двумя авиационными двигателями по 630 л/с (как у любой экспериментальной машины его реальная боевая ценность была сомнительной), но главное, в Сурабайе на верфи были найдены 18 новеньких голландских торпедных катеров ТМ с номерами с 4 по 21. В состав императорского флота они вошли под номерами 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 119 и 120. Почему не был использован номер «114»? Это далеко не самая большая странность в японской системе наименований кораблей, возможно, его просто пропустили...


Т-1, фото из музея "Ямато"

Прототипом для основного типа японских катеров стал созданный по итальянским лекалам Т-1. Особенностью японской школы в строительстве «москитов» стало достаточно частое использование стальных корпусов — с качественной древесиной у потомков богини Аматэрасу были проблемы. Кроме того, на основании стандартного корпуса японцы строили множество специализированных катеров: не только торпедных, но и артиллерийских, и противолодочных... Связано это было с главной проблемой строителей катеров для Императорского флота — диким дефицитом двигателей!

Собственно говоря, стандартного двигателя для катеров на островах не было. Авиационные моторы не слишком хорошо были приспособлены к работе в морских условиях, да и бороться за них приходилось с авиастроителями, у которых тоже избытка двигателей не наблюдалось. Чаще всего на катера ставили устаревшие авиационные двигатели, в том числе выработавшие моторесурс моторы с европейских самолётов, которые японцы для себя производили, позабыв оформить лицензию. Практически сразу японцы отказались от двигателей экономического хода: они тоже были в дефиците.


Т-51 - японский шнелльбот

Катера проекта Т-51, построенные по образцу захваченного у китайцев шнелльбота фирмы «Люрсен», имели по 80-90 тонн водоизмещения, 4 двигателя «тип 71» по 920 л/с каждый и скорость, не превышавшую 30 узлов. Поскольку с такой низкой скоростью торпедные катера из них были как из известной субстанции пуля, то японские адмиралы сочли за лучшее переквалифицировать их из торпедных катеров в сторожевые, после чего со спокойной совестью сняли пару моторов — для сторожевиков 16 узлов было вполне достаточно!


«Шинио» — катер-камикадзе.

Надо сказать, скоростные катера для японского флота построены были. То были три катера по проекту фирмы «Бальетто». Их ГЭУ имела мощность 1840 л/с, в результате скорость достигала 44 узлов. Вот только торпедными эти катера не были: на них тренировали пилотов «Кайтэн» — человеко-торпед. Катера-камикадзе японцы под конец войны тоже стали строить, это были катера типа типа «Шинио». Их было построено почти 6 тысяч штук, но никакого влияния на ход войны пилоты-самоубийцы не оказали.


Катер Т-14 - японский стандарт

Самыми удачными из японских торпедных катеров можно назвать тип Т-35, которых было выпущено около 50-60 штук (по некоторым данным, до 90 штук). Они имели два мотора типа 71 по 900 л/с каждый и могли достигать скорости 35 узлов. Но два мотора для торпедного катера было сочтено роскошью, и японские адмиралы решили остановиться на малых катерах типа Т-14: водоизмещение 15 тонн, один двигатель типа 91 мощностью 920 л/с, скорость — 33 узла, вооружение — две торпеды калибра 457 мм и одна пушка калибра 25 мм или 13-мм пулемёт, имелись и бомбосбрасыватели для глубинных бомб, но брать их катера могли только вместо торпед.


Десантно-артиллерийский катер (или плашкоут?) «Умпото», видны две торпеды в качестве двигателя.

Ещё один катер, о котором нельзя не упомянуть, это десантно-артиллерийский катер «Умпото». Зачем он нужен в статье о торпедных катерах? Ну... Он тоже был в какой-то степени «торпедным». Дело в том, что в качестве двигателя на нём устанавливали... торпеды! Именно так: в кормовой части этого разборного катера, доставлявшегося к месту работы подводной лодкой, были расположены две 609-мм торпеды «Лонг Лэнс» без боевых частей. С их помощью катер мог двигаться абсолютно бесшумно, но... очень недалеко.

После войны оккупировавшие острова американцы обнаружили на верфях сотни корпусов торпедных катеров: адмиралы флота Микадо собирались их строить тысячами! Но отсутствие двигателей заставило сильно «урезать осетра». Всего за годы войны японцами было построено порядка 238 торпедных катеров (по другим данным — 248 штук). В ходе боевых действий было потеряно 49 торпедных катеров, по большей части от авианалётов. С американскими катерами по качеству могли сравниться только 55 катеров типа Т-35, но боевых столкновений с «ЭЛКО», «Восперами» или «Хиггинсами» зафиксировано не было. Не считать же таковым уничтожение 14 мая 1945 года двумя американскими торпедными катерами РТ-335 и РТ-343 шести японских собратьев по классу на секретной стоянке в заливе Давао на Филиппинах? Сопротивления японцы не оказали, так что боем это назвать не получится никак...
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 ноября 2024 06:30
    История развития японских торпедных катеров эпохи Второй мировой войны долгое время была «пасынком» и в нашей историографии. В специализированных книгах начала 90-х о них писали по остаточному принципу. Были, результатов не добились и точка.
    По сути возможности проявить себя они не имели из-за подавляющего превосходства флота союзников на конечном этапе войны.
    Герхарду за рассказ спасибо, камрадам хорошего дня!!!
    1. +6
      22 ноября 2024 13:20
      По большому счёту в нашей историографии "милитаристская Япония" в принципе всегда была представлена по остаточному принципу в сравнении с Германией. А уж торпедные катера... Тут "Ямато" всем был интереснее, хотя толку с него было, по большому счёту не больше, чем с тех катеров...
  2. +6
    22 ноября 2024 06:35
    Любопытно, что получив в качестве трофеев немецкие шнельботы с торпедными аппаратами трубчатого типа и англичан с желобом, японцы в основном применяли на своих торпедных катерах бугли (клещи) по образцу итальянцев.
    1. +4
      22 ноября 2024 13:21
      Возможно потому что действовали на юге. Трубчатые аппараты лучше для северных условий - зимой бугели могут замёрзнуть. А на юге бушели легче, что для японцев с их маломощными двигателями было важно...
  3. +3
    22 ноября 2024 08:59
    Автор как упускает тот момент, что перед японской кораблестроительной промышленность стояла непосильная задача - победить две самые мощные и передовые в научном и техническом производственном плане промышленности США и Англии. Потому, в приоритете были те классы кораблей, которые адмиралы считали наиболее ценными. Сначала линкоры типа "Ямато", крейсера и эсминцы, потом авианосцы, подводные лодки, корабли ПЛО. Из малых кораблей, большая потребность была в кораблях и катерах ПЛО, тральщиках, катерах "дайхацу". Вот потому и были ТКА на последнем месте. Если бы имелись лишние конструкторские и промышленные мощности, то занимались бы и ими.
    1. +5
      22 ноября 2024 13:24
      Так и есть. Мощный линейный флот и шнелльботы одновременно даже немцы не потянули, сосредоточились на катерах с подлодками. А у японцев... Не строить линкоры с авианосцами они не могли, а на всё остальное уже тупо не хватало пороху. Если они сумели построить отличные истребители "зеро" и линкоры, то решить проблему нормальных двигателей явно могли бы. Но, на это уже никаких ресурсов не хватало, ни материальных, ни инженерных.
      1. +3
        22 ноября 2024 19:09
        Если они сумели построить отличные истребители "зеро"
        то гораздо эффективнее было ставить движки на самолёты с бомбой и самоотверженным юношей внутри. Такие даже если не топили корабль, то отправляли его в ремонт. Торпедные катера хороши когда снуют по близко расположенным европейским бухтам, а вот между тихоокеанских островов так не поплаваешь спокойно. Японцы не дураки были...
        1. +1
          23 ноября 2024 00:42
          Там аборигены на пирогах плавают, так что были бы нормальные катера - повоевали бы. Американцы неплохо воевали катерами на Тихом океане, Кеннеди соврать не даст)))
          1. +1
            23 ноября 2024 04:06
            Цитата: Летучий_Голландец
            Там аборигены на пирогах плавают, так что были бы нормальные катера - повоевали бы.

            Повоевали бы с вражескими пирогами торпедами?! Торпеды же не растут на деревьях, а немалых денег стоят...
            Цитата: Летучий_Голландец
            Американцы неплохо воевали катерами на Тихом океане

            Я статистики не нашел, но всё свидетельствует что она довольно скромная.
            Цитата: Летучий_Голландец
            Кеннеди соврать не даст

            И что же он сделал? Закоптил корпус японского эсминца? laughing
            Или породил драматичную историю спасения святого президента?

            Какие-нибудь торпедоносцы набили гораздо больше кораблей за войну, ну а американцы богатые, построили запредельное количество всего, даже шерманов было ненамного меньше Т-34. А ведь их, американцев, тогда было меньше, чем сейчас имеется россиян...
      2. 0
        25 ноября 2024 10:55
        Цитата: Летучий_Голландец
        Если они сумели построить отличные истребители "зеро" и линкоры, то решить проблему нормальных двигателей явно могли бы.

        Не-а. С движками у японцев были вечные проблемы. Что у флотских (история "Рэппу" тому примером), что у армейцев (лучший пример - история локализации DB 601).
        Плюс на технические и кадровые проблемы накладывалась местечковость - армейско-флотская и межфирменная.

        А насчёт "зеро"... это была отличная машина только в руках пилотов довоенного выпуска с опытом войны в Китае. Ну, знаете, эти самураи, прозревающие днём звёзды в небе, которых флот получал по сотне в год. И только до тех пор, пока противник в своей расовой спеси не считал японцев за противников, пребывая в уверенности, что американское - значит лучшее, и нечего нам тактику изучать - бейсболками закидаем этих очкастых недомерков, летающих на посредственных копиях устаревших европейских и американских машин.
    2. 0
      25 ноября 2024 10:45
      Цитата: ТермиНахТер
      Сначала линкоры типа "Ямато", крейсера и эсминцы, потом авианосцы, подводные лодки, корабли ПЛО. Из малых кораблей, большая потребность была в кораблях и катерах ПЛО, тральщиках, катерах "дайхацу".

      ПЛО - это только когда стало ясно, что Япония втянулась в затяжную войну. До войны на эскортные силы просто забили - они не вписывались в концепцию быстрой войны.
      Японцы прекрасно понимали, что в большой войне им не выиграть. Поэтому весь упор был сделан на строительство боевых кораблей первой линии, которые могучим ударом должны были нанести противнику ряд сокрушительных поражений и принудить его к миру. Ну, Вы в курсе - трусливые и изнеженные любители комфорта после такого должны были быстро пасть духом и поднять лапки.
      В эту концепцию эскортные силы не вписывались никак: за планируемое время войны ПЛ противника просто не смогли бы нанести значительный ущерб, кроме того постройка эскортных сил отвлекала бы ресурсы и производственные мощности от главного - боевых кораблей. Так что максимум возможного - несколько кайбоканов, которые на самом деле тоже служили делу победы на море, поскольку строились для охраны браконьерства в советских водах и позволяли высвободить ранее занятые охраной рыбаков флотские ММ.
      1. 0
        25 ноября 2024 12:48
        Я не могу сказать, что самураи совсем уж "забили" на ПЛО. И эсминцы имели возможности ПЛО, пусть и весьма слабы и специализированные корабли были, но очень мало. Они надеялись на оборонительный периметр, хотя дырок в нем было достаточно и это стало понятно, довольно быстро. Им еще повезло, что у матрасников поначалу были проблемы с торпедами. Главкомат эскорта создан в 43 - ем, когда ситуация стала уже необратимой.
        1. 0
          25 ноября 2024 16:08
          Цитата: ТермиНахТер
          Я не могу сказать, что самураи совсем уж "забили" на ПЛО. И эсминцы имели возможности ПЛО, пусть и весьма слабы и специализированные корабли были, но очень мало.

          Так им ПЛО нужно было, чтобы прикрывать "большие горшки". И да, 18 ГБ на ЭМ - это чисто чтобы отогнать ПЛ, случайно встретившуюся на пути КУГ или АУГ.
          А специализированных кораблей ПЛО до войны не было. Довоенные "Кайбоканы" в количестве аж четырёх штук - это в первую очередь суда охраны рыболовства. На эскортник кораблик аж с 12 ГБ явно не тянет - сравните с тем же "Хантом".
          Цитата: ТермиНахТер
          Главкомат эскорта создан в 43 - ем, когда ситуация стала уже необратимой.

          Так до 1943 г. ПЛ USN на коммуникациях действовали эпизодически. И главным противником американских подводников были даже не торпеды, а условия базирования в целом. У Локвуда было - сколько времени тратилось ПЛ на переход от базы в район патрулирования и обратно, и какие условия были на самих базах. ЕМНИП, тот же Мидуэй для нормального базирования ПЛ приспособили только в 1943 г.
          1. 0
            25 ноября 2024 16:16
            Ну, так эсминцы всех стран, имели по 18 - 20 ГБ. Это уже потом опыт показал, что такого количества недостаточно. И пошло увеличение кол-ва ГБ. "Ханты" уже строились, как эскортники, потому у них запас ГБ увеличен за счет другого вооружения.
            Ну, так Тихий океан он большой))) от этого страдали не только мерыканские подводники, а и все, кто там действовал.
            1. 0
              26 ноября 2024 11:59
              Цитата: ТермиНахТер
              Ну, так эсминцы всех стран, имели по 18 - 20 ГБ.

              Так я и говорю - типичные флотские корабли. Ударные, а не эскортные (в смысле специализации на ПЛО).
              Цитата: ТермиНахТер
              "Ханты" уже строились, как эскортники, потому у них запас ГБ увеличен за счет другого вооружения.

              Я сравнивал "Ханты" не с флотскими ЭМ, а с первыми "Кайбоканами". Чтобы показать, что довоенные "Симусю" на эскортные корабли (в части той же ПЛО) не тянут - скорее, это ПСКР.
              1. 0
                26 ноября 2024 12:32
                У японцев, всё строилось из расчета, что потом это можно использовать на войне. И "Симусю", и гидрографические корабли потом использовались, как ПЛО. Согласитесь, что угрозу ПЛ недооценивали все. Ситуацию бросились исправлять, когда уже петух клюнул. У кого-то это получалось лучше, у кого промышленный и научный потенциал мощнее. У кого -то хуже.
  4. +5
    22 ноября 2024 09:09
    Доброе утро . Спасибо за интересное продолжение о торпедных катерах . Любопытно было прочесть о катерах с торпедами вместо двигателя . Но наверное в некоторых случаях тихий ход оправдывал себя . Хотя ему бы хоть слабый но ДВС думаю не помешал бы . Но , что построили самураи , то и было .
    1. +3
      22 ноября 2024 10:47
      Цитата: Кузнец 55
      Доброе утро . Спасибо за интересное продолжение о торпедных катерах . Любопытно было прочесть о катерах с торпедами вместо двигателя . Но наверное в некоторых случаях тихий ход оправдывал себя . Хотя ему бы хоть слабый но ДВС думаю не помешал бы . Но , что построили самураи , то и было .

      Итальянский подход к «делу» в годы первой мировой был у всех на виду. Кроме того слабый ДВС повышал автономность катеров, что актуально для Тихоокеанского региона с его расстояниями.
    2. +3
      22 ноября 2024 13:27
      Тихий ходи для двигателей подкрашивания был удачным решением, но на нормальных катерах они были вспомогательными, в атаку всё равно летели на главных двигателях: весь смысл торпедного катера в том, что по быстроходной, маленькой цели сложно попасть. А когда цель тихоходная - расстрелять её - дело техники.
      1. +3
        22 ноября 2024 13:58
        Я в своем комментарии оперировал победами итальянских моряков в ходе ночные атак. Пускай торпедные катера второй мировой себя не проявили себя так громко как в - первую, силыспечиальных операций добились определенных успехов на Средиземном море.
        1. +1
          23 ноября 2024 00:43
          Х флотилия MAS - лучшие)))
          1. 0
            23 ноября 2024 15:53
            Итальянцы в принципе в обоих мировых отметились как успешные специалисты в проведении диверсионных операций на море. С миной (бочкой) вплавь, «торпедах» или на торпедных катерах с «гуслями» за кораблями первых рангов…
            Впрочем в других областях не все гладко, сбить самолет главнокомандующего или сдаться всей бригадой одному взводу - это тоже к ним.
            1. 0
              25 ноября 2024 11:01
              Цитата: Коте пане Коханка
              Впрочем в других областях не все гладко, сбить самолет главнокомандующего или сдаться всей бригадой одному взводу - это тоже к ним.

              Да ладно, с кем не бывает. Кое-кто умудрился "дружественным огнём" угробить аж целого командующего Сухопутными войсками Армии - свои же авиаторы "удачно" отбомбились.