Танковый форсаж на природном газе

120
Танковый форсаж на природном газе
Танковый дизель В-92С2Ф2


Инъекция бодрости


На СВО работает много танков. Они не просто различаются по тактико-техническим характеристикам, но и относятся к разным поколениям. Среди них особое место занимают танки серии Т-80, отличающиеся высокой энерговооруженностью и массой иных преимуществ. Не случайно решено было заново наладить в Калуге выпуск газотурбинных моторов для этих машин – в обозримом будущем мы можем увидеть 1500-сильные ГТД у Т-80.



С самым мощным серийным танковым двигателем внутреннего сгорания В-92С2Ф2 всё немного сложнее. С одной стороны, его мощности достаточно для Т-90М и Т-72Б3 – всё-таки 1130 л.с. С другой стороны, лошадиных сил никогда не бывает много. Особенно на поле боя и при постоянном давлении FPV-дронов.

Указанный дизельный двигатель является глубокой модернизацией легендарного В-2, с которым советские танкисты победили в Великой Отечественной войне. Если совсем упрощать, то дальнейшее наращивание мощности отечественного мотора будет или слишком сложным, или слишком дорогим, или критически скажется на ресурсе дизеля. Вероятнее всего, против сыграют все указанные причины. Можно с уверенностью говорить о том, что серия В-92 приблизилась к потолку максимальной мощности. Дальше только разрабатывать мотор с чистого листа.

Работа в этом направлении в России ведется. Достаточно вспомнить о дизеле А-85-3А с радиальной компоновкой блока цилиндров. Изделие развивает 1500 л.с. и предназначается танку «Армата». Пока говорить о перспективах этой пары очень преждевременно. А быстрый танк нужен прямо сейчас. Перенесемся в 1978 год на страницы секретного тогда издания «Вестник бронетанковой техники». В одном из номеров можно найти статью «О выборе схемы моторной установки перспективных танков» — в ней нас интересуют расчеты требуемой удельной мощности. Авторы — кандидат и доктор технических наук — публикуют статью в порядке обсуждения, что довольно редко для «Вестника». Исследователи приводят данные, по которым для танка существуют два режима работы — «с максимально возможным по условиям движения использованием мощности двигателя и при неполной его загрузке». В статье указано по этой проблеме:

«За рубежом считается, что для движения без воздействия со стороны противника необходима удельная мощность около 15 л.с./т, которая обеспечит как максимальную скорость по дорогам, так и маршевую скорость в колонне на местности. В этом режиме должна быть обеспечена максимальная надежность работы и высокая экономичность двигателя».

Если придерживаться этого тезиса, то 1130 л.с. для отечественных дизельных танков вполне достаточно. Не забываем про второй режим работы, его можно назвать режимом боевой работы. Для повышения живучести танка под огнем машина должна обладать удельной мощностью не менее 30 л.с./т. Только тогда можно говорить о маневренности и приемистости боевой машины как об элементе защиты. На форсаже можно пожертвовать ресурсом двигателя и его экономичностью. Разумеется, временно.


Напрашивается интересный вывод: танк не обязательно должен быть «круглосуточно» мощным, ему достаточно обеспечить некий форсажный режим, позволяющий уносить гусеницы, когда это срочно необходимо. Надо отметить, что ни один современный российский танк не дотягивается до удельной мощности в 30 л.с./т. Ближе всех скоростной Т-80БВМ (27,1 л.с./т.), далее идет Т-72Б3 (24,6 л.с./т.), а 48-тонный Т-90М является наименее энерговооруженным – 23,5 л.с./т. С 1978 года многое поменялось, но условно можно сказать, что ни у одного отечественного танка подвижность не является в полной мере элементом защиты. Танкам явно требуется инъекция бодрости – на СВО она жизненно важна.

Метан в цилиндры


Наращивать мощность двигателя можно разными путями. Например, заставить его коленчатый вал крутиться быстрее. На потомках В-2 это малоприменимо – здесь и без этого обороты накручены до предела. Дальнейшее, даже кратковременное наращивание вызовет перегрев и интенсивный износ. Инженеры утверждают, что на такой шаг можно пойти только после использования новых материалов стенки цилиндра и всей поршневой группы.

Вторым способом наращивания мощности считается появление второго форсажного мотора либо гибридного привода с тяговым электромотором и батареями. Идея хорошая, только вот где найти место в танке под такой шедевр? Изобретательные шведы попытались создать подобное на своем знаменитом STRV 103B, у которого дизель отвечал за маршевый режим, а газотурбинный мотор подключался, когда ситуация того требовала. Получилось красиво, только где сейчас STRV?

В списке приемов экстренного наращивания мощности танкового дизеля присутствует отключение вспомогательного оборудования (прежде всего, вентилятора системы охлаждения или воздухоочистителя) и применение дополнительной камеры сгорания. В первом случае есть вероятность фатально перегреть мотор либо испортить зеркала цилиндров пылью, а второй вариант чрезмерно сложен в реализации. Поистине варварским можно назвать впрыск в цилиндры смеси топлива, воздуха и воды. Это действительно увеличивает давление в камере сгорания, следовательно, и мощность на коленчатом вале, но разрушает мотор ударными нагрузками. Еще и коррозия ускоряется, и масло водой напитывается. В общем, опасная затея.


Чтобы не разрабатывать танковый двигатель заново, можно воспользоваться патентным поиском, который указывает на природный газ метан. Авторами патента «Способ и устройство кратковременного форсирования силовой установки танка», помимо прочих, являются сотрудники Омского автобронетанкового инженерного института Алексей Проговоров и Денис Шабалин. Формула изобретения звучит громоздко:

Устройство кратковременного форсирования силовой установки танка, содержащее: дизельный двигатель, систему пуска двигателя сжатым воздухом, электронный блок управления, электромеханический корректор угла начала впрыска топлива, кнопочный выключатель, отличающееся тем, что в цилиндры двигателя через элементы системы пуска двигателя сжатым воздухом осуществляется поступление природного газа, который подается из баллона высокого давления с ручным запорным вентилем в воздухораспределитель по магистрали, включающей датчик давления, электроуправляемый клапан, фильтры грубой и тонкой очистки газа, редуктор и обратный клапан, исключающий попадание сжатого воздуха в магистраль природного газа, при этом магистраль системы пуска двигателя сжатым воздухом содержит обратный клапан, исключающий попадание потока природного газа в магистраль сжатого воздуха.

Если упростить, то суть идеи заключается в следующем. В момент, когда танковому экипажу необходимо развить максимальную мощность, механик-водитель направляет в цилиндры не топливно-воздушную смесь, а топливо-газо-воздушную смесь, в которой до 5 процентов метана. Расчетно-теоретические исследования (о практических испытаниях пока ничего не известно) показали, что даже один процент метана по объему в топливе обеспечивает 23 процента прироста мощности. А пять процентов природного газа – это полуторакратная прибавка! Похоже, что таким образом отечественным танкам с дизельными моторами не только возможно достичь искомой удельной мощности в 30 л.с./т., но значительно превысить её.


Предложено устройство кратковременного форсирования силовой установки танка, содержащее дизельный двигатель 1, систему пуска двигателя сжатым воздухом, электронный блок управления 14, электромеханический корректор угла начала впрыска топлива 13, кнопочный выключатель 15. В цилиндры двигателя 1 через элементы системы пуска двигателя сжатым воздухом осуществляется поступление природного газа, который подается из баллона 5 высокого давления с ручным запорным вентилем в воздухораспределитель 2 по магистрали 6, включающей датчик давления 7, электроуправляемый клапан 8, фильтры грубой 9 и тонкой 11 очистки газа, редуктор 10 и обратный клапан 12, исключающий попадание сжатого воздуха в магистраль 6 природного газа, при этом магистраль системы пуска двигателя сжатым воздухом содержит обратный клапан 16, исключающий попадание потока природного газа в магистраль сжатого воздуха. Источник — Способ и устройство кратковременного форсирования силовой установки танка. Патент RU2780913C1.

Простая на первый взгляд идея с метановым допингом для танка требует критического осмысления. Во-первых, все расчеты авторов сугубо теоретические. На практике параметры роста мощности могут быть иными, вероятнее всего, в меньшую сторону.

Во-вторых, идея требует разместить на танке, помимо топливного бака, еще и баллон со сжатым или компримированным метаном. Давление в метановом резервуаре может достигать 250 бар. В боевых условиях такое изделие может стать еще одной уязвимостью танка.

В-третьих, появление метанового форсажа на бронетехнике потребует соответствующей инфраструктуры. Кто-то же должен заправлять баллоны сжатым газом, а кто-то подвозить к пунктам технического обслуживания бронетехники. Вопросов к идее метанового допинга для танкового дизеля много, но это не отменяет саму суть творческого поиска решения технической проблемы. Кто знает, может быть, метан станет той самой инъекцией бодрости для российских танков?
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    24 ноября 2024 04:45
    кмк проблема притянута за уши, ну станет танк "до сотни" разгоняться быстрее на 5 сек и что ? он от дрона уйдёт ? да крутые джипы не в состоянии это сделать,дроны всё равно быстрее в разы.
    1. +9
      24 ноября 2024 05:12
      кмк вы тут не множко не правы, мощность двигателя дает танку возможность "отпрыгнуть" от текущего местоположения.... соответственно уберечь себя, вот ради этих "прыжков-уворотов" и важна мощность.... З.Ы. Я минусы не ставлю...
      1. +2
        24 ноября 2024 18:40
        Цитата: lshka
        мощность двигателя дает танку возможность "отпрыгнуть" от текущего местоположения....
        Танк - это не самолёт, где важные события протекают за минуты, а то и за секунды и выданная на несколько минут повышенная мощность танковому мотору, погоды абсолютно не сделает. Хорошая энерговооружённость танку нужна всегда, а вот на несколько минут - сомнительно.
        1. 0
          25 ноября 2024 13:09
          Цитата: Bad_gr
          Хорошая энерговооружённость танку нужна всегда, а вот на несколько минут - сомнительно.

          То есть выход для решения вопроса один - доводить до ума и надёжности двигатель "Арматы" и ставить его на Т-90М и новую модификацию Т-80 .
      2. 0
        27 декабря 2024 12:25
        О каких прыжках идет речь с управлением рычагами, скоростью заднего хода 5км/ч и невозможностью разворота на месте?
  2. 0
    24 ноября 2024 05:01
    Вопрос то больше в тактике на поле боя. Или посылать танки в бой без предварительной зачистки различными огневыми средствами позиции противника или уничтожение всего на необходимую глубину наступления или обороны. Никто не мешает после выстрелов по противнику развернуться и на большой скорости скрыться в безопасном месте. Это на мой дилетантский взгляд.
    Зачистка не одиночными РСЗО а батареями и дивизионами. Как примерно "Катюшами" во ВМВ.
    Дальность наших РСЗО до 100-120 км. А есть же ещё и авиация, и новичок "Орешник" будет кстати soldier
  3. +4
    24 ноября 2024 05:31
    Немцы в авиации применяли впрыск закиси азота, более известный как ha-ha gerat.
    1. +1
      24 ноября 2024 07:49
      Цитата: Болторез
      Немцы в авиации применяли впрыск закиси азота, более известный как ha-ha gerat

      Любое вмешательство в заводские настройки и характеристики двигателя, а так же внесение изменений в его конструкцию, не предусмотренную разработчиком, ведет к его быстрому износу.

      Прибавьте сюда влияние, оказываемое на детали двигателя, которое неизменно возникнет, благодаря чрезмерным и не предусмотренным нагрузкам, что приведет к значительному сокращению ресурса двигателя. Так что в этой системе впрыска недостатков больше, чем выгоды...
      1. +1
        24 ноября 2024 21:32
        Цитата: Luminman
        Любое вмешательство в заводские настройки и характеристики двигателя, а так же внесение изменений в его конструкцию, не предусмотренную разработчиком, ведет к его быстрому износу.

        Здрассте... А разве применение Хи-Хи не было продумано конструкторами моторов ?
    2. +4
      24 ноября 2024 11:30
      Немцы также применяли впрыск метанола, но не в дизель. А как это скажется на дизеле неизвестно. Вообще, спирты дают интересный эффект при добавке к топливу. Когда я работал в лаборатории, то изобутанол у нас исчезал моментально после получения. Приходилось прятать в сейф. Мужики заливали его в Жигуль (1л на бак) и спокойно (без детонации) ездили на 76-ом. Опять же неизвестно, какой эффект будет с дизелем. Изобутанол повышает октановое число, а для дизеля, вроде, должно быть всё наоборот....
      1. +1
        24 ноября 2024 11:34
        для дизеля, вроде, должно быть всё наоборот
        Именно так- важно цетановое число. А закись азота- практически консервированный кислород, топливо сгорает полнее. Но температура в камере сгорания резко растет.
    3. +2
      24 ноября 2024 16:09
      Также опрыскивали смесь метанола и воды в количестве 50 на 50,причем метанол это раствор,а не газообразный метан.
    4. 0
      24 ноября 2024 21:33
      Цитата: Болторез
      Немцы в авиации применяли впрыск закиси азота, более известный как ha-ha gerat.

      На американских Корсарах применяли впрыск воды в цилиндры, при этом добавлялось 250 лошадей.
    5. 0
      25 ноября 2024 14:07
      Закись азота по любому лучше, можно еще и поржать при случае, вдохнув
      1. +2
        25 ноября 2024 14:09
        поржать при случае
        Именно так ha-ha gerat получил свое название- авиатехники за неимением шнапса употребляли газ не по назначению.
  4. +8
    24 ноября 2024 05:35
    Увеличение мощности двигателя потребует модернизации ходовой части и трансмиссии, поскольку возрастут динамические нагрузки.
    Потребуется новая СУО, способная работать на значительно больших скоростях танков....

    Выходит нужен новый "гоночный" танк
  5. +5
    24 ноября 2024 06:34
    Для того чтобы больше запихнуть топлива в камеру сгорания, такой вариант возможен, но тогда нужно больше запихнуть кислорода для сгорания этого объёма топлива. А это значит нужен больший компрессор, промежуточный охладитель воздуха.
    И ещё
    Расчетно-теоретические исследования (о практических испытаниях пока ничего не известно) показали, что даже один процент метана по объему в топливе обеспечивает 23 процента прироста мощности.
    как говорил классик - не верю. Двигателисты всего мира бьются за пару - тройку процентов прироста мощности, а оказывается все просто, чуть-чуть метана и почти четверть прироста мощности, как говорится было гладко на бумаге, да забыли про овраги. Посмотрим.
    ПыСы чесно слово ну пора уже оставить В-2 в покое, давно уже нужен новый двигатель, такой-же универсал, что бы и на гражданке ему было место, по экономическим соображениям.
  6. 0
    24 ноября 2024 06:40
    Перечитал статью
    масло водой напитывается
    belay
  7. +2
    24 ноября 2024 07:10
    Так как в заброневом пространстве метан хранить негде предлагаю к каждому танку провести газопровод.
    1. +1
      24 ноября 2024 08:02
      Ага. А еще можно прицепить прицеп как у некоторых вариантов огнеметных танков когда то. (сарказм) Кстати, попадалось видео с Камазом где криогенный доп бак для метана установлен на полуприцепе снизу. Типа заводской вариант для дальнобойщиков. До этого некоторые устанавливали там доп бак под дизельное топливо - для тех мест где АЗС было мало это было нормальное явление. Еще добавлю - метан для дизелей КАМАЗ ставили на гоночную технику для Дакара. Так что вариант не слишком плохой. И процент добавки метана в дизельный мотор там поболее 5%. Даже у одного питерского блогера (и актера) знакомый газовщик устанавливает метан на дизельные авто.
    2. 0
      24 ноября 2024 09:21
      Зачем газопровод sad ? Накормить экипаж тушеной фасолью и в бой. Примеси сероводорода увеличат износ двигателя, но ненамного laughing .
  8. +6
    24 ноября 2024 08:07
    Если требуется двигатель, который легко поддается форсировке за счет впрыска воды, то это - ГТД. И ничего с ним при этом не происходит, а кратковременное повышение мощности реально возможно ВДВОЕ (ну если позволят прочностные ограничения) . Учитывая, что длительные марши на одной заправке более не актуальны, вывод напрашивается простой: для решения данной задачи надо совершенствовать танковый ГТД и трансмиссию.
    1. +6
      24 ноября 2024 09:20
      ...и трансмиссию

      На танке уже есть запас энергии для экстренного ускорения - наверное не менее 600 Ачасов в заряженных АКБ.Если пересчитать в минуту - 36000 Аминут. Допустим и умножим на 48 вольт, получаем 1728 кВт на минуту! Если поделить на двенадцать опорных катков , выполненных со встроенным электромотором по принципу моноколеса, получим не менее 100 кВт на каждом колёсике. Вот вам двукратное увеличение мощи танка, но на минутку! fool
      1. +3
        24 ноября 2024 09:24
        Еще немного и Вы продвините идею гибрида. Но вот, что мне реально понравилось в вашем предложении - распределение мощности по опорным каткам. С точки зрения механики и живучести - затея стоящая.
        1. +3
          24 ноября 2024 09:29
          Про гибрид написал в статье "Закажем Терминатора в Белоруссии" недавно. Но там не столь феерично как на АКБ. С бодрым утром и спасибо за добрые слова! drinks
        2. +1
          24 ноября 2024 11:14
          Цитата: Виктор Ленинградец
          С точки зрения механики и живучести - затея стоящая
          Но сложная
      2. +2
        24 ноября 2024 11:00
        Цитата: Шарнхорст
        Если поделить на двенадцать опорных катков , выполненных со встроенным электромотором по принципу моноколеса

        Наверное мотор-колеса имелось в виду.
        Это дорого. Ведь надо примерно тот же вес, габариты и прочность.
        И к каждому катку что на торсионе подвести провода.
        Надежность под сомнением.

        НО!
        Если суметь сделать надежно - да, хорошая может быть штука.
      3. +1
        24 ноября 2024 14:25
        наверное не менее 600 Ачасов в заряженных АКБ

        340 А•ч при разряде в течение 20 часов.
        Чем больше ток, тем меньше отдаваемая ёмкость.
      4. +1
        24 ноября 2024 20:28
        В плане инженерной реализации слишком сложно, если не сказать практически нереализуемо. И экономически слишком дорого. "Золотая" ходовая часть, можно сказать. Если можно представить "скока это будет в долларах", то флаг в руки.
        1. 0
          27 декабря 2024 13:44
          Армата - уже слишком дорого, а в ней ничего такого типа электродвигателей в каждом катке.
      5. +2
        24 ноября 2024 21:28
        Цитата: Шарнхорст
        ...и трансмиссию

        На танке уже есть запас энергии для экстренного ускорения - наверное не менее 600 Ачасов в заряженных АКБ.Если пересчитать в минуту - 36000 Аминут. Допустим и умножим на 48 вольт, получаем 1728 кВт на минуту! Если поделить на двенадцать опорных катков , выполненных со встроенным электромотором по принципу моноколеса, получим не менее 100 кВт на каждом колёсике. Вот вам двукратное увеличение мощи танка, но на минутку! fool

        Немного странная математика...
        Практика показывает, что 4 штатных аккума крутят 11 киловаттный стартер в течении 20 секунд. Можно 3 раза по 15-20 секунд, и все - аккумы дохнут.
        С них Вы не то, что 1728 КВт, даже устойчивых 17и в течение минуты не получите.
        А насчет теории:
        Допустим, что на технике стоят 4 аккума по 150 АЧ (12 вольтовых), имеем 600 АЧ при 12 Вольтах, 300 при 24, и 150АЧ при 48 вольтах.
        Запасенная энергия составит 7 200 ВтЧасов (7 КвтЧас).
        И это при идеальных условиях разряда.
        1. 0
          25 ноября 2024 11:53
          Владимир, Спасибо что поправил! Я что-то спросони Закон сохранения энергии проигнорировал, попутал параллельное с последовательным и чуть АКБ на КЗ не загубил... good
      6. +1
        24 ноября 2024 21:32
        А штатная АКБ способна отдать всю накопленную энергию за минутку и при этом не выйти из строя?
        1. +1
          24 ноября 2024 23:19
          отдать всю накопленную энергию за минутку

          ВСЮ не отдаст, может быть четверть. Но минутный режим разряда ещё далёк от аварийного. Вот при КЗ взрываются эдорово. Из самой слабой банки пакет пластин вылетает очень интенсивно.
    2. +4
      24 ноября 2024 09:26
      Если требуется двигатель, который легко поддается форсировке за счет впрыска воды, то это - ГТД.
      Качественный вариант решения проблемы. Просто надо сосредоточить усилия на совершенствовании СУ с ГТД и прежде всего самого ГТД. Танковые, именно танковые ГТД, у нас даже специально не разрабатывались (вертолётные модифицировались), а уже чьими -то стараниями были объявлены тупиковым направлением. Пример совершенствования дизелей говорит чего можно достичь если серьёзно и планомерно заниматься совершенствованием изделий.
      1. +3
        24 ноября 2024 19:11
        Танковые, именно танковые ГТД, у нас даже специально не разрабатывались (вертолётные модифицировались),

        ГТД-1000Т ... ГТД-1250 - специальные танковые двигатели. Нет у нас вертолётных двигателей с 2-ступенчатым центробежным компрессором. А их главный конструктор Изотов - танкостроитель по образованию.
        1. 0
          24 ноября 2024 20:04
          Я не специалист, но про вертолётные корни не раз упоминали в различных источниках. Если это не так, ну... не знаю. Другое дело, Главный конструктор - должность не разработчика а руководителя (менеджера) проекта. И извините, но двигатели должны разрабатывать двигателисты по образованию, а не танкостроители.
          1. +3
            24 ноября 2024 23:31
            но про вертолётные корни не раз упоминали в различных источниках.

            КБ Климова специализировалось на вертолётных двигателях, так что "корни" - может быть, но говорить о простой доработке не приходится.
            Главный конструктор должен понимать специфику применения, чтоб согласовать ТЗ с заказчиком и выбрать оптимальное из предложений своих специалистов.
            Центробежный компрессор гораздо менее чувствителен к пыли и менее склонен к помпажу из-за пылевого износа и отложений, чем осевой.
      2. +1
        24 ноября 2024 21:58
        Цитата: ИВЗ
        Танковые, именно танковые ГТД, у нас даже специально не разрабатывались (вертолётные модифицировались), а уже чьими -то стараниями были объявлены тупиковым направлением.

        Ошибаетесь. В СССР разработали под танк (Т-80) специализированный ГТД. А вот в США - это да, взяли вертолетный двигатель и адаптировали на свой Абрамс... со всеми вытекающими недостатками естественно.
  9. +2
    24 ноября 2024 09:43
    Есть более простое решение. Судя по картинке, мотор турбированный. В автомобильных турбо имеется специальный клапан, поддерживающий постоянное давление нагнетания, и стравливающий излишки воздуха. Наверно и в танковом есть нечто похожее. Эффекта форсажа можно достигнуть, заклинив этот клапан в закрытой позиции, и соответственно повышением давления нагнетания. Конечно если всё время так гонять, то и клапана прогорают, и поршни. Но за те несколько секунд, что нужны чтоб отскочить, ничего страшного не произойдёт. Включать обычным концевиком на педали газа. Если мехвод вдавил до пола, значит мощность нужна здесь и сейчас.
    1. 0
      25 ноября 2024 14:14
      это называется клапан отсечки избыточного давления , его конечно можно перенастраивать . в дизелях ВАГ на 1.9-2 литра при заводской настройке 130 лошадок , спортсмены на них меняют давление отсечки , ставят другое топливное оборудование и поднимают мощность до 400-450 лошадок , про ресурс говорят что становится сильно меньше . раз в 10 .
  10. +3
    24 ноября 2024 10:00
    Для начала задний ход починить надо.
    Хотя бы 15 км/ч, а лучше полный с теми же скоростями что и передний.
    Быро свалить назад чаще важнее.

    Но даже это куча работы, лишний габарит, вес и стоимость.
    1. +1
      24 ноября 2024 19:40
      Для начала задний ход починить надо.

      Надо приделывать к серийному двигателю УРСТ (ускорительно-реверсивную силовую турбину) по предложению Н. Ф. Галицкого из ЛКИ. Турбокомпрессоры и камера сгорания при этом остаются без изменений.
      За счёт дополнительной камеры перед силовой турбиной имеем мгновенный выход на форсаж +80% без дополнительной раскрутки турбокомпрессоров. А ярус заднего хода на силовой турбине даёт 'скорость ЗХ одинаковую с передним ходом за 0,4 секунды без переключения передачи и высокую тормозную мощность, так что можно убирать из трансмиссии ретардер, перегревающий трансмиссионное масло.
    2. 0
      24 ноября 2024 21:37
      Цитата: Hitriy Zhuk
      Для начала задний ход починить надо.
      Хотя бы 15 км/ч, а лучше полный с теми же скоростями что и передний.
      Быро свалить назад чаще важнее.

      Но даже это куча работы, лишний габарит, вес и стоимость.

      Но вроде бы для этого придумали реверсивную КП и воткнули на Т-14.
      1. +2
        24 ноября 2024 23:51
        Но вроде бы для этого придумали реверсивную КП и воткнули на Т-14.

        Вот реверс и стал самой головной болью в этой коробке.
        1. 0
          25 ноября 2024 18:35
          Цитата: ln_ln
          Но вроде бы для этого придумали реверсивную КП и воткнули на Т-14.

          Вот реверс и стал самой головной болью в этой коробке.

          Не знал, спасибо.
  11. 0
    24 ноября 2024 11:07
    Война доказала невозможность большой концентрации войск и танковых сражений по аналогии с ВОВ.
    На первый план выходят калибр, скорострельность, дальность, средства маскировки, а связь объединяла все машины в единый стальной кулак и интегрировала с другими видами и родами войск включая авиацию – всё то, что было положено конструкторами в основу панцерваффе фашисткой неметчины.
    Как писал самый знаменитый советский специалист по танкам (фамилию не помню) анализировавший достоинства и недостатки, и сравнительный анализ всех участвовавших в войне танков, Тигра почти два года не имела равных по защищённости и удобству работы экипажа, дальности и скорострельности , что было особо ценным на больших открытых пространства СССР и позволяло на один выстрел Т-34-76 отвечать тремя, а как говорили советские ветераны войны, маскировочный окрас сильно осложнял их обнаружение и прицеливание в бою. Видимо потому, несмотря на небольшую численность (всего было выпущено около 1,5 тыс. супротив 20 тыс. Т-34 всех модификаций), они нагоняли такой страх на противников. Бы неплохо всем иметь и индивидуальные средства борьбы с тактическими беспилотными аппаратами и не охотничьи ружья в дополнение к личному оружию, а совмещённые с личным оружием, по типу подствольного гранатомёта.
    1. +3
      24 ноября 2024 12:52
      Цитата: Jacques Sekavar
      всего было выпущено около 1,5 тыс. супротив 20 тыс. Т-34 всех модификаций

      Если вы имеете в виду новые танки Вермахта, тяжелее Т-34, то нужно прибавить и 500 шт. Тигр 2, и 6 тыс. Пантер.
      1. +2
        24 ноября 2024 22:19
        Цитата: Stas157
        Если вы имеете в виду новые танки Вермахта, тяжелее Т-34, то нужно прибавить и 500 шт. Тигр 2, и 6 тыс. Пантер.

        А также не забудьте про 3261 шт. танков КВ-1 с броней от 75мм до 105мм, танки КВ-2 (204 шт.), КВ-1с в количестве 1121 шт. и танки ИС1 (107 шт.) ИС2 - (3395 шт.). Итого, за период ВМВ, в СССР выпустили 8088 танков в весе от 42 до 52 тонн, что превышает то количество тяжелых и "средних" танков Панцерваффе, которое дала промышленность 3 рейха. Вот так! А мы все Пантеру с танком Т-34 сравниваем.
    2. +1
      24 ноября 2024 13:36
      Цитата: Jacques Sekavar
      Война доказала невозможность большой концентрации войск и танковых сражений по аналогии с ВОВ.
      Война доказала, что у генералитета не хватает для обеспечения большой концентрации войск. Чего именно не хватает (мозгов или технических средств) будет понятно позднее.
  12. +1
    24 ноября 2024 11:22
    Цитата: ИВЗ
    Если требуется двигатель, который легко поддается форсировке за счет впрыска воды, то это - ГТД.
    Качественный вариант решения проблемы. Просто надо сосредоточить усилия на совершенствовании СУ с ГТД и прежде всего самого ГТД. Танковые, именно танковые ГТД, у нас даже специально не разрабатывались (вертолётные модифицировались), а уже чьими -то стараниями были объявлены тупиковым направлением. Пример совершенствования дизелей говорит чего можно достичь если серьёзно и планомерно заниматься совершенствованием изделий.


    Почитайте Павловых, третий том. И работали, и разрабатывали, и испытывали - со всевозможными рекуператорами, многоосными схемами...
    Русские готовы какими угодно извращенствами заниматься, лишь бы нормальный дизель не делать.
    1. +1
      24 ноября 2024 14:35
      Русские готовы какими угодно извращенствами заниматься, лишь бы нормальный дизель не делать.

      Да был уже сделан нормальный дизель в 1978 г. Харьковский 470 (12ЧН15/16). Внутренние враги закрыли тему.
      1. 0
        27 декабря 2024 13:52
        А из него можно выдавить 1,500 лс?
        1. 0
          27 декабря 2024 19:30
          А из него можно выдавить 1,500 лс?

          Это из юбилейной книжки ХЗТМ 2001 г.
          1200 - это по приказу 1974 г.
          1. 0
            27 декабря 2024 20:45
            Все таки это думаю больше прототип, нужны реальные испытания. Думаю в России есть полный комплект документов на движок и вполне могут сделать что то на более современной базе, учитывая производственные возможности.
            1. 0
              27 декабря 2024 20:48
              Думаю в России есть полный комплект документов на движок

              Слышал, что идейным вдохновителем работы по этому двигателю был московский НИИДвигателей.
            2. 0
              27 декабря 2024 21:00
              Все таки это думаю больше прототип, нужны реальные испытания.

              В книжке написано, что из 3-х построенных один был отправлен во ВНИИТрансМаш для установки на ходовой макет. Это уровень повыше прототипа.
              1. 0
                27 декабря 2024 21:11
                Армат больше сотни, но все равно это пока больше прототип. Т64 первых серий было больше тысячи и почти все распилили. А это как минимум 1,000 танков на ходовых испытаниях. А тут всего лишь один танк и тот тоже наверно что то вроде прототипа, тк ходовой макет это и есть по сути своей прототип, в моем понимании.
                1. 0
                  27 декабря 2024 21:15
                  Армат больше сотни...

                  Двигатели и Арматы, и Т-64 - крайне неудачные, авантюрные.
                  Нормальная конструктивная схема резко упрощает доводку.
        2. 0
          27 декабря 2024 19:42
          Фото из той же книжки "Двигателестроение на Харьковском заводе транспортного машиностроения" (название по памяти).
    2. +1
      24 ноября 2024 14:47
      Почитайте Павловых, третий том.
      Простите, а что мнение Павлова или кого-то ещё, пусть даже очень компетентного и авторитетного, это истина в последней инстанции? Любой авторитет отстаивает свою точку зрения, но фокус в том, что авторитетов много, а точка зрения у каждого своя, что и отражается в нюансах подачи одного и того же материала и, соответственно, восприятием этого материала читателями. Знаем. Плавали. .
      Русские готовы какими угодно извращенствами
      Ну, извращениями, в своё время, была объявлена кибернетика. Продолжаем в том же духе?
      1. +2
        24 ноября 2024 17:26
        Ну, извращениями, в своё время, была объявлена кибернетика.
        Была объявлена философская трактовка Винера "думающих машин", которые в будущем станут делать всю работу за человека и исчезнет социальное неравенство, все станут богатыми и счастливыми. Как показала практика, это и есть извращение.
      2. 0
        25 ноября 2024 15:56
        Цитата: ИВЗ
        Ну, извращениями, в своё время, была объявлена кибернетика.

        Как философское направление и наука об управлении обществом.
        Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку — кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группкой американских «учёных», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др.

        Техническая кибернетика под репрессии не попала. Ибо электронно-счётные машины обеспечивали решение задач, которые курировал ЛПБ (ядерный проект, ракетостроение, авиация).
        1. 0
          27 декабря 2024 21:05
          Ибо электронно-счётные машины обеспечивали...

          ЭВМ к теме не относятся.
          Заглавие книги Винера: "Кибернетика или учение об ОБРАТНОЙ СВЯЗИ в машине и человеке".
  13. 0
    24 ноября 2024 13:39
    Изобретательные шведы попытались создать подобное на своем знаменитом STRV 103B, у которого дизель отвечал за маршевый режим, а газотурбинный мотор подключался, когда ситуация того требовала. Получилось красиво, только где сейчас STRV?
    Чего красивого? Танк не корабль. Извращение какое-то.
    Я бы рассмотрел возможность применения двигателя с отключаемыми цилиндрами. Но придется еще и всю ходовую под большую мощность переделывать.
    1. 0
      24 ноября 2024 14:57
      Чего красивого? Танк не корабль. Извращение какое-то.
      В силовое отделение безбашенного танка вторгся пушечный ствол поделивший его пополам. Один мощный движок туда не влезал поэтому поставили два покомпактнее. . Дизель там, если память не изменяет 240л.с. второй такой не решал проблему, кроме того, стрельба из этого танка невозможна без работающего двигателя, а ТВД - север поэтому к дизелю подселили ГТД на 490 сил. За цифры не ручаюсь. Извините.
    2. 0
      27 декабря 2024 13:55
      Неужто ходовая Арматы не потянет?
      1. 0
        27 декабря 2024 19:16
        Цитата: Totor5
        Неужто ходовая Арматы не потянет?
        Да кто же его знает?
        1. 0
          27 декабря 2024 20:41
          Ну Армату изначально разрабатывали по 1,500лс - значит должна тянуть.
          Возможно Армату оснастят ГТД1500 когда его доделают и будет Х как резервный движок. Но думаю против ГТД движков - Уралвагон, тк он купил завод движков В2 и Х использует части от В2, а ГТД - сторонний производитель и бабки пойдут мимо кассы.

          А вообще нужен новый танк на новом V12 и с обитаемой башней или забашенной боеукладкой, что даст пространство для V12, тк раздувать дальше базу Арматы нереально.
  14. 0
    24 ноября 2024 14:24
    [quote=deddem][quote=ИВЗ][quote]
    Русские готовы какими угодно извращенствами заниматься, лишь бы нормальный дизель не делать.[/quote]


    Не такое это уж и извращение. Бош и БМВ получили 10 лет назад рабочий прототип, при этом с минимальными изменениями серийного ДВС. От 8 до 10 % прирост мощности вполне себе неплох. Формула 1 до 90 х годов активно применяла впрыск воды до запрета. Хотя конечно надо начать менять степень сжатия до уровня современных ДВС, а потом уже думать о впрыске водно-метаноловой смеси.
  15. 0
    24 ноября 2024 14:43
    Изобретательные шведы попытались создать подобное на своем знаменитом STRV 103B, у которого дизель отвечал за маршевый режим, а газотурбинный мотор подключался, когда ситуация того требовала. Получилось красиво, только где сейчас STRV?

    На Strv-103 была неудачная разбивка по мощности между дизелем и турбиной. В итоге турбина запускалась автоматикой слишком часто. Дизель был Leyland, а турбина - Boeing. Т. е. слепили из того, что было.
  16. 0
    24 ноября 2024 15:14
    Цитата: ИВЗ
    Почитайте Павловых, третий том.
    Простите, а что мнение Павлова или кого-то ещё, пусть даже очень компетентного и авторитетного, это истина в последней инстанции?


    Так они мнение и не высказывают, они просто дали список различных поисковых работ по танковым турбина в разные годы в разных КБ.
  17. 0
    24 ноября 2024 15:16
    требует разместить на танке, помимо топливного бака, еще и баллон со сжатым ... Давление в метановом резервуаре может достигать 250 бар.
    Обычный баллон под метан, которыми оснащены автомобили. Думаю подойдёт пропан, тогда давление в баллоне 1,6 МПа.
  18. 0
    24 ноября 2024 16:18
    200 лошадей в запасе у В серии всяко есть. Надо просто заменить ПЦН на турбину.
    Двигатель этих лошадей выдает, только они уходят на наддув.
    Но вот дальше, похоже, предел. ЦПГ и ГРМ наверняка смогут и больше, и жесткость картера повысить можно, но вот КШМ с его главными и дополнительными шатунами боюсь больше не переварит.
    1. 0
      24 ноября 2024 21:27
      200 лошадей в запасе у В серии всяко есть.

      Если отсчитывать от В-84 (840 л. с.), последней модификации с ПЦН, то да.
      Умный человек мне говорил, что 1000 л. с. - потолок для этой конструкции V12, но предел для В-6 он оценивал в 900 л. с. за счёт отказа от прицепных шатунов и в случае внедрения моноблока (цилиндров и головок).
      Предполагаю, 1130 л. с. - это уже натяжка, типа форсаж.
      1. 0
        27 декабря 2024 13:58
        По паспорту вроде у 1130 ресурс ниже чем у 1,000лс чуть ли не на 20%
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          27 декабря 2024 17:16
          Чтоб не быть голословным В-92 С2 и В-93
          1. 0
            27 декабря 2024 19:53
            Чтоб не быть голословным В-92 С2 и В-93

            Хоть 1200, хоть 1000 ч - какие-то фантастические величины. В 700 ещё готов поверить.
            1. 0
              27 декабря 2024 21:24
              Но тут хотя бы наглядно видно уменьшение ресурса при форсировке и видимо еще и поэтому в массы идут Т72м на 1,000лс движках. Цена видимо тоже не плохо отличается.
    2. 0
      25 ноября 2024 00:27
      Цитата: Grossvater
      Надо просто заменить ПЦН на турбину.

      Посмотрите на заглавную фотографию, на двигателе ПЦН уже заменен на ТК.
  19. +1
    24 ноября 2024 18:37
    Цитата: Шарнхорст
    ...и трансмиссию

    На танке уже есть запас энергии для экстренного ускорения - наверное не менее 600 Ачасов в заряженных АКБ.Если пересчитать в минуту - 36000 Аминут. Допустим и умножим на 48 вольт, получаем 1728 кВт на минуту! Если поделить на двенадцать опорных катков , выполненных со встроенным электромотором по принципу моноколеса, получим не менее 100 кВт на каждом колёсике. Вот вам двукратное увеличение мощи танка, но на минутку! fool

    Если свинец заменить на литий то емкость таких батарей вырастет раза в 3, уже можно будет пару км чисто на электротяге проехать а бесшумный танк это адски страшная вещь.
    1. 0
      24 ноября 2024 21:30
      Если свинец заменить на литий то емкость таких батарей вырастет раза в 3, уже можно будет пару км чисто на электротяге проехать

      Хотите сказать, что на штатных батареях можно проехать 600 метров?
      Ну-ну...
  20. 0
    24 ноября 2024 21:26
    Цитата: mad-max78
    опорных катков

    Опорных катков. Опорных!
    А момент на гусли передается ведущими колесами.
    Ведущими!
    1. 0
      24 ноября 2024 21:37
      Опорных катков. Опорных!

      Были уже предложения по активным каткам, ничего еретического в них нет.
      Для лёгких условий движения.
  21. 0
    24 ноября 2024 21:34
    Танковый форсаж на природном газе...
    Любой двигатель можно форсировать за счет сокращения ресурса в пределах запаса его прочности, и предложенный изобретателями способ временной форсировки, действительно, самый простой для двигателя - он поднимает температуру газов в момент вспышки (и, соответственно, давление в цилиндре) не меняя при этом массу проходящих через двигатель веществ, т.е его газораспределения.
    Правда вещество для форсировки выбрано неудачно, нужно брать аммиак, его хранить проще.
  22. 0
    24 ноября 2024 21:42
    Цитата: ln_ln
    Предполагаю, 1130 л. с. - это уже натяжка, типа форсаж.

    Очевидно, Вы не понимаете.
    Мотор уже выдает на 200 кобыл больше. Вот только уходят эти лошади на привод нагнетателя. Если вместо приводного, поставить турбокомпрессор, то мощность на валу будет больше на эти же 200 лошадей. И вот это похоже уже предел.
    Статья вообще очень странная. Повысить цилиндровую мощность можно просто увеличив давление наддува. Можно организовать масляное охлаждение поршней, можно сделать что ни-ть с цилиндро-поршневой группой.
    Повторяю, повысить мощность можно безо всякого метана. Легко.
    Упрется все в кривошипно-шатунную группу. Особенно в подшипник нижней головки прицепного шатуна. Его диаметр не увеличить никакими способами. Геометрия не позволит.
    Да и подшипник главного шатуна, передающий на коленвал усилия от сразу двух цилиндров, так же хотелось бы сделать побольше.
    В2 гениальная конструкция, но, если мы хотим двигатель мощнее, то нужно менять геометрию КШМ.
    1. 0
      24 ноября 2024 21:53
      Очевидно, Вы не понимаете.

      Что же я не понимаю?
      В-84 с ПЦН - 840 л. с., В-92 с ГТН - 1000 л. с.
      Я лишь написал, что 1130 л. с. для В-99 - это похоже на натяжку.
      На гениальную конструкцию больше похож двигатель 470. Там тоннельный картер, роликовые коренные
    2. 0
      24 ноября 2024 22:03
      Очевидно, Вы не понимаете.

      (продолжение)

      На гениальную конструкцию больше похож двигатель 470. Там тоннельный картер, роликовые коренные опоры (как на барнаульских УТД) и рядом стоящие шатуны (центральные на УТД - их слабое место).
      В Барнауле была проработка серии БМД (барнаульский модульный дизель) размерности В-2 (15/18), специальная линейка, обозначенная 8-кой предполагала 150 л. с. на цилиндр
    3. 0
      25 ноября 2024 14:19
      что приводной нагнетатель что турбина -все съедает мощность , но без наддува 500 лошадок а с наддувом 1000 и это с учетом 200 сил которые потребляет привод!
  23. 0
    24 ноября 2024 21:45
    Цитата: ln_ln
    Опорных катков. Опорных!

    Были уже предложения по активным каткам, ничего еретического в них нет.
    Для лёгких условий движения.

    Ключевое слово - "лёгких". Вообще то съёмный венец ведущего колеса, расходный материал. Гладкие опорные катки будут пробуксовывать. Все ведь уже давно опробовано, ещё на полугусеничных машинах. Попытки просто надеть ленту на двухосную тележку кончились полным провалом именно из-за пробуксовки.
    1. 0
      25 ноября 2024 03:53
      Кроме пробуксовки есть проблема выворачивания балансиров реактивным моментом. Чтоб с этим бороться на Луноходе ставили реактивные тяги.
      Но в лёгких условиях всё не так печально, и активные катки снижают потери мощности в ходовой.
  24. +2
    24 ноября 2024 21:52
    А вообще, зачем гадать, если можно открыть книгу: Зубов, "Двигатели танков" в 2-х частях. Москва 1991 год.
    В пятидесятых, для перспективных тяжёлых танков разрабатывалось много очень интересных моторов. К сожалению, Никита Сергеич, когда похерил развитие тяжкого танкостроения, заодно похерил и конструирование новых моторов.
    Берём книгу, читаем и наслаждаемся.
  25. 0
    24 ноября 2024 21:54
    Цитата: ln_ln
    В-92 с ГТН - 1000 л. с.

    Всегда считал, что и там ПЦН. Если турбина, то да, Вы правы. Сейчас попробую поискать информацию.
  26. +1
    24 ноября 2024 21:57
    Цитата: ln_ln
    Очевидно, Вы не понимаете.

    Что же я не понимаю?
    В-84 с ПЦН - 840 л. с., В-92 с ГТН - 1000 л. с.
    Я лишь написал, что 1130 л. с. для В-99 - это похоже на натяжку.
    На гениальную конструкцию больше похож двигатель 470. Там тоннельный картер, роликовые коренные

    Посмотрел.
    Да, Вы правы, спасибо за замечание. Значит все. Дальше некуда. Наверное, можно выжать ещё немного за счёт ресурса.
  27. 0
    24 ноября 2024 22:00
    Цитата: ln_ln
    Там тоннельный картер, роликовые коренные

    Тоннельный картер может быть и неплохо, но вот подшипники качения на танковом двигателе вызывают большие сомнения. Все же ударные нагрузки подшипники скольжения воспринимают лучше.
  28. 0
    24 ноября 2024 22:07
    Цитата: ln_ln
    и рядом стоящие шатуны (центральные на УТД - их слабое место).

    Длинна двигателя больше. Авиационную схему на В серии и приняли для сокращения длины. Центральные шатуны вроде позволяют применить подшипники приличного размера, с другой стороны, тепловой режим там должен быть "мама не горюй" и опять неравные условия подачи масла.
    Как ни прыгай, один из подшипников будет троюродный.
    1. +1
      24 ноября 2024 22:24
      Длинна двигателя больше.

      Ничуть. Коренные роликовые большого диаметра позволяютт сэкономить размер на щёках.
      При центральных шатунах приличный подшипник получается только у вильчатого шатуна, у среднего - никакой (и по длине, и по скорости скольжения, которая переходит через ноль, что срывает гидродинамический режим смазки). В тоже время вильчатый перегружен изгибными напряжениями.
  29. 0
    24 ноября 2024 23:10
    Цитата: ln_ln
    Коренные роликовые большого диаметра позволяютт сэкономить размер

    Совмещение щеки коленвала с собственно коренной шейкой? Как у Майбаха? Тогда да.
    1. 0
      25 ноября 2024 00:27
      Как у Майбаха?

      Да, наверное, Майбах был первым. Но и центральные шатуны - это тоже их находка (со знаком минус).
      Роликовые коренные большого диаметра вкупе с рядом стоящими шатунами - это, например, ЯМЗ-240.
    2. 0
      25 ноября 2024 00:37
      Цитата: Grossvater
      Цитата: ln_ln
      Коренные роликовые большого диаметра позволяютт сэкономить размер

      Совмещение щеки коленвала с собственно коренной шейкой? Как у Майбаха? Тогда да.

      Как у ЯМЗ 240.
      1. 0
        25 ноября 2024 01:31
        Как у ЯМЗ 240.

        Кстати, ЯМЗ-240 в производстве с 1962 г.
        На Майбахе/МТУ продолжали возиться с центральными шатунами гораздо позже.
      2. 0
        25 ноября 2024 04:09
        Коленвал ЯМЗ-240. Похож на сборный.
  30. 0
    25 ноября 2024 04:03
    Некоторым что бы ни делать, главное не турбину! laughing
  31. 0
    25 ноября 2024 04:06
    Изобретательные шведы попытались создать подобное на своем знаменитом STRV 103B, у которого дизель отвечал за маршевый режим, а газотурбинный мотор подключался, когда ситуация того требовала. Получилось красиво, только где сейчас STRV?
    Там же где и все ПТ самоходки с казематной установкой орудия. И ГТД тут совершенно ни причём.
  32. 0
    25 ноября 2024 07:24
    Цитата: ln_ln
    Если свинец заменить на литий то емкость таких батарей вырастет раза в 3, уже можно будет пару км чисто на электротяге проехать

    Хотите сказать, что на штатных батареях можно проехать 600 метров?
    Ну-ну...

    Я же по русски написал заменить свинец на литий, литий это штатные батареи?
    1. 0
      25 ноября 2024 12:50
      Я же по русски написал заменить свинец на литий, литий это штатные батареи?

      Вы утверждали, что при утроеннной по сравнению со свинцом ёмкости лития можно проехать на основном танке 2 километра.
      Я Вам предложил простой эксперимент: проехать на штатном свинце втрое меньше - 600 м.
      Думаю, что и 60 метров не вытяните.
  33. 0
    25 ноября 2024 09:50
    Проблема танков РФ: скорость заднего хода Т-90 и Т-72 - 4,5 км/ч. Леопард-30 км/ч. Вопроси???
  34. 0
    25 ноября 2024 12:17
    Цитата: Rooivalk
    Проблема танков РФ: скорость заднего хода Т-90 и Т-72 - 4,5 км/ч. Леопард-30 км/ч. Вопроси???


    А это уже иррациональное.
    Вплоть до смех*ёчков, в том числе здесь, про западную технику, у которой передач заднего хода столько же, сколько и переднего.
    По факту же, блочную коробку с ГМП для модернизации Т-55 создали ещё в конце 50-х, Карл!
    АКПП с отдельным гидротрансформатором на задний ход спроектировали ещё для ракетного об. 286 в 1959 году, Карл!!
    Что касается гидрообъемных трансмиссий, цензурное скажу одно: "Гидроход" от НАМИ.
    1. 0
      25 ноября 2024 12:56
      АКПП с отдельным гидротрансформатором на задний ход спроектировали ещё для ракетного об. 286 в 1959 году, Карл!!

      Немцы сделали трансмиссию с 3-мя гидротрансформаторами в 1939.
      Для Карла, Карл!
      (шутка)
  35. +1
    25 ноября 2024 14:06
    надо просто спроектировать новый мотор , дизельный , современный , на грузовиках 6-9 литровые моторы развивают 600+ лошадиных сил , что мешает удвоить объем и мощность ? почти ничего ! только отсутствие конструкторской школы
    1. 0
      25 ноября 2024 14:32
      Цитата: реалист
      надо просто спроектировать новый мотор , дизельный , современный , на грузовиках 6-9 литровые моторы развивают 600+ лошадиных сил , что мешает удвоить объем и мощность ? почти ничего ! только отсутствие конструкторской школы
      У танковой линейки двигателей В-2 объём цилиндров 39 литров (при массе двигателя 1020 кг)
      1. 0
        26 ноября 2024 09:30
        я в курсе конструкции и основных характеристик двигателя в-2 , я своими глазами на ракетах и метеорах видел двигатель М-400, я и говорю о том что нужно проектировать новый мотор
    2. 0
      25 ноября 2024 21:59
      Мешает требование многотопливости, со всеми вытекающими. Бонусом отсутствие у нас надёжных топливных форсунок и ЭБУ.
      К тому же ограниченные возможности системы охлаждения. На наших танках даже интеркулер отсутствует.

      Гражданский путь к сожалению не подходит из-за плотной компоновки и требования к надёжности.
      1. 0
        18 декабря 2024 11:11
        современный дизель с турбонаддувом и без промежуточного охладителя воздуха это преступление !
        1. 0
          27 декабря 2024 20:03
          современный дизель с турбонаддувом и без промежуточного охладителя воздуха это преступление !

          Это хуже, чем преступление, это - ошибка!
          1. 0
            28 декабря 2024 12:13
            ну у меня таки остается свое мнение , но ваше тоже имеет право быть .
  36. 0
    26 ноября 2024 10:16
    Цитата: Старый_войн
    Гражданский путь к сожалению не подходит из-за плотной компоновки и требования к надёжности.

    Наверное стоит добавить разный характер нагрузки на двигатель. Хотя бы при выстреле. Пусть и извилистым путем, но, в конечном итоге, изрядная часть энергии отдачи гасится конструкцией движка.
  37. 0
    13 декабря 2024 12:55
    Цитата: Болторез
    Немцы в авиации применяли впрыск закиси азота, более известный как ha-ha gerat.

    Дизели очень редкая штука в немецкой авиации в войне. Все добавки били для бензинових двигателях. Закись азота увеличивало вьисотност двигателя. Бил и впрьиск водо-метаноловой смеси для замещения добавок повишающих октан.
  38. 0
    18 декабря 2024 11:09
    Теплота сгорания дизельного топлива в большинстве случаев определяется в пределах от 39 200 до 43 300 кДж/кг в зависимости от характеристик используемой при производстве нефти.
    а Низшая теплота сгорания метана составляет 35,83 МДж/м³ или 8558 ккал/м³. 1

    Высшая теплота сгорания метана (QB) — 39820 кДж/м³, 9510
    то есть теплота сгорания метана несколько ниже теплоты сгорания ДТ , и тогда зачем городить огород ? увеличение давления наддува и правильная настройка топливной апаратуры даст больше эффекта !
  39. 0
    27 декабря 2024 12:21
    Новый V12 был нужен еще в СССР, но у нас были все стадии кроме принятия - от оппозита до гтд и Х, а щас еще и форсаж с электро двигателем, угу.
    Да даже на бмп стоит странный плоский движок, чтоб забираться в бмп сверху буквой зю и для создания на бмп аппарели нужен по идее опять новый движок.

    Видимо все эти беды изза странных сверх компактных компоновок танков, которые передались и на Армату, которая нифига не мелкая, но также зажата компоновкой изза необитаемой башни.

    Тут указано что статься из 1970х, и проблемы наши видятся мне в том, что все эти идеи из старины глубокой и давно нужен новый подход к новому танку и новый движок, а не тот же Х из 1970х.