Взгляд из прошлого: о численности экипажа танка

29 703 93
Взгляд из прошлого: о численности экипажа танка

[i]Ещё во времена Советского Союза идея сокращения численности экипажа до двух человек считалась если и не приоритетной, то довольно привлекательной с точки зрения уменьшения потерь танкистов, усиления броневой защиты, а также уменьшения габаритов танка и его забронированного объёма. Поэтому публикации, в которых описывались те или иные варианты компоновки подобных машин, появлялись в технической литературе с завидной регулярностью.

Однако и противников данной концепции тоже хватало. Правда, в большинстве своём они лишь указывали на технические сложности реализации таких проектов. А как же быть с трудностями обслуживания танка, если даже экипаж из трёх человек не всегда справляется с задачами? Подробно об этой проблеме, в рамках дискуссии, написал Ю. П. Костенко в «Вестнике бронетанковой техники» (№ 1 за 1990 год) — эту статью мы публикуем здесь и к прочтению настоятельно рекомендуем. Выводы в ней, конечно, не совсем однозначны, но основные тезисы полностью верны.



Численность экипажа танка — важнейший фактор его боевой эффективности


При исследовании боевой эффективности танка обычно меньше всего уделяли внимание вопросу о влиянии численности его экипажа. Считалось, чем она меньше, тем лучше с точки зрения снижения потерь. Чтобы показать, что численность экипажа является важнейшим фактором эффективной эксплуатации танка, проанализируем ее влияние с учетом опыта использования танков в Великой Отечественной войне и после нее.

Лучшим танком Второй мировой войны был признан советский танк Т-34. С начала серийного производства в 1940 г. и до 1944 г. включительно он имел пушку калибра 76 мм и экипаж из 4 человек: командир, на которого была возложена также функция наводчика, заряжающий, водитель и стрелок-радист (танк обозначался Т-34-76). Совмещение в одном лице командира и наводчика, осуществленное с целью сокращения защищаемых объемов и повышения уровня броневой защиты танка, мешало командиру выполнять в бою свою основную функцию – управление танком в целом. Так, ведя дуэльный бой, типичный для борьбы с противотанковым средством, он просто не успевал наблюдать за полем боя, за действиями других танков, а если это был командир взвода или роты – руководить боем своего подразделения. Такое решение противоречило основам организации боя с применением танков. Связанный с ним ущерб, нанесенный технике и личному составу, косвенно можно оценить по приводимым ниже данным.

К середине 1941 г. наша промышленность поставила Красной Армии около 1,7 тыс. танков Т-34 и около 1,0 тыс. танков КВ (всего 2,7 тыс. лучших в мире по тому времени танков). К этому же времени на вооружении немецкой армии находилось около 1,4 тыс. танков T-III и около 0,6 тыс. T-IV (всего 2,0 тыс. лучших по тому времени немецких танков) с экипажем численностью 5 чел. При этом по своим боевым характеристикам Т-34 превосходил Т-III (более чем в 1,5 раза), а КВ — T-IV.

В 1941–1943 гг. наша промышленность выпустила 35 990 танков Т-34-76 и КВ (всего за этот период было выпущено 56 066 танков). В эти же годы промышленность Германии и оккупированных Чехословакии и Франции, вместе взятых, для немецкой армии выпустила 11 880 танков всех типов, т. е. примерно в 3 раза меньше. Однако на поле боя количественного преимущества отечественных танков не было. В конце 1941 г. к началу наступления немецко-фашистских войск под Москвой противник превосходил по количеству танков все три наших фронта на этом направлении в 1,7 раза, в июле 1942 г. на Сталинградском направлении – в 2 раза, летом 1943 г. на всем советско-германском фронте в 1,1 раза (по танкам вместе со штурмовыми орудиями) [1].


Из приведенных данных следует, что если исходить только из объема производства танков и самоходных артиллерийских установок и не учитывать машин, восстановленных в войсках, то наши боевые потери этого вида вооружения более чем в два раза превышали потери немецкой армии. Причины тому – почти полное отсутствие квалифицированных командных кадров в начальный период войны, слабая (из-за поспешности) боевая подготовка личного состава танковых частей в военное время, а также серьезный «просчет на одного человека», допущенный при определении численности экипажа Т-34-76.

Этот просчет был исправлен в 1944 г., когда началось серийное производство модернизированного танка Т-34-85 с 85-мм пушкой и экипажем в составе пяти человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель, стрелок-радист). Теперь командир танка обеспечивал боевое взаимодействие танков в звеньях взвод-рота-батальон, а наводчик реализовывал возможности танкового вооружения в бою. Таким образом, война показала, что численность экипажа должна быть такой, какая необходима для максимального использования боевых возможностей танка.

В конце войны на смену Т-34-85 был разработан танк Т-54. Установка в танк 100-мм пушки и усиление броневой защиты лобовой части башни с 90 до 200 мм были достигнуты за счет уменьшения экипажа с пяти до четырех человек – был исключен стрелок-радист. Курсовой пулемет, из которого он вел прицельный огонь по живой силе, угрожавшей танку, был установлен справа от водителя для неприцельной стрельбы по курсу танка (боевая эффективность такой установки оказалась практически равна нулю, и поэтому на всех машинах, начиная с танка Т-62, пулеметных установок для неприцельной стрельбы больше не применяют).

Радиостанция была на рабочем месте командира танка. Работа на ней увеличила загруженность командира, что привело к снижению боевой эффективности танков и танковых подразделений. Вследствие ухудшения качества ее технического обслуживания понизилась надежность радиосвязи, играющей очень важную роль в условиях танкового боя.

Если из танка Т-34 стрелок-радист мог вести огонь из пулемета по танкоопасной живой силе независимо от наводчика, стрелявшего из пушки по другим целям, и одновременно с ним, то на Т-54 и всех последующих моделях, включая современные, такая возможность была исключена. Прицельный огонь по живой силе с Т-54 можно было вести только наводчику из пулемета, спаренного с пушкой, через общий для пушки и пулемета прицел. Следовательно, во время дуэльного боя с танками противника танк потерял способность вести огонь по пехоте, стал для нее уязвимым. В поисках путей восстановления этой способности заказчик выдвинул требование создания на базе танка боевой машины поддержки танков с экипажем из семи человек, с противопехотным вооружением, защитой и проходимостью на уровне танка.


Таким образом, сокращение экипажа танка на одного человека (стрелка-радиста) привело к перегрузке командира в бою, а также к необходимости разрабатывать новую разновидность боевой машины.

В 1951 г. был создан и принят на вооружение легкий плавающий танк ПТ-76, в котором при ручном заряжании пушки экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и водителя. Функции заряжающего в бою возлагались на командира для того, чтобы наводчик во время боя не терял из вида цель. Опять грубое пренебрежение ролью командира танка, командира взвода и роты танков сделало этот танк практически непригодным для боя.

Танки ПТ-76 были поставлены в арабские страны и использовались в ходе арабо-израильской войны 1967 г. В информации по оценке их эффективности сказано: «ПТ-76 – помеха в борьбе с танками Израиля в пустыне». Поставленные также в Индию, они использовались во время конфликта с Пакистаном. В мае 1972 г. индийская сторона отметила серьезный недостаток: в бою командир сам осуществляет заряжание пушки, что значительно снижает боевую эффективность танка. Чтобы устранить этот недостаток, индийские военные специалисты освободили командира от обязанностей заряжающего (в нарушение советской инструкции) и передали эти функции наводчику.

Проанализируем теперь влияние численности экипажа на качество технического обслуживания (ТО) танка. Как правило, ТО должно выполняться службами технического обеспечения, находящимися в звене «батальон» и выше. В боевой обстановке положение, однако, изменяется. Какими бы совершенными средствами передвижения эти службы ни располагали, они не могут следовать непосредственно за танками, и поэтому экипаж должен сам выполнять все операции по ежедневному обслуживанию танка, включая чистку и смазку вооружения, моторно-трансмиссионного отделения (ΜТО), ходовой части, расконсервацию и загрузку боекомплекта, заправку топливом и др. Ясно, что чем больше численность экипажа, тем больше у него возможностей по ТО, по поддержанию танка в боеготовном состоянии, по сохранению физических сил, а следовательно, и боеготовности самого экипажа.

В 50-60-е гг. в нашей стране был создан танковый комплекс артиллерийского вооружения с автоматическим заряжанием пушки, боеприпасы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой и обтюрирующим поддоном и два типа автоматов заряжания (кабинный и бескабинный). Возникло новое семейство отечественных танков с экипажем из трех человек (командир, наводчик и водитель). Автомат заряжания (АЗ) позволил на Т-64А и Т-72 исключить из состава экипажа заряжающего, уменьшить объем боевого отделения [2] и повысить уровень броневой защиты лобовой проекции (за счет уменьшения забронированных объемов), увеличить скорострельность пушки.

Сокращение экипажа с четырех до трех человек привело к резкому росту трудоемкости проведения ТО танка, обострило вопросы поддержания его технической боеготовности, а также сохранения физических сил и боеспособности экипажа. Хронометраж показал, что экипаж из трех человек со свежими силами затрачивает 9 ч на ТО танка Т-64А (чистка и смазка пушки и пулемета, чистка лотков АЗ и снарядов, загрузка боекомплекта, контроль комплекса вооружения, контроль состояния ходовой части с изменением натяжения гусеницы, обслуживание МТО, заправка топливом и др.) [3].

После выполнения такой тяжелой работы сразу посылать экипаж в бой нельзя, так как в результате усталости он не сможет реализовать даже половины потенциальной боевой эффективности танка. Выполнить такую работу сразу после боя ему будет также не под силу. Следовательно, если предположить, что экипаж танка в бою не получил травм и ранений, что он сохранил работоспособность, а сам танк не имеет боевых повреждений и не требует ремонта, то на подготовку танка и экипажа к следующей боевой операции потребуется не менее суток при условии своевременной доставки топлива и боеприпасов.


Если же оперативная обстановка потребует более быстрого ввода танков в бой, например, на следующий после боя день, боевые потери при встрече с хорошо подготовленным противником могут существенно возрасти. Возможность такой ситуации подтверждается следующими фактами. Когда танк Т-72 был поставлен за рубеж, в печати стран НАТО появилась информация о том, что он оснащен автоматом заряжания пушки и что его экипаж состоит из трех человек. По мнению военных специалистов США и ФРГ, уменьшать экипаж до трех человек нецелесообразно из-за невозможности обеспечить нормальное ТО танков в боевых условиях.

Сегодня в танковом батальоне армии США ТО четырех танков осуществляют 22 человека (16 человек, составляющие экипажи, и шесть специалистов из технического состава батальона), тогда как у нас лишь 13 (12 человек, составляющие экипажи, и один из числа технического персонала). Таким образом, после боя при прочих равных условиях боеготовность танков с экипажем в составе четырех человек в армии США может быть восстановлена гораздо быстрее, чем у отечественных танков с экипажем из трех человек. В США разработка модернизированных танков M1PIP с автоматом заряжания и экипажем из трех человек идет одновременно с созданием специальных бронированных машин технического обслуживания и механизированной загрузки боеприпасов.

Насколько важно учитывать необходимость обслуживания танков, свидетельствует опыт Великой Отечественной войны. Отдельные командиры танковых бригад и корпусов ради поддержания высокой боеготовности своих частей шли на прямое нарушение приказа, который требовал направлять в тыл на формирование новых частей танковые экипажи, чьи танки были уничтожены в бою. Оставляя этот «безлошадный» личный состав у себя в частях, командиры использовали его для технического обслуживания и заправки находящихся в строю танков, обеспечивая тем самым возможность основным экипажам отдохнуть и набраться сил для следующего боя.

Итак, базируясь на реализованных в настоящее время технических решениях, оптимальным следует признать: экипаж из четырех человек: командир, наводчик, стрелок-радист и водитель, вооружение – противотанковое с автоматом заряжания и противопехотное, с независимым (друг от друга) управлением. При такой схеме танк способен вести боевые действия против танков и одновременно против пехоты, будут обеспечены необходимые в боевой обстановке условия для выполнения функций командира танка, командира взвода, роты и батальона танков, а также для надежной радиосвязи; появится возможность организовать рациональное ТО танка в боевых условиях, обеспечить его техническую боеготовность и в конечном счете повысить живучесть танка на поле боя.

Особое место занимают работы по сокращению численности экипажа танка до двух человек. Из вышеизложенного ясно, что два человека не в состоянии решить все задачи, которые сегодня ставятся перед экипажем танка в бою. Вопрос о ТО такой машины даже не обсуждался, так как при существующем порядке подобными вопросами заказчик начинает заниматься сам обычно после принятия нового танка на вооружение. Такой порядок надо признать порочным.

Разработчику и заказчику необходимо начинать совместную проработку вопросов организации ТО одновременно с началом ОКР по новому образцу танка.

В середине 60-х гг., согласно указанию Н. С. Хрущева, была проведена ОКР по созданию танка с экипажем из двух человек (командир танка – оператор комплекса вооружения и механик-водитель) с орудием-пусковой установкой для стрельбы активно-реактивными снарядами (АРС), через 3 года эта работа была прекращена по следующим причинам: 1) ввиду невозможности создания работоспособной системы «экипаж из двух человек – танк» (это было очевидно еще до начала работы); 2) из-за того, что не удалось обеспечить заданную кучность стрельбы АРС.

В работе [3] подробно рассмотрены вопросы возможного распределения функций между членами экипажа основного танка. По мнению авторов, он сможет выполнять свои функции при условиях: 1) снижения трудоемкости ТО танка; 2) совмещения функций командира и наводчика; 3) решения проблемы командования танком в случае, когда командир танка является одновременно командиром танкового подразделения.

Как отмечалось выше, с ТО серийных танков в боевых условиях не может справиться экипаж даже из трех человек, а совмещение функций командира и наводчика недопустимо из-за снижения боевой эффективности танка. В работе [4] для обеспечения управления танком экипажем из двух человек предлагается в будущий танк ввести 10 специальных автоматизированных систем управления. Это предложение основано на результатах качественного анализа системы «экипаж-среда-машина».

Выводы:
1. Экипаж из трех человек в боевой обстановке не в состоянии обеспечить требуемого качества технического обслуживания серийного танка. Для выполнения этой задачи целесообразно провести исследования и разработать меры, направленные на совершенствование служб материально-технического обеспечения танковых подразделений, оснащенных серийными танками.

2. При оценке возможности сокращения численности экипажа до двух человек, наряду с исследованием способности выполнения одним человеком функций наводчика, командира танка и командира подразделения, необходимо перестроить структуру эксплуатации танков, разгрузив экипаж от функций, не связанных с их боевым применением.

Список литературы
Жуков Г. К Воспоминания и размышления. — М.: АПН, 1971. 104 с.
Андреев В. П., Изосимов Н. Г., Кулемин С. А. Влияние автоматизации заряжания пушки на общие свойства танка // Вестник бронетанковой техники, 1981. № 3.
Морозов Е. А. и др. Проблема сокращения численности экипажа основного танка // Там же, 1980. № 6.
Заславский Е. И., Мазуренко А. И., Морозов Е. А Условия сокращения численности экипажа танка до двух человек // Там же, 1988. № 3.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 ноября 2024 04:43
    получается самое лучшее сделать танковое"отделение"
    новый танк с экипажем десять человек wassat
    1. +6
      22 ноября 2024 06:07
      Отсутствие внятных аргументов в пользу уменьшения команды танка до 2-х и даже 3-х бойцов - свидетельство разумности и здравого смысла авторов из далеких 90-х.

      К сожалению, даже в «Армате», команда из трех бойцов…
      1. +13
        22 ноября 2024 06:51
        Отсутствие внятных аргументов
        Аргументов, и достаточно весомых аргументов, хоть отбавляй и актуальности они не потеряли. Другое дело, что не были созданы условия для полноценной эксплуатации и боевого применения малоэкипажных машин. Американцы же вот, с учётом нашего опыта, озаботились созданием спец. техники для облегчения жизни танкистов.
        1. +25
          22 ноября 2024 08:38
          Может, не надо огород городить и велосипед изобретать, а просто расширить состав технических служб батальона? С соответствующим уровнем механизации обслуживания? А то как видишь кадры, как трое солдатиков банником орудие дрючат, так вспоминается, почему-то, Бородинская битва!
          1. +8
            22 ноября 2024 11:39
            Скажем так, банить пушку не самое тяжёлое в танковой службе. А вот отрыть окоп для танка (котлован 4х5х1,5) втроём, а ещё перекрытая щель для экипажа. Да, если танк командирский, то выходит два активных штыка, т. к. у комвзвода и комроты своего головняка выше крыши.
            1. +6
              22 ноября 2024 12:45
              Цитата: Slon_on
              А вот отрыть окоп для танка (котлован 4х5х1,5) втроём,
              На современных танках, начиная с Т-64, у танка штатно для рытья ковш есть.
              PS
              Служил 2 года в Гвардейской дивизии и за эти два года ни разу задача по рытью окопов для экипажа танка не ставилась, и даже не слышал о подобных случаях.
              То есть, рытьё окопов под танк задача, возможно, и нужная, но не частая.
              1. +2
                22 ноября 2024 13:26
                Цитата: Bad_gr
                То есть, рытьё окопов под танк задача, возможно, и нужная, но не частая.

                Зато позволяет хорошо заработать на помощи пехоте...)))
              2. +1
                22 ноября 2024 19:39
                Служил 2 года в Гвардейской дивизии и за эти два года ни разу задача по рытью окопов для экипажа танка не ставилась,
                Не в придворной Таманской, случайно?
                1. +1
                  22 ноября 2024 22:36
                  Цитата: Авиатор_
                  Не в придворной Таманской, случайно?
                  Нет. В Венгрии, учебка в Дебрецене, служба (полтора года) в Веспреме.
                  1. +4
                    23 ноября 2024 08:02
                    Понятно. ЮГВ. К придворным отношусь очень негативно, память 1993 года.
                    1. 0
                      24 ноября 2024 01:25
                      Там экипажи вообще левые были. Никто из командиров приказа на выдвижение к БД не отдавал. Во всяком случае они так в последствии говорили.
                      1. +3
                        24 ноября 2024 08:34
                        Никто из командиров приказа на выдвижение к БД не отдавал.
                        Ну да, взяли и сами поехали. А потом один засветился в операции по "взятию Грозного одним полком". Чечены поймали и показали по TV.
                      2. 0
                        24 ноября 2024 11:06
                        Нет. Как- бы вообще не было танкистов из дивизии. Вроде как прибалты какие- то. Мы после копали тему,выяснить кто по нам стрелял. А как фамилия того пойманного в Чечне,он что признавался на камеру?
                      3. +2
                        24 ноября 2024 15:03
                        А как фамилия того пойманного в Чечне,он что признавался на камеру?
                        Кажется, капитан Рудой. Надо найти "Молнию" Анпилова, он на первой полосе фото размещал.
                        Вроде как прибалты какие- то.
                        прибалтов там не было. Прибалтки (белые колготки) были в Чечне. Жаль, забанили "Enceladys", он за Чечню 2 ордена мужества получил. Вот он бы уточнил, кто и что в Чечне.
                      4. 0
                        25 ноября 2024 01:15
                        Возможности выявить иуд тогда конечно мало было. Но у товарищей была такая инфа, что вроде залётных в коробки посадили и вроде из Вильнюса, мне рассказывали, когда в больничке лежал ,после их подарков. В прочем, какая теперь разница? Тридцать лет как контра рулит.
                      5. 0
                        25 ноября 2024 19:38
                        и вроде из Вильнюса
                        Ни одной прибалтийской фамилии в этих 4 танках не было.
                        4-ое Октября. А вы помните имена карателей?
                        Министр Павел Грачёв в сентябре 1993 года долго колебался – на чью сторону встать (пытался угадать, как в августе 1991 года, кто станет победителем в противостоянии), но в итоге выбрал сторону Ельцына. За несколько дней он сколотил карательную бригаду, которая за деньги и другие материальные ценности (квартиры, а также право на разграбление помещений Верховного Совета) приняла решение участвовать в расстреле российских граждан.

                        Каратели даже и не скрывали себя. К примеру, они не надевали маски (как сейчас спецподразделения), награждение их званием Героя России за грязную работу прошло открытым президентским указом.

                        Семена зла быстро дали всходы: армия, состоящая из карателей, обычно перестаёт выполнять свои прямые функции – Родину защищать. В чём уже в 1994 году убедился Павел Грачёв, которому понравилось использовать в операциях сброд наёмников. В тот год министр обороны решил по-быстрому разобраться с мятежной Чечнёй, и он бросает в эту республику карательный авангард – «героев России», принимавших непосредственное участие в расстреле Белого Дома. Но убивать безоружных граждан не то же самое, что воевать против хорошо обученных ополченцев. Результаты не заставили себя долго ждать:

                        «4-го октября офицеры-добровольцы Кантемировской дивизии Башмаков С.А., Брулевич В.В., Ермолин А.В., Масленников А.И., Рудой П.К., Петраков А.И., Серябряков В.Б., Русаков и некоторые другие во главе с Поляковым, Бирченко и Бакановым доказали всему миру, что за малую толику «деревянных» по желанию наших правителей расстреляют из танков кого угодно: детей, женщин, дом Советов.

                        Отличившиеся в Москве 4 октября офицеры 12-го тп 4-й тд и далее пошли по «западному контрактному» пути. 26 ноября 1994 года экипажи трёх танковых колонн, вошедших на деньги Ельцина и ФСК в Грозный брать штурмом местный «Белый дом», при первых же выстрелах побросали свои танки и сдались в плен. Из стрелявших за деньги 4 октября 1993 года из танков Т-80 по Дому Советов офицеров-наемников, 26 ноября 1994 года к дудаевцам перебежали сразу 4 командира тех танковых Кантемировских экипажей. Демонстрируя типичное поведение наёмников, «танкисты» выдали всех своих нанимателей (они нанимались стрелять из танков за 6 млн. рублей на нос), с обидой рассказывая, что ФСК обещало им безопасную прогулку и лёгкую победу (видимо, как и в Москве в 1993 году — над женщинами и детьми), а «те» вдруг тоже стали стрелять.

                        Среди сдавшихся чеченцам наемников оказался капитан Русаков (в октябре 1993 года — старший лейтенант 12-го тп 4-й тд). В октябре 1993 года именно этот танкист-наёмник с экрана ТВ самодовольно признался в том, что еще в 17.00 4 октября 1993 года вовсю лупил по «Белому дому» из своего танка Т-80, а на вопрос телекомментатора «Аты-баты» о судьбе женщин и детей в Доме Советов ответил просто:«А моя жена дома сидит и никуда не лезет…»


                        В отличие от Павла Грачёва, большинство карателей, получивших звание «героя России» за расстрел Белого Дома, счастливо живут до сих пор. Вот краткие, послерасстрельные биографии некоторых из них.

                        Александр Кишинский. Участвовал в чеченской войне. В 1997 году уволился в запас. Директор ЧОПа.
                        Николай Беляев – дорос до генерал-майора ВДВ.
                        Валерий Евневич. Дослужился до генерала-полковника. Мотался по «горячим точкам», давил людишек в Таджикистане, Косово, на Кавказе, в Приднестровье. Разрабатывал план похода на Южную Осетию в рамках «принуждения к миру».
                        Виктор Ерин – его дотащили до уровня заместителя председателя Службы внешней разведки, при Путине назначили бизнесменом – в совет директоров «Мотовилихинских заводов».
                        Николай Игнатов – убивал русских людей в звании подполковника. Потом его перебросили в Косово («знаменитый бросок на Приштину»). Генерал-лейтенат, зам. командующего ВДВ:
                        Сергей Лысюк – 3 октября 1993 года Отряд «Витязь» под командованием подполковника Лысюка открыл по осаждавшим телецентр «Останкино» людям, в результате чего 46 человек было убито и 114 ранено. Сейчас возглавляет Ассоциацию социальной защиты военнослужащих.
                      6. +2
                        26 ноября 2024 00:29
                        Конечно помню. Армия перестала быть рабоче-крестьянской ,не по составу а по сути, после переворота 1991г. Что касается этих, которые живут и здравствуют, так вся контра в шоколаде. Не только исполнители преступного приказа. Прощелкал клювом свою власть пролетариат.
                      7. 0
                        26 ноября 2024 07:55
                        Как видите, прибалтов в танках не было.
                        Прощелкал клювом свою власть пролетариат.
                        Пролетариатом он был 100 лет назад. 30 лет назад в большинстве своём он (пролетариат) стал стадом тупых рвачей.
                        ТРЕБОВАНИЯ МЕЖШАХТНОГО ЗАБАСТОВОЧНОГО КОМИТЕТА ШАХТЕРОВ ГОРОДА ВОРКУТЫ в 1991 г.:
                        1. Отменить выборы в Верховный Совет СССР от общественных организаций.
                        2. Отменить статью в Конституции СССР о руководящей и направляющей роли партии.
                        3. Прямые и тайные выборы Председателя Верховного Совета СССР, председателей местных Советов, начальников городских, районных отделов Министерства внутренних дел на альтернативной основе.
                        4. Отменить практику лишения слова депутатов на сессиях и съездах Верховного Совета СССР путем голосования. Каждый депутат имеет право голоса, независимо от мнения большинства. Перечисленные вопросы решить на Втором съезде народных депутатов.
                        5. Выразить недоверие т. Щадову и Сребному как руководителям отрасли, не сумевшим проводить эффективную, сбалансированную экономическую и социальную политику. Отменить продолжающийся формализм и волокиту в работе аппарата министерства.
                        6. Предложить народным депутатам СССР тт. Максимову и Лушникову поставить вопрос на следующей сессии Верховного Совета СССР о работе министерства угольной промышленности СССР в обеспечении эффективной, сбалансированной экономической и социальной политики в отрасли и о незамедлительном сокращении аппарата министерства на 40%.
                        7. Предлагаем Верховному Совету СССР пригласить в страну экономиста Леонтьева В.В. для разработки конкретной экономической модели выхода страны из экономического кризиса.
                        8. Предоставить полную экономическую и юридическую самостоятельность шахтам.
                        9. Ликвидировать объединение «Воркутауголь».
                        10. Производить оплату за работу в ночное и вечернее время в размере 40 и 20% из централизованных фондов.
                        11. Установить общий выходной день - воскресенье.
                        12. Вернуть размер северных и коэффициента, существовавших до 1 марта 1960 года (100% и 1,8), и распространить их на весь прямой заработок.
                        13. Производить оплату труда за все время пребывания в шахте (отметка «спуск» и «выезд»).
                        14. Сократить пенсионный возраст для женщин, работающих на Севере, занятых на переработке и отгрузке угля, до 45 лет - при общем стаже 20 лет, во вредных условиях - 10 лет.
                        15. Ввести для женщин, работающих на технологическом комплексе поверхности, 6-часовой рабочий день (отгрузка, переработка и транспорт).
                        16. Для шахтеров Заполярья установить пенсионный возраст 45 лет при подземном стаже 10 лет.
                        17. Юношам и девушкам, проживающим на Севере 5 и более лет, при поступлении на работу выплачивать северные надбавки сразу и полностью, а до 5 лет - дифференцированно к годам.
                        18. Передать углесбытовые организации шахтам.
                        19. Просим Верховный Совет СССР издать закон, обязывающий МПС возмещать предприятиям 100% ущерба по себестоимости продукции за недопоставку вагонов и сверх госзаказа (по договору), поставка должна быть только в исправных вагонах.
                        20. Для работающих на УОФ (угольная обогатительная фабрика) на выборке породы, у кого отпуск 45 дней - установить 60 дней.
                        21. Установить 70% пенсии от общего заработка, но не менее 300 рублей (шахтерам).
                        22. При начислении пенсии брать любые пять лет из стажа по желанию работника.
                        23. Валюту 25%, полученную за реализацию на экспорт, предоставить в распоряжение СТК шахты.
                        24. Просить Верховный Совет СССР о скорейшем решении вопроса о статусе народного депутата (до Второго съезда).
                        25. Сохранить северные надбавки при расчете и переходе рабочих и служащих с одного предприятия на другое, а также при любых увольнениях.
                        26. Дисциплинарный устав отменить и ликвидировать ПДК (постоянно действующие комиссии по ТБ).
                        27. При сдаче жилья в Воркуте предоставлять жилье в других регионах в течение 2-х месяцев безвозмездно.
                        28. Выплачивать северные надбавки неработающим пенсионерам, проживающим на Севере. Размер пенсии ежегодно корректировать по мере изменения стоимости жизни.
                        29. Гарантировать снабжение г. Воркуты через Главсеверторг.
                        30. Обеспечивать товарами зимнего сезона в достаточном количестве и ассортименте, особенно детскими.
                        31. Отменить вычеты алиментов из северных надбавок, если дети живут на юге.
                        32. Возобновить строительство ЗКПД-2 для ускоренного решения проблем жилья в Воркуте, право распределения строительных материалов предоставить местным Советам.
                        33. При 20 годах подземного стажа - выход на пенсию без ограничения возраста.
                        34. Ускорить строительство и ввод в эксплуатацию до 4 квартала 1990 года межшахтного профилактория в пос. Воргашор.
                        35. Предоставить право на распределение отпусков участкам.
                        36. Отменить действующее постановление Совета Министров о соотношении между ростом заработной платы и производительности труда.
                        37. Решить экологические проблемы Воркуты (ТЭЦ, цемзавод, птицефабрика и т.д.) к 1990-91 гг.
                        38. Установить продолжительность отпусков шахтерам - 60 дней, а всем остальным работникам поверхности - 45. Предоставить отпуска и рассчитывать средний заработок, исходя из 5-дневной рабочей недели.
                        39. Для жителей Крайнего Севера один раз в три года предоставлять бесплатный проезд в отпуск, а каждый год - давать дни на дорогу за свой счет.
                        40. Оплату билетов производить по фактическому использованию транспорта для проезда в отпуск.
                        41. Оплату бастующим произвести из расчета присвоенных тарифных ставок, окладов из централизованных фондов и скорректировать план добычи и проходки на дни забастовки.
                        42. В случае каких-либо преследований участников забастовки со стороны администрации решения выносить по согласованию с забастовочным комитетом.
                        43. Отменить привилегии администрации и партаппарата на всех уровнях нашего государства.
                        Просим председателя Верховного Совета ответить на основные требования шахтеров Заполярья по телевидению.
                        Примечание. Не знаю, кому как, но мне очень понравился п.26, а п. 31 вообще привёл в дикий восторг.
                        http://arkhip.livejournal.com/422155.html#cutid1
                      8. +1
                        26 ноября 2024 10:21
                        Да уж. Вражины писали. Думаю большинство работяг не вчитывалось в такой длинный текст. Много правильного и нужного,с вкраплениями контрреволюции.
                      9. 0
                        26 ноября 2024 18:41
                        Много правильного и нужного
                        "Правильно и нужное" там на уровне благих намерений, деклараций - за всё хорошее против всего плохого. А идиотизм про полную экономическую и юридическую самостоятельность шахтам и прочее, включая отмену алиментов, если ребёнок живёт на юге - это уровень быдла, в которое превратился "передовой" когда-то рабочий класс к концу 80-х. Потом они касками на горбатом мосту в Москве стучали с очевидным результатом.
              3. 0
                25 ноября 2024 12:39
                Зато сейчас много копают и зарывают - в небе всегда бпла выискивают такие цели.
          2. -1
            22 ноября 2024 14:47
            Цитата: Добрый злыдень
            Может, не надо огород городить и велосипед изобретать, а просто расширить состав технических служб батальона? С соответствующим уровнем механизации обслуживания? А то как видишь кадры, как трое солдатиков банником орудие дрючат, так вспоминается, почему-то, Бородинская битва!

            Так понимаю, - Ваше предложение действенно лишь при применении танков согласно БУ( Боевых Уставов) ВС РФ, актуальность коих ставиться под сомнение ходом СВО.
            Не поучаю, не назидаю... Только лишь ставлю под сомнение выводы некоторых авторов статей, комментариев. ( Ясное дело, - сегодня " Ореховый спас"! Каких только выводов я не наслушался!! Каких фото/ и картинок ИИ/ не насмотрелся!...
            Знаете, - уже не забавно наблюдать мнения некоторых. А, - печально и угрюмо... (сам из РВСН, - прочитанное, услышанное за последние сутки вводит клинч, выводит из равновесия! ...Мне можно, - не на дежурстве, не на службе!))) drinks
      2. +7
        22 ноября 2024 07:57
        Цитата: Михаил Драбкин
        Отсутствие внятных аргументов в пользу уменьшения команды танка до 2-х и даже 3-х бойцов - свидетельство разумности и здравого смысла авторов из далеких 90-х.

        Почему это? Данный автор их просто не привел. А один из основных аргументов, на тот момент, это возможность уменьшения геометрических размеров танка, особенно по высоте, учитывая, что именно эта характеристика в эллипсе снаряда минимальная, то только это позволяло повысить защищенность танка, не увеличивая его веса, а значить не снижая маневренность и проходимость
        1. +2
          22 ноября 2024 13:09
          Читать БРЕД автора статьи просто не хочется. Какова концепция применения танка в современной войне ? Без ответа на этот вопрос , рассуждать о чём-то бессмысленно. А какова концепция современного боя , из которой вытекает концепция применения танка. ГШ ВС России не даёт ответа на эти и многие другие вопросы. Таких принятых концепций просто нет. Зато , кто-то командует СВО ! Воюйте , чем можете и как можете- основной девиз СВО. А как нужно воевать и что для этого нужно , генералам не интересно. А точнее, они просто не знают... Дроны, дроны, дроны ... А откуда они взялись ? На передке пытались найти выход и начали применять БПЛА по-своему. Так получилась концепция "падающих на голову дронов". Верхи подхватили и начали развивать. Вот это глубина анализа и научное обоснование и гениальное решение ?! А что делают сотни управлений, институтов , НИИ, КБ ? Правильно , изображают работу и плетутся в хвосте... Какие танки, какие ракеты, какие БПЛА ? Ничего не напоминает ?
          1. +1
            22 ноября 2024 16:05
            Цитата: Витов
            Дроны, дроны, дроны ... А откуда они взялись ? На передке пытались найти выход и начали применять БПЛА по-своему. Так получилась концепция "падающих на голову дронов". Верхи подхватили и начали развивать.

            Самое интересное, что нормальная работа БПЛА по пехоте и технике была на практике показана ещё в 2020 году. Вспомните Карабахскую войну 2020 года - то же самое, что мы сейчас наблюдаем на СВО, просто в меньших масштабах.
            Разведывательные БПЛА - были. Ударные возвращаемые БПЛА - были. Разведывательно-ударные комплексы, когда БПЛА-разведчик обнаруживает и ведёт цель, которую позже поражают вылетевшие по ЦУ одноразовые БПЛА - были (самое известный эпизод - поражение ЗРК "Тор").
            1. -4
              22 ноября 2024 16:12
              Разведывательно-ударные комплексы, когда БПЛА-разведчик обнаруживает и ведёт цель, которую позже поражают вылетевшие по ЦУ одноразовые БПЛА

              Современная война - это когда цели уничтожают в реальном времени. Такой РУК этого сделать не может. Даже "Ланцет" не работает в реальном времени. У нас один межвидовой РУК с центральным подчинением , который работает в реальном времени эпизодически : БПЛА-разведчик с выдачей координат цели в реальном времени и "Эскандер", у последнего большая дальность и мощный избыточный заряд для простых целей...
              1. +5
                22 ноября 2024 16:23
                Цитата: Витов
                Современная война - это когда цели уничтожают в реальном времени. Такой РУК этого сделать не может.

                С чего бы это? Работа РУК на базе БПЛА ничем не отличается от работы артиллерии: обнаружение цели, выдача целеуказания - пуск боеприпаса - фиксация результата удара. Только вместо снаряда или ракеты - одноразовый ударный БПЛА.
                1. -4
                  22 ноября 2024 16:31
                  Я просто прозреваю ! Ничем не отличается от артиллерии ?! Сначала летит разведчик и засекает цель на удалении 30 км, затем вылетает "Ланцет", который удалён от линии соприкосновения. И сколько он будет лететь ? 20 минут или больше ?Химарс отработал и уехал, САУ отстреляла и уехпала.
                  Алгоритм применения "Краснополя" ? Летит разведчик и находит цель, затем летит БПЛА "Орлан-30" с лазерным целеуказателем и подсвечивает цель, САУ, уже сто раз готовая, стреляет. НЕ смешно. А "Эскандер" с координатами от БПЛА, уничтожил цель давно и уже успел перезарядиться....
        2. +1
          25 ноября 2024 15:40
          А ещё важный аргумент, за счёт чего увеличит на 25% штат боевые подразделений. Где взять этого четвертого бойца, если есть проблемы с комплектацией.
      3. +2
        22 ноября 2024 12:01
        Армата автоматизирована по "самые помидоры". Впору вводить в экипаж программиста и инженера. laughing
      4. +5
        22 ноября 2024 13:00
        Цитата: Михаил Драбкин
        К сожалению, даже в «Армате», команда из трех бойцов…
        Вы когда-нибудь сами танк водили ? Я водил. Механик-водитель, если сидит по боевому и смотрит через тримплекса, видит только перед собой. В сухую погоду - это стена пыли от впереди-идущего танка. И глаза командира, который сидит выше и обзор у него лучше, совсем не лишние и подсказки механику водителю о обстановке на дороге, желательны (а в некоторых случаях, необходимы). Наводчик смотрит ( и сосредоточен) только в сторону, куда направлена пушка и понятия не имеет , о том что творится вокруг . Поэтому и тут информация по обстановке (в первую очередь, о месте нахождения цели ) от командира необходима.
        Так что, три человека экипаж - это оптимальное количество.
        1. +1
          22 ноября 2024 22:59
          Цитата: Bad_gr
          ..... В сухую погоду - это стена пыли от впереди-идущего танка.
      5. +5
        22 ноября 2024 14:28
        Припоминаю, что увлечение числености экипажа танка на одного человека влечёт за собой увелечение веса танка на 12 тонн и так далее. Далее потребуется более мощный двигатель, что опять таки влечёт за собой увелечение веса. Наши же мосты не рассчитаны на вес танка превышающий 50-60 тонн и так далее. Отсюда вывод: численость технического персонала должна обеспечивать выполение этих задач.
    2. +3
      22 ноября 2024 07:51
      Цитата: nepunamemuk
      получается самое лучшее сделать

      беззкипажный танк.
    3. +17
      22 ноября 2024 08:36
      Цитата: nepunamemuk
      получается самое лучшее сделать танковое"отделение"
      новый танк с экипажем десять человек wassat

      Самое лучшее добавить в танковую роту обслуживающий персонал, типа как у летчиков. В бой они не пойдут, потерь особых не добавят, да и с обслуживанием справятся гораздо лучше экипажа. Ну а последние им в помощь.
      1. +2
        29 января 2025 13:09
        В Сирии во время боёв 2013-2015 именно к этому и пришли, танк вышел из боя его обслуживают специально обученные и назначенные люди ,а экипаж отдыхает в тенечке ибо после боя он и так ни какой,а уж после проведения работ по обслуживанию в следующем бою будет полностью не боеспособен..То есть пришли к тому как обстоят дела в авиации где летчик в обслуживании самолёта фактически не участвует..И это как показала практика правильное решение..А то что мордуют экипаж танка то это от "экономии" которую так любили в СССР.. А фактически грамотное обслуживание танка квалифицированными специалистами даст гораздо большую боеготовность в целом ,но очень уж любили экономить на спичках, и абсолютноя неготовность в танковых войсках в июне 41г ничему не научила ибо пошли по пути"меньше кормить и больше доить" по этому повторюсь это дешевле!
    4. -1
      22 ноября 2024 08:43
      Цитата: nepunamemuk
      получается самое лучшее сделать танковое"отделение"
      новый танк с экипажем десять человек wassat

      Лучше сделать танк с дистанционным управлением с экипажем за 1000 км. Прекрасно понимаю, что до этого путь не близкий, но в целом тренд определен. Самое ценное - это подготовленный специалист!
      Всем хорошего дня!
      1. 0
        23 ноября 2024 08:09
        сделать танк с дистанционным управлением

        Было в финскую войну, не зашло, потом немцы во вторую мировую баловались и наши продолжили и тож не очень, бпла в виде управляемых бомб у немцев во вторую мировую у них побольших успехов получились "Кличко С"
    5. +2
      24 ноября 2024 10:56
      СВО показало что танки с экипажем из 4 человек, горят ни чуть не хуже чем из трех.
      1. -1
        24 ноября 2024 11:38
        был случай на этой войне
        мой знакомый на т62 заряжающий
        послали их вперёд
        командир болел
        поехали втроём
        что случилось потом никто не знает
        вернулся танк только с водителем
        заряжающего и наводчика нашли только через месяц
        знакомого частично а наводчика вообще скелетированый...
        зато танк целый...
        1. 0
          24 ноября 2024 11:57
          а контрики не пытались разобраться - что произошло?
          1. 0
            24 ноября 2024 13:57
            они наверняка знают
            просто родственникам ничего не сказали
            1. 0
              24 ноября 2024 14:48
              Слишком уж много непонятного. Или во мне говорит моя ментовская профессиональная деформация личности?
  2. -2
    22 ноября 2024 04:56
    Все таки как показывает опыт, самый "лучший" танк, это тот танк который никогда не воюет, а если конечно расширить экипаж, да желательно женщинами, да еще баньку в танк встроить.....
  3. -1
    22 ноября 2024 05:05
    Где- то рядом с подобной проблемой безэкипажный танк с дистанционным управлением. ( наземный дрон).
    1. -2
      22 ноября 2024 14:11
      Рогозин не даст соврать
      Ceterum censeo Washingtago delendam esse
  4. +14
    22 ноября 2024 06:10
    Поменьше фантези....
    Три человека все могут сделать касательно ТО.
    Расширить возможность взвода ТО батальона, сделать силы и средства обеспечения в роте, начиная от транспорта для командира и машины со стрелой и минимальным набором оборудования, а также для подвоза и срочного ремонта без обращения к батальонный средствам, броневичок или ТПК для стрелков - зенитчиков от дронов, это нужно уже сейчас.
  5. +11
    22 ноября 2024 06:22
    Для качественного обслуживания боевой машины, после возвращения из боя, можно внести изменения в организационно-штатную численность подразделений, добавить по 2-3 человека на каждый бронеобъект, в бою эти военнослужащие непосредственно гн участвуют, а занимаются обслуживанием техники, её небольшим ремонтом, эвакуацией повреждённых машин и отправкой техники в ремонт. Но, как всем, кто служил и тем более воевал, известно, что "лишних людей не бывает", и эти военнослужащие будут задействованы для ораны-обороны, службы в нарядах и тому подобных мероприятиях.
  6. +5
    22 ноября 2024 06:34
    Пора модернизировать технику и оптимизировать экипаж до трех человек...
    Смотрите, в годы ВОв экипаж тяжёлого бомбардировщика Пе-8 состоял из 11-ти человек, ныне экипаж стратегического Ту-160 состоит из четырёх человек: пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем). Но сравнивать технические характеристики обеих машин нет необходимости - всем понятно, чьи возможности и потенциал выше.
    Такое решение должно быть и для танков...Вероятнее всего, для оптимальной работы танка необходим тандем с БМПТ. Вероятнее всего, именно на него нужно возложить задачи по устранению легкобронированных целей и разного рода БПЛА. Нечто среднее между «Терминатором» и ЗРПК...
    Это моё личное мнение, вероятно в стране есть люди более мудрые и с бóльшим опытом и навыками.
  7. +13
    22 ноября 2024 06:34
    Никто же предлагает расширить экипаж Су-34 до трёх-пяти человек, чтобы улучшить его тех.обслуживание... какой-то странный подход. Если экипаж справляется с боевым применением техники, то вопросами тех.обслуживания могут заниматься спецы, не сидящие в боевой машине, а следующие, например, в МТЛБ. Там есть ещё место, куда положить ключи и запчасти. Работать могут вместе с боевым экипажем, а могут и отдельно - если бойцы устали.
    Ну и забавно выглядит утверждение, что Т-34 признали лучшим танком ВМВ. Кто признал? Американцы? Немцы? Другие комбатанты? Всяк кулик своё болото хвалит!
    1. -3
      22 ноября 2024 07:53
      Цитата: Andy_nsk
      Ну и забавно выглядит утверждение, что Т-34 признали лучшим танком ВМВ. Кто признал? Американцы? Немцы? Другие комбатанты?

      American Heroes Channel
      1. -1
        22 ноября 2024 10:35
        Видео недоступно. Наверное Вы хотели мне доказать, что американцы больше любили Т-34, чем свои "Шерманы" . Представил, что бы сказал любой танкист союзников, если бы ему предложили пересесть на Т-34. Но такого, конечно, не случилось. А вот немцам пришлось повоевать на трофейных Т-34, их было немало. Немцы их как могли модернизировали: устанавливали командирские башенки для улучшения обзора, ставили свою рацию и т.п. Но даже после серьёзной модернизации немцы крайне неохотно пересаживались со своих Pz.Kpfw 4.
        1. 0
          22 ноября 2024 19:17
          Цитата: Andy_nsk
          Видео недоступно

          Попробуйте вот так:
          https://www.youtube.com/watch?v=fVg6gFmuRlE
    2. +1
      22 ноября 2024 09:09
      «следующие, например, в МТЛБ» - в мирное время и МТЛБ избыточна, достаточно джипа. А в боевых условиях вторая единица бессмысленна, ибо в атаку не пойдёт, по понятным причинам, а где окажется танк в боевых условиях и в каком состоянии ни кому не ведомо и экипажу придётся рассчитывать только на собственные силы.
      1. 0
        22 ноября 2024 10:23
        По поводу выбора транспортного средства спорить не берусь, отмечу только, что оно должно быть по стоимости значительно меньше танка, должно быть проходимым и вместительным. В нашей конторе юзается МТЛБ в районе Среднего Приобья для перемещения по болотисто-лесистой местности. МТЛБ нас полностью устраивает, ничего избыточного в нём мы не видим. Можно много чего взять с собой. Хотя танкистам, возможно, больше понравится джип.
    3. 0
      24 ноября 2024 18:26
      Американцы и признали, не в курсе?
      1. 0
        25 ноября 2024 02:26
        Все или один?
        Это такой скользкий вопрос...
  8. +8
    22 ноября 2024 06:35
    Самолетом, пожалуй, управлять посложнее, чем танком, а вертолетом еще сложнее. Тем не менее один человек справляется. А по возвращении из полета вокруг машины суетится целая толпа, а летчик отдыхает. Кто или что мешает организовать танковые войска на том же принципе?
    Да, во времена Хруща и мехводу было сложнее - попробуй подергай рычаги да повключай передачи, без всяких усилителей. И с ламповым радио надо было постоянно возькаться, чтоб обеспечивать связь. А по нынешним временам даже один может справиться, двигая мышкой, и даже дистанционно. А с учетом скорости развития искинов, в какой-то момент и один танкист будет лишним.
    1. +10
      22 ноября 2024 08:36
      Если экипаж делает ТО танку , подтягивает гусеницы... и многое другое, стесняюсь спросить ,а почему экипаж самолета не делает ТО самолету типа колеса там подкачивать ... наверное потому, что в авиации так не принято , летчики летают, а техники обслуживают , каждый делает свое дело
    2. 0
      22 ноября 2024 11:28
      Цитата: Наган
      Кто или что мешает организовать танковые войска на том же принципе?

      банально - стоимость танка и его обслуживания приблизится к самолету...
      хотя по-сути вы правы, надо не экипаж увеличивать, а улучшать возможности ТО, причем не только силами экипажа....
      1. 0
        23 ноября 2024 08:31
        А как же пулеметчик? В статье же говорится что убрали пулеметчика и отстреливать живую силу теперь можно только наводчику который может быть занят более тяжелыми целями, в пантере например ввели оператора Дронов как там у него с пулемётом уточнять лень но наверно у него есть турель на башне
        1. 0
          23 ноября 2024 08:50
          но увеличение численности ведет к увеличению веса и тд... Значит нужно сделать с тем же весом и двигателем возможно и корпусом но я бы оставил мехвода посередине, оператору турель на башню самово оператора бпла сзади за пушку но там места нет - удлинить корпус и три места туда вкорячить с люками за башней (два пустыми держать для десанта ну или зенитные и не только ракеты или дроны с вертикальным стартом), а если серьёзно не переделывать то механика слева а оператора справа и ну пулемет от т34
  9. +2
    22 ноября 2024 08:32
    Особое место занимают работы по сокращению численности экипажа танка до двух человек. Из вышеизложенного ясно, что два человека не в состоянии решить все задачи, которые сегодня ставятся перед экипажем танка в бою.


    Угу. У фронтового бомбера экипаж из двух человек справляется, а у танка - нет. Ерунда. Экипажа из двух человек, с учетом современного уровня автоматизации, вполне хватает для ведения боя. Другое дело - обслуживание и ремонт в полевых условиях. Достоинств у сокращения экипажа - хватает. Уменьшение габаритов и массы, возможное усиление бронирования, увеличение БК и т.д. и т.п.
    1. 0
      22 ноября 2024 15:31
      Самолёт возвращает на аэродром, где его обслуживают профессиональные техники.
      Боюсь обеспечить профессиональное тех обслуживание танка после выполнения дневной задачи не получиться.
    2. +3
      22 ноября 2024 16:09
      Цитата: Illanatol
      Экипажа из двух человек, с учетом современного уровня автоматизации, вполне хватает для ведения боя.

      Ага... трёхчасового боя, из которого два часа - следование к месту боя и обратно на базу. А после боя - экипаж уходит, а обслуживанием машины занимаются спецы из ТЭЧ.
      Я думаю, что танкисты не откажутся так воевать. smile
      Они даже как ДА не откажутся воевать: один час боя, десть часов марша. Разбор полётов - и по домам.
  10. -1
    22 ноября 2024 08:55
    В конце войны на смену Т-34-85 был разработан танк Т-54.

    Как-то странно автор описывает хронологию создания советских танков ВОВ.
    Т-54 в 1946г.приняли на вооружение и только с 1947г. стал массово производиться.
    К 1944 году был разработан новый ст: Т-44,но перед ГКО стала проблема.
    Либо остановить производство на несколько месяцев,пока будут менять оснастку под новый ст или оставить Т-34,но дать ему башню от Т-44.
    Выбрали второй вариант,чтобы не на секунду не останавливать производство.
    Что сделали с Т-44?
    Движок разместили не продольно,как в Т-34,а поперечно,это уменьшило длину ст. С лобовой бронеплиты убрали люк мехвода и амбразуру для стрелка-радиста.
    Эти две точки были слабым местом лобовой брони. Люк перехал на верхнюю переднюю часть перед башней,а пулемет установили неподвижно,справа и мехвод мог вести из него огонь.
    Теперь влд (привет из Картошки и Тундры) уже не имел изъянов.
    Обратите внимание на общую высоту Т-44 и Пантеры.
    Однако в серию Т-44 не пошел,сказалась недоработка ходовой и сложное техоблуживание ст.(по сравнению с Т-34-85).
    1. 0
      22 ноября 2024 11:29
      Цитата: dragon772
      Однако в серию Т-44 не пошел

      пошел, но только на заводе в Харькове... bully
    2. +3
      22 ноября 2024 16:18
      Цитата: dragon772
      К 1944 году был разработан новый ст: Т-44,но перед ГКО стала проблема.
      Либо остановить производство на несколько месяцев,пока будут менять оснастку под новый ст или оставить Т-34,но дать ему башню от Т-44.
      Выбрали второй вариант,чтобы не на секунду не останавливать производство.

      Вы путаете Т-44 и Т-43. "Башня нового танка на корпусе старого" - это как раз про модернизацию Т-34-76 в Т-34-85 вместо постановки в серию Т-43 ("Т-34" на максималках smile ).
      А Т-44 делали после отказа от Т-43, полностью при этом отринув старую концепцию максимальной унификации с Т-34. Революция вместо эволюции. В результате получили принципиально новую машину - родоначальника новой линии танков - заплатив за это проблемами при постановке в серию.
  11. +5
    22 ноября 2024 09:17
    Вся эта проблема в нашей армии - стара как мир. И ее решение - РАСШИРЕНИЕ ТЫЛОВЫХ СЛУЖБ НА УРОВНЕ БАТАЛЬОНА (РОТ)!
  12. +3
    22 ноября 2024 10:18
    Как в боевом вертолёте. Пилот и оператор вооружения. Обслуживанием машин должны заниматься специалисты. Надо всё переводить на автоматизацию и цифру. Видео камеры в круг, не только для командира,но и для водителя.
  13. Комментарий был удален.
  14. +1
    22 ноября 2024 11:03
    А почему не посмотреть в сторону авиации или довоенных наработок? Экипаж танка Т-35 составлял 16 человек, из которых 11 сидели в танке, а 5 помогали в обслуживании. В авиации к истребителю приписан не только летчик но и 3, 4 и далее по развитию техников на земле. Вопрос в обеспечении подвижности этих дополнительных членов экипажа. Предложение: боевая единица - танк + бмп. Экипаж (общий) 3+2+8 человек. 3 - сидят в танке, 2 - в бмп, 8 - десант. Обслуживание техники выполняют 13 человек. Можно добавить машину снабжения (для перевозки БК + ЗИП - еще один человек и КРАЗ или аналоги).
  15. +5
    22 ноября 2024 11:03
    Из приведенных данных следует, что если исходить только из объема производства танков и самоходных артиллерийских установок и не учитывать машин, восстановленных в войсках, то наши боевые потери этого вида вооружения более чем в два раза превышали потери немецкой армии. Причины тому – почти полное отсутствие квалифицированных командных кадров в начальный период войны, слабая (из-за поспешности) боевая подготовка личного состава танковых частей в военное время, а также серьезный «просчет на одного человека», допущенный при определении численности экипажа Т-34-76.

    Техническое несовершенство Т-34 и слабость промышленности тактично опущены. А ведь слабая подготовка экипажей вылезала именно из проблем железа и ВПК.
    Как можно учить экипажи тому же вождению, если курс подготовки съедает половину стендового ресурса двигателя (войсковой ресурс из-за регулярного несоблюдения регламента ТО В-2 был ещё меньше)? А новых двигателей промышленность выпускает из расчёта 1 шт. на 10 танков за год.
    Как можно нормально эксплуатировать технику, у которой главный фрикцион по конструктивным причинам умирает через 200-300 км? А поставки запасных ведутся промышленностью примерно с теми же темпами, что и дизелей.
    Что делать командиру, если даже в свободном от наведения орудия состоянии он не может обозреть поле боя, так как приборы наблюдения этого не позволяют. Нет, формально у командира есть аж два прицела и прибор кругового обзора. Вот только:
    Фактически выяснилось, что для того, чтобы работать с прибором кругового обзора надо каждый раз демонтировать ограждение казенника пушки. То есть прибором кругового обзора фактически не пользовались. Перископический прицел позволял при необходимости вращать головку перископа и вести круговой обзор. На практике это было крайне затруднено из-за неудачного взаимного расположения телескопического и перископического прицела, то есть вращать приходилось буквально кончиками пальцев.
    © Д.Шеин
    Так что вот тебе, товарищ командир, телескопический прицел с его узким полем - и наблюдай в него.
    Ах да, для поворота башни командир должен убрать голову от прицела, так как ему не хватает длины рук, чтобы достать до маховичка электропривода, а ручной привод требует усилия 30-32 кг.
    Результат не замедлил себя ждать:
    На 22.06.41 в приграничных округах имелось 935 Т-34. До 01.08.41 на фронт было отгружено ещё 526 Т-34. А в наличии на 01.08.41 на фронте было... 158 Т-34. 1303 танка были потеряны всего за 1 месяц и 1 неделю.
    Для сравнения: за весь 1941 г. было потеряно 1843 Т-34.
    1. 0
      22 ноября 2024 11:32
      Цитата: Alexey RA
      Для сравнения: за весь 1941 г. было потеряно 1843 Т-34.

      Полагаю тут больше изменение тактики применения танков, технически они стали даже хуже из-за эвакуации request
  16. -2
    22 ноября 2024 11:22
    Будущее танков-искусственный интеллект внутри вместо экипажа, который будет управляться оператором и в этом направлении следует двигаться всем, особенно нашему командованию.
  17. +4
    22 ноября 2024 14:07
    Я не танкист, но из того что знаю по теме могу сказать, что возвращение"стрелка-радиста" решение тупиковое. По сути, если говорить о советской "линейке" танков, нужно будет делать новый танк с перекомпановкой корпуса и оборудования. Концепция 3 танкиста-автомат заряжания имеет свои преимущества, которые и нужно развивать.
    1-совершенствовать связь для командира, что бы он пользовался ей как ребёнок гаджетом, 21й век всё таки.
    1а-улучшать автомат заряжания-сделать более надёжным и ремонтопригодным.
    1б-более вместительная и безопасная боеукладка(карусель)
    1в-эргономика и безопасность экипажа(хорошие прицелы, спец-снаряжение, автоматика пожаротушения и сброса избыточного давления и пр.)
    Это так сказать техничка.
    2.В 41м у немцев было понятие резервных экипажей+технари с транспортом в ротах, почему бы не перенять а не изобретать бесколёсные веломашины?
    2.а 5 машин во взводе-4 действуют парами ведущий-ведомый(как истребители) командир командует-помогает-дополняет, плюс можно придать 2 машины типа БМПТ на базе серийного танка.
    2б-командиру роты командирский танк, пусть без пушки, зато со связью и оператором , который будет принимать и отправлять инфу, разведданные, приказы.
    Это так сказать организация.
    3-Повышение противопехотных возможностей отдельного танка и подразделения(снаряды с дистанционным подрывом, плотное взаимодействие со своей пехотой, БМПТ и пр.)
    3а- отсюда необходимость в спецмашинах на базе серийных-командирских, инженерных, БМПТ БМП и пр.
    Это так сказать НИОКР.
    Примерно так я думаю по данной теме.
    Ceterum censeo Washingtago delendam esse
  18. 0
    22 ноября 2024 14:56
    Какой завуалированный ход за введение в экипажи наших танков негра-заряжающего! Только где нам набрать столько негров? У нас они не водятся в товарных количествах.
  19. bar
    +1
    22 ноября 2024 16:13
    Много написано про увеличение численности экипажа для проведения ежедневного ТО. А не проще ли для этого иметь в танковом подразделении некоторую численность механиков, которую без надобности не возить внутри брони? Как пример - авиация. Не летают же на истребителях вместе с экипажем ещё и техники.
  20. +1
    22 ноября 2024 20:02
    Мне кажется, что статья уже "морально устарела". Новые тактические приемы использования танков, которые появились в СВО, предполагают более плотную связку "танк - БПЛА". Поэтому, все чаще обсуждается идея, что БПЛА разных типов должны входить в БК танка, а оператор должен находиться внутри танка. Кстати, немцы такой концепт вовсю рассматривают для танка нового поколения. Это и будет 4-й член экипажа! Наличие "собственных" БПЛА разных типов позволит сильно расширить боевые возможности танка:
    1. Командир будет иметь самый шикарный обзор поля боя, какой только можно!
    2. При необходимости (пыль, дым и пр.) можно дать дополнительный "вид сверху" мехводу.
    3. Для устранения некоторых угроз (ПТУР-щики и т.п.) можно использовать FPV.
    4. Если в комплект включить БПЛА с лазерным целеуказателем, то можно эффективно наводить собственные ПТУРы.
    5. Ну и, естественно, разведка и корректировка огня.
    Понятно, что это требует внесения существенных изменений в конструкцию танка, но, может быть стоит подумать в этом направлении при проектировании следующих поколений танков.
    1. 0
      24 ноября 2024 01:51
      После того как ботан -оператор БПЛА натягается танкового железа ,производя ТО, он джойстик уже шевелить не сможет. laughing
    2. +1
      25 ноября 2024 15:50
      Оператору БПЛА не обязательно в танке сидеть. Главное закрепить за танком БПЛА и оператора. И связь наладить.
  21. +1
    22 ноября 2024 22:43
    Танк будущего долен иметь только одно место для члена экипажа: водителя для эвакуации с поля боя при поломке автоматики. Есть нюансы, однако обещанный нам беспилотный танк в том виде, как опубликовано, тоже невозможен.
  22. +1
    23 ноября 2024 00:07
    Причудливые идеи, рождавшиеся в СА конца 80-х, сейчас, конечно, интересны с исторической точки зрения, но никак не с практической. То есть, когда (уже именно когда, а не если) будет создан безэкипажный танк, в него все равно нужно будет посадить 4 человека чтобы гусеницы менять и пушку салом протирать? А в командирский пятого, чтобы он остальным щи варил? Мне больше нравится французский подход, когда танкам на уровне взвода придают обслугу на бронемашинах. Она в гущу боя с танками не полезет, зато и пешую разведку сделает, и полевой ремонт, и ночью в охранении от диверсантов постоит пока танкисты спят, и те же самые щи сварит, и много чего ещё.
  23. 0
    23 ноября 2024 04:08
    Так может сократить всех этих не нужных генералов, полковников что сидят в непонятных центрах обороны или по кабинетам пылью обрастая и в танковых подразделениях добавить в штат людей для обслуживания и ремонта, сделать второй экипаж на каждый танк и пусть работают. Но скорее всего тут рулит принцип бабы еще нарожают завод еще построит, а начальники сами себя не сократят.
  24. 0
    23 ноября 2024 08:09
    Цитата: Cartalon
    Самолёт возвращает на аэродром, где его обслуживают профессиональные техники.
    Боюсь обеспечить профессиональное тех обслуживание танка после выполнения дневной задачи не получиться.


    Должно получится. Учитывая, что сложность бортового оборудования современного танка (о перспективных уж молчу) вполне сопоставима с таковой у штурмовика (типа Су-25). Кувалды, мата и крепких рук уже не достаточно, не эпоха Второй Мировой, когда танк был бронированным трактором с пушкой.

    Да, потребуется изменение и структурной организации матобеспечения и техобслуживания. Как и ранее, при переходе от тачанок к первым танкам.
  25. 0
    23 ноября 2024 08:22
    Цитата: Alexey RA
    Ага... трёхчасового боя, из которого два часа - следование к месту боя и обратно на базу. А после боя - экипаж уходит, а обслуживанием машины занимаются спецы из ТЭЧ.


    Ну, можно и четырехчасового. laughing
    А вы полагаете, что в конфликтах недалекого будущего танковые части будут совершать многосуточные марши, в отрыве от ТЭЧ? Может примеры подобного приведете, такой автономности? Например, вспомните "Бурю в пустыне" или еще какой известный конфликт?

    Вынужден вас огорчить: тачанки времен нашей ГВ обладали таким ресурсом автономности (в теплое время года), которое никаким танкам и их экипажам и не снились. Но увы...

    Так что ваша ирония - побоку. Именно так и будут воевать танки. Собственно, так они уже воюют на СВО.
    И "абрамсы" и "меркавы" тоже так воевали, надолго отрываться от родных ТЭЧ как бы уже и не получалось. И сильно подозреваю, что текущий или профилактический ремонт по времени вряд ли уступал собственно БД.

    Опять же по аналогии с авиацией. Сколько времени и человеко-часов требовала предполетная подготовка истребителя времен ВМВ, а сколько - требует у современного (4 поколения, про 5 - отдельная песня).
  26. 0
    23 ноября 2024 08:26
    Цитата: anatolv
    Какой завуалированный ход за введение в экипажи наших танков негра-заряжающего!


    И это при том, что янки разрабатывают перспективный танк (на базе того же "абрамса") с АЗ.
    Видно и до них дошло, что дошло ранее до французов и южнокорейцев - АЗ нужен!

    Легким движением руки "абрамс" превращается... "абрамс превращается... в локализованную версию глубоко модернизированного Т-80. laughing
  27. 0
    24 ноября 2024 00:27
    Не танкист, конечно, но если в каждом танке есть дрон-зонд на оптике, мониторящий всё вокруг танка, тем самым облегчая задачи командиру в наблюдении за обстановкой.
  28. +1
    24 ноября 2024 11:43
    I. Экипаж из (двух) трех человек в боевой обстановке не в состоянии обеспечить так же быстро и качественно :
    1.1) требуемого качества технического обслуживания серийного танка;
    1.2) круглосуточную охрану танка:
    1.3) отрывку капониров для танка (если не оборудован отвалом) и окопа для экипажа. ;
    1.4) маскировку танка
    как с большим экипажем.
    2) Ясно, что чем больше экипаж, тем проще решать п.п1.1) -1.4) .
    3) Но уменьшение экипажа танка тогда предполагает иную реализацию п.п1.1) -1.4) с привлечением дополнительных сил и средств со стороны иных подразделений обслуживания и охраны.
  29. 0
    10 декабря 2024 10:34
    Статья правильная, ноооо в реалиях своего времени. И основное и актуальное из не это раздел по то и рост стоимости изделия, в случае сокращения экипажа. Остальное насколько поблекли на фоне роста методов автоматизации, и замена членов экипажа это уже вопрос денежный куда больше, чем технический. Написать по которое будет наводить орудие единым алгоритмом или набором поведенчискх шаблонов (в широком смысле, чтобы оставалась возможность сменить приоритеты в ручном режиме) реально. Но это будет очень дорого и потребует просто колоссальных затрат на подтверждение всех возможных и невозможных требований при ги. С водителем сложнее (нужно куда больше данных) но в теории тоже реально. Плюс к этому в идеале нужно будет увеличивать технический персонал. ПС приведенная статистика по ВОВ очень однобокая и я видел сотни трактовок, что же имело значение при танковом столкновении от нехватки радиостанций, удобства,то, стратегии, авиационной поддержки, артиллерии и тд
  30. 0
    14 декабря 2024 20:36
    " Четыре танкиста и собака ( Пёс !)"
  31. 0
    17 декабря 2024 07:49
    Насчет эффективности ПТ-76, зависит от условий и тактики применения. Например, во Вьетнаме они показали себя с самой лучшей стороны. Конкретно, при внезапных наступлениях в труднопроходимой местности или при купировании наземных прорывов врага в партизанские районы
  32. 0
    19 декабря 2024 15:13
    Видимо, вывод один - максимальная автоматизация + минимум 4 человека в штате + обслуживающие специалисты
  33. 0
    22 декабря 2024 19:20
    Цитата: bar
    Много написано про увеличение численности экипажа для проведения ежедневного ТО. А не проще ли для этого иметь в танковом подразделении некоторую численность механиков, которую без надобности не возить внутри брони? Как пример - авиация. Не летают же на истребителях вместе с экипажем ещё и техники.

    видимо потому что самолеты известно куда вернутся в нормальных условиях.
    только мысли в слух (ничего личного)