Приведет ли удар «Орешника» к повторению «ракетного» противостояния СССР и США 80-х годов

9 233 35
Приведет ли удар «Орешника» к повторению «ракетного» противостояния СССР и США 80-х годов

21 ноября текущего года произошло важнейшее для нашей оборонной отрасли событие. Российские военные успешно атаковали украинский завод «Южмаш» в Днепропетровске новейшей ракетой, разработка которой находилась в строгой секретности.

Изначально в ВСУ распространили информацию о том, что по промышленному объекту был нанесен удар российской МБР, что моментально подхватили многие зарубежные СМИ. Между тем в своём вчерашнем обращении к россиянам президент РФ Владимир Путин заявил, что нашими военными была применена новейшая гиперзвуковая ракета средней дальности «Орешник».



Со слов российского лидера, данный боеприпас способен атаковать цель на скорости до 10 Махов, что делает невозможным его перехват ни одной из существующих систем ПРО.

Также известно, что «Орешник» обладает разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения и может быть использован в ядерном оснащении.

Естественно, данное событие серьезно обеспокоило Запад, особенно европейских членов НАТО, до территории стран которых достает новейшая российская ракета. При этом стоит отметить, что это не первый боеприпас такого класса, который создает серьезные проблемы для США и их союзников.

Напомним, что противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в области вооружений достигло пика в 1970–1980-х годах, когда на арену вышли баллистические ракеты средней дальности. В центре этого «состязания» оказались советская РСД-10 «Пионер» и американская «Першинг-2».

Данные ракетные системы стали символами гонки вооружений, усилив глобальное напряжение и подтолкнув стороны к заключению исторического договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Советская ракета РСД-10 «Пионер», поступившая на вооружение в 1976 году, была модернизированной и более мощной версией ракеты Р-12. Её дальность составляла от 600 до 5000 километров, что позволяло поражать цели практически на всей территории Западной Европы.

«Пионер» оснащался разделяющейся головной частью с тремя ядерными боеголовками, каждая из которых могла быть нацелена на разные объекты. Такая конструкция делала её грозным оружием, способным преодолевать системы противоракетной обороны.
В целом, очень напоминает «Орешник», если не брать в расчёт гиперзвук. Впрочем, за основу для разработки новейшей российской ракеты вполне могла быть взята РСД-10.

В ответ США разработали и развернули ракеты «Першинг-2». Принятая на вооружение в 1983 году, эта ракета имела дальность до 1770 километров, что ограничивало её воздействие только европейским театром военных действий.

Однако американский боеприпас компенсировал отставание в дальности высокой точностью и скоростью. Оснащённая системой наведения на основе радиолокационных карт местности, ракета могла поражать цели с минимальным отклонением, что делало её идеальной для уничтожения ключевых объектов, включая командные пункты и бункеры.

Появление «Пионеров» вызвало серьёзную обеспокоенность в США и НАТО. Советские ракеты могли быть запущены практически незаметно, угрожая европейским союзникам США и подрывая стратегический баланс. Развёртывание «Першингов-2» и крылатых ракет в Европе стало ответной мерой, что ещё больше усилило напряжённость. В итоге угроза взаимного уничтожения заставила обе стороны искать пути к снижению рисков.

Результатом стал договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987 году Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом. Этот документ впервые предусматривал полное уничтожение целого класса вооружений: обе стороны обязались ликвидировать ракеты с дальностью от 500 до 5500 километров. Для выполнения договора были уничтожены 1846 советских ракет, включая «Пионеры», и 846 американских, включая «Першинги-2».

Стоит напомнить, что в 2019 году, в ходе своего первого президентского срока, Дональд Трамп отказался продлевать договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Теперь, после удара «Орешником», республиканец, который 20 января 2025 года вернется в Белый дом, может передумать.

Впрочем, не стоит исключать и нового витка «гонки вооружений».

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    22 ноября 2024 11:48
    приведет ли ...

    Оно и так по факту было бы . Это стало неизбежным после разрыва ДРСМД и объявления США о размещении таких ракет в Европе. Был некоторый смысл в наших заявлениях , что мы не будем делать подобных шагов первыми . Вчерашняя демонстрация показала , что и этот смысл утерян
    1. +4
      22 ноября 2024 12:20
      Я хорошо помню то время, когда в Европе разместили Першинги. В наших СМИ это выдавалось, как нарушение равновесия в Европе, скромно замалчивая то, что теперь утверждается в этой статье:

      Развёртывание «Першингов-2» и крылатых ракет в Европе стало ответной мерой, что ещё больше усилило напряжённость.

      И я никогда не понимал, зачем нам оправдываться перед кем-то. Лучше ставить врага перед фактом и тогда он вынужден будет отступить. Посмотрим, к чему приведет данный факт с "Орешником".
      1. +3
        22 ноября 2024 13:04
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Я хорошо помню то время, когда в Европе разместили Першинги.

        А я носил военную форму в это время...В Европе разместили американские ракеты, а советские ракеты находились на советской территории.
        Таким образом США давали себе выигрыш во времени при нанесении превентивного удара...Именно поэтому они плевали на народы Европы, ставя во главе стран лояльных Вашингтону людей...
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Посмотрим, к чему приведет данный факт с "Орешником".

        Тут не смотреть нужно, а надеяться, что ВГК не отступит от своих слов и не переменит решения...
        1. +3
          22 ноября 2024 14:10
          Цитата: ROSS 42
          Цитата: Сабуров_Александр53
          Я хорошо помню то время, когда в Европе разместили Першинги.

          А я носил военную форму в это время...В Европе разместили американские ракеты, а советские ракеты находились на советской территории.
          Таким образом США давали себе выигрыш во времени при нанесении превентивного удара...Именно поэтому они плевали на народы Европы, ставя во главе стран лояльных Вашингтону людей...
          Цитата: Сабуров_Александр53
          Посмотрим, к чему приведет данный факт с "Орешником".

          Тут не смотреть нужно, а надеяться, что ВГК не отступит от своих слов и не переменит решения...

          Приведет к тому, что будут разрабатываться новые системы пво и ракеты. Деньги у них есть
        2. +1
          22 ноября 2024 15:07
          В Европе разместили американские ракеты, а советские ракеты находились на советской территории.
          Юрий Васильевич, надо признать, что этот фактор не особо пугал народы Европы, и они были только благодарны США, что над ними держат такой зонтик. Мы, конечно, стимулировали редкие демонстрации протеста через структуры компартий и профсоюзов на Западе, но власти не обращали на них внимания. А Першинги они убрали, попросту обманув Горбатого, оставив у себя морские ракеты аналогичного класса, где нам мало чем можно было ответить.
          Это примерно так же, как народы "Варшавского договора", считали до поры, до времени своей защитой наш зонтик над ними. И похоже, союзники по НАТО в Европе боялись нас больше, чем мы их в 70-80 годы. Сегодняшнее время подтверждает этот факт. Их настолько запугала собственная пропаганда о российской угрозе, что они готовы полностью лечь под США. Финляндия и Швеция самый наглядный пример.
        3. +1
          23 ноября 2024 12:04
          Цитата: ROSS 42

          Тут не смотреть нужно, а надеяться, что ВГК не отступит от своих слов и не переменит решения...

          Он уже переменил, - ударил не по коню, а по оглобле. Обещал ударить по производителю ракет и по тому, кто их запустил. А запустили их американские военные. Справедливости ради надо сказать, что и украинцы виноваты, - нехрен позволять матрасникам бить по нам своими ракетами с территории "нэзалэжной".
          А кто мне может пояснить утверждение автора статьи, что "Советские ракеты могли быть запущены практически незаметно". Получается, что пуск "Першинг"ов был очень даже заметен?
      2. 0
        22 ноября 2024 15:54
        В наших СМИ это выдавалось, как нарушение равновесия в Европе, скромно замалчивая то, что теперь утверждается в этой статье:
        Развёртывание «Першингов-2» и крылатых ракет в Европе стало ответной мерой, что ещё больше усилило напряжённость.

        ВикипЭдия говорит, что это только часть "правды":
        К середине 1970-х США развернули в Европе 180 баллистических ракет мобильного базирования Першинг-1. В ответ СССР в 1976 году начал развертывание комплексов РСД-10 аналогичного назначения. Для удержания превосходства 12 декабря 1979 года НАТО приняло решение развернуть в Европе 572 ракеты средней дальности: 108 «Першинг-2» и 464 крылатых ракет BGM-109G «Томагавк» наземного мобильного базирования (для сравнения: в 1987 году СССР имел в арсеналах и на дежурстве 650 ракет[2] РСД-10, из них для европейского театра боевых действий предназначались две трети этого количества).
        1. 0
          22 ноября 2024 16:32
          И что? Ведь на тот момент не существовало договоров о запрете ни Першингов, ни наших РСД-10. И никто ничего не нарушал с их развертыванием. После Карибского кризиса была договоренность о снятии ракет в Турции и на Кубе.... а далее, где угодно ставь, если хватит наглости. Вот они и поставили Першинги...
          1. 0
            22 ноября 2024 16:40
            Ну раз каждый мог делать, что хотел, тогда и не фига писать в статье, а потом на это ссылаться:
            Развёртывание «Першингов-2» и крылатых ракет в Европе стало ответной мерой
            , а количественный состав американцев как раз и свидетельствует об
            Для удержания превосходства
    2. +4
      22 ноября 2024 12:26
      А в выступлении Путина, мне запали слова о предупреждении населения, о предстоящем ударе. Сейчас я вижу. что такие удары наносятся в основном в ночное, нерабочее время. Но ради покошмарить врага, стоило бы взять на вооружение пропагандистский прием, с обозначением суточного срока и более, когда может последовать такой удар.... Пусть работяги боятся выходить на работу, не зная когда им прилетит. Это сломает весь производственный график и внесет смуту в ряды майданутых захистников.
      1. +2
        22 ноября 2024 12:43
        Но ради покошмарить врага, стоило бы взять на вооружение пропагандистский прием, с обозначением суточного срока и более, когда может последовать такой удар.... Пусть работяги боятся выходить на работу

        Да это было бы неплохо .
      2. +2
        22 ноября 2024 13:23
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Сейчас я вижу. что такие удары наносятся в основном в ночное, нерабочее время.

        Все предприятия ВПК Украины работают в три смены, так что шансов, что обошлось без жертв, среди персонала - мало. Еще весной так же прилетело в завод "Авангард" и было большое видео от дочери одного погибшего сотрудника, где она много чего интересного рассказала. Что часть сотрудников, часто и отдыхали в комнатах и подсобных помещениях, чтобы не тратить время на путь домой, что ни кто в бомбоубежище не бегал... То есть там погибло очень много народа из нескольких рабочих смен.
        По ЮжМашу прилетало регулярно, но он строился с учетом применения ЯО и там достаточно много подземных защищенных помещений и цехов, перекрытие которых наши "Герани", "Калибры" и "Хашки" не думаю, что доставали, но вот прилетевшие сейчас "гиперы", даже без ВВ, могли много чего там сотворить
        1. +2
          22 ноября 2024 15:23
          Да. Сергей, наверное кое где работают в три смены с ночной. Но в любом случае, в ночную смену на предприятии всегда меньше народа, чем в дневную. Нет администрации, кадровиков, бухгалтеров и прочего вспомогательного персонала Может поэтому наши удары по заводам и портам, в основном по ночам. Этот факт пока остается неизменным.
          1. +2
            22 ноября 2024 15:32
            Цитата: Сабуров_Александр53
            Может поэтому наши удары по заводам и портам, в основном по ночам.

            Согласен. Но так же не стоит сбрасывать и психологическое воздействие, просидеть ночь в бомбоубежище, а утром идти на работу...такое работоспособность не сильно повышает
    3. +1
      22 ноября 2024 13:04
      Цитата: КВУ-НСвД
      Оно и так по факту было бы .

      Да, все развитие событий к этому ведет, но...
      Впрочем, не стоит исключать и нового витка «гонки вооружений».
      На какое то время может и избежим, хотя для нас, в данной ситуации ракеты такого класса ОЧЕНЬ необходимы.
      Почему избежим? Все упирается в слово "испытание". Американцы уже ранее провели испытание подобной ракеты, но развертывать такие комплексы не спешат, заявляя что пока Россия не начнет развертывание данных комплексов в Европе, они их тоже их там развертывать. Наше руководство делает аналогичные заявления
      1. +1
        22 ноября 2024 13:14
        Вероятно без показательного удара было уже не обойтись . Следующий шаг , наверное - возобновление ядерных испытаний путем запуска чего то со спецчастью по Новой Земле . Причем показательно не с Плесецка или КапЯра , а с корабля или наземной установки , причем серийных или готовых к серии
        1. +1
          22 ноября 2024 15:34
          Причем показательно не с Плесецка или КапЯра , а с корабля или наземной установки

          Это вряд ли... На такой риск никто не пойдет с ядерным оружием. А вдруг не долетит и упадет не там, где надо? Для этого и существуют полигоны и даже учебная стрельба ракетами по ним, ведется маломощными заменителями БЧ, с взрывчаткой не больше, чем у хорошего снаряда, лишь бы обозначить место попадания. А то и просто, ограничиваются болванкой, которая при гиперзвуковой скорости делает нормальную воронку.
  2. -4
    22 ноября 2024 11:54
    Приведет ли удар «Орешника» к повторению «ракетного» противостояния СССР и США 80-х годов?
    Привели ли к такому противостоянию Авангард, Сормат, Посейдон, Буревестник?
    Вспомните заявление России 3.01.2022 г. в составе "ядерной пятерки" в которую кроме Китая входят США, Великобритания и Франция: ".... считают своей первоочередной ответственностью недопущение войны между государствами, обладающими ядерным оружием, и снижение стратегических рисков".
    Судя по всему власть России с 1991 года является колониальной администрацией США.
    Именно по этой причине Россия позволила США/Великобритании без помех подготовить войну стран НАТО и Японии на свое уничтожение и создать на своей территории (!) плацдарм для захвата НАТО Курской АЭС.
    Именно по это причине Россия "угрожает" НАТО и США/Великобритании не ставя их в опасность, и не разрушая план своего уничтожения.
    США/Великобритания боятся только народа России, который может взбунтоваться и разрушить план своего безопасного уничтожения на Европейской бойне.
  3. 0
    22 ноября 2024 11:55
    Непонятно на что надеялись амеры ,выходя из договора? На то ,что ,,экономика разорвана в клочья,, у нас, и мы не сможем воспроизвести РСМД? Просчииались янки!
    1. -2
      22 ноября 2024 12:37
      на то на чтор и сейчас надеж полно)))на власть гринкард и прелесть пляжей Майами
  4. 0
    22 ноября 2024 11:56
    Теперь, после удара «Орешником», республиканец, который 20 января 2025 года вернется в Белый дом, может передумать.
    Опять что ли ракеты порежем ?
  5. -5
    22 ноября 2024 12:00
    Америке РСД в принципе-то и не так нужны как нам. Першинги были созданы для Европы, а самой Америке они бестолку, против кого они их применят? А вот СССР был окружен НАТО и другими вассалами. Так что это еще вопрос кто остался в выгоде - СССР или США?
    1. -1
      22 ноября 2024 12:36
      Цитата: лесничий
      Америке РСД в принципе-то и не так нужны как нам. Першинги были созданы для Европы, а самой Америке они бестолку, против кого они их применят? А вот СССР был окружен НАТО и другими вассалами. Так что это еще вопрос кто остался в выгоде - СССР или США?

      fool fool fool
      А вы спросите у СССР: кто остался в выгоде?
      Ответ здесь опубликуйте. wink
      1. -1
        22 ноября 2024 12:41
        А чего спрашивать, если из моего комментария и так понятно. Я ведь выше писал, что амерам они не сильно то и нужны были, а вот СССР остался ни с чем. Или вам подробнее разжевать надо?
  6. -1
    22 ноября 2024 12:01
    Обязательно приведёт, к бабке не ходи. Капитализм в принципе не умеет разрешать противоречия иначе как войной.. Другое дело - на этот раз, я думаю, Запад таки проиграет.. Расклад сил уже не тот.
  7. Началось судоржное измерение длины -толщины и сравнение добра в зеркале !
    Наши оппоненты непрерывно задаются вопросом :" А не ммммм...долбанет ?!" и склоняются,что таки долбанет. Их мантры о том,что Китай и Индия осудят Россию , в таком развитии ситуации будут уже прошлой историей в которой Земля будет другой!
    Какой? А никто не знает, но История Земли начнется заново.
    Не думаю,что за лужей мечтают об этом и надеюсь,что в окружении старого и больного человека найдутся те, кто примет верное решение.
  8. +3
    22 ноября 2024 12:08
    Советская ракета РСД-10 «Пионер», поступившая на вооружение в 1976 году, была модернизированной и более мощной версией ракеты Р-12.

    Прежде чем такое писать, надо бы поинтересоваться существом вопроса. У Р-12 и РСД-10 общее только классификация - БРСД.
  9. 0
    22 ноября 2024 12:19
    Принятая на вооружение в 1983 году, эта ракета имела дальность до 1770 километров, что ограничивало её воздействие только европейским театром военных действий.

    А если ещё и вспомнить где проходила в 1983 году граница противостояния НАТО/ОВД. то да, только европейским театром военных действий. wink
  10. -2
    22 ноября 2024 12:53
    Появление «Пионеров» вызвало серьёзную обеспокоенность в США и НАТО. Советские ракеты могли быть запущены практически незаметно, угрожая европейским союзникам США и подрывая стратегический баланс. Развёртывание «Першингов-2» и крылатых ракет в Европе стало ответной мерой, что ещё больше усилило напряжённость.

    Суть планов США - уничтожение социалистической державы (СССР) чужими руками. Они не собирались воевать на своей территории. Именно поэтому они «взбеленились», когда на Кубе вдруг появились советские ракеты, неся своим появлением ИМЕННО ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ.
    * * *
    Действовать зеркально - прекрасно...
    Давайте создадим такую ситуацию, при которой, при уничтожении американским оружием ресурсов России, будет происходить уничтожение американской инфраструктуры российским оружием.
    Это и будет зеркальным ответом...
  11. +1
    22 ноября 2024 15:30
    Как весь мир перевозбудился от новой метлы из ближайшего орешника, работающей со скоростью 10 махов! Надо бы за попкорном сгонять.
  12. 0
    22 ноября 2024 15:31
    Ответа «Орешником» зарвавшимся натовцам, думаю, вполне достаточно. Доходчиво.
    Вместе с тем, сложившуюся ситуацию кратко можно описать следующим образом: страны НАТО стали наносить ракетные удары по России с территории Украины, прикрываясь фиговым листком в виде украинских мехводов, которые будут выводить ракетные шасси на огневые позиции.
    Возможно, если орехов им мало, нам не надо сильно заморачивать себе голову, а ответить зеркально. Сообщалось, что на освобождённых территориях Харьковской области есть подразделения Украинской армии, сражающиеся с неонацистами, захватившими власть в стране.
    Мы точно так же имеем полное право помогать украинским патриотам, как и натовцы. И то, что мы до сих пор не помогли им с дальнобойным оружием, это – недоработка, которую можно срочно устранить. Чтобы украинцы, не смирившиеся с нацистским госпереворотом, могли не только «сбивать стрелы, но и бить по лучникам», находящимся в Европе и, возможно, США.
    Таким образом получается, что украинцы с украинской территории смогут наносить удары по организаторам и спонсорам гражданской войны на их Родине. А российских мехводов в этой техники не будет, так же, как натовских в западной технике.
    Итак всё по честному: как аукнется, так и откликнется.
    Уверен, что никто с этим спорить не будет.
    Остаётся только пожелать ракетчикам Украинской Народной армии успехов в их высоком профессионализме.
    1. -1
      22 ноября 2024 17:29
      Идея неплохая, однако есть и препятствия:
      1. Дальности имеющихся у Украины ракет не хватит, чтобы достать до США, а на своих рабов из НАТО американцам наплевать - они сами его бросают в огонь войны с нами.
      2. Колониальная администрация США/Великобритании, cидящая (судя по всему) в Москве с 1991 года, не будет так поступать по отношению к метрополии и ее вассалам.
  13. -1
    22 ноября 2024 16:54
    Для выполнения договора были уничтожены 1846 советских ракет, включая «Пионеры», и 846 американских
    Такое "равное" количество, это явная победа дипломатии Горбачева и Шеварднадзе. Жаль, что не нашлось того, кто мог бы дать им хорошенько по рукам
  14. 0
    23 ноября 2024 12:35
    Цитата: Себастьян Аристархович Перейра
    Началось судоржное измерение длины -толщины и сравнение добра в зеркале !
    Наши оппоненты непрерывно задаются вопросом :" А не ммммм...долбанет ?!" и склоняются,что таки долбанет. Их мантры о том,что Китай и Индия осудят Россию , в таком развитии ситуации будут уже прошлой историей в которой Земля будет другой!
    Какой? А никто не знает, но История Земли начнется заново.
    Не думаю,что за лужей мечтают об этом и надеюсь,что в окружении старого и больного человека найдутся те, кто примет верное решение.


    "Не думаю,что за лужей мечтают об этом и надеюсь,что в окружении старого и больного человека найдутся те, кто примет верное решение."

    Возраст и у них, и у нас действует на человека одинаково. Старит.
    А верно или не верно решение, это только лет через 50-70 будет понятно.
  15. 0
    24 ноября 2024 12:00
    Новый анекдот на эту тему ,ВВП на совещании представителей от МО РФ рассказал военным о новых ракетах , наши военные в шоке от услышанного ,главком РВСН с нервным стрессом подал в отставку как некомпетентный человек.