Бетонные норы серых волков

125 608 35
Бетонные норы серых волков

Способы защиты подлодок в базах были для Кригсмарине более чем актуальны: дело в том, что тактика «волчьих стай» предусматривала концентрацию подводных сил в таких масштабах, что никаких баз для рассредоточения субмарин не хватило бы. Следовательно, накрыть в гавани одновременно несколько подлодок английская авиация имела достаточно высокие шансы. В конце 1939 года немецкие адмиралы приняли решение о строительстве бункеров для U-boot'ов в открытых пространствах вблизи рек (чтобы удобнее было организовывать снабжение, не привязанное к железным дорогам).


Бункер Elbe II, вид сверху и спереди

Первые «U-boot-bunker» – бункеры для подлодок, были построены в 1940 году на территории Рейха — в Гамбурге «Elbe II» и на Гельголанде – «Nordsee III». Строились бункеры силами «Организации Тодта», имеющей опыт реализации крупных проектов в лице сети автобанов.



Строительство простым не было: в Гамбурге очень неудобная для подобных сооружений почва (ил). Поэтому возводили бункеры кесонным методом: фундамент здания строили на сваях, для установки которых приходилось размывать дно. На создание одного пенала бункера (в котором их было два) тратилось порядка 2500 свай сечением 38х35 см. Каждая свая выдерживала нагрузку в 60 тонн, и такая прочность лишней не была: количество железной арматуры на кубометр фортификационного бетона составляло 49 кг. Всего на строительство стен и крыши ушло порядка 50 000 кубометров железобетона. Очень немного в сравнении с будущими бункерами (там, смешно сказать, крыша была всего 3 метра толщиной!), но лиха беда начало! Бункер был сдан в марте 1941 года и эксплуатировался до конца Войны.


Завод-бункер «Валентин»

Помимо бункера для укрытия подлодок, недалеко от Гамбурга, в Фарге, на реке Везер, был построен бункер-завод «Валентин». В строительстве завода были задействованы порядка 10 тысяч заключённых концлагерей и военнопленных. 6 тысяч из них погибли от тяжёлой работы и недостаточного питания. На заводе строили (точнее — собирали из секций, подвозимых по Везеру) знаменитые подлодки XXI серии.

Про пеналы стоит сказать отдельно. Все U-boot-bunker'ы делились на не связанные друг с другом «пеналы» — отдельные доки длиной 80-90 метров и шириной 10-17 метров. В одном пенале могли обслуживаться одновременно от 2 до 4 субмарин. Пеналы разделялись толстыми опорными стенами, поддерживающими бомбостойкую крышу. Даже если бомба пробивала крышу, то поражался только один пенал, а соседние оставались невредимыми. В крупных бункерах один или несколько пеналов могли выступать в роли сухого дока.

На крыше первых гамбургских бункеров для маскировки размещались макеты административных и офисных зданий, но впоследствии крыши чаще использовались для размещения батарей зенитных орудий. Спереди пеналы запирались массивными воротами, а задняя часть бункера занималась складскими помещениями, ремонтными мастерскими с широким набором станков и оборудования, сюда же подходили железнодорожные пути, по которым подвозилось всё необходимое для ремонта, обслуживания подлодок и необходимые для дальнего похода припасы.


Вилла Керневель — любил «папаша Дёниц» воевать с комфортом!

Но своего пика строительство бункеров для подлодок достигло в 1941 году, после захвата Франции и Норвегии. Атлантическое побережье этих стран было значительно удобнее для «волков Дёница» в плане выхода в Атлантику. Свою штаб-квартиру вице-адмирал организовал в Лорьяне, на вилле Керневель. Соответственно, и самое большое количество бункеров было построено в Лорьяне — шесть штук! В них базировались 2-я и 10-я флотилии подлодок.


Бункер в Бресте — один, но большой!

В Бресте бункер был выстроен только один, зато — самый большой! Он имел 15 пеналов, в которых базировались 1-я и 9-я флотилии подлодок. Размеры исполинского сооружения составили 300х175х18 метров, толщина опорных стен – 1-2 метра, толщина крыши изначально – 4,2 метра, но впоследствии доведена до 6,1 метра. По углам крыши бункера размещались небольшие бункеры для зенитных орудий. Строительство здания заняло 500 дней и было закончено в 1942 году. А уже 4 сентября 1944 года отсюда ушла последняя субмарина — U-256: к Бресту подходили союзные войска, и сооружение было оставлено...


Бункер в Сен-Назере

В Сен-Назере был построен бункер немного меньших размеров — на 14 пеналов, в которых базировались лодки 6-й и 7-й флотилий. Из его 14 пеналов 8 могли работать в качестве сухих доков. Бункер имел длину 300 метров, ширину 130 метров и высоту 18 метров. Между пеналами 5-6 и 12-13 имеются проходы, дающие доступ к верхним уровням бункера, где располагались 62 мастерские, 92 общежития для экипажей подлодок, 150 подсобных помещений, 20 насосов, 4 кухни, 2 пекарни, 2 электростанции, ресторан (любили «волки Дёница» служить с комфортом!) и госпиталь. База подлодок в Сен-Назере была объявлена Гитлером «фестунгом», поэтому гарнизон под командованием генерал-лейтенанта Юнка держался до 8 мая 1945 года, и только узнав о капитуляции Рейха — сложил оружие.


Строительство бункера в Ла-Рошели

3 флотилия U-boot'ов базировалась на Ла-Рошель, само собой, здесь также был построен бункер! Правда, сравнительно небольшой: 192х165х19 метров, 10 пеналов, крыша толщиной 7 метров (точнее — 3,5+3,5 метра: между слоями бетона для большей общей стойкости конструкции сделали воздушную прослойку). Зато его все знают: именно здесь снималась знаменитая картина «Das Boot» с Юргеном Прочновым в главной роли. И «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» – тоже, только в этой киноэпопее с хронологией жуткие нестыковки: там Война ещё не началась, а бункеры уже построены, но любят её не за это! На строительство бункера ушло 425 тысяч кубометров бетона: понятно, почему я написал, что 50 тысяч кубометров бункера Elbe II в Гамбурге это смешно? Строили бункер 2143 рабочих организации Тодта, работали днём и ночью, так что в 1943 году бункер вступил в строй.


Бордо — итало-германский бункер BETASOM

Пятой точкой, на территории оккупированной Франции, где был построен бункер для подлодок, стал Бордо. Это сооружение даже получило своё название: BETASOM. Дело в том, что здесь изначально базировалась союзная немцам флотилия итальянских подлодок, так что бункер назвали по первым буквам итальянских слов «Бордо» и «Субмарина» («Sоmmergibile»). Бункер имел 245 метров в длину, 162 метра в ширину и 19 метров в высоту. Итальянцы выходили из Бордо в море до 1943 года, когда Италия вышла из войны, а бункер заняли немцы.


Тронхейм — бункер «Дора-1» в современном состоянии

Помимо Франции построили немцы бункер для подлодок и в Норвегии, в Тронхейме. Впрочем, построили они далеко не только бункер: у Гитлера были большие планы на заселение Норвегии немцами, поэтому Албертом Шпеером был здесь построен целый нацистский город — Нордштерн (Северная звезда, однако!). Из Германии приехало 300 тысяч немецких «колонистов»: проект поддержали как Карл Дёниц, так и Эрих Редер: базироваться и ремонтироваться здесь должны были не только субмарины, но и линкор «Тирпиц».

Бункер получил имя «Дора-1». Почему такое имя? Ну, его строили заключённые из концлагеря «Дора». Бункер имел размеры 153х105 метров, бетонная крыша — толщину 3,5 метра. По проекту бункер должен был быть двухэтажным: на втором этаже, как обычно, размещаться мастерские, помещения для экипажей, склады и всё такое прочее. Но... норвежцы помогать немцам не спешили, а мешать — старались всеми силами. Местных стройматериалов добыть не получилось: почти всё до последнего гвоздя приходилось везти из Германии. Потому и не срослось со вторым этажом. Строительство бункера «Дора-2» по той же причине завершено не было, а от строительства «Доры-3» и вовсе отказались.


Бомба «Гранд Слэм» — единственное противоядие против бункеров для U-boot'ов

Как оценить строительство III Рейхом бункеров для подлодок? Однозначно — как очень удачное решение! Союзники с самого начала знали, что это за сооружения, но ничего не могли с ними поделать до конца Войны. Обычные бомбы их бетонные крыши не брали, а специальные бетонобойные бомбы «Толлбой» и «Гранд Слэм» появились только под конец Войны. Поэтому единственными поражёнными авиацией союзников бункерами стали бункер-завод «Валентин» в Фарге и бункер в Гамбурге, в которые угодили два «Гранд Слэма». Вот только произошло это уже в марте 1945 года, когда на подобные операции можно было, по большому счёту, не заморачиваться...
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 ноября 2024 06:57
    Подход у них всегда основательный был.
  2. +2
    29 ноября 2024 07:12
    Цитата: Герхард фон Цвишен
    Бомба «Гранд Слэм» — единственное противоядие против бункеров для U-boot'ов
    Эта бомба была введена в войска уже к самому концу войны и в основном применялась для разрушения пусковых установок "Фау" и разрушения подземных заводов. К моменту создания этой бомбы, немецкий подводный флот уже лежал при смерти
    1. +2
      29 ноября 2024 08:11
      Так и есть. К тому же попасть этой дурой в бункер было сложно: что бы пробить крышу надо было бросать с предельной высоты, так что я удивляюсь, что ими вообще что-то удалось поразить…
    2. +1
      29 ноября 2024 15:39
      Цитата: Голландец Михель
      К моменту создания этой бомбы, немецкий подводный флот уже лежал при смерти

      Согласно Брикхилл П., Баркер Р. "Убийцы кораблей. Затопить Германию!", 617-я эскадрилья бомбила Брест, Лориан, Бордо и Ла Паллис в 1944 году, после высадки в Нормандии. Использовались "Толлбои".
      1. +2
        29 ноября 2024 18:09
        Цитата: Alexey RA
        617-я эскадрилья бомбила Брест, Лориан, Бордо и Ла Паллис в 1944
        Речь идёт о "Гранд Слэм", которая поступила на вооружение только в апреле 1945 года, а она уже посерьезней Толлбоя будет
        1. +1
          2 декабря 2024 10:29
          Очень интересная статья! Спасибо автору!
          Сейчас такие бункеры для наших лодок тоже бы не помешали, они гораздо дешевле подводной лодки!
  3. +1
    29 ноября 2024 08:15
    Сумрачный Тевтонский гений, бункера для подводных лодок, зенитные башни, башни Винкеля, подземный комплекс "Гигант" в Селезии, Зал Народов (не построен), впечатляет. Такое ощущение что это комплекс несостоявшегося архитектора.
    1. +2
      30 ноября 2024 13:12
      у СССР был проект пограндиознее Дворец Советов но достроить не дали
  4. +3
    29 ноября 2024 08:42
    Цитата: mr.ZinGer
    бункера для подводных лодок, зенитные башни, башни Винкеля, подземный комплекс "Гигант" в Селезии, Зал Народов (не построен), впечатляет. Такое ощущение что это комплекс несостоявшегося архитектора.
    Архитекторы у этих сооружений были разные, а вот заказчик один - Гитлер, любивший гигантоманию. У нас тоже перед войной задумались построить Дворец Съездов, на вершине которого была бы установлена гигантская вращающаяся вместе с Солнцем фигура Ленина. Помешала война...
    1. +11
      29 ноября 2024 09:00
      По мне лучше Дворец Советов или бассейн "Москва". Лучше чем храм Христа Спасителя, совсем невнятное сооружение. Кронштадский Морской Собор Василия Аркадьевича Косякова, вот где красота.
      1. +7
        29 ноября 2024 09:08
        Цитата: mr.ZinGer
        По мне лучше Дворец Советов или бассейн "Москва". Лучше чем храм Христа Спасителя
        В самую точку!
      2. +2
        29 ноября 2024 11:18
        Да. Кронштадский собор- красавец!!!
        1. +3
          29 ноября 2024 11:58
          До этого русский архитектор В.А. Косяков возвёл очень похожий Собор во имя Св. князя Владимира в Астрахани. Местные жители, в шутку, так его и называют, Малый Кронштадтский.
      3. -6
        30 ноября 2024 15:48
        Такую лютую чушь мог написать только совсем уж законченный безбожник - мягкая выражаясь))
        Кстати, внятное сооружение взорвали вот такие же любители бассейнов и нелепых дворцов с красным идолом на крыше, на месте священного храма.
    2. +9
      29 ноября 2024 09:46
      Цитата: Luminman
      заказчик один - Гитлер, любивший гигантоманию. У нас тоже перед войной задумались построить Дворец Съездов.. .

      М.б. дело не в гигантомании, а в стремлении на деле показать и использовать преимущество системы, позволяющей мобилизовать огромные средства и силы в короткие сроки. Великие стройки первых пятилеток - про то же самое. Общее у них одно - ставка на концентрацию, объединение усилий, выражающаяся и в процессе стройки, и пространственно , в архитектуре - всё под одну крышу, один фундамент.
      1. +2
        29 ноября 2024 10:43
        Цитата: cpls22
        М.б. дело не в гигантомании, а в стремлении на деле показать и использовать преимущество системы, позволяющей мобилизовать огромные средства и силы в короткие сроки
        В Туркменистане установлен большой золотой памятник Туркменбаши, первому президенту. Тоже, наверное, показывают преимущество системы? wink
        1. +7
          29 ноября 2024 11:30
          Цитата: Голландец Михель
          В Туркменистане установлен большой золотой памятник Туркменбаши, первому президенту. Тоже, наверное, показывают преимущество системы? wink

          Тут не про памятники, а про вполне утилитарные объекты. К монументальной пропаганде они не имеют отношения, хотя и поддерживают её стилистику.
          В эту же кучу можно и статую Свободы свалить, и гигантских Будд, и даже Египетские пирамиды. Но не надо их путать с ДнепроГЭСами или мостами.
          С одной стороны - показуха, и реальное дело - с другой.
          1. +1
            29 ноября 2024 15:13
            Цитата: cpls22
            Но не надо их путать с ДнепроГЭС
            ДнепроГЭС, весьма необходимый для экономики объект и если бы он был ещё больше, было бы ещё лучше. Его не надо путать с гигантскими, дорогими и ничего не значащими постройками
        2. +4
          29 ноября 2024 12:15
          показывают преимущество системы?
          Ну туркмены вроде на российских рынках не торгуют и улицы российских городов не подметают.
          1. +3
            29 ноября 2024 15:16
            Цитата: Болторез
            Ну туркмены вроде на российских рынках не торгуют и улицы российских городов не подметают
            Это все потому, что границы у них наглухо закрыты. А вот как откроют, тогда и на рынках появятся и улицы подметать будут. И до вашего острова доберутся. Готовьте хлеб-соль wink
            1. +2
              29 ноября 2024 15:23
              границы у них наглухо закрыты
              Если живется плохо- то границы по морю и пустыне перекрыть нереально. У них там нефтегазовый социализм для своих, благо их всего 7 миллионов и на всех хватает (4е место по залежам газа).
        3. 0
          4 декабря 2024 17:18
          Системы канализации по отведению сточных вод...
      2. +9
        29 ноября 2024 11:58
        Великие стройки первых пятилеток - про то же самое.

        У меня дед, за грехи молодости, строил Беломор-Канал. Про «грехи» не рассказывал - стыдился, а своим участием в стройке - гордился.
        Всем хорошего дня!
      3. +4
        29 ноября 2024 15:30
        Я думаю, здесь вопрос не гигантомании, а того, что у Гитлера под рукой оказались ресурсы всей Европы. Почему построил? Потому что мог! Не мог бы - занялся бы рассредоточением подлодок, маскировкой и прочими дешёвыми полумерами. Но он - мог....
  5. +3
    29 ноября 2024 10:25
    Видел такой в Лорьяне. В гавани недалеко от него до сих пор лежит затопленный корпус какого-то судна, чтобы англичане не бросали бомбы на бреющем полёте, с отскоком от воды, как камешки.
  6. +3
    29 ноября 2024 12:15
    Бомба «Гранд Слэм» — единственное противоядие против бункеров для U-boot'ов


    На фото пятиметровая железобетонная крыша бункера Эперлек, пробитая бомбой "Тoллбой"
    Толлбоям бункеры были по плечу (хотя и не со 100% вероятностью- см ниже). Другое дело, что точно кидать их могли поторы эскадрильи во всех RAF и укрытия ПЛ не были самой приоритетной целью во второй половине войны


    Поэтому единственными поражёнными авиацией союзников бункерами стали бункер-завод «Валентин» в Фарге и бункер в Гамбурге, в которые угодили два «Гранд Слэма»


    Два «Гранд Слэма попали в крупнейший бункер "Валентин" пробив крышу толщиной 4.5 метра в западной части. Можно было бы и напистать в статье что это работа той самой 617 -й эскадрильи.

    В Гамбурге, насколько я знаю попаданий "гранд слэмами" не было. Бомбили убежище Эльба-2. Толлбой не смог пробить трехметровую крышу. Еще один взорвался у ворот
    1. +1
      29 ноября 2024 15:42
      Цитата: Engineer
      Толлбоям бункеры были по плечу (хотя и не со 100% вероятностью- см ниже).

      Главная проблема была с высотой сброса - она была вдвое ниже расчётной для максимального пробития. Так что приходилось класть несколько бомб.
      Бомбометание проводилось с высоты 18000 футов, вместо предписанных 40000 футов, так как «Ланкастеры» не могли подняться выше.
      Бункера в Бресте имели крыши толщиной 16 футов. 1 или 2 «толлбоя» раскалывали ее, а остальные пробивали
  7. +4
    29 ноября 2024 15:32
    Обычные бомбы их бетонные крыши не брали, а специальные бетонобойные бомбы «Толлбой» и «Гранд Слэм» появились только под конец Войны.

    «Толлбой» и «Гранд Слэм» - не бетонобойные. По задумке Барнса Уоллеса, эти бомбы должны были уничтожать прочные инженерные сооружения без прямого попадания - точно так же, как раньше сапёры подрывали стены крепостей, подводя под них подкопы и устраивая мины.
    После сброса бомба набирала скорость вплоть до сверхзвуковой, проникала в грунт на несколько десятков метров и разрывалась полностью под землёй, поражая цель ударной волной - "бомба-землетрясение". Прочный корпус бомбы работал в роли сапёра, прокладывающего минную галерею и закладывающего мину рядом с объектом.
    Работа прямыми попаданиями по укреплённым целям изначально не предусматривалась. Но, получив бомбу с настолько прочным корпусом, ВВС рано или поздно должны были дойти до этого.
    Уоллис не проектировал «толлбой» для пробития толстого железобетона, однако оружие оказалось настолько замечательным, что и это было ему по силам, хотя бомбы никогда не набирали положенной скорости. Бомбометание проводилось с высоты 18000 футов, вместо предписанных 40000 футов, так как «Ланкастеры» не могли подняться выше.
    © Брикхилл П., Баркер Р. Убийцы кораблей. Затопить Германию!
  8. 0
    29 ноября 2024 17:44
    Интересная статья - довольно подробно описаны объекты стоянки пл.
  9. +2
    29 ноября 2024 22:25
    Никто не написал, что в СССР в Севастополе (Балаклаве) также построили подземную стоянку для подлодок. Но, она была вырублена в скале и конечно бетоном облицована. Сейчас там музей ( к сожалению), могло бы быть что то военно-полезное.
    1. +2
      30 ноября 2024 02:03
      У нас, на ДВ такой объект назывался "дырка". Его не достроили, потому что проявились ракеты ("томагавк") способные залететь прямо в ворота подобного убежища...
      1. +1
        30 ноября 2024 20:24
        Его не достроили, потому что проявились ракеты ("томагавк") способные залететь прямо в ворота подобного убежища...

        Кто ж знает почему отказались? Может из-за "томагавков"? Однако, шахты стратегов защищают! А чем это отличается? Хотя, может дороговато? Однако, если бы подлодка, по которой попали, на морзаводе Севастополя ремонтировалась под землей в Балаклаве, то была бы цела? А ворота можно делать двойные-тройные, многорядные. От обычных зарядов уберечься можно, а от ядерных наверное трудно или дорого.
        1. +2
          30 ноября 2024 22:06
          Дырка как раз на ядерный удар была рассчитана. Но я сильно сомневаюсь, что подобные сооружения способны выдержать «Орешник» или высокоточную ракету (две, три, пять - столько сколько нужно)в ворота. Это детища другой эпохи, когда у любого оружия были проблемы с точностью…
        2. +1
          2 декабря 2024 10:22
          Цитата: Алексей Лантух
          Кто ж знает почему отказались? Может из-за "томагавков"?

          ЕМНИП, в Балаклаве проблема была такой же, как и с укрытиями для самолётов в ВВС: убежище было спроектировано и построено без запаса - и "Варшавянки" в него влезали примерно как Т-72 в Ил-76. То есть, каждый вход и выход - акробатический номер, шаг влево-шаг вправо - и в ремонт.
  10. -1
    8 декабря 2024 18:20
    Цитата: mr.ZinGer
    Лучше чем храм Христа Спасителя, совсем невнятное сооружение.

    Тем более, это новодел, совершенно утилитарное сооружение.