Какую роль в истории сыграла десятидюймовая труба

12
Какую роль в истории сыграла десятидюймовая труба
Панорама нефтепромыслов на Северном Сахалине


Какую роль в истории может сыграть десятидюймовая труба, да к тому же еще и не проложенная? В определенных условиях довольно значительную. Речь идет о попытке японцев построить нефтепровод на сахалинской нефтяной концессии, которая им не удалась.



Легко добыть — трудно вывести


Японские нефтяные концессии на Сахалине в межвоенные годы — это что-то вроде проверки на глубокое знание истории. Мол, если человек знает, что японцы добывали нефть в северной, советской части Сахалина, значит, причастен к неким таинствам истории, недоступным простым смертным.

Однако, что касается технического оборудования этих японских нефтепромыслов на северном Сахалине, то найти конкретную информацию очень трудно. Кроме скважин, были еще внутрипромысловые нефтепроводы, емкости, узкоколейные железные дороги. В Охе даже действовал нефтеперерабатывающий завод. Что находилось, где и какой мощности — об этом трудно найти сведения даже в японских источниках, весьма щепетильных к точности информации.

Можно подумать, что автор окончательно впал в экономическое «заклепочничество». Однако же, это немаловажный вопрос вот в какой сфере. Почему так мало нефти добывалось японцами на Северном Сахалине?

Запасы нефти японцами исчислялись в 210 млн тонн, и это были, по существу, оценки после первоначальной разведки. Но даже в таком объеме сахалинская нефть могла удовлетворить потребности Японии в нефти. В замечательном труде «Сёва Когё Ши», в котором есть всё обо всём, указано, что в 6-м году Сёва (1931) Япония потребила всего 1,5 млн килолитров нефти, при этом собственное производство составило 331,5 тысяч килолитров, а ввоз — более 1 млн килолитров. Японцы, как уже говорилось в другой статье, делали большие запасы и в том же году имели 782 тысячи килолитров на складах. Потому потребление у них могло быть больше текущего потребления и ввоза.

На Северном Сахалине в 6/7-м году Сёва (1931/32) было добыто 186,7 тысяч тонн или 215,8 тысяч килолитров, а вывезено 272,7 тысяч тонн или 315,2 тысячи килолитров. Сахалинская нефть составляла всего 21% к текущему потреблению или 14,9% к поступившим за год нефтяным ресурсам Японии.

Добывай японская компания порядка 2 млн тонн на Северном Сахалине, и это покрывало бы все текущие потребности Японии. Пик потребления нефти в довоенные годы пришелся на 14-й год Сёва (1939) и составил 3,4 млн килолитров. И в этом случае нефти хватило бы примерно на сто лет.

Вот чтобы понять сущность положения, нужно знать технические детали. Нефти на Северном Сахалине было порядочно, но вывезти ее было трудно. Скважины располагались в нескольких километрах от берега, и еще нужно было нефть перегрузить на танкер. В первые годы освоения сахалинских месторождений японцы подвозили нефть с внутрипромысловых хранилищ к береговым хранилищам цистернами по узкоколейке, а потом перегружали на катера, с которых нефть перегружалась на танкеры, стоявшие на якоре в море.

Сложные условия навигации с июня по октябрь, сильный прибой и слабое развитие инфраструктуры ставили непреодолимые пределы в добыче нефти. В первый год такой вот каторжной работой японцы вывезли 13,8 тысяч тонн нефти, во второй год — 44,8 тысяч тонн (2/3-й год Сёва — 1927/28), хотя было добыто 34,3 тысячи и 77,1 тысячи тонн соответственно. Потом недалеко от Охи соорудили 6-дюймовые морские нефтепроводы, которые начинались от береговых хранилищ и шли к якорным бочкам в 2-3 км от берега, куда мог подойти и ошвартоваться крупный танкер. Так дело пошло веселее. Вскоре отгрузка превысила 200 тысяч тонн в год.


Японские нефтепромыслы на Северном Сахалине.


Серия фотографий электростанции на японских нефтепромыслах.

Таким образом, оборудование сахалинских нефтепромыслов имело большое экономическое и военное значение.

Нефтепровод так и не построили


В 12-м году Сёва (1937) японцы затеяли постройку второго морского нефтепровода, на сей раз южнее Охи, у поселка Катангли, в окрестностях которого тоже были нефтепромыслы. Схема та же: узкоколейка до берега, где предполагалось соорудить нефтехранилище, и сам нефтепровод от емкостей в море к двум якорным бочкам. В отличие от нефтепроводов в Охе, которые были 6-дюймовыми, этот проект предусматривал использование 10-дюймовой трубы.

Это уже была существенная разница. Если 6-дюймовый нефтепровод мог пропустить 18,5 тонн в час, то 10-дюймовый — 69,2 тонны в час. Военно-морской танкер типа «Ширетоко», которых в 1920–1922 годах было построено семь единиц, мог взять на борт 8000 тонн нефти.


Танкер «Цуруми» класса «Ширетоко» в 1922 году.

Новый нефтепровод позволял загрузить его в течение 114 часов или за 4,7 суток, тогда как старому нефтепроводу потребовалось бы 18 суток для его полной загрузки. Это еще если море даст эти сутки.

Интересно, что танкеры типа «Ширетоко» возили нефть на угле и брали 1350 тонн угля для своих паровых машин. На 10 узлах танкер мог пройти 7000 миль, потому эти танкеры в межвоенные годы часто использовали для доставки нефти из-за границы.

Этим делом занялся президент и директор компании «Кита Карафуто Сэкию Кабусики Кайся», вице-адмирал Сейзо.


Он был назначен главой компании 1 июля 1935 года уже после того, как перешел в резерв; в этом году ему было 56 лет. Пост главы компании он занимал до 17 июля 1941 года, после чего на следующий же день был назначен министром промышленности и торговли в третьем кабинете министров принца Коноэ.

Карьера флотоводца у вице-адмирала Сейзо была неудачной. В конце 1923 года ему доверили командовать линкором «Нагато», так он им порулил так, что столкнулся с линкором «Муцу». Сейзо уже собирался было в отставку, но командующий Объединенным флотом адмирал Судзуки перевел его в Министерство военно-морского флота. Будучи неплохим администратором, вице-адмирал Сейзо почти всё время провел в министерстве; его лишь изредка назначали на корабли. Перед выходом в резерв он состоял в военно-морском Генеральном штабе. Вот такой человек занимался вопросами строительства нефтепровода на Северном Сахалине.

Вообще, в компании «Кита Карафуто Секию Кабусики Кайся» было всего три президента и директора, и все три — вице-адмиралы: Дзудзи Наказато (1926–1935), Саконши Сейзо (1935–1941) и Дзиро Кодзо (1941–1944). Последний, кстати, был еще и руководителем Технического военно-морского департамента, а также участвовал в основании Nippon Steel Corporation. Так что есть основания полагать, что вообще фирма по концессионной добыче нефти на Северном Сахалине изначально и всегда была креатурой японского военно-морского флота и главным образом наполняла флотские хранилища нефти и мазута. Как видим, случайных людей руководить этой компанией не назначали.

В подборке документов, связанных с этим вопросом, оказалась копия доклада по строительству нефтепровода в районе Катангли, которую Сейдзо 25 февраля 1937 года отправил в МИД Японии. Сам доклад был адресован министру военно-морского флота, адмиралу Йонаи. В нем излагался план строительства нефтепровода длиной 2300 метров от береговых хранилищ до якорных бочек, с некоторыми чертежами.


План всей инфраструктуры в районе Катангли


Чертеж якорной стоянки для танкера.

Судя по всему, японцы завезли на Сахалин 210 тонн труб и летом 1937 года уже начали строительство, во всяком случае, в письмах в МИД Японии, направленных в июле и августе 1937 года, говорится о том, что монтаж уже был начат, но приостановлен в силу необходимости получить разрешение из Москвы. Министерство иностранных дел вовлекалось в это дело потому, что их дипломаты должны были достичь необходимых договоренностей. Для компании, созданной правительственным распоряжением, это было в порядке вещей.

Японцам, должно быть, казалось, что вопрос будет вскоре решен, но время шло, а разрешения строить не поступало. Наконец, 5 июля 1938 года СНК СССР выпустил постановление «О нефтяной концессии на Сахалине», в котором в прокладке подводного десятидюймового нефтепровода в районе Катангли было отказано.

В этом постановлении упоминается разрешенный в 1937 году шестидюймовый наземный нефтепровод в районе Катангли, но что это был за нефтепровод, куда он вел и откуда — обнаружить конкретных сведений не удалось.

Вот так у нас знают историю. Конечно, на фоне душещипательного открытия типа «СССР продавал нефть японцам во время войны» всякие трубы и емкости выглядят скучно и неинтересно. Но именно в этом и заключался корень вопроса.

Этот десятидюймовый нефтепровод, который так и не построили, вполне мог быть последней соломинкой, толкнувшей Японию в мировую войну.

Об исторической роли десятидюймовой трубы


В конце 1930-х годов нефти в Японии еще было порядочно. В 12-м году Сёва (1937) запасы превысили 1 млн килолитров, что составляло 42% к текущему потреблению. В следующем году они выросли до 1,9 млн килолитров или 67% к текущему потреблению. Но на горизонте уже сгущались тучи.

Ввоз для нужд армии и флота с 1931 по 1936 год вырос вдвое, с 400 до 800 тысяч килолитров, а ввоз для гражданского сектора вырос с 616 тысяч до 1,6 млн килолитров. Япония потребляет всё больше и больше нефти, а собственное производство, то есть добыча собственно в Японии, почти не растет и в 1936 году достигла своего пика — 401 тысяч килолитров. Страна зависит от импорта, а отношения с экспортирующими странами всё более ухудшались, главным образом из-за японской политики в Китае.

Вероятно, сахалинские концессии рассматривались как способ обеспечить надежный приток нефти без вовлечения в большую войну. Поскольку СССР имел право получать часть нефти от японской добычи, то расчет был на заинтересованность в концессионных выгодах.

Японцы были бы в гораздо лучшем положении и, может быть, не втянулись бы в мировую войну, если бы закрепили за собой весь Сахалин. Вернуть Северный Сахалин СССР оказалось не слишком дальновидно.

Но для этого была очень веская причина. Неурегулированность отношений с СССР угрожала вооруженным конфликтом, который после феноменального провала «Сибирской экспедиции» 1918–1922 годов смотрелся чрезмерно высоким риском. Эта военная кампания, полностью неудачная, обошлась Японии в колоссальную сумму 1 млрд иен, истраченных зря. После кризиса 1923 года, обостренного последствиями землетрясения того же года, японское правительство не было настроено на крупные военные авантюры. К тому же в середине 1920-х годов потребление нефти в Японии было не слишком большим и примерно наполовину покрывалось собственной добычей. Флот ходил на угле, автомобилей почти не было, авиация только-только появилась. Лишь военно-морской флот начал переход на мазут и потому имел большой интерес к нефти. Но и руководство флота было против военных авантюр и провело идею о сахалинской концессии.

Прошло чуть более десяти лет, положение радикально изменилось во всех смыслах. Но теперь, после захвата Маньчжурии, у СССР не было особых оснований давать нефть японцам. Идея строительства морского нефтепровода возникла перед намечавшейся войной в Китае, а СССР стал Китай поддерживать. Дай японцам нефть — они захватят Китай.

Но у этого решения была и неочевидная сторона. Отсутствие надежных источников нефти, если СССР не даст японцам нефти, приведет к тому, что японцы начнут интенсивнее силой ломиться в закрытые для них двери.

Скорее всего, разработанный в марте 1938 года штабом Квантунской армии план войны против СССР, вылившийся в неудачные для японцев бои у озера Хасан, имел конечной целью обеспечение условий для захвата Северного Сахалина. Неудача была более чем показательной. Поэтому японцам пришлось отказаться от силового решения своих сахалинских проблем.

Но тогда, в силу ограниченности вариантов, у них оставалась лишь нефть в Юго-Восточной Азии, в первую очередь в голландской Ост-Индии. Там можно было рассчитывать на слабость колониальных войск, отдаленность основных сил метрополии, а также на недовольство местных азиатов европейскими колонизаторами, что облегчало захват. Но чтобы этот план реализовать, надо, чтобы помощь в эти колонии не пришла ни из Европы, ни из США. Из этого с непреложностью следовало, что Японии нужен был Гитлер как союзник, и из этого же вытекал план нападения на военно-морские силы США на Тихом океане.

Так что десятидюймовая труба действительно могла сыграть большую роль в истории, даже не будучи построенной.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 ноября 2024 06:55
    Может и труба, но скорее Хасан, а за ним и Халхин-Гол.
    А статья интересная! Люблю околовоенные заклёпки.
  2. +4
    27 ноября 2024 08:03
    Интересная трактовка. Новый аспект известных событий. Респект автору.
  3. +5
    27 ноября 2024 08:16
    Вернуть Северный Сахалин СССР оказалось не слишком дальновидно.
    Как раз дальновидно. Если бы японцы спокойно качали нефть на севере Сахалина - то не было бы Хасана, следовательно, они могли бы ещё не растерять соблазн напасть на СССР. А когда это делать, как не в конце 1941-го? Результат был бы нехорошим: война на 2 фронта для СССР и нейтральные США, ждущие своей доли...
  4. bar
    +6
    27 ноября 2024 09:36
    Японцы были бы в гораздо лучшем положении и, может быть, не втянулись бы в мировую войну, если бы закрепили за собой весь Сахалин. Вернуть Северный Сахалин СССР оказалось не слишком дальновидно.

    Несомненно были бы в лучшем положении, и возможно не втянулись бы во вторую мировую. Но вот хорошо ли это было бы для нас? На востоке сейчас была бы ещё одна далеко не дружественная и воинственная сверхдержава, которой принадлежал бы и наш Сахалин, и приграничный Китай. Что было бы с остальным Китаем тоже большой вопрос. И наверняка с этой сверхдержавой у наших границ были бы военные конфликты, победить в которых наши шансы были бы так себе. Дальновидно или нет, но получилось как получилось. Япония ввязалась в войну, которую вели в основном США. Нам досталась только Квантунская армия на самом излёте. И Сахалин наш, и борзой сверхдержавы из Японии не вышло. Вывод - что ни делается, всё к лучшему wink
    1. 0
      30 ноября 2024 13:13
      C другой стороны концессия нефтедобычи (добыча нефти без передачи территорий) могла бы изменить историю Холодной войны, в которой сторонами были бы тогда Империя Ямато и США и на их противоборство можно было спокойно смотреть со стороны.
      В этом варианте конгломерат СССР+ГДР+СЭВ мог занять место Китая, став "мировой мастерской", крупнейшей экономикой - и более того, у него это получилось бы лучше, чем у китайцев, так как была своя готовая технологичная база, при условии что он рано и мягко перешел бы к умеренному капитализму с широкими социальными гарантиями, без всяких шоковых терапий и прочих потрясений экономики, борьбе с коррупцией.
      1. bar
        0
        30 ноября 2024 13:28
        Цитата: ycuce234-san
        C другой стороны концессия нефтедобычи (добыча нефти без передачи территорий) могла бы изменить историю Холодной войны, в которой сторонами были бы тогда Империя Ямато и США и на их противоборство можно было спокойно смотреть со стороны.

        Смотреть со стороны вряд ли бы получилось. США для Японии были далеко и по своей инициативе в войну не вступили бы. А с СССР у Японии была бы общая большая граница. При этом неизвестно как закончилась бы наша война с Германией без союзников. В любом случае по окончании войны СССР был бы сильно ослаблен, и сдержать агрессию сильной Японии на дальнем востоке было бы проблематично. А то, что Япония не ограничилась бы концессией, а попыталась бы откусить у нас побольше, никаких сомнений нет. Так что реально получилось совсем не плохо. Во-первых, Япония вынудила США вступить в войну, и тем самым помогла в нашей борьбе с Германией. Во-вторых, она в этой войне самоубилась об США, устранив угрозу нам с востока.
        1. +1
          30 ноября 2024 16:28
          У Японии была альтернатива в виде расширения проникновения в уже захваченные территории у азиатских стран. Связываться ради каких то потенциальных прибавок с весьма сильным индустриальным континентальным государством без сильных внутренних кризисов и с большой армией, активно торгующим с тобой любыми ресурсами, которым тогда был СССР, для островной страны так себе идея. Очевидно что коронный прием - морская блокада, против такого континентального гиганта бесполезна, у которого к тому же все чувствительные болевые точки отдалены от побережья "броней расстояния" на тысячи километров и театр войны с ним это огромная, безлюдная и очень тяжелая по климату и проходимости местность, а на суше любую японскую армию континенталы укатают, оправившись от неожиданности, и только флот успеет унести ласты. Логичнее иметь такое государство в качестве "окна в мировую экономику", ну а СССР мог бы массово приобретать в таком сотрудничестве технологии и на разгром немцев ему можно было выделить больше ресурсов.
          Вполне себе можно было вырулить в политике так чтобы избежать холодной войны и вырасти в экономическую сверхдержаву - ведь экономически более сильная Япония смогла бы отстоять зону своих интересов в войне с США а значит стала бы основным противником американцев в холодной войне.
          А с США Япония начала бы войну все равно - там стоял острейший вопрос о контроле японских морских путей.
          1. bar
            0
            30 ноября 2024 20:04
            Цитата: ycuce234-san
            У Японии была альтернатива в виде расширения проникновения в уже захваченные территории у азиатских стран. Связываться ради каких то потенциальных прибавок с весьма сильным индустриальным континентальным государством без сильных внутренних кризисов и с большой армией, активно торгующим с тобой любыми ресурсами, которым тогда был СССР, для островной страны так себе идея.

            Именно. И одной из таких азиатских территорий был наш дальний восток. Что касается нападения на "государство, торгующего своими ресурсами", то того же Гитлера это не остановило, хотя торговля между нашими странами до 22.06.1941 шла весьма активно. Да и сейчас ничего не изменилось. Гейропа и та же Германия в составе НАТО вполне себе ведёт с нами войну, не смотря на наши плотные экономические связи и наплевав на собственную экономику. Так что в политике логика бизнеса далеко не всегда работает.
      2. 0
        30 ноября 2024 14:02
        Да, это была бы интересная комбинация.
        Но, увы, предпосылок к тому не сложилось.
  5. +1
    27 ноября 2024 12:30
    Цитата: Авиатор_
    Интересная трактовка. Новый аспект известных событий. Респект автору.

    Присоеденяюсь !
  6. +3
    27 ноября 2024 17:51
    "Этот десятидюймовый нефтепровод, который так и не построили, вполне мог быть последней соломинкой, толкнувшей Японию в мировую войну."...Уважаемый автор! А почему не предположить, что последней соломинкой был запрет в сентябре 1937 г. угольному концессионеру «Кита Карафуто Коогио Кабусики Кайса»» эксплуатацию шахты в районе Агнево на Северном Сахалине? Хотя официального расторжения концессионного соглашения не произошло. Концессионер занимался добычей угля в районе Дуэ (Северный Сахалин) для своих местных нужд и занимался вывозом скопившихся запасов в Японию... А ещё одну компанию из Японии «Сакай Кумиай», что также работала на Северном Сахалине Вы почему в своей статье не вспоминаете?...Ещё момент. Участки японцам были выделены в шахматном порядке с участками, которые разрабатывал Государственный трест Сахалинской
    нефтяной и газовой промышленности «Сахалиннефть». В разделе "XI. О плане производственной деятельности концессионера Северо-Сахалинской нефти на 1938/39 операционный год" Постановления СНК СССР «О нефтяной концессии на Сахалине от 05.07.1938 г. говорится: "Разрешить концессионеру добычу, бурение, разведочные работы и жилищно-техническое строительство в объеме, предусмотренном планом концессионера на 1938/39 год за исключением следующих объектов работ:1. Бурение скважины № 73 и технические сооружения в районе Оха, как близко расположенную к границе участка треста «Сахалин-нефти» и к Советской железнодорожной линии.2. Бурение и технические сооружения на 22 и 27 участках в Катангли, на 19 участке в Эхаби II, и раздел разведочной площади Эхаби I на эксплуатационные участки, так как это позволит последнему хищнически разрабатывать месторождение и подсасыванием истощать наши участки." В разделе "VIII. О разрешении концессионеру Северо-Сахалинской нефти расширить береговой участок в Катангли (Набиль) для разгрузочных работ" сказано: "Отказать концессионеру в расширении его берегового участка в Катангли (Набиль), так как просимый им участок отведен под разгрузочные работы и складское строительство тресту «Сахалин-нефть". Раздел"XIII. О прокладке концессионером Северо-Сахалинской нефти подводного 10" нефтепровода в районе Катангли"говорится : "Отказать концессионеру в строительстве 10" подводного нефтепровода в районе Катангли, так как разрешенная Совнаркомом Союза ССР в 1937 году прокладка 6" надземного нефтепровода обеспечивает ему нормальную эксплуатацию месторождения."...Да и 13.11.1940, когда в Берлине министр иностранных дел Германии Риббентроп довел до сведения В. М. Молотова проект соглашения между державами
    «оси» (Германии, Италии, Японии) и СССР о политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи,«Кита Карафуто Коогио» и «Кита Карафуто Секию» на Северном Сахалине работали.Вечером 25 ноября 1940 г. в Москве Молотов пригласил к себе германского посла Шуленбурга и ознакомил его с условиями советского руководства, которыми оговаривалось принятие правительством СССР проекта пакта четырех держав. Среди нескольких пунктов выдвигалось условие согласования секретного протокола между Японией и Советским
    Союзом об отказе Японии от нефтяных и угольных концессий на Северном Сахалине в обмен на соответствующие компенсации. Однако все предлагаемые Советским Союзом секретные протоколы, включая и протокол о сахалинских концессиях, так и не были подписаны.
    В 1941 г. СССР заключил с Японией пакт о нейтралитете, что послужило основой для последующего соглашения о нефтяной и угольной концессиях. 30.03.1944 г. в Москве был подписан протокол, согласно которому концессии на Северном Сахалине со всем имуществом и безвозмездно были переданы Советскому Союзу.
  7. 0
    18 декабря 2024 01:12
    Шикарная статья про скрытые сырьевые мотивы идеологически стертые из официальной истории!

    Как тут не вспомнить тот самый газопровод, который на Украину миллионы кубометров газа поставлял... И поставляет? Там не десять дюймов, там побольше труба.

    И пересекал границу этот газопровод именно у многострадального города Суджи.
    И наше руководство наивно думало, что укры этот городок Суджа не тронут.

    Потому что там проходит ТОТ САМЫЙ ГАЗОПРОВОД, за транзит газа с которого НАШИ ВРАГИ укры с России получают 1.25 млрд долларов в год! https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/08/27/1058334-ukraina-ne-prodlit-dogovor
    И ещё 4-5 млрд долларов в году укры с ЕС получают, как Путин сказал: https://ria.ru/20231011/putin-1902060001.html

    Но психованные укры не оправдали ожидания нашего руководства.
    Газопровод пострадал? Вроде да. Но газ врагам через него в конце августа поставляли:
    https://ria.ru/20240824/gaz-1968209936.html
    даже на МАКСИМУМЕ: https://ria.ru/20240901/gaz-1969787453.html
    - видимо, гуманизм и деньги важнее жителей Суджи...

    Надо прогибаться под ЕС (где активы РФ просто украли) и под укров... такая вот мораль!