Потенциальный танковоз: БАЗ 6х6 как пример реального импортозамещения

42
Потенциальный танковоз: БАЗ 6х6 как пример реального импортозамещения


Мирный грузовик для военного времени


Начать стоит с истории Ипполита Романова, отечественного инженера-изобретателя, создавшего первые отечественные электромобили. На рубеже XIX и XX веков он стал одним из первопроходцев в автомобилизации царской России. Его электрические кэбы отличались прогрессивной по мировым меркам конструкцией – например, каждое колесо приводилось в движение отдельным двигателем. Даже сейчас такую роскошь могут позволить себе далеко не все элитные электромобили.



Ипполит Владимирович в 1899 году представил свои наработки известному промышленнику Петру Фрезе, и они произвели на него хорошее впечатление. В итоге собрали пару легких электрокаров, а чуть позже появился первый отечественный омнибус, у которого конную тягу заменили на электрическую. Машины у Романова были ладные, но не заинтересовали царское правительство, а значит, и денег на амбициозный проект не нашлось. В итоге талантливый русский инженер был вынужден эмигрировать в 1918 году в Соединенные Штаты, где и покинул мир в 1944 году.

К чему вся эта история? К тому, что в России появилась автомобильная производственная компания, названная именем «Романов», и прямо сейчас на её площадках осваивают выпуск тяжеловоза БАЗ 6х6. Завод «Романов» – это пример, как можно на брошенных западными компаниями мощностях организовать сборку суверенных автомобилей. Речь о петербургском предприятии Scania-MAN, которое по понятным причинам пустовало с 2022 года. В итоге получилась сборная солянка, в которой шведско-германская площадка и АО «Романов», которая выводит в серию грузовик с именем БАЗ (Брянский автомобильный завод).

БАЗы почти никогда не были гражданскими автопроизводителями. В советские времена в Брянске построили дублёр Завода имени Лихачёва (ЗиЛ), точнее, его Специального конструкторского бюро. В дальнейшем БАЗ превратился в самостоятельный завод, выпускающий тяжелую технику для армии, но стоящую на ступеньку ниже минских и курганских колёсных гигантов. Сейчас в запутанной схеме именования и принадлежности главного героя БАЗ 6х6 разобраться сложно. Как известно, Брянский автозавод в составе оборонного концерна «Обуховский завод», который в периметре «Алмаз-Антей». БАЗ последние десятилетия заточены работать преимущественно носителями комплексов ПВО и прочих высокотехнологичных изделий. Но «Романов» к Брянску отношения не имеет – это отдельный проект, нацеленный на гражданский рынок.

Причины появления такой запутанной схемы возможны две: первая – БАЗ (который в Брянске) под завязку в военных заказах и ему сейчас не до гражданских грузовиков; вторая – «Романов» пытается дистанцироваться от военного амплуа брянских машин. Последнее поможет обойти международные санкции и активнее продвигать вездеход на внешних рынках. Что-то подобное проворачивал ещё до СВО Камский автозавод, когда вывел за пределы периметра оборонный «Ремдизель». Впрочем, уйти от санкций это не помогло.


БАЗ 6х6 выйдет на рынок летом 2025 года

Бегство зарубежных автопроизводителей из России, помимо массы неприятностей, создало массу возможностей. Например, БАЗ 6х6 никогда бы не нашёл себе площадку для сборки, если бы не пустующие площади Scania-MAN под Санкт-Петербургом в промзоне Шушары. Как уже говорилось выше, Брянск сейчас под завязку в военных заказах. Как КамАЗ, «Урал», УАЗ и другие. Остаётся только заимствовать любезно предоставленные западными «партнёрами» производственные площади.




Сразу стоит оговориться, что герой материала БАЗ 6х6 – это сугубо гражданская машина. По крайней мере, пока. Здоровяк занимает пустующую нишу тяжелых полноприводных грузовиков для непростых климатических условий. Первыми эксплуатантами станут геологи, нефтяники и прочие работники экстремального профиля. Особенностью грузовика стало почти тотальное использование отечественных компонентов. Мосты, двигатель, подвески, белорусская рама, кабина, трансмиссия – всё наше отечественное. Телеграм-канал «Русские автомобили» комментирует импортозамещение на БАЗе:

«Симметричные лонжероны рамы (покрытые катафорезным грунтом) делаются жодинским Кузнечным заводом тяжёлых штамповок. Моторы и коробки передач – ярославские, редукторы приходят с «материнского» БАЗа (из Брянска), а раздаточные коробки – из Набережных Челнов, от ЗМТ. Все остальные детали – тоже от российских или белорусских поставщиков: Борисовского завода гидроусилителей, Обуховского завода, Августа, Ростара, Хорса, Итэлмы… Даже мультимедийное устройство в кабине – и то называется русским словом «Молния», хотя, конечно, сделано в Китае (возможно, это единственная китайская деталь в этой машине).»

В качестве исключения можно назвать упомянутого поставщика электронного оборудования «Итэлма», которая наладила импортозамещение большинства компонентов (АБС, системы управления двигателем, мультимедиа и прочее), но чипы и некоторые микросхемы приходится ещё закупать в Китае.

Крепкий малый


Читателям и авторам «Военного обозрения» нельзя было пройти мимо новости о готовящемся к серии БАЗ 6х6. Во-первых, это редкий случай разработки столь непростой машины с нуля. В России десятилетиями занимались копированием европейской, а сейчас китайской техники. И вдруг такой красавец. Во-вторых, внимание к персоне грузовика неслучайно в связи с ситуацией в стране. Никто не умаляет потребности нефтяников и геологов в тяжелой машине, но и про военные нужды не стоит забывать. БАЗ 6х6 впервые появился на публике почти два года назад, и уже тогда стало понятно, что для армии это лакомое изделие. Прежде всего, в качестве танковоза, которых на фронте никогда много не бывает. Особенный дефицит сейчас тяжелых машин, способных тянуть тралы не только по асфальту.

БАЗ 6х6 от «Романова» получился крепким малым, и что немаловажно – конструкция изделия уже зафиксирована для прохождения всех необходимых сертификационных испытаний.


Если в мае 2023 года мы писали скорее о поисковом прототипе или демонстраторе технологии, то сейчас речь идёт о машине, которая в ближайшее время встанет на конвейер. В планах первые серийные машины уже летом 2025 года. Одно только перечисление технических решений приведёт в восторг любого технаря. У машины полностью независимые подвески всех колёс, а все оси взаимозаменяемые. Можно даже снять одну из задних осей и поставить на передок. И наоборот. Этот фокус реализуется за счёт того, что все оси одинаковые – просто на задних осях рулевые тяги застопорены. Очень практичное решение для гражданского рынка, одновременно повышающее живучесть машины в боевых условиях. Если у заказчика есть желание и возможность, то рулевые тяги можно не стопорить на задних осях, а сделать грузовик полноуправляемым. Поворачиваться могут как обе задние оси, так и одна крайняя. По словам главного конструктора АО «Романов» Юрия Шипилова, оснастить машину могут как гидравлической системой рулевого управления задних осей, так и механической. Для повышения дорожного просвета и проходимости на тяжелых грунтах все оси БАЗа оснащены колёсными редукторами.




Узлы и агрегаты БАЗа отличаются солидным запасом прочности

Известно о четырёх модификациях БАЗ-Романов, представленных на испытания и сертификацию. Это базовое шасси под надстройки заказчика, седельный тягач, самосвал и бортовой грузовик. Но и это не всё. Заказчик может выбирать из пяти видов кабин (все изготовлены из стеклопластика), двух колёсных формул (6х6 и 6х4), а также длину колёсной базы. Полная масса седельного тягача может достигать 36 тонн, а максимальная длина рамы 12 метров. В последнем случае, вероятнее всего, БАЗ уже будет четырёхосным. Разработчики указывают минимальную колёсную базу в 3,6 м и максимальную – 6,6 м. Мотор у полноприводника не впечатляет своей мощью – ЯМЗ 653.1 с 357-ю лошадиными силами, но возможен монтаж 500-сильного ярославского дизеля. Только вот он пока в разряде перспективных. Подороже выйдут китайские дизельные и газовые Weichai. Вроде бы отступление от догм импортозамещения, но здесь уже воля заказчика – базовым остаётся отечественный ЯМЗ.






БАЗ 6х6 явно проектировали с солидным запасом прочности. Это выдают как массивные узлы и агрегаты, так и большая снаряжённая масса грузовика. В мире коммерческой техники уже давно стало золотым правилом способность брать в кузов больше груза, чем весишь сам. Например, классический самосвал КамАЗ-65115 в снаряжённом состоянии тянет на 10 тонн, а берёт на горб все пятнадцать. Тяжеловес от «Романова» весит 19 тонн, а грузоподъёмность составляет «всего» семнадцать. Если переутяжеление машины пошло в дело, то перед нами грузовик для действительно тяжелых условий. Идеальный танковоз для СВО. Единственным препятствием к военной службе может стать каркасно-панельная кабина, не предусматривающая возможность бронирования. Но и это ограничение можно обойти, просто сварив БАЗу отдельную кабину. Только вот всё это лишь фантазии. О реальном будущем грузовика достаточно чётко выразились в телеграм-канале «Русские автомобили», и в нём нет ни слова о военной стезе:

«Окупаемость завода – 8 лет, то есть придётся примерно на середину 2033 года. И в этом почти нет сомнений, учитывая уровень господдержки проекта, перспектив взаимодействия с ФРП и подписания СПИКа (для компенсации утильсбора). Ещё важно, что «Романов» выбрал очень чёткое рыночное позиционирование, делая ставку на заведомо небедных покупателей: нефтяников, лесопромышленников, газовиков, сибирских и заполярных строителей. В этих отраслях граница между госзаказом и коммерческой покупкой бывает весьма условной, а критерии выбора не сводятся к цене и размеру отката. В большинстве тендеров определяющим является уровень локализации. БАЗ с его почти стопроцентно российской агрегатной базой даст фору всем другим автозаводам, использующим китайские узлы. Может статься, что 2 тысяч машин в год от АО «Романов» рынку просто не хватит.»
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 ноября 2024 06:24
    В любом случае хорошая новость good , побольше РУССКИХ машин, страна огромная, а кроме КАМАЗа на дорогах одни иностранцы.
    Ещё бы НАШУ спецтехнику кто нибудь начал изготавливать, а то в этом деле полная зависимость от импорта negative
    1. 0
      28 ноября 2024 21:06
      а кроме КАМАЗа на дорогах одни иностранцы

      Ещё Уралы и МАЗы.
      Но тут вопрос не в патриотизме
      РУССКИХ
      , а в реальных качествах. Когда наши сделают уровень мана или сконы, тогда и импортозаместиться всё само. А зерно возить и на КАМАЗе 00х можно.
  2. +3
    26 ноября 2024 07:24
    Как говорится: поживем увидим, а может и не увидим. Платформу-о они тоже помпезно разрабатывали, но что-то пошло не так.
  3. +5
    26 ноября 2024 08:42
    белорусская рама?

    В чём проблема раму свою свою сделать?
    1. +7
      26 ноября 2024 08:51
      В чём проблема раму свою свою сделать?

      в оборудовании...
    2. 0
      17 декабря 2024 18:24
      Ну дак и мосты покупные... Хотя вроде обещали наконец свои. А так в РФ никто не может сделать мощный мост... закупают Маз.
      Поэтому кстати и колесной Сау не было - тупо не было базы, кроме Маз в СССР.
  4. +1
    26 ноября 2024 08:56
    БАЗ 6х6 явно проектировали с солидным запасом прочности. Это
    выдают как массивные узлы и агрегаты
    , так и большая снаряжённая масса грузовика.

    массивность - это отсутствие или "культуры веса" или необходимых материалов - высокопрочных сталей...
    но это никак не "запас прочности"...
    и еще, из того что представлено на фото: независимая подвеска переднего моста... зачем нам такое ноу-хау?
  5. +3
    26 ноября 2024 08:57
    Хоть бы дело пошло и предприятие действительно начало серийный выпуск грузовиков. А то замахи у нас даже не рублёвые, а больше, а вот удары часто копеечные.
  6. +2
    26 ноября 2024 09:51
    Странно живем,надо было пригласить иностранцев,что бы собирать их грузовики из их же комплектующих,затем прогнать их и начать собирать свой грузовик из своих комплектующих(белорусы свой, чай в союзном государстве живем) и чуть-чуть из китайских и то только потому ,что их грузовики уже купить не можем. А как то раньше ,до того и того и потом как,нельзя это было делать? Надо что бы жаренный золотой петушок по темечку постучал..
    1. +2
      26 ноября 2024 19:12
      Скания выпускала совсем другие, коммерческие грузовики. Здесь же больше похоже на спецтехнику.
    2. -1
      28 ноября 2024 21:19
      Странно

      Базовый пример - Автоваз.
      надо было пригласить иностранцев

      А зачем квалифицированному иностранцу ехать в какую-то Россию? Только, если ЗП будет больше чем дома и плюс ещё больше за вахту и переезд. У нас даже среднерыночные европейские ЗП не дают)
      из их же комплектующих

      То есть везти целый грузовик куда-то через пол Европы, чтобы его собрать в России, своими же руками, и ещё и конвеерную линию привезти надо.
      затем прогнать их

      На каких юридических основаниях?
      и начать собирать свой грузовик из своих комплектующих

      А кто сделает?
      Смотрите на ВАЗ. Купили французы. Ни о каких качественных машинах и сборке речи и нет. Какие станки, кривые руки и запчасти есть из таких и собирали. Поставили на конвеер овно румынское, которое могут делать в России, на местной базе, на местных станках и местными руками, в итоге как был автоваз ведром, так и рено местные то же овно хоть и получше.
      1. 0
        17 декабря 2024 18:27
        Уж лучше движки Ваз, чем новые французские турбированные литровые никасилевые из фольги.
  7. +10
    26 ноября 2024 10:34
    Что с терминами и терминологией в современном русском языке в технической области сильно не в порядке.
    Для чего прицепы для перевозки вдруг стали называть тралами?
    Тогда, танковый трал это устройство разминирования или многоосный прицеп, а может сеть для ловли рыбы?
    В русском языке не хватает слов? Но, тогда есть иностранное слова для обозначения прицепа, имеется такой термин как трейлер. Раньше говорили именно трейлер, а не трал.
    1. +3
      26 ноября 2024 13:55
      Трейлер это всё-таки общее обозначение прицепа. А слово трал применительно к низкорамному прицепу тяжеловозу используется довольно давно. Именно так называли прицеп к тягачу который в 1986 или 1987 году привез Витязь ДТ30 на ГНС где батя у меня работал. Марку тягача не помню уже. Один из армейских ракетных тягачей. Так и остался в ведении строящейся газонасосной станции под Печорой. СеверГазПром тогда много передовой техники имел на балансе. Даже водолазный катер класса река/море зачем-то пригнали и поставили на баланс ГНС) Но прицеп для тягача тогда иначе чем трал не называли!.
    2. 0
      29 ноября 2024 18:04
      Но если низкорамные прицепы для техники и правда называют тралами те, кто ими пользуются, что поделать?
  8. 0
    26 ноября 2024 11:03
    Ни слова о цене. Для гражданских моделей это существенный фактор в конкуренции.
  9. +3
    26 ноября 2024 12:14
    Реинкарнация Einheitsdiesel.
    И годовой выпуск того же порядка.
  10. +6
    26 ноября 2024 13:21
    Сильно бесит упор на экспортные продажи и боязнь санкции. Во первых, рынок внутри страны всегда в приоритете был есть и будет. Во вторых, кому надо за рубежом купят не глядя ни на что. За боязнь всего платят все своей свободой. За рубеж все таки должно отвечать одно ведомство и один банк. Ни какого мелкого бизнеса и физ лица. А то сначала орем у нас мигранты уехали и работать не кому, яйцо заграничное подорожало и корма - а потом хвалимся экспортом за рубеж яйца, мясом и зерном которые могли пустить на продажу внутри страны и на корм своей же птице и прочей скотине.
    1. -2
      28 ноября 2024 21:24
      упор на экспортные продажи

      А зачем вам машина, которая хуже чем иностранные аналоги? Эскпортный потенциал это показатель уровня и конкурентоспособности товара.
      Есть у нас прекрасный пример продукции ориентированной исключительно на внутренний рынок. Это Лады. За рубежом они нужны только нищим, а теперь уже никому и даже своим, потому что китайские лучше, а цена та же. Вот и загнулся "конкурентоспособный".
      1. +1
        29 ноября 2024 10:06
        Ну китайские авто тут вообще говно в золотой обвертке - странно только что китайцы договора с дилерами в РФ более чем на 1 год не составляют. Как и запчасти пойди найди в случае чего. И китайские авто дешевле наших уже почти нет. А некоторые дороже чем года 3 назад японские или немецкие авто. Суть то в том что нужно закрывать ввоз того что можем произвести сами (в случае с авто тупо заставлять производить у нас с выкупом лицензий). А вывоз продукции которую сами же потом обратно тащим из за границы - зерно за рубеж а потом мясо и яйцо обратно - а могли бы у себя на корм скоту пустить. Склады под картофель и прочее нужно строить обратно что бы было где хранить дольше. (картофель свой пускают на чипсы до нового года весь практически) Пророщенное из за дождей зерно или подгнившую картошку или свеклу опять же не куда деть закрыли местные спиртзаводы и теперь еще водку таскают за 50 и более км. Как и сахар и молоко и много еще чего. Логистика тупости безмерна.
        1. -1
          29 ноября 2024 18:39
          Ну китайские авто тут вообще говно в золотой обвертке

          И китайские авто дешевле наших уже почти нет.

          За одинаковую стоимость - небо и земля.
          Лучше китаец за 2 миллиона, чем Гранта. Со всеми автолюбителями, с кем говорил, утверждают, что за одинаковые деньги лучше купить китайца, чем ВАЗ или даже в отдельных случаях Рено.
          Как и запчасти пойди найди в случае чего

          Не жаловался никто. Тем более, что там половина запчастей и не уникальные китайские, они сами собирают из лицензионных комплектующих. Там китайское по сути - кузов и салон.
          дороже чем года 3 назад

          Сейчас вообще всё дороже, не аргумент.
          Суть то в том что нужно закрывать ввоз того что можем произвести сами

          В том и дело, что не можем. Даже те же МВД закупают просто китайцев, официально, прям уравняли даже китайские машины и отечественные и дали полный, равный доступ на торгах. Теперь, если надо новый кроссовер, то закупят не УАЗ, а Чанган тот же, он даже торги выиграет, потому что не дороже, но лучше. Вот и конкуренция, всё по закону, по торгам.
          в случае с авто тупо заставлять производить у нас с выкупом лицензий

          Ну Москвичи ж начали делать. Это не быстро, освоить производство. Сначала освоят сборку, потом посмотрят, какие части можно самим делать.
          Собственно как было с советским автопромом. Сначала лицензия на иностранную, потом сами научимся делать.
          А вывоз продукции которую сами же потом обратно тащим из за границы - зерно за рубеж а потом мясо и яйцо обратно - а могли бы у себя на корм скоту пустить

          Дело в качестве и цене. То, какие удобрения и корма делают за бугром из нашего же сырья - большая разница. И надо смотреть кому продают, а у кого покупают.
          Могут продавать в страны где совсем беда с продукцией, а покупать такие корма и удобрения, которые в России никто не может делать.
          Если честно, то по-моему, лучше продать говно и купить хорошее. Чем есть это самому. Пока такая возможность есть. А если нет, надо искать временные решения и переходить на своё, но такое же качественное. А это не быстро.
          Другой вопрос, почему не делали раньше. Хотя делали. И многое импортозаместили очень быстро, а многое в довольно короткие сроки, просто выделив деньги на своё производство, разработки уже давно были.
          закрыли местные спиртзаводы

          Да хоть бы все позакрывали.
          Как и сахар и молоко

          Бред. В жизни не видел иностранного сахара и молока.
  11. +3
    26 ноября 2024 14:26
    Не увидел версии 8х8 и БАЗ вполне может стать военным. Татра с разным количеством осей в гражданских габаритах пользуется успехом как шасси для артиллерии, ракет, КР, ПКР. В Татре осей от 6х6 до 10х10
    1. +1
      26 ноября 2024 14:47
      МЗКТ смотрит на татру как на татру. Нашли чем меряться, пфе.
      А если серьезно, то многоосность - штука изученная и проверенная. Не ракетная наука. Будет нужда и у БАЗов больше осей появится.
      1. -1
        26 ноября 2024 19:01
        Да не надо меняться......серийные тяжёлые майнинговые самосвалы уже отбирают работу у некоторых моделей Белаз. Те же тренды и у военных шасси. Для промышленности важна унификация пример этой унификации -Татра . Благодаря этому она и распостранилась на весь мир. Во времена МЗКТ не было грузовиков гражданских с сопоставимыми характеристиками. Сейчас есть и дизеля (не один) по 550лс и выше с ресурсом 1млн км. И мосты и коробки....
        1. +1
          27 ноября 2024 20:29
          Чего? Опять "валшебная тихналогия", которую русские "никагда не смогут павтарить"?
          А то что эта технология отработана МЗКТ в куче вариантов уже лет как 50 - это "ржавый советский хлам"? Ну-ну.

          Во времена МЗКТ

          МЗКТ жив и бодр и вас еще переживет, дай бог вам долгую жизнь без маразма.
          1. -1
            27 ноября 2024 23:30
            Я про то, что сейчас данную работу делают серийные тяжёлые грузовики...посмотрите на Камаз К5 и его модификации....те же МЗКТ из гражданки давно вытеснили и сам МЗКТ. Стал делать машины в размерах этого БАЗ.
            1. 0
              29 ноября 2024 20:36
              МЗКТ из гражданки давно вытеснили

              Ну вот не надо вот так вот пальцем в небо. Хоть бы на сайт МЗКТ сходили - mzkt.by для особо одаренных.
              Там линейка гражданской продукции на любой вкус и на любое количество осей.
              1. 0
                29 ноября 2024 20:53
                Я имею ввиду негабарит.
                Они пошли по такому же пути, как с этим БАЗ
                1. 0
                  30 ноября 2024 21:11
                  Блин, ну что за избирательная слепота?
                  МЗКТ делает как негабаритную так и габаритную технику. Все есть на том же сайте. Но, многоосные тягачи дорожного габарита - продукт не очень востребованный. Для этого есть куда более дешевые многоосные прицепы.

                  А БАЗ таки дебютирует с полноприводной моделью. Втискивать ее в дорожный габарит - такая глупость только вам в голову придти может. Ну зачем 6х6 на твердой дороге? Это жеж не пижонский жып для понтов.
                  1. 0
                    1 декабря 2024 11:21
                    Ваш отец был глуп .

                    Читайте внимательно по диагонали. И посмотрите в целом, какя техника и каких габаритов используется в мире. Продажи тяжёлых грузовиков в гражданских габаритам больше в десятки раз. Вот и МЗКТ и БаЗ начали её делать. Негабарит у МЗКТ идёт в основном под ракеты и спецнадстройки
    2. 0
      26 ноября 2024 20:45
      Цитата: Zaurbek
      Не увидел версии 8х8 и БАЗ вполне может стать военным.

      Думаю для старта проекта выбрали именно 6 х 6 просто потому что это проще для запуска , дешевле для покупателя и легче найти заказчиков , которых уже назначили . Пойдёт нормально в производство серия , обязательно появится и версия 8 х 8 , и более мощный двигатель , и заказы для Армии . Думаю что и не только в качестве танковоза .
      А сейчас пусть производство стартанёт на более простой модели для гражданских , но специальных условий и целей .
      1. 0
        27 ноября 2024 09:50
        Те же ЗРПК, ту же Мальву можно монтировать. Там много надстроек, тем более БАЗ принадлежит Алмаз-Антею.
    3. 0
      27 ноября 2024 20:38
      БАЗ уже давно военный, начиная с БАЗ-135М. Танковозы у БАЗа тоже есть давно. А это его первый коммерческий проект.
  12. +2
    26 ноября 2024 14:53
    Танковозы БАЗы уже есть давным - давно, не нужно изобретать велосипед.
    Дай Бог получится удачный гражданский грузовик для тяжёлых дорог. У него есть что возить, кроме танков.
    1. 0
      26 ноября 2024 19:02
      То, что есть это не габаритные машины-платформы для оборудования ......новый - для дорог общего пользования .
  13. -4
    26 ноября 2024 14:56
    Ну вот, сначала под поросячий визг восторга "долой военщину!" угробили Курганский завод колесных тягачей с выпуском танковозов, а сейчас верещим от восторга, что какую-то замену им вот-вот родим.
    1. 0
      27 ноября 2024 20:40
      У БАЗа уже давно есть свой танковоз и не только.
  14. -6
    26 ноября 2024 16:51
    "Импортозаместители" забыли только кабину от Скании импортозаместить. А шведы только на этом факте могут лавочку прикрыть с экспортом. Или за бугор придется кабину другую где то взять.
    1. +2
      26 ноября 2024 19:03
      Там кабина своя-каркасно панельная.....не надо Ляля.
  15. 0
    27 ноября 2024 20:47
    Но «Романов» к Брянску отношения не имеет – это отдельный проект, нацеленный на гражданский рынок.
    Как это понимать? БАЗ не имеет отношение к БАЗу 6х6? И этот проект гражданский, а автор его потенциальным танковозом обозвал. Тут либо крестик, либо трусы.
  16. 0
    28 ноября 2024 18:25
    Прототипу БАЗ 6х6 больше двух лет. Странно что в серию не пошёл. Ах даааа у нас же импортозамещения как дежурная версия на все случаи жизни...
  17. 0
    25 декабря 2024 22:59
    У нас почему то стало нормой сначала хвастаться -потом делать.