Апачи: тигры рода человеческого

83
Апачи: тигры рода человеческого
Апачи, групповое фото, 80-е годы XIX века


Среди американских историков апачей принято считать лучшими в мире партизанами. Покорение этих индейцев потребовало от армии США долгих и изматывающих «апачских войн», начавшихся в 1849 году и окончательно сошедших на нет только в 1906-м.




Апачи вышли на дело

Племена апачей жили на территории современной Аризоны, Нью-Мексико, Оклахомы, северо-западной части Техаса и мексиканских штатах Чихуахуа и Сонора. Ну, как жили... Это была территория, где всех местных жителей регулярно кошмарили отряды воинов этого племени. Пусть белые и не делали разницы между грабительским рейдом и большой войной, для самих «людей» (а именно таково самоназвание апачей: т'инде — «люди») разница была: простой угон лошадей, пусть и сопровождавшийся убийством их хозяев, войной не считался — так, часть повседневной жизни...

Индейцы Великих Равнин образовывали три мощные конфедерации племён: черноногие с союзниками на севере, сиу с арапахо и шайенами в центральной части, команчи с кайова — на юге. Это были мощные народы, чьи стойбища могли тянуться на километры и состоять из сотен палаток-типи. Но их покорение не доставило американцам и половины тех неприятностей, что смогли доставить апачи.

В сравнении с соседями апачи были нищими. У них не было огромных табунов коней, как у сиу или шайенов. Употребляя в отношении апачей слово «племя», все пишущие делают большую натяжку. Эти индейцы жили в горах небольшими племенными группами (коих насчитывают около 30), в среднем по 20-30 человек. Дело в том, что земля, доставшаяся апачам, была чрезмерно сурова даже по индейским меркам — пустыня с редкими дождями и небольшим количеством источников воды, большим коллективам там было просто не прокормиться.


Нальто - вождь западных апачи. Аризона 80-е годы XIX века

Но воинов эта земля рождала отменных!

«Взрослый апач — воплощение физической выносливости — сухощавый, стройный, среднего роста, с сухожильями, похожими на сталь, нечувствительный к голоду, усталости и физическим болям... Натура апача мало чем отличается от натуры волка или койота. С самого раннего детства он привык защищаться от врагов, таких же жестоких и мстительных, как он сам. Апачи не нуждаются ни в нашем снабжении, ни в нашем снаряжении...»
— писал «специалист по апачам» Джордж Крук.


Если бойца готовить с детства - результат будет!

Как же вырастали такие страшные для окружающих бойцы? Начнём с того, что апачи никогда не били детей. Провинившегося мальчика могли заставить сбегать на вершину ближайшей горы и обратно — и свой косяк прочувствует, и выносливость потренирует. Впрочем, не только мальчика: до 10-11 лет никакой разницы в воспитании мальчиков и девочек апачи не делали. Потом мальчиков начинали учить охоте и войне, а девочек — домашней работе (впрочем, при случае и женщины апачей могли взять в руки оружие).

В стрельбе из лука от подростка добивались умения выпускать семь стрел: когда первая втыкалась в землю, а последняя сходила с тетивы, в воздухе должны были находиться ещё пять. Поскольку наследственных вождей у апачей не было, каждому мальчику старались привить лидерские качества и умение организовывать военные действия, например, обнаруживший осиное гнездо мальчик мог собрать «военный совет» из сверстников: «Мы слышали, что там живут подлые твари, давайте объявим им войну!».


Нож на поясе у этой скво - не хлебушек резать...

Впрочем, сама жизнь среди соплеменников готовила из апачей воинов. Когда к ним в плен попадал индеец из враждебного племени, американец или мексиканец, участь пленника была печальна: его со связанными за спиной руками отдавали женщинам, которые даже на фоне своих беспощадных отцов, мужей и братьев отличались изощрённой жестокостью. С другой стороны, возвращение воинского отряда из удачного набега было праздником: с танцами, песнями и обильным угощением.


Молодой воин апачи

В 16 лет молодого апача брали на войну... учеником. Первые четыре похода он носил воду, рубил дрова, ухаживал за лошадьми, готовил пищу и стелил постели для воинов, нес дежурство, пока старшие спали. И учился. Путешествовать ночью (днём апачи на войне спали), бежать десятки километров с маленьким камешком во рту (чтобы во рту не пересыхало), отыскивать воду в самых засушливых местах, организовывать засады у разведённых в прерии костров. После четырёх «тренировочных» походов молодой апач становился воином, «тигром рода человеческого» — по мнению генерала Крука.

Тактика апачей не предусматривала крупных сражений. Она основывалась на отменной индивидуальной подготовке и разумной инициативе каждого отдельно взятого воина: любой апач был «армией из одного человека». Обычно апачи совершали внезапный налёт, крали лошадей, резали скот, убивали поселенцев, сжигали фермы. Жестокость их при этом превосходила любые рамки и была чудовищна даже по меркам индейцев Великих Равнин, которые были в этом плане далеко не ангелами. Напав на путника посреди прерии, апачи ему обычно перерезали сухожилия и бросали умирать. После чего проявляли чудеса изворотливости и смекалки при уходе от погони кавалерийского отряда армии США или местного ополчения.

Уходя от погони, отряд апачей внезапно менял направление движения, мог загнать или зарезать своих лошадей, чтобы пешими перевалить через горную гряду и на другой стороне украсть новых. Были известны апачам и слабые стороны американской армии: например, зависимость от обоза с продовольствием. В результате частым приёмом было зайти в тыл преследователям, вырезать и разграбить обоз, заставив тем самым солдат вернуться — сами апачи в снабжении не нуждались: любой мог даже в пустыне поймать кролика или крысу, зажарить и съесть, а если нет, что ж — без еды взрослый воин был способен обходиться до 15 дней.


Засада в горах - любимый тактический приём апачей

Если же погоня настигала, апачи уходили в горы. Воевать в горах с ними не рисковал никто. В 1885 году во время погони за бандой Джеронимо в 11 человек отряд из 30 разведчиков-навахо, смело гнавшийся за апачами по прерии, категорически отказался преследовать их в горах: армия США не смогла придумать для них наказания страшнее, чем обеспечили бы в горах апачи.

И действия навахо были полностью оправданы: в горах апачи были дома. Они прекрасно умели организовывать засады в ущельях — на неосторожно сунувшийся в горы отряд пули начинали лететь с обеих сторон ущелья, а отступающих из ловушки солдат ждала засада на входе. Кстати говоря, мораль апачей в вопросах отступления была весьма... пластична. Они никогда не принимали бой с превосходящими силами, если имели возможность убежать. Но при этом, поймав врага, решившего не принимать бой с превосходящими силами апачей, пытали его как труса — типичное «это другое!».


Бродячий койот - разведчик армии США из числа апачи

Армия США, потерпев достаточное количество неудач, действуя против апачей «по уставу», начала формировать для борьбы с ними мобильные отряды, снаряжённые «по-индейски» — без обоза, с небольшим запасом воды и пищи на вьючных лошадях. В эти отряды часто включали разведчиков из других индейских племён, но... Толку от этого было немного. Достичь победы позволило использование старого принципа — «разделяй и властвуй». На враждебные группы апачей натравливали их соплеменников: благо войны между самими апачами были обычным делом и найти желающих победить врага при помощи бледнолицых было не просто, а очень просто.

Особенно резво процесс пошёл после того, как часть групп поместили в резервации. Американцы сыграли на воинской культуре апачей. Помещённые в резервации апачи получали продовольствие от властей США, которые старались сделать из «тигров рода человеческого» фермеров, которых «тигры» откровенно презирали. Когда американские офицеры предлагали живущим в резервациях апачам принять участие в военном мероприятии, от желающих отбою не было! Ведь только на войне молодой воин мог добыть себе славу, без которой его положение в обществе было ниже уровня городской канализации.


Конный портрет Джеронимо, по версии современого художника Дэвида Грэма

В 1886 году на милость властей сдался Джеронимо. После этого в Аризоне и прочих зонах деятельности апачей наступил покой. Относительный, конечно: отучить народ, столетиями живущий грабежом, от этого увлекательного занятия быстро невозможно. Поэтому отдельные эпизоды антиобщественного поведения со стороны «тигров рода человеческого» случались до начала ХХ века. Но на звание «апачских войн» эти эпизоды уже явно не тянули — обычные преступления.


Реальный Джеронимо менее пафосен. Но очень опасен! Фото 1886 года - после сдачи в плен.

В чём же была сила апачей? Как ни странно, в их слабости и разобщённости. Большие племенные конфедерации, способные выставить на поле боя тысячи всадников, было проще разбить на поле боя, но главное... Вожди, выкурившие трубку мира с бледнолицыми, старались соблюдать достигнутые договорённости. И их авторитета хватало на то, чтобы соплеменники не ставили под сомнение принятое советом вождей решение. Апачи жили мелкими племенными группами, и заключать договор там было просто не с кем: заключив мир с неформальным вождём одной группы, можно было рассчитывать на то, что договор будет выполнять лично он, и это — в лучшем случае (мораль апачей была, как я уже отметил, весьма пластична).


Возвращение отряда апачи из рейда

С военной точки зрения проблема была в том, чтобы выследить мелкие банды, не оставляющие следов, бросающие коней, совершающие по пустыне пешие переходы в несколько тысяч миль (отряд Джеронимо однажды за 8 недель прошел 2,5 тысячи миль). А в случае опасности растворявшиеся в горах, которые они знали как свои пять пальцев. Тигры рода человеческого? Скорее шакалы...
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 ноября 2024 06:34
    простой угон лошадей, пусть и сопровождавшийся убийством их хозяев, войной не считался — так, часть повседневной жизни...
    Даже если отвлечься от убийства хозяев лошадей, конокрадов по закону любого штата было положено вешать. А там, куда руки закона еще не дотянулись, и не было ни судьи, ни даже шерифа, конокрадов просто вешали "по понятиям".
    1. +7
      27 ноября 2024 07:43
      Апачам на законы было… А что бы повесить, надо было сначала поймать. Пойманых - само-собой вешали…
      1. +8
        27 ноября 2024 14:49
        Не раскрыта тема, откуда появились апачи. Их выгнали с севера. И они стали кочующими бандитами. Отморозками. Все остальные племена их ненавидели за беспредельную жестокость: пытки, групповые изнасилования пленных, коллективные убийства.
        Другие племена активно помогали белым истреблять апачей.
        1. +3
          27 ноября 2024 15:57
          Да, они даже на общем фоне (а индейцы в принципе ангелами не были) выделялись беспределом. В принципе, все индейские племена считали своих врагов лютыми отморозками (сиу и арапахо не дадут соврать). Но апачей такими считали абсолютно все индейцы...
          1. +5
            27 ноября 2024 17:14
            Вообще, тема интересная. Когда-то в детстве читал книгу "Мой народ Сиу" одного из главных вождей сиу. С фотками, интересно.
            Потом поразили меня фотки из Конгресса США: коллективные фото вождей, приезжавших подписывать договоры. У меня здоровенный еврейский нос laughing , но носы некоторых из вождей еще длиннее! Не вяжется с монголоидами. Которых на тех фотках меньшинство.
            И развитие: с одной стороны глубокий каменный век, ни городов, ни заводов, как бедуины. С другой: определенно смышленные люди. Как перезаряжать ружья (а это было непросто) научились мигом...
            1. +3
              27 ноября 2024 18:13
              Дык - они и не монголоиды. Их предки пришли в Америку ещё в те времена, когда современные расовые типы ещё не сформировались.
            2. 0
              27 ноября 2024 21:25
              Цитата: voyaka uh
              Как перезаряжать ружья (а это было непросто) научились мигом...

              Чукчи практически в первом же бою увидев у русских ружья поняли их механизм действия и к концу боя уже стреляли из трофейных ружей.
              1. +1
                27 ноября 2024 21:30
                Чукчи, про которых в СССР, помниться, ходило много анекдотов, были крутыми воинами. Которых армия России так и не смогла победить.
                Они отвоевали право жить на своих территориях, не платить налоги, охотиться, на кого хотят, не служить в армии и т.д.
                Индейцам до них далеко.
                1. +8
                  28 ноября 2024 00:58
                  Индейцам до них далеко.


                  На землю чукчей не переселились миллионы людей, потому они и “отбились”, кто их там будет искать по “бескрайней тундре”. Там все население чукчей пара десятков тысяч человек.
                  1. 0
                    30 декабря 2024 18:37
                    Так то Чукчи еще и делятся на береговых и оленьих ( кочевых) и мир их раньше не брал .
              2. -1
                29 ноября 2024 06:59
                Это вы как очевидец утверждаете?
            3. +4
              27 ноября 2024 22:14
              Но, ремонтировать ружья с револьверами так и не научились...
              1. 0
                30 ноября 2024 22:28
                Цитата: Летучий_Голландец
                Но, ремонтировать ружья с револьверами так и не научились...

                Ну отремонтировать винтовку, ружье или револвер, даже сегодня не каждый человек (будь он в Европе, в Азии или в Америках) тоже не сможет даже имея под рукой необходимый инструмент. А откуда индейцам етих инструментов да и необходимых материалов взять? Да и чтобы работат с металами нужны учителя которые научили бы хотя бы как ползоватся инструментами. А металообрабатывающими инструментами и другие племена в общем ползоватся не могли.
    2. +1
      27 ноября 2024 11:30
      Цитата: Наган
      Даже если отвлечься от убийства хозяев лошадей, конокрадов по закону любого штата было положено вешать

      по закону хозяев , никаких штатов там быть не должно и новоявленных владельцев лошадей положено было вешать.
      1. +7
        27 ноября 2024 12:14
        по закону хозяев


        Кто сильнее тот и хозяин, развились бы индейцы быстрее, то приплыли бы на европейский континент и загнали местных по резервациям.
      2. 0
        1 декабря 2024 18:50
        Цитата: Ольгович
        Цитата: Наган
        Даже если отвлечься от убийства хозяев лошадей, конокрадов по закону любого штата было положено вешать

        по закону хозяев , никаких штатов там быть не должно и новоявленных владельцев лошадей положено было вешать.
        Читал книгу "Ямщина" М. Щукин, так в Сибири второй половины 19 века, пойманных конокрадов отводили подальше в лес (тайга) и забивали гвозди (для подковки лошадей) в пятки и оставляли там...
        hi
  2. +1
    27 ноября 2024 07:26
    Вожди, выкурившие трубку мира с бледнолицыми, старались соблюдать достигнутые договорённости.


    Это не про нашу "партию мира" и англосаксов случаем?
  3. +7
    27 ноября 2024 07:54
    Очень хорошая статья! Вы просто молодец Гершард, что так умеете подать тему!
    1. +17
      27 ноября 2024 08:01
      Спасибо, если интересно продолжу)))
      1. +5
        27 ноября 2024 08:02
        Цитата: Летучий_Голландец
        продолжу)))

        Непременно!
      2. +10
        27 ноября 2024 10:16
        Про североамериканских индейцев написано довольно много. А вот интересно было бы осветить подробно историю скажем мапуче, они же арауканы.. Всё-таки единственный народ в Южной Америке, сумевший отстоять свободу в многочисленных войнах аж до XIX века.. И несколько раз эпически громивших в открытом сражении бравых конкистадоров... Испании даже пришлось официально признать их независимость..
        1. +2
          27 ноября 2024 22:16
          Забил в план работы))) Но, на декабрь, скорее всего.
      3. +6
        27 ноября 2024 11:04
        Добрая статья Герхард, единственное не входят различные эмоциональные высказывания для красивого словца. Например, «ниже плинтуса» и т.д., т.п. откуда бедному апачу знать, что такое плинтус и где живет feel
        К слову, можно было дополнить работу описанием оружия героев статьи. Эволюция весьма любопытна, от традиционного (корье, лук, палица и томагавк) к трофейному.
        Всем хорошего дня!
        1. +6
          27 ноября 2024 11:38
          До появления нарезного оружия - говорят у команчей очень популярна были Библия.. Сначала миссионеры возрадовались такому интересу - а потом выяснили, что они ей щиты набивали. Вроде как те вполне прилично круглую пулю держали...

          А из традиционных предметов - самая экзотическая штука это шест для подсчёта ку... Во многих фильмах зачастую воины держат дрын, весь увешанный перьями и цветными тряпочками. Так вот это ни фига не копьё - это он и есть, шест для ку...
        2. +2
          27 ноября 2024 22:18
          Тема обширная, на книгу потянет. Те же доспехи команчей - интересный вариант, или тлинкитов...
      4. +3
        27 ноября 2024 12:31
        Очень интересно, обязательно продолжайте!
  4. +5
    27 ноября 2024 08:43
    Ну - там все друг друга стоили... Плохие воины на Равнинах не выживали. Апачи продержались долго просто потому что их земля на фиг никому не нужна была. Их лишь пытались отучить от набегов.

    А так - те же команчи ураганили на огромной площади, их отряды чуть не до Юкотана доходили. Опять же - сами американцы считают, что несмотря на то, настоящей войны с ними никогда не было, больше всего белых порешили черноногие... Все же опрошенные индейцы в один голос утверждали что самыми свирепыми и отчаянными бойцами были шайенны. Противники осейджей имели обычай коротко стричь хвосты коней - говорили что это потому, что у воинов этого племени была манера догонять на своих двоих оппонента и хватаясь за хвост лошади запрыгивать на неё с последующим перерезанием глотки всадника.. И так далее...
  5. +7
    27 ноября 2024 08:50
    Статья просто великолепна, как впрочем и все материалы автора. Спасибо.
  6. +3
    27 ноября 2024 09:14
    "Горняки - дети гор!"
    Апачи это не швейцарцы.
    Да и горы их явно на швейцарские Альпы не похожи.
    1. +7
      27 ноября 2024 11:18
      Апачи это скорее нохчий по менталитету и условиям ареала обитания.
      1. +2
        27 ноября 2024 13:24
        Схожи с горцами, но схожи и с туркменами.
        Те так-же жили разбоем, грабежами и работорговлей.
        Убегая от праведного наказания в пустыню.
  7. +9
    27 ноября 2024 12:11
    После четырёх «тренировочных» походов молодой апач становился воином, «тигром рода человеческого» — по мнению генерала Крука.



    Хорошая оценка собственных талантов это возвеличивание заведомо слабого противника. Никогда не поверю , что регулярная армия испытывала большие трудности в боестолкновениях с апачами, постоянно убегающими. Это как многие считают казаков супервоинами, а когда дело дошло в Гражданскую, то кадровые кавалеристы из драгун и гусар, ветеранов 1-й Мировой, в составе 1-го Московского революционного отряда Сиверса и Саблина разогнали казаков Каледина. Регулярные войска против иррегулярных всегда побеждают. Да и "подвиги" Дикой дивизии слищком возвеличивали, а на деле махновцы разгромили без особых проблем этих горцев. Кстати сейчас в СВО особо не заметна "боевитость" этих горцев. Воевать из засад исподтишка много боевого мастерства не надо.

    Тигры рода человеческого? Скорее шакалы...

    Правильные последние слова статьи.
    Народы живущие в комфортных природных условиях обладают лучшими качествами воинов, они эти места отвоевали, а слабых загнали в горы и пустыни
    1. +4
      27 ноября 2024 13:12
      многие считают казаков супервоинами

      Кто-то из американцев писал, что в искусстве верховой езды под стать команчам, да и вообще равнинным индейцам, только русские казаки.. Правда - думаю что например те же монголы с ним ни фига не согласились бы...
      1. -1
        27 ноября 2024 18:04
        только русские казаки.. Правда - думаю что например те же монголы с ним не согласились бы...

        это всё равно что сравнивать греков Александра Македонского и древних римлян
        кто бы из них победил
        они не совпали во времени на сто лет
        хотя Александр Македонский так "изнасиловал" греков что пассионарии там кончились sad
        1. +1
          27 ноября 2024 18:08
          Да ведь сравнивают-то не воинские качества, а искусство верховой езды! Не думаю, что те же монголы даже через 500 лет после Чингиз-хана стали хуже ездить...
          1. 0
            27 ноября 2024 18:12
            ездить и искусство верховой езды?
            при Темучине монголы повышали и воинские качества и верховую езду через загонную охоту
            мне кажется сейчас они её не практикуют...
    2. -12
      27 ноября 2024 15:04
      из горцев ,как вы пренебрежительно пишете,на СВО присвоено звание Героя России более 20 человек . И потом проблемы с мигрантами там у горцев нет.
      1. +4
        2 декабря 2024 03:35
        один Адам Кадыров чего стоит.
        столько медалек-орденов у 16ти летнего мальчугана - любой ряженный казак в звании генералисумус обзавидуется.
        1. -2
          2 декабря 2024 09:05
          Адам сын главного соподвижника Путина . Опора гаранта на всякий случай .
    3. -4
      27 ноября 2024 15:59
      Дикая дивизия перестала существовать после революции. Вы читали как описывают разгром группировки Деникина отрядами Махно. Они сперва разгромили 20 тыс русских и казаков. Потом 10 тысяч чеченцев. И почитайте про численный состав дивизии.В 1919 году столько чеченцев в степях Украины.
    4. -2
      27 ноября 2024 21:35
      Цитата: Konnick
      разогнали казаков Каледина.

      А соотношение сил? Тактика и стратегия на самом деле вещь ужастно простая. Зная соотношение боевых качеств солдат своих и своего противника просто надо вести бой соблюдая соотношение число твоих солдат умноженное на их боевые качества жолжно раза в 2 превосходить число солдат противника умноженное на на их боевое качество. Казаков погубили господа генералы - выходцы из обленившегося паразитирующего класса, которые просто заморозили треть или половину своей казачьей армии перед последним крупным кавалерийским сражением гражданской войны
    5. +1
      28 ноября 2024 15:29
      Совершенно верно: хорошие воины живут на равнинах. Там есть за что драться...
    6. 0
      28 ноября 2024 18:11
      Цитата: Konnick
      Народы живущие в комфортных природных условиях обладают лучшими качествами воинов, они эти места отвоевали, а слабых загнали в горы и пустыни

      Логика есть. Однако инки с вами не согласятся.
  8. +7
    27 ноября 2024 12:25
    Статья похожа на сборник мифов, возникновение которых обусловлено двумя обстоятельствами:
    1. Народ немногочисленный и труднодоступный - потому опровергнуть миф некому.
    2. Потребность в таком мифотворчестве возникла из-за того, что время усмирения этого народа затянулось , по сравнению с другими аж до начала ХХ века. Нужно было как-то оправдываться перед "мировым сообществом".
    Теперь понятно, почему и как появились "апаши".
    Впрочем, к автору претензий нет - какие источники нашёл, в таком духе и статья.
    За фотографии спасибо good Да и рецепт против пересыхания во рту с помощью камешка - замечательный !
    1. 0
      27 ноября 2024 19:02
      Цитата: cpls22
      1. Народ немногочисленный и труднодоступный - потому опровергнуть миф некому.
      2. Потребность в таком мифотворчестве возникла из-за того, что время усмирения этого народа затянулось , по сравнению с другими аж до начала ХХ века. Нужно было как-то оправдываться перед "мировым сообществом".

      Чукчи, например. Они с русскими воевали с 16 века до 1950 года. В конце концов
      Чукчи же, годами наводившие ужас на соседей, прониклись к русским уважением. Это был редкий случай, когда чукчи, жившие ощущением собственной исключительности, вынуждены были признать русских равными себе, то есть, «единственными настоящими людьми».
      1. +3
        27 ноября 2024 19:38
        Цитата: bya965

        Чукчи, например.

        Да, но мы из чукчей тигров не лепили, и буффонады по рецептам шоу с Буффало Биллом не устраивали.
        1. 0
          27 ноября 2024 19:55
          Кстати да-"чукотские войны" тема -"табу". Как и "якутские восстания". А было бы интересно почитать об этом. А то привыкли из чукчей анекдоты лепить....
          1. +2
            27 ноября 2024 20:12
            Цитата: Monster_Fat
            А было бы интересно почитать об этом..

            Вряд ли остались подробные источники.
            А то, что сейчас могут сочинить или компилировать из того, что осталось - будет явно ангажировано, понятно кем. Недавно зацепил по ТВ краем внимания фильм про "Шерлока Холмса в России", так там как раз фигурировали русские чиновники, порешившие целое селение коренных народов Севера ради алмазов. А притворялись путешественниками, злодеи. Понятно, откуда ноги растут у таких шедевров. Да и "элитарное кино" в эту же трубу давно дует. А что, у нас свобода творчества, и про гранты никто из "свободных" художников не любит говорить. Это же мирское ..
      2. +1
        27 ноября 2024 21:01
        Цитата: bya965

        Чукчи, например. Они с русскими воевали с 16 века до 1950 года.

        Выходит я немного не застал этого? Эх, жаль, не довелось посмотреть на свирепых чукотских партизан. Я то по наивности душевной считал их вполне миролюбивыми, а оно вон как оказывается... belay
        А если серьезно,то лабуда полная. laughing
        1. 0
          28 ноября 2024 04:38
          Цитата: Беринговский
          А если серьезно,то лабуда полная. laughing

          Если не в теме, то нужно сначала поискать информацию, а незнае вопроса не дает право нести лабуду. laughing

          Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и в конце-концов чукчами же и убитый:

          «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».

          https://disgustingmen.com/history/warriors-of-chukotka

          «Чукчи, особенно оленные, замечательные ходоки», — писал в начале XX века штабс-капитан Н. Каллиников: «Это прямо какие-то стальные люди в преодолении усталости, голода, бессонницы… особенно в молодые годы».

          Смерть чукчей нисколько не пугала. Куда больше они боялись продемонстрировать трусость и оставить о себе недобрую память. Попав в плен, воины часто морили себя голодом, пока не умирали.

          https://rbth.ru/read/2461-chukchi-great-warriors
  9. +7
    27 ноября 2024 12:29
    Суждения о морали это очень зыбкая почва. С точки зрения средневекового человека -мы демоны живущие во грехе ,разврате и ведьмовстве,забывшие о боге,допускающие толкования святых писаний и.т.д -одним словом еретики и нет в нас ничего святого.
    С нашей точки зрения средневековый человек - необразованная ,дремучая свинья,не имеющая понятия о гигиене,науке,гуманизме .
    Даже если найти некую среднеарифметическую точку - для нее и мы и он будут примерно такой же грязью,что я описал.

    Все потому, что нет некой абсолютной моральной позиции . Все движется и развивается ,доходит до значений оптимальных (казалось бы) и развивается дальше , до абсурда и через абсурд и появляется новая мораль , оправдывающая старую аморальность или бичующая мораль старую. Во времена Джека Лондона было абсолютно нормально писать про некие расовые "свойства" в литературе то, что сегодня называлось бы махровым "расизмом" ,все потому,что тогда с этими свойствами каждодневно контактировали очень многие и это было не просто предубеждение ,а результат коллективного опыта. А сейчас "нет-с ! Это некрасиво-с !" затмевает какие-то рациональные звенья былого , это просто объявляется "чёрными страницами истории" и точка.

    История человечества охренеть как жестока ,дамы и господа. Люди брали друг у друга всё ,кидали там,где могут без последствий, и это было тупо везде. Вот тупо все жили по такой "морали" - эт была мораль выживания в стиле "будь сильным и быстрым или умри" . Даже сейчас эти принципы не исчезли -они просто оформлены в нечто вычурное, с вензелёчками и рюшечками .
    1. 0
      27 ноября 2024 23:35
      Человеческие идеалы далеки от совершенства, поэтому стремится к человеческим идеалам, это значит стремиться к вещам далеким от совершенства. yes
  10. 0
    27 ноября 2024 13:22
    Тигры рода человеческого? Скорее шакалы...


    Ну, шакалы такими качествами все же не обладают. Так что такой характеристики (явно оскорбительной) апачи не заслужили. Скорее их можно сравнить с медоедами, самыми бесстрашными и боевитыми тварями.
    А вообще американские апачи - аналог наших чукчей.
  11. Комментарий был удален.
  12. -4
    27 ноября 2024 14:45
    Не банды: отряды воинов, воющих против гринго.
  13. +2
    27 ноября 2024 16:16
    Чем занимались индейцы? Охота и собирательство... Первобытно-общинный строй. Еды хватало не всегда. А тут белые поселенцы выращивают хлеб, разводят скот. У них еда всегда есть. Надо отнять... А если индейцы проживают на плодородных землях и не обрабатывают их, то они им незачем. Надо их с этой земли согнать. Антагонизм...
    1. 0
      27 ноября 2024 17:21
      Зачем им было разводить скот ? До прихода бледнолицых убийц , стада бизонов расстилались чуть ли не до горизонта.
      1. +2
        28 ноября 2024 15:37
        Совершенно верно! Но, как водится, есть нюансы. Охотиться а бизонов индейцы стали ровно после того, как приручили мустангов. А мустанги - одичавшие лошади сбежавшие от белых поселенцев. Так что индейцы освоили Великие равнины только после появления белых, а вместе с ними - мустангов и огнестрельного оружия. Из лука завалить бизона... немного сложновато. И сильно рискованна такая охота. В общем, жизнь - сложная штука, в ней редко встречаются однозначно хорошие или плохие явления. И, да, команчи как племя были сильнее апачей. И сиу сильнее. И арапахо. Апачи - не самые сильные воины, а самый большой геморрой для окружающих...
        1. +1
          30 ноября 2024 23:33
          Цитата: Летучий_Голландец
          Совершенно верно! Но, как водится, есть нюансы. Охотиться на бизонов индейцы стали ровно после того, как приручили мустангов. А мустанги - одичавшие лошади сбежавшие от белых поселенцев. Так что индейцы освоили Великие равнины только после появления белых, а вместе с ними - мустангов и огнестрельного оружия. Из лука завалить бизона... немного сложновато. И сильно рискованна такая охота. В общем, жизнь - сложная штука, в ней редко встречаются однозначно хорошие или плохие явления. И, да, команчи как племя были сильнее апачей. И сиу сильнее. И арапахо. Апачи - не самые сильные воины, а самый большой геморрой для окружающих...

          Не могу согласится что индейцы стали охотится на бизонов только после того как приручили мустангов. Согласен что масовой охота на бизонов стала именно после приручения мустангов как и овладение великих равнин тоже, но мне в свое время попалось описание как ПЕШЕЕ ПЛЕМЯ (к сожалению имя не помню, очень давно читал) охотилось на бизонов и даже без луков сумело уничтожить стадо в несколько сот голов чем и обеспечило себе неголодную зиму. А насчет сложности охоты на бизонов без ружей, поищите книг Джеймса Керууда. Там кажется была описана охота на бизонов (с помощью мустангов конечно) где стрелки из лука убивали в несколько раз больше животных чем те кто был с ружьями. Ведь в то время чтоб зарядить ружье уходило от 30 сек до минуты и даже полторы и ето на скачущую галопом лошадью!!! Ведь индейцы охотились на бизонов куда раньше чем у них появились винтовки с унитарными патронами.
          Насчет того что команчи как племя были сильней. Конечно были. Ведь вы сами указали почему. У Команчей и сиу кормовая база была на порядок если не два лучше чем у апачей и соотвественно куда больше войнов. И да наверное ети племена в древности загнали апачей в горы и пустыни где им пришлось выживать в адских условиях. Воть и начали жить даже по сути не племенными, а по сути семейными или родовыми групами и чтоб выжить им пришлось начать заниматся грабежом. (В свое время Джеронимо сдался именно из за того что его племенная група была блокирована в горах где по сути нечего было есть вообще). Но именно из за суровых условий из апачей получились великолепные индивидуальные войны. Другими словами что-то типа современного спецназа. Их цель была не воевать с крупными отрядами, а бить и бежать. И я не согласен с тем что ето были шакалы. Геморой да 100%. 10-15 лет назад мне попалось описание боя одного апача из групы Джеронимо (група была из 10 человек и тогда с етими людми Джеронимо прошелся от Мехико до канадской границы и обратно и его групу пытались поймать 5000 человек. Во время попыток ети охотники потеряли около 1000 человек убитыми, а Джеронимо не потерял никого). Когда група среди бела дня галопом пересекла поселение американцев лошадь одного из апачей подстрелили. Он пару часов до падения ночи отстреливался, а потом оторвался от погони и догнал групу. (шакал в принципе трусливый потому что слабый, а вот апачи как индивидуальные войны слабаками не были. Тем более не были трусами). Я их не оправдываю. Но если задумаетесь то же в свое время происходило и на Кавказе.
      2. 0
        1 декабря 2024 12:33
        А легко ли бедному индейцу охотиться на бизона? Без ружьишка? А где взять оное? У бледнолицых. Вообще то если почитать описание охоты на зубров в средние века, то станет ясно, что и на бизонов охота была трудной и опасной.
    2. +1
      30 ноября 2024 22:55
      Цитата: Игорь Белобров
      Чем занимались индейцы? Охота и собирательство... Первобытно-общинный строй. Еды хватало не всегда. А тут белые поселенцы выращивают хлеб, разводят скот. У них еда всегда есть. Надо отнять... А если индейцы проживают на плодородных землях и не обрабатывают их, то они им незачем. Надо их с этой земли согнать. Антагонизм...

      Меж впрочем не совсем так. Част индейских племен (к сожалению на помню имен, но то ли ирокезы то ли шошоны) были как раз земледелцами и получали даже больших урожаев даже без тяглового скота чем белые чем и вызвали своего уничтожения. Да и войнов из етих племен не очень хорошие выходили. Все таки сытная жизнь не способствует развитию войнских умений. Хотя да они могли отбить к примеру нападение соседей, но только благодаря своей численности и большей физической силы в резултате лучшего питания и ежедневного труда в поле, но их в первую очередь белые и уничтожили потому что воевать хорошо не умели а лучших земель занимали!!!
  14. +1
    27 ноября 2024 17:19
    15 дней обходиться без еды ? Ну это автор загнул ! Да ! Апачи воины смелые и умелые. Но Команчи все таки их победили. Самые сильные это Команчи. А уж потом все остальные.. Эх ! Нужно было индейцам всем объединится против бледнолицых и не идти с ними ни на какие переговоры. Ну и еще.. В кино индейцы гораздо круче выглядят. И одежда и оружие. А на фото почти у всех на головах котелки - шляпки...
    1. +1
      27 ноября 2024 19:44
      Цитата: solovyov-igor
      . А на фото почти у всех на головах котелки - шляпки...

      Так ведь путь из типи до фотоателье неблизкий, и долгий. Кто шляп не признавал, до фотографа вряд ли доходил.
      1. +2
        28 ноября 2024 17:56
        Цитата: cpls22
        Так ведь путь из типи до фотоателье неблизкий, и долгий. Кто шляп не признавал, до фотографа вряд ли доходил.

        В век фотографии далеко не все индейцы жили в типи.
        В первой трети XIX века приобщение индейцев к цивилизации шло быстрыми темпами. Пять цивилизованных племён – чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы, жившие в южных штатах, переняли у белых навыки ведения фермерского хозяйства, разбили хлопковые плантации, строили дома, подобные жилищам белых колонистов, и в большинстве своём приняли христианство. Дальше всех по этому пути продвинулось племя чероки. В 1821 г. вождь племени Секвойя разработал слоговую азбуку чероки, а в 1828 г. начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке этого народа.

        Однако индейцы занимали много плодородной земли. Естественно политический прадедушка Байдена не смог этого стерпеть, когда пришел к власти.
        В 1829 г. президентом США впервые стал кандидат от Демократической партии Эндрю Джексон. В молодости он воевал с индейцами и был сторонником «удаления» их за Миссисипи. В послании к Конгрессу он заявил: «Я рад объявить Конгрессу, что великодушная политика правительства, неуклонно проводившаяся почти тридцать лет в отношении переселения индейцев, приближается к своему счастливому завершению». 28 мая 1830 г. был принят Закон о переселении индейцев (Indian Removal Act)

        Надо отметить, что партия вигов-будущие республиканцы, на словах была против, в конгрессе произносились красивые шестичасовые речи, однако к результату надо присмотреться тем ответственным лицам и гражданам, кто надеется на Трампа:
        Тем не менее в 1837-39 гг. Пять цивилизованных племён были депортированы в прерии. Путь, по которым Пять цивилизованных племён двигались на Запад, получил название Дороги слёз.

        Однако это еще не сломило наиболее цивилизованных индейцев, недаром газета называлась "Чероки феникс".
        Наиболее организованное общество на ИТ создали чероки. В 1850 г. племя включало 22 тысячи человек, в т.ч. 4 тысячи чёрных рабов. Они впервые в истории США ввели бесплатное образование: на их земле действовало 30 школ, причём там преподавался как английский, так и национальный языки, а также слоговая письменность, разработанная Секвойей. Чероки имели собственного президента («верховного вождя»), правительство, парламент, конституцию, суды и полицию. Другие племена так и не создали столь современной организации, и управлялись традиционными вождями.
        1. +2
          28 ноября 2024 18:55
          Цитата: ботан.su

          В век фотографии далеко не все индейцы жили в типи.

          Я имел в виду, что весь этот путь в лоно пришлой цивилизации был не мгновенным, и к моменту фотографирования в 80-х был уже пройден теми, кто мог и хотел.
          1. +2
            28 ноября 2024 19:41
            Цитата: cpls22
            Я имел в виду, что весь этот путь в лоно пришлой цивилизации был не мгновенным

            Согласен полностью.
        2. 0
          30 ноября 2024 15:57
          Однако индейцы занимали много плодородной земли.


          Ничего не мешало вести более умную политику тогдашним властям - например, исходно приобщать оседающих на землю кочевников-индейцев к всякой альтернативной деятельности, вроде моряков или промышленности.
          Поселку потомственных моряков или оружейников земли пашни не нужны - и тогда нет конфликта интересов с белыми фермерами. Насколько помню у одного из племен очень хорошо выходило работать высотными монтажниками, правда это уже было в начале 20 века - так что потенциал здесь был.
          1. 0
            30 ноября 2024 20:04
            Цитата: ycuce234-san
            Ничего не мешало вести более умную политику тогдашним властям - например, исходно приобщать оседающих на землю кочевников-индейцев к всякой альтернативной деятельности, вроде моряков или промышленности

            Мешало то, что прогрессивные индейцы хотели создать индейское национальное государство (штат). А власти бледнолицых этого не хотели.
            Цитата: ycuce234-san
            Поселку потомственных моряков или оружейников земли пашни не нужны - и тогда нет конфликта интересов с белыми фермерами.

            Был бы конфликт интересов с белыми моряками, рабочими и промышленниками.
            1. 0
              30 ноября 2024 20:14
              На Юге США не было развитой промышленности и там ниша в промке была свободна, в северных штатах по климату преобладала индустрия и индейцы там могли бесконфликтно занимать положение кочевых скотоводов так как не было развитого земледелия и жить лесопользованием.
              А вот основание индейского штата США (и даже множества таких штатов) бы в долгосроке только усилило - так как современное понимание этого состоит в том что такой индейский штат дал бы дополнительные десятки миллионов лояльного населения и миллионы экономически активного населения.
              1. 0
                30 ноября 2024 20:28
                Цитата: ycuce234-san
                На Юге США не было развитой промышленности и там ниша в промке была свободна, в северных штатах по климату преобладала индустрия и индейцы там могли бесконфликтно занимать положение кочевых скотоводов так как не было развитого земледелия и жить лесопользованием.

                Какая индустрия была на севере? И кто бы стал создавать индустрию для индейцев на юге? Помните, хороший индеец - мертвый индеец. Тогда это понималось буквально.
                Как индейцы могли существовать на севере бесконфликтно с белыми, если они резали друг друга, одни индейцы вместе с белыми резали других индейцев и наоборот? Цивилизованные более менее индейцы жили как раз на юге. Причем на юго-западе.
                А белые и на севере и на юге прибывали и им нужна была земля. Даже сейчас все что на севере не под промышленностью, то под сельским хозяйством. Так что шансов у индейцев не было.

                Цитата: ycuce234-san
                А вот основание индейского штата США бы в долгосроке только усилило - так как современное понимание этого состоит в том что такой индейский штат дал бы дополнительные десятки миллионов лояльного населения и миллионы экономически активного населения.

                Ну, не знаю кто такое понимание обосновал, но вряд ли. Индейцы не хотели принимать гражданство США и не факт, что индейский штат вошел бы в США. Более вероятно, что они попытались бы создать какую-нибудь Индейскую Республику, независимую от США и это привело бы к дальнейшей и очень кровопролитной войне.
                1. 0
                  30 ноября 2024 20:41
                  С другой стороны индейцы имели свои крупные племенные образования-союзы, которые могли перерасти в государственность. Те же князья на Руси или норманны (они на примерном уровне развития) в свое время отжигали так что до сих пор их похождения не забыты, но государственно состоялись.
                  При этом белые власти вполне справлялись без конфликтов с многомиллионными неассимилированными мигрантами и их государственными хотелками - а они тоже ехали в Новый Свет далеко не только из Старого. Фактически только одна крупная гражданская война там была, что очень хороший политический результат. Соответственно, при старании точно нашлось бы место и аборигенам, все равно их было мало относительно ресурсов и всем бы их хватило.
                  1. 0
                    30 ноября 2024 21:23
                    Цитата: ycuce234-san
                    С другой стороны индейцы имели свои крупные племенные образования-союзы, которые могли перерасти в государственность.

                    Без сомнения. Если бы не белые колонизаторы.

                    Цитата: ycuce234-san
                    Те же князья на Руси или норманны (они на примерном уровне развития) в свое время отжигали так что до сих пор их похождения не забыты, но государственно состоялись.

                    А вот саксам в 11 веке не так повезло, вторжение герцога Нормандии с войсками того же уровня развития, может чуть получше организованными и вооруженными и вот они уже занимают подчиненное положение. До геноцида не дошло просто потому, что кому то надо было обрабатывать землю. А если бы к саксам вторглись индейцы с огнестрельным оружием и широко шагающим капитализмом, страдающие от нехватки земли у себя в Америке? Не было бы сейчас никакой Великобритании.
                    Цитата: ycuce234-san
                    Соответственно, при старании точно нашлось бы место и аборигенам, все равно их было мало относительно ресурсов и всем бы их хватило.

                    При старании надо выделить очень жирно. Но не было этого старания ни с той, ни с другой стороны.
                    1. 0
                      30 ноября 2024 22:24
                      Ну да не так уж и безнадежна ситуация была.
                      В Америку усиленно завозили карибов и африканцев именно из за нужды в рабочей силе, отчего и приходилось прибегать к рабовладению. Могавки в амплуа монтжников-высотников позднее вполне доказали что индейцы могут быть эффективными высококвалифицированными стройрабочими.
                      В те более ранние времена они нанимались в скотоводство, были трапперами (это лесопользователи), военными.
                      Потребность белых в рабочей силе удовлетворяемой со стороны аборигенов вполне себе была и работая над интеграцией их в экономику и образуя для них государство-штат, вполне можно было избежать геноцида, - даже условиях той экономики и морали.
    2. +1
      30 ноября 2024 23:36
      Цитата: solovyov-igor
      15 дней обходиться без еды ? Ну это автор загнул ! Да ! Апачи воины смелые и умелые. Но Команчи все таки их победили. Самые сильные это Команчи. А уж потом все остальные.. Эх ! Нужно было индейцам всем объединится против бледнолицых и не идти с ними ни на какие переговоры.

      Ну те кто не шли на переговоры умирали из за зараженных оспой одеал от огненной воды и самых разных других причин. Да и индейцы в конце концов потерпели поражение из за голода. Не стало бизонов!!! Их американцы почти польностью уничтожили в свое время.
  15. +1
    27 ноября 2024 17:22
    Хм, а во всех фильмах самые отмороженные это команчи. Хотя... Голливуд.
  16. +2
    27 ноября 2024 20:21
    Судя по истории со стрелами, миномёт изобрели апачи...
  17. -3
    27 ноября 2024 20:34
    Апачи клевые чуваки, вот только жаль, что мало перебили пин дос танцев.
  18. -1
    28 ноября 2024 01:48
    А хари то милые! Пусеньки американского континента.
  19. +2
    28 ноября 2024 12:55
    Мне кажется, что Россия должна высказать озабоченность о попрании демократических свобод и прав наших родных алеутов, и их братьев индейцев Северной Америки и немедленно начать поставки баллистических ракет меньшей, средней и не очень средней дальности национально-освободительной армии "Свободая Аляска" и "Независимый Индестан", для нанесения ударов вглубь территории соединённых Штатов по целям, которые индейцы сами выберут.
  20. 0
    28 ноября 2024 13:25
    Цитата: voyaka uh
    Которых армия России так и не смогла победить.
    Они отвоевали право жить на своих территориях, не платить налоги, охотиться, на кого хотят, не служить в армии и т.д.


    Ерунда. Ничего они не отвоевали, никто их особо и не завоевывал. Многие народы Сибири и Крайнего Севера имели схожие привилегии, иные (как тофалары) даже больше. Климат на Чукотке слишком суровый, так что никто иной там жить и не способен постоянно. И поскольку этот народ (точнее племя) малочисленный, его стараются сохранить.
    Сравнение "варварской" России/СССР с США уж точно не в пользу цивилизованных. Все наши малые народности в наличии и иные даже стали более многочисленны, чем их далекие предки. В США не только воинственных апачей и команчей, но и более миролюбивых хопи и сиу впору заносить в Красную книгу.
  21. -1
    28 ноября 2024 13:29
    Цитата: Игорь Белобров
    Чем занимались индейцы? Охота и собирательство... Первобытно-общинный строй. Еды хватало не всегда.


    Еды хватало всегда, до прихода бледнолицых. Охота и собирательство - у тех племен, которые вполне кормились данными занятиями. Некоторые племена уже практиковали и земледелие и скотоводство. Не будем забывать, что североамериканские индейцы - ближайшие родственники ацтеков и инков (общие предки), последние создали очень развитые цивилизации.
  22. Комментарий был удален.
  23. +4
    28 ноября 2024 15:58
    История апачей, рассказанная их врагами, подобна истории любого народа, рассказанной их врагами.
  24. 0
    2 декабря 2024 22:03
    Мне одному кажется, что автор надёргал цитаты «специалистов по апачам» из американских газет, обосновывавших необходимость геноцида этих индейцев?
  25. 0
    5 декабря 2024 13:15
    Так-то по-французски апаш ничего хорошего не означает. В данном случае просто зас#₽_&++655ец.