Биметаллическая броня: алюминий и сталь в одном флаконе

52
Биметаллическая броня: алюминий и сталь в одном флаконе

Вопросов о том, каким образом сочетать алюминиевые сплавы и сталь в структуре защиты лёгкой боевой техники, сегодня уже не возникает, поскольку своеобразный золотой стандарт в этом деле выработан уже давно. Он подразумевает использование алюминия в качестве основы брони, а стальных плит — в виде дополняющих её экранов (как у БМП-3 и «Брэдли»), что позволяет обеспечить требуемую противопульную и противоснарядную стойкость в рамках жёстких ограничений по массе машины.

Однако в былые времена, лет эдак пятьдесят назад, активно прорабатывались и другие варианты комбинирования этих материалов. Один из них заключался в создании биметаллической брони или, иными словами, превращении листов стали и алюминиевого сплава в единую плиту посредством сварки. О том, какими преимуществами обладали такие бронедетали, мы и поговорим в данном материале.



Немного об интересе к биметаллической броне


Начать, пожалуй, нужно с главного — зачем нужно было городить весь этот огород со сваркой стальных и алюминиевых листов. Для этого вспомним, по какой причине алюминий вообще стал применяться в производстве лёгкой боевой техники.

Причина эта проста: алюминиевые сплавы обладают куда меньшей плотностью, чем любой сорт стали. Да, из-за этого, а также небольших показателей твёрдости, они в любом случае проигрывают по стойкости к поражающим средствам, поскольку там, где хватит десяти миллиметров стальной брони, понадобится двадцать (а то и больше) миллиметров алюминиевой. Но главное — выигрыш по массе.

При одинаковых требованиях по защите от пуль или снарядов малокалиберных орудий алюминиевая броня хоть и будет толще, чем её стальной оппонент, но окажется намного легче. Поэтому ей зачастую и отдаётся приоритет — особенно в тех ситуациях, когда боевая машина должна обладать не только хорошей авиатранспортабельностью (чтоб несколько единиц в самолёт влезало и резерв для другого груза оставался), но и авиадесантируемостью.

Однако есть здесь и ложка дёгтя: радикально повысить характеристики алюминиевых сплавов по части их стойкости к поражающим средствам практически невозможно. Это всё же не сталь, с твёрдостью, ударной вязкостью и прочими параметрами которой можно «играться» в достаточно широком диапазоне с помощью различных технологий.


БМД-1 — носитель брони из алюминиевого сплава АБТ-101

160–170 НВ (твёрдость по Бринелю) — тот предел, за которым начинаются хрупкие разрушения в виде проломов, прочих некондиционных поражений и низкой живучести броневой «люминьки». И поделать с этим раньше в принципе ничего не могли — если брать в пример СССР, то даже делали некоторый «даунгрейд», отказавшись от более твёрдого сплава АБТ-101 (применялся, например, в БМД-1) к менее твёрдому и пластичному АБТ-102 (в БМП-3 и проч.) в угоду улучшения живучести и стойкости брони к обстрелу взамен на увеличение её толщины.

Так что к идее создания биметаллических плит из алюминиевых и стальных листов, обеспечивающих куда более высокие характеристики по сравнению с гомогенной алюминиевой бронёй, относились с некоторым энтузиазмом. И одним из примеров того, что этот энтузиазм был далеко не напрасным, являются исследования, проведённые во второй половине 70-х годов в СССР.

Технология изготовления


В ходе этих работ исследователям, конечно, пришлось сильно помучиться с разработкой технологии изготовления биметаллической брони, так как привычный метод диффузионной сварки и прокатки стальных и алюминиевых листов никаких положительных результатов не давал из-за образования интерметаллоидной прослойки между соединяемыми листами, которая становилась источником хрупких разрушений при обстреле.

Чтобы избежать этих последствий, советские инженеры использовали сварку стальных и алюминиевых листов методом взрыва. А для того, чтобы избавиться от негативного влияния интерметаллоидной прослойки, применили подслои (прокладки между свариваемыми листами) из меди и чистого алюминия, что, в общем-то, давало довольно неплохое и сравнительно живучее соединения.

Сам же процесс изготовления «биметалла» выглядел следующим образом.

Брался полностью очищенный от каких-либо загрязнений лист стали БТ-70 нужных габаритов и укладывался на жёсткое основание из стальных плит. Сверху, с зазором в 5-10 миллиметров, устанавливалась медная пластина толщиной около 0,5 мм, приклеенная гудроном к дюралевому листу. А уже на дюралевый лист равномерным слоем в 15-20 мм наносилась взрывчатка из смеси аммонита с аммиачной селитрой, подрыв которой осуществлялся с помощью детонационного шнура.

После того как за счёт энергии взрыва происходила сварка меди и стали, дюралевый лист удалялся. Вместо него, опять же с зазором, над медной прослойкой устанавливалась пластина из чистого алюминия толщиной 0,8–1 мм, также приклеенная к дюралевому листу. Далее вновь наносилась взрывчатка и производился её подрыв.

Затем к плакированной стальной заготовке аналогичным образом приваривался лист из алюминиевого сплава Д20 — такой вот «сэндвич». Вроде бы топорно изготовлен, но рабочий. Что и показали испытания.

Испытания


Обкатывали эти бронедетали из БТ-70/Д20, что называется, по полной программе: стреляли по ним бронебойными пулями калибра 7,62-мм и 12,7-мм, а также 23-мм бронебойно-зажигательными снарядами БЗТ. Результаты обстрелов сравнивали со стойкостью гомогенных плит из таких материалов, как алюминиевый сплав АБТ-102, титановый сплав ВТ-6 и сталь БТ-70Ш.

Что из этого получилось, можно увидеть на приложенных ниже изображениях.


На данном изображении показана стойкость (А пкп – предельный угол непробития) биметаллической брони против 7,62-мм бронебойных пуль в сравнении с гомогенными плитами из других материалов. 1 — биметаллическая броня, 2 — алюминиевый сплав АБТ-102, 3 — стальная броня БТ-70Ш, 4 — титановая броня ВТ-6.


Здесь показана стойкость биметаллической брони (заштрихованная зона) в сравнении с гомогенной стальной и алюминиевой бронёй аналогичной массы при обстреле бронебойными пулями калибра 12,7-мм с дистанции 100 метров. 1 — биметаллическая броня, 2 — алюминиевый сплав АБТ-102, 3 — стальная броня БТ-70Ш. Толщина алюминиевой и биметаллической брони здесь приведена к толщине равновесной стали.


Противоснарядная стойкость биметаллической брони (V пкп — предельная скорость непробития), полученной сваркой взрывом, и сложенных алюминиевых и стальных плит при обстреле 23-мм бронебойно-зажигательными снарядами под углом 90 градусов. 1 — стальная броня БТ-70Ш, 2 — алюминиевая броня АБТ-102, кружки с крестом внутри — биметаллическая броня, сваренная взрывом.

Таким образом, если оценивать уровень броневой защиты биметаллических листов из БТ-70/Д20 по предельной скорости непробития и предельных углов непробития, можно сказать следующее. В сравнении с гомогенной стальной бронёй БТ-70Ш и алюминиевыми броневыми сплавами «биметалл» однозначно выигрывает по стойкости, особенно при обстреле под небольшими углами или вообще по нормали.

Против бронебойных пуль калибра 7,62-мм выигрыш в данном случае составляет около 10%; бронебойных пуль калибра 7,62-мм — 25%; 23-мм бронебойно-зажигательных снарядов БЗТ — 15%. Так что, например, для защиты лобовых деталей корпуса и башни боевых машин, где особо с углами наклона не разгуляться, «биметалл» очень даже хорошо подходил, обгоняя по стойкости прочие материалы. Впрочем, в идеале эта броня могла пригодиться не только во лбу — в других проекциях тоже.

Также важно понимать, данные цифры — это далеко не эталон. При использовании других сортов броневой стали и алюминиевых сплавов можно добиться ещё большего прироста в стойкости. И это если не учитывать, что сварка взрывом не даёт стопроцентного привара — с другой, более совершенной технологией качество брони могло быть ещё выше.

Выводы


Биметаллическая броня — штука, конечно, хорошая, но почему в таком случае её не стали применять в производстве боевой техники? Искать коварных саботажников не стоит. Причина одна: большие затраты с неопределённым результатом.

Да, в будущем, если бы работами по «биметаллу» плотно занимались, могла бы получиться неплохая альтернатива гомогенной алюминиевой броне, но для её изготовления пришлось бы перепробовать множество разных методов, и то не факт, что они будут дешёвыми и сравнительно несложными, ведь цена и технологичность определяют массовость выпуска.

Достаточно вспомнить, с каким напрягом шла разработка слоистой алюминиевой брони (ПАС), которую планировали устанавливать на перспективные боевые машины в Российской армии, — уже и рабочую технологию придумали, и испытали успешно, а делать всё равно накладно, хоть и проще, чем алюминий со сталью спаривать.

Источник:
И.Д. Захаренко, М.И. Маресев, Н.П. Неверова-Скобелева и др. Комбинированная броня из стали и алюминиевого сплава для лёгких ВГМ/ И.Д. Захаренко, М.И. Маресев, Н.П. Неверова-Скобелева и др. // Вопросы оборонной техники. – 1979. – № 86.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 ноября 2024 06:03
    бронебойных пуль калибра 7,62-мм — 25%;
    Тут кажись ошибочка закралась, смею предположить речь идёт о калибре 12,7мм.
    Думаю есть ещё одна причина, почему такая броня не применяется. Всем кто копался своими руками в машинах известно что сталь с аллюминием не дружат, и в местах их контакта образуются окислы, думаю что через некоторое время такой пирог начнёт банально расслаиваться.
    1. +5
      26 ноября 2024 07:32
      Цитата: Попандос
      сталь с аллюминием не дружат, и в местах их контакта образуются окислы

      Да и с медью (медной прослойкой) "люминий" не дружит, электрики знают
      1. +4
        26 ноября 2024 08:43
        Цитата: Pike
        Да и с медью (медной прослойкой) "люминий" не дружит, электрики знают

        Вот же баллбесы испытатели, не знали элементарной вещи! Однако напомню, что гальваническая пара начинает работать при наличии электролита, а откуда ему взяться, если доступа воздуха и воды в шов нет, а для исключения действия окислов из сплавов в качестве прокладки использованы чистые медь и алюминий?
        1. +3
          26 ноября 2024 13:45
          откуда ему взяться, если доступа воздуха и воды в шов нет
          не считаю испытателей балбесами, но есть вопросы:
          Как будете защищать торцы плит и отверстия? И не забудьте что техника плавующая, и не всегда в пресной воде.
          Ещё интересно как планировали стыковать такие панели?
          А как компенсировалась разница в линейном расширения при изменении температуры?
          1. +1
            26 ноября 2024 14:09
            Цитата: Попандос
            как будете защищать торцы плит и отверстия? И не забудьте что техника плавующая, и не всегда в пресной воде.

            А так же как и просто металлы - окрашиванием.
            Цитата: Попандос
            Ещё интересно как планировали стыковать такие панели?

            Вопрос интересный, я сварщик не настоящий, и вообще это вопрос к технологам,но возможно сварка сперва по стали, а затем проварка и исправление поплывшего алюминия.

            Цитата: Попандос
            А как компенсировалась разница в линейном расширения при изменении температуры?
            И это вопрос к технологам, но проблема эта актуальна при сварке, и тут решает пластичность алюминия.

            Впрочем эти два вопроса никакого отношения к проблеме гальванической пары уже не имеют. wink
            1. +1
              26 ноября 2024 14:31
              отношения к проблеме гальванической пары уже не имеют
              а тут Вы не правы, из за разницы в
              линейном расширения при изменении температуры
              при эксплуатации защита стыков и отверстий
              как и просто металлы - окрашиванием.
              не прокатит, будут трещины, и тут же появится
              доступа воздуха и воды в шов
              1. 0
                26 ноября 2024 14:37
                Цитата: Попандос
                линейном расширения при изменении температуры
                при эксплуатации защита стыков и отверстий
                как и просто металлы - окрашиванием.
                не прокатит, будут трещины, и тут же появится

                Очень любопытно, а откуда взяться настолько большой разнице в расширении металлов для образования трещин при эксплуатации в общем то небольшой машины? И напомню, алюминий металл пластичный.
            2. +2
              26 ноября 2024 14:39
              проблема эта актуальна при сварке
              При перепаде температур от –20 до +50 градусов нержавеющая 3х метровая направляющая удлиняется на 2мм, в то время как алюминиевая на 5-6мм.
              Это деформации при эксплуатации, как тут избежать расслоения?
              1. +2
                26 ноября 2024 16:46
                Соотношение коэф. линейного расширения алюминия к стали 2:1. Удлинение зависит от геометрии детали и перепада температур. Те цифры, которые вы привели возникнут при перепаде в 100 градусов.
    2. +1
      26 ноября 2024 10:47
      Вот только биметаллические провода висят на столбах десятилетиями и ничего с ними не делается.
      1. 0
        26 ноября 2024 11:44
        Почитайте, что такое "электрохимическая пара" и в каких условиях она образуется. wink
        1. -2
          26 ноября 2024 11:47
          С чего вдруг, вам пришло в голову, что мне следует это почитать? Предложите это перестраховщикам, заявляющим об опасности коррозии. Или кому-нибудь ещё предложите. Вы не адресу советы раздаёте.
      2. +1
        26 ноября 2024 13:20
        биметаллические провода висят на столбах
        биметал в энергетике, это попытка скрестить ежа и удава, сталь выдерживает нагрузку на растяжение, а аллюминий проводит ток.
        Но тут есть нюанс, они никоим случае не сварены между собой.
        И если Вы возьмёте довольно старый кабель с столба, то увидете что алюминиевая оболочка вся растрескана от окислов внутри кабеля.
        1. 0
          28 ноября 2024 09:02
          А вам не кажется, что ваши выводы не соответствуют действительным причинам? С чего вдруг трещины на алюминиевых проводниках от коррозии, а не из-за усталости металла от деформации? Коррозия разве выглядит как трещины?
          1. 0
            28 ноября 2024 21:54
            А вам не кажется .... С чего вдруг трещины на алюминиевых проводниках от коррозии, а не из-за усталости металла от деформации?
            не кажется
            Коррозия разве выглядит как трещины?
            нет, но трещины могут появляться от расширения окислов в местах соединения стали и аллюминия.
            Во времена моей работы на МПС, я наблюдал биметаллические провода. В местах крепления такого провода к изолятору на столбах всегда повреждалась алюминиевая оболочка, и со временем в этих местах из-за коррозии начинала растрескиваться внешняя аллюминиевая оболочка вдоль провода, так что это точно не от деформации. Если где-то в Вашей местности остались старые воздушные линии связи, то на них наверняка ещё висят такие провода, до которых "металлисты" не дотянулись, есть возможность взглянуть воотчию.
  2. +4
    26 ноября 2024 08:20
    известно что сталь с аллюминием не дружат, и в местах их контакта образуются окислы
    Совершенно верно. Сразу же вспомнил ряд активности металлов, который висел на плакате в нашем школьном кабинете химии 50 лет назад.
    1. -3
      26 ноября 2024 10:51
      А как быть с таким неизведанным явлением как биметаллические провода? Висят себе даже в очень агрессивной среде и висят, десятками лет.
      Может, следует признать, что школьные знания несколько выхолощены и однобоки?

      "АСК

      Провод имеет сердечник из стали, а токопроводящую жилу из алюминия. Нейтральная смазка заполняет сердечник. Вещество наделено стойкостью к нагреву. Данный вид кабеля, так же, как и АСКП применяются в условиях повышенной солености. Это морские побережья, области с песчаниками засоленными. Применяется также для прокладки сетей воздушного типа.
      .."
      1. -1
        26 ноября 2024 11:31
        Цитата: СергейАлександрович
        А как быть с таким неизведанным явлением как биметаллические провода?
        .."

        Возможно, именно наличие тока нагрузки и делает их устойчивыми к коррозии . Вроде бы до сих пор мосты защищают , подключая их к катоду.
        1. +1
          26 ноября 2024 11:40
          Цитата: cpls22
          Вроде бы до сих пор мосты защищают , подключая их к катоду
          Так защищают металлические части в подземных коммуникациях от коррозии. Называется - электрохимзащита...
          1. +1
            26 ноября 2024 12:28
            Цитата: Luminman
            Так защищают металлические части в подземных коммуникациях от коррозии. Называется - электрохимзащита...

            Да, есть и пассивный вариант, без подключения тока - "жертвенный анод".
      2. -1
        26 ноября 2024 11:42
        В этом варианте электрохимическая пара не образуется.
    2. +1
      26 ноября 2024 16:52
      В теории вы правы, но если алюминиевые пластины крепить метизами из нержавеющей стали всё по СНиПам проходит, а оцинкованным крепежом согласен беда.
  3. -1
    26 ноября 2024 09:37
    Немножко не в тему. Принято хвалить "Бредли", какая она хорошо бронированная, хотя СВО показало, что горят они все практически одинаково, что "мардеры", что "бредли", что БМП - 2,3. Какая она удобная для высадки - посадки десанта. При этом как-то забывается, что западные БМП не умеют плавать. На СВО - эта, очень не хорошая особенность себя как-то не проявила, потому что в основном бандероваффен сидит в обороне, контрнаступ лета 2023 года не задался. А вот если бы, случился где-то прорыв и механизированный батальон на "бредли" ("мардер") уперся в речушку, шириной 30 м., а их там довольно много, вот тогда бы, все говорили: "Фу, какая гадость - героическое наступление оставила речка, которую можно переплюнуть". Потому, надо находить разумный компромисс между защитой л/с и подвижностью (способностью преодолевать водные преграды без мостов, местных или наведенных саперами). Кстати, броня может быть и керамической - весьма перспективный материал.
    1. +1
      26 ноября 2024 11:37
      Ну давайте,расскажите мне ка БМП-3 "поплывёт" на не разведанном и не подготовленном берегу.Всё это "плаванье" идёт в ущерб самому главному,защищённости.
      1. +2
        26 ноября 2024 11:43
        Не знаю точно, как поплывет. Но думаю, что провести все перечисленные вами мероприятия, можно в течении 15 - 20 минут, силами мотострелкового батальона.Зато знаю точно, что "бредля" и "мардер" точно никуда не поплывут.
        1. -1
          26 ноября 2024 16:43
          Вы на учениях бывали,хотя бы полковых?Там что бы бтр просто через укрепления противника проехали целые танцы с бубнами были,преодоление водной преграды исключительно на подготовленных участках,никаких заболоченных пространств,исключительно твёрдая поверхность входа и выхода техники.И это учения,а если техника увязнет в боевых условиях?
          1. 0
            26 ноября 2024 17:05
            Мы вообще-то, немножко не за учения. На войне чутка по другому.
            1. -1
              26 ноября 2024 17:15
              Естественно.по "другому",тут если и завязнешь в прибрежной пойме то тебе и кирдык,и если не тебе ,то технике точно.
            2. -1
              26 ноября 2024 17:19
              И вот я как ком роты предпочёл бы видеть у себя, в подразделении, машину аналогичную "Бредли",пусть и не плавающую,а не гроб на гуслях в виде БМП-3.
              1. 0
                26 ноября 2024 18:04
                До того момента, пока надо переправляться через р. Конка, после чего ваши симпатии моментально поменяются.
                1. -2
                  26 ноября 2024 18:07
                  Даже если через Одер надо будет переправляться и то не поменяются.
                  1. +1
                    26 ноября 2024 19:10
                    Оченна хотелось бы посмотреть, как "бредли" в брод пересекает Одер.
    2. 0
      26 ноября 2024 13:20
      Цитата: ТермиНахТер
      уперся в речушку, шириной 30 м.,

      1) Можно найти брод.
      2) В составе войск есть понтонные части.
      3) Вы сами показали, что плаванье для БТ это экзотика. Представим батальон на БМП усилен танковой ротой, впереди река - танки бросаем? request
      1. 0
        26 ноября 2024 13:56
        1. Можно найти, а можно и не найти. А если учесть вес западных БМП - 30 тонн с гаком и грязь на берегу и на дне речушки, то это непреодолимое препятствие.
        2. Понтонно - мостовой парк идет в боевых порядках механизированного батальона?)))
        3. Пока что мы говорили за БМП. Если танки переправить невозможно, бросаем ждать саперов, а сами захватываем плацдарм на том берегу.
        1. -1
          26 ноября 2024 15:41
          Цитата: ТермиНахТер
          Можно найти, а можно и не найти

          Когда меня учили топографии то их обозначали на картах... request
          Цитата: ТермиНахТер
          и грязь на берегу и на дне речушки, то это непреодолимое препятствие.

          против этого помогает способность плавать? bully Особенно войти в воду, а главное из нее выйти? feel
          Цитата: ТермиНахТер
          Понтонно - мостовой парк

          Цитата: ТермиНахТер
          уперся в речушку, шириной 30 м.,

          вы уж придерживайтесь одних вводных request
          Цитата: ТермиНахТер
          Пока что мы говорили за БМП.

          По Вам БМП идут маршем в одиночку? без усиления танками, артиллерией, саперами, ПВО... bully
          Цитата: ТермиНахТер
          а сами захватываем плацдарм на том берегу.

          на который строим/наводим мост...
          1. +2
            26 ноября 2024 16:15
            1. Когда обновлялись топографические карты по Украине? Они соответствуют реальности?
            2. У более легкой, умеющей плавать БМП возможность есть, у западных нет вообще, даже теоретически. Кг/см. кв. еще никто не отменял.
            3. По вашему, понтонно - мостовой парк едет прямо за ГПД? Никакой комдив такого не позволит, чтобы не остаться без мостов, когда возникнет потребность.
            4. Да строим/наводим мост, когда плацдарм расширен до разумных пределов, обеспечивающих минимальную безопасность и мосту, и тем, кто по нему едет. Т.е. это будет не через пять минут.
            Потому, отказываться от умения плавать и идти по западному пути развития, только потому, что на СВО это не пригодилось, пока что преждевременно. Да и СВО еще не закончилось, возможно умение плавать еще понадобиться.
            1. 0
              27 ноября 2024 12:11
              Цитата: ТермиНахТер
              1. Когда обновлялись топографические карты по Украине? Они соответствуют реальности?

              это в профильный отдел ГШ МО РФ bully Даю наводку - спутники...
              Цитата: ТермиНахТер
              олько потому, что на СВО это не пригодилось, пока что преждевременно

              вроде вы не генерал, а уперты... bully где последний раз на войне СССР/РФ это качество БТТ применялось? подумайте - удивитесь...
              Может усиление брони важнее?
          2. 0
            26 ноября 2024 16:47
            Без рекогонсцировки никакую переправу проводить нельзя.Карты картами,а что там реально только на месте можно определить.
            1. 0
              27 ноября 2024 12:12
              Цитата: Пионер1984
              Без рекогонсцировки никакую переправу проводить нельзя

              кто-то с этим спорит? но и отправить плавающую БТТ где угодно на реке тоже нельзя... request
              1. 0
                27 ноября 2024 12:23
                Вообще то именно это об этом я и говорил.
      2. 0
        27 ноября 2024 16:58
        Вообще то танки могут переправиться по дну реки, что общеизвестно, тем более на СВО нет существенных рек большой глубины за исключением конечно водохранилищ и самого Днепра. Но, во время Великой отечественной даже Т-34 переправлялись по дну реки.
        1. 0
          27 ноября 2024 17:42
          Цитата: Алексей Лантух
          Вообще то танки могут переправиться по дну реки,
          могут, но предпочитают по мостам... оспорите? request
          1. +1
            27 ноября 2024 22:39
            Не спорю. В 70-х служил в бригаде ОТР топогеодезистом. Одной из задач было обследование мостов через не слишком большие речки, поскольку вес пусковой установки выдерживали не все мосты даже по обозначениям топокарт, а остальные мосты также должны обследоваться. А если мост "не тот", то искали броды. И случалось, что колонна шла по мосту, а пусковая рядом через брод (допускалось до 2-х метров глубины). Бывало и через понтонный мост переправлялись через Десну. А на танк можно ещё и трубу поставить. Так, что думаю не все БМП-БТР должны плавать, а только их отдельная часть.
  4. +1
    26 ноября 2024 11:40
    Интересно, а методом порошковой металлургии пытались делать броню? Порошковая металлургия позволяет получать уникальные соединения. Например частицы стали, равномерно распределённые в алюминии или частицы корунда....
  5. +3
    26 ноября 2024 12:50
    Сверху, с зазором в 5-10 миллиметров, устанавливалась медная пластина

    Сварка взрывом обязательно требует установки свариваемых листов под небольшим углом друг к другу и инициирования с того края, где меньше зазор.
    взрывчатка из смеси аммонита с аммиачной селитрой,

    Это что за тавтология?
  6. 0
    26 ноября 2024 16:01
    В Бредли навесные панели из стали с чем то
  7. 0
    26 ноября 2024 16:53
    А нельзя сделать проще? Смешать расплавленный алюминий и гранитный щебень или алюминий и кварцевый щебень. А может, и песок даст результат. Вязкость за счёт алюминия, твёрдость за счёт щебня... Размер щебёнки определяется калибром оружия. Для винтовочного калибра - щебень 20-40...
    1. +1
      26 ноября 2024 18:44
      Да тут как минимум степень доктора наук светит! laughing
      1. 0
        26 ноября 2024 19:53
        Не, не светит. Все уже было, пусть и в других сочетаниях:
        Как в башне Т-64 появились ультрафарфоровые шары

        https://topwar.ru/204564-kak-v-bashne-t-64-pojavilis-ultrafarforovye-shary.html?ysclid=m3yp13l6i0107767974
  8. 0
    26 ноября 2024 18:41
    Так такая Броня много где.
    Те же БМП-3 и Бредли...
    Единственное конечно "люминь" со сталью разнесены...
    А так корпус из алюминиевой брони, а сверху стальные экраны.
    М113 и БМДшки чисто "алюминиевые", хотя для них вроде тоже стальной обвес есть...
  9. +1
    27 ноября 2024 01:18
    Цитата: WhoWhy
    Интересно, а методом порошковой металлургии пытались делать броню?

    Конечно пытались. Но прессование порошков и последующее высокотемпературное спекание, это очень дорогое удовольствие. Спекание происходит в среде инертных газов или вакуума. Это экономично для отдельных деталей, с уникальными характеристиками, но изготовление брони будет необоснованно дорого.
  10. 0
    15 декабря 2024 15:47
    Если против снарядов кинетических - может попробовать сталь + полиэтилен\козеин\еще чего?
    Один фиг от РПГ не спасет без ДЗ\КАЗ.

    Или сделать упрощенную МБП-3 с большей броней стальной, без люминия и не плавающую.
    А на сэкономленное движок помощнее.