О датах египетской истории

9 444 78
О датах египетской истории
Карнакский царский список (прорисовка) — список ранних правителей Древнего Египта, выбитый на камне в зале празднеств Тутмоса III Карнакского храма (совр. Луксор, Египет). Создан в правление фараона XVIII династии Тутмоса III и содержит в хронологическом порядке 61 имя правителей, начиная с Менеса (ок. 2920 до н. э.) и заканчивая Тутмосом III. Лишь 39 имён хорошо читаемы на повреждённом каменном блоке, а одно не заключено в картуш. Это не полный список древнеегипетских фараонов, но он важен для определения правителей Второго Переходного периода (ок. 1642—1550 до н. э.). В 1845 году французский египтолог Эмиль Присс тайно демонтировал барельефы царского списка и вывез их в Лувр, подкупив египетского чиновника. Из-за неверного нанесения лака из битума цветная роспись барельефов утрачена. Сегодня этот памятник выставлен в Лувре, Париж.


Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частность — свойственно начальному писателю истории.
Вторая книга Маккавейская, 2:31




История как наука. Очень часто у людей, чьи знания ограничены учебником истории для 5-го класса да еще РЕН-ТВ, задают вопрос относительно того, а откуда вообще известно, что и когда было в Древнем Египте. Допустим, узнать о том, что было, можно из текстов, выбитых на стенах храмов, из сохранившихся папирусов. Но как привязать их к конкретным датам, вот в чем вопрос! Ведь история Египта — это огромный период времени, который историки делят на три основных этапа: Древнее царство (III тысячелетие), Среднее царство (XXII—XVII века до нашей эры) и Новое царство (XVI—XI века до нашей эры). Причем между ними были периоды междуцарствий, смут и всякого безобразия, так называемые «переходные периоды». А затем еще был так называемый Поздний период истории Египта.

Известно также (и, кстати, откуда?), что за три тысячи лет в Египте царствовала 31 династия фараонов. Самих же фараонов было, вероятно, несколько сотен, вот только сохранились имена далеко не всех. Особенно плохо известны фараоны смутных периодов (междуцарствий) — между Древним и Средним и между Средним и Новым царствами.


Вот где-то здесь Присс мародерствовал...

Опять-таки из текстов, вырубленных на камне, даже не на папирусе записанных, что некоторые египетские фараоны правили ну очень долго. Например, такой фараон, как Пепи II, умудрился царствовать 94 года. Но были и те, кто удержаться на престоле даже недели не смогли. Ведь как раз после смерти Пепи II, совпавшей с концом Древнего царства, в Египте началось смутное время, и, как сообщает египетский историк Манефон (IV век до нашей эры), 70 фараонов седьмой династии процарствовали в общей сложности 70 дней! То есть по одному дню на человека! Даже трудно себе представить, какая там происходила борьба за трон!


Один из фрагментов «царского списка» в Лувре

И вот тут поистине неоценимую услугу оказал историкам Туринский папирус, обрывки которого нашел и спас для науки Шампольон. Он склеен из 164 кусочков и содержит перечень нескольких десятков фараонов с указанием продолжительности царствования каждого из них. Очень жаль, что папирус полностью восстановить не удалось, а многие его части безвозвратно потеряны. И вот тут-то мы и подошли к вопросу о том, каким образом историки ориентируются в делах, которые происходили в Египте в столь отдаленное время? Какие у них вообще есть основания «привязывать» то или иное событие древней истории к определенной дате?

Тут надо заметить, что установка последовательности исторических событий в Древнем Египте шла с немалым трудом. И более того, она продолжается и в наши дни. В самом деле, как определить точную дату того или иного военного похода, сражения, той или реформы того же Эхнатона, если произошли они тысячелетия тому назад. Причин несколько: во-первых, от некоторых периодов истории Египта сохранилось чрезвычайно мало документов. Во-вторых, сами египтяне сделали всё возможное, чтобы запутать современных исследователей. Дело в том, что они пользовались очень своеобразной системой датировки событий, совсем не похожей на нашу.


«Палермский камень». Диорит. Ок. 2400 до н. э. Один из семи фрагментов стелы из чёрного базальта, содержащей список египетских фараонов Древнего царства, начиная с Первой династии до первых представителей Пятой династии, и важных событий каждого года их царствования. Создан, вероятно, во времена Пятой династии (примерно 2392—2283 гг. до н. э.). Важнейший источник по истории Древнего царства. Археологический музей г. Палермо

Так, они не знали единого последовательного летоисчисления. В очень древние времена года обозначались по важным событиям. Это мог быть, скажем, удачный поход, сооружение грандиозного храма, большой разлив Нила. Важным событием считалась и всеобщая перепись скота, которая регулярно производилась государством для взимания налогов. Поэтому некоторые события датируются следующим занятным образом: «Начало 14-го раза счета быков и всего мелкого скота». Вот и поди разберись сейчас, спустя тысячелетия, когда происходил именно этот 14-й пересчет быков и мелкого скота.


«Абидосский список» — список фараонов Древнего Египта, высеченный на стене храма Сети I в Абидосе. Насчитывает 76 картушей древнеегипетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Был найден Мариетом. В список не включены имена фараонов I и II переходных периодов, а также пяти царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатона, Сменхкара, Тутанхамона и Эйе (Хатшепсут была исключена вследствие предполагаемых гонений со стороны Тутмоса III, а четверо остальных фараонов были прокляты как еретики)

Более того, каждый фараон вел счет лет, начиная с первого года своего правления. Египетские надписи и документы пестрят такими датами: «47-й год царствования Тутмоса», «седьмой год царствования Сенусерта»... И было бы совсем несложно определить этот самый 47-й год, но лишь при условии, что мы знаем дату первого года. А мы ее… не знаем… То есть календарь у египтян-то был, но очень уж своеобразный!

Работали над решением этой проблемы очень долго. Но… терпение и труд всё перетрут! Для установления единой хронологии древнего Египта были использованы данные астрономии. Данная наука у египтян была в большом почете, а всё потому, что им нужно было точно узнавать время разлива Нила. От этого зависело очень многое, вот они и старались. Так, начало года у них совпадало с началом подъема воды в Ниле. В районе Мемфиса – одной из столиц древнего Египта, – он начинался 19 июля. И было подмечено, что в этот день утром на небосклоне появилось созвездие Сириуса.

Египетский год состоял, как и наш, из 365 дней. Но полный солнечный год, как мы знаем, состоит из 365 дней и 6 часов. У нас это расхождение между солнцем и календарем строго учитывается: раз в 4 года к календарю прибавляются сутки. Такой год называется високосным, и почему-то он считается несчастливым.

Египтяне этой поправки не делали и не знали високосных лет. И это незначительное вначале расхождение, сразу даже и незаметное, с течением времени всё больше и больше увеличивалось. За 120 лет оно достигло 720 часов (120 X 6 = 720), то есть целого месяца, а за 1460 лет — целого года. И лишь раз в 1460 лет появление на египетском небе созвездия Сириуса совпадало с началом нового года.


«Саккарский список» (прорисовка) — перечень 58 египетских царей I династии до Рамзеса II включительно (XIX династия), когда он и был составлен. Найден в гробнице зодчего Тунари, который руководил строительными работами Рамзеса II. Многие фараоны в списке пропущены составителем по не всегда ясным соображениям. Так, из всей III династии упоминаются только четыре правителя. Саккарский список, обнаруженный в 1861 году, находится в собрании Каирского музея.

Из римских источников стало известно, что такое совпадение произошло в 139 году нашей эры. Ученые ухватились за эту дату, ставшую одной из опорных точек египетской хронологии. Вычитая по 1460 лет, они установили, что такие совпадения были также в 1321 и в 2781 годах до нашей эры.

Но эти данные сами по себе не имели бы особого значения, если бы египтяне в своих записях не упоминали о восходе Сириуса. К счастью, в очень многих документах указывается эта дата, так как день восхода Сириуса считался у них большим праздником.

А теперь давайте попробуем, опираясь на эти известные факты, восстановить какую-нибудь историческую дату египетской истории. Возьмем папирус, в котором сообщается, что в седьмой год царствования фараона Сенусерта III (Среднее царство) восход Сириуса праздновался в 15-й день восьмого месяца. Можно ли, пользуясь этими данными, установить, когда царствовал этот фараон?

Оказывается, что это возможно.

Зная, что египетский месяц состоял из 30 дней, можно подсчитать, что 15-й день 8-го месяца — это 225-й день египетского года (30 X 7 + 15 = 225). Значит, восход Сириуса в том году праздновался не в первый его день года, а на 225-й день. Мы уже знаем, что расхождение на сутки между солнечным и календарным годом происходило в течение четырех лет. Следовательно, расхождение в 225 дней произошло за 900 лет (225 X 4 = 900). Но когда же, в каком году это было?

Вспомним, что совпадение начала нового года с появлением на небосклоне Сириуса произошло в 1321 и 2781 годах до нашей эры. Учитывая это, легко вычислить, что седьмой год царствования Сенусерта III должен приходиться либо на 421-й год (1321 — 900 = 421), либо на 1881 год (2781 — 900 = 1881) до нашей эры.

Первая дата — 421 год — совершенно не подходит, так как в это время Египет уже давно потерял самостоятельность и находился под властью персов. Остается вторая дата — 1881 год, которая отлично укладывается в хронологические рамки Среднего царства, а также подтверждается и другими источниками.

Зная, что предыдущие цари XII династии, к которой относится и Сенусерт, царствовали в общей сложности 119 лет, ученые высчитали, что XII династия начала править Египтом в 2000 году до нашей эры (1881 + 119 = 2000).

Этот пример очень хорошо показывает взаимосвязь самых различных и, казалось, очень далеких друг от друга научных дисциплин. Историку часто на помощь приходит не только астрономия, но и химия, зоология, ботаника, инженерное искусство, языкознание и многие другие дисциплины. Точно так же биологу нужно хорошо знать химию, а химик сейчас вряд ли обойдется без знания электротехники и много чего еще.

А еще есть и способ проверки. Ведь египтяне не жили «где-то там», в отрыве от других народов. Они часто воевали со своими соседями и вели с ними дипломатические переговоры. Велась и дипломатическая переписка на хеттском, аккадском и других языках. В документах упоминались имена иноземных правителей, указывались названия городов, словом, дается масса знаний, которые помогают сверять египетскую хронологию с хронологией других народов. Вот так, понемногу, шаг за шагом, все основные датировки древнеегипетской истории и были установлены…
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 декабря 2024 06:18
    Автор, вероятно, не знаком с трудом Фоменко и Носовского "Новая хронология Египта", а руководствуется какими-то методичками Академии Наук и давно устаревшими книгами. А зря! В этой книге с математической точностью определены все даты и фараоны и в египтологии, наконец-то, поставлена жирная точка! На прикрепленной ниже фотографии А. Фоменко видит дальше и глубже всех нас, а самое главное, смотрит на всех нас, как на невыучивших уроки школьников wink
    1. +5
      1 декабря 2024 07:04
      а самое главное, смотрит на всех нас
      ... как будто ему сейчас голову хопешем снесут.
      1. +2
        1 декабря 2024 07:11
        Цитата: 3x3zsave
        как будто ему сейчас голову хопешем снесут
        Он видит то, чего не видим мы, смертные! В полном соответствии с тезисом:
        "Человек, не способный к математике, не является разумным" wink
        1. +7
          1 декабря 2024 07:28
          Он видит то, чего не видим мы, смертные!
          Это ему с эпохой повезло. Для таких нынче специальные учреждения существуют, а раньше их незатейливо сжигали.
        2. +2
          1 декабря 2024 07:30
          "Человек, не способный к математике, не является разумным"

          Последние научные исследования показали, что изучение математики способствует развитию нейроных связей в мозгу.
          Прав оказался Ломоносов в том, что математика гимнастика для ума.
          1. +5
            1 декабря 2024 07:35
            Прав оказался Ломоносов в том, что математика гимнастика для ума.
            Однако в отношении к Фоменко мы видим обратный результат.
            1. +3
              1 декабря 2024 07:44
              Однако в отношении к Фоменко мы видим обратный результат.

              Для нужного результата, математику надо изучать в детстве laughing
            2. +4
              1 декабря 2024 07:55
              Цитата: 3x3zsave
              Однако в отношении к Фоменко мы видим обратный результат
              Мне почему-то кажется, что книга эта написана была только ради того, чтобы срубить немного деньжат на необычности теории и пробуждении интереса у разного рода любителей конспирологии, в те непростые для многих 90-е годы. Сам Фоменко, наверное, сидит у себя дома за рюмочкой коньяка и посмеивается над тем, что он написал
              1. +5
                1 декабря 2024 08:44
                Я думаю с деньгами всё нормально, все-таки две государственных премии. Я полагаю это скорее весёлый стёб.
                Про рюмку конька согласен.
          2. +5
            1 декабря 2024 07:51
            Цитата: Konnick
            Прав оказался Ломоносов в том, что математика гимнастика для ума
            Мне доводилось слышать и другое - "математика - психическое насилие над человеком". Не помню, кто это сказал wink
            1. +2
              1 декабря 2024 07:55
              Мне доводилось слышать и другое - "математика - психическое насилие над человеком". Не помню, кто это сказал wink

              Кто, кто? Про него Высоцкий спел
              "Ну если туп как дерево, родишься баобабом..."
              1. +4
                1 декабря 2024 08:13
                Необязательно. Человек может обладать феноменальными лингвистическими способностями, но путаться в таблице умножения. И наоборот. Просто существуют такие явления как дискалькулия и дислексия, в целом никак не отражающие общего интеллектуальног уровня индивидуума.
                1. +2
                  1 декабря 2024 08:17
                  Необязательно. Человек может обладать феноменальными лингвистическими способностями, но путаться в таблице умножения.

                  Включите логику. Если бы человек с феноменальными лингвистическими способностями изучал математику в детстве, то он стал бы еще феноменальнее. Математика улучшает мозг при изучении в детстве. Дети, учите математику, может она вам и не пригодится, но она вас сделает умнее в любом случае.
                  1. +3
                    1 декабря 2024 08:32
                    Причем тут логика, коллега (Николай, если не ошибаюсь)? В предыдущем комментарии я отметил два отклонения в человеческой психике, не являющиеся критическими для интеллектуального уровня, но делающих человека не способным к одной из дисциплин. Я уже не говорю о дисграфии - повальном заболевании современного человечества.
                    1. +3
                      1 декабря 2024 08:45
                      Причем тут логика, коллега (Николай, если не ошибаюсь)?

                      Да, Николай. К сожалению пишу с телефона и имя Ваше не высвечивается. Еще раз , изучение математики делает мозг более развитым, а отклонения были и будут, тем более сейчас когда компьютер делает медвежью услугу


                      В свое время ученые из Стэнфордского университета отобрали группу обычных восьмилетних школьников и шесть лет на МРТ изучали их мозг. У тех, кто занимался математикой и достиг определенных успехов, структуры мозга значительно отличались: больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает выполнять сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная и префронтальная доли, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность в гиппокампе, который отвечает за память. Словом, на часто звучащий вопрос, а зачем нам синусы и тангенсы, биномы и логарифмы, ответ однозначный - они мозги развивают.
                      1. +6
                        1 декабря 2024 08:58
                        Меня зовут Антон.
                        Я разве отрицал влияние изучения математики на интеллектуальное развитие? Просто есть люди органически к ней не способные, развивающие свой интеллект другими методами.
          3. +1
            2 декабря 2024 23:38
            Цитата: Konnick
            "Человек, не способный к математике, не является разумным"

            Последние научные исследования показали, что изучение математики способствует развитию нейроных связей в мозгу.

            Про образное мышление тоже не стоит забывать, и развивать его тоже.
            Вообще математика и логическое мышление развивают нейронные связи в левом полушарии. Дело полезное, но только если нужно выправить дисбаланс с более развитым правым полушарием, отвечающим за образное мышление. В противном случае возникнет перекос, ничего хорошего не сулящий. Впрочем, осознать его последствия человек не сможет, оценивая свои возможности только в плане логического мышления. Другие заметят.
      2. +2
        1 декабря 2024 13:30
        голову хопешем снесут

        Да вроде хопеш использовался не для того чтобы сносить головы. Наносить увечья. разбивать головы, перебивать кости и шейные позвонки и быть церемониальным статусным оружием вот его предназначение. Большинство из дошедших до наших дней хопешей , многие вообще имеют тупые края, которые, по-видимому, никогда не предназначались для того, чтобы быть острыми.
        Явно заточенные края у сохранившихся до наших дней хопешей и их аналогов встречаются крайне редко и относятся к более позднему периоду - примерно с 1300 года до нашей эры.
    2. эти персонажи откровенно издеваются над нами :-) они сделали расчеты для наблюдателя находящегося в центре Земли, а не на ее поверхности
    3. +5
      1 декабря 2024 11:21
      Фоменко в погоне за хайпом взял наименее точно определённые координаты светил из Птолемеевского атласа, подвинул их так, как ему надо и организовал свою "математическую точность". Это называется научный подлог, но обывателю нравится.
    4. +1
      2 декабря 2024 09:18
      Фоменко, очевидно, не существует: это мистификация жадных книгоиздателей, перепечатавших слегка дополненные труды Морозова.
  2. +3
    1 декабря 2024 07:39
    К слову, о математике.
    Зная о невеликих способностях автора в этой области знаний, что он сам неоднократно декларировал, представляю, каких усилий стоило ему написание данного материала!
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      1 декабря 2024 09:06
      Зная о невеликих способностях автора в этой области знаний, что он сам неоднократно декларировал, представляю, каких усилий стоило ему написание данного материала

      Доброе утро, Антон. hi
      Для того чтобы сегодня сдать на модерацию интересную для читателей статью вовсе не обязательно досконально разбираться в области математических или каких либо других специальных знаний. Все уже давным - давно оговорено и описано специалистами. Сегодняшним авторам сайта достаточно просто поковыряться в инетных или печатных архивах и подать тему в интересном для читателя ключе. Использовать т.с. известную аксиому Драгунского:
      Папа у Васи силен в математике
      Учится папа за Васю весь год
      ...............................................
      Папа решает а Вася сдает. (с)

      Калибр хорошо усвоил данный постулат. И обладая хорошим слогом, отлично знает как подогреть интерес читателя к выкладываемой им теме. Поэтому он по праву занимает свое место на вершине "пищевой цепочки" самых плодовитых и читаемых авторов нашего сайта.
      Статья зашла. Интересно. Автору спасибо!
      1. +2
        1 декабря 2024 09:10
        Ну и каких?
        Можно считать это моим комплиментом автору, что он видит от меня отнюдь не часто.
        Доброе утро, Дима!
        1. +4
          1 декабря 2024 10:54
          комплименты автор видит от меня не часто.


          Не стало бати моего.
          Ушел в обитель вечных снов.
          не часто слышал от него
          Я добрых и хороших слов
          Не часто он меня хвалил,
          По большей части все ругал
          А я ....в душе его любил.
          Хотя и вид не подавал. (с)
    2. +3
      1 декабря 2024 09:44
      К слову, о математике.

      Как мы умеем обходить острые углы!
      Вот Михель с иронией поминает теорию Фоменко-Носовского. А почему бы вкратце не изложить её сущность?
      К примеру, другая теория, а именно: Социальная теория случайных событий, в просторечии именуемая Теорией вертикального прогресса, -- в отношении России работает безошибочно, разделяя нашу историю на известные и понятные всем периоды. При этом её, Теории, математика крайне проста и доступна для понимания (я ее когда-то тут показывала) и такова, что с выводами согласятся все.
      К примеру, вы же не станете отрицать, что династия Романовых -- это период нашей истории, что СССР -- это тоже её период. Труднее убедить, что отрезок времени с 1992 года по 2018 год -- это период, но оно -- период, полностью укладывающийся в математику Теории случайных событий. И он тот самый, когда тлеющие надежды на лучшее будущее и сочувствие "эти проклятые "партнеры" опять обманули нашего Президента!" -- всё это кардинально сменилось на "Президент нас обманул!", часть души народа умерла, пути народа и власти окончательно и резко разошлись -- вы все, мои дорогие друзья, об этом забыли? О 2018 годе? Или вы помните только, что был Мундиаль?...
      Ждите 2028 год.
      1. +2
        1 декабря 2024 10:04
        Труднее убедить, что отрезок времени с 1992 года по 2018 год -- это период

        Период, который закончился обнулением в полном смысле слова
    3. +2
      1 декабря 2024 10:45
      Цитата: 3x3zsave
      Зная о невеликих способностях автора в этой области знаний,

      Ха, а то!
      1. +4
        1 декабря 2024 11:02
        Ха,
        Чувствуется тлетворное влияние тетки Татры... Говорил я Вам, Вячеслав Олегович, не надо с ней спорить, она Вас плохому научит.
        1. +2
          1 декабря 2024 11:22
          Цитата: 3x3zsave
          она Вас плохому научит.

          Учиться понемногу надо у всех. Это сокращает потребность в умственной деятельности и уменьшает расход собственной энергии. Бойтесь тепловой смерти Вселенной, Антон!
      2. +4
        1 декабря 2024 11:37
        Зная о невеликих способностях автора в этой области знаний

        Не заблуждайся, дружище.
        Да, Калибр никогда не предъявлял претензии на лавры великого математика. Да, сам писал, что не силен в этом предмете. Хотя про моему, рассказывая о своих невеликих математических способностях он, мягко говоря, лукавил. Напротив, с этим у него - полный порядок. yes Основание такого моего умозаключения? Его же собственные публикации. Вспомни как сначала он грамотно планирует ожидаемую прибыль , а затем как лихо подбивает моржу и сальдо в своей статье о торговле самоделками на крымских пляжах. Тут без знаний математики - никак.
  3. +4
    1 декабря 2024 07:42
    Историку часто на помощь приходит не только астрономия, но и химия, зоология, ботаника, инженерное искусство, языкознание и многие другие дисциплины

    Тут как-то возник вопрос по "Слову о полку Игореве", а именно по харалужным мечам. Ну я и предложил, что харалужный это науглероживание поверхностного слоя металла с целью повышения твердости, соответственно с приобретением черного 'хара" цвета. Так как я инженер и баловался таким способом повышения твердости. Но еще полазил по словарям и нашел татарское слово "твердеть" или "черстветь" и это оказалось " КАРАЛАНУ, а "чернеть" КАРАЛАУ.
    1. 0
      1 декабря 2024 08:07
      Цитата: Konnick
      Тут как-то возник вопрос по "Слову о полку Игореве", а именно по харалужным мечам
      Есть один казахский историк, поэт и прозаик, Олжас Сулейменов,
      который написал книгу "Аз и я", в который все неясные слова и выражения в "Слове о полку Игореве", объяснял тюркской лексикой, после чего все непонятные до сих пор учёными слова в этой книге, обрели законченное и логическое значение. Я по причине незнания ни одного из тюркских языков, не могу как не согласиться с автором, так не могу его и опровергнуть. Но книгу прочитать сто́ит, написана лёгким и читабельным языком. Рекомендую
      1. 0
        1 декабря 2024 08:13
        С точки зрения Сулейменова, предшествующие исследования «Слова о полку Игореве» носили предвзятый характер, определялись патриотической позицией авторов и содержали мало ценного. В действительности же автор памятника, согласно «Аз и Я», не настроен антиполовецки; для него события похода Игоря будто бы представляли эпизод усобицы «между своими», а Игорь — отрицательный персонаж «с дьявольскими чертами».

        И я согласен с этим рассуждением. У нас почему-то считают догмой труды Лихачева, который пользуясь благосклонностью властей, не позволял критиковать себя.
        1. +2
          1 декабря 2024 11:26
          У нас почему-то считают догмой труды Лихачева
          Это точно, просто гигант мысли, особа приближённая к ЕБНу, отец нынешней российской демократии.
  4. +5
    1 декабря 2024 08:21
    Вот и поди разберись сейчас, спустя тысячелетия, когда происходил именно этот 14-й пересчет быков и мелкого скота
    . Странный вопрос: он происходил после 13 го пересчета быков и мелкого скота yes
  5. +2
    1 декабря 2024 09:59
    По теме древнего мира интересна книга Петра Орешкина «Вавилонский феномен» (Русский язык из глубины веков). В частности, он читал надписи на пирамидах на нашем языке.
    1. -1
      1 декабря 2024 10:14
      По теме древнего мира интересна книга Петра Орешкина «Вавилонский феномен» (Русский язык из глубины веков). В частности, он читал надписи на пирамидах на нашем языке.

      Недавно прочитал в Дейли Мейл статью о расшифровке надписи
      Ancient inscription on statue carved by 'King Midas' tribe finally deciphered

      Так вот интересный факт получился,, даю два скрина как в источнике, так и в переводе браузером
      Совсем по другому звучит надпись по русски
      1. +3
        1 декабря 2024 10:51
        Ко мне как-то пришел местный "краевед". Нашел комок кожи размером с грецкий орех, на нем трещины, понятно. И в них он прочитат, что Пенза была основана не в 1563 году, а в 1552. Зачем же это написали на комке кожи спросил я, удобнее было бы написать на ровном кусочке. "Ну, вот так!" - был ответ. Сказать, что ему пора в психушку, не решился. Отправил в музей на консультацию. Но в музей он не пришел и больше его вообще никто не видел...
        1. 0
          1 декабря 2024 11:16
          . Зачем же это написали на комке кожи

          А, может, комок изначально был плоским прямоугольником? А со временем края пообтрепались, кто-то не понял, что оно важный документ или ему было пофиг, скатал в комок да и выбросил... Забыли времена, когда бывало и худшее?
          Вот так и становится история неясной wassat )))
          1. 0
            1 декабря 2024 11:24
            Цитата: депрессант
            скатал в комок

            И текст целиком оказался на поверхности? Я в лупу смотрел, ничего кроме трещин не заметил. С фантазией у меня неплохо, хорошо даже, но... ничего я в них не увидел.
            1. +3
              1 декабря 2024 12:03
              Если человек что-то хочет увидеть, увидит обязатально)))
        2. +2
          1 декабря 2024 14:51
          Отправил его в музей на консультацию, и.... больше его вообще никто не видел..
          .
          Калибр, вы страшный человек. Заранее зная летальный исход, сознательно направили краеведа - любителя в самое логово воинствующих адептов секты " Основание Пензы в 1563 году". laughing
          Самсонов бы так не поступил laughing
          1. +1
            1 декабря 2024 15:14
            Цитата: Ричард
            Калибр, вы страшный человек.

            Самое интересно, что в музей он так и не пришел. Я туда тут же позвонил, извиниться. Но оказалось, не за что!
    2. +2
      1 декабря 2024 10:47
      Цитата: Александр Ра
      читал надписи на пирамидах на нашем языке.

      На матерном или пьянском?
      1. +1
        1 декабря 2024 10:57
        На матерном или пьянском?

        Ерничать умеете, а почему на матерном. Именно, почему ругань именуют матерным, не объясните , уважаемый Вячеслав Олегович.
        Ну и прочитайте статью про надпись царя Мидаса
        https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-14127715/inscription-Mother-Goddess-statue-deciphered-turkey.html
        1. +2
          1 декабря 2024 11:20
          Цитата: Konnick
          Именно, почему ругань именуют матерным, не объясните

          Еще в советское время написал об этом статью в газету "Пензенская правда". Она так и называлась: "О матерном лае". Но прошло очень много лет. И эту тему я выбросил из головы.
      2. +2
        1 декабря 2024 11:44
        Цитата Александр Ра:читал надписи на пирамидах на нашем языке.
        Цитата: Калибр: На матерном или пьянском?

        На туристическом. - здесь был Вася laughing
        1. +1
          1 декабря 2024 13:24
          Цитата: Ричард
          На туристическом. - здесь был Вася

          ++++++++++++++++++++++++++++++++
  6. +1
    1 декабря 2024 11:08
    Кстати!!!
    Пока не забыла.
    Вячеслав Олегович, а Вы знаете, что в вашем городе один механик продаёт "Оку" за 5 млн рублей? Двери подъемные, салон ручной работы -- кожа, руль и прочее как в самолёте, внешняя отделка -- шедевр!
    Помнится, когда-то в Союзе конкурсы таких машин устраивали -- вот был период истории! Ничего не помогло.
    1. +3
      1 декабря 2024 11:45
      Цитата: депрессант
      продаёт "Оку" за 5 млн рублей?

      Большинство автомобилей известных под марками ВАЗ\СеАЗ\КАМАЗ -1111 слишком стары, чтобы пользоваться ими как транспортными средствами, но еще недостаточно, чтобы считаться предметами антиквариата request
      1. +2
        1 декабря 2024 11:53
        слишком стары

        Новодел, я так поняла. Вся машина из новых деталей, вся. Колеса чего стоят -- загляденье!
        Видимо, как теперь у нас принято, чистокровный "китаец" под нашим брэндом. Пять лет парень трудился! Вызывает уважение.
    2. +3
      1 декабря 2024 11:55
      Поправлю - не " Оку" а "Запорожец".
      В основе ЗАЗ 965, выпущенный в 1968-м, а ходовая и мотор от ВАЗ-2108.

      У авто подъемные двери и кожаный салон ручной работы. Все изменения внесены в ПТС, так что можно без проблем кататься по городу, пробег — 1000 км. Цена - 5 млн рублей.
      ссылка: https://vk.com/wall-112496564_1377086
      1. +2
        1 декабря 2024 12:03
        Не " Оку" а "Запорожец".

        Вот что значит не быть владелицей автомобиля! Для меня что "Ока", что "Запорожец" -- это просто маленькие машинки, внешне мало отличимы, то и другое не видела уже много-много лет. Потому и запомнила криво.
        Ну так, иногда бывает.
      2. +3
        1 декабря 2024 13:25
        Цитата: Ричард
        Цена - 5 млн рублей.

        Здорово во всех отношениях!
        1. +1
          1 декабря 2024 14:40
          Здорово

          Конечно, здорово!
          Получается, Пенза -- Город мастеров. Благодаря таким, как Вы и этот механик. Наверное, есть и ещё -- климат у Вас, что ли, такой? Или просто люди обозначились?
          Про другие города всё больше в ином контексте упоминают.
          1. +2
            1 декабря 2024 15:12
            Цитата: депрессант
            Город мастеров.

            Еще в советское время у нас был открыт Музей народного творчества, куда 2-ой секретарь ОК КПСС Мясников собрал массу людей. И нам разрешили через магазин "Умеые руки" наши изделия продавать!!! А в музей постоянно водили экскурсии детей. Ну, и мои ежемесячные передачи. Все-таки с 80 по 91 год. Наверное это как-то повлияло...
            1. +2
              1 декабря 2024 15:16
              2-ой секретарь ОК КПСС Мясников

              Смотрите, какой!.. Чуял, видать, новые времена и смену парадигмы.
              А какова ситуация с Музеем сейчас?
              1. +2
                1 декабря 2024 18:02
                Цитата: депрессант
                А какова ситуация с Музеем сейчас?

                Он есть. Работает, Но обветшал дом немного. Он очень красивый. Принадлежал лесопромышленнику какому-то. Сейчас... сейчас по пешеходной улице в суббтому-воскресенье полным-полно лавок мастеров. Чего только не продают. На ней же два магазина умельцев, еще один на вокзале. В них вообще лучше не заходить, столько там всего интересного. Работы одного моего знакомого литейщика Зейналова чего стоят. Тут же Феоктистов с фигурками индейцев из бронзы. В общем мне за интерьерными покупками ехать никуда не надо. Был даже мужик, что делал витую мебель из банок из под пива!!! Писал о нем и его творчестве в журнале "Семья и школа".
                1. +2
                  1 декабря 2024 18:17
                  Работы одного моего знакомого литейщика Зейналова чего стоят.
                  Зейналов ушел в минискульптуру. Лично мне - жаль, как художник мне он нравился больше. Однако, "бабло победит зло!"...
                  1. +1
                    1 декабря 2024 20:55
                    Цитата: 3x3zsave
                    "бабло победит зло!"

                    Ну, у него и в этой области есть интересные работы.
                2. +2
                  1 декабря 2024 18:48
                  Он очень красивый. Принадлежал лесопромышленнику какому-то.

                  В своё время лесопромышленники с уважением относились к эстетике городской среды. Сейчас -- только к загородной.
                  Другие времена, другие люди.
  7. +4
    1 декабря 2024 11:29
    Почему же тогда до сих пор нет точной хронологии Древнего Египта? Разброс дат у разных исследователей составляет десятки лет. Я грешным делом пытаюсь построить хронологическую таблицу, и знаю какой там бардак с датировками.
  8. +2
    1 декабря 2024 11:44
    Возьмем папирус, в котором сообщается, что в седьмой год царствования фараона Сенусерта III (Среднее царство) восход Сириуса праздновался в 15-й день восьмого месяца. Можно ли, пользуясь этими данными, установить, когда царствовал этот фараон?
    Оказывается, что это возможно.
    <...>
    Остается вторая дата — 1881 год, которая отлично укладывается в хронологические рамки Среднего царства, а также подтверждается и другими источниками.

    А в Википедии, правда без ссылок, сказано буквально следующее: "По годам правления Сенусерта III определяется вся хронология Среднего царства. 7-м годом, 8 месяцем и 16 числом правления Сенусерта в папирусе Кахунского архива датируется время восхода Сотиса (Сириуса). Эта дата по астрономическим вычислениям падает на 1870 год плюс-минус 6 лет, наиболее вероятно, на 1872 год до н.э."
    Разница в 9 лет! Кому верить?
    1. +2
      1 декабря 2024 12:11
      Разница в 9 лет! Кому верить?

      Период междуцарствия.
      Вот, скажем, царская власть в России -- когда кончилась? В 1917-м. А СССР -- когда образовался? В 1922-м. И куда относить 5 лет между датами, к какому периоду? Это если считать историю непрерывной.
      Вот и мучаются историки.
      1. +3
        1 декабря 2024 12:19
        Какое же тут междуцарствие, если это седьмой год стабильного правления Сенусерта!
  9. +4
    1 декабря 2024 12:16
    Интересные фрески с датами, "египтянки отмечают восьмое марта".
  10. +6
    1 декабря 2024 12:21
    То ли 13, то ли 24 число любого месяца. "Чиновнику Кагеми несут зарплату"
    1. +4
      1 декабря 2024 12:57
      Извиняюсь - имя чиновника неправильно написал, правильно - "Кагемни": "....мастаба Кагемни (KA - GMNI), датируемая 2340 годом до нашей эры. Эта красивая древнеегипетская гробница, расположенная недалеко от пирамид Тети, имеет лабиринт комнат.

      Кагемни был главным судьей и визирем, жившим в начале Шестой династии (правление царя Тети). Жена Кагемни, Небтынубхет Сешешет, вероятно, была дочерью фараона Тети. У

      Кагемни было много титулов. Он был смотрителем двух золотых домов и смотрителем двух сокровищниц. Он также занимал религиозные должности, он был верховным жрецом Ра и столистом Мина, среди прочих. Были и другие обязанности, которые он выполнял, связанные с королевским дворцом: смотрителем двух палат королевских украшений, директором резиденций Белой и Красной корон и смотрителем головных украшений. Будучи высокопоставленным чиновником, Кагемни также служил надзирателем писцов над королевскими документами, надзирателем всех работ фараона и надзирателем шести великих судов.

      Кагемни был похоронен в самой большой мастабе (тип монументальной гробницы в форме низкой пирамиды на прямоугольном плане) на кладбище Тети в Саккаре. Гробница имеет форму квадрата со стороной 32 метра."
      https://www.inside-egypt.com/tomb-of-kagemni-in-saqqara.html
    2. +4
      1 декабря 2024 13:14
      . Чиновнику Кагемни несут зарплату

      Неужели и ему -- пивом? Судя по сосудам. Ну, работягам оно понятно, но чиновнику? А золотишко? wassat )))
      Видимо, в следующей статье Вячеслав Олегович всё расскажет.
      ))))
      1. +8
        1 декабря 2024 17:26
        Неужели и ему -- пивом? Судя по сосудам. Ну, работягам оно понятно, но чиновнику? А золотишко?
        В средневековой Японии даймье расплачивался с самураями рисом за службу.
        "- Мне б катану и коня, да на линию огня!
        А сеппуку на татами - это все не про меня!
        - Про меня, не про меня... Че за новая фигня???
        Я двенадцать коку риса выдавал тебе за зря?
        А катану и коня, между нами говоря,
        Ты в квартале Есивара промотал второго дня!"
        1. +4
          1 декабря 2024 18:40
          В средневековой Японии даймье расплачивался с самураями рисом за службу.

          Да много анахронизмов ушло в небытие лишь недавно. Скажем, в той же Англии, уже вполне капиталистической, хотя и всё ещё под короной, сборщики налогов и Счетная палата пользовались ореховыми палочками, чтоб избежать разногласий друг с другом по поводу сдаваемой суммы, -- аж до 1826 года! И это в то время, когда налогоплательщики уже имели банковские счета. Жизнь идет, а кто-то поперек дороги канавы роет.
          1. +2
            1 декабря 2024 21:28
            Людмила Яковлевна, я Вас сильно удивлю, если скажу, что король Великобритании и сейчас трижды стучится, чтобы войти в заседание Парламента!
            1. +3
              1 декабря 2024 23:06
              я Вас сильно удивлю,

              Да не удивили Вы меня, Антон.
              Сильные государства сильны своими традициями. Если разрушается традиция, пусть даже самая странная и нелепая, государство гибнет.
              Возникшая когда-то, традиция столетиями приучает к себе людей, со временем из-за своей неизменности создавая у них ощущение стабильности, так остро желаемой основной частью населения. В таких государствах традиция уходит лишь тогда, когда полностью теряет смысл. И теперь взгляните на нашу пустошь.
  11. +4
    1 декабря 2024 12:27
    И ежедневное развлечение фараона -"попирание лиц врагов золотой туфлей не сходя с трона": туфли, трон, враги-2 комплекта.
    1. +3
      1 декабря 2024 16:30

      враги-2

      Как сказал Публий Теренций Афр, древнеримский драматург, комедиограф, он же вольноотпущенник сенатора Теренция Лукана, -- "Быть мудрым — значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.“
      Глядя себе под ноги на попираемых врагов, фараоны явно не предвидели конец своей эпохи. А надо было глазеть по сторонам!
      1. +3
        1 декабря 2024 18:06
        Цитата: депрессант
        А надо было глазеть по сторонам!

        Земля богов! Что могло с ней случиться? Хорошо об этом сказано в сцене в фильме "Фараон", где жрец Пентуэр объясняет Рамзесу причину упадка Египта.
  12. +3
    1 декабря 2024 20:57
    Цитата: депрессант
    Другие времена, другие люди.

    Вон он какой...