Рыцари с печатей

104
Рыцари с печатей


И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью,
Третья книга Царств, 21:8




Том растерялся: большая государственная печать – это было нечто совершенно ему неизвестное. После минутного колебания он взглянул невинными глазами на Гертфорда и простодушно спросил: - А какова она с виду?
«Принц и нищий» Марк Твен


Документы истории. Мы уже довольно долго не касались весьма популярной «рыцарской темы». Поэтому есть смысл обратиться к ней вновь и рассказать о чем-то таком, о чем до сих пор мы не рассказывали. В наших предыдущих статьях не раз рассматривались источники наших знаний о прошлом. В частности, это были тексты летописей, миниатюры из разных старинных книг, картины живописцев, конечно же, дошедшие до нас артефакты, а также… эффигии, или надгробные фигуры, очень популярные в Средние века, а также в начале Нового времени.

Все эти источники очень точно позволяют датировать, прежде всего, внешний вид людей соответствующей эпохи. Например, тех же рыцарей, хотя эффигии изображали также и женщин и лиц духовного звания. Однако существует источник наших знаний о том, как выглядели рыцари Средневековья, и помимо эффигий и миниатюр. Этот источник – средневековые печати и их оттиски, сохранившиеся на средневековых пергаментах. Об этих печатях и о изображенных на них воителях того времени мы вам сегодня и расскажем.

Ну а начать надо с небольшого экскурса совсем уже в далекое прошлое. А было так, что с началом массовых археологических раскопок на Ближнем Востоке в руках историков оказалось множество оттисков с древних печатей. Были обнаружены и сами эти печати (прежде всего цилиндрические печати месопотамских цивилизаций и Египта, а также античные печати-щитки и перстни), так и их оттиски на глине, в том числе и обожженной, воске и даже металле, в частности, на свинце. Причем висячие металлические печати были характерны для Византии и европейского Средневековья.

Вместе с превеликим множеством таких находок родилась и сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, которая как раз печати и изучает. А еще она классифицирует печати разных археологических культур, занимается их хронологией, а также отражением в материалах сфрагистики внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений в различные исторические эпохи.

Сфрагистические материалы — это матрицы и их оттиски на различных материалах. Представляют собой важные исторические материалы, в чем нам сейчас и предстоит убедиться. Давайте прибегнем уже к проверенному в своей эффективности способу посещения «галереи» и посетим «галерею печатей», в которой они расположены в хронологическом порядке.


Первым экспонатом в нашей галерее будет печать короля Англии Стефана (1092 – 1154). Причем для нас интереснее всего та её сторона, где король изображен на коне и в доспехах. Изображение практически тождественно вышивкам на Байесском полотне. Даже ноги короля не покрыты кольчугой. Но зато у неё уже длинные рукава. Вот только на голове у него изображено нечто странное, причем тоже кольчужного плетения…


Печать Людовика VII (1137-1180). Большинство хронистов изображали Людовика как «юнца», человека незрелого, одержимого плотскими вожделениями и ослеплённого чрезмерной любовью к супруге, которая ему изменяла». Однако он участвовал во втором крестовом походе, в который даже жену взял, побывал в Иерусалиме, словом повоевать ему пришлось. На печати он облачен в кольчугу, шоссы и шлем с наносником. Опять-таки все очень похоже на снаряжение королей с Байеского полотна. Но бросается в глаза ещё одно новшество – рукава кольчуги стали длинными до самых запястий


Печать знаменитого короля Ричарда Львиное Сердце (1157 – 1199). Одет, как вы видите, очень просто. Никаких излишеств и украшений, сплошной металл с головы до ног, хотя щит должен был нести на себе изображение его герба


Большая печать Генриха III (1216—1272). Король снаряжен практически так же, как и Ричард, но получил уже закрытый шлем топфхельм


Гилберт де Клер, 4-й граф Гелфорда, 5-й граф Глочестера, 1-й лорд Глеморгана, 7-й лорд Клер (1180–1230). Шлем — топфхельм с расширением кверху. Щит и конская попона несут на себе его герб. А вот плечи… Плечи его сюрко явным образом указывают, что там под тканью имеется нечто жесткое!


А это его герб. Красиво выглядел этот рыцарь на поле брани, что и говорить!


Печать Готфрида Гогенлое (1265 — 1309) интересна прежде всего тем, что на ней указана конкретная дата.


Очень красивая печать Джона де Варенна, 1301 год. На ней он показал опять-таки в полном геральдическом одеянии – щит, попона, и лишь сюрко на печати не разглядеть


А это его герб. Так что выглядел Джон, как оригинальная шахматная доска!


Точно так же, но только с короной на шлеме, выглядит на печати и Эдуард II (1284 – 1327). Ну, тот самый король Англии, которому в задний проход засунули раскаленную кочергу…


Современник Эдуарда II — Генрих Габсбург, прозванный Добрым (1298–1327). К короне на шлеме добавился нашлемный намет — кусок ткани, свисавший с него на плечи, и пышный венец из страусовых перьев.


Отто фон Девиц, граф фон Фюрстенберг (1311 – 1354). У этого к шлемовому намету добавились еще и вычурные рога!


Еще одна его же печать с рогами!


Печать Эдуарда III (1312 — 1377) в шлеме с украшением в виде фигуры льва. То есть мода на нашлемные вычурные украшения в это время распространилась повсеместно, как в Англии, так и на материке…


Печать Томаса де Бошампа (1344), графа Уорика, умершего в 1369 г. Здесь, как мы видим, идея «паспортизации» рыцарского снаряжения достигла практически максимума. Герб на щите, на попоне и на джупоне, укороченном варианте сюрко, которое, кстати, далеко не у всех рыцарей расшивалось гербами или же в виде герба. Шлем получил корону, а еще украшение в виде головы лебедя. Обращает на себя внимание цепь, идущая к рукоятке меча. На основе эффигий мы знаем, что таких цепей в середине XIV века у рыцаря могло быть до четырех. Как только они в них не путались – непонятно. Но большинство довольствовалось двумя цепями – к рукояткам меча и кинжала. Третья цепь имела крепление для шлема. Рукава кольчуги имеют приплетенные к ним печатки.


Герб Томаса де Бошампа в цвете


Печать Альбрехта III, герцога Австрийского (1349–1395). Опять-таки мы встречаем у него пышное нашлемное украшение из павлиньих перьев, корону – знак его достоинства, и… почему-то не один, а несколько гербов на конской попоне. Изображений его собственного герба всего два – на щите и на вымпеле на копье. Вооружение герцога уже отличается от снаряжения де Бошампа – на нем латные прикрытия для ног, колен, выше которых бедра защищает уже не кольчуга, а кожаные бриджи с наклепанными на них снаружи пластинками металла. То есть медленно, но верно количество кованых металлических пластин в рыцарских доспехах увеличивалось. И это изображение на печати – один из примеров, это подтверждающих.


Печать Богуслава X Великого (1454 — 1523) — с 1474 года герцога Щецинский и Слупский, 1508 г. Конец Средневековья ознаменовался резким изменением в конструкции доспехов, ставших цельноковаными. Интересно, однако, что на этой печати герцог Богуслав изображен не в боевых, а в турнирных доспехах и в очень специфическом шлеме типа «жабья голова». Такие шлемы не использовались в бою, но очень долго применялись именно на турнирах.

Так что, посетив нашу галерею, можно вполне доказательно утверждать, что материалы сфрагистики вполне могут быть использованы как для датировки того или иного вида рыцарского вооружения и снаряжения, так и в качестве оригиналов для иллюстраций современных художников, занимающихся оформлением книг. На печатях, а здесь их показана лишь самая малая часть, изображены воины примерно за 500 лет, так что всегда можно отыскать подходящий для себя источник.

Источником могут служить и миниатюры средневековых манускриптов, как мы об этом уже писали, причем не только художникам, но и скульпторам-миниатюристам, создающим фигурки… «солдатиков». Но о том, какую роль в их работе играют документы прошлого, мы расскажем в следующий раз.
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 декабря 2024 06:25
    Вроде у Карла Великого была своя печать, на отпечаток которой он потом вписывал буквы своего имени, так как не умел ни читать, ни писать
  2. +2
    7 декабря 2024 06:43
    Спасибо Вячеслав!
    Не читайте меня занудой, но правильнее писать «Рыцари на оттисках печатей».
    Подборка иллюстраций изумительная, понравилось.
    Всем доброго дня, с уважением Коте!
    1. +6
      7 декабря 2024 07:40
      Не читайте меня занудой, но правильнее писать «Рыцари на оттисках печатей»
      Привет, Влад!
      В целом ты прав. Однако, в русском языке печатью называется как сам предмет, так и его оттиск. Уже дискутировал на эту тему со Шпаковским.
      1. +2
        7 декабря 2024 07:50
        «в русском языке печатью называется как сам предмет, так и его оттиск.»
        Привет Дружище!
        Поправлю, это правило применимо только для 2D печатей, у объемных все таки «оттиск».
        1. +6
          7 декабря 2024 09:57
          Цитата: Коте пане Коханка
          Поправлю, это правило применимо только для 2D печатей, у объемных все таки «оттиск».

          Приветствую!
          смотрим Ожегова:
          ПЕЧАТЬ, -и, ж. 1. см. печатать. 2. Способ печатания (спец.). Высокая п.(печатание с выступающего набора). Глубокая п. (печатание с углубленногонабора). ..
          5. Пластинка или кружок с нарезными знаками для оттискивания их набумаге (воске, сургуче), а также самый оттиск этих знаков
    2. +5
      7 декабря 2024 07:52
      Цитата: Коте пане Коханка
      но правильнее писать

      Нет! Потому, что ряд рисунков сделан именно с печатей. Как тут разберешь, где оттиск, а где сама печать? Как правило не сообщается, что это... Так что для массового читателя лучше пере, чем недо...
      1. +7
        7 декабря 2024 07:57
        Как тут разберешь, где оттиск, а где сама печать?
        Очень просто, Вячеслав Олегович. Уже писал Вам об этом. На печати буквы и цифры нанесены зеркально относительно оттиска.
        1. +4
          7 декабря 2024 09:52
          Цитата: 3x3zsave
          На печати буквы и цифры нанесены зеркально относительно оттиска.

          Н-да, старею...
  3. +3
    7 декабря 2024 07:25
    Большая печать Генриха III (1216—1272). Король снаряжен практически так же, как и Ричард, но получил уже закрытый шлем топфхельм
    Не очень-то он похож на топфхельм, больше на бацинет с клапвизором "волчьи ребра".
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      7 декабря 2024 07:55
      Цитата: 3x3zsave
      бацинет с клапвизором

      Да, похож, но опять же это шлем-горшок, а забрало - его частность. В бундхугеле эта частность доминирует, а вот в данном случае, на мой взгляд, все-таки нет. Тут могут быть разные мнения.
      1. +5
        7 декабря 2024 08:04
        но опять же это шлем-горшок
        Под венцом не видно "горшок" это или нет. А вот штифты для крепления подвижного клапвизора, которого на топфхельме быть не может (форма шлема не позволяет), прорисованы неплохо.
        1. +5
          7 декабря 2024 09:53
          Цитата: 3x3zsave
          А вот штифты для крепления подвижного клапвизора, которого на топфхельме быть не может

          Пять Вам, Антон, за внимательность и наблюдательность!
  4. +4
    7 декабря 2024 10:25
    Однако существует источник наших знаний о том, как выглядели рыцари Средневековья, и помимо эффигий и миниатюр. Этот источник – средневековые печати и их оттиски, сохранившиеся на средневековых пергаментах. Об этих печатях и о изображенных на них воителях того времени мы вам сегодня и расскажем.
    Я бы сказал, что печати - наиболее точный источник, ибо отражают комплекс вооружений аутентичный времени их создания, в отличии от большинства эффигий и миниатюр.
    1. +4
      7 декабря 2024 10:47
      Цитата: 3x3zsave
      Я бы сказал, что печати - наиболее точный источник, ибо отражают комплекс вооружений аутентичный времени их создания, в отличии от большинства эффигий и миниатюр.

      Как карашо сказал, ай, молодца! Джигит вовсэм!
    2. +3
      7 декабря 2024 11:10
      Я бы сказал, что печати - наиболее точный источник,

      Приветствую Антон!Вопрос как изрядному знатоку эпохи средневековья.А какая мера наказания грозила индивиду который осмелится подделать печать сеньора,или,спаси Боже! laughing , августейшей особы?Помнится нечто подобное было у Дрюона. bully
      hi
      1. +4
        7 декабря 2024 11:23
        Цитата: АрхиФил
        Я бы сказал, что печати - наиболее точный источник,

        Приветствую Антон!Вопрос как изрядному знатоку эпохи средневековья.А какая мера наказания грозила индивиду который осмелится подделать печать сеньора,или,спаси Боже! laughing , августейшей особы?Помнится нечто подобное было у Дрюона. bully
        hi

        Не знаю как в средние века, но когда пала Бастилия, как минимум треть освобожденных пприданами были фальшивомонетчики.
        1. +3
          7 декабря 2024 11:38
          фальшивомонетчики

          За фальшивые дензнаки понятно,что казнили весьма и весьма изобретательно,но как быть с фальшивыми печатями? bully
          *Я его на бочку с порохом велел посадить-пущай полетает!*(С) laughing
      2. +5
        7 декабря 2024 11:37
        А какая мера наказания грозила индивиду который осмелится подделать печать сеньора,или,спаси Боже! laughing , августейшей особы?
        Привет, Сергей!
        У Дрюона, честно говоря, не помню, даже у Тогоевой (на что уж специалист по средневековому уголовному праву!) не помню. На сколько знаю подделка печатей каралась так же, как и фальшивомонетничество, если не строже. То есть смертная казнь. А уж кого и как, зависело от многих нюансов.
        1. +2
          7 декабря 2024 13:29
          У Дрюона, честно говоря, не помню

          Мой любимый персонаж Робер Артуа с помощью дамы Беатрисс подделал завещание и использовал при этом старые печати/правда настоящие,настоящие,настоящие!!!/,но в преступных целях. laughing
    3. +1
      8 декабря 2024 11:16
      А в чем принципиальная разница?
      Ну отражает миниатюра 13 века, доспехи 13 века, а не доспехи Голиафа библиейского.
  5. +6
    7 декабря 2024 11:15
    Не специалист, зашла, чтоб поздороваться.
    В это дивное заснеженное утро здоровья --всем-всем-всем! drinks hi )))

    Меча на цепи смертоносный полёт
    И в крике под шлемом разверзнутый рот!

    В память о всех рыцарях, павших в боях.
    1. +5
      7 декабря 2024 11:39
      В память о всех рыцарях, павших в боях.

      В память о простых мужиках погибших в боях по прихоти сеньоров! hi
      1. +1
        7 декабря 2024 11:52
        В память о простых мужиках погибших

        Сергей Владимирович, ну Вы и мастер заострять проблемы! wassat )))
        Но сегодня ведь о медалях, не так ли?
        А я прямо сейчас, как бы между прочим, поинтересовалась, откуда такая крепкая и не прекращающаяся связь России во всех её обличьях с Мальтийским Орденом и присвистнула. Вона, как получается! )))
        Не знала. Теперь знаю. А то ж удивлялась, чего это мальтийцы такую власть заимели над последним правительством СССР. А они её всегда имели и имеют. Шойгу-то у нас -- рыцарь Мальтийского Ордена, имеет награды его, неприкасаемый.
        Чудны твои дела, Господи!
        А Вы о мужиках.
        Мужики были есть и будут расходным материалом истории. Потому задача каждого активного мужика -- выбиться в рыцари wassat )))
        1. +2
          7 декабря 2024 11:59
          Сергей Владимирович, ну Вы и мастер заострять проблемы!

          *Политику шьёшь,начальник?*(С) laughing
          И вовсе даже ничего особенного я и не сказал.Вот.
          Потому задача каждого активного мужика -- выбиться в рыцари

          Понятно.Любимые любимые цифры уважаемого автора.Двадцать и восемьдесят.Понятно. bully
          1. +2
            7 декабря 2024 12:10
            Двадцать и восемьдесят.Понятно.

            Сначала прифонарела слегка, потом дошло!
            wassat )))
            Но, по наблюдениям, эти 80% разделяются ныне в отношении 1/3 и 2/3. Вот эта часть 1/3 -- это абсолютно ведомые, восторженная аудитория Профессора Соловья и Генерала СВР, а 2/3 плывут по течению, умны, ироничны, недоверчивы, но не способны взять собственную судьбу в свои руки -- генетика подкачала! Разве что могут стать рыцарями, если насильно повезёт wassat )))
            1. +3
              7 декабря 2024 12:19
              Разве что могут стать рыцарями, если насильно повезёт

              Собственно к статье.
              *мне даже в этом помогало небо.
              Печати Датской точный образец!*(С) hi
              1. +2
                7 декабря 2024 12:34
                Печати Датской точный образец!

                А я по вашему лицу на фото когда-то определила, что Вы потомок Байрона )))
                Но оно близко, не так ли?
                Почти угадала. Значит, возможны западно-европейские рыцари в роду. А у меня разве что польские, хе-хе...
                1. +3
                  7 декабря 2024 13:08
                  А я по вашему лицу на фото когда-то определила, что Вы потомок Байрона

                  Бог миловал от такого....родства! laughing
                  Так я вернусь к фальшивке?Итак,можно ли гражданина ГамлетА обвинить в том,что он подделал королевское письмо и использовал перстень в качестве фальшивого оттиска печати?
                  Значит, возможны западно-европейские рыцари в роду.

                  Никакого отношения к *псам войны* не имел и не имею. bully
                  1. +2
                    7 декабря 2024 14:54
                    я по вашему лицу на фото когда-то определила, что Вы потомок Байрона

                    Бог миловал от такого....родства!

                    Сергей Владимирович, прекращай тихариться, бесполезно. Лучше чистосердечно признавайся. Людмилу Яковлевну все равно не проведешь. С таким даром - ей прямая дорога в 16-ый ("паранормальный") отдел ГУ ФСБ, или на телевидение в "Битву экстрасенсов" laughing
                    1. +3
                      7 декабря 2024 15:03
                      Сергей Владимирович, прекращай тихариться. Бесполезно. Л

                      Дима!Это был не я!Отнюдь.
                      1. +4
                        7 декабря 2024 15:22
                        Ну ты, брат и жук! Причем здесь какой-то Фантомас? Не увиливай. А лучше выложи на всеобщее обозрение вашу фамильную реликвию - золотой кулончик с парсуной леди Ады Лавлейс. Народу будет интересно. Людмила Яковлевна, ориентируясь на фотоколлаж Кости МорКота, подняла любопытную гинеалогическую тему.
                      2. +4
                        7 декабря 2024 16:15
                        гинеалогическую тему

                        Пардон, Сережа. Конечно же - генеалогическую. Так что вы с НикМихом напрасно нахваливаете мои литературные способности, очепяток много. Увы, пока не дотягиваю до Джеймса Джойса. smile
                2. +4
                  7 декабря 2024 15:18
                  А я по вашему лицу на фото когда-то определила, что Вы потомок Байрона )))
                  Но оно близко, не так ли?

                  Я бы сказал, что родственник Мартина Фримена.
                  1. +5
                    7 декабря 2024 15:46
                    Я бы сказал, что родственник Мартина Фримена.

                    Ну это - не прямое родство, Антон.
                    В отличии от нашего уважаемого Фила, английский актер Мартин Джон Кристофер Фримен родился в семье морского офицера Джеффри А. Фримена, и племянницы двюродной правнучки лорда Байрона Филомены Р. Норрис. Так что они с Сергеем просто кузены. yes
                    1. +4
                      7 декабря 2024 16:32
                      Так что они с Сергеем просто кузены

                      Да вы,что ребята?!Я же свой!!!И никаких римско-католических школ я не заканчивал и живу я ТУТА,в России,на Родине! laughing Свой я свой,плоть от плоти!Хотя?Если припасть к кино классике,к Тарковскому нашему Андрею?*Какой ты свой?Сволочь владимирская!* laughing
                      1. +4
                        7 декабря 2024 16:53
                        "Тверичи и новгородцы,
                        Для рязанцев - инородцы,
                        Елка не акация,
                        Русь еще не нация"(с)
                      2. +3
                        7 декабря 2024 17:02
                        Русь еще не нация"(с)

                        *...Отпрыск России на мать не похожий,бледный,худой,евроглазый прохожий...Некий Юра,музыкант,пока не инагент bully
                      3. +3
                        7 декабря 2024 17:05
                        И никаких римско-католических школ я не заканчивал

                        Вот тут охотно верю. Не правильно это. Сам Джордж Гордон 6-й барон Байрон в никаких римско-католических школах никогда не обучался. Общество его бы не поняло. Юный поэт по английской традиции закончил частную лондонскую англиканскую протестанскую школу Mrs.Мэри Грей , после окончания которой был переведён в классическую лондонскую гимназию
                      4. +3
                        7 декабря 2024 17:08
                        Сам Джордж Гордон 6-й барон Байрон в никаких римско-католических школах никогда не обучался.

                        Да я,Дим,о Фримене,который Кристофер.Он по малолетству в школе какой-то католической учился. bully
                      5. +4
                        7 декабря 2024 17:14
                        Не могу спорить. Тебе виднее. Мы с ними в личке не переписываемся. За родню они нас не считают. Просто однофамильцами. laughing :
                      6. +4
                        7 декабря 2024 17:18
                        Тебе виднее. Я с ним в личке не переписываюсь smile

                        Вот так вот.А теперь мне ещё и связь с Англией *пришьют*. laughing Я с ним только по сериалу о Шерлоке знаком.Сразу скажу-нет!Я в нём не снимался. bully
                      7. +4
                        7 декабря 2024 17:25
                        Я в нём не снимался.

                        Не факт. Гримеры на киноплощадках творят чудеса.
                        Чтобы окончательно прояснить этот вопрос потребуется помощь Людмилы Яковлевны laughing
                      8. +4
                        7 декабря 2024 17:29
                        Чтобы окончательно прояснить этот вопрос потребуется помощь Людмилы Яковлевны

                        Как????Она ещё и актриса?Физик-исследователь и актриса?Ну это просто Ирина Никитина из *Весны*.Просто Любовь Орлова! bully
                      9. +4
                        7 декабря 2024 17:46
                        И физик, и лирик, И исследователь, в широком смысле этого понятия. Не говоря уже и о других ее талантах.
                        Замечательный неординарный человек.
                        Кстати, Сережа, ты знаешь, что Морской кот был не только большим знатоком морской, водолазной и оружейной тематики, но и художником иллюстратором издательства популярного журнала "Искатель".
                      10. +4
                        7 декабря 2024 17:47
                        "Искатель".

                        Нет.Хотя журнал очень любил.
                      11. +4
                        7 декабря 2024 18:00
                        Просто набери в поисковике "Работы художника К.Пилипенко".
                        Если лень искать ссылка: https://fantlab.ru/art2054
                        Я сам это узнал пару лет тому назад, когда Костя меня в личке попросил накидать ему картинок с образцами формы корниловцев времен гражданской войны, необходимые ему для работы.
                      12. +3
                        7 декабря 2024 18:03
                        Если лень искать

                        Уже, дружище,уже! good
                      13. +3
                        7 декабря 2024 17:54
                        "Искатель".

                        Дима, нашёл!!!!Костина работа,царствие ему небесное!
                      14. +4
                        7 декабря 2024 18:09
                        Это у него иллюстрация в издательстве МГУ, там печать монохромная а вот "Искатель"
                      15. +4
                        7 декабря 2024 18:27
                        царствие ему небесное

                        Четыре дня назад сороковины у Кости были. Теперь его я душа успокоилась.
                        Согласно христианской традиции, на 40 день после смерти Господь принимает решение, где душа будет находиться до Страшного Суда: в раю или в аду. Поэтому именно в этот день нужно просить об отпущении всех грехов усопшего, чтобы помочь ему обрести вечный покой на небесах.
                      16. +3
                        7 декабря 2024 18:37
                        Дима, нашёл!!!!

                        Открой ссылку и нажимай на картинки с номерами журналов. Открывается окно с подробным описанием художников иллюстраторов и на каких страницах в этом номере их работы. Там почти во всех номерах костины иллюстрации.
                      17. +3
                        7 декабря 2024 19:28
                        Сергей, хочешь я тебе футболку слелаю с фотографией Мартина Фримена и надписью
                        "Мы не родственники и даже не однофамильцы!"?
                      18. +1
                        7 декабря 2024 20:12
                        Сергей, хочешь я тебе футболку сделаю

                        Лучше хоккейку smile
                      19. +2
                        7 декабря 2024 20:27
                        хоккейку
                        Какой "тиширт" подразумевается, Дима? В разных регионах свои названия предметов. Поребрик vs бордюр.
                      20. +2
                        7 декабря 2024 20:28
                        Какой "тиширт" подразумевается?

                        Не знаю, Антон как она правильно называется в Питере. Но таким текстом.
                      21. +2
                        7 декабря 2024 20:36
                        А мне как селюку можно с точно такой же надписью ватник--фуфайку сделать .Ведь мы же с Сергеем однофамильцы laughing
                      22. +1
                        7 декабря 2024 21:10
                        Ведь мы же с Сергеем однофамильцы
                        Ой-вэй! Таки что-то кто-то не знает в нашей маленькой тусовке?
                      23. +3
                        7 декабря 2024 20:58
                        Зачет!!!
                        Я конечно знаю, что мое "собщение слишком короткое"... Но не мне Смирнова учить...
              2. +3
                7 декабря 2024 14:56
                Цитата: АрхиФил
                Разве что могут стать рыцарями, если насильно повезёт

                Собственно к статье.
                *мне даже в этом помогало небо.
                Печати Датской точный образец!*(С) hi

                Какой хороший эпиграф Вы нашли!
                1. +3
                  7 декабря 2024 15:05
                  Вы

                  Не я,Вячеслав Олегович!
                  Билли Шекспир....некий.Переводчика извините....забыл. laughing
                  1. +2
                    7 декабря 2024 15:15
                    Переводчика извините....забыл.
                    М. Л. Лозинский.
                    1. +3
                      7 декабря 2024 16:25
                      Переводчика извините....забыл.

                      Это текст из "Гамлета" в переводе Михаила Леонидовича Лозинского
                  2. +3
                    7 декабря 2024 17:34
                    Цитата: АрхиФил
                    Билли Шекспир.

                    Он написал. Вы нашли. К месту. Это дорогого стоит...
      2. +2
        7 декабря 2024 12:32
        по прихоти сеньоров!
        Вот тут, Сергей, ты глубоко заблуждаешься!
        1. +2
          7 декабря 2024 13:13
          заблуждаешься

          Почему,Антон?
          Если не брать в расчет служивый люд?Разве мало народа,или как его сейчас стали незатейливо именовать-*мирняка* гибли и гибнут во время *баронских забав*?Двадцать первый век на дворе,а люди ....люди почему-то стремятся решить все вопросы силой.Печально.По крайней мере лично мне.
          1. +3
            7 декабря 2024 14:39
            Я подразумеваю исключительно Средневековье.
            1. +4
              7 декабря 2024 15:56
              С тех пор разве что то изменилось? По статистике - в любых войнах мирняка всегда гибнет больше чем комбатантов. А сами "застрельшики" этих войн, к моему глубокому сожалению, погибают в разожженных ими конфликтах исключительно редко.
              1. +4
                7 декабря 2024 16:16
                Изменилось, Дима. Ни в Крестовые походы, ни просто на войну никто никого насильно не тащил.
                1. +3
                  7 декабря 2024 16:35
                  Позволь не согласиться. По сути, крестоносцы поддались «пустому обману по традициям человеческим». Большинство простых участников этих походов были «абсолютно убеждены в том, что, став крестоносцами, они служат самому Богу» и выступают в роли «ангелов, губящих детей дьявола». Они также верили, что «все погибшие получат на небесах венец мученика». Крестоносцам, вероятно, было невдомек, что подобные надежды питали и их противники. Воины-мусульмане тоже нисколько не сомневались в том, что сражаются во имя Бога и что, «пав в бою от руки неверного, они попадут в рай» на небеса. Каждой из сторон внушали, что она борется за правое дело и что война эта одобряется и благословляется Богом. Религиозные и политические руководители всячески укрепляли в этом убеждении тех, кто был им подвластен, и умело манипулировали их чувствами.
                  1. +3
                    7 декабря 2024 17:05
                    Религиозные и политические руководители всячески укрепляли в этом убеждении тех, кто был им подвластен, и умело манипулировали их чувствами.
                    Не манипулировали, они сами в это искренне верили.
                    А на предмет "разжигателей" оставшихся в стороне, приведу простой пример. Из четырех предводителей 7 крестового похода в живых остался только один. И тот помер уже в следующем походе.
                    1. +4
                      7 декабря 2024 17:10
                      А разве папа римский Урбан II, призвавший отправляться в крестовый поход тоже сам участвовал в крестовом походе и там же погиб?
                      1. +5
                        7 декабря 2024 17:39
                        У меня в книге "Крестоносцы" было приведено высказывание одного из организаторов какого-то ордена. Очень циничное. Мол, хорошо, что там много негодяев - они будут удалены из Европы, а на Востоке послужат делу Господа. Уж, кто не помню. Я как что-то напишу, сразу это забываю. Но суть такая.
                      2. +4
                        7 декабря 2024 17:56
                        Мол, хорошо, что там много негодяев - они будут удалены из Европы, а на Востоке послужат делу Господа.
                        Совершенно верно! Одной из неявных, но основных целей крестовых походов - удаление из Европы пассионарной части населения. И ничего циничного в этом нет. Церковь, как духовная основа Средневековья защищалась от нарастающего натиска светскости мирян.
                      3. +3
                        7 декабря 2024 17:50
                        Нет. Но это было и не нужно.
                    2. +4
                      7 декабря 2024 17:46
                      Из четырех предводителей 7 крестового похода в живых остался только один. И тот помер уже в следующем походе.

                      Антон,это просто влияние времени.Ну как разница между генералом и адмиралом,один посылает бойцов в бой,а другой участвует в нём непосредственно.
                      1. +5
                        7 декабря 2024 18:53
                        это просто влияние времени
                        Именно так, Сергей! Никого не хочу обидеть, но вы с Димой подходите к эпохе с современными лекалами. Впрочем, как и многие другие. Для меня подобный метод неприемлем. Я пытаюсь что-то объяснить, но снова и снова натыкаюсь на шаблоны, которыми нас напитали еще в шестом классе средней школы.
                      2. +3
                        7 декабря 2024 19:28
                        шаблоны

                        Антон я отлично понимаю,что лезть в условное средневековье с современными понятиями о добре и зле просто неразумно.А уж тем более в вопросы религии.Люди жили,люди верили,люди рождались и умирали...там...во мраке времён,а сейчас наше время,и наши проблемы.
                      3. +2
                        7 декабря 2024 19:39
                        Люди жили,люди верили,люди рождались и умирали...там...во мраке времён,а сейчас наше время,и наши проблемы.
                        Опять же верно! Для чего жил средневековый европеец? "Для себя, для сеньора и для Бога"(с)
                        Про "мрак времен" - это лишнее. Как по мне это сейчас мрак времен. Сумерки цивилизации.
  6. +9
    7 декабря 2024 13:41
    Даже когда я собирала итальянские конверты, я покупала некоторые с отпечатанной на воске символикой, видимо они были конца 19 или начала 20 века, но они мне всегда нравились. У меня также есть несколько префилателистических конвертов 1700-1800 годов, на которые вместо марок ставится чернильная марка, те, которые у меня стоят несколько евро, и каждый может легко их найти.но простое владение ими дает ощущение историчности.
    1. +7
      7 декабря 2024 13:54
      найти.но простое владение ими дает ощущение историчности.

      Микеле,это судьба любой старой вещи.Даже на первый взгляд простой.По любому Вы правы. hi
      1. +4
        7 декабря 2024 17:32
        это судьба любой старой вещи.Даже на первый взгляд простой

        good Хорошо сформулировано, Сережа. Не раз ловил себя на подобном ощущении, глядя на старинные предметы. А вот объяснить себе почему, не мог.
        1. +5
          7 декабря 2024 17:39
          не мог.

          Да,господа историки.Учудили мы сегодня на статье многоуважаемого Автора хорошенькое такое бардельеро,прямо как в старые времена!Впрочем?Если была такая рубрика в прессе *Физики шутят*,не грех и нам,*историкам от сохи*....пошутить. laughing
    2. +5
      7 декабря 2024 14:58
      Цитата: Semovente7534
      но простое владение ими дает ощущение историчности.

      Замечательные слова!
    3. +5
      7 декабря 2024 19:52
      Спасибо всем, я пришел сегодня днем, чтобы посмотреть поближе, что у меня есть: это конверты из Королевства Италия периода 1900-1920 годов, отправленные не заказным письмом, а почтой с объявленной ценностью, запечатанные сургучной печатью разные цвета, красный и синий. Не на всех из них была печать, но на тех, у кого она была, были указаны транзитные названия различных муниципалитетов, причем на некоторых было написано Posta Italiana, на других было неразборчиво.Затем я нашел манифест Евгения Наполеона, когда он правил северной Италией, в котором содержатся административные правила о браках, а также имена и фамилии, которые следует использовать в определенных случаях. Это не написано им лично, это оригинальные отпечатки того времени, я заплатил за них всего 20 евро.
      1. +3
        7 декабря 2024 20:02
        Браво, Михаил! Просто, браво! good
        1. +6
          7 декабря 2024 20:13
          Спасибо, вы очень любезны, я только что поискал в компьютере и нашел несколько настоящих писем, подписанных Наполеоном, и они продаются всего за 150 евро. Сегодня также праздник Сант-Амброджо в Италии, и сегодня премьера оперы в Ла Скала в Милане.
          1. +5
            7 декабря 2024 20:19
            У меня сегодня первый юбилей младшего сына - 20 лет парню.
            1. +2
              7 декабря 2024 21:30
              Цитата: 3x3zsave
              20 лет парню.

              Это надо отметить!
  7. +5
    7 декабря 2024 16:45
    Ну, разговорились...
    Эрудициями заблистали, засверкали, генеалогиями там всякими -- хорошо, что не гинекологиями, да так, что стыдно за своё невежество мне стало, тихонько слезла, отползла от пьедестала и поползла источника испить...
    Короче, перечитываю "Черного сталкера" Дмитрия Силлова, и реальность, недоумённо оглядываясь, поспешила от меня прочь.
    Вот так! wassat )))
    1. +4
      7 декабря 2024 16:56
      хорошо, что не гинекологиями,
      "Есть многое на свете, друг Горацио,
      Что и не снилось женской консультации!"(с)
      1. +4
        7 декабря 2024 17:06
        Что и не снилось женской консультации!"(с)

        Ха,ха,ха,ха,ха!!!!Просто гомерический смех! good good good
        1. +4
          7 декабря 2024 17:08
          Мой день прожит не зря!
          Хотя это и не мое.
          1. +4
            7 декабря 2024 17:23
            Мой день прожит не зря!

            Я думаю,что наш Константин был бы нами доволен,у него же 3-го декабря было сорок дней?
            1. +4
              7 декабря 2024 17:41
              ,у него же 3-го декабря было сорок дней?
              Да.
    2. +4
      7 декабря 2024 17:05
      Ну, разговорились.

      Изрядно повеселились,что просто прекрасно.Хотя и день у меня рабочий был,но всё-таки как можно не присоединиться к такой разудалой компании?Нашёл время. good
    3. +4
      7 декабря 2024 17:43
      Людмила Яковлевна" Советую Вам на сайте автор-тудей прочитать хотя бы одну очень забавную книгу (всего их пока 4) о... попаданце в тело туземца где-то... в Полинезии. Все что касается ныряния описано с большим знанием дело автор сам такой. Но главное - много моря, солнца. читать очень приятно! Называется: Пенсия для морского дьявола
      Игорь Чиркунов. Думаю, Вам понравится.
      1. +3
        7 декабря 2024 20:09
        главное - много моря, солнца.

        которых я в своё время "наелась" сверх всякой меры, и теперь меня просто тошнит от этих слов.
        Вы уж простите, Вячеслав Олегович, иногда бывает просто невыносимо, не знаю, куда деваться от всего "вот этого", и как-то мне срывается wassat )))
        1. +1
          7 декабря 2024 21:32
          Цитата: депрессант
          просто тошнит от этих слов.

          Не знал, извините. По мне море и солнце, а еще горячий песок это все подступы к раю...
          1. +2
            7 декабря 2024 22:28
            еще горячий песок это все подступы к раю...

            К сожалению, такой рай быстро надоедает северному человеку и перестаёт быть экзотикой. К тому же почему-то в раю на земле обязательно обитают местные черти.
  8. +3
    7 декабря 2024 20:03
    Рыцари, значит...
    Ну, там, меч, кинжал, латы, шлем, щит, лошадка и всё такое. А вот как облачаются современные рыцари:

    "На пояс, специально для этого интегрированный в бронекостюм, я повесил две кобуры с револьверами РШ-12... Очень редкое оружие. Мощное, крайне надежное, но тяжелое и громоздкое. Хотя модульные мышечные усилители должны потянуть их неслабую отдачу.
    Ради взаимозаменяемости под тот же патрон, что и для револьверов, взял я крупнокалиберный штурмовой автомат АШ-12..."(с)
    Можно было бы продолжить. Романтика боя сменила своё лицо.
    1. +3
      7 декабря 2024 20:54
      Рыцари, значит...Ну, там, меч, кинжал, латы, шлем, щит, лошадка и всё такое....

      Абсолютно ни какой романтики,,,, laughing
      1. +3
        7 декабря 2024 22:22
        ни какой романтики

        Грубоватый мужской юмор, да?
        Никогда не была к такому расположенной, мне бы всё Ватто да Ватто wassat )))
        1. +2
          7 декабря 2024 23:41
          мне бы всё Ватто да Ватто

          Надеюсь вы шутите.
          Когда у большой поклонницы и знатока живописи вдовствующей императрицы Марии Федоровны придворные дамы спросили ее мнение в чем источник вдохновения этого французского живописца, она без раздумий ответила:
          Безусловно - фраза Шекспира - "Весь мир - театр, а люди в нем актеры". Не самый лучший кумир для слепого подражания(с)

          Ответ императрицы быстро стал крылатым, однако поклонников Антуана Ватто в подпорченном кокаином светском обществе Петербурга не убавил, а скорее наоборот. Тот же А. Вертинский свой сценический образ Пьеро избрал именно под впечатлением от картин Ватто.
  9. +3
    8 декабря 2024 10:11
    На печатях середины 14-го века рыцари в кольчужном доспехе и шлемах-"вёдрах", характерных для 13-го века, на 100 лет раньше. Традиция изображения рыцарей?