Куда исчезла русская знать в Малой Руси

26
Куда исчезла русская знать в Малой Руси
Ян Матейко, «Люблинская уния»


Литовская Русь


Как уже ранее не раз отмечалось (История Украины — Русская История), Великое княжество Литовское и Русское (Литовская Русь) было русской православной державой с русским населением. Подавляющая часть населения и знати была русской. У литовских князей 80% жён были из рода Рюриковичей. Литовские бояре и дружинники, которые попадали в русские города, быстро обрусели.



Официальным языком Литвы был русский, все документы велись на кириллице, так как литовцы не имели своей письменности. Кодекс законов Великого княжества – Литовский статут 1528, 1566 и 1588 гг. – был составлен на русском языке. Лишь последний вариант 1588 г. перевели на польский.

Религиозного притеснения не было, так как литовцы были язычниками, то есть спокойно относились к другим богам. Более того, в Литве ещё сохранялось язычество времен единства русов и литовцев в рамках общего суперэтноса (индоевропейская языковая семья). Балтийские племена поклонялись Перуну, Волосу-Велесу, Хорсу и другим общим с русами богам. На Руси же, особенно в сельской местности, ещё сохранялось двоеверие – объединение христианства и русского язычества.

Поэтому в XIX веке среди русских историков был в ходу афоризм: «Победила не Литва, а её название». Это была русская держава с русским населением. Русско-литовские войны – это борьба двух русских держав за господство над всей Русью.


Польша и Литва в 1526 г., перед Люблинской унией

Люблинская уния


Москва в этой борьбе брала вверх (Ливонская война, частью которой была русско-литовская война 1561 – 1570 гг.), поэтому верхушка Литвы решила заключить унию с Польшей, объединив военные ресурсы двух держав против «московской угрозы». Польша использовала военный разгром Литовской Руси и её экономический упадок, чтобы подчинить её.

10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств. Переговоры шли сложно из-за споров польской и литовской знати. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля того же года утверждён раздельно польскими и депутатами Великого княжества Литовского на общем сейме в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.

Польша использовала бедственное положение Великого княжества, чтобы отнять Южную Русь. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству.

В спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Поляки говорили: «Киев был и есть глава и столица Русской земли, а вся Русская земля с давних времен в числе прочих прекрасных членов и частей присоединена была предшествующими польскими королями к короне Польской, присоединена отчасти путем завоевания, отчасти путем добровольной уступки и наследования от некоторых ленных князей». От Польши она была отторгнута и присоединена к Великому княжеству Литовскому Ягайло, который правил одновременно и в Польше, и Литвой.

Речь идёт о Русской земле, столице Русской земли – Киеве. Никакой «Украины» и «украинцев» в этот период не существовало. Это история Руси-России.


Польша и Литва после Люблинской унии

Судьба русской знати


Люблинская уния, которая привела к появлению федеративного государства Речь Посполитая, не изменила национального и религиозного состава Литовской и Польской Руси (земли Руси под властью Польского королевства). Подавляющее большинство населения, знати – князей, бояр и дворян, были русскими, говорили по-русски, были ревнителями православия. Среди них были такие знаменитые русские роды, как Вишневецкие, Острожские и т. д.

Однако, когда во времена Екатерины II Речь Посполитую разделили и вернули в состав России Южную и Западную Русь, то выяснилось, что знать осталась только польско-католическая. Простой народ, который в Польше называли «хлопами» (холопы-рабы), «быдлом» (рабочий скот), остался русским, православным, с вкраплением униатов.

Куда делась русская знать? Поляки их вырезали? Никакой резни не было. Ляхи и иезуиты просто «переформатировали», «перепрограммировали», соблазнили русские княжеско-боярские роды. В XVIII столетии этот процесс полонизации и окатоличивания русской шляхты был практически полностью завершён.

С одной стороны, оставаться русским и православным было невыгодно. Православные постепенно были лишены политических и экономических прав. Чтобы занять хорошую должность, пробиться вверх, надо было знать польский язык. Это было несложно, русский и польский были близкородственными языками, поляки (западные поляне) во времена первых Рюриковичей были ещё частью суперэтноса русов. Нужно было принять католичество, учиться в иезуитских школах, где происходила вестернизация молодых дворян.

То есть, чтобы сделать карьеру в Польском королевстве, служить королю или в выборных органах, не платить дополнительные налоги, подавить, получить привилегии, которые имела католическая шляхта, надо было ополячиться.

Интересно, что примерно по такой же схеме происходила украинизация Малой России после 1917 года. Через украинизацию административного аппарата, армии, культуры и системы образования. «Украинцем», представителем «титульной нации» было становиться выгодно (Как появились украинцы; Этнический геноцид русских на Украине).

Одновременно происходила польская колонизация Южной Руси (Малой России). Новые земли часто передавались польским шляхтичам, которые переселялись на восток. Южнорусское крестьянство было жестко закрепощено по примеру польского. По сути, крестьяне стали «хлопами» — рабами. Крестьянин находился в полной юрисдикции шляхтича, который не только его судил, но и мог накладывать наказания до смертной казни включительно. Было введено множество новых налогов, поборов, барщина — принудительный труд в пользу короны или феодала. Сначала она ограничивалась одним днём в неделю, но вскоре количество дней барщины начало быстро расти и доходить до 200 дней в году и больше.

С другой стороны, ляхи «соблазнили» русскую знать политической свободой, просвещением, вольностью обычаев и правами, которые имела шляхта.

Школа – краеугольный камень вестернизации


До т. н. «монгольского» нашествия культурный уровень Руси был выше, чем в Польше. Но затем ситуация стала меняться. Литовская и Польская Русь были дремучими украйнами-окраинами, которые постоянно были в кольце «фронтов» — на севере крестоносцы и шведы, на западе поляки, на востоке Московская Русь, на юге татары, крымчаки и позднее турки. Немалую роль сыграл и папский Рим, который требовал от шведов, ганзейцев и поляков не пропускать на Русь товары, книги, мастеров и ученых.

Европа же переживала эпоху Возрождения в искусстве, заметный скачок в науке и технике (особенно в военном деле). Все западные новшества свободно проникали в Польшу. В Кракове действовал университет. При короле Стефане Батории система образования в Речи Посполитой оказывается в руках иезуитов. Орден Иисуса был настоящей мощной спецслужбой, которая постепенно раскинула свои сети по всей планете. Иезуиты действовали убеждением, ядом и кинжалом. Их силой была информация, контроль над наукой и образованием.

В 1570 г. иезуиты открывают в Вильно коллегию (школу), которая вскоре была преобразована в университет (академию) и уравнена в правах с университетом в Кракове. Против этого протестовали высшие должностные лица Великого княжества – канцлер Николай Радзивилл Рыжий (протестант-кальвинист) и вице-канцлер Евстафий Волович (православный). Они прекрасно понимали, что основная цель иезуитов – это не просвещение молодежи, а власть и насаждение католичества.

В 1579 г. иезуиты открыли школу в Полоцке, в 1582 г. – в Риге. Иезуиты захватывают воспитание и образование молодежи. В их школы поступали дети не только католической шляхты, но и юноши из православных и протестантских семей. Альтернативы для получения первоклассного образования, что нужно было для будущей карьеры, не было. Естественно, что на выходе молодые люди были уже горячими приверженцами католичества, преданными и умными слугами папского престола.

Под влиянием иезуитов знатные православные и другие диссиденты (так в Речи Посполитой называли православных и протестантов) семьи быстро переходили в латинство. Польша XVI века легко приняла Реформацию, но иезуиты также легко вернули Речь Посполитую в лоно «вселенской» церкви.

С конца XVI века православная знать исчезает, особенно быстро этот процесс пошёл в первой половине XVII века. Основная причина этого процесса – активная деятельность ордена иезуитов. Иезуиты почти не использовали насилие в Речи Посполитой (за редким исключением), их главным оружием было просвещение, школа.

Стоит отметить, что с 1917 г. и особенно с 1991 г. по таким же методам происходила украинизация Малой России, бывшей УССР. А в РФ с 2000-х годов вестернизация (западнизация) системы образования. В России отдали школу во власть западных программ и стандартов. А затем удивляются, почему молодежь не любит «эту страну» и хочет свалить за границу. Надо просто понять, что школа — это основа основ. Без передовой школы, просвещённого учителя не будет и великой державы.

В православных районах были основаны десятки школ. Их школы имели два основных преимущества: 1) они были бесплатными. Получая большой доход по всему миру, орден мог себе позволить создать систему бесплатного образования. Родители, если хотели, могли приносить добровольные дары деньгами или продуктами. Для небогатой шляхты (подавляющая масса — дворня) это было важно; 2) школы иезуитов давали по тому времени отличное образование. Воспитанники иезуитов получали приличное образование, особенно ценилось знание латыни. Это был признак культурного человека, как, к примеру, сейчас знание английского языка, а в XIX веке — французского.

Почти вся знать в Литве была православная, но диссидентов отдалили от управления, от важнейших мест в государственном аппарате. Чтобы не остаться «на обочине жизни», православная шляхта довольно быстро в историческом отношении приняла католичество. В официальных, общественных делах, школах ввели польский язык.

Метод культурного сотрудничества


Ещё один фактор ополячивания русской знати – культурный. Метод культурного сотрудничества. В школах и университетах русские юноши оказывались в окружении польских сверстников. Изучали польский язык и латынь, знакомились с родней однокашников-католиков. Пиры, охоты, балы и пьянки.

Молодые польки, с учётом того, что Польша освоила вольные нравы европейских дворов, были куда более раскованными, свободными, чем православные дворянки, сидевшие в теремах под контролем родных. Повсеместно заключались смешанные браки, причем венчание всегда проводилось по католическому обряду. Женихи переходили в латинство. Так женский фактор также сыграл свою роль в «соблазнении» русской знати.

При этом в иезуитских школах, академиях прививали презрение к «еретикам», «низшей расе», как крестьянам-хлопам, так и к священникам, дворянам. В школы приходили православные юноши, и выходили католические фанатики, ненавидевшие диссидентов-еретиков.

Поэтому во время русской народной войны Богдана Хмельницкого многие магнаты, происходившие из древних русских родов, вроде князя Ярёмы Вишневецкого, топили бунт «черни» в крови. А не возглавили русский народ в борьбе с польскими колонизаторами.

Также формировалась особая психология польской шляхты, панов. Гордыня, спесь, высокомерие и презрение к «черни». Они толковали о равенстве и свободе, но ими не пользовался никто, только богатые паны и магнаты. Подавляющая часть шляхты служила богатым панам. Она находилась в полной зависимости от того, кто кормил, поил, одевал и давал подарки. Вплоть до того, что терпели побои хозяев-панов (с тем условием, чтобы били на ковре, а не на голой земле) и отдавали им в наложницы своих жен и дочерей, чтобы иметь привилегии и получать подарки.

Всеобщее разложение польской верхушки в итоге и погубило эту славянскую империю. Северные русские «варвары» вернули Литовскую и Польскую Русь в состав единой русской державы и разгромили саму Польшу, которая так и не смогла создать проект единства поляков и русских.


Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким. Худ. Николай Самокиш
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 декабря 2024 05:28
    школа — это основа основ. Без передовой школы, просвещённого учителя не будет и великой державы.
    А что у нас сотворили со школой !
  2. +3
    2 декабря 2024 06:41
    Как то с логикой у г-на Самсонова не очень, если "суперэтнос", то значит и очень мощный, тогда вопрос, если его кто то подмял, то он еще более "суперэтнос", чем побежденный, другой вариант, развалился сам на части, сомнительно тогда называть рыхлую конструкцию таким термином.
    1. +1
      3 декабря 2024 14:10
      "Суперэтнос" - поздний термин. Ввёл его, кажись, Гумилёв, а у того с терминами вообще сложно. Означает он не "мощный", а "надэтнический", т.е. "суперэтнос" - надэтническое образование включающее в себя черты духовной и материальной культуры, принадлежащие разным этносам, входящим в него. И в ВКЛ, до поры, оно было действительно так. Просто сначала славянами ассимилировались балтские элементы, а потом уже поляки успешно ассимилировали элементы православия (Но там где речь идёт о борьбе культур - чисто этнические термины уже неработают).
      У католиков это получилось настолько успешно, что в части касающейся верхушки общества, они практически исчезли. У того же Ярёмы Вишневецкого - отец, мать, сестра - православные. Дядя (в дальнейшем опекун Ярёмы) Константин - протестант. А поди ж ты, как с Ярёмой получилось... Так что по части суперскости католичества - вы правы, оно показало себя сильнее православия для верхов, и, что интересно - терпимее для низов (церковная уния тому примером).
      Строго говоря, в Союзе должна была получиться "новая надэтническая общность - Советский человек", об этом даже в 60-х отрапортовали, но не взлетело...
  3. +3
    2 декабря 2024 07:04
    Немалую роль сыграл и папский Рим, который требовал от шведов, ганзейцев и поляков не пропускать на Русь товары, книги, мастеров и ученых.
    Интересно, как это Рим мог чего-то требовать от лютеран шведов и ганзейцев? Ну пшeки понятно, паписты, но они погоду на Балтике не делали.
    1. +5
      2 декабря 2024 07:23
      hi Интересно, как это Рим мог чего-то требовать от лютеран шведов и ганзейцев? Он автор, он так видит laughing
    2. +3
      2 декабря 2024 09:11
      Цитата: Наган
      Интересно, как это Рим мог чего-то требовать от лютеран шведов и ганзейцев?
      Точно так же, как советское правительство требовало от США вывода войск из Вьетнама, а американское от СССР, соблюдения прав человека. При этом, одни исповедовали идеологию социализма, а другие капитализма. И тоже чего-то друг от друга требовали wink
  4. +7
    2 декабря 2024 08:03
    который раз повторюсь , но Литовская Русь-Великое Княжество Литовское, было не отдельной какой там самостоятельной державой , а это было такое же русское княжество , как и Владимирская Русь , Суздальская Русь ,Рязанское Великое Княжество, Муромское Княжество , Киевская Русь ,Великое Княжество Московское и т.д. И войны между этими княжествами были , а их десятки примеров , междоусобными войнами русских княжеств , чаще всего за власть и первенство на русских землях . Например ,потомок Дмитрия Донского великий князь Василий Тёмные воевал против великого князя Шемяки также, как и сам Великий князь Дмитрий Донской воевал против великого князя Ольгерда ,а великий князь Василий Первый воевал против великого князя Витовта . Только великие князья Московской ,Владимирской ,Суздальской , Киевской Руси были потомки Рюриковичей , а князья Литовской Руси были потомками Гедиминовичей . Всё это наилучшим образом отразил Микешин на Памятнике Тысячелетия Руси в Великом Новгороде . Там отображены все Заслуженные и Великие , кто создавали и строили Русское государство. Среди них и Великие Князья Литовской Руси - Великого Княжества Литовского Гедимин, Ольгерд , Витовт .
    А вот никого на том памятнике из династии Ягеллонов там нет. Это потому что ослабевшая княжество Литовской Руси легло под Польшу , та поглотила ВКЛ , была создана Люблинская уния ,т.е Речь Посполитая и у бывшей Литовской Руси вместе с Польшей и под командованием Польши, появилась новая цель - разорвать и погубить то государство , которое из маленького московского княжества выросла в могучее Русское Царство . Сейчас они это пробуют осуществить не через центр через Москву, а на бывшей окраине Русской Империи.
    Кстати насчёт памятника Тысячелетию Руси в Великом Новгороде .Пришлось где то читать , что Микешину и Шредеру , что бы на памятнике не было фигуры Ивана Грозного, Император Александр Второй "руки выкручивал" также , как потом и Хрущёв Вучетичу , что бы скульптура Родины-Матери в Волгограде была из бетона ,а не из бронзы или гранита , как изначально и в проекте идею имел Вучетич. Потом по проекту утверждённому Хрущёвым уже при Брежневе ничего не меняли , так этот памятник из бетона и создали .Правда это ли нет ?
  5. -2
    2 декабря 2024 09:02
    Официальным языком Литвы был русский
    Чё-то сами литовцы,жемайты,жмудь,как-то не обрусела и по русски не говорила или литовский снова клятый Запад придумал,как белорусский,украинский,молдаванский laughing
    1. +6
      2 декабря 2024 11:09
      Средневековая Литва не равно современной Литовской Республике. У литовцев не было единой государственной территории, а был конгломерат племенных территорий. Это была анархия племён, воюющих между собой и совершавших набеги на соседей. Территория их расселения протянулась от нынешних городов Гродно и Новогрудок (в средние века - Городня и Новогородок) до до Клайпеды. Князю Миндовгу удалось не государство создать, а подчинить своей верховной власти южные и некоторые восточные литовские племена. Это была в современном мире территория севера и северо-запада Гродненской области и окрестности Вильнюса. Остальную часть современной Литвы составляли литовские племена жамойтов и аукштайтов. Их территории в основном числились за Литвой, но там быстро пошли в наступление рыцари Тевтонского ордена и большую часть времени это была арена битв и переделов границ. Литва Миндовга не смогла сдержать тевтонов и внутренних врагов. Миндовгу пришлось бежать от заговора племенных князей в славянский Новогородок (ныне - Новогрудок Гродненской области). Князь был опытным военачальником и не был из сонма соперничающих русских князей и княжат, поэтому Новогородокское вече пригласило Миндовга на княжение с условием принятия христианства по православному обряду. С тех пор Новогородок стал первой столицей Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. В названии государства сошлись и родина первого великого князя и этнический состав большинства населения и притязания на земли, за которые спорили с тевтонцами. А сама родина Миндовга уже давно находится на славянской территории северо-запада Беларуси.
    2. +3
      2 декабря 2024 11:18
      Официальным языком Литвы был русскийЧё-то сами литовцы,жемайты,жмудь,как-то не обрусела и по русски не говорила или литовский снова клятый Запад придумал,как белорусский,украинский,молдаванский laughing

      Сказано же: делопроизводство велось...
      1. 0
        2 декабря 2024 11:43
        Фигасе делопроизводство вели, а так и не обрусели..
        1. 0
          5 декабря 2024 12:33
          Так ведь делопроизводством занимались, может, с полсотни человек на всё государство.
          Крестьянство говорило по-русски, но, наверное, даже не задумывалось, что можно писать на русском...
  6. +2
    2 декабря 2024 10:25
    Достаточно спорные утверждения. Князья Острожские остались в православии, не князья, но тоже богатый и влиятельный род Аксаковых. А вот, кто предал православие и народ в целом - это попы. За бочку варенья и корзину печенья, им даже никто не угрожал, просто хотелось вкусно жрать и сладко пить. Хотя в той же Англии, в 1555 г. несколько протестантских пастырей пошли на костер, но от своей веры не отреклись. Люди осознанно выбрали страшную смерть - потому что верили. А не как сейчас, когда для многих попов - это просто бизнес, не пыльный, но денежный. Зато на Украине, сейчас идет процесс очищения церкви. Кто выстоит, тот действительно верит. Кто переметнется или сбежит - все понятно.
  7. 0
    2 декабря 2024 10:49
    Речь идёт о Русской земле, столице Русской земли – Киеве. Никакой «Украины» и «украинцев» в этот период не существовало. Это история Руси-России.

    хмм так ради интереса а откуда и когда украинцы нарисовались ?
    Немалую роль сыграл и папский Рим, который требовал от шведов, ганзейцев и поляков не пропускать на Русь товары, книги, мастеров и ученых.

    ну как бы архитекторы из Италии были, литейщики из Германских княжеств тоже, даже ландскнехты были на Московской службе...
    но вот вспоминается мне поездка в Москву "литовского" первопечатника Ф. Скорины(30 лет до Фёдорова), мужик был рад что вернулся назад почти целым и фиг с теми книгами...
    да и о том где доживал Иван Фёдоров можно вспомнить...
    Ещё один фактор ополячивания русской знати – культурный. Метод культурного сотрудничества. В школах и университетах русские юноши оказывались в окружении польских сверстников. Изучали польский язык и латынь, знакомились с родней однокашников-католиков. Пиры, охоты, балы и пьянки.

    угу куда не глянь Париж, Пиза, Прага везде одни поляки католики...
    А не возглавили русский народ в борьбе с польскими колонизаторами.
    мне попадались любопытные цифры о том как крепостные бежали к этим самым панам. да и их реальном произволе.
    Повсеместно заключались смешанные браки, причем венчание всегда проводилось по католическому обряду. Женихи переходили в латинство. Так женский фактор также сыграл свою роль в «соблазнении» русской знати.
    здесь были ещё и евреи, но вот они почему то не ассимилировались ....
    Подавляющая часть шляхты служила богатым панам. Она находилась в полной зависимости от того, кто кормил, поил, одевал и давал подарки. Вплоть до того, что терпели побои хозяев-панов (с тем условием, чтобы били на ковре, а не на голой земле) и отдавали им в наложницы своих жен и дочерей, чтобы иметь привилегии и получать подарки.

    хмм а в РИ такого не было ? (кроме ковра)

    Зы. есть вещи правильные в статье, но вообще агитка.
    1. +2
      2 декабря 2024 15:33
      Цитата: george.old
      здесь были ещё и евреи, но вот они почему то не ассимилировались ....

      Стесняюсь спросить - а они хоть где-то ассимилировались?
      Вспомните Испанию, где контроль за соблюдением христианских обрядов и отказ от иудаизма у перешедших в христианство ("ассимилировавшихся") евреев пришлось возложить на инквизицию.
    2. +2
      2 декабря 2024 18:21
      Цитата: george.old
      хмм так ради интереса а откуда и когда украинцы нарисовались ?

      Украинцев создали поляки и австрияки во времена Австро-Венгерской Империи в середине 19-го века. Галиция - Западная Русь, долгое время находилась в её составе, жители которой в подавляющем большинстве своём были русины, относившие себя к единой русской цивилизации и считавшие себя русскими православными людьми.
      Австрияке прекрасно знали что местное население горячо симпатизирует Российской Империи и ассоциирует себя исключительно её частью и соответственно на этих территориях восстания.
      Ну а дальше пошли по старой иезуитской схеме, окатоличивание местной власти и знати. И переформатирование русских в неких украинцев, которых веками угнетала Россия. Ляхи приняли в изменение самосознания русинов самое активное участие. Таким образом в историческом меркам в довольно короткий срок, малороссов переформатировали в украинцев, а Малороссию в Украину. Только тогда до конца реализовать украинский проект им не удалось, Российская Империя пала под натиском революционеров и украинский проект был завершён уже большевиками.
      Насильственная украинизация русских в УССР продолжалась даже при горбатом вплоть до 1991-го года. И продолжилась уже при бандерштате.
      1. -1
        7 декабря 2024 02:25
        Тут помню тут не помню. А русификацию при Союзе в Украинской ССР начиная с 70-х вы не помните? Дошло до того что на украинском языке в Киеве было стыдно говорить. А раньше поляки полонизировали украинцев до 17 в, а московиты после, Валуевский циркуляр ещё задолго до Австро-Венгрии был издан. И да из-за страха польского восстания. И таким образом в Украине смешались польский язык, русский язык и язык царской России, не зря современные русские в России почти не в состоянии понять не один из словянских языков. В составе Речи Посполитой было Руське воеводство с центром во Львове. Территория современной Украины с 12в по 17в. были в Польше, потом до 20в в составе России. Правобережье Украины больше полонизировано, левобережье русифицировано. В итоге современный украинский язык в результате этих влияний окончательно оформился только в 20 веке. Кстати хлоп это не раб, а мужчина на многих славянских языках.
  8. +4
    2 декабря 2024 11:47
    Cовременная Литва, выросшая из восточных балтов, к той, славянской Литве, описываемой в статье, никакого отношения не имеет, ибо это полнейший дубликат древних укров, которые создали молекулу ДНК, потом из нее создали Homo sapiens'а и, в итоге, научили все человечество науке и культуре. Таким образом, выражение - победила не Литва, а ее название - наиболее точно выражает суть этого балтийского недогосударства...

    Римский папа Пий II ещё в середине XV века в одном из своих писем писал - язык народа Литвы славянский...
  9. +2
    2 декабря 2024 11:53
    Цитата: север 2
    Киевская Русь


    Киевская Русь- термин 19 века. Киевское княжество.
    Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века. Одним из первых его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества.
    В таком же значении термин употребляли С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров и Д. И. Иловайский.
    Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение — одного из периодов русской истории и государственности. В этом случае данный период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир.
  10. +4
    2 декабря 2024 12:07
    Иезуиты, за несколько веков, из поляков "создали" европейцев второго сорта, из украинцев за, ещё более короткое, историческое время, массу населения, нужную Европе только в качестве "пушечного мяса", а нас, русских, в случае исторического поражения, они просто уничтожат(. И это борьба не просто "не на жизнь, а насмерть", это борьба навсегда.
  11. +5
    2 декабря 2024 12:08
    Официальным языком Литвы был русский, все документы велись на кириллице, так как литовцы не имели своей письменности. Кодекс законов Великого княжества – Литовский статут 1528, 1566 и 1588 гг. – был составлен на русском языке.

    Особенности современной терминологии могут вводить в заблуждение, русский язык тогда был не совсем тот, на котором мы говорим и пишем сейчас. Под понятием " русский язык" в ВКЛ и Московском княжестве в то время понимали совсем не одно и то же.
    Языком письменности и деловодства в Московском княжестве был в то время церковнославянский язык ("словенский"), его и называли тогда "русским языком" в Москве. Разговорный язык отличался от письменного "словенского", позже Ломоносов использовал грамматику церковнославянского языка Мелентия Смотрицкого "Грамматики славенския правилное Синтагма" (по которой сам Ломоносов и учился читать и писать) для создания "Россiйская грамматика" и после этого началось сближение разговорного и письменного языков, вплоть до 20 века (но еще во второй половине 19 века было отличие разговорного от литературного письменного языка, Даль составил словарь разговорного "живаго великорускаго языка"), в результате чего и сформировался тот литературный русский язык, на котором мы сейчас и общаемся.

    А в ВКЛ русский язык (западнорусский, как его называют) противопоставлялся церковнославянскому, это были разные языки (хотя западнорусский и использовал частично элементы церковнославянского).
    От западнорусского позже произошли белорусский и украинский.
    При этом название «русский» в Московском государстве относилось к церковнославянскому языку, то есть «русский» и «словенский» (церковнославянский) язык в Москве были синонимами; а в Литве название «русский» обозначало язык, противостоящий церковнославянскому языку, то есть «русский» и «словенский» язык в Великом княжестве Литовском имели совершенно различные значения. «Просту мову» Великого княжества Литовского в Москве называли «литовским» или «белорусским» языком[17]. В Великом княжестве Литовском (а также на тех землях Великого княжества Литовского, которые в 1569 году отошли Польше) в XVI—XVII веках писатели также иногда называли его литовским[18]. В настоящее время литературно-деловой язык Великого княжества Литовского в Белоруссии чаще определяют как старобелорусский[19][20], а на Украине как староукраинский[21]
    1. 0
      5 декабря 2024 02:30
      Разговорный язык отличался от письменного "словенского", позже Ломоносов использовал грамматику церковнославянского языка Мелентия Смотрицкого

      Стройная теория с Ломоносовым и грамматикой Мелентия Смотрицкого... только вот куда реформу русского языка Петра Первого тут вставить ?

      29 января (8 февраля) 1710 г. в России была проведена Петровская реформа русского языка, суть которой сводилась к упрощению состава русского алфавита и исключению из алфавита таких избыточных букв, как «пси», «кси», «омега», а также было изменено начертание букв.
      И разговорный бытовой язык , не отличался от бытового письменного , люди как говорили , так и писали . Это видно по самой литературе ...
      А церковь для своих книжных нужд использовала , да , церковно-славянский извод , ибо это канон . И кстати до сих пор использует .
  12. +3
    2 декабря 2024 12:30
    поэтому украинцы особенно западные так ненавидят поляков и своих освободителей русских потому что сами были польским быдлoм хотя обвиняют восточных соседей в рабстве...
    1. +2
      2 декабря 2024 19:09
      своих освободителей русских потому что сами были польским быдлoм

      ради интереса, ну освободили царские или императорские войска укров от злых поляков... а что было дальше ? войска ушли и укры стали жить своим умом или стали чьими то крепостными ?
  13. 0
    2 декабря 2024 14:32
    Автор видимо Широкорада начитался.
    Было ли Великое княжество литовское русской православной державой?
    Вряд ли. С самого начала своего существования Литовское государство было с латинским 'душком'. Так, его основатель Миндовг принял католичество. И пусть позднее он отказался от христианства, уже сам факт того, что он предпочел католичество а не православие говорит о его ориентации на латинскую Европу а не на православные Русские земли и Византию.
    В дальнейшем великие князья Литовские вели переговоры о крещении по латинскому обряду ( Гедимин и другие ).
    После заключения Кревской унии с Польшей Ягайло издает привилей (1387), которым могли воспользоваться лица только католического вероисповедания. Второй привилей (1413) Витовта и Ягайлы тоже направлен только на лиц, исповедующих католичество.
    Т.е. православные жители Великого княжества литовского уже с конца XIV века были поставлены в неравное положение по сравнению с католиками.
    Хороша же 'православная держава'!
    Литовские князья вообще были не тверды в вере.
    Тверская летопись к примеру называет Витовта 'многобожным', Псковская 'поганым отступником правой веры христианской, отметником Божиим, сыном дьявола, неверником правде' а в житии православного святого Пафнутия Боровского ( святой XV века ) есть рассказ о том, как одна монахиня видела Витовта в аду.
    Очевидно, что православное население Русских земель явно недолюбливало Литовских князей не смотря на старания нынешних 'литвинствующих' представить Литву как альтернативу Москве.
  14. 0
    4 декабря 2024 02:08
    Ну про "злые поляки воспользовались, литовцы, ой, пардон, литоворусы ничего не знали" смешно читать, ловко вы выкинули и Кревскую унию 1385 года, и династию Ягеллонов в Польше на троне, да и даже беглого осмотра религиозных предпочтений у Литовских князей хватит, чтобы понять, что никакой "второй православной Русью" Литва не была и становиться тем более не собиралась, а весьма планомерно шла к полонизации и Речи Посполитой без всяких там обиняков, а с православными если что и хотела сделать - так это подчинить себе - см. Болгарина Киприана. Ну и большинство православных - князья и прочие весьма быстро переобулись, а мнения холопов никто не спрашивал и спрашивать не собирался.