Сослуживцы д'Артаньяна

86
Сослуживцы д'Артаньяна

Папа короля Франции Людовика XIII (того, который Олег Табаков) был родом из Беарна — полунезависимого королевства на границе Франции с Испанией. В общем, парижане его недолюбливали, и дабы защитить собственную персону, в 1574 году он завёл себе роту карабинеров — всадников, вооружённых карабином — чем-то средним между мушкетом и пистолетом. Потом, в 1593 году роту по финансовым соображениям распускают (в начале XVII века — обычное дело: на содержание постоянной не то что армии – гвардии у королей часто денег не было), но опыт оказывается востребован — в 1602 году Генрих восстанавливает роту в качестве гвардии своего наследника — дофина Людовика, будущего короля за номером XIII.


Королевские мушкетёры при исполнении...

После коронации в 1610 году Людовик XIII перевооружает роту мушкетами и вводит в состав «гвардии Красного дома», то есть гвардейцев, охраняющих короля в поездке или несущих дежурство на воротах Лувра и по его периметру: момент, когда д'Артаньян, возвращаясь с алмазными подвесками, перескакивает дворцовую ограду и натыкается на стоящего на часах мушкетёра — вполне реалистичен, именно там мушкетёры и дежурили.




«Несение караульной службы является выполнением боевой задачи...». УГиКС ВС РФ ст. 115

Изначально мушкетёры в качестве повседневной формы носили красные плащи, а в дороге одевали лазоревые казакины, но впоследствии именно лазоревые казакины закрепились в виде их единственной формы одежды. В 1617 году в Гаскони подняли восстание гугеноты, королевская гвардия приняла участие в карательных операциях против протестантов. Именно тогда мушкетёры получили знак принадлежности к «истинной вере» — кресты на свои плащи-казакины: белый бархат, на концах — золотые лилии, а в перекрестье — алые трилистники.


Мушкетёры, пеший и конный

Парижане мушкетёров не любили: мало того, что гасконцы (это как в Москве — кавказцы), так ещё и вечно вымогают деньги! Дело в том, что набирали мушкетёров из небогатых дворян (чтобы на службе жилы рвали, стараясь сделать карьеру), платили мало — 300 ливров в год, на наши деньги это примерно 75 тысяч в месяц — деньги средние, а расходов было много. Мушкетёр был обязан прибыть на службу на коне и иметь: карабин, мушкет с сошкой, рапиру, палаш — для конного боя, пару пистолетов, дагу — кинжал для левой руки, буйволовую перевязь для крепления 12-ти деревянных футляров с отмеренными зарядами пороха и пулями, пороховницы и мешочек с пулями и фитилями. Мушкет с карабином и плащ давали казённые, а остальное — за свои! И — конного слугу: д'Артаньян не со скуки Планше нанял — слуга в бою заряжал королевскому мушкетёру мушкет... И снимать квартиру — у галантерейщика Бонасье, само собой.


По сути — тот же мушкетёр, но при деньгах!

А тут ещё гвардейцы кардинала! В 1626 году произошло покушение на Ришелье, и кардинал потребовал себе гвардию. Людовик XIII передал ему с барского плеча половину своих мушкетёров. Но, в отличие от короля, с его громадными расходами и далеко не бездонным бюджетом, у кардинала деньги водились, и платил он своим гвардейцам хорошо и регулярно. Ну и служба у них была полегче, как-никак кардинал — лицо духовное, и всевозможных развлечений, вроде охоты или поездок по любовницам, у него было поменьше, чем у короля. Как тут не завидовать? Отсюда — дуэли...

Капитаном роты королевских мушкетёров по традиции становился сам король. Но поскольку королю заниматься командованием обычно некогда (он человек занятой!), реальное руководство будут осуществлять капитан-лейтенанты. Первым капитан-лейтенантом королевских мушкетёров в 1632 году станет Эркюль Луи де Берар де Монтале Витри. Вскоре этот достойный месье получит ранение, и его сменит камергер короля Жан де Вьейшастель, сеньор де Монталан. В 1634 году капитан-лейтенантом становится Жан Арман дю Пейре шевалье де Труавиль — тот самый де Тревиль из «Трёх мушкетёров». Кстати, по этой самой причине прибыть к нему с письмом в 1628 году д'Артаньян никак не мог. Реальный д'Артаньян к реальному де Труавилю с письмом приехал в 1643-м...

При де Труавиле рота мушкетёров разрослась до 250 человек и стала единственным подразделением, сопровождавшим короля в поездках (до этого его могли сопровождать рота жандармов и рота лёгких всадников). Де Труавиль же ввёл правило, по которому мушкетёр был обязан иметь коня белой масти в серых яблоках. Из-за чего королевские мушкетёры получили неофициальное прозвище «серых мушкетёров».

После смерти Людовика XIII роту расформировывают в 1646 году — новый кардинал Мазарини начинает экономить, и в первую очередь на королевской гвардии, благо малолетний Король-Солнце ничего поделать со всемогущим фаворитом Анны Австрийской не может. Восстановить её Людовик XIV сможет только в 1657 году, по ходатайству... Шарля де Бац де Кастельмор, шевалье д'Артаньяна! Капитан-лейтенантом роты назначают племянника Мазарини — Филиппа Жюльена Манчини, а сам д'Артаньян становится суб-лейтенантом и реальным командиром мушкетёров.

Восстановленная рота имеет в своём составе 120 мушкетёров, капитан-лейтенанта, суб-лейтенанта, прапорщика (энсина), двух бригадиров (командиров взводов), двух суб-бригадиров (помкомвзводов). За десять лет командования д'Артаньяна (Манчини был «свадебным генералом») рота мушкетёров гвардии короля Франции становится... аналогом военной академии.

Д'Артаньян добился таких успехов в боевой и политической подготовке личного состава, что Людовик XIV решил, что ставить на офицерские должности человека, не отслужившего в мушкетёрах — безответственно! Таким образом сложилась оригинальная система подготовки офицерских кадров. Традиционно в королевские мушкетёры брали лишь людей с опытом службы (желательно — боевым, но в реальности и служба во французской гвардии годилась). Молодой дворянин, желающий стать офицером, приходил во французскую гвардию (это был аналог Росгвардии: по сути дела — полицейское формирование, поддерживающее порядок в Париже), служил там год, после чего подавал прошение о зачислении в королевские мушкетёры. Прослужив рядовым в мушкетёрах, он имел право на перевод в обычный полк с повышением до прапорщика.

В 1660 году кардинал Мазарини сделал Людовику XIV свадебный подарок — роту своих гвардейцев, ездящих на вороных конях. Историки до сих пор спорят, какую из рот он передал (у Мазарини своей гвардии было несколько полков!), но, скорее всего — бывших гвардейцев Ришелье. Так рота мушкетёров гвардии короля Франции получает номер I, а бывшие гвардейцы кардинала — номер II. В народе же их, по аналогии с первой ротой, начинают называть по масти коней — «чёрными мушкетёрами».


Знамя «серых мушкетёров»

Роты получают свои знамёна. На знамени первой роты изображают мортиру, забрасывающую снаряд в осаждённый город, и латинскую надпись: «Quo ruit et letum» – «Куда падёт — там и смерть». Вторая рота получает знамя с пучком из 12 стрел и надписью: «Alterius Jovis altera tela» – «Такой же Юпитер, такие же стрелы». Капитан-лейтенантом роты в 1665 году назначают Эдуарда Франсуа Кольбера — брата министра финансов (ну или «генерального контролёра финансов» — кому как больше нравится).


Заправка на ходу...

В 1673 году I роте присвоены в качестве отличия золотые галуны, II — серебряные. А в 1677-м внесены изменения в форму одежды. С этого момента королевские мушкетёры носили красные кафтаны (с золотыми или серебряными галунами в зависимости от роты), чёрные треуголки с белыми перьями и чёрные ботфорты. Плащ-казакин лазоревого цвета заменили на того же цвета супервест с традиционным крестом. Под конец царствования Короля-Солнца в каждой роте было по 250 мушкетёров, капитан-лейтенант, 2 сублейтенанта, 2 прапорщика (энсина), 2 корнета, 2 «старших помощника» (унтер-офицерское звание), 8 вахмистров, 4 бригадира, 16 суб-бригадиров, 1 знамёнщик, 1 штандартоносец, один проводник, 1 священник, 1 фурьер, 9 хирургов, 1 аптекарь, 1 кузнец, 1 седельщик и 3 казначея.


Мушкетон. Как у мушкетёров Людовика XIV

В качестве оружия королевские мушкетёры в 1690 году получают мушкетон с ударно-кремневым замком. После этого они становятся исключительно кавалерией, теряя способность вести пеший стрелковый бой. Старые мушкеты с фитильным замком остаются только для церемониальных целей.

В 1718 году Людовик XV официально приравнял капитан-лейтенантов королевских мушкетёров к армейским полковникам (все остальные офицеры получали аналогичное преимущество к армейским званиям). В 1746 году роты в последний раз понюхали порох в битве при Фонтенуа. Сразу после смерти Людовика XV в 1775 году они были расформированы из финансовых соображений. Впрочем, сократили не только мушкетёров, под сокращение попали многие гвардейские части. Во многом это стало причиной успеха французской революции 1789 года.


Форма королевских мушкетёров в развитии

После Реставрации роты королевских мушкетёров восстановили в 1814 году. Одну — в качестве кирасиров, другую — в качестве драгун. Интересно, что в качестве головных уборов в одной из них использовали каски с гребнем русского образца — война 1812 года подняла авторитет русской армии на небывалую высоту. Но в новой французской армии королевские мушкетёры не прижились: их роты сформировали из эмигрантов — дворян-роялистов, не принявших революцию. А костяк офицерского корпуса армейских полков был из наполеоновских офицеров, которые эмигрантов терпеть не могли. В общем, Людовик XVIII предпочёл окончательно расформировать королевских мушкетёров — от греха подальше...
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    5 декабря 2024 03:40
    Читаю и улыбаюсь ...что-то вспомнились "сербские" д'Артаньянко и три шпаготырца...
    1. +20
      5 декабря 2024 06:26
      -д'Артаньян едимо до Парижа
      - Не могу, меня там шукают хлопцы с куреня батьки Решелье
    2. +13
      8 декабря 2024 01:54
      Вспомнился анекдот или трезвое высказывание: Признак взросления - когда в "Трёх мушкетерах" начинаешь болеть за Ришелье - государственника, которому мотали нервы четыре алкоголика, три проститутки и дегенерат в короне.
      1. +4
        9 декабря 2024 23:25
        Друг покойный как-то заметил-А не считаешь ли ты Миледи самым положительным персонажем .Ну с точки зрения службы Родине?
      2. 0
        22 декабря 2024 19:40
        А за дегенерата в короне спасибо блестящему исполнению роли Табакова, да и Дюма навел тень на плетень. laughing Но с Ришелье ему конкретно свезло.
  2. +4
    5 декабря 2024 03:41
    Несоответствие заметил:
    Мушкетёр был обязан прибыть на службу на коне и иметь: карабин, мушкет с сошкой, рапиру, палаш — для конного боя, пару пистолетов, дагу — кинжал для левой руки, буйволовую перевязь для крепления 12-ти деревянных футляров с отмеренными зарядами пороха и пулями, пороховницы и мешочек с пулями и фитилями. Мушкет с карабином и плащ давали казённые, а остальное — за свои!
    Так обязан был иметь мушкетер мушкет с карабином, или все-таки казенные давали?..
    1. +3
      5 декабря 2024 05:13
      Цитата: Дед-дилетант
      Так обязан был иметь мушкетер мушкет с карабином, или все-таки казенные давали?..
      belay "....рапиру, палаш" вас не смущает?
      начале XVII веков, когда в Западной Европе появляются регулярные части кирасиров — тяжёлой кавалерии, всадники которой были защищены металлическими доспехами, хотя и более лёгкими по сравнению с рыцарями предыдущих эпох, они начинают использовать подобное оружие. Непременной частью снаряжения тяжёлой кавалерии были металлические нагрудники — кирасы. Эффективным против такого металлического доспеха мог быть только тяжёлый и длинный клинок, такой как палаш
      Без кирасиров, нет надобности в палаше. request Королевские мушкетеры - охрана короля. Бросать мушкетеров против кирасиров в конном строю на поле боя...fool
      1. +1
        5 декабря 2024 07:55
        А вот интересно - зачем охране короля здоровенная тяжеленная дурында в виде мушкета? what Предназначенная в основном для использования против латной кавалерии? what
        1. +5
          5 декабря 2024 08:22
          А если в ходе очередного бунта в атаку пойдут счастливые обладатели кирас? В 16 веке их еще хватало…
      2. +4
        5 декабря 2024 08:23
        Так ведь - бросали! При Фонтенуа они шли в атаку в конном строю…
      3. 0
        5 декабря 2024 09:59
        Дед-дилетант(Андрей):Несоответствие заметил. Так обязан был иметь мушкетер мушкет с карабином, или все-таки казенные давали?..

        Mavrikiy: fool .рапиру, палаш" вас не смущает?

        Коте пане Коханка: Зацепился глазом -1 знамёнщик belay
        Наверное всё-таки знаменосец.

        Ну и до кучи. В заголовке статьи неверно приведён фрагмент песни мушкетеров из известного кинофильма. Там все таки не пара -пара- порадуемся, а пора -пора- порадуемся
      4. +1
        6 декабря 2024 05:44
        рапиру, палаш" вас не смущает?
        не смущает. я прочитал статью, и возник вопрос. обязан был мушкет свой на службу тараканить, или казенный выдавали. Написано - тащи свой, и тут-же - выдавали. На кой черт мушкетеру ДВА мушкета? И один таскать - нелегко, он потяжелее АК, да и длиннее.
    2. +5
      5 декабря 2024 08:24
      Казенные. За свои из огнестрела - только пистолеты…
      1. 0
        6 декабря 2024 05:48
        Тогда надо поправить этот момент в статье.
        Мушкетёр был обязан прибыть на службу на коне и иметь: карабин, мушкет с сошкой, рапиру, палаш — для конного боя, пару пистолетов, дагу — кинжал для левой руки, буйволовую перевязь для крепления 12-ти деревянных футляров с отмеренными зарядами пороха и пулями, пороховницы и мешочек с пулями и фитилями. Мушкет с карабином и плащ давали казённые, а остальное — за свои!
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  4. +1
    5 декабря 2024 04:37
    в 1574 году он завёл себе роту карабинеров — всадников, вооружённых карабином — чем-то средним между мушкетом и пистолетом.
    belay А на иллюстрациях всадники являются "счастливыми" обладателями полновесных мушкетов. request feel
    1. +2
      5 декабря 2024 07:57
      Тогдашний мушкет на коне зарядить в принципе невозможно. Как и выстрелить из него. Так что всадники с ним - это скорее драгуны..
      1. +3
        5 декабря 2024 08:19
        Там сложнее: у них было два комплекта вооружения - кавалерийское и пехотное.
        1. +2
          5 декабря 2024 08:34
          Разоришься содержать такой двойной комплект-то, оружие не из дешёвых..
          1. +3
            5 декабря 2024 10:43
            Так служба и была достаточно накладной - оттого и вечное безденежье.
            1. kaa
              +2
              5 декабря 2024 12:20
              Так ведь по идее, весь личный состав - дворяне, пожалованные землёй за службу. Де-юре они должны были обеспечивать себя личным доходом.
              1. +3
                5 декабря 2024 12:52
                Там поместья были перезаложены уже по пять раз…
                1. kaa
                  +3
                  5 декабря 2024 12:54
                  Это уже де-факто :)

                  короток коммент..
              2. 0
                6 декабря 2024 09:09
                Да там такие дворяне, у них кроме титула и шпаги нет нифига... Ну как нет, у Атоса было, а остальные были "бомжами" из древних рыцарских родов...
    2. +5
      5 декабря 2024 08:18
      Это при Генрихе за номером 4, а при Людовике 13 мушкетеров сразу вооружили мушкетами.
  5. +3
    5 декабря 2024 05:01
    За статью спасибо!
    приходил во французскую гвардию (это был аналог Росгвардии: по сути дела — полицейское формирование, поддерживающее порядок в Париже),

    Наверное всё-таки Росгвардия аналог французской гвардии Парижа, точнее ее более поздней кальки «национальной».
    Всем хорошего дня!
    1. -3
      5 декабря 2024 05:09
      Зацепился глазом
      1 знамёнщик

      Наверное всё-таки знаменосец.
      1. +6
        5 декабря 2024 12:15
        Это одно и то же. Просто в терминологии 16-17 века в России эта должность называлась знаменщик, я подумал, что в рассказе о французском подразделении будет актуальнее именно она, а не современное «знаменосец».
        1. -2
          5 декабря 2024 13:23
          Цитата: Летучий_Голландец
          Это одно и то же. Просто в терминологии 16-17 века в России эта должность называлась знаменщик, я подумал, что в рассказе о французском подразделении будет актуальнее именно она, а не современное «знаменосец».

          Во французской королевской армии все таки знаменосец, точнее их было два один отвечал за знамя, второй за штандарт - роты. Они же прапорщики, лица указанные Вами видимо помощники (младшие) прапорщики.
    2. +2
      5 декабря 2024 08:22
      "Преторианцы" в современном контексте... Я про Рос(нац) гвардию smile
  6. +1
    5 декабря 2024 06:06
    В одной исторической радиопередачи, Виват история, историк рассказывал, что люди дворянского происхождения в мушкетеры не шли - от них сильно пахло порохом и это не нравилось дамам. Это правда? Спасибо...
    1. +1
      5 декабря 2024 07:59
      Благородному человеку пристало оружие белое. Ну в крайнем случае - пистолеты..

      Да шли дворяне, ещё как - просто очень мелкие и нищие...
    2. +1
      5 декабря 2024 08:13
      Смотря когда: при Людовике 13 поступление в мушкетеры автоматически давало дворянство, так что, вполне возможно, что и не рвались, впоследствии, когда рота закрепилась как элитное подразделение - еще как шли…
    3. +1
      5 декабря 2024 10:50
      Обычно дамам не нравилось другое - говорят с жутким беарнским акцентом, манеры грубые, а шутки сальные.
    4. +2
      5 декабря 2024 14:18
      Ну тогда бы эти дворяне белоручки и на охоту бы не ездили, по той же причине. Что бы дам с повышенным обонянием не пугать. А то нанюхаются табака из табакерки и начинают нос морщить!
      1. 0
        9 декабря 2024 12:02
        Там не то что на охоту, а вообще верхом ездить тогда нельзя. Лошадки от долгой езды потеют. И от них такой амбре исходить, что аж глаза есть. Хех...
    5. +2
      6 декабря 2024 09:20
      Ну как, в то время дворяне уже начинают потихоньку отстраняться от службы, но те кто хотел служить и был по богаче - шел в жандармы - тяжелую кавалерию, считай рыцарскую конницу.
      Те кто был по беднее, шел куда мог, служба в королевских мушкетерах была престижной, да и стреляли с мушкетов они не так часто - они все-таки больше конницей были.
      А так да, по началалу мушкетеры это было не престижно... Правда ближе к концу 19 века всем стало пофиг...
  7. 0
    5 декабря 2024 07:26
    кстати даже по времени одно время мушкетеры и стрельцы. но мушкетеров прославил Дюма. а стрельцов ненавидел Петька европофил. поэтому такая разная популярность.
    1. +4
      5 декабря 2024 07:53
      Мушкетеры во Франции - это гвардия, телохранители, стрельцы - линейная пехота. Что общего?
      1. 0
        5 декабря 2024 08:12
        Вот что говорит википедия и я с ней согласен.
        Мушкетёры — в XVI—XVII веках род войск в пехоте: солдаты, вооруженные мушкетами.
        1. +4
          5 декабря 2024 08:18
          В статье говорится о тех мушкетерах, что были телохранителями французских королей, которых и было-то 1 - 2 роты максимум, а не о солдатах вооруженных мушкетами.
          1. +1
            5 декабря 2024 23:18
            Их называли "королевские мушкетеры" неофициально, официально- Мушкетёры гвардии короля Франции, Рота мушкетёров гвардии короля Франции и др похожие названия.
            А просто мушкетеры- это солдаты , вооруженные мушкетами.
            https://ru.wikipedia.org/wiki/Королевские_мушкетёры
            1. +1
              6 декабря 2024 07:23
              Вы правы, я не стал писать полное название, ибо речь шла именно о «королевских мушкетерах».
              «В царствие Людовика XIII (1622 г.) часть французской кавалерии составленная исключительно из дворян и составляющая военную свиту короля, стала называться Королевскими мушкетерами.» - Сытинская военная энциклопедия, т. 16. с 490.
      2. +7
        5 декабря 2024 08:16
        Среди московских стрельцов (а были еще «городовые»)был приказ «стремянных стрельцов», вот они - полный аналог!
        1. -1
          5 декабря 2024 10:49
          Сергей Валов: В статье говорится о тех мушкетерах, что были телохранителями королей, которых и было-то 1 - 2 роты максимум, а не о солдатах вооруженных мушкетами

          Автор:Среди московских стрельцов)был приказ «стремянных стрельцов», вот они - полный аналог!

          Ошибаетесь. Полный царский аналог королевскихх телохранителей - до Петра - рынды входящие в особый Дворовый Прибор. Одним из дворовых воевод в приборе (полку) при Иване Грозном был знаменитый опричник Малюта Скуратов, в дальнейшем на этой должности находился Борис Фёдорович Годунов. При Петре службу Дворового Прибора исполняли преображенцы. При последних императорах - СЕИВК.
          Стремянные стрельцы — это просто конные стрельцы, царский походный караул. В их обязанности входило сопровождать царя во время выездов. Отдельного приказа «стремянных стрельцов» никогда не существовало - они были в ведении Стрелецкого Приказа. Суть ошибки кроется в том, что до Алексея Михайловича приказами назывались коллегии, а полки - приборами. Вот московский Стремянной стрелецкий Прибор полковника Григория Плетнева действительно существовал, согласно документу второй половины XVII века «Роспись Московских приборов (полков) Стрелецкого Приказа". И числился в нем под № 1.
          1. +7
            5 декабря 2024 12:21
            Вы не правы, стремянные стрельцы- отдельный приказ, причем двойной численности - 1000 человек. «Прибором» называли свеженабранный приказ, пока им командовал тот, кто его набрал. Например, прибор Матвея Дьяка Ржевского - тот прибор, который он набрал, а приказ Васьки Черкашенина - те же люди, но которых от Ржевского передали под команду Черкашенина…
          2. +4
            5 декабря 2024 12:22
            И, да, королевские мушкетеры занимались тем же, что и стремянные стрельцы- охраняли короля на выезде…
          3. +2
            5 декабря 2024 18:48
            Цитата: Ричард
            Отдельного приказа «стремянных стрельцов» никогда не существовало - они были в ведении Стрелецкого Приказа.

            До 1682 года стрелецкие полки часто именовались "приказами".
            "Стременной приказ" в данном случае просто элитный полк, отличавшийся от прочих еще и тем, что его слобода располагалась в Белом городе, а не на окраинах, как у других стрелецких полков.
      3. +1
        5 декабря 2024 08:43
        Мушкетёры - и во Франции линейная пехота. Телохранители - это именно королевская мушкетёрская рота. Затем развёрнутая в полк.
      4. 0
        6 декабря 2024 09:24
        Ну кстати в Москве было около 2000 конных стрельцов, по сути аналогичным по смыслу с королевскими мушкетерами.
        А так мушкетеры тоже линейными войсками были, а королевские мушкетеры это личная охрана короля. Хотя конечно на войне их тоже задействовали иногда...
    2. +8
      5 декабря 2024 08:08
      Просто стрельцы на тот момент, обладавшие собственными хозяйствами на Москве, окончательно утратили военное значение. Собственно - как и любое подобное соединение у всех стран и народов. Начиная от Ассирии и заканчивая Османской империей. И это понятно - какая уж воинская муштра, когда эвон - личное предприятие страдает без присмотра...

      Зато - как и янычары приобрели не хилый политический вес. Ещё бы - организованная вооружённая сила прямо в столице..

      А причина ненависти Петра Алексеевича к стрельцам очевидна - на него в 10-и летнем возрасте произвела неизгладимое впечатление знаменитая Хованщина...Во время которой он насмотрелся и натерпелся..
      1. +5
        5 декабря 2024 08:15
        так то да. но после стрельцов госпереворотами занялись преображенцы весь 18 век. Да и декабристы действовали в том же стиле, просто атамана не нашлось.
        1. +2
          5 декабря 2024 08:39
          Вот поэтому - при Советской власти классической гвардии и не было... Ибо она - всегда стремительно деградирует, превращаясь из элитных частей в буйную банду бесполезных дорогущих бездельников...
          1. 0
            5 декабря 2024 08:52
            Гвардия в России после Павла стала фактически линейными войсками прекрасно показавшими себя на поле боя и уж «буйной бандой бесполезных дорогущих бездельников» не являлась.
            1. +3
              5 декабря 2024 08:57
              Да как сказать.. Буйства ей конечно изрядно поубавили - но вот каких-то особых боевых качеств по сравнению с армейцами что-то не припомню... Зато стоила - мама не горюй со всеми своими гвардейскими понтами.. Тогда - какой в ней смысл?

              И - много она защитила в трудную минуту последнего царя-то?
              1. 0
                5 декабря 2024 09:19
                «Тогда - какой в ней смысл?» - традиции.
                «И - много она защитила в трудную минуту последнего царя-то?» - а как она могла это сделать? Даже если бы захотела. Оставить позиции на фронте? Николая не надо было защищать. Вполне достаточно бы было ему обладать твёрдым характером, какой был у папы. Но увы…
              2. kaa
                +5
                5 декабря 2024 12:49
                Цитата: paul3390
                много она защитила в трудную минуту последнего царя-то?

                В феврале его охрана надела красные банты столь же быстро как линейные части. Кстати, показательная разница с 1905м годом, в тех событиях лейб-гвардии Семёновский полк участвовал в карательных операциях.
            2. +3
              5 декабря 2024 16:20
              Цитата: Сергей Валов
              Гвардия в России после Павла стала фактически линейными войсками

              Скорее уж после Александра Первого. После того как его преемник в день присяги устроил мятежным гвардейским частям вправление мозгов картечью. После этого фирменное гвардейское недовольство как отрезало.
              ИЧХ, примерно в то же самое время аналогичный процесс произошёл и в Стамбуле.
              1. +1
                5 декабря 2024 16:33
                При Александре гвардейские полки активно использовались в боевых действиях, наиболее прославились при Аустерлице и Бородине.
                1. +1
                  6 декабря 2024 09:29
                  Они еще при Петре воевали. В первую очередь они себя хорошо показали под Нарвой. Когда иррегулярные войска и линейная пехота побежала, а гвардия выстояла и не позволила шведам разгромить нашу армию. Потом естественно под Полтавой.
          2. +4
            5 декабря 2024 14:22
            Зато теперь есть, в одном регионе России. Не хорошо может закончиться.
        2. 0
          5 декабря 2024 10:17
          Цитата: Гардамир
          так то да. но после стрельцов госпереворотами занялись преображенцы весь 18 век. Да и декабристы действовали в том же стиле, просто атамана не нашлось.

          Угу, без участия стрельцов не обходилось ни одного бунта. Не зря 16 век называют «бунтаршным».
          1. 0
            5 декабря 2024 10:40
            Так то да. Но потом началась эпоха дворцовых переворотов. Не всегда они были кровавы, порой достаточно было гемороидальных колик или апоплексического удара.
      2. +4
        5 декабря 2024 08:26
        Стрельцы, в большинстве своём, размещались не в Москве, но это так, к слову. И Против Петра бунтовали далеко не все стрельцы, стрелецкий полк Сухарева как раз поддержавший Петра во время бунта, был не единственным.
        1. +2
          5 декабря 2024 08:36
          Так он не всех потом и порубал.. Под раздачу как я понимаю попали как раз тогда отличившиеся...
    3. +4
      5 декабря 2024 08:14
      Не, Стрельцы пораньше появились: они уже в 1552 году Казань брали, так что создали стрелецкие приказы, скорее всего в 1551 году. Но это - тема для отдельного разговора, спасибо за идею!
    4. +2
      5 декабря 2024 18:52
      Причем тут ЕВРОПОФИЛ. На глазах малолетнего Петра стрельцы дважды жестоко разделывались с его сановными родственниками! После публичных убийств у него к стрельцам отношение и испортилось!
      1. +2
        5 декабря 2024 19:00
        У него не только к стрельцам.
        У его отца было две жены Милославская и Нпрышкина. Все Милославские мужского пола былиотравлены. Только Федор Алексеевич успел немного поцарствовать. Выжили же от Милославских сестры, но их Петр тоже ненавидел. А вот сестру Наталью, то же как и он Нарышкину любил. Как так то?
        Кстати Петр впоследстви много кого убил, Но обожал европейцев.
    5. 0
      9 декабря 2024 12:05
      Во-первых, королевские мушкетеры аналоги наших рынд, а не просто стрельцов. Во-вторых, к моменту воцарения Петра I стрельцы уже были пережитком военного дела, а не его флагманом.
  8. +5
    5 декабря 2024 07:57
    приходил во французскую гвардию (это был аналог Росгвардии: по сути дела — полицейское формирование, поддерживающее порядок в Париже)
    Сразу вспомнил французского гвардейца, которого играл З. Гердт в "Соломенной шляпке".
  9. Комментарий был удален.
  10. +3
    5 декабря 2024 11:00
    Насколько я помню ОШС французской армии при Анри 4-ом и Луе 13-м кавалерия Дома Короля была отдельной структурой и к гвардии не относились. Гвардейскими были 2 пехотных полка - швейцарской и французской гвардии. При Луи14-м добавился полк швейцарской гвардии.
    Несколько ниже стояли старые полки, при Луи13 их было 5. Ещё ниже -малые старые - их было 5-7 в разные времена. Остальная пехтура - по сути дела временная: сегодня сформировали, завтра разогнали
    Забыл добавить -насколько я читал, Его Преосвященство предпочитал в свою гвардию брать бретонцев и нормандцев, причем требовал проверять рекомендации.
    1. +2
      5 декабря 2024 13:58
      Для формирования своего полка (во Франции) дворянин приобретал (покупал, получал) патент. Капитана. После чего согласно своего разумения с оглядкой на соседей и короля формировал полк. Не редки случаи когда дамы «банально» дарили «полки» своим любовникам. Причем не только патент капитана, а «полк» с личным сотовом, оружием, пушками и знаменами.
      Интересный момент, дворянские полки носили имена своих капитанов или шефов (например мушкетеры принца Конде), как и наши городовые приказы (полки) стрельцов (приказ Беззвостова).
      Основу армии (при Людовике 13) составляла разношёрстная дворянская шушера (шевале) сведенная в отряды по знаменно. Близкий их аналог, наша поместная конница. К слову познаменно на первом этапе сводились и жандармы. В роты (полки) по аналогии с городским ополчением армия начала формироваться при Ришелье. Впрочем реформу армии заканчивал уже Мазарини и кабы не Людовик 14.
      К слову на момент создания рекрутской (регулярной) армии Петра - это было передовое решение в военном деле.
      1. +1
        5 декабря 2024 15:51
        Капитан - полком? Кто же тогда командовал ротами?
      2. ANB
        +1
        5 декабря 2024 17:52
        . Для формирования своего полка (во Франции) дворянин приобретал (покупал, получал) патент. Капитана.

        Капитан полка? Как то не звучит. Полковников во Франции тогда не было?
        1. +1
          6 декабря 2024 20:53
          Цитата: ANB
          . Для формирования своего полка (во Франции) дворянин приобретал (покупал, получал) патент. Капитана.

          Капитан полка? Как то не звучит. Полковников во Франции тогда не было?

          Как таковые полки во Франции появляются при Людовике ХIII, до этого вообще были «банды».
          1. 0
            22 декабря 2024 23:37
            Банды бандами, а полковничий патент с правом набирать банду покупавшийся любым обеспеченным гражданином еще с ландскнехтов пошел
    2. +1
      5 декабря 2024 15:49
      Очепятка - третий гвардейский был шотландским, хотя сомневаюсь, что там было много шотландцев
  11. +2
    5 декабря 2024 14:49
    А между тем, франция сняла очередную киноленту про мушкетеров. Ммм, ну вобщем фильм получился в стиле открытия их олимпиады)))
  12. +2
    5 декабря 2024 16:45
    Один из подчиненных реального Д Артаньяна, Куртиль де Сандра, сидючи первый раз в Бастилии написал псевдомемуары своего начальника. Основным источником для него стал комендант Бастилии Бемо, также служивший мушкетером у Д Артаньяна, но гораздо дольше и прекрасно его знавший. Также перу Куртиля принадлежат псевдомемуары Рошфора (того самого). Оба произведения (первое в трёх томах) не так давно у нас издавались. Желающие познакомиться с эпохой из первых рук пожалуйста… Кстати, мемуары Д Артаньяна я сейчас заканчиваю читать, мемуары Рошфора (в Литературных памятниках) ждут своей очереди на полке.
  13. +2
    5 декабря 2024 22:24
    Как говорил А.Дюма: "Я беру чужую картину и вставляю в свою рамку". Другими словами, исторические истории на самом деле были, только Дюма их подал в своей интерпретации. Главные герои из "Трёх мушкетёров" на самом деле существовали, только друг с другом никогда не встречались.
    У нас в школьной библиотеке была книга, в которой разбирались ошибки в разных произведениях. Столько лет прошло, но вот помнится, за временной период "Трёх мушкетёров":
    1. мебель в те времена была очень массивная, поэтому при драке в какой-нибудь забегаловке с места можно было сдвинуть или опрокинуть, разве что, стулья (но не бросить). Стол подвинуть один человек был не в состоянии. Вобщем, при драке, только кружки и бутылки могли пострадать.
    2. напольные часы были очень не точными (за сутки могли и на пару часов уйти, в ту или иную сторону) поэтому организовать себе алиби ссылаясь на их показания было практически не возможно. Карманные часы того времени (в форме яйца) были гораздо точнее и точное время предпочитали смотреть именно на них. Денежные люди таскали с собой их несколько штук.
    1. +1
      6 декабря 2024 06:51
      «была книга, в которой разбирались ошибки в разных произведениях» - была у меня в детстве эта книга, читал ее запоем, приведённые Вами примеры в памяти до сих пор! Но книга пропала, фамилию автора забыл, найти в зрелом возрасте не получилось.
      «только друг с другом никогда не встречались» - если верить Куртилю, то вполне себе встречались, ибо были одновременно королевскими мушкетерами.
      1. 0
        6 декабря 2024 19:29
        Цитата: Сергей Валов
        если верить Куртилю, то вполне себе встречались, ибо были одновременно королевскими мушкетерами.
        В одно время ?
        1. +1
          6 декабря 2024 20:20
          Да. Служили именно одновременно. Я сейчас заканчиваю читать этот трёхтомник, их совместные похождения описываются в первом томе.
          1. 0
            6 декабря 2024 20:21
            Цитата: Сергей Валов
            Да. Служили именно одновременно. Я сейчас заканчиваю читать этот трёхтомник, их совместные похождения описываются в первом томе.
            Понятно. Спасибо за информацию.
  14. 0
    6 декабря 2024 18:06
    Сегодня приобрёл только что изданную книгу - «История военного дома королей Франции», Пьер Жан Батист Булье, изд. PRINCIPIUM, М. 2025 г. Тому, что в статье изложено примерно на 2 - 3 с. здесь посвящено более 400 с. Ранее на русском языке не издавалась. Написана в 1818 г. Интересующимся темой рекомендую.
  15. +1
    7 декабря 2024 16:01
    Кому интересна данная тема, вот хорошая книга: Ж-К Птифис " Истинный д'Артаньян. Написано легко, а копает глубоко.https://royallib.com/book/ptifis_gankristian/istinniy_dartanyan.html
  16. 0
    10 декабря 2024 21:09
    А ведь тот д'Артаньян, который Батц и Кастельмор, он ведь маршалом так и не стал