Штурмовик A-12 Avenger II. Семь с половиной миллиардов за провал

В 1963 году на вооружение военно-морских сил и корпуса морской пехоты США был принят палубный самолет-штурмовик Grumman A-6 Intruder. Эти машины активно участвовали во Вьетнамской войне и нескольких других вооруженных конфликтах. Неплохие характеристики и удобство эксплуатации обеспечили этому штурмовику широкую известность и стали причиной для массы положительных отзывов. Однако любой самолет со временем устаревает, и «Интрудер» не стал исключением. В начале восьмидесятых годов стало ясно, что в течение ближайших 10-15 лет эти самолеты придется снять с вооружения из-за нецелесообразности дальнейшей модернизации. Флоту требовался новый самолет для нанесения ударов по наземным целям.



Программа ATA (Advanced Tactical Aircraft – «Перспективный тактический самолет») развернулась в 1983 году. Сперва флотские военачальники желали сделать единый проект универсального самолета. Он должен был стать основой для штурмовика-бомбардировщика, истребителя, а также нескольких других вспомогательных машин, например, постановщика помех или разведчика. Однако вскоре от столь смелых планов отказались. Во-первых, стало понятно, что такой проект будет слишком дорогим, а во-вторых, появились варианты модернизации имеющихся самолетов F-14. Наконец, борьба с воздушными противниками теперь могла возлагаться и на новейшие истребители-бомбардировщики F/A-18, которые только что поступили на вооружение. Таким образом, можно было озаботиться только созданием нового палубного штурмовика.


В середине восьмидесятых годов начал формироваться облик будущего самолета. Поскольку он уже не должен был перехватывать самолеты противника, решили сделать его дозвуковым и оснастить бортовой радиоэлектронной аппаратурой, «заточенной» для работы по наземным целям. Кроме того, в соответствии с последними тенденциями в американском авиастроении, перспективный штурмовик ATA следовало делать малозаметным для радаров противника. Такое требование было обусловлено необходимостью работы, в том числе, в условиях серьезной противовоздушной обороны противника. Поскольку задача была достаточно сложной, Пентагон привлек к исследованиям две группы авиастроительных компаний. В первую вошли фирмы McDonnell Douglas и General Dynamics, а во вторую – Grumman, Northrop и Vought.



В ходе проекта ATA рассматривались самые разные варианты аэродинамического облика нового самолета. От простой переработки планера самолета F/A-18 со снижением радиолокационной заметности до самых фантастических конструкций. К примеру, всерьез рассматривался вариант с крылом обратной стреловидности. Однако достаточно быстро из всего многообразия компоновок было выбрано летающее крыло, поскольку оно имело наилучшее сочетание малозаметности и летных характеристик. В самом конце 1987 года заказчик в лице ВМС и КМП определился с тем, какие фирмы будут заниматься дальнейшими проектными работами. Главными подрядчиками проекта стали компании McDonnell Douglas и General Dynamics.

Военно-морские силы и Корпус морской пехоты намеревались купить в общей сложности 450-500 штурмовиков ATA. При этом они не забывали об экономической стороне дела. В контракте на разработку самолета четко оговаривались финансовые условия. Так, рекомендованная стоимость разработки равнялась 4,38 миллиарда долларов, а предельная – 4,78 млрд. Кроме того, финансисты из Пентагона приняли интересные меры на случай удорожания проекта. Дабы фирмы-разработчики были заинтересованы в сохранении приемлемой стоимости, военные настояли на следующих условиях. Если стоимость программы превышает рекомендуемую, то военное ведомство оплачивает только 60% он перерасхода, а остальное берут на себя подрядчики. Если же им не удастся уложиться и в предельную стоимость, то на них ложатся все лишние расходы, а Пентагон оплачивает только рекомендуемый объем затрат.



Примерно в это же время полностью сформировались основные моменты облика перспективного самолета. Проектируемый штурмовик представлял собой летающее крыло треугольной формы со стреловидностью 48° по передней кромке и выступающим фонарем в носовой части. Кроме фонаря никакие агрегаты над поверхностью крыла не выступали – ATA полностью соответствовал определению летающего крыла. Такая особенность самолета была обусловлена требованиями по малозаметности. Как раз в это время заканчивалась разработка стратегического бомбардировщика B-2, и создатели ATA приняли решение пойти по тому же пути, что и инженеры Northrop Grumman. Обеспечивать малозаметность планировалось не только формой крыла. Почти все основные элементы силового набора и обшивки предлагалось изготовлять из углепластиковых композитов. Подобные материалы ранее неоднократно применялись в американском авиастроении, но ATA должен был стать первым самолетом в США с настолько большой долей пластика в конструкции.

Общие массогабаритные параметры самолета были определены еще на стадии аванпроекта и в дальнейшем почти не подвергались серьезным изменениям. При длине корпуса-крыла в 11,5 метра штурмовик ATA должен был иметь размах крыла в 21 и стояночную высоту в 3,4 метра. Сухой вес предполагался на уровне 17,5-18 тонн, максимальный взлетный – не более 29-30 тонн. Из них до 9500-9700 килограмм приходилось на топливо, размещенное в нескольких баках сложной формы.

Всего через несколько месяцев после определения фирм-разработчиков Пентагон изменил свои планы. Теперь военные собирались покупать штурмовики ATA не только для флота и морской пехоты, но и для ВВС. Общее количество необходимых машин определили на уровне 850-860 единиц. Позже, в 1990 году самолет получил собственное обозначение. Его назвали A-12 Avenger II, в честь палубного пикирующего бомбардировщика-торпедоносца времен Второй Мировой войны Grumman TFB/TFM Avenger. Первый полет нового самолета изначально планировался на 1991 год, а первые серийные машины должны были отправиться в строевые части не позже 1994-95 годов. В целом, планы на новый самолет были более чем оптимистичными, но ожидания не оправдались.

Еще на стадии предварительного проектирования, до выбора компаний-разработчиков, заказчик определился с требованиями к силовой установке нового самолета. Для унификации и удешевления выбрали турбореактивные двигатели F412-GE-400. Два таких мотора обеспечивали тягу по 6700 кгс. Воздухозаборники двигателей находились на передней части крыла, ниже его кромки. Воздух шел к двигателям по изогнутым каналам, благодаря чему исключалось попадание излучения РЛС на лопатки компрессоров. Перед установкой двигателей на самолет A-12 предполагалось провести небольшую модернизацию технологического характера. Планировалось изменить конструкцию нескольких вспомогательных агрегатов, а также установить новую цифровую систему управления.

Штурмовик A-12 Avenger II. Семь с половиной миллиардов за провал



Стремление понизить стоимость готового самолета повлияло на состав бортового радиоэлектронного оборудования. Конструкторы фирм McDonnell Douglas и General Dynamics старались балансировать на грани высоких характеристик и сравнительно небольшой цены. В то же время, общая компоновка самолета заставила их применить несколько оригинальных решений. В качестве радиолокационной станции была выбрана Westinghouse AN/APQ-183, представлявшая собой развитие БРЛС истребителя F-16. Из-за специфической формы крыла-корпуса эту радиолокационную станцию оснастили сразу двумя антеннами с пассивными фазированными решетками. Их поместили на передней кромке, вблизи кабины экипажа. БРЛС AN/APQ-183 могла обеспечить поиск наземных, надводных и воздушных целей, позволяла следовать рельефу местности и т.п. Несмотря на общие намерения удешевить станцию, она получила пять вычислительных модулей с производительностью 125 Мфлопс каждый. В результате БРЛС штурмовика A-12 имела боевой потенциал на уровне истребителей четвертого поколения.

В дополнение к радиолокационной станции A-12 получил оптико-электронную станцию с тепловизионным каналом производства все той же фирмы Westinghouse. В составе этой станции было два модуля. Первый из них следил за широким сектором и предназначался для полета ночью или в сложных метеоусловиях, а также для поиска целей. Для атаки нужно было использовать второй модуль с узким полем обзора. Он мог находить и сопровождать наземные и воздушные цели, а также выдавать информацию прицельному комплексу.

Несмотря на необходимость снижения стоимости программы в целом и каждого самолета в частности, штурмовик A-12 получил современную «стеклянную» кабину для двух пилотов. В распоряжении пилота было три многофункциональных жидкокристаллических индикатора (один 8х8 дюймов и два 6х6) и индикатор на лобовом стекле размером 30х23 градуса. В задней кабине штурмана-оператора был один цветной дисплей 8х8 дюймов и три монохромных меньшего размера, 6х6. Системы управления оружием распределялись между пилотом и штурманом с таким расчетом, чтобы командир экипажа мог в одиночку осуществлять атаку некоторыми видами вооружения, а также противостоять истребителям противника.



В средней части летающего крыла, по бокам от двигателей, на A-12 имелось два сравнительно длинных грузоотсека. Еще два объема для оружия, но меньшего размера, располагались в консолях, сразу же за нишами основных опор шасси. На подвесные устройства грузоотсеков можно было подвесить вооружение общей массой до 3-3,5 тонн. Однако из-за своих сравнительно небольших габаритов центральные отсеки могли вместить в себя лишь по одной управляемой бомбе калибра 2000 фунтов. Боковые отсеки вооружения изначально проектировались для перевозки и запуска ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. В случае действий в районе с относительно слабой ПВО штурмовик A-12, ценой повышения заметности для РЛС, мог нести вдвое большее количество оружия. При этом до 3,5 тонн нагрузки можно было бы подвешивать на внешние узлы. Примечательно, что встроенное вооружение в виде автоматической пушки не предусматривалось.

Самолет A-12 изначально создавался для ВМС и КМП, поэтому его сразу стали адаптировать для использования на авианосцах. Для этого консоли крыла сделали складными. Ось складывания находилась сразу за боковыми отсеками вооружения. Интересно, что разложенное крыло штурмовика A-12 имело ощутимо больший размах в сравнении с истребителем F-14 во взлетной конфигурации: 21,4 метра против 19,55; но при этом A-12 выигрывал по своим размерам в сложенном виде, поскольку его размах уменьшался до 11 метров против 11,6. Более старый A-6 в обоих случаях имел меньший размах крыла, чем A-12. Тем не менее, из-за архитектуры «летающее крыло» новый самолет выигрывал у всех в плане длины. От носа до задней кромки крыла было всего 11,5 метра. Таким образом, новый A-12 занимал ощутимо меньше места, чем F-14 или A-6. Передняя стойка шасси была дополнительно укреплена для использования с паровой катапультой авианосцев.

Хотя A-12 планировалось вооружать ракетами и управляемыми бомбами сравнительно большой дальности, самолет все же получил элементы бронирования. Дополнительную защиту получили кабина экипажа, двигатели и ряд важных агрегатов. Благодаря схеме «летающее крыло» получилось разместить элементы бронирования таким образом, что кардинально повысилась боевая живучесть самолета. A-12, по расчетам, получился в 12 раз более живучим по сравнению с A-6 и в 4-5 по сравнению с F/A-18. Таким образом, уровень защиты палубного штурмовика получился примерно на уровне другого самолета аналогичного назначения, но «сухопутного» – A-10.



На поздних стадиях проектирования, когда не только определились общие черты, но и были проработаны мельчайшие нюансы, конструкторам McDonnell Douglas и General Dynamics удалось рассчитать предполагаемые летные характеристики перспективного штурмовика. При помощи двигателей без форсажной камеры он смог бы разгоняться до скорости в 930 км/ч и летать на дальность до 1480-1500 километров. Практический потолок машины не превышал 12,2-12,5 километров. При таких летных данных новый A-12 мог бы выполнять задачи по атаке объектов противника на тактической глубине. Иными словами, удавалось выполнить все тактико-технические требования военных.

Разработка нового самолета шла быстрыми темпами, но в итоге эта скорость не дала никакого результата. Уже к концу 1989 года выяснилось, что рекомендованный бюджет проекта превышен почти на миллиард долларов. Эти расходы, в соответствии с условиями контракта, должны были целиком лечь на неэкономных разработчиков. Кроме того, сохранялся ряд технических проблем, прозрачно намекавший на дальнейшее удорожание программы. В Пентагоне начали нервничать. При сохранении запланированного объема закупок переоснащение ВМС и КМП могло обойтись в 55-60 миллиардов долларов, что было значительно больше изначально планировавшейся суммы. Фирмы-разработчики были вынуждены инициировать дополнительные переговоры на предмет изменения условий договора.

Военные достаточно долго не хотели идти навстречу и смягчать финансовые требования к проекту. В то же время, видя ряд серьезных проблем и наметившийся срыв запланированных сроков, командование Корпуса морской пехоты отказалось от закупки новых самолетов. Таким образом, заказ сократился до 620 машин, а планируемый темп производства урезали с 48 до 36 штурмовиков в год. В это время конструкторам пришлось в срочном порядке решать проблему с сортом углепластика для некоторых деталей планера. Альтернативный сорт все же был найден, но из-за него самолет в максимально нагруженном виде потяжелел с требовавшихся 29,5 до 36 тонн. Это не устраивало военных моряков, поскольку они с самого начала требовали такую массу и габариты, при которых один самолетоподъемник авианосца мог бы доставлять на летную палубу сразу два A-12.



Тем не менее, сборка первого прототипа продолжалась, хотя и серьезно отставала от графика. По состоянию на январь 1991 года задержка составляла уже 18 месяцев и в кулуарах американского военного ведомства все громче звучали недовольные голоса. К тому же времени суммарные затраты Пентагона и компаний-разработчиков на разработку перспективного штурмовика достигли отметки в 7,5 миллиарда долларов. Первый полет, в свою очередь, в очередной раз был отложен, теперь на 1992 год. Все проблемы с деньгами и сроками закончились 7 января 1991 года. Ознакомившись с отчетами по проекту за предыдущий 1990 год, командование военно-морских сил США приняло единственно возможное верное решение. Проект A-12 был закрыт по причине неясных перспектив и неконтролируемого роста стоимости. Первоначально предполагалось, что на закупку самолетов будет выделено в общей сложности примерно 45 миллиардов долларов, а каждый борт обойдется не более чем в 50 миллионов. Но в начале 91-го года стоимость отдельного самолета перевалила за отметку в 85-90 миллионов и в дальнейшем эта цифра могла только увеличиться.

История проекта A-12 прекратилась после специального приказа тогдашнего министра обороны США Д. Чейни. Он прокомментировал приказ следующим образом: «Я закрыл проект A-12. Это решение не было простым, поскольку перед нами стояла очень важная задача. Но никто не мог сказать мне, во сколько обойдется вся программа и когда она завершится. Предыдущие прогнозы оказались неточными и устарели всего за несколько месяцев».

Палубные штурмовики A-6 Intruder, для замены которых создавался новый A-12 Avenger II, прослужили в ВМС США до 1997 года, после чего были списаны. В настоящее время в строю остается некоторое количество самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B, созданных на основе «Интрудеров». Что касается атаки наземных целей, то в течение последних пятнадцати лет такие задачи возлагаются исключительно на истребители-бомбардировщики F/A-18 различных модификаций. Создание полноценного палубного штурмовика не планируется.



По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://flightglobal.com/
http://paralay.com/
http://foreignaffairs.com/
http://jsf.mil/
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. regin (Владимир Сергеевич Серёгин) 18 марта 2013 07:43
    Вот мне интересно как у этого утюга с летными характеристиками?я понимаю что нужны поиски новых технологий,но концепция аэродинамики принятая сегодня самая адекватная.Все это громадный попил.Все.
    1. т-101 18 марта 2013 23:10
      С Классической схемой характеристики устойчивости и управляемости конечно значительно хуже,но применение новых нестандартных методов управления самолета с помощью специальных программ управления,высокая энерговооруженность самолета-позволяет искать в этих схемах положительные стороны!
      т-101
    2. cesar65 (Владимир) 20 марта 2013 00:04
      Еще в конце 70-х читал про летающие крылья, так наши авиакострукторы отказались еще в 30-х годах от летающего крыла из-за плохой управляемости, норовит свалиться в штопор.
  2. JonnyT 18 марта 2013 09:32
    Как же они любят "понты" главное чтоб вид был понтовый! Зачем изобретать велосипед? Законы аэродинамики неизменны!
    1. redwolf_13 18 марта 2013 16:34
      Понты они очень любят. Главное чтобы большое много оружия ну и стоило дорого. Типа чего небуть такого. Опа вундермонстр. Могет все что угодно feel
      redwolf_13
  3. igordok (Игорь) 18 марта 2013 10:04
    Штурмовик без пушки ??????
    Дозвуковое "летающее крыло" для штурмовика ??
    И это, ради малозаметности fool

    Мертворожденный проект. На Ф22 и Ф35 эта малозаметность боком выходит. На Ф117 уже вышла.
    Так красиво "пилить" деньги у нас не научились, У нас втихаря.
    1. vanya (иван) 18 марта 2013 14:08
      учаться, ПАК ДА таким будет
    2. White 18 марта 2013 14:16
      Cу-25 и А-10 тоже дозвуковые для штурмовика это нормально.
      White
      1. igordok (Игорь) 18 марта 2013 15:18
        Цитата: White
        Cу-25 и А-10 тоже дозвуковые для штурмовика это нормально.

        Согласен. Но не "безхвостка", и не "летающее крыло".
    3. Val_Y 19 марта 2013 14:26
      Да само понятие "штурмовка" позиций теряет смысл. Вот А-10 "бородавочник" или СУ-25 "Грач" - вот настоящие штурмовики, вот это "сила". И пухи то что надо и НУРСы и бомбы, и бронирование ответственных участков, все что надо для штурмовика, а это negative
  4. Conepatus 18 марта 2013 10:19
    Самолет сильно похож на германский Хортен HO IX 1943г.В конце войны фирмой "Гота"был изготовлен предсерийный образец,который американцы захватили.Так что как минимум идею,американцы сперли.
    Conepatus
    1. Zerstorer (Дмитрий) 18 марта 2013 11:10
      Таки похож только расположением воздухозаборников. У Ho-IX имеет стреловидное крыло с зализом типа "бобровый хвост". У А-12 крыло в плане имеет треугольную форму. Это принципиальные отличия в аэродинамической компоновке.
      А если так дальше рассуждать, то все сперли у амеров идею летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом.
      1. Avenger711 18 марта 2013 12:58
        Воздушный змей тоже тяжелее воздуха.
        Avenger711
      2. Басарев (Арсений) 12 октября 2013 12:45
        американцы спёрли у нас - наш самолёт Можайского летал тогда, когда братья Райт только беспилотные планеры запускали
    2. Avenger711 18 марта 2013 12:58
      "Нортроп" и раньше был помешан на летающих крыльях.
      Avenger711
      1. Zerstorer (Дмитрий) 18 марта 2013 14:27
        Цитата: Avenger711
        "Нортроп" и раньше был помешан на летающих крыльях.
        Так и я о чем!
    3. Лопатов (Лопатов) 18 марта 2013 17:00
      Нортроп N-1М Первый полёт в 1940-м

      N-1M



      А вообще есть книга А. Чечина и Н. Околелова "Летающие крылья Джона Нортропа"
    4. Val_Y 19 марта 2013 14:29
      А ф-117 или б-2 они же полностью спианерины с германских разработок. И ваще сам Вернер фон Браун та работал.
  5. Несвет Незаря 18 марта 2013 11:09
    Откатинг - это форма легализованного бизнеса пришедшего к нам из Америки)))))))))
    Несвет Незаря
  6. Rrrrr 18 марта 2013 13:27
    Как похож на Хортен НО-229, ничего амеры после 45-го сами сделать не могут)) все копируют и заимствуют) А без немцев так вообще им космоса не видать бы было))
    Rrrrr
  7. Rrrrr 18 марта 2013 13:31
    Требую вернуть государственную принадлежность зарегистрированным пользователям сайта!!! Где флажки стран? Кто-то чего боиться или так легче некоторым зарубежным нам голову дурить и смуту вносить? Верните флажки!!!
    Rrrrr
    1. smile (Владимир) 18 марта 2013 18:44
      Rrrrr
      Поддерживаю категорически!
  8. Александр-Томск 18 марта 2013 14:46
    Цитата: Rrrrr
    Требую вернуть государственную принадлежность зарегистрированным пользователям сайта!!! Где флажки стран? Кто-то чего боиться или так легче некоторым зарубежным нам голову дурить и смуту вносить? Верните флажки!!!


    Это с функционалом чего-то там, обещали исправить. Хотя мб и реформы как с паспортом и национальностью ))
    Александр-Томск
    1. regin (Владимир Сергеевич Серёгин) 18 марта 2013 17:36
      Это точно,Терек-Рубин,такого хамства я еще не встречал
      http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=UH_wfEi4Tmg
  9. Krilion (Krilion) 18 марта 2013 15:51
    годится как платформа для беспилотника...
  10. atesterev (atesterev) 18 марта 2013 17:51
    Насколько я понимаю, слишком большой коэффициент новизны. Слишком много неизведанного, которое требует всяких НИРов и ОКРов. Сделать его можно было, но для конкретного дивайса - слишком дорого... Хотя наработки могли бы быть использованы и далее!
  11. derk365 18 марта 2013 21:16
    Штурмовик(разработка,производство и содержание) весьма дорогая вещь (для государства) Америка выдыхается))
    derk365
    1. misterwulf (Андрей) 18 марта 2013 22:16
      И не нужная. Против папуасов можно и Фантомами бороться, а против России и Китая вообще палубная авиация (кроме вертолетов) бесполезна
  12. Nayhas (Евгений) 19 марта 2013 07:30
    Почему то не указали основную причину закрытия проекта, развал СССР. Жертвой этого события стали не только Эвенджер, но и Команч и др., много их было нереализованных проектов...
    1. Val_Y 19 марта 2013 14:33
      Да нет друг, просто "бабки", ларчик всегда просто открывается. Давай те изобретем то что по функционалу как самолет 4-го поколения, (так есть же ф-18). Его кстати и девайсят сейчас.
  13. rubber_duck 20 марта 2013 15:26
    В контексте подобных проектов как-то по иному предстают люди, при каждом удобном случае твердящие мантру "будущее - за беспилотниками", нет? Как так, не за беспилотниками? Это же очевидно! laughing fool
    rubber_duck
  14. Kir (Castor) 20 марта 2013 16:59
    К.Рябов спасибо за статью об этом ........ рождённом в светочи всемирной научной мысли.
    Прошу прощения я конечно может и немного того, но позвольте а где у этого чуда сопла то? Попахивает какой-то провокацией, да и что-то по арифметики не понял сколько он мог на борт вооружения брать то? А касаемо внешности, ну с этим у них всегда за редким исключением проблемы.
    Kir
  15. Zic 20 марта 2013 17:46
    Все таки любят Американцы понты.
    Zic
Картина дня