Не совсем алюминиевая: зачем в бронировании БМП-3 применяется сталь

51
Не совсем алюминиевая: зачем в бронировании БМП-3 применяется сталь

Алюминиевая броня уже давно стала своеобразной «базой» для лёгкой боевой техники, обеспечивая необходимый уровень стойкости к поражающим средствам в рамках жёстких ограничений по массе. Но иногда её, как единственного материала в структуре броневой защиты, недостаточно, что вынуждает прибегать к использованию стальных плит, примером чего является отечественная БМП-3.

У БМП-3 не только алюминий


Начать, пожалуй, нужно с главного: с момента постановки БМП-3 на вооружение прошло уже более тридцати лет, но, несмотря на множество появившихся за это время публикаций касаемо её защиты, миф о том, что она имеет исключительно алюминиевую броню, так и не ушёл в небытие. Более того, он до сих пор является почвой для различных пересудов в стиле: «У американцев их «Брэдли» с алюминиево-стальной бронёй тяжеленная, а наши одним алюминием в БМП-3 обошлись, и получилось не хуже».



Влезать в эти споры мы, конечно же, не будем, но скажем: не обошлись. Да, основу брони БМП-3 составляет алюминиевый сплав АБТ-102, однако, если взглянуть на лобовые части корпуса и башни машины, можно заметить, что они дополнительно оснащены стальными бронедеталями. На башне это просто экран с воздушным зазором, а на корпусе — ещё и водоотражательный щиток и элементы для самоокапывания. Более подробно схема этого комбинированного бронирования представлена на приложенном ниже изображении (благо, что оно уже немало лет гуляет по сети и никакого секрета из себя не представляет).


Обозначения: 3 — лобовая часть башни (16 мм сталь БТ-70Ш + 70 мм воздушный зазор + 50 мм алюминиевого сплава АБТ-102), 12 — нижняя лобовая деталь корпуса (10 мм БТ-70Ш + 70 мм воздушный зазор + 60 мм АБТ-102), 13 — средняя лобовая деталь корпуса (10 мм БТ-70Ш + 70 мм воздушный зазор + 12 мм БТ-70Ш + 60 мм АБТ-102. Источник изображения: VK).

Так что алюминий там совсем не одинок и работает в тандеме с довольно твёрдой стальной бронёй, которая, к слову, ещё в конце 70-х годов прошлого столетия была рекомендована для использования в качестве основы броневой защиты лёгкой боевой техники от пуль и малокалиберных снарядов.

Только зачем вообще понадобилось городить весь этот огород с экранированием, да ещё и так избирательно, перекрыв столь толстыми стальными деталями исключительно башню и среднюю/нижнюю лобовую деталь корпуса, в то время как, например, верхняя лобовая деталь экрана и вовсе не имеет? Не проще ли увеличить алюминиевую броню по толщине, ведь она значительно легче стальной?

С первого взгляда, конечно, проще — и никакие экраны не нужны. Но это только с первого взгляда, а вот при ближайшем рассмотрении всё куда сложнее, чем кажется.

Когда одного алюминия недостаточно


Дело в том, что алюминиевая броня при всех своих достоинствах далеко не универсальна — она хорошо работает и против бронебойных пуль, и против малокалиберных снарядов, обеспечивая выигрыш по массе в сравнении со стальной гомогенной бронёй. Но это касается больших углов наклона от вертикали. Чем они меньше, тем преимущества «люминьки» становятся не столь очевидными.

Чтобы это доказать, обратимся к исследованиям, опубликованным в СССР в первой половине 80-х годов. В ходе них опытным путём была определена стойкость гомогенных плит из алюминиевого сплава АБТ-102 в сравнении с комбинированной (сталь высокой твёрдости + воздух + АБТ-102) и гомогенной стальной бронёй при обстреле бронебойными пулями 12,7-мм, а также калиберными и подкалиберными 30-мм снарядами с сердечниками из карбида вольфрама и сплава вольфрам-никель-железо в зависимости от угла и дистанции.

Полученные экспериментаторами результаты представлены ниже.


Противоснарядная стойкость брони разных типов. I — 30-мм калиберный снаряд БТ с дистанции 300 м, II — БПС с карбид-вольфрамовым сердечником с дистанции 1000 м, III — БПС с сердечником из сплава вольфрам-никель-железо с дистанции 300 м. 1 — броневая сталь, 2 — комбинированная броня из стали и сплава АБТ-102, 3 — гомогенные плиты из сплава АБТ-102.


Стойкость преград против: 1, 3 — БПС с сердечником из сплава вольфрам-никель-железо с дистанции 300 м, 2 — 30-мм калиберный снаряд БТ с дистанции 300 м, 4 — 12.7-мм пуля Б-32 с дистанции 100 м под углом 0 градусов. Сплошная линия — гомогенные плиты из сплава АБТ-102, штрихпунктирная — комбинированная броня сталь+АБТ-102.

Как и следовало ожидать, алюминиевый сплав АБТ-102 и комбинированная броня, построенная по схеме «высокотвёрдая сталь + воздушный зазор + сплав АБТ-102», имеют преимущество по сравнению с гомогенной стальной бронёй. Но при этом в диапазоне меньших углов наклона (в рамках испытаний это 60-75 градусов) наилучшую противоснарядную защиту обеспечивает именно комбинированная структура, тогда как гомогенный АБТ-102 наиболее эффективен под углами более 70 градусов.

Иными словами, чем меньше угол наклона алюминиевой броневой плиты, тем больше должна быть её толщина для обеспечения стойкости к поражающим средствам. Добавление стального экрана, действие которого направлено на поглощение кинетической энергии атакующего снаряда/пули и его/её разрушение (частичное или полное), эту проблему решает.

А теперь обратимся к БМП-3.

У нас есть машина, в техзадание которой заложены жесточайшие ограничения по массе и габаритам для обеспечения возможности авиатранспортирования и десантирования с транспортного самолёта. И есть не менее жёсткое условие: в лоб она должна держать 30-мм снаряды автоматических пушек. При всём этом предусмотренные конструкцией углы брони её башни и средней/нижней лобовой части корпуса уж совсем отличается от идеального.

Если использовать только алюминиевый сплав АБТ-102, толщины этих элементов БМП пришлось бы доводить чуть ли не до сотни миллиметров, а то и более. Каким образом эти мероприятия сказались бы на массе и габаритах, а также к каким технологическим сложностям привели — догадаться нетрудно. Так что решение о применении стальных экранов — вполне оправданная мера, которая позволила обеспечить машине эффективную защиту в заданных параметрах.

Источник:
Ю.И. Белкин, Д.Е. Рытвин, Б.Д. Чухин. Исследование броневых преград для лёгкой БТТ/ Ю.И. Белкин, Д.Е. Рытвин, Б.Д. Чухин // Вестник бронетанковой техники. – 1983. – №4.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    3 декабря 2024 08:45
    Мне интересно, в течение всей СВО было хоть единожды применение плавающих БТР, БМП? Зачем делать картонную технику, если данное свойство не востребовано. Посмотрел на поражение западной тяжелой техники, горят одинаково, но есть исключение, экипаж и десант в целом выбираются из пораженной машины. А у нас опять, как на лихом коне, сверху на броне. Может уже пора заканчивать заниматься ерундой, и сделать нормальную тяжелую машину, а главное пустить её в серию.
    1. +1
      3 декабря 2024 08:50
      С одной стороны безусловно соглашусь. Тем более что плавучесть может обеспечиваться навесным оборудованием, для этого необязательно сильно облегчать саму машину.

      С другой стороны важно заметить что и переутяжелять машину тоже нельзя. Как раз таки на СВО прекрасно показано как машина может увязнуть в "черноземе". И чем она тяжелее тем меньше мест по которым она может проехать.
      1. +2
        3 декабря 2024 16:44
        А вы не помните где наступали танковые армий Рыбалко и Ротмистрова осенью и зимой 43-го? Или вы верите в то, что Т-34, КВ и самоходки на их базе имели более высокую проходимость? Все легенды о "непролазных" украинских черноземах это такая же выдумка с целью "прикрыть" истинные причины происходящего.
        1. 0
          4 декабря 2024 06:04
          В курсе. А Вы в курсе что те самые КВ постоянно вязли и ломались? Или что именно зимой наступление шло особо хорошо потому что "черноземы" замерзали? Причем это отмечено немецкими генералами.

          Все легенды о "непролазных" украинских черноземах


          Эти "легенды" прямо сейчас мы наблюдаем на фронте где абсолютно спокойно вязнет техника (особенно этим легендарен Абрамс, особенно после навешивания решеток и ДЗ), а по многим районам её вообще не гонят. Потому что там она не может увязнуть, а абсолютно точно увязнет.

          Есть такой термин - танкоопасное направление. Возник он из-за того что далеко не по каждому направлению танк пройдет.
          1. 0
            4 декабря 2024 08:06
            Когда - то в России жил историк Ключевский, так вот он неоднократно повторял - учите историю. Так вот в отношении "постоянно ломающихся" и "вязнущих" КВ - согласно воспоминаний многих ветеранов 3-й танковой армии ее командующий Рыбалко аж до 44-го года использовал КВ - 1С, а взятие Киева - это осень 1943г. Что же касается термина "танкоопасное направление" то он означает местность, наиболее удобную для применения танков. А вот ва еще пример для "освежения" вашей памяти - в 1944г. при проведении операции "Багратион" Рокоссовским для достижения внезапности через болота были переброшен целый танковый корпус, а в 1945 - м в ходе операции против Японии наши танки пересекали горный хребет Большой Хинган. И от себя позволю посоветовать - поменьше принимайте за "чистую монету" официальную информацию как неоспоримую истину, а побольше думайте и размышляйте над тем, что слышите и видите вот тогда обмануть вас будет очень трудно.
            1. +2
              4 декабря 2024 08:17
              Безусловно учите историю. Танк КВ и танк КВ-1С это разные танки. И КВ-1С был создан как ответ на низкую надежность и переутяжеленность КВ, основным изменением было существенное снижение массы.

              то же касается термина "танкоопасное направление" то он означает местность, наиболее удобную для применения танков.


              Неверно.

              полоса местности, допускающая по условиям проходимости и ёмкости массир. применение пр-ком бронетанк. техники.


              А вот ва еще пример для "освежения" вашей памяти - в 1944г. при проведении операции "Багратион" Рокоссовским для достижения внезапности через болота были переброшен целый танковый корпус


              А вот Вам еще пример для "освежения" Вашей памяти - Упомянутые болота были непроходимы для тяжелой техники из-за чего пришлось строить гати. Безусловно это была грандиозная инженерная операция. С учетом развития средств разведки сомневаюсь что она возможна сегодня.

              в ходе операции против Японии наши танки пересекали горный хребет Большой Хинган.


              Командующий генерал Кравченко вызвал начальника инженерных войск армии полковника П. И. Фадеева и поставил ему задачу: для обеспечения продвижения войск армии вслед за передовым отрядом 5-го гвардейского танкового корпуса вперед вывести в полном составе армейскую саперную бригаду и к утру 11 августа оборудовать пути движения на перевалах Корохон и Цаган-Дабо.


              Вот только один эпизод из этой горной эпопеи. Головной танк с огромным трудом поднялся на вершину очередного предгорья главного хребта. Распустили стальной трос лебедки этого танка и опустили вниз, чтобы помочь взбираться сюда очередному танку. Трос закрепили, и танк с напряженным ревом пополз вверх. Гусеницы его скрежетали по крепкой каменной скале, высекая искры. Танк упорно продвигался вверх. Трос, натянутый как струна, вибрировал и вдруг, когда танк был на середине склона, со свистом лопнул, и буксируемый танк заскользил вниз. Именно заскользил, как по льду, потому что механик-водитель успел включить тормоза. Подбежавшие танкисты других экипажей не могли остановить тяжелую стальную махину. Танк, набирая скорость, скатывался вниз, а там узкая дорога — справа от нее крутая каменная стена, слева пропасть. На самой дороге стоит колонна танков. Если танк с разгона, юзом даже, попадет в створ дороги, он повредит себя и головной танк в колонне. Все это длилось несколько секунд, но опытный механик-водитель неимоверными усилиями сумел врубить рычаг поворота, и танк, развернувшись на склоне, упал набок, некоторое время скользил на этом борту и чудом остановился у края пропасти. Неудача не обескуражила танкистов, они все же загнали еще один танк на вершину и, распустив два троса, стали быстро преодолевать перевал всем передовым отрядом.

              Невозможно, как говорит русская пословица, «ни в сказке сказать, ни пером описать», подвиг каждого воина и всей танковой армии в целом.


              Владимир Карпов - Герой Советского Союза. Какие-либо комментарии к его воспоминаниям я считаю излишними.

              Так что безусловно Ключевский был прав - учите историю. И учитесь военному делу надлежащим образом.
        2. 0
          4 декабря 2024 08:20
          И совсем забыл про Т-34!

          Боевая масса Т-34 до 31 тонны. Конкретно образец 1940 года 26.8 тонн.

          Боевая масса М1 Абрамс от 54.5 до 66.8 тонн. Это без украинских "доработок" вроде ДЗ и решеток.

          Так что да, проходимость вдвое более легкого Т-34 сильно выше.
          1. 0
            4 декабря 2024 15:41
            Все о чем вы написали совершенно не противоречит тому о чем писал вам я. Кроме одного, вашей слепой уверенности по поводу зависимости проходимости исключительно от веса. Есть такое понятие - удельная мощность, та самая л.с./кг. Вы сравните показатели танков тогда и сейчас. А проблемы Абрамсов, Леопардов и прочего "чудо - оружия" не столько в их весе, сколько в конструкции их гусениц, изначально не годных к нашим грунтам, они для хороших дорог. И к слову, проблемы с проходимостью были у американских/британских легких танков, поставляемых во время ВОВ в СССР. А они были легче Т-34. Тогда на гусеницы наваривали "шпоры"(дополнительные грунтозацепы).
            1. 0
              5 декабря 2024 00:15
              Все о чем вы написали совершенно не противоречит тому о чем писал вам я.


              То есть Вы всё еще настаиваете на то что КВ-1С и КВ это один и тот же танк? lol Или что танки перебросили прям по болоту?

              Кроме одного, вашей слепой уверенности по поводу зависимости проходимости исключительно от веса. Есть такое понятие - удельная мощность, та самая л.с./кг.


              Этим Вы показываете свою полную неграмотность в вопросе. Есть такое понятие как удельное давление на грунт. И никакая удельная мощность её не изменяет.
              1. 0
                5 декабря 2024 08:16
                Вы знаете навешивать ярлыки совсем не благодарное занятие, а именно этим вы и пытаетесь заниматься. О неграмотности - танк КВ -1С является модернизацией танка КВ - 1, на которой осуществили доработку коробки передач и трансмиссии, произвели снижение общего веса танка путем перераспределения брони и изменения формы башни. За время выпуска Т-34/76 на танк устанавливали три типа башен, однако от этого тридцатьчетверка быть Т-34 не перестала. А по поводу удельного давления на грунт, почитайте здесь же на ВО: https://topwar.ru/253366-srednee-udelnoe-davlenie-na-grunt-pokazatel-kotoryj-malo-chego-pokazyvaet.html.
                1. 0
                  6 декабря 2024 00:15
                  О неграмотности
                  .

                  Благодарю что Вы признали свою неграмотность!

                  А по поводу удельного давления на грунт, почитайте здесь же на ВО


                  Безусловно Вам стоит очень внимательно прочитать эту статью. И читать до тех пор пока не поймете. Пока же Вы не понимаете. Вся эта статья сосредоточена вокруг того самого давления на грунт и подтверждает его критическую важность.

                  Так что еще раз повторюсь - Учите историю и учите военное дело надлежащим образом. Пока с Вашим "уровнем" знаний Вы утопите в "черноземе" любую технику.
                  1. 0
                    6 декабря 2024 07:46
                    Если уж вы упорно стараетесь перевести наш диалог на мои познания, спешу вас успокоить. Военную службу я проходил в Советской Армии, в воинской части которая как раз на Украине и перемещаться на технике приходилось по этим самым черноземам. Кроме этого, последние 30 лет езжу на внедорожниках и не по всегда по дорогам (в настоящее время имею Ленд Ровер Дефендер, если это вам о чем то говорит). Так, что не вам, по видимости ни когда не съезжавшему с дороги мне рассказывать что - то о бездорожье.
                    1. 0
                      6 декабря 2024 09:09
                      И мы все прекрасно видим что всё написанное неправда. Человек реально имевший дело с бездорожьем не может не знать что такое удельное давление на грунт в контексте бездорожья. Вы же явно никогда не съезжали с дороги и не знаете что такое даже банальная грязь. Я уже молчу о взаимодействии грязи с танком, БМП, грузовиком, УАЗиком.

                      Именно поэтому на СВО большой популярностью пользуются багги и иная максимально облегченная техника. А до этого она пользовалась популярностью у охотников.

                      наши бронетанковые соединения могут вести боевые действия на Украине вне дорог в любое время года


                      На танкоопасных направлениях или при инженерной подготовке которая была при операции Багратион или на Большом Хинаги. Еще есть далекий от нас пример с Hobart's Funnies.

                      Опять таки вернусь откуда начал - учите историю. Там не все, но очень многие ответы. Учитесь на чужих ошибках и чужих решениях всё еще актуальных проблем.
                      1. 0
                        6 декабря 2024 09:15
                        Да успокойтесь уже, знаю я, что такое удельное давление на грунт и про шины низкого давления слышал и еще о многом чего вы не знаете. И закончим на этом, поскольку доказывать вам что - то не входит в мои намерения.
                      2. 0
                        6 декабря 2024 09:16
                        У БМП нет шин lol Так где Вы там говорите служили?
                      3. 0
                        6 декабря 2024 09:25
                        У вас с логикой все в порядке? Или просто хотите позубоскалить? Я вам писал о том, что как владелец настоящего внедорожника вполне себе знаком с понятием бездорожье и способами его преодоления. Вы же имея понятие на уровне интернет помоек типа Википедии пытаетесь устроить клоунаду.
                      4. 0
                        6 декабря 2024 09:36
                        Вы же имея понятие на уровне интернет помоек типа Википедии пытаетесь устроить клоунаду.


                        В отличие от Вас я не просто выходил за пределы википедии, но и лично участвовал в инженерной подготовке местности для (внимание!) прохода сравнительно легких БТРов. И смею доложить что дело это было ой какое непросто.

                        Ну и само собой и на технике накатался достаточно, и видел её утопленную в грязи и много чего еще.
                      5. 0
                        6 декабря 2024 10:26
                        Знаете у джиперов давно существует поговорка: "чем круче джип, тем дальше идти за трактором". Ну а если вы ни как не успокоитесь, можно ли по подробнее - ваша военная специальность, на какой такой технике где и когда вы "накатались". Теперь по поводу "инженерной" подготовки местности - за время срочной армейской службы мне приходилось поучаствовать не в одних армейских учениях, в том числе и в таких как "Братство по оружию - 80". И что-то не припоминаю чтобы для моего БТРа, имевшего установленный на месте отделения для десанта дизель генератор на 30 квт. (а это доп. и не малый вес) кто - то мостил какие то там дороги или делал где то какие то "инженерные проходы", даже капониры для него рыли сами, своими ручками и обыкновенными лопатами. Так, что оставьте свои байки при себе или для тех кто срочную не служил и военную технику в глаза не видел.
                      6. 0
                        6 декабря 2024 10:48
                        Поподробнее? Это сложно. Я же не срочную служил. ВЧ по всей стране, многих из них уже нет, сократили.

                        Техника преимущественно БТР-80 и БМП-2. Но и с более тяжелой вроде танков дело тоже лично имел. Конкретные грузовики даже называть смысла не вижу.

                        Номер моей ВУС Вы в гугле не найдете.

                        за время срочной армейской службы


                        Вы якобы служили срочку и не знаете ни о инженерной разведке ни о инженерной подготовке местности? О том что подготовка учений начинается с инженерной разведки я даже писать не буду. Я бы еще понял если Вы просто танков вообще не видели (не везде они есть), но такое... Вы безвылазно в штабе писарем сидели? lol Или скорее всего рассказываете байки как тот кто срочную не служил и военную технику в глаза не видел.

                        кто - то мостил какие то там дороги или делал где то какие то "инженерные проходы"


                        А на танкоопасных направлениях это и не нужно. Та местность где в том числе проводилась инженерная подготовка была не просто не танкоопасным направлением, а была непроходимой для любой техники начиная с автомобиля. Не так круто как при Багратионе, но тоже ничего. После нашей работы по ней спокойно проезжали колонны техники.
                      7. 0
                        6 декабря 2024 11:01
                        Ну и отдельно отмечу. Я же сослался на Карпова и его воспоминания о Большом Хингане! Почему не прочитали? Там пусть и не всеобъемлюще, но упоминается и инженерная разведка и инженерная подготовка.

                        Если уж в армии не были, то хоть из умных книжек бы почерпнули базовые знания и перестали бы верить в мифы что "танк\БМП\любая техника везде пройдет".
                      8. 0
                        6 декабря 2024 14:37
                        А я этого никогда и не утверждал, как и не отрицал необходимости инженерных мероприятий. Что бы вам совсем все было понятно и просто - считал и считаю доводы официальной пропаганды об каких то особых природных и климатических условиях на Украине - это сказочка для обывателей, с одной единственной целью - оправдать никчемную тактику "тысячи уколов", с которой почти три года топчемся практически на месте, неся при этом совершенно не оправданные потери. Истинная причина на мой взгляд совершенно в другом, и имеет она не технический, а политический характер. Что касается службы в армии, то как уже писал, но повторюсь - срочная служба в СА , с 1979 по 1981г.г., могу добавить служил - в/ч 45590, Киевский ВО. А не служили срочную похоже как раз вы, уж больно падки вы на поверхностные термины, явно подчерпнутые из публичной литературы и "постулаты" которыми прямо кишат официальные СМИ.
                      9. 0
                        6 декабря 2024 21:34
                        А я этого никогда и не утверждал, как и не отрицал необходимости инженерных мероприятий


                        Читаем Вас

                        И что-то не припоминаю чтобы для моего БТРа, имевшего установленный на месте отделения для десанта дизель генератор на 30 квт. (а это доп. и не малый вес) кто - то мостил какие то там дороги или делал где то какие то "инженерные проходы",



                        наши бронетанковые соединения могут вести боевые действия на Украине вне дорог в любое время года.


                        Так что Вы отрицаете не просто необходимость проходимости техники, но и огульно заявляете что никакая подготовка местности не нужна, в том числе для бронетанковых соединений.


                        А не служили срочную похоже как раз вы, уж больно падки вы на поверхностные термины, явно подчерпнутые из публичной литературы и "постулаты" которыми прямо кишат официальные СМИ.


                        Так я и говорю - я далеко не срочную служил.

                        Очередное заявление "падки вы на поверхностные термины" выдаёт в Вас опять таки сугубо гражданского человека. Потому что эти "поверхностные термины" есть основа военной науки, срочников ей тоже учат. А Вы их не просто не знаете, но и презираете. Вы даже на уровне теории не знакомы с техникой.

                        О каких-таких особых условиях Украины Вы говорите мне также неизвестно. Обыкновенное среднеполосье. Например у нас на ДВ условия куда как жестче и не по каждому лесу даже крупная группа пехоты пройдет.

                        А закончу следующим - Учитесь военному делу надлежащим образом. Хотя бы по книгам раз в армии послужить не удалось. И даже в интернете врать не советую, понимающий человек это видит мгновенно.
                  2. 0
                    6 декабря 2024 08:51
                    И в довершение всего хочу отметить, что занимаясь взаимной пикировкой мы совершенно отошли от темы статьи. Не собираюсь вас в чем - то убеждать, но как считал так и продолжаю считать - наши бронетанковые соединения могут вести боевые действия на Украине вне дорог в любое время года. Что касается непосредственно темы статьи - то считаю, что эра плавающих БМП с противопульным бронированием в сухопутных войсках закончилась (как эпоха динозавров). Сегодня для поддержки танков на поле боя нужна тяжелая БМП, БМПТ и хорошо защищенная машина ПВО поля боя. Все это должно обладать уровнем подвижности/защищенности для действия в едином порядке с танками. А легко бронированная техника это для разведки, подразделений ВДВ и морской пехоты. И к слову подобное видение принципиального развития отечественной бронетехники излагалось в "Военном вестнике" еще в 90-х.
                    1. 0
                      6 декабря 2024 09:00
                      считаю, что эра плавающих БМП с противопульным бронированием в сухопутных войсках закончилась (как эпоха динозавров). Сегодня для поддержки танков на поле боя нужна тяжелая БМП, БМПТ и хорошо защищенная машина ПВО поля боя.

                      Что противопульная, что тяжелая одинаково поражаемы. БМП создана не для атаки на укрепленную оборону, а для быстрой доставки пехоты на рубеж атаки с места, недоступного для артиллерийского огня противника(опущу зону радиоактивного заражения). Сейчас, в СВО, мы даже не можем сконцентрировать войска для наступления, слишком легко обнаруживается скопление сил и наносится артиллерийское поражение, так как авиация не может подавить артиллерию по причине сидения на аэродромах...правда для Курского профука это не относится.
                      1. 0
                        6 декабря 2024 09:10
                        А вы не пробовали задуматься сколько орудий необходимо для поражения места дислокации ну скажем дивизии? Вы в своих суждениях находитесь в рамках происходящего на СВО, а там все действия в противовес военной теории.
                      2. 0
                        6 декабря 2024 09:15
                        БМП создана не для атаки на укрепленную оборону, а для быстрой доставки пехоты на рубеж атаки с места, недоступного для артиллерийского огня противника



                        Открываю Боевой Устав, читаю "отделение в наступлении"

                        Боевая машина пехоты (бронетранспортер) обычно действует за боевыми группами, на одном из флангов отделения или непосредственно в линии боевых групп


                        229. Перемещение боевых групп в ходе наступления проводится одновременно или последовательно («перекатами») под взаимным огневым прикрытием. Боевая машина пехоты (бронетранспортер) после спешивания личного состава занимает указанное место за боевым порядком отделения и, перемещаясь от укрытия к укрытию, выполняет огневые задачи в интересах боевых групп самостоятельно или по команде командира отделения.


                        Данные слова становятся еще более актуальными если речь начинает идти о БМП-3 у которой 100мм нарезная пушка и максимум 22 снаряда к ней.
      2. +1
        3 декабря 2024 19:02
        Лучшая БМП по итогам СВО-это Бредли. Так-то.
        1. 0
          4 декабря 2024 00:47
          Цитата: Sevastiec
          Лучшая БМП по итогам СВО-это Бредли. Так-то.

          Очень не патриотичное заявление! Надо как и 3 года назад доказывать что БМП3 лучше, потому что плавает и потому что 100мм пушка. Правда плавать так и не пригодилось за все годы эксплуатации, разве что для ТиВи Звизда, 100мм пушка бессмысленная труба, а БК к ней подрывает машину на мине, или после попадания ПТРК и дрона, как мини ЯО, не оставляя никаких шансов на выживание ни экипажу, ни десанту. Вообще учитывая какой гигантский резерв был от Т-55 до Т-80 до 2022го, можно было бы хотя-бы на время пока не создали серийную, современную БМП, создать на их базе ТБТР/ТБМП, с двигателем впереди, значительно усиленной противоминной защитой, толстыми бортами и крышей и широкой задней аппарелью. В роли ТБМП на базе Т-72/Т-80, с ДУБМ с 30мм пушкой, в роли ТБТР, с ДУБМ 12,7-14,5мм Т-55/Т-62. Никаких ПТУРов в БО, ничего что взрывается. Также машины для эвакуации можно было бы на базе этих машин сделать. Уже ни раз писал о гигантских программах МО по перевооружению и модернизации ВС РФ с 2011го и болтовню Шойги о том что вот уже 70% техники современная.
          1. 0
            5 декабря 2024 14:43
            Краткость, сестра таланта. Так-то.
    2. -1
      3 декабря 2024 10:30
      Так сделали же новые бмп, бтр!
      Только в итоге техника эта сделана исключительно для парадов. А воюют в итоге на советском наследие из 70-80ых годов
      Что касается плавучести, то полностью согласен, что в нынешних реалиях абсолютно ненужная вещь, которая ограничивает увеличение массы, что в итоге выливается в менее защищённую машину.
      1. +4
        3 декабря 2024 19:55
        Плавучие можно оставить для вдв и морской пехоты.
      2. -1
        6 декабря 2024 09:05
        Что касается плавучести, то полностью согласен, что в нынешних реалиях абсолютно ненужная вещь

        Конечно ненужная, так как Днепр, похоже, не будем форсировать, а если и будем , то на надувных лодочках что-ли? Нынешние реалии это отправка к противнику группы в три бойца на фронте с километр и смотреть скоро ли прилетит беспилотник...
        1. 0
          6 декабря 2024 14:10
          Назовите хоть одну речку, которую форсировали с начала сво, там даже речки которые камнем перекинуть можно не форсировали в плавь, а ставили понтоны.
          Днепр он собрался формировать ну ну удачи laughing
          Напомнить вам про трагедию трагедию под Белогоровкой, там речку северский Донец пытались форсировать 4 раза наши войска и пытались это сделать с помощью наведения понтонов. Почитайте освежите память.
          Поэтому ещё раз повторюсь абсолютно ненужная вещь, которая только снижает защиту ббм.
    3. +1
      3 декабря 2024 10:37
      Цитата: qqqq
      А у нас опять, как на лихом коне, сверху на броне.

      Под кассеты и дроны на картонном БТР-82А с солдатами на броне. И легендарная БМП-3 с "шахид-набором" из 100-мм осколочно-фугасных снарядов в корпусе.
    4. -1
      3 декабря 2024 18:24
      Цитата: qqqq
      Зачем делать картонную технику
      За отсутствием мощного и дешевого дизеля. Плавание - приятная опция. Плавучесть можно было бы обеспечить за счет внешних модулей. Как и дополнительное бронирование, если бы движок и ходовая позволяли.
      1. +1
        3 декабря 2024 19:54
        Движок и ходовая позволяют. Мощности достаточно. Гусянка только узкая по сравнению с Бредли. Но доп обвес стальной по бокам + дз выдержит.
        Нужен вход сзади и модуль 30мм сверху.
        1. 0
          3 декабря 2024 21:49
          Цитата: bk0010
          если бы движок и ходовая позволяли.

          У последней серийной модификации движка для БМП-3 мощность 500 л\с , так что БМП с дополнительными панелями и ДЗ тянуть должна . Его же (дивиг) поставили на новую модификацию БТР-82Б с передним МТО , кормовой аппарелью и доп. бронированием . Тоже вроде хватает . А так надо допиливать движок от "Курганца" и ставить , там мощность от 740 до 820 л\с .
          Цитата: Totor5
          Гусянка только узкая по сравнению с Бредли.

          Так сообразно весу как раз хватает , а вот если утяжелять то да , желательно пошире .
    5. 0
      3 декабря 2024 22:30
      Цитата: qqqq
      Мне интересно, в течение всей СВО было хоть единожды применение плавающих БТР, БМП?

      Было и не раз. Самый известный пример - Крынки. Там сожгли несколько БТР ВСУ и они туда не воздухом попали.

      По открытым источникам, потери украинской техники в Крынках с начала этой кампании в октябре 2023-го по 14 июня 2024-го составили 58 единиц..
  2. +1
    3 декабря 2024 14:15
    Цитата: qqqq
    Мне интересно, в течение всей СВО было хоть единожды применение плавающих БТР, БМП? Зачем делать картонную технику, если данное свойство не востребовано. Посмотрел на поражение западной тяжелой техники, горят одинаково, но есть исключение, экипаж и десант в целом выбираются из пораженной машины. А у нас опять, как на лихом коне, сверху на броне. Может уже пора заканчивать заниматься ерундой, и сделать нормальную тяжелую машину, а главное пустить её в серию.

    Днепр, и другие водные преграды как форсировать собираетесь? winked bully
    1. +1
      3 декабря 2024 22:51
      Цитата: Radikal
      Днепр, и другие водные преграды как форсировать собираетесь?

      Тут вопрос не во мне и моих хотелках. Скорее всего вопрос должен звучать, собираются ли наши Кутузовы предпринимать какие либо решительные действия или так и будет идти бесконечное бодание за избушку лесника. А по поводу форсирования, ну явно не своим ходом будет техника переправляться. Было достаточно уже сейчас водных преград, как то справлялись без плавающей БТ.
  3. +3
    3 декабря 2024 16:20
    Смотрел тут недавно Бредли - хороший аппарат. С военным поговорил, говорит самое норм это Бредли и МаксПро. Говорит надоело слушать эту чушь что у нас техника, а у них фигня, типа МаксПро 2 птура словил и из него десант сбежал.

    Дураку понятно что нужна бмп с нормальным входом для десанта, пусть и алюминиевая, но с доп стальными листами и дз. А в эти бачки и лючки бмп3 в бронике хрен влезешь и раненого хрен запихнешь.
    1. -1
      3 декабря 2024 21:55
      Цитата: Totor5
      Дураку понятно что нужна бмп с нормальным входом для десанта, пусть и алюминиевая, но с доп стальными листами и дз.

      Если отказываться от водоплавания , то лучше сразу делать тяжелую БМП из броневой стали и танковый двигатель . А в текущей реальности - только усиление дополнительным броневым обвесом , решетками и ДЗ с мангалом .
      И нормальный БТР на её базе с передним МТО и кормовой аппарелью . Корпус на 15-20 см. повыше чтоб просторней и сверху модуль от БТР-82А - самое то будет . И с прежним двигателем в 500 л\с побежит .
  4. 0
    3 декабря 2024 16:52
    При одинаковой приведенной броне стойкости АЛ броня обеспечивает более жесткую конструкцию за счёт своей толщины.
    1. -2
      3 декабря 2024 19:51
      Только трескается и горит.
    2. 0
      3 декабря 2024 23:52
      Цитата: andrewkor
      При одинаковой приведенной броне стойкости АЛ броня обеспечивает более жесткую конструкцию за счёт своей толщины.
      В последнее время у нас на бронетехнике практикуется применять два вида алюминиевой брони. Один вид более прочный, но хрупкий. Другой вид вязкий, осколков не даёт. Так из них научились делать бутерброд: снаружи - более крепкая, а внутрь машины ставится вязкая.
      1. 0
        3 декабря 2024 23:58
        Дополнение по толщинам брони БМП-3
  5. 0
    4 декабря 2024 00:40
    Цитата: qqqq
    Цитата: Radikal
    Днепр, и другие водные преграды как форсировать собираетесь?

    Тут вопрос не во мне и моих хотелках. Скорее всего вопрос должен звучать, собираются ли наши Кутузовы предпринимать какие либо решительные действия или так и будет идти бесконечное бодание за избушку лесника. А по поводу форсирования, ну явно не своим ходом будет техника переправляться. Было достаточно уже сейчас водных преград, как то справлялись без плавающей БТ.

    Я так Вам отвечу. Не знаю, как у Вас с военным образованием, похоже никак, так как тактику форсирования водных преград изучают уже с первого курса любого общевойскового ВУЗа, и некоторых ещё. Так вот, с понедельника на телеканале "Звезда", с 18 часов идёт документальный фильм "Саперы СВО", так вот в сегодняшней серии командир инженерно-саперного полка, Герой России рассказал об одном эпизоде наведения понтонной переправы для форсирования Днестра. Не буду здесь всё пересказывать, с учетом формата комментария, однако он сказал, что если бы мотострелки, и разведка не форсировали реку на плавающей технике, и не захватили плацдарм, то навести переправу было бы невозможно! Любой курсант общевойскового ВУЗа знает, что пока не захватить плацдарм на противоположном берегу водной преграды, наведение переправ невозможно! Это аксиома проверенная многими войнами, и конфликтами, в том числе главной войне 20-го века - Великой Отечественной. А внезапно, с ходу захватить плацдарм можно только на плавающей технике. И не надо тут рассказывать про картонную броню, и прочее - плавающая техника предназначена для обеспечения высоких темпов наступления, при встрече водных преград, точка! Посмотрите в записи серии показанные в понедельник, и во вторник, а также сегодня. Тогда и не будете писать глупости про плавающую боевую технику. bully hi
    1. +1
      4 декабря 2024 03:51
      Radikal
      если бы мотострелки, и разведка не форсировали реку на плавающей технике, и не захватили плацдарм, то навести переправу было бы невозможно!

      А что мешает для таких целей в мотострелковой бригаде иметь один разведывательно-десантный батальон на плавающих БМП, а три-четыре ДРУГИХ мотопехотных батальона на хорошо бронированных БМП массой 30-35 тонн с современной ДЗ и КАЗ...
  6. 0
    4 декабря 2024 00:49
    Цитата: qqqq
    Цитата: Radikal
    Днепр, и другие водные преграды как форсировать собираетесь?
    ... А по поводу форсирования, ну явно не своим ходом будет техника переправляться. Было достаточно уже сейчас водных преград, как то справлялись без плавающей БТ.
    Вы это откуда взяли, что справлялись? Если у какого-то командира не получилось форсировать водную преграду с ходу может быть ряд ряд причин, от неумения этого командира, и личного состава использовать возможности плавающей техники, до не умения подготовить эту технику к форсированию водной преграды, а так же состояния самой техники у этого командира. Всё зависит от "танцора". Вообще, читая Ваши комментарии сложилось впечатление, что Вы либо дилетант в военном деле, или плохо учились. Развейте мои сомнения. lol bully hi
  7. 0
    4 декабря 2024 03:39
    У нас есть машина, в техзадание которой заложены жесточайшие ограничения по массе и габаритам для обеспечения возможности авиатранспортирования и десантирования с транспортного самолёта.


    А для каких целей тогда выпускают БМД-4?
    И когда в последний раз использовали десантирование бронетехники в боевых условиях?

    Эти требования к БМП-3 - настоящее вредительство направленное на подрыв обороноспособности страны...
    Почему бы ещё не написать в ТЗ чтобы БМП-3 сами летали на 1000 км и ещё ныряли на глубину 300 метров...
  8. 0
    4 декабря 2024 10:45
    Цитата: штурм
    Radikal
    если бы мотострелки, и разведка не форсировали реку на плавающей технике, и не захватили плацдарм, то навести переправу было бы невозможно!

    А что мешает для таких целей в мотострелковой бригаде иметь один разведывательно-десантный батальон на плавающих БМП, а три-четыре ДРУГИХ мотопехотных батальона на хорошо бронированных БМП массой 30-35 тонн с современной ДЗ и КАЗ...

    А это вопрос не на мою пенсию! Ну а если серьезно, то его надо задать другим персонам. hi