Military Review

Soviet pre-war aircraft carriers: unrealized projects

7
Great Britain was the first to launch its own carrier fleet. It happened back in 1918. Then the battleship “Furios” was converted into an aircraft carrier ship. As the royal leadership believed fleet, aircraft carriers were needed to solve various kinds of auxiliary tasks, for example, weakening aviation attacks of the linear forces of the enemy fleet before the main artillery battle, as well as to protect their own ships from air strikes.


In the United States and Japan, production of aircraft carriers was taken up later, but conceptual views on their use coincided with those of the English admirals (with some differences). The American and Japanese admirals believed that all aircraft carriers should act as one operational fleet compound for delivering the most sensitive strike to the enemy even before the linear artillery battle began. The distribution of aircraft carriers for individual squadrons of battleships was not planned.

If we take into account these views, it becomes clear why the so-called "big" program of building the Soviet 1938 fleet of the year, designed for 10 years, included the construction of 15 battleships and only 2 aircraft carriers, while their construction was not planned for the first five years. Then everyone believed that aircraft carriers are auxiliary vessels. The command of the Soviet fleet was going to impose on these ships the task of providing air defense of the line forces and conducting reconnaissance. It was believed that the Soviet fleet at that time was supposed to solve the task of defending its own coastal zone in closed seas. Therefore, the tasks of air defense and intelligence were largely solved by the use of coastal aviation.
Soviet pre-war aircraft carriers: unrealized projects

In order to foresee the enormous potential of aircraft carriers and build them in exchange for battleships, it was necessary to be as far-sighted and a brilliant naval leader, which, of course, was the Japanese admiral Yamomoto. Yes, and the Soviet naval aviation itself possessed mainly reconnaissance and fighter orientation and weak strike capabilities (attack aircraft had 15% of the entire fleet). In the future, it was supposed to maintain these proportions. Therefore, there are no particular grounds to accuse the leaders of the Navy of the USSR 1930 for lack of attention to aircraft carriers.

The first projects to create a domestic aircraft carrier appeared in March 1925 year. Then came the idea of ​​converting the unfinished battlecruiser (LK) "Izmail" into an aircraft carrier. It was assumed that its displacement will be 22 000 tons, speed of 27 nodes, size of the air group: 27 fighters, 12 torpedo bombers, 6 reconnaissance aircraft and 5 spotters. The ship was planned to arm 8 183-mm artillery installations, 8 102-mm artillery installations, four five-barreled 40-mm installations. Reservation LK was planned to save. According to a similar project, they were going to rebuild the battleship Poltava, which had suffered from a fire on board. At the same time, "Poltava" was planned to be transferred to the Black Sea. However, before the start of work has not reached, not even drafts were created.

In 1927, another proposal appeared, this time about the restructuring of the training ship Komsomolets into the training aircraft carrier. The displacement of the future ship should have been 12 000 tons, the speed of 15 knots, the size of the air group: 26 fighters and 16 attack aircraft. The ship was planned to equip the 8 with two-gun artillery installations caliber 102 mm. and two five-barrel installations of caliber 40-mm. According to its characteristics, this project resembled the English aircraft carrier "Hermes", adopted in the fleet in 1924 year.
SHON - special purpose attack aircraft with folding wings

Without a doubt, this proposal could be implemented, even a sample of the deck attack aircraft called “SHON” was created. But the lack of funding for the development of a technical project and the refurbishment of the vessel, as well as the desire to carry out some work in this direction, predetermined the fate of the project. He had no results. At the same time, work within the framework of the “Small Fleet” concept excluded any possibility of building aircraft carriers. Exactly on 10 years, such ships disappear from shipbuilding plans.

From the middle of the 1930s in the USSR, work began on plans to build a large modern fleet. As a result of these plans, aircraft carriers were to join the fleet. In particular, the General Staff of the Red Army envisaged the construction of 6 of such ships: 4 for the Pacific and 2 for the Northern fleets, the plan of the Red Army Naval Forces management envisaged the construction of only 2's ships. In the final version, it was on 2-x aircraft carriers: one for each of the ocean theaters of war.

The fleet needed a ship that would be able to work together with the squadron and provide for its cover from the air. At first, the USSR began to think about a hybrid aircraft carrier and battleship. Projects of such ships from 1935 were developed at TsKBS-1. When displacement in 29 800 tons capacity powerplant in 210 000 hp stroke speed 35-39 nodes arms 9h305 mm guns 16h130 mm guns 18h45 mm guns, ship air group had to have at 60 planes . It was planned that the side armor would have a thickness of 200-mm, and deck armor - 125 mm. It should be noted that these characteristics were clearly overestimated, especially in protection and speed. It quickly became clear that the Soviet shipbuilding industry could not build a ship of such a complex structure.
Project 10581

From 1937 in the United States, according to Soviet technical specifications, they began to develop designs for battleships and aircraft carriers. One of the most curious was the project of the battleship of the company “Gibbs & Cox” project 10581 (options: A, B, C). This project was created by the owner of the company VF Gibbs, who had never dealt with this before. It is not surprising that a very unusual ship appeared on paper, which had a displacement in 73 003 tons, the power of the power plant in 304 160 hp and the speed of the 34 node. This ship was planned to equip 8х457-mm or 12х406-mm artillery installations (!), 28x127-mm and 32х28-mm artillery installations, and 36 wheeled and 4 hydroplanes. On the ship it was planned to install 2 catapults. The side booking was 330 mm, the deck booking was 197 mm.

At the same time, the technical support of such a large and grand ship was simply absent: there were no docks and slipways, machine-boiler installations, guns and towers of the main caliber. At the same time, little attention was paid to the aerodynamics of the ship, gun turrets and superstructures, combined with the angular outlines of the flight deck, were to be the cause of powerful air turbulence that would impede take-off and landing operations.

At the same time, even attempts to develop a ship of acceptable displacement (variant “C”) did not lead to positive results, and as a result, the USSR finally became disillusioned with the hybrid ships. Such projects looked good only on paper, while real construction of such battleships and aircraft carriers required expenditures, as on an 2 individual ship, and the combat stability of such a ship seemed very doubtful. During the battle of artillery ships, there was a high probability of failure of the flight deck, as well as ignition of aviation fuel reserves stored on the ship, and even during an air attack such a ship was a large and vulnerable target.
Project 71

Simultaneously with foreign designers, our laborers worked on the aircraft carrier design of the usual scheme. By the middle of 1939, the pre-sketch design of a small aircraft carrier, designated No. XXUMX, was ready. This project is most consistent with the views of the Navy about the aircraft carrier, as well as the capabilities of the Soviet shipbuilding industry. The displacement of the aircraft carrier on the project was supposed to be 71 11 tons, power of the 300 126 powerplant, hp, knot speed 500, armament of 33X8-mm universal artillery systems, 100x16-mm artillery installations and 37XXNMX-mm and 20-XXNX-XNXX-12,7-20-2-XNUMX artillery units An aircraft group of XNUMX aircraft was to be located on the aircraft carrier, the installation of XNUMX catapults was planned.

As a base, it was planned to use the 68 light cruiser hull with a machine-boiler installation, which facilitated the development of a new type of ships by the Soviet industry. At the same time, work was proceeding on the formation of the most favorable aerodynamic point of view of the appearance of the ship. Most of the artillery installations and fire control devices, ship assemblies and systems, with the exception of aviation equipment, have already been mastered by industry. Plant No. XXNX located in Komsomolsk-on-Amur was identified as the site for the construction of the aircraft carrier. The first ship was planned to be laid in 199 year.

However, the entry of the USSR into the Second World War did not allow to realize his plans. At the same time, in 1944, in the CRI-45, they completed the development of a new aircraft carrier, project No. XXUMX. The standard displacement should have been 72 23 tons, full - 700 28 tons. The length of the aircraft carrier at the waterline was 800 meters, width - 224 meters, side height 27,9 meters. Draft at full displacement of 20,9 meter, with standard 8,45 meter. The ship was planned to equip 7,23-mi turbo-gear units with power 4 36 HP each. Cruising speed - 000 knots, cruising range was supposed to be 30 10 miles with an economical course on 000 knots. On the ship it was planned to book: hangar deck - 18 mm, flight - 55 mm, sides - 30 mm. Armed aircraft carrier planned only anti-aircraft guns. The armament was to be composed of 90 paired 8-mm B-130-U turret artillery mounts, which were universal and equipped with two sets of Smena fire control instruments. These gunships were designed before the war for 2 project destroyers and 35 project leaders. However, the work on them did not come out of the design stage, and as a result they were abandoned.
Project 72

The situation was much better with the 8-paired 85-mm 92-K twin turrets, also universal. At the same time, the Smena guns and firing controls themselves were already being mass-produced, and the two-gun turret was preparing for the tests. In addition, the aircraft carrier was to receive powerful small-caliber artillery: 12 paired 37-mm anti-aircraft guns B-11 and 24 of new paired 23-mm anti-aircraft machine gun, later 25-mm 84-KM artillery systems were preferred.

The ship was supposed to carry on board the 30 aircraft, to ensure their flight was supposed to use aero-finders, catapults, special landing lights, pitching pads, etc. Issues of storage on the ship of aviation fuel and its supply to the aircraft worked out especially. For example, the gas storage facility was proposed to be separated from adjacent premises with the help of special flooded cofferdam. Jet fuel in tanks and in the gas line was under pressure in an inert gas environment. The crew of the ship was supposed to make 2000 people.

However, not a single Soviet aircraft carrier was built in those years. November 27 1945 of the year in the new shipbuilding program of the country for 1946-1955 years, aircraft carriers no place. It is believed that Stalin underestimated this type of ships, but this is not entirely true. The construction of the Navy could not stay away from the attention of the head of state. At the same time, Stalin did not take decisions without first ascertaining all the relevant circumstances. At the same time, the leadership of the Soviet Navy did not have a single view of aircraft carriers, both before and after the war. At the same time, the shipbuilding industry had a delay in development in 5-10 years, while aircraft carriers during the Second World War had already undergone a number of changes. Their displacement increased, the electronic and artillery weapons became more complicated, and the first deck jets appeared. Therefore, it is clear that before spending money on building a new class of ships, it was necessary to eliminate its backlog. In addition, in the USSR there was no specialized project organization for the development of aircraft carriers. Thus, Stalin's decision was based on knowledge of the real capabilities of the fleet and industry.

Information sources:
-http: //vpk-news.ru/articles/9320
-http: //alternathistory.org.ua/sovetskie-avianostsy-proekty-letuchie-golandtsy-okeanov-sssr
-http: //k0rablik.ru/flot/635-dovoennyeavianoscysssr.html
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sakhalininsk
    Sakhalininsk 18 March 2013 07: 37
    10
    Soviet projects of ships of the far sea zone and the ocean were quite at the level of leading shipbuilding powers, but unfortunately it did not work out to build anything more than a light cruiser. Nevertheless, the shipbuilding base in the USSR of the late 30s was weak for the construction of a large fleet. Although Stalin lived 10 years more than the USSR, he would certainly have built his large fleet not by the 80s, but by the beginning of the 70s and full-fledged aircraft carriers would have taken place in this fleet.
    1. SerAll
      SerAll 19 March 2013 00: 08
      0
      "Although Stalin lived for 10 years more than the USSR ...."
      I completely agree ... But after he left, it would have been written like this .... "Who sold the fleet and how?" ... http://nnm.ru/blogs/aleeks1/kto-i-kak-prodaval- flot / .... offensive to tears ...
      ".... Why? Yes, because in the mid-90s the Russian authorities started a grandiose lease and write-off of military property (many naval commanders quickly realized what a fabulous business promises them to reduce the Navy) ..."
      What we have - do not store! lost-cry ....
      "Every nation has that providence, which then has it ..."
      The words Patriod, Homeland and Fatherland ... are not familiar to our bureaucrats, they all plow on plorama, like slaves in galleys! ....
  2. Andrei from Chelyabinsk
    Andrei from Chelyabinsk 18 March 2013 09: 42
    +3
    At first, the USSR began to think about a hybrid of an aircraft carrier and a battleship. Projects of such ships from 1935 were developed at TsKBS-1.

    Ummm, excuse me, but it's still a little juggling. In 1935, TsKBS-1 did the design study of a whole grid of large warships - six
    types of battleships with a standard displacement of 43-75 thousand tons, "armored ships" of 23-30 thousand tons and, yes, battleships-aircraft carriers. But these ships were not the result of some concept or expression of any views, rather ours simply considered the possibilities of implementing certain solutions.
    Since the 1937 of the year, in the USA, according to Soviet terms of reference, they began to develop projects of linear aircraft carrier ships.

    As far as I know, the USSR never asked for a battleship aircraft carrier and never gave any technical specifications for it. The USSR wanted to get from the Americans a classic battleship in 45 thousand tons with 406-mm artillery. The project of the hermaphrodite monster was entirely on the conscience of Gibbs and Cox - they proposed it on the initiative, but the concept of such a ship was criticized by the sailors of the USSR as absolutely non-life.
    If I’m not right - please give relevant links
  3. Nesvet Nezar
    Nesvet Nezar 18 March 2013 11: 13
    -2
    Aircraft carriers are weapons of the Second World War. The effectiveness of these combat units is confirmed only when seizing bridgeheads on island territories. The modern use of this technique is unprofitable in the economic and ridiculous in tactical and strategic plans. Dot.
    1. Andrei from Chelyabinsk
      Andrei from Chelyabinsk 18 March 2013 11: 23
      +7
      Quote: Nesvet Nezarya
      The modern use of this technique is unprofitable in the economic and ridiculous in tactical and strategic plans. Point.

      Ohhh, another Voice of the Indisputable Truth on our heads laughing
  4. knn54
    knn54 18 March 2013 21: 16
    -1
    It is a pity that there is no information on work on hydro-aircraft carriers.
    On the night of November 11, 1940 With 21 Swordfish Mk I planes (ejection float seaplane), two waves, with an hourly interval, were attacked by ships in the port of Taranto. The Italian Navy suffered devastating damage: three battleships were badly damaged, two of them in a flooded state, a cruiser and two destroyers received direct hits, and two auxiliary vessels were sunk. Over the course of an hour, the ratio of naval forces in the Mediterranean has irreversibly changed ...
    I think that a hydro-carrier in the Baltic could make a lot of problems for Finnish ships and German Kriegsmarine submarines.
    1. Andrei from Chelyabinsk
      Andrei from Chelyabinsk 18 March 2013 21: 51
      +2
      Quote: knn54
      On the night of November 11 1940. 21 by Swordfish Mk I aircraft (catapult float seaplane)

      Sorry but lol :))))
      Taranto was attacked by the most ordinary, decked Swordfish MKI. Indeed, a number of Swordfish in England were converted into seaplanes, but, of course, they were not based on aircraft carriers and did not participate in the Taranto raid

Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты

Первыми свой собственный авианосный флот начала создавать Великобритания. Произошло это еще в 1918 году. Тогда в авианосный корабль был переоборудован линкор «Фьюриос». Как считало руководство королевского флота, авианосцы были необходимы для решения разного рода вспомогательных задач, например, ослабление авиационными атаками линейных сил неприятельского флота перед главным артиллерийским сражением, а также для прикрытия собственных кораблей от ударов с воздуха.

В США и Японии производством авианосцев занялись позднее, но концептуальные взгляды на счет их использования совпадали с взглядами английских адмиралов (с некоторыми отличиями). Американские и японские адмиралы считали, что все авианосцы должны действовать в качестве одного оперативного соединения флота для нанесения противнику максимально чувствительного удара еще до начала линейного артиллерийского боя. Распределение авианосцев по отдельным эскадрам линейных кораблей не планировалось.

Если принять во внимание эти взгляды становится понятно, почему в так называемой «большой» программе строительства советского флота 1938 года, рассчитанной на 10 лет, значилось строительство 15 линкоров и лишь 2 авианосцев, при этом их постройка планировалась не в первую пятилетку. Тогда все считали, что авианосцы являются вспомогательными судами. Командование советского флота собиралось возложить на данные корабли задачу обеспечения ПВО линейных сил и проведение разведки. Считалось, что советский флот на тот момент должен был решать задачу обороны собственной прибрежной зоны в закрытых морях. Поэтому задачи ПВО и разведки во многом были решаемы за счет использования береговой авиации.
Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты


Для того чтобы предвидеть огромный потенциал авианосцев и строить их взамен линкоров, необходимо было быть столь же дальновидным и гениальным военно-морским деятелем, каковым, безусловно, являлся японский адмирал Ямомото. Да и сама советская морская авиация обладала в основном разведывательно-истребительной направленностью и слабыми ударными возможностями (ударных самолетов имелось 15% от всего парка). В дальнейшем предполагалось выдерживать данные пропорции. Поэтому обвинять руководителей ВМФ СССР 1930-х годов за недостаток внимания к авианосцам нет особых оснований.

Первые проекты по созданию отечественного авианосца появились еще в марте 1925 года. Тогда появилась идея по переоборудованию недостроенного линейного крейсера (ЛК) «Измаил» в авианосец. Предполагалось, что его водоизмещение составит 22 000 тонн, скорость хода 27 узлов, размер авиагруппы: 27 истребителей, 12 торпедоносцев, 6 самолетов-разведчиков и 5 самолетов-корректировщиков. Корабль планировалось вооружить 8 183-мм артиллерийскими установками, 8 102-мм артиллерийскими установками, четырьмя пятиствольными 40-мм установками. Бронирование ЛК планировалось сохранить. По аналогичному проекту собирались перестроить линкор «Полтава», пострадавший от пожара на борту. При этом «Полтаву» планировалось перевести на Черное море. Однако до начала работ так и не дошли, не было создано даже эскизных проектов.

В 1927 году появилось еще одно предложение, на это раз о перестройке учебного судна «Комсомолец» в учебный же авианосец. Водоизмещение будущего корабля должно было составить 12 000 тонн, скорость хода 15 узлов, размер авиагруппы: 26 истребителей и 16 штурмовиков. Корабль планировалось вооружить 8 двухорудийными артиллерийскими установками калибра 102 мм. и двумя пятиствольными установками калибра 40-мм. По своим характеристикам данный проект напоминал английский авианосец «Гермес», принятый в состав флота в 1924 году.
Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты
ШОН - штурмовик особого назначения со складывающимися крыльями

Без сомнения, данное предложение могло быть реализовано, был создан даже образец палубного штурмовика под названием «ШОН». Но отсутствие финансирования на разработку технического проекта и переоборудование судна, а также желания осуществлять какие-то работы в этом направлении предопределили судьбу проекта. Никаких результатов он не имел. При этом работы в рамках концепции «Малого флота» исключали любую возможность постройки авианосцев. Ровно на 10 лет такие корабли исчезают из планов судостроения.

С середины 1930-х годов в СССР начинается работа над планами постройки большого современного флота. В результате данных планов в состав флота должны были войти авианосцы. В частности Генштаб РККА предусматривал постройку 6 подобных кораблей: 4 для Тихоокеанского и 2 для Северного флотов, план Управления Военно-морских сил РККА предусматривал строительство лишь 2-х кораблей. В окончательном варианте остановились именно на 2-х авианосцах: по одному на каждый из океанских театров боевых действий.

Флоту требовался корабль, который был бы способен действовать совместно с эскадрой и обеспечивал бы ее прикрытие с воздуха. Поначалу в СССР стали думать над гибридом авианосца и линкора. Проекты подобных кораблей с 1935 г. разрабатывались в ЦКБС-1. При водоизмещении в 29 800 тонн, мощности силовой установки в 210 000 л.с., скорости хода в 35-39 узлов, вооружении 9х305-мм орудий, 16х130-мм орудий, 18х45-мм орудий, корабль должен был иметь авиагруппу в 60 самолетов. При этом планировалось, что бортовая броня будет иметь толщину в 200-мм, а палубная броня – 125 мм. Следует отметить, что данные характеристики были явно завышены, особенно по защите и скорости. Достаточно быстро стало понятно, что советская судостроительная промышленность не может построить корабль такой сложной конструкции.
Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты
Проект 10581

С 1937 года в США по советским техзаданиям начали разрабатывать проекты линейных кораблей-авианосцев. Одним из самых любопытных оказался проект линкора компании «Гиббс энд Кокс» проект 10581 (варианты: А, В, С). Данный проект создал владелец компании В. Ф. Гиббс, который до этого никогда не занимался подобным. Неудивительно, что на бумаге возник очень необычный корабль, обладавший водоизмещением в 73 003 тонны, мощностью силовой установки в 304 160 л.с. и скоростью хода 34 узла. Данный корабль планировалось вооружить 8х457-мм или 12х406-мм артиллерийскими установками(!), 28х127-мм и 32х28-мм артиллерийскими установками, а также 36 колесными и 4 гидросамолетами. На корабле планировалось установить 2 катапульты. Бронирование бортов составляло 330 мм, бронирование палубы – 197 мм.

При этом техническое обеспечение столь большого и грандиозного судна просто отсутствовало: не было доков и стапелей, машинно-котельной установки, орудий и башни главного калибра. При этом мало внимания было уделено аэродинамике судна, орудийные башни и надстройки в сочетании с угловатыми очертаниями полетной палубы должны были быть причиной возникновения мощных завихрений воздуха, которые бы препятствовали взлетно-посадочным операциям.

При этом даже попытки разработки корабля приемлемого водоизмещения (вариант «С») не привели к положительным результатам, в итоге в СССР окончательно разочаровались в гибридных судах. Такие проекты хорошо смотрелись лишь на бумаге, в то время как для реального строительства подобного рода линкоров-авианосцев требовались затраты, как на 2 отдельных судна, а боевая устойчивость такого корабля представлялась очень сомнительной. Во время боя артиллерийских кораблей была велика вероятность выхода из строя полетной палубы, а также возгорания хранящихся на корабле запасов авиационного топлива, да и при атаке с воздуха такой корабль был крупной и уязвимой целью.
Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты
Проект 71

Одновременно с зарубежными конструкторами, наши трудились над проектом авианосца обычной схемы. К середине 1939 года был готов предэскизный проект малого авианосца, получившего обозначение №71. Данный проект наиболее соответствовал представлениям ВМФ об авианосце, а также возможностям советской судостроительной отрасли. Водоизмещение авианосца по проекту должно было составить 11 300 тонн, мощность силовой установки 126 500 л.с., скорость 33 узла, вооружение 8х100-мм универсальных артиллерийских установок, 16х37-мм артиллерийских установок и 20х12,7-мм пулеметов. На авианосце должна была размещаться авиагруппа из 20 самолетов, планировалась установка 2-х катапульт.

В качестве базового планировалось использовать корпус легкого крейсера проекта 68 с машинно-котельной установкой, что облегчало освоение нового типа кораблей советской промышленностью. При этом шли работы по формированию наиболее выгодного с аэродинамической точки зрения внешнего вида корабля. Большая часть артиллерийских установок и приборов управления огнем, корабельных агрегатов и систем, за исключением авиационного снаряжения, уже была освоена промышленностью. Местом строительства авианосца был определен завод №199, расположенный в Комсомольске-на-Амуре. Первый корабль планировалось заложить в 1942 году.

Однако вступление СССР во Вторую мировую войну не позволило осуществить задуманное. При этом в 1944 году в ЦНИИ-45 закончили разработку нового авианосца проект №72. Стандартное водоизмещение должно было составить 23 700 тонн, полное – 28 800 тонн. Длина авианосца по ватерлинии составляла 224 метра, ширина – 27,9 метра, высота борта 20,9 метра. Осадка при полном водоизмещении 8,45 метра, при стандартном – 7,23 метра. Корабль планировалось оснастить 4-мя турбозубчатыми агрегатами мощностью по 36 000 л.с. каждый. Скорость хода – 30 узлов, дальность плавания должна была составить 10 000 миль при экономичном ходе на 18 узлах. На корабле предусматривалось бронирование: ангарная палуба – 55 мм, полетная – 30 мм, борта – 90 мм. Вооружить авианосец планировалось только зенитными орудиями. Основу вооружения должны были составить 8 спаренных 130-мм башенных артиллерийских установок Б-2-У, которые были универсальными и оснащались двумя комплектами приборов управления стрельбой «Смена». Данные артустановки проектировались еще до войны для эсминцев проекта 35 и лидеров проекта 40. Однако работа над ними не вышла из стадии проектирования и в итоге от них отказались.
Советские довоенные авианосцы: неосуществленные проекты
Проект 72

Гораздо лучше дело обстояло с 8 спаренными 85-мм башенными артиллерийскими установками 92-К, также универсальными. При этом сами орудия и приборы управления стрельбой «Смена» уже производились серийно, а двухорудийная башня готовилась к проведению испытаний. Помимо этого авианосец должен был получить мощную малокалиберную артиллерию: 12 спаренных 37-мм зенитных автоматов В-11 и 24 новых спаренных 23-мм зенитных автомата, позднее предпочтение было отдано 25-мм артсистем 84-КМ.

Корабль должен был нести на борту 30 самолетов, для обеспечения их полетов предполагалось использовать аэрофинишеры, катапульты, специальные посадочные огни, успокоители качки и т.д. Вопросы хранения на корабле авиационного топлива и его подачи к самолетам прорабатывались особо. К примеру, бензохранилище предлагалось отделить от смежных с ним помещений с помощью специальных затапливаемых коффердам. Авиатопливо и в цистернах, и в бензопроводе находилось под давлением в среде инертного газа. Экипаж корабля должен был составить 2000 человек.

Однако ни один советский авианосец в те годы построен не был. 27 ноября 1945 года в новой кораблестроительной программе страны на 1946-1955 годы авианосцам места не нашлось. Принято считать, что Сталин недооценивал данный вид кораблей, но это не совсем так. Строительство ВМФ не могло остаться в стороне от внимания главы государства. При этом Сталин не принимал решений без предварительного выяснения всех имеющих отношение к делу обстоятельств. Вместе с тем в руководстве ВМФ СССР не было единого взгляда на авианосцы как до войны, так и после ее завершения. В то же время судостроительная промышленность имела задержку в развитии в 5-10 лет, в то время как авианосцы за время Второй мировой уже претерпели ряд изменений. У них увеличилось водоизмещение, усложнилось радиоэлектронное и артиллерийское вооружение, появились первые палубные реактивные самолеты. Поэтому понятно, что перед тем, как тратить средства на постройку нового класса кораблей, необходимо было устранить свое отставание. К тому же в СССР не было специализированной проектной организации по разработке авианосцев. Таким образом, решение Сталина опиралось на знание реальных возможностей флота и промышленности.

Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/9320
-http://alternathistory.org.ua/sovetskie-avianostsy-proekty-letuchie-golandtsy-okeanov-sssr
-http://k0rablik.ru/flot/635-dovoennyeavianoscysssr.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Сахалинец 18 марта 2013 07:37
    Советские проекты кораблей дальней морской зоны и океана, были вполне на уровне ведущих кораблестроительных держав, но реально осуществить строительство чего-то большего чем легкий крейсер к сожалению не вышло. Все же судостроительная база в СССР конца 30-х была слабой для строительства большого флота. Хотя проживи Сталин лет на 10-ть больше СССР бы наверняка построил свой большой флот не к 80-м, а к началу 70-х и в этом флоте имели бы место в том числе и полноценные авианосцы.
    1. SerAll 19 марта 2013 00:08
      "Хотя проживи Сталин лет на 10-ть больше СССР...."
      Полностью согласен... Но после его ухода было бы вот как тут написано ...."Кто и как продавал флот?"... http://nnm.ru/blogs/aleeks1/kto-i-kak-prodaval-flot/ .... обидно до слез...
      " ....Почему? Да потому, что в середине 90-х российские власти затеяли грандиозную сдачу в аренду и списание военного имущества (многие флотоводцы быстро смекнули, какой сказочный бизнес сулит им сокращение ВМФ)..."
      Что имеем - не храним! потерявши-плачем....
      "Каждый народ имеет то провителство, которе потом его имеет..."
      Слова Патриод, Родина и Отчизна..нашим чинушам не знаком, они все на плораме пашут, как рабы на галерах!....
  2. Андрей из Челябинска 18 марта 2013 09:42
    Поначалу в СССР стали думать над гибридом авианосца и линкора. Проекты подобных кораблей с 1935 г. разрабатывались в ЦКБС-1.

    Эммм, простите,но это все же небольшое передергивание. В 1935 г ЦКБС-1 делало проектную проработку целой сетки крупных боевых кораблей - шесть
    типов линкоров стандартным водоизмещением 43-75 тыс. тонн, "броненосные корабли" в 23-30 тыс тонн и, таки да, линкоры-авианосцы. Но эти корабли не были результатом какой-то концепции или выражения каких-то взглядов, скорее наши попросту прикидывали возможности реализации тех или иных решений.
    С 1937 года в США по советским техзаданиям начали разрабатывать проекты линейных кораблей-авианосцев.

    Насколько я знаю, СССР никогда не просил линкор-авианосец и никогда не давал никакого ТЗ на него. СССР хотел получить от американцев классический линкор в 45 тыс тонн с 406-мм артиллерией. Проект монстра-гермафродита был целиком на совести Гиббса и Кокса - они предложили его в инициативном порядке, но концепция такого корабля была раскритикована моряками СССР как абсолютно нежизненная.
    Если я не прав - прошу дать соответствующие ссылки
  3. Несвет Незаря 18 марта 2013 11:13
    Авианосцы - это оружие второй мировой войны. Эффективность этих боевых единиц подтверждена только при захвате плацдармов на островных территориях. Современное использование этой техники убыточно в экономическом и нелепо в тактическом и стратегическом планах. Точка.
    Несвет Незаря
    1. Цитата: Несвет Незаря
      Современное использование этой техники убыточно в экономическом и нелепо в тактическом и стратегическом планах. Точка.

      Оооо, еще один Голос Непреложной Истины на наши головы laughing
  4. knn54 18 марта 2013 21:16
    Жаль ,что отсутствует информация о работах над гидроавианосцами.
    Ночью 11 ноября 1940г. 21 самолетами Суордфиш Мк I (катапультный поплавковый гидросамолёт) двумя волнами, с часовым интервалом ,были атакованы корабли в порту Таранто. Итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены. В течение часового промежутка времени соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось…
    Думаю,что гидроавианосец на Балтике мог бы сделать массу проблем финским кораблям да и немецким подводным лодкам Кригсмарине.
    1. Цитата: knn54
      Ночью 11 ноября 1940г. 21 самолетами Суордфиш Мк I (катапультный поплавковый гидросамолёт)

      Простите, но lol :))))
      Таранто атаковали самый обычные, палубные Суордфиши МкI Действительно, некоторое количество Суордфишей в Англии были переделаны в гидросамолеты, но, разумеется, на авианосцах они не базировались и в налете на Таранто не участвовали

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня