Новое в мире пулеметов- «средняя весовая категория»

36
Новое в мире пулеметов- «средняя весовая категория»

Перевод статьи «Neu in der MG-Manege. Die neuen Mittelschwergewichte», опубликованной в немецком альманахе «Visier special. Maschinengewere II».

Автор: Jean-Philipp Weisswange
Перевод: Slug_BDMP




На ринг вызывается …
В настоящее время зарождается новая «весовая категория» пулеметов. Снайперское оружие такого класса уже прочно прописалось в арсенале пехотинцев. Основа у этих явлений одна: снайперские винтовки увеличенного калибра уже заполнили нишу между 7,62 НАТО и 12,7х99, то же самое должно произойти и у пулеметов. Новое оружие должно занять промежуточное положение между пулеметами едиными и крупнокалиберными.

Идея пулемёта увеличенного калибра уходит своими корнями в Афганскую кампанию западных армий. Считается аксиомой, что решающее влияние оказали советские пулемёты ПКМ калибра 7,62х54. С 1969 года эта модель пользуется огромным успехом не только в странах бывшего Варшавского договора, но и на мировом рынке оружия, в том числе и в Афганистане. Не удивительно, что пулемёты Калашникова есть в арсеналах не только Афганской национальной армии, но и у движения Талибан. Подразделения западных армий, оснащённые преимущественно оружием калибра 5,56х45, вступая в бой с противником, чувствовали его превосходство в огневой мощи. Эту ситуацию можно было решить, лишь повысив собственную огневую мощь.


Боестолкновение в провинции Гильменд, 2009 год. Лишь афганский солдат с пулеметом ПКМ (на переднем плане) может что-то противопоставить противнику, в то время как от английских солдат с SA80 и Minimi мало толку.

Новый тип оружия должен сочетать небольшую массу, высокие поражающие свойства пули и высокую точность. Из этого проистекают следующие требования.

1) Масса по возможности не должна превышать обычные для единых пулеметов ок. 10 килограмм. Это должно обеспечить возможность применения оружия спешенными бойцами. Пехотинец должен быть в состоянии переносить такое оружие по труднопроходимой местности.

2) Патрон должен быть достаточно мощным. Его поражающие свойства должны превышать таковые у стандартного патрона 7,62 НАТО и вплотную приблизиться к .50 BMG. В то же время отдача должна оставаться умеренной.

3) Должна быть обеспечена возможность установки оптических прицелов и, возможно, систем управления огнем.

Решение кажется очевидным — создать пулемет с умеренной скорострельностью и предусмотренными мерами по снижению отдачи в уже испытанном снайперском калибре .338 Norma Magnum, .338 Lapua Magnum или другом, подобном им. А возможность установки оптических прицелов и прочего обвеса в наше время разумеется сама собой.

Патрон .338 Norma Magnum (8,6 х 63 мм)



Шведский производитель Norma выпустил свой патрон .338 Norma Magnum на рынок в 2009 году. Он базируется на Wildcat-патроне американского стрелка Jimmy Sloan и изобретателя Dave Kiff. 26 мая 2010 года патрон был сертифицирован по стандарту C.I.P. Диаметр пули составляет 8,6 мм. Длина гильзы — 63,3 мм. Общая длина 91,44, немного меньше, чем у .338 Lapua Magnum (93,5 мм). Начальная скорость пули массой 300 гранов, выпущенной из ствола длиной 660 мм, достигает 810 м/с. Эффективная дальность стрельбы из снайперской винтовки или пулемета превышает 1500 метров и достигает 1700-1900 метров.

Патрон .338 Norma Magnum широко используется военными. В 2017 году USSOCOM и Корпус морской пехоты выдали заказ на разработку пулеметов под этот патрон с полимерной гильзой. В 2019 году они закупили винтовки Баррет МК22. В 2020-м USSOCOM заказал у SIG Sauer пулеметы в .338. Американская армия, в свою очередь, заказала снайперские винтовки Barret MRAD, получившие армейское обозначение M22 Mod.0. Патрон .338 Norma Magnum также принят как стандартный в программе USSOCOM «Облегченного среднего пулемета» (Lightweight Medium Machine Gun).

Тем временем в Америке
Как обычно, первыми в этой области стали США. И, как обычно, различные виды вооруженных сил идут своим путем.
В настоящее время в заключительной фазе находятся два проекта.

Вслед за автоматической винтовкой NGSW на сцену выходит MMG — Medium Machine Gun. Он должен повысить огневую мощь пехотного взвода.

Пути к этому должна наметить исследовательская программа РААС (Platoon Arms and Configuration Study) — исследование конфигурации оружия и боеприпасов взвода.

Армия системно подходит к решению задачи. Боеприпасы, прицелы и система управления огнем рассматриваются во взаимосвязи. Предусматривается применение MMG не только в пешем строю, но и на боевых машинах. Решение должно быть принято в октябре 2024 года. Армия ещё не приняла окончательного решения по типу патрона. В качестве претендентов рассматриваются .338 Norma Magnum, 7,62 NATO и 6,8 x 51.

Командование Сил Специальных операций (USSOCOM) со своим проектом Lightweight Medium Machine Gun продвинулась дальше. Работы начались в 2017 году. Специальные силы остановились на патроне .338 Norma Magnum (8,6х63). Он закрывает нишу между стандартными патронами 7,62х51 и 12,8х99. USSOCOM планирует приобретение 5000 единиц такого оружия.

Требования следующие:
- длина ствола 610 мм;
- ресурс ствола 8000 выстрелов;
- максимальная масса без патронов 10900 грамм;
- скорострельность 450-720 выстрелов в минуту.

Изначально заказчик предпочитал патроны с полимерной гильзой, но теперь этот вопрос рассматривается отдельно.
Корпус морской пехоты пока наблюдает за процессом. Принять решение они планируют в 2024 году.

General Dynamics- True Velocity


Первым представителем новой категории пулеметов можно назвать пулемет RM338 компании True Velocity из Техаса. RM в данном случае означает Recoil Mitigated — пониженная отдача. В основе конструкции лежат старые разработки General Dynamics Ordnance и Tactical Systems, которые представлялись ещё в 2012 году. Тогда General Dynamics продемонстрировала GDOTS LWMMG — средний пулемет калибра .338 Norma Magnum. Разработчик начал работу в 2010 году, предвосхитив потребность армии в оружии такого рода.

Пулемет GDOTS LWMMG с газоотводной автоматикой с коротким ходом газового поршня имел массу около 11 кг, ствол длиной 610 мм и общую длину 1200 мм. Выстрел происходил с заднего шептала. Скорострельность весьма умеренная — 500 выстрелов в минуту.

После выхода GD из проекта, права на разработку перешли в апреле 2021 года к Lone Star Future Weapons, а от неё — к True Velocity, поглотившему Lone Star в ноябре того же года. Техасская фирма, известная своими работами над патронами с полимерной гильзой, заключила в августе 2024 стратегическое партнерство с американской «дочкой» бельгийского концерна FN Herstal. Таким образом, FN становится основным производителем оружия, получившего к этому времени обозначение RM338, и получает право на его продажу в США и Великобритании. Если заказчики пожелают патроны с полимерной гильзой, то тут появляются хорошие шансы у True Velocity. Однако RM338 хорошо работает и с обычными патронами.



Пулемет RM33


Пулемет LWMMG на войсковых испытаниях. Здесь с прицелом Trijicon ACOG 6x45

Технические характеристики RM33
Калибр — .338 Norma Magnum (8,6x63); возможно использование патронов с полимерной гильзой;
Питание — ленточное;
Длина общая — 1200 мм;
Длина ствола — 610 мм;
Масса — 11 кг;
Скорострельность: 500 выс/мин;
Виды стрельбы — автоматический, одиночный;
Дальность действительного огня — до 1900 м.
Технические особенности — газоотводная автоматика с коротким ходом поршня; планка Пикатинни на верхней крышке ствольной коробки; быстросменный ствол; возможность использования тактического глушителя.


SIG Sauer


Второй представитель новой категории пулеметов — SIG Medium Maschine Gun калибра .338 Norma Magnum. Производитель представил его впервые на выставке AUSA 2018. Вслед за этим последовали ещё четыре варианта этого оружия. При разработке SIG опирался на опыт, полученный при разработке ХМ250 для американской программы NGSW. Важнейшим событием стала сертификация пулемета фирмы SIG, получившего теперь обозначение MG338, в комплекте с патроном .338 Norma Magnum и дульным тормозом-компенсатором закрытого типа Командованием Сил специальных операций США.

Следствием этой сертификации стала продажа SIG-ом некоторого количества комплектов оружия вооруженным силам США.
MG338 весит менее 10 килограмм. Автоматика работает за счет отвода пороховых газов из канала ствола при коротком ходе поршня. При этом используется некая система уменьшения отдачи собственной разработки. Заявляется, что отдача пулемета не превышает таковую от патрона 5,56х45. В апреле 2024 фирма True Velocity подала судебный иск к SIG, обвинив тех в нарушении патентных прав на систему уменьшения отдачи, но без успеха.

Выстрел происходит с заднего шептала.

В пулемете MG338 могут использоваться стволы различной длины. Приклад в стиле AR-15 может складываться на левую сторону. Все органы управления двусторонние. Рукоять взведения и лентоприемник можно установить как справа, так и слева. Предохранитель можно включить при любом состоянии оружия. Новый тактический глушитель не только уменьшает дульное пламя и звук выстрела, но и, по заявлениям производителя, снижает вредное воздействие пороховых газов на стрелка.

Оружие полностью разработано и изготовлено в США.

Пулемет SIG MG338 можно легко приспособить для использования патронов 7,62х51 и 6,8х51. Также можно использовать фирменные патроны высокого давления с гибридными металлическими гильзами от фирмы SIG.


SIG MG338


Благодаря небольшой массе SIG MG338 можно переносить в руках на пересеченной местности


Боковина цевья откидывается для смены ствола


Двусторонний, трехпозиционный рычажок предохранителя


Откинутая вверх крышка ствольной коробки с лентопоприемником

Технические характеристики SIG MG338
Калибр — .338 Norma Magnum (8,6x63); возможно использование патронов 7,62х51, 6,8х51, патронов высокого давления с гибридными металлическими гильзами от фирмы SIG.
Питание — рассыпная лента;
Длина общая — 1300 мм;
Длина ствола — 610 мм или укороченный;
Масса — 9,7 кг;
Скорострельность — 600 выс/мин;
Виды стрельбы — автоматический, одиночный;
Дальность действительного огня — до 1900 м.

Технические особенности — газоотводная автоматика с коротким ходом поршня; планка Пикатинни на верхней крышке ствольной коробки; быстросменный ствол; возможность использования тактического глушителя, двусторонние органы управления.


Ohio Ordnance REAPR


Следующим на ринг выходит «боец» из Огайо. На выставке Shot Show 2024 свой новый продукт представила фирма Ohio Ordnance. Это REAPR (Recoil Enhanced Automatic Precision Rifle — Автоматическая высокоточная винтовка с уменьшенной отдачей). Несмотря на название, это не винтовка, а средний пулемет с ленточным питанием под патрон .388 Norma Magnum. Производитель называет свое изделие «революцией в мире современных единых пулеметов». Пулемет REAPR-338 использует автоматику с полусвободным затвором с роликовым запиранием. К отличительным особенностям REAPR можно отнести простую и прочную ствольную коробку, возможность разборки без применения инструментов и то, что смену ствола можно произвести одной рукой. Менее чем за десять секунд пулемет можно разобрать на три составные части: ствол, ствольная коробка и цевье. В разобранном виде его можно переносить в небольшом рюкзаке. Это позволяет использовать пулемет в специальных операциях, где необходимо скрытое перемещение.

Следующей интересной особенностью пулемета из Огайо является сдвижной блок механизма подачи ленты. Дело в том, что при стрельбе на дистанции более 1500 метров не обойтись без сильной оптики, которая имеет немалые размеры, тем более при использовании различных насадок. Все это может выйти за пределы крышки ствольной коробки и сделать невозможным её открытие или затруднить его. Чтобы избежать этого, механизм подачи ленты сдвигается вбок и дает возможность беспрепятственно открыть крышку.

Кроме того, механизм подачи ленты и рукоять затвора можно легко, без применения инструмента перенести на правую или левую сторону пулемета. Коробка УСМ также снимается без применения инструмента. Предохранитель-переводчик огня — двусторонний. Огонь можно вести как автоматический, так и одиночный.

Приклад можно сложить направо или налево. Есть возможность регулировки его длины и высоты щеки.

В случае применения пулемета на транспортных средствах имеется возможность замены пистолетной рукояти на сдвоенные вертикальные рукоятки на затыльнике ствольной коробки.

REAPR можно установить на стандартный лафет М240 или М249.

Предусмотрена возможность переделки пулемета под использование патрона 7,62х51. Для этого необходимо заменить ствол, затворную группу и механизм подачи ленты.


Пулемет REAPR


REAPR можно применять в качестве бортового оружия боевых машин


Пулемет можно за несколько секунд разобрать и сложить в рюкзак

Технические характеристики REAPR
Калибр — .338 Norma Magnum (8,6x63); возможно использование патронов 7,62х51;
Питание — рассыпная лента;
Длина общая — 1313/1384 мм, 1124 со сложенным прикладом;
Длина ствола — 624 мм, пять нарезов, шаг 1/9,4 дюйма;
Масса — 12,2 кг;
Скорострельность — 550-650 выс/мин;
Виды стрельбы — автоматический, одиночный;
Дальность действительного огня — свыше 1500 м.
Технические особенности — автоматика с полусвободным затвором с роликовым запиранием; сдвижной механизм подачи ленты; быстросменный ствол; возможность подачи ленты справа или слева; длинная монтажная планка на крышке ствольной коробки;


А тем временем в Европе


На момент сдачи номера в печать американский тендер еще продолжается. И в это время по эту сторону Атлантики неожиданно появился ещё один представитель «средней весовой категории». На «Евросатори 2024» чешская фирма FK Brno представила свой пулемет BKS 338 калибра .338 Norma Magnum. Внешне он очень напоминает ПКМ, весит 11 кг и имеет длину 1275 мм. Скорострельность составляет 500 выс/мин. Дальность действительного огня до 1700.

По заявлениям разработчиков, они испробовали различные варианты конструкции и принципа работы автоматики. Лишь с девятой попытки, когда конструкторы взяли за образец ПКМ, удалось достичь желаемого результата. Тем не менее BKS 338 имеет существенные отличия от своего прародителя. Главное из них — это то, что патрон используется более мощный и не имеет закраины.

Новый пулемет довольно компактен и легко, менее чем за минуту, разбирается так, что его можно уложить в рюкзак.

Создатели заявляют, что отдача не превышает таковую у пулеметов традиционного калибра 7,62. При применении бронебойных боеприпасов пулемет может эффективно поражать легкую бронетехнику на дистанциях до 600 м, что в шесть раз превышает пробивную способность патрона М993 НАТО.


Технические характеристики BKS 338
Калибр — .338 Norma Magnum (8,6x63);
Питание — лента;
Длина общая — 1275 мм / 762 мм в разобранном виде;
Длина ствола — нет данных;
Масса — 11 кг;
Скорострельность — 550 выс/мин;
Дальность действительного огня — до 1700 м.
Технические особенности — газоотводная автоматика; выстрел происходит с заднего шептала; интегрированное устройство снижения отдачи; быстроразъёмная конструкция.


Перспективы


Остается лишь ждать, какие ещё европейские производители и вооруженные силы проявят интерес к пулеметам новой средней весовой категории. Это будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся новые пулеметы в сравнении с уже испытанными, калибра 12,7 мм.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -11
    8 декабря 2024 07:01
    А в чем новизна? Пулеметы калибра 7.62-7.92 появились более 100 лет назад и широко использовались еще I МВ.
    Все новое - хорошо забытое старое
    1. +5
      8 декабря 2024 07:17
      Ну, как бы, 0.338 - это малость побольше, 8.6 мм и патрон мощнее, как бы не в 1,5
      1. -5
        8 декабря 2024 09:20
        Ну если начинать ворошить старое белье, то
        8 марта 1888 года из него стрелял император Александр III. После испытаний, представители русского военного ведомства заказали Максиму 12 пулемётов обр. 1895 года под 10,67-мм патрон винтовки Бердана
        (Вики)
        1. +3
          8 декабря 2024 10:26
          Это другое! Делали пулемет под винтовочный( на то время) патрон
        2. +4
          8 декабря 2024 10:27
          В патронах для винтовки бердана был дымный порох, мощность вообще то не та.
        3. -1
          9 декабря 2024 15:49
          Виктор, патрон обр. 1868 г. к 4,2 (10,67 мм)линейной винтовке X. Бердана снаряжался черным(дымным) порохом и значительно уступал патронам, снаряженным бездымными порохами по всем показателям. А заказ пулеметов под этот патрон скорее всего было обусловлено огромным количеством патронов оставшихся после Балканской войны и вполне обоснованного желания попытаться заиметь автоматическое оружие под уже имеющийся боеприпас. Итог опыта как показала история, оказался провальным Так, что ваш пример не совсем удачен.
        4. 0
          10 декабря 2024 14:20
          под 10,67-мм патрон винтовки Бердана

          Калибр там 10+, а вот длинна гильзы 58.
          По итогу в таких размерах будет слишком тяжёлая пуля. То есть отдача больше, а скорость меньше. Ну и баллистика миномётная. А мощность пули вычисляется по старой доброй "масса на скорость в квадрате".
          Скорость важнее буквально в квадрате.
          Для сравнения 7,92х57 Маузер вдвое слабее 8,6х70 Лапуа.
          Как минимум надо смотреть не только на циферку калибра, а ещё и на циферку длинны гильзы. Это очень важно.
          А то 7,92х57 можно сравнять с 7,92х33.
    2. +1
      8 декабря 2024 08:27
      Это да, вспомнить хотя бы знаменитый «Максим».
      Кстати, 8мм тоже с тех времен, те же Мадсен в Южной Америке больше века на вооружении.
  2. +8
    8 декабря 2024 08:30
    Не претендуя на истину в последней инстанции, на вооружении взвода надо два патрона: 6,8-мм для замены 5,45-мм и 7,62 на 39; и 8,6-мм для пулемёта и снайперской винтовки. При условии что 6,8-мм будет мощнее промежуточного, а 8,6-мм по баллистике приблизится к 12,7-мм. А в целом должна сработать харизма нумерологии - 6,8 / 8,6. winked Но пока в приоритете должна остаться разработка под 6,02-мм как минимально возможного калибра для перевооружения армии.
    1. +5
      8 декабря 2024 11:16
      Но пока в приоритете должна остаться разработка под 6,02-мм
      Ваше мнение удивительным образом совпадает с процессами происходящими в США. Прямо на 100%. Только хотел бы понять, а какие именно патроны этих калибров Вы имели в виду? И откуда такая точность в определении калибра. Технологически мы вряд ли превзойдём США просто потому, что у нас, при разработке патрона, привычно и обоснованно будет сделан упор на возможность недорогого и массового производства в условиях военного времени. И если переходить на новые патроны, а это дорогостоящий и геморройный процесс, то зачем его удорожать и затягивать распыляя и без того невеликие средства и силы разрабатывая ещё и заведомо "не тот" промежуточный боеприпас?
  3. +1
    8 декабря 2024 08:48
    Искать причины поражения в недостаточном вооружении - это такая старая уловка, хотя, казалось бы, США и их союзникам грех жаловаться. Особенно такие истории любят оружейные лоббисты: "Лежу как-то в афганской пыли под огнём КПВТ с 3х км и думаю: эх, был бы у меня бластер как у Хана Соло...". Короче, как всегда, готовимся к проигранной войне.
  4. +9
    8 декабря 2024 10:19
    Ошибочная инновация. Абсолютное большинства солдат способны вести интенсивный огонь не дальше 400 м. Некоторое количество солдат способны эффективно действовать до 800 метров. И только отдельные снайперы способны эффективно применять стрелковое оружие на дальностях свыше 800 метров.
    На дистанциях свыше 800 метров выгоднее применять групповое оружие.
    1. +5
      8 декабря 2024 11:30
      выгоднее применять групповое оружие.
      Так пулемёт и есть групповое оружие. Индивидуальное или личное никто и не применяет на больших дальностях. Разве что сосредоточенный огонь.Вообще ещё в 80-х разработка 6мм. винтовочных патронов преследовала цель повысить дальность эффективного огня ротных пулемётов (ПК, ПКМ) с800 до 1000 метров.
      1. +2
        8 декабря 2024 13:42
        Не в данном случае. Речь идет о пулеметах около 10 кг.
        Если бы речь шла о пулеметах на стабилизированном станке, тогда бы разговор был иной.
        1. +2
          8 декабря 2024 14:59
          Не в данном случае. Речь идет о пулеметах около 10 кг.
          Если бы речь шла о пулеметах на стабилизированном станке, тогда бы разговор был иной.
          О каких стабилизированных станках идёт речь? Групповое оружие, в отличии от индивидуального, - оружие подразделения находящееся в распоряжении командира этого подразделения и неважно сколько человек составляют его боевой расчёт (от одного и до сколько надо) а не оружие обслуживаемое именно несколькими бойцами. Интернет - знатоки, в данном.случае неправы.
    2. +1
      9 декабря 2024 18:55
      Согласен, не реально на такое расстояние стрелять даже с лёгкого пехотного станка. Это сколько БК нужно будет на поражение одной цели?
    3. 0
      10 декабря 2024 14:24
      На дистанциях свыше 800 метров выгоднее применять групповое оружие.

      То есть пулемёт.
      Интенсивный автоматический огонь с сошек и с оптикой позволяет работать на 1+км.
      Вопрос не в том чтобы попасть, а в том сколько патронов понадобиться для этого.
    4. 0
      26 декабря 2024 00:17
      Абсолютное большинства солдат способны вести интенсивный огонь не дальше 400 м.

      А некоторые солдаты даже из положения лёжа не могли поразить грудную мишень на расстоянии 100 метров. Наблюдения из срочной службы. Не всем дано быть снайперами.
  5. +1
    8 декабря 2024 11:23
    1. Режим стрельбы одиночными у пулемета порадовал. Самое то для пулемета.
    2. Почему Norma Magnum, а не Lapua Magnum? Нашим надо будет взять Lapua Magnum, чтобы иметь преимущество перед НАТО. Прикольно, если сделают возможность стрельбы в обоих вариантах: чтобы трофеи можно было использовать, если прижмет.
    1. 0
      10 декабря 2024 14:26
      1. Режим стрельбы одиночными у пулемета порадовал. Самое то для пулемета.

      В ВМВ немцы вели снайперский огонь из МГ. Было распространённой практикой.
      Опять же пристрелку никто не отменял.
      Самый дальний снайперский выстрел до Иракского рекорда был совершён во Вьетнаме из М2 Браунинг.
  6. -4
    8 декабря 2024 12:15
    Цитата: Дилетант
    А в чем новизна? Пулеметы калибра 7.62-7.92 появились более 100 лет назад и широко использовались еще I МВ.
    Все новое - хорошо забытое старое

    7,62/51, это американский вариант ПРОМЕЖУТОЧНОГО патрона. И да. Он существенно слабее стандартных винтовочных 7,62/54r и 7,92/57 и разумеется. 7,62/63.
    В СССР совершенно правильно сделали разведя по разным углам автоматный ХХХ/39 и старый винтовочный 7,62/54r.
    Амеры же решили оказаться умнее всех и сделали патрон СЛАБЕЕ винтовочного, но слишком мощный для автомата (штурмовой винтовки). Перейдя на 5,45, они зачем то слабый 7,62/51 патрон приняли как винтовочно-пулеметный.
    Вот теперь и мечутся, как поросенок в мешке.
    1. +8
      8 декабря 2024 12:31
      7,62/51, это американский вариант ПРОМЕЖУТОЧНОГО патрона
      Нет. Это полноценный винтовочный патрон который американцы использовали в качестве промежуточного. Точнее попытались использовать. И по мощности он практически не уступает своим одноклассникам включая и 7,62 х 54R. Просто не стали заморачиваться с новыми разработками и фактически стандартизировали гражданский .308W. Позднее история повторилась с 5,56х45 он же .223Rem/
      1. +1
        8 декабря 2024 16:02
        .308 равен 7,62х54R, а по совокупности потребительских качеств - превосходит, ибо можно купить любой вариант снаряжения любого производителя на шарике, в т.ч. для "черного" ствола. Ну или для банки drinks
        30-06 - древний сон разума, как-то хотел самозарядку под него купить, только австрийскую Voere нашел, она при выстрела подскакивала на полметра и лягалась как лось.
        5,56х45 от .223 Rem слегка отличаются, под мил-спековский 5,56х45 нужен более просторный патронник. На моем итало-американском Бенелли какая-то хитрая сверловка стоит, жрет все подряд - хотя формально военные патроны в некоторых странах запрещено потреблять гражданскими пользователями, ради чего и делают "тесные" патронники с маркировкой .223.
        1. 0
          8 декабря 2024 16:49
          .308 равен 7,62х54R, а по совокупности потребительских качеств - превосходит, ибо можно купить любой вариант снаряжения любого производителя на шарике
          В некоторых вариантах снаряжения даже превосходит, в основном из-за маловариантности нашего православного для гражданского потребления. но стандартизированный как армейский 7,62 х 51 примерно равен ему.. Про патронники 5,56 не знал, в CIP. про это ничего нет, хотя это и объяснимо. В любом случае спасибо за инфу.
      2. 0
        8 декабря 2024 19:57
        Цитата: ИВЗ
        Просто не стали заморачиваться с новыми разработками и фактически стандартизировали гражданский .308W
        Нет! 7.62x51 слабее 0.308. Гражданские могут стрелять 7.62x51 из своих винтовок, а вот военным гражданский 308 использовать нельзя: слишком мощный для их оружия.
        1. 0
          8 декабря 2024 20:48
          Нет! 7.62x51 слабее 0.308.
          Нет. Это советский 7,62х51, производство которого было освоено в СССР по приказу Брежнева, слабее всех импортных аналогов. Причём заметно слабее. К импортным и, возможно, современным российским патронам это не относится. Не надо путать 7,62х51 NATO и 7,62х51 СССРовский.
          1. 0
            8 декабря 2024 21:32
            .308 Win vs. 7.62x51 (из интернетов)
            До того, как двинуться дальше, хотелось бы ответить на часто задаваемый вопрос: 'взаимозаменяемы ли .308 Winchester и 7.62x51 NATO' Простой ответ НЕТ. Они отличаются параметрами патронника и развиваемым давлением. Максимальное давление по SAMMI/CIP для .308 равно 62,000 psi, в то время как для 7.62x51 максимум 50,000 psi. Кроме того headspace (Зеркальный зазор. Упрощенно говоря в д.сл. расстояние от зеркала затвора до середины ската гильзы) слегка различен. 'Проходной' калибр .308 Win равен 1.630" против 1.635" для 7.62x51. 'Непроходной' .308 составляет 1.634", но 1.6405" у 7.62x51. Это означает, что можно спокойно стрелять армейским патроном из гражданских винтовок (хотя и не все армейские одинаковы). Clint McKee из Fulton Armory отмечает: 'Никто не делает 7.62mm (NATO) отличающимися от .308 по параметру headspace. Так что 7.62mm как правило нормально заполняет патронники .308'. Тем не менее вы можете создать себе проблемы, т.к. коммерческий патрон .308 Win может превысить максимальное давление в патроннике под 7.62x51. Так что вам следует избегать 'горячих' .308 Win в старых армейских винтовках, рассчитанных на давление до 50,000 psi (с)

            Владел одно время отечественным Вепрь 308 СУПЕР - редкостная шняга, тяжеленная, только на саночках или телеге какой возить по полям, прицел на верхнем креплении болтается как сосиска в проруби, вдобавок зачем-то на конце ствола сфабриковали магна-порт - получил от него баротравму левого уха. Так вот там в инструкции было написано, что магазины новейшей на тот момент конструкции могли вмещать как советский 7,62х51А (для Лося-4 и пр. МЦ), так и импортный .308 ( российский 7,62х51М). Т.е. советский косплей импортного 7,62х51 мало того, что по давлению был хиловат - он и по размерам не очень соответствовал стандарту. ЕМНИП, был длиннее.
  7. 0
    8 декабря 2024 18:23
    Пионерами в сфере разработки и обладания пулемётом "среднего" калибра были французы со своим 9-мм пулемётом ! и было это перед 2МВ !
  8. -3
    8 декабря 2024 21:12
    опять нас зовут делать пулемёт вчерашнего дня. Что толку от огневой мощи, если при встрече с равным противником солдаты бросают эти пулемёты и бегут.
    .
    А ведь пулемёт будущего уже на ладони лежит, глаза-то раскройте!
  9. -1
    9 декабря 2024 15:22
    Если сравнить .338 и 7,62х54, первый больше заряд,и как следствие дальность полета и убойная сила.
    Но и отдача также возрастет.12,7 почти у всех дульный тормоз,а тут только пламягаситель с компенсатором и у некоторых тактический глушитель.
  10. +1
    9 декабря 2024 21:06
    На дворе 21 век, уже четверть прошла, страна которая только деньги печатать умеет опять вам впаривает новый виток расходов. В "Темпе" 338LM -2200 р. Штука! Против 20 р.за 7.62, Ау, вы чё? Нужшы новые решения, менять сам подход к личному оружию, а не гнаться за лоббизкими интересами потроншиков.
  11. +2
    10 декабря 2024 14:14
    Требования следующие:
    - длина ствола 610 мм;
    - ресурс ствола 8000 выстрелов;
    - максимальная масса без патронов 10900 грамм;
    - скорострельность 450-720 выстрелов в минуту.

    После этого кто-то будет ещё говорить о бездарности М.Т. Калашникова?
    А ещё нужно учесть массу БК. Масса патрона Лапуа Магнум более чем вдвое выше 7,62х54.
    Лента на 100 патронов 7,62 весит килограмма 3+-.
    Итого, сколько будет весить полный пулемёт под магнум патрон? Пулемёт 10+кг, БК - килограмм 25.
    Это их ответ ПКМ?
    2) Патрон должен быть достаточно мощным. Его поражающие свойства должны превышать таковые у стандартного патрона 7,62 НАТО и вплотную приблизиться к .50 BMG. В то же время отдача должна оставаться умеренной.

    А ведь до ТТХ 12,7 магнум патронам ой как далеко.
  12. +1
    10 декабря 2024 15:57
    Если из характеристик этих брендов убрать понты то на выходе получается ПК.
    1. -1
      10 декабря 2024 23:30
      на выходе получается ПК.

      Так чехи, например этого и не скрывают
      ...Лишь с девятой попытки, когда конструкторы взяли за образец ПКМ, удалось достичь желаемого результата...
  13. 0
    26 декабря 2024 13:13
    SIG MG338. С таким веслом много не набегаеш.
  14. 0
    4 января 2025 15:56
    Среди солдат обсуждаются вопросы боеприпасов, скорострельности, калибра и веса, и даже после окончания войны быстро забылось, что нужно армии на войне. Немецкие пулеметы, особенно MG-34, MG42, были способны сломить атаку на дистанции более 1000 м. Скорость более 1000 выстрелов в минуту, экономика снова запускается и качественный чешский пулемет vz 26 (Брен) стреляет со скоростью 600-800 выстрелов в минуту. Я очень кратко, оружие, даже качественное, предназначалось для боевых действий в Европе. Это было хорошее оружие, но не хватало того, что хотели солдаты, скорости стрельбы, пулемета выше 1000м не было. Союзники и их логистика не пожалели средств, и за это заплатили жизни солдат союзников. Настоящее понятно, но только до того момента, пока снова не заговорят о новых калибрах и новом металле. Армии по-прежнему нужно что-то кроме того, что сейчас имеется на складе. am