На смену ATACMS

20
На смену ATACMS
Старт ракеты PrSM с боевой машины HIMARS


Недавно в США стартовало серийное производство новейших оперативно-тактических ракет PrSM, совместимых с существующими пусковыми установками. На разных стадиях разработки находится несколько следующих модификаций такого оружия, имеющих разный уровень тактико-технических и боевых характеристик. Кроме того, Пентагон планирует разработать ещё один проект такого рода и вновь улучшить все основные параметры ракеты.



Следующее поколение


На днях состоялась очередная конференция Ассоциации армии США по вопросам развития вооружений и техники. На этом мероприятии с докладом выступил бригадный генерал Рори Крук, возглавляющий отдел по разработке дальнобойного высокоточного оружия (Long-Range Precision Fires Cross Functional Team).

В настоящее время на разных стадиях производства и разработки находятся четыре варианта ракеты PrSM. Генерал впервые сообщил, что Пентагон планирует создать и пятую версию такого боеприпаса. Новая модификация пока не имеет официального названия, но в будущем ей могут присвоить обозначение PrSM Increment 5 по аналогии с уже существующими проектами.

В данный момент новый проект находится на самых ранних стадиях. Специалисты профильных организаций армии изучают потребности ракетных войск и доступные технологии, а также ведут поиск новых решений, которые позволят вывести характеристики на новый уровень.

Пентагон уже выделил финансирование на проведение текущих работ, но пока не составляет планы на будущее. Сроки завершения нынешних исследований, перехода на стадию проектирования и т.д. пока назвать не могут.


Схема ракеты PrSM Increment 1

При этом информация от генерала Р. Крука позволяет предполагать, что разработка PrSM Increment 5 займет достаточно много времени. Дело в том, что в этом проекте большим доработкам подвергнется как ракета, так и пусковая установка для неё. Перестройку существующих средств или разработка совершенно новых не удастся выполнить в краткие сроки.

Радикальные нововведения


Целью нынешних проектов PrSM с номерами от «1» до «4» является создание перспективных ракет «земля-земля» с дальностью стрельбы от 500 до 1000 км. Изделия должны быть совместимы с пусковыми установками M270 и M142. В боекомплекте таких РСЗО новые ракеты заменят боеприпасы существующего семейства ATACMS.

Ракеты PrSM первых четырёх версий имеют длину ок. 4 м., ограниченную габаритами пусковой установки. Диаметр корпуса – 430 мм. Прирост дальности полета, в сравнении с предыдущим семейством ракет, получен за счёт нового твердотопливного двигателя, облегчённой боевой части и иных решений.

Дальнейшее повышение основных характеристик потребует радикальной переделки как самой ракеты, так и её носителя. По словам генерала Крука, для достижения дальности свыше 1000 км необходимо создать более длинную ракету, которая не сможет разместиться на существующих пусковых установках MLRS или HIMARS. В связи с этим будет необходимо разработать новую боевую машину.

Оптимальный облик


Недавние заявления представителя Пентагона позволяют представить, каким будет ракетный комплекс PrSM будущего 5 поколения. Уже можно говорить о его общем облике и ключевых решения. Впрочем, учитывая текущую стадию работ, можно ожидать любые варианты развития событий. Как следствие, реальный комплекс из будущего будет отличаться от нынешних ожиданий.


Компоновочные решения проекта PrSM

По всей видимости, новый комплекс получит свою собственную пусковую установку. Это будет самоходная машина на колёсной (наиболее вероятно) или гусеничной базе, оснащенная пусковой установкой увеличенной длины. Р. Крук упоминал, что использование более длинной ракеты заставит убрать с боевой машины кабину экипажа.

Возможен отказ не только от выступающей кабины, но и от размещения экипажа на борту машины. Такой ракетный комплекс могут сделать дистанционно управляемым с той или иной степенью автономности. Пентагон уже проводит опыты такого рода, и их результаты могут быть использованы в будущем проекте PrSM Increment 5.

Как изменятся габариты будущей ракеты, неизвестно. Длина изделия может дойти до 5-6 м. Также нельзя исключать увеличение диаметра корпуса. Всё это даст серьезный прирост внутренних объемов, который можно использовать для повышения основных тактико-технических характеристик.

В первую очередь, больший объем корпуса позволит использовать РДТТ с увеличенным зарядом. Это улучшит энергетические показатели и положительно повлияет на дальность стрельбы. Кроме того, дополнительные объемы и улучшенная энергетика позволят увеличить размеры и массу боевой части.

Ожидается, что ракетный комплекс сохранит подвижность и мобильность на уровне существующей системы M142 HIMARS. Однако его развертывание и боевое применение могут стать проще благодаря отсутствию экипажа на борту. Одновременно с этим за счёт новой ракеты вырастут ключевые боевые характеристики.


Проектный облик ракеты PrSM Increment 4

Перспективная пусковая установка, вероятно, останется совместимой с существующими линейками боеприпасов для HIMARS / MLRS. На неё можно будет устанавливать контейнеры с 227-мм ракетами GMLRS или с более крупными ATACMS. Однако весь свой боевой потенциал эта боевая машина сможет раскрыть именно с ракетой PrSM Increment 5.

В составе семейства


В настоящее время основным дальнобойным оружием систем M142 и M270 являются баллистические ракеты серии ATACMS. Они имеют дальность не более 290 км и способны нести боевые части разных типов, в основном моноблочные.

В конце 2023 г. армия США получила первую серийную партию ракет новой модели PrSM Increment 1. Они тоже относятся к классу баллистических «земля-земля» и предназначены для поражения целей с известными координатами. Их дальность полета увеличилась до 500 км, а масса боевой части сократилась до 91 кг.

Продолжается разработка противокорабельной ракеты PrSM Increment 2, также известной как Land Based Anti-Ship Missile. От базового изделия она будет отличаться наличием многорежимной головки самонаведения для поражения подвижных целей. Кроме того, дальность стрельбы постепенно собираются довести до 1000 км.

На основе двух первых версий PrSM будет создан проект Increment 3. Его результатом станет баллистическая ракета с дальностью 1000 км и возможностью работы по стационарным или движущимся целям. Такой боеприпас планируется использовать только в сухопутных войсках для решения их боевых задач.


Уже начата проработка проекта Increment 4, главной целью которого является преодоление дальности в 1000 км. Для оптимизации лётных характеристик предполагается отказаться от твердотопливного двигателя в пользу турбореактивного или прямоточного. Кроме того, в этом проекте PrSM может превратиться в крылатую ракету.

Таким образом, в рамках уже известных проектов Пентагон и его подрядчики реализуют несколько способов увеличения дальности пуска. При этом в проектах с номерами от «1» до «4» приходится учитывать ограничения существующих пусковых установок.

Анонсированный проект PrSM Increment 5 снимет существующие ограничения по габаритам боеприпасов, что, как ожидается, позволит получить повышенные характеристики. В то же время, для этого придется разрабатывать с нуля практически весь ракетный комплекс.

Планы на будущее


Таким образом, Пентагон всерьёз занялся темой развития своих ОТРК и создания новых боеприпасов для них. Первый вариант ракеты PrSM уже пошел в серию и поступает в войска. Еще три находятся на разных стадиях разработки и ожидаются в обозримом будущем. На этом не останавливаются, и на уровне теории уже прорабатывается следующий проект.

Как скоро перейдут от предварительных исследований к полноценному проектированию, неизвестно. Сроки завершения проекта PrSM Increment 5 тоже пока под вопросом. При этом у Пентагона вряд ли есть повод для оптимистичных оценок. Пятый проект серии PrSM будет отличаться повышенной сложностью, и на его реализацию уйдет больше времени, чем на предыдущие.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    5 декабря 2024 03:44
    Сколько уже громких пиар проектов начинал Пентагон и ВПК США. Только по проектам МБР не один начинали, на моей памяти, далеко не сведущего в этой области. А на вооружении так и стоят Минитмены, проект 70х годов 20го века. Ну периодически выдают красивые виртуальные картинки, на этом проекты сдвигаются по срокам вправо, потом появляется новые.
    1. +8
      5 декабря 2024 05:37
      Цитата: Dzenn
      Сколько уже громких пиар проектов начинал Пентагон и ВПК США.

      Сколько? Рановато вы хоронить собрались американский ВПК. Судя по продажам вооружений, им беспокоиться нечего. Только прибавляют. Сильно прибавляют в продаже вооружений и другие страны. А вот наша доля с 2012 года снижается. И заметьте. Тогда не было ни войны, ни санкций.

      Вопрос. За чей счёт прибавляют другие страны свою долю вооружений на рынке? Стоит ли нам беспокоиться за наше второе место в продажах вооружений? Не получится ли у нас, как с космосом, со спортом... где мы ещё не так давно были на втором месте?
  2. +3
    5 декабря 2024 03:45
    Интересно сколько у нас времени от разработки до пуска такой ракеты по нашим городам? what
    1. +3
      5 декабря 2024 04:22
      Зависит от податливости верховного. Госдеп заявил же, что удары вглубь - против вовлечения других стран. И с тех пор ударов вглубь нет и про северокорейцев тоже ничего не говорят. Если решат заморозить, особенно в Курской области, разрешат украсть все резервы, то лет пять будет в ожидании наступления а-ля Алеппо. А если по банковской орешником - то скорее всего в этом году, ракеты уже активно испытывают. Но с нашими можно спать спокойно - они лучше сегодня рупь урвут, хоть завтра сто потеряют, чем закусят удила и завтра червонец получат...
    2. +5
      5 декабря 2024 05:17
      по нашим городам?

      "Призмы" по нашим не полетят. У них лишних АТАКМСов на складах 2 тыс. штук, сначала их нужно утилизировать.
      1. 0
        5 декабря 2024 19:47
        Цитата: МБРШБ
        "Призмы" по нашим не полетят

        Идеальные цели для испытаний в боевых условиях
      2. 2al
        +1
        23 декабря 2024 11:32
        Для КНР такого кол-ва ATACMS явно не достаточно, на Украину клевещут 500шт запланированы, из них уже 82шт отстреляли. Остальные пока на складах Польши и Румынии, их завозят небольшими партиями. То что до сих пор не сожгли заводик по их производству в Кемдене штат Арканзас, можно объяснить только крайней формой импотенции. Вся надежда на КНР, в случае запланированных поставок ATACMS/PrSM на Тайвань акции саботажа и диверсий на этом заводе весьма вероятны.
    3. -1
      5 декабря 2024 06:07
      Цитата: Леха с Андроида.
      Интересно сколько у нас времени от разработки до пуска такой ракеты по нашим городам? what

      Судя по темпам наступления в СВО, мы ещё увидим эти пуски.
      Нам всё-таки надо на освобожденной территории провозглашать Харьковскую Народную Республику, заключать с ней военный союзный договор, передавать ей дальнобойное ракетное вооружение РСМД, разрешить ей наносить ракетные удары по военным союзникам Украины. Заодно проверим, как харьковский Орешник до Великобритании и Франции долетит.
      В эту игру надо играть вдвоём.
      1. 2al
        0
        23 декабря 2024 11:37
        Согласен, ничто не удержит США от пусков PrSM по городам РФ, Рыльск в Курской области это только для проверки реакции, следует ожидать под НГ куда более чувствительных ударов, причём не исключено что прямо с территории Польши.
      2. 0
        25 декабря 2024 02:56
        Цитата: Бородач
        Нам всё-таки надо на освобожденной территории провозглашать Харьковскую Народную Республику,

        Вы мыслите правильно. Так же мыслил и я , причем еще до начала СВО. Считаю поспешное присоединение Крыма и Донбасса с остальными областями к России стратегической ошибкой. Ну или только Крым.
        Сначала нужно было сделать Новороссию (да пусть даже Украину 2.0 или УССР, не важно название) ,заключить с ней военно-политический союз, а уже после полного поражения "неправильной" самозванной бандеровской Украины присоединять правильную (т.е. очищенную от нациков) к России, вместе с Белоруссией :)
  3. 0
    5 декабря 2024 04:25
    Increment
    belay Батька Ангел: -- Я экскремент хочу сделать. feel
  4. 0
    5 декабря 2024 04:48
    Цитата: alexoff
    Но с нашими можно спать спокойно - они лучше сегодня рупь урвут, хоть завтра сто потеряют, чем закусят удила и завтра червонец получат...

    Временщики выходит request.
    После нас хоть потоп.
    1. 0
      5 декабря 2024 19:45
      Ведут себя как временщики, но что-то уходить не хотят, видимо потопы недостаточно сильные
      1. 2al
        0
        23 декабря 2024 11:41
        А куда им уходить, к Эрдогану?
        1. 0
          23 декабря 2024 12:32
          В Швейцарию, Австрию, США. Потом будут рассказывать как страну помогали разваливать. Дофига детей-внуков генсеков в США тусит
          1. 2al
            0
            23 декабря 2024 13:38
            Согласен, но есть некоторые сомнения по поводу США, вовсе не факт, что в случае развала РФ её территория будет пригодна для тусовок.
            1. 0
              23 декабря 2024 14:03
              Ну наши перед сдачей страны вполне могут устроить сирийский вариант, расставить подлодки поближе, бомбардировщики оставить без экипажей. Устроить неописуемый бардак, а американцы разбомбят всё в местах хранения без всякого сопротивления со стороны дегенералов. Живой пример на глазах был. А за такую сдачу сладкую жизнь нашим руководителям подарят. А какое-нибудь народное ополчение уже не будет иметь ядрен батонов
  5. +4
    5 декабря 2024 07:04
    Нравится это нам или нет, люди работают меняют одно поколение ракет на другое с учётом боевого применения против самого сильного вероятного противника. Правда есть ещё Китай.
    Нам бы тоже надо поработать над нашими чистыми РСЗО, модернизировать по дальности и точности, по самонаведению. Как у КНДР или Китая, и цена была разумная.
  6. 0
    5 декабря 2024 19:34
    Самое то будет когда понадобится эту автономно двигающуюся бандуру маскировать на месности, а кто ветками или сеткой накроет если экипажа нет?
    1. 2al
      0
      23 декабря 2024 13:33
      Это бандура передвигается на расстояниях 100-200км от ЛБС, даже обнаружив её, ещё надо чем то достать. На позицию она идёт со скоростью не менее 40км/ч, а после пуска ракет она свернётся с огневой позиции менее чем за 4мин и уйдёт с неё со скоростью не менее чем 60км/ч. Так что для борьбы с ними нужен барражирующий бп доставляемый в район патрулирования то-же ракетой, или геноцид мостов с грузоподьёмностью выше 30тонн. Если не заморачиваться защитой экипажа, то платформа для такой ПУ - грузовик стоимостью от $30тыс.