Австралийская автомобилизация и Вторая мировая война

25
Австралийская автомобилизация и Вторая мировая война
Коллинз-Стрит в Мельбурне около 1930 года. Сколь много автомобилей на улицах!


Это была неожиданная находка, заставившая несколько под иным углом посмотреть на расстановку сил в Восточной Азии и на Тихом океане перед Второй мировой войной и в ее ходе.



Во время просмотра французского «Экономического бюллетеня Индокитая» за 1943 год, в которых, кроме собственно индокитайской экономики, еще и публиковались различные сведения об окружающем регионе. И тут статья «Новые условия для японской автомобильной промышленности в Восточной Азии», к которой прилагались очень интересные статистические данные.

Французы не поленились и собрали сведения об автомобилизации этой части мира по состоянию перед войной, в основном за 1939–1940 годы. Итак, количество автомобилей:

Британская Малайя — 49660
Британское Борнео — 317
Китай — 32118
Французский Индокитай — 30916
Гуам — 432
Гонконг — 6655
Маньчжоу-Го — 12150
Голландская Индия — 76207
Филиппины — 48543
Саравак — 598
Тайланд — 13518
Бирма — 19038
Цейлон — 27777
Индия — 123400
Австралия — 808500.

Всего в регионе числилось 1250355 автомобилей, в том числе 865528 легковых, 332702 грузовика и 52105 автобусов.
Из них на Австралию приходилось 64,4% общей численности автомобилей, 67% легковых и 68,6% грузовых автомобилей.
При том, что в 1941 году население Австралии составляло 7109 тысяч человек, то получается, что один автомобиль приходился на каждые 8,7 человека. Для сравнения, в Китае, в котором население в 1938 году составляло 537,3 млн человек, один автомобиль приходился на 16731 человек.

Эти цифры показывали, насколько большая пропасть пролегала в автомобилизации между Австралией и остальной Восточной Азией, в основном представленной колониальными владениями или формально независимыми, но далеко не самостоятельными странами. И это обстоятельство, тогда достаточно хорошо известное, оказывало свое влияние на ход событий.

Автомобили и дороги


Хотя Австралия нередко представляется каким-то отдаленным захолустьем, где кенгуру скачут, тем не менее она шла практически в ногу с европейскими странами и США. Первая самодвижущаяся повозка, приводимая в движение паровым двигателем, была сконструирована в Австралии в 1898 году местным механиком Дэвидом Ширером. В 1900 году в стране появился первый фабричный автомобиль — французский Di Dior, а потом пошел поток, и уже в 1907 году в Австралии было 3559 автомобилей.

Вместе с автомобилизацией возник и довольно многочисленный отряд механиков, необходимых для обслуживания и ремонта автомобилей, тем более что австралийские дороги того времени больше подходили для гужевого транспорта, чем для автомобилей. В 1911 году в Австралии было 3630 механиков, в том числе, что весьма шокировало европейцев, среди них были австралийские аборигены и женщины.

Исследователь Австралийского католического университета Майкл Пэрсон в своей диссертационной работе, посвященной истории автодела, отмечал, что аборигены нашли для себя выгодную нишу в авторемонте в сельской местности, и это произошло потому, что раньше аборигены вошли в кузнечное дело и ремонт сельхозинвентаря. Впоследствии многие авторемонтные мастерские возникали именно на основе кузниц. Ну а женщины — так в Австралии женская эмансипация была характерна для автодела изначально. В 1921 году из 11,2 тысяч механиков 271 были женского пола.

В обширной стране автомобиль сразу получил признание как важное транспортное средство. В 1922 году количество автомобилей в Австралии превысило 100 тысяч единиц. Тогда же стали строить дороги. В штатах в начале 1920-х годов создали органы, ответственные за строительство и содержание дорог. В 1922 году федеральное правительство Австралии приняло закон об общественных работах, а в 1923 году — закон о развитии главных автодорог, и стало выделять средства для поддержки дорожного строительства. Эта политика велась до 1959 года.


Карта дорог Австралии по состоянию примерно на 1938 год. Многие дороги, о которых будет сказано ниже, еще не были построены.

Дорожная сеть, в силу географических условий и расселения, формировалась в южной и восточной части Австралии, главным образом между Аделаидой, Мельбурном, Сиднеем и Брисбеном. Уже в то время была построена автодорога от Аделаиды на запад, в Перт.

В 1930-х годах, когда Великая депрессия многих лишила работы и в Австралии, федеральное правительство, по примеру многих европейских стран, использовало дорожное строительство для помощи безработным. В то время сооружались интересные дорожные проекты. Например, Тихоокеанское шоссе (Pacific Highway) между Сиднеем и Брисбеном, построенное в начале 1930-х годов.

Или шоссе Стюарта (Stuart Highway) от Дарвина на севере и до Порт-Огаста на юге. Шоссе длиной 2720 км пересекает весь континент. Вдоль этого маршрута была еще в 1871–1872 годах построена телеграфная линия, так что этой дорогой пользовались давно. Потом была построена железная дорога от Дарвина на юг, до Бердема и Алис-Спрингс. Потом стали строить автомобильную дорогу. В декабре 1940 года была достроена дорога от Порт-Огаста до Алис-Спрингс, а затем в апреле-декабре 1940 года была построена дорога от Алис-Спрингс до Бердема. На дорогу 492 км длиной потребовалось 90 дней; один участок в 18 км был построен всего за неделю. Но военное командование в марте 1941 года потребовало довести дорогу до Дарвина, поскольку последний участок в сезон дождей был почти непроезжим. Этот участок построили к июлю 1942 года.


Дороги, надо сказать, в Австралии строили серьезно и с применением техники, в частности, бульдозеров


Бывали и такие монстры: Irvine Heat Treatment Plant, который прожаривал глину, делая возможным ее укатку и образование твердого дорожного основания. Остатки этого монстра сохранились по крайней мере до 2016 года.


Наконец, бетонирование дороги.

В июле 1941 — июне 1942 года было также построено шоссе Эйр (Eyre Highway), которое проходило южнее существовавшей дороги от Перта до Аделаиды. Она тоже следовала маршруту телеграфной линии, проложенной еще в 1870-х годах, но дорогу построили по более удобному маршруту.

К началу Второй мировой войны Австралия имела весьма развитую дорожную сеть, а также большое количество автомобилей.

Автомобили американские, британские и даже японские


В 1938/39 году в Австралии было зарегистрировано 820296 автомобилей. Подавляющая часть, 81%, была американского производства, поскольку в 1925 году компания Генри Форда открыла в Джелонге, в здании заброшенной фабрики по обработке шерсти, сборочный завод, а затем построила более современный и хорошо оборудованный сборочный завод. General Motors в 1926 году создала целый ряд сборочных заводов в Австралии, в сотрудничестве с австралийской фирмой Holden, которая изначально производила седла, а потом перешла на выпуск автомобильных кузовов.

Конкуренцию с американцами выдерживали только британские автокомпании. Были еще французские и итальянские производители, но они, начиная с 1929 года, фактически потеряли рынок. Британцы до разгара Великой депрессии держали около 15% продаж, в 1932–1933 годах даже потеснили американцев, до 34% и 37% продаж соответственно, правда, на фоне очень резкого падения продаж, с 82 тысяч автомобилей в 1927 году до 10,6 тысяч в 1932 году. Но потом им удавалось удерживать чуть более 20% австралийского рынка.

Дело в том, что американские автомобили, большие и мощные, охотнее всего покупали фермеры и жители сельской местности. Британские автомобили, такие как Austin 7, охотнее покупали жители крупных городов и пригородов. В депрессию британские автомобили оказались более приемлемыми из-за низкого расхода топлива.


Британский Austin 7: миниатюрный автомобиль весом 360 кг, шириной колеи 1,02 метра и мощностью двигателя 10 л.с.

Интересно, что на австралийский рынок пытались вломиться японцы. Nissan по британской лицензии производил несколько модификаций Austin 7, известных под маркой Datsun. Вот одну из них японцы пытались экспортировать в Австралию, отправляя машинокомплекты, которые в Австралии дооснащались рядом комплектующих, например, колесами, радиаторами, аккумуляторами.


Datsun Type 14 был несколько больше: длина 2,8 метра, ширина 1,2 метра, вес 600 кг, мощность двигателя 15 л.с.

Из этой идеи ничего не получилось, хотя первые 404 единицы Datsun Type 14 были отправлены в Мельбурн в конце 1934 года. Во-первых, японские автомобили стоили дороже британских аналогов. Во-вторых, оказалось, что японские машинокомплекты не удавалось собрать в Австралии в работоспособный автомобиль, поскольку части не были взаимозаменяемыми и точность их обработки была не на высоте. Иными словами, для сборки нередко приходилось подгонять детали по месту. В ноябре 1936 года продавцы подали иск на 8 тысяч фунтов стерлингов к Mitsubishi Trading Company, которая сбывала японские автомобили в Австралии, за то, что ее продукция просто непродаваемая. Из этой модификации, которой выпустили 3800 единиц, лишь 56 удалось продать в Австралии и Новой Зеландии.

Последствия автомобилизации для войны


Как мы знаем, иметь перед войной много автомобилей, весьма развитую автомобильную промышленность и много технически обученных людей — это хорошо. Автомобили могут служить армии и военной промышленности, автомобильные заводы легко переходят на сборку военной техники и выпуск оружия и боеприпасов.

Ну и техники. В 1940 году, когда королевские ВВС Австралии пополняли ряды своего наземного персонала, они получили 56,7 тысяч заявок, из которых отобрали 7894 человека для службы в качестве технического и наземного авиационного персонала. Это при том, что в парке числилось 246 самолетов.

До войны в Австралии пилотов готовили мало, но по общей программе подготовки летчиков Британского Содружества Австралия за годы войны подготовила 37500 пилотов.

Австралийская армия, которая в 1939 году имела численность в 80 тысяч человек (это была милиция, которой руководили 2800 человек из состава постоянной армии), и к началу 1942 года была развернута в составе 11 пехотных и 3 танковых дивизий до численности 476 тысяч человек. Всего через австралийскую армию прошло 730 тысяч человек. Причем в этой армии был создан корпус инженеров-электриков и механиков численностью 28 тысяч человек в том же 1942 году.

Вот это последствия масштабной автомобилизации до войны. Так что японцы могли планировать вторжение в Австралию, но это вовсе не обещало быть легкой прогулкой. Даже в том случае, если бы японский военно-морской флот смог бы установить полную морскую блокаду Австралии, японским войскам пришлось бы сражаться с многочисленными, мобильными и технически грамотными войсками, причем на обширном ТВД, на котором обладание дорогами становилось бы задачей №1. Если бы полной блокады не было бы, то японцы терпели бы поражение в Австралии почти в любом случае из всех возможных.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    10 декабря 2024 06:39
    Даже в том случае, если бы японский военно-морской флот смог бы установить полную морскую блокаду Австралии, японским войскам пришлось бы сражаться с многочисленными, мобильными и технически грамотными войсками, причем на обширном ТВД, на котором обладание дорогами становилось бы задачей №1

    Ряд факторов которые не учел уважаемый Автор:
    1. Австралия- пускай маленький но континент. Максимум в 1941 местные власти единовременно могли поставить под ружье не более 200 тыс. человек из них только 90 тыс. обученных и снаряенных. Причем по нормам британской армии только две дивизии, без танков, ПВО и почти без противотанковой и дивизионной артиллерии, минометов и пулеметов. Все боеспособные подразделения «вобатов» были в Британии.
    2. Концентрация населенных пунктов. Японцам хватило бы 100 тыс. сухопутных войск для взятия под контроль центров принятия решения на юго- западе материка. Правда пришлось бы создавать речные силы и завозить 200 тыс. корейцев. Но это дело техники. Смысла блокировать Австралию не было.
    Дальше лень писать. Об эффективности австралийских дивизий на западном фронте и в Африке написано много, но это уже 1942-1944 годы. От себя только отмечу обмундирование и экипировка у Австралийцев была не плохая.
    1. +3
      10 декабря 2024 10:41
      Вам не угодишь. Пишешь о японцах хорошо - не нравится. Пишешь плохо - тоже не нравится. laughing
      1. -1
        10 декабря 2024 12:34
        Цитата: wehr
        Вам не угодишь. Пишешь о японцах хорошо - не нравится. Пишешь плохо - тоже не нравится. laughing

        Дмитрий Вы традиционной пытаетесь в неплохой по содержанию материал вставить заведомо нереальные выводы с претензией на аналитику.
        Как специалист пишу - не Ваше.
        По сути свою работу вы должны были закончить так.
        «Несмотря на высокий уровень автомобилей и специального транспорта на душу населения, а также техническую грамотность персонала, австралийская сухопутная армия не имела механизированных подразделений, бронетехники и танков. На территории континента не производили броню, двигатели и вооружение. Число артиллерийских орудий, минометов, средств связи имелось на две дивизии. Фактически к 42 году было разработано и заказано 4 вида техники (3 бронеавтомобиля и 1 -танк). Из них 2 с пулеметным вооружением. Серийные поставки начались в 43 году.
        Приняв во внимание ничтожное число военных самолетов, небольшой флот и 4 (четыре!!!) береговые батареи… дальше Дмитрий продолжать…
        Кака на фиг блокада. Захват трех городов и «алес капут».
        Ну где-то так! Если бы японцам нужно было бы 50 000 машин они бы так сделали.
        Хорошего дня!
        1. +1
          10 декабря 2024 14:02
          Вы пытаетесь все оценивать по меркам Красной армии и советско-германского фронта. Между тем, у японской армии было вовсе не в избытке танков, артиллерии, особенно тяжелой, и вообще японская армия - преимущественно пехотная. Потом, японцам надо было разделить силы между обширными территориями. Потом трудности доставки большого количества техники и тяжелого вооружения наличными у Японии морскими транспортами.
          Все вместе получается, что Япония могла высадить в Австралии в основном пехоту. Вот и получается, что пехотные силы против пехотных сил, но одни из них, австралийские, имеют возможность мобилизовать много гражданского автотранспорта. Что имеет значение при австралийских расстояниях для маневрирования силами. Это сильное преимущество на этом ТВД.
          Надеюсь, с этим не будете спорить?
    2. +1
      11 декабря 2024 14:53
      Цитата: Коте пане Коханка
      Причем по нормам британской армии только две дивизии, без танков, ПВО и почти без противотанковой и дивизионной артиллерии, минометов и пулеметов. Все боеспособные подразделения «вобатов» были в Британии.

      Такое распределение австралийских дивизий сохранялось только до декабря 1941 г. После начала войны с Японией наиболее опытная 6-я пд и имевшая опыт захвата Сирии 7-я пд вернулись в Австралию, на помощь 8-й пд. В Северной Африке осталась только 9-я дивизия.
      Плюс в Австралии осталась формируемая 1-я бртд, которую в декабре 1941 г. планировалось начать перебрасывать на Ближний Восток (срок готовности - весна 1942 г.).
  2. +3
    10 декабря 2024 07:37
    Бронеавтомобили австралийцами производились?
    Для обороны своего континента.
    1. +4
      10 декабря 2024 10:32
      А як жешь...
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Scout_Car_S1#:~:text=Scout%20Car%20S1%20%E2%80%94%20%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9,%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%20%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B.&text=%D0%AD%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%2C%20%D1%87%D0%B5%D0%BB.&text=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%2C%20%D1%88%D1%82.&text=Ford%20V8%2C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%2095%20%D0%BB.
      1. +2
        10 декабря 2024 11:50
        Бронетехника Второй мировой войны. Австралия
        https://dzen.ru/a/YQTzHnWsKwhDvXYE
    2. +1
      10 декабря 2024 12:09
      Цитата: hohol95
      Бронеавтомобили австралийцами производились?
      Для обороны своего континента.

      Привет ребята!
      На 1941 год нет. Только к середине 1942 года смогли наладить выпуск броневых плит для бронеавтомобилей и танков. Двигателей и вооружения своего тоже не было. Технику заказывали в метрополии или США.
      1. +3
        10 декабря 2024 12:37
        Пишут, что делали на базе канадских грузовиков.
        Все бронемашины местного изготовления (на канадских шасси) использовали, как учебные.
        В бой не отправляли.
        1. +2
          10 декабря 2024 12:55
          Цитата: hohol95
          Пишут, что делали на базе канадских грузовиков.
          Все бронемашины местного изготовления (на канадских шасси) использовали, как учебные.
          В бой не отправляли.

          Андрей, в ряде справочников читал, что на своих машинах до 1942 года вместо брони использовалось железо. Иногла путем переплавки судовой брони. Нормальную броню получили только экземпляры собранные за рубежом и после декабря 1942 года.
          Впрочем ключевое слово на базе канадских грузовиков. Причем американцы еще и затянули австралийский заказ броневиков S7. На колько я помню в обмен на танки.
  3. +2
    10 декабря 2024 09:54
    Если бы полной блокады не было бы
    Замечательная статья в стиле что бы было бы,если неба,не было бы.,за ней последуют комментарии в том же стиле: Копьев,наломается.. smile
    1. +3
      10 декабря 2024 12:14
      Цитата: kor1vet1974
      Если бы полной блокады не было бы
      Замечательная статья в стиле что бы было бы,если неба,не было бы.,за ней последуют комментарии в том же стиле: Копьев,наломается.. smile

      Согласен полностью. Впрочем для захвата Австралии если это надо было бы Японии. Достаточно было десанта в 100 тыс. солдат и 200 тыс. корейских рабочих в Сиднее. По сути даже меньше усилий, чем японцы потратили для овладения Филиппинами и Малайзией.
      1. 0
        10 декабря 2024 12:19
        Полной блокады не было,не было..а остальное альтернативщина hi
        1. 0
          10 декабря 2024 12:40
          Цитата: kor1vet1974
          Полной блокады не было,не было..а остальное альтернативщина hi

          Могу только кивнуть и сказать УГУ, согласен!
      2. 0
        11 декабря 2024 09:59
        А если австралийцы не сдались бы сразу, что делать?
  4. +3
    10 декабря 2024 10:41
    американские автомобили, большие и мощные, охотнее всего покупали фермеры и жители сельской местности. Британские автомобили, такие как Austin 7, охотнее покупали жители крупных городов и пригородов

    Интересно, а какие легковые автомобили тогда предпочитали жители сельской местности и крупных городов СССР (кроме "Антилопы Гну")?
    1. -3
      10 декабря 2024 11:04
      Сравнить ссср с страной с чуть ли не самым высоким уровнем жизни в мире несколько странно
      1. +1
        10 декабря 2024 11:29
        отчего же? Вот автоСССР тех же времен:

        Утро было прохладное. В жемчужном небе путалось бледное солнце. В травах кричала мелкая птичья сволочь.


        Вот уже сутки они мчались впереди автопробега. Их встречали музыкой и речами. Дети били для них в барабаны. Взрослые кормили их обедами и ужинами, снабжали заранее заготовленными авточастями, а в одном посаде поднесли хлеб-соль на дубовом резном блюде с полотенцем, вышитым крестиками.
  5. +1
    10 декабря 2024 20:32
    На первой фотографии по технологии строительства дорог не бульдозер (нет впереди лопаты), а скрепер (сзади на прицепе ковш с опускаемым днищем).
    1. +1
      11 декабря 2024 09:50
      Та же мысль пришла, когда смотрел фото)
  6. +1
    11 декабря 2024 11:54
    Австралийская армия, которая в 1939 году имела численность в 80 тысяч человек (это была милиция, которой руководили 2800 человек из состава постоянной армии), и к началу 1942 года была развернута в составе 11 пехотных и 3 танковых дивизий до численности 476 тысяч человек. Всего через австралийскую армию прошло 730 тысяч человек. Причем в этой армии был создан корпус инженеров-электриков и механиков численностью 28 тысяч человек в том же 1942 году.

    Вот это последствия масштабной автомобилизации до войны.
    Автор, аналитика и логика явно не самые сильные стороны вашей личности laughing
    1. -1
      11 декабря 2024 14:01
      Ну да, не умею, как многие "онолитеги", моментально ухватывать капризы начальства laughing
      1. +1
        11 декабря 2024 14:23
        Конечно не умеете, коли главной причиной быстрого увеличения численности пехотных дивизий вы называете наличие в Австралии большого количества автомобилей laughing
        1. -1
          11 декабря 2024 15:13
          Это у Вас мозги испорченные, увы.