Military Review

"Grandma Mace" - P-31

3
In the framework of this work I would like to develop the theme outlined in the previous article. http://topwar.ru/25277-puti-razvitiya-rossiyskih-ballisticheskih-raket-podvodnyh-lodok.html. However, this time, I will not try to “embrace the immense”, but I will consider the “Grandma of the Mace” - P-31.


"Grandma Mace" - P-31




P-31 (index 3М17, code СНВ RSM-45, according to NATO classification - SS-N-17 Snipe) - the first Soviet two-stage solid propellant ballistic missile designed to be placed on the submarines of the 667AM project as part of the D-11 missile system. Designed by TsKB-7 / KB "Arsenal" (Leningrad), chief designer - P.A. Tyurin by Resolution of the USSR Council №374-117 from 10 June 1971. Resolution of the Council of Ministers of the USSR on the development of a draft sketch in June 1969. In February, 1971 was decided at the NTS of Minobchemash and Minsudprom to select and develop the D-11 complex with the P-31 / 3М17 solid-fuel missile for development and testing. Resolution of the USSR Council on the creation of the D-11 complex for the re-equipment of SSBNs 667 Ave. No. 74-117. 10 June 1971 was issued. P.A. Tyurin, Chief Designer for the complex as a whole, for rocket - Yu.F. Valov, for propulsion installations - A.F.Madison, on control systems and telemetry - V.G.Volkov, on ground and launch equipment, missile depreciation system - V.S.Petrikevich, on throwing tests and tests at the Kapustin Yar range - A.A. Zapolsky.

Although all domestic SSBNs of the first generation were equipped only with liquid rockets, which corresponded to the real level of Soviet rocket production. The fleet and industry experts were well aware of all the operational flaws of such missiles. BR with LRE had a high toxicity and fire and explosion hazard. The specificity of their use required in the implementation of the subsea launch of pre-filling the annular gap of mines with seawater, for which a complex system of pipelines and pumps was created. As a result of pumping large volumes of water during the pre-launch preparation, the level of noise unmasking the submarine increased. In this case, the "shepherd" of our missile carrier multipurpose PLA of a potential enemy could have delivered a preemptive strike. And if the SSBN just spent training? All these shortcomings were absent in rocket complexes with solid-propellant rockets. Therefore, in parallel with the development of liquid marine BRs in our country, at the end of the 50-s, work began on the first solid-fuel missiles to equip submarines.
In accordance with a government decree of 9 in September, 1958 Leningrad Arsenal Design Bureau began the development of the D-6 rocket complex with a solid-fuel rocket designed to equip prospective missile carriers. The work was carried out in two parallel directions - the creation of a BR with an engine on ballistic powders, as well as on more promising mixed fuel. The disadvantage of the first option was the need to use a cumbersome bundle of four engines, which led to an excessive increase in rocket dimensions, and the creation of an engine on mixed fuel required the solution of a number of complex scientific, technical and technological problems that at the turn of 50-60-s were not on the shoulder "domestic rocket science. A number of purely organizational difficulties arose. As a result, in accordance with the 4 decree of April 1961, work on the D-6 program was discontinued.
The same government decree of the Design Bureau Vladimir Makeyev was instructed to begin work on the new solid-fuel “boat” complex D-7 with the RT-15М (4К-22) missile, oriented on the new submarine of the 667 project. At the same time, all the technical documentation developed by the “arsenalists” under the D-6 program was transferred to SKB-385.
The RT-15M rocket was supposed to have a launch mass of about 50 T (more than three times the mass of the American BR "Polaris" A-1) and a launch range of 2400 km. The work on the D-7 complex was brought to the stage of throwing tests, however, in 1962, when the customer put forward the demand for a sharp increase in the missile carrier’s ammunition (and, therefore, reduction of the missile dimensions), the program gradually began to fade away, and in 1964, it was completely stopped due to the inability of developers to meet the new requirements.
At the same time, work continued on Arsenal Design Bureau on land-based strategic missiles, which ended with the adoption of the 1972K8P medium-range missile in 98. The accumulated experience in creating engines on mixed fuel allowed Arsenal to come up with a proposal for the development of a solid-fuel rocket for the upgraded SSBN Ave.677, which could be placed in mines created for the P-27 BR. At the same time, the launch range of the new rocket was to exceed the range of its predecessor in 1,5, approaching the capabilities of the newest American Poseidon C-3.

By the way, a very curious moment, as you can see, there have already been applications of ground-based missiles for naval SLBMs.
The Leningraders offer was supported, and at the beginning of the 70-ies, in parallel with KBM's work on the upgraded R-27U liquid rocket, Arsenal was tasked to develop the D-11 complex with the P-31 solid-fuel rocket (PCM-45, Western designation SS - N-17). New BR with a starting weight of 26.840 kg had a range of 4200 km. Initially, it was supposed to be equipped with both single-block and split warheads, but later on the latter option was abandoned, confining itself to a single-block 500 CT power supply.




Designing new missile carriers, as before, usually began with the development of a rocket. However, in this particular case, a single exception example, the missile was created with the aim of replacing the P-667 missiles of the D-27 complex on the SSBN submarines 5. Therefore, the missile carriers were already there, and the first (as well as the last) second ship of the 667A Navaga project, the only ship upgraded to the 667AM Navaga-M project, was the first. True, the rocket men rather helped the case: "It would not be happiness, but misfortune helped". 27 August 1968, when K-140 was in Severodvinsk, after modernization work, an unauthorized release of a nuclear reactor to power occurred. The left-side reactor, due to the spontaneous raising of the compensating grid to the upper limit switches, reached the capacity exceeding the nominal by 18 times. The pressure and temperature in the reactor exceeded the nominal parameters in 4 times. The radiation situation in the reactor compartment has deteriorated sharply, but the primary circuit did not depressurize. There are no official data on the levels of pollution of the submarine, the environment and the levels of exposure of personnel. The dead among the personal staff was not.



The submarine project for the D-11 complex was assigned the index “667AM” (code “Navaga”). It was developed at the Rubin LMBB under the direction of Chief Designer O.Ya. Margolina (Deputy E.A.Gorigledzhan). Due to the increased mass of the missile on the submarines of the 667 project, it was possible to accommodate only 12 BR of a new type.
Externally, the modernized ship differed from the SSBN Ave. 667A aft superstructure, which has a slightly smaller length and greater height. The full displacement of the submarine also increased slightly.

The launch of the rocket was carried out by means of a powder accumulator from depth to 50 m, without pre-filling the mine with water (which increased the secrecy of combat use, since the flow of water into the annular gap unmasked the ship during prelaunch). The launch was possible when the sea was agitated to 8 points. All ammunition fired within one minute with a single volley. Pre-launch preparation time was 3,5 min.
For the conversion of the project 667AM was allocated a submarine K-140 - the second ship pr.NUMXA. Work on the modernization of the nuclear-powered ship began at the Zvezdochka shipyard in Severodvinsk in 667.
The first launch of P-31 from board K-140 took place on December 26 1976 from the White Sea. During the tests of the boat, two shots were conducted at a maximum range (more than 4000 km). For this, the boat had to go to the northern tip of Novaya Zemlya, and from there, from the parallel 77 ° northern latitude, shoot at the Kura battle field in Kamchatka.
In conclusion, the Commander of the SF, dated 14 of September 1979, the D-11 complex was given the following characteristic: “The tests generally showed good performance, high rate of fire with a short preparation time, safety of use and ease of maintenance, adoption of the complex ... would expand the combat capabilities of rocket strategic submarine cruisers pr.667А, continue to familiarize with the experience of operating solid-propellant ballistic missiles in order to use it in the future project promising missile systems. ” Actually, the “accumulation of experience” was all limited: the upgraded K-140 submarine remained one of a kind and did not become a prototype for the re-equipment of other ships of the 667 project. The D-11 complex in 1979 was put into trial operation, which lasted for 10 years. In the West, the boat project 667AM received the designation Yankee II.
The industry released a total of X-NUMX P-36 production rockets, 31 of which were used up in the process of testing and practical firing. In the middle of 20, the MO issued an order to dispose of all missiles of this type (both on board the boat and in warehouses) by shooting. The launches continued from 1990 September to 17 December 1, they all went well, once again demonstrating the high reliability of domestic weapons. And 17 December 1990 K-140 went to Severodvinsk for cutting into metal ...
Actually no, from 16 missiles successfully launched the first time 10 missiles (62.5%), of the remaining 6, the 2 missiles were successfully re-launched. Later 4 rockets are disposed of onshore. The total percentage of successful starts (including repeated) - 70.6%.
• 17.09.1990 Successful single start 100% (1)
• 18.09.1990 Two-rocket salvo, one missile did not come out 66.6% (3)
• 29.09.1990 Successful single start 75% (4)
• 30.09.1990 Two successful single launches 83.3% (6)
• 01.10.1990 Three-rocket salvo from mines No. 1, 2 and 3. When the PAD of the first rocket triggered, the tube of the mine supercharging burst, gas was released into the compartment, after the rocket went out - water. The launch of the remaining missiles did not take place. 66.6% (9)
• 10-11.09.1990 Five single starts. One rocket did not come out. 71.4% (14)
• 30.11.1990 Three single launches of missiles not launched earlier. Failure at the start of one of the missiles (malfunction). 70.6% (17)
In 1969-1971 in the TsKB Volna under the direction of S.M. Bavilina, work was underway to create a new nuclear submarine with X-NUMX P-16 missiles. However, this missile system was not adopted by the USSR Navy, since its combat characteristics were lower than that of the D-31 complex based on the PCM-9 liquid-based SLBM (P-40; the complex was put into service in 29). Therefore, all work at the Volna Central Design Bureau was quickly curtailed, and the command of the Navy itself then decided not to reinvent the wheel and continue to operate liquid-propellant rockets.
One thing is not completely clear why it was impossible, by creating a P-39, to use the backlog (which at that time already had real incarnations) on P-31? Considering the fact that work on the creation of a new missile system was carried out practically with the same “bundle” of enterprises and organizations that also created other strategic missile systems for the Soviet Navy. Only those enterprises of the ministries of machine building, defense and chemical industries that specialized in the work on composite solid fuels, as well as the creation and production of solid propellant solid propellants on them, were connected to the process. The answer is simple; in the process of creating the P-39, for the first time in domestic practice, an attempt was made to somehow unify the SLBMs and ground-based ICBMs: the P-39 and the new heavy PC-22 Yuzhnoye Design Bureau, chief designer V. F. Utkin should were to receive a single first step, the development of which was entrusted to Yuzhnoye Design Bureau. In addition, there is no need to deny the existence of rivalry between the leading design bureaus.
The result is well-known: in the first cases, the fleet received a fairly compact rocket complex (albeit on the same carrier), but it lost to the “liquid” counterparts of the performance characteristics and was not very reliable. In the second case, the remarkable Typhoon system was obtained, but very cumbersome and expensive: the development of the powerful D-19 complex with PCM-52 cost the national treasury 3 more expensive than building the D-9РМ complex with PCM-54 (at least so says the retired admiral Fedor Novoselov, in 1986 —1992 — deputy shipbuilding and armament of the USSR / Russian State Committee of the USSR Navy. Huge costs went to other components of the system "Typhoon." In addition, the latter surpassed in its combat capabilities the Trident I system of a similar purpose, which came into service with the US Navy, but was already inferior to its further development - the Trident II system.
It is quite possible if the resources invested in the Typhoon system were invested in the P-31, the country and the fleet would receive a Bulava-level missile (or rather a very conditional analog, but certainly not such a giant as the P-39) .
I sincerely want to congratulate the submariners' comrades on their professional holiday, from myself and the participants of the portal!
Author:
Originator:
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_05_06/p4.php
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Evrepid
    Evrepid 19 March 2013 12: 30
    0
    Fine! Thank.
  2. gregor6549
    gregor6549 19 March 2013 15: 43
    +4
    The rocket mentioned in the article is a vivid example of the unsuccessful work of the Tyurin team. Makeevsky rockets, although they were liquid, turned out to be much more practical, more reliable (especially those in which encapsulation of fuel and oxidizer was used) and it was they that for a long time were the basis of the nuclear power of the Soviet submarine fleet and then Russia
    1. Andrey57
      Andrey57 19 March 2013 20: 34
      +1
      I agree completely - "Sineva" is a great rocket hi

"Бабушка Булавы" - Р-31

В рамках данной работы хотел бы развить тему, изложенную в предыдущий статье http://topwar.ru/25277-puti-razvitiya-rossiyskih-ballisticheskih-raket-podvodnyh-lodok.html. Однако в этот раз, не буду пытаться «объять необъятное», а рассмотрю «бабушку Булавы» - Р-31.

"Бабушка Булавы" - Р-31


"Бабушка Булавы" - Р-31



Р-31 (индекс 3М17, код СНВ РСМ-45, по классификации НАТО — SS-N-17 Snipe) — первая советская двухступенчатая твёрдотопливная баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 667АМ в составе ракетного комплекса Д-11. Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин по Постановлению СМ СССР №374-117 от 10 июня 1971 г. Постановление СМ СССР о разработке эскизного проекта вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М17. Постановление СМ СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №74-117 вышло 10 июня 1971 г. Главный конструктор по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместители - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский.

Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами, что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения. Флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-, взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. В этом случае «пасущая» наш ракетоносец многоцелевая ПЛА вероятного противника могла нанести упреждающий удар. А если РПКСН просто проводил тренировку? Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок.
В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. ленинградское КБ «Арсенал» приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. Работы велись по двум параллельным направлениям – созданию БР с двигателем на баллистных порохах, а также на более перспективном смесевом топливе. Недостатком первого варианта являлась необходимость использования громоздкой связки из четырех двигателей, что приводило к чрезмерному росту габаритов ракеты, а создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 50-60- х годов оказались еще «не по плечу» отечественному ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены.
Тем же правительственным постановлением ОКБ В.П.Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному «лодочному» комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку 667-го проекта. При этом вся техническая доку-ментация, разработанная «арсенальцами» по программе Д-6, была передана в СКБ- 385.
Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР «Поларис»А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требований.
В то же время в КБ «Арсенал» продолжались работы над стратегическими ракетами на-земного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил «Арсеналу» выйти с предложением о разработке для модернизированный ПЛАРБ пр.677 твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты «Посейдон» С-3.

Кстати, очень любопытный момент, как видите уже имели место применения наработок по сухопутным ракетам для морских БРПЛ.
Предложение ленинградцев получило поддержку, и в начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, «Арсенал» получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS- N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.
"Бабушка Булавы" - Р-31
"Бабушка Булавы" - Р-31
"Бабушка Булавы" - Р-31
"Бабушка Булавы" - Р-31

Проектирование новых ракетоносцев, также как и раньше, обычно начиналось с разработки ракеты. Однако в данном конкретном случае единичный пример исключения, ракета создавалась с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. Поэтому ракетоносцы уже были, и первым стал (как, впрочем, и последним) второй корабль проекта 667А «Навага», единственный корабль, модернизированный по проекту 667АМ «Навага-М». Правда ракетчикам скорее помог случай: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 27 августа 1968 года, когда К-140 находилась в Северодвинске, после модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора на мощность. Реактор левого борта, вследствие самопроизвольного поднятия компенсирующей решетки на верхние концевики, вышел на мощность превосходящую номинальную в 18 раз. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в 4 раза. Радиационная обстановка в реакторном отсеке резко ухудшилась, однако разгерметизации первого контура не произошло. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет. Погибших среди личного персонала не было.
"Бабушка Булавы" - Р-31
"Бабушка Булавы" - Р-31
"Бабушка Булавы" - Р-31

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс «667АМ» (шифр «Навага»). Он разрабатывался в ЛПМБ «Рубин» под руководством главного конструктора О.Я.Марголина (заместитель Е.А.Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.
Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ пр.667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.
"Бабушка Булавы" - Р-31

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течение одной минуту единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.
Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 – второй корабль пр.667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.
Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северной широты стрелять по боевому полю «Кура» на Камчатке.
В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: «Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса… позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов». Собственно, «накоплением опыта» все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей 667-го проекта. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течение 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.
Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл…
Вообще-то нет, из 16 ракет успешно стартовали с первого раза 10 ракет (62.5%), из оставшихся 6 повторно успешно стартовали 2 ракеты. Позже 4 ракеты утилизированы на берегу. Общий процент успешных пусков (включая повторные) - 70.6%.
• 17.09.1990 Успешный одиночный пуск 100% (1)
• 18.09.1990 Двухракетный залп, одна ракета не вышла 66.6% (3)
• 29.09.1990 Успешный одиночный пуск 75% (4)
• 30.09.1990 Два успешных одиночных пуска 83.3% (6)
• 01.10.1990 Трехракетный залп из шахт №№1, 2 и 3. При срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек прошел выброс газов, после выхода ракеты - воды. Старт остальных ракет не состоялся. 66.6% (9)
• 10-11.09.1990 Пять одиночных пусков. Одна ракета не вышла. 71.4% (14)
• 30.11.1990 Три одиночных старта не стартовавших ранее ракет. Отказ при старте одной из ракет (неисправность). 70.6% (17)
В 1969-1971 гг. в ЦКБ «Волна» под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31. Однако на вооружение ВМФ СССР этот ракетный комплекс принят все же не был, поскольку его боевые характеристики оказались ниже, чем у комплекса Д-9 на базе жидкостной БРПЛ РСМ-40 (Р-29; комплекс принят на вооружение в 1974 г.). Поэтому все работы в ЦКБ «Волна» были быстро свернуты, да и само командование ВМФ решило тогда «не изобретать велосипед» и продолжить эксплуатацию жидкостных ракет.
Одно не до конца ясно, почему нельзя было, создавая Р-39 использовать задел (имевший в то время уже реальные воплощения) по Р-31? Учитывая тот факт, что работы по созданию нового ракетного комплекса велись практически той же «связкой» предприятий и организаций, которые создавали и другие ракетные комплексы стратегического назначения для ВМФ СССР. Подключали к процессу только те предприятия министерств машиностроения, оборонной и химической промышленности, которые специализировались на работах по смесевым твердым топливам, а также созданию и производству РДТТ на них. Ответ прост, в процессе создания Р-39 была впервые в отечественной практике предпринята попытка хоть как-то унифицировать БРПЛ и МБР наземного базирования: Р-39 и новая тяжелая РС-22 КБ «Южное», главный конструктор В. Ф. Уткин) должны были получить единую первую ступень, разработка которой была поручена КБ «Южное». Кроме того не стоит отрицать существование соперничества между ведущими КБ.
Результат известный: в первом случаи флот получил довольно компактный ракетный комплекс (правда на одном носители), но проигрывал «жидкостным» собратьям по ТТХ и оказался не очень надежным. Во втором случае получилась замечательная система «Тайфун», но очень громоздкая и дорогая: разработка мощного комплекса Д-19 с РСМ-52 обошлась отечественной казне в 3 раза дороже, чем создание затем комплекса Д-9РМ с РСМ-54 (по крайней мере, так утверждает адмирал в отставке Федор Новоселов, в 1986 —1992 гг. — заместитель ГК ВМФ СССР/РФ по кораблестроению и вооружению). Огромные затраты пошли и на другие составляющие системы «Тайфун». Вдобавок последняя превосходила по своим боевым возможностям поступившую на вооружение ВМС США систему аналогичного назначения «Трайдент I», но уже уступала дальнейшему ее развитию — системе «Трайдент II».
Вполне возможно если бы ресурсы вложенные в систему «Тайфун» вложили бы в Р-31, то страна и флот получили бы ракету уровня «Булавы» (точнее очень условный аналог, но уж точно не такой исполин как Р-39) на несколько десятилетий раньше.
Искренне хочу поздравить товарищей подводников с их профессиональным праздником, от себя и участников портала!

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Evrepid 19 марта 2013 12:30
    Отлично! Спасибо.
  2. gregor6549 19 марта 2013 15:43
    Упомянутая в статье ракета яркий пример неудачной работы коллектива Тюрина. Макеевские ракеты, хотя и были жидкостными, оказались намного практичнее, надежнее (особенно те, в которых было применено капсулирование топлива и окислителя) и именно они долгое время были основой ядерной мощи подводного флота СССР а затем и России
    1. Андрей57 19 марта 2013 20:34
      Согласен полностью - "Синева" великолепная ракета hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня