Творчество юных, тогда и сейчас…

34
Творчество юных, тогда и сейчас…
Новогодний домик из полимеризующейся глины, искусственного снега, соды, и сосулек из эпоксидной смолы… Работа и фотография автора


И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.
Книга пророка Экклесиаста, 10:11




Воспоминания о детстве. Мир наш меняется, и меняется очень сильно. А как он конкретно меняется в деталях? Об этом и пойдет сейчас наш рассказ.

Родился я в большом деревянном доме с большим садом и двором за воротами, куда сваливали привезенные дрова. Год 1954-й. И вот что удивительно, но и свое раннее детство я помню очень хорошо, а с пяти лет так и вообще отлично, хотя понятно, что воспоминания эти фрагментарны. Помню, что застал время, когда дедушка еще работал в школе и ругался с бабушкой, что она ему мешает готовиться к урокам. Эти «куроки», помнится, вызывали у меня смертный ужас. Причем бабушка тоже работала, и мама работала, так что я частенько оставался дома один, и было в нем очень скучно, потому что было в нем всего лишь две комнаты и… большая печка, на которую я залезал и там играл. Но речь пойдет сейчас не об играх и не о созданной для меня информационно-развивающей среде, а о том, что было у меня под руками для занятий техническим творчеством и… что есть для детей сегодня.

Помню, что я очень рано посмотрел кинофильм «Странствия Одиссея», а посмотрев, тут же решил сделать себе доспехи «как в кино». Причем работать клеем я еще не умел (или мне его не давали), не было в доме красок. Но ножницами я резать бумагу уже умел и вырезал себе доспехи из бумаги, раскрасил карандашами под бронзу (!) и покрыл слоем пластилина (!!!), на который наклеил еще один слой бумаги. Надеть их было можно с великим трудом, а вот шевелиться… нельзя. Можно было лишь стоять перед огромным старинным зеркалом и смотреть на свое отражение. Меч сделать не мог. Не умел. Сколько мне тогда было лет? Не помню, но вот было именно так…

Сейчас в «Леонардо» можно купить и детские мечи, и луки со стрелами, и щиты. Можно купить и специальные детские доспехи воинов разных эпох, ну а про различные новогодние костюмы я и не говорю – вон их сколько сейчас выставлено накануне Нового года.

Тогда же летом я сделал и свою первую плавающую модель. Это был плот из нарезанного на кусочки древка флажка. Соединены они были опять же пластилином, а пластилин замаскирован тонкими стебельками от веника. Тут я откуда-то узнал про пароход с гребными колесами, и одновременно, на мое счастье, сломался будильник, и мне его дали «раскурочить». Там оказались отличные колеса для моего плота-парохода. Но… разного размера! Тогда я потребовал отдать мне еще один будильник, из сарая. Разобрал и его, и получился плот-пароход с двумя гребными колесами. А котел? Котлом стала какая-то деталь подходящей формы от… телевизора, который как раз в это время сломался, то есть это был уже 1960 год.

Опять-таки сейчас в продаже есть и сборные, причем очень простые, модельки яхт и швертботов, пароходиков с паропульсиром, а уже о моделях посложнее я и не говорю, одно их перечисление потребует целой статьи.

В 1961 году дедушка с бабушкой ушли на пенсию, и я, помнится, попросил деда сделать мне корабль. Это было еще то убожество – деревянный «утюг» с вбитыми в него гвоздями и натянутой между ними проволокой и палочка-мачта с каким-то парусом. Удивительно, но нравился он мне очень недолго. Все-таки картинки из книг и «этот корабль» сильно отличались. Кстати, в магазине игрушек как раз тогда мне купили пластмассовый катер, и, купаясь в ванне возле топящейся печки, я в него самозабвенно играл. Судьба его была печальна. Положили его сушиться на край плиты, и… «катер поплыл». Была железная лодка с заводным гребцом с веслами – очень красивая и стильная игрушка, и вот сегодня я такой не видал, хотя есть даже сборная модель ялика с фигурками царя Николая на веслах вместе с царицей! Масштаб, правда, не детский – 1:72.


Вид справа. Кто-то скажет, что сосульки уж очень велики, но ведь это сказочный домик, а в сказках все немного не так, как в жизни…

Тут меня дед научил работать коловоротом с перкой, и у меня сразу (это был уже 1962 год) начали получаться суденышки с пустотелым долбленым корпусом, где основная часть древесины выбралась как раз с его помощью. Потрясенный книгой «Одиссея капитана Блада», я сделал три корабля, похожих на те, что были там нарисованы, длиной по 10–12 см. Корпуса были черные, покрашенные освоенной к тому времени тушью. Мачты из специальных тонких палочек для птичьих клеток еще дореволюционного времени, найденные в сарае. Паруса бумажные, а такелаж из ниток, но я не знал, как его закрепить, и просто обматывал весь корабль через корпус. Впрочем, на синем шерстяном одеяле на дедовой кровати играть в них было очень интересно.

К началу учебы я уже освоил конторский клей, дома появилась черная тушь и акварельные краски. А еще в это же самое время на ТВ пошла передача «Сто затей двух друзей», и она дала мне массу полезной информации. Так, из спичечных коробков, оклеенных белой бумагой, я сделал модель двухтрубного крейсера и, как дурак, покрыл его слоем конторского клея, отчего он стал красивым и блестящим. На время… А затем покрылся белым мерзким налетом и весь пожелтел. Такая же судьба ожидала и самолет «Илья Муромец», оклеенный «серебряной» бумагой от конфет. И… самолет «Фарман» из кинофильма «Воздушные приключения». Хорошо, что хоть поиграть в них успел. Ну, а когда они пришли в негодность — сжег их все в печке.


Вид слева. Материалы на сегодня самые простые и доступные, а главное – их все можно купить!

В 1962 году мама подарила мне книгу Жана Оливье «Поход викингов», и понятно, что я тут же решил сделать их корабль. И сделал! Причем и мачта, и весла, хотя и были сделаны из пластилина, не гнулись. А всё потому, что в них были хитроумно закатаны соломинки. Даже полосатый парус и тот был пластилиновый: вспомнил свой раннедетский опыт и обмазал пластилином выкройку бумажного паруса!

Опять-таки, каких только кораблей в серии «Умная бумага» сейчас нет. Это и корабль викингов, и даже галеон! Бери и собирай, причем без клея, что очень удобно для детей, к тому же устроены они так, что в них можно играть.

Тут меня сводили в краеведческий музей, где я увидел подсвеченные диорамы с динозаврами, мамонтами и древними людьми. Это было потрясающе, как «окна» в древний мир. И понятно, я тут же начал лепить динозавров (которых сегодня и лепить не надо, и которые есть, наверное, в любом магазине игрушек) и ставить их на мох, собранный в лесу. Так появились мои собственные диорамы. А потом из пластилина, из скатанных из него бревнышек, я сделал древнерусский город. Понятно, что небольшой, сантиметров 15 на 20. А источником информации послужил мне прекрасно оформленный «Конек-Горбунок» П. Ершова: рассматривая его картинки, я выучил эту книгу чуть ли не наизусть и… слепил себе «город». Но только потом он весь запылился, и пришлось его весь «слепить» обратно, что дало мне огромный ком совершенно одноцветного пластилина.

Сейчас каких только «городов» нет. Опять-таки, есть целый средневековый город с домами и стенами, есть полистироловые замки фирмы «Звезда», есть дома и замки «Лего»… Есть сборные румбоксы на любой вкус и цену…

К четвертому классу я уже умел и строгать, и пилить, и обзавелся целым арсеналом детского оружия (мечи, топоры, булавы, два щита!), хотя имелось и покупное. Например, это был автомат с «палочкой» (рожком), мне не нравились автоматы с диском (у всех такие были), и пластмассовый «парабеллум», очень похожий на настоящий.

Кстати, о замках. Свой первый замок из картонной коробки из-под торта я сделал… Не помню когда. Но он был с зубцами, воротами, поднимающейся решеткой и четырьмя башенками по углам. Тоже из чего-то они были, но из чего, уже не помню. Не было к нему фигурок солдатиков. Слепил их сам, но вышли они не очень – все разного размера. Самое главное, что мне было не лень его разрисовывать каменной кладкой под «дикий камень». Мне и сегодня очень нравится такая кладка, и я люблю ее воспроизводить на макетах. То есть очень многое идет у нас из детства, если не всё. Тогда же, в четвертом классе, я выпросил у бабушки связанную из черных ниток кольчугу, белый джупон и плащ – белый сверху с черной оторочкой и кроваво-красный изнутри. Прямо как у прокуратора Иудеи Понтия Пилата…

Шлем, щит и топор к этому наряду я сделал сам: шлем из картона, выкрашенного черной тушью, а щит из куска фанеры с восьмиконечным крестом. Сходил в нем один раз на елку. И… оказалось, что со щитом и топором водить хоровод вокруг елочки очень неудобно. На этом мои костюмированные елки и закончились.


А вот этот домик будет висеть у автора на елке. И он — хороший пример разумной утилизации отходов. Приглядитесь, из чего он сделан? Из коробочки от электрической лампочки, «вывернутой наизнанку». Весь остальной декор — из набора фирмы «СВ-модель», плюс «снег» из баллончика…

В общем, перемены за 70 лет произошли разительные, столько для детей всего появилось, что в том же магазине «Леонардо» просто разбегаются глаза. И… опять-таки роль нас, взрослых, увеличилась. Дети зачастую просто не знают, как всем этим играть, как работать с тем или иным материалом, и это наша прямая обязанность их этому научить, а значит — работать вместе с ними. Ну, скажем, сделать вот такой новогодний домик, который может украсить ваш дом и поднять вашему ребенку самооценку — мол, что я вместе с папой/дедушкой сделал!

Весь домик сделан из белой самополимеризующейся глины — тоже одного из достижений современной химии. Она разминается, раскатывается стеклянной бутылкой в ровный «блин» толщиной 2–3 мм, после чего из него модельным ножом вырезаются четыре его стены вместе с окнами и дверями. Затем тонкими рейками или кончиком тупого ножа на них выдавливается каменная кладка. Небольшой груз, положенный сверху, не даст им покоробиться при сушке. У готовых деталей грубой наждачной бумагой стачиваются кромки под углом 45 градусов, после чего они склеиваются суперклеем. Чтобы им не перемазаться и не склеить себе руки, используйте иголку от медицинского шприца самого большого размера, какой найдется в аптеке. Если она забьется — не беда, подержите иголку над пламенем спички, и она вновь очистится и будет готова для работы.

Крыша вашего домика будет из палочек-мешалок для кофе, которые склеивают клеем ПВА. Оконные переплеты – также из палочек-мешалок, нарезанных на тонкие рейки модельным ножом, а то даже и просто из спичек. Снег на крыше – опять-таки полимерная глина, так же как и сугробы возле самого домика.

Глина хорошо окрашивается акриловыми красками. Но вот рисунок каменной кладки следует подчеркнуть очень жидко разведенной черной краской, практически ее водным раствором. Когда она высохнет, все швы кладки будут хорошо заметны. А по выпуклостям «камней» можно пройтись полусухой кистью, что только подчеркнет их объем.


Вид сзади. Хорошо виден рельеф коробки для лампочки и крыша из палочек-мешалок. Благодаря набору «СВ-модель» изготовление домика заняло всего шесть часов! Так что дело это абсолютно нетрудоемкое…

Снег красится белой акриловой краской, которую, пока она полностью не просохла, следует посыпать порошком обыкновенной хозяйственной соды. А еще сегодня самый настоящий снег продается в аэрозольных баллончиках. Купил и брызгай себе на здоровье, создавай целые сугробы, причем очень похожие на настоящие!


А это форма для литья сосулек с залитой в нее эпоксидной смолой

Остаются сосульки. Гибкую виксинтовую форму для них можно заказать в Китае, а заполняется она прозрачной эпоксидной смолой (не клеем ЭДП – он желтый!), которая продается в том числе и в магазинах «Леонардо». Получаются они ну прямо как настоящие, и так же осторожно на место приклеиваются суперклеем.

Дети, причем даже современные и даже самые избалованные, от таких домиков приходят в полнейший восторг и на всю оставшуюся жизнь сохранят в памяти этот ваш новогодний подарок!

Кстати, в то время мне даже в голову не приходило самому делать игрушки на ёлку. Даже бумажные флажки воспринимались как нечто… «отсталое» и недостойное сегодняшнего дня. Ценились только лишь стеклянные игрушки, во всяком случае, в тех семьях, которые я знал. Зато сейчас знаю семьи, где годами собирают самодельные новогодние игрушки, причём делают их вместе с детьми, а покупные практически не используют, разве что гирлянды с лампочками. И это семьи совсем не бедные, скорее наоборот… Забавная перемена, не так ли?
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    14 декабря 2024 08:46
    Автору огромное спасибо что окунул в детство. Сам тоже выпиливал ружья, пистолеты, щит из ДВПшки (сабля не получилась), домик, где под бревна были вырезаны крупные ивовые ветки. Ну и начинал было с построек моделей кораблей, узнал что такое шпангоут, транец, киль. Только вот с кораблестроением не увязочка вышла, материалов необходимых в поселочке нашем не было. Да, а про свой первый радиоприемник на МП-38, МП-39 транзисторах, собранный на коленке я уже писал вроде, тоже 12 годочков было.
    1. +4
      14 декабря 2024 14:26
      Да, а про свой первый радиоприемник на МП-38, МП-39 транзисторах, собранный на коленке
      Как обошлись без высокочастотных транзисторов серий П-401, 402, 403? Они, конечно дороже были (рупь 20, вроде), а МП-39 был 25 коп.
    2. +6
      14 декабря 2024 17:42
      Я в свои 14-15 лет тоже развивался так. То детекторный радиоприемник собирал, можно сказать, на коленке, то схемы разные пытался читать и понимать из умной книжки для ремонта советских радиоприёмников. И удивлялся разным терминам типа "гетеродин" и "каскад". Часами мог сидеть изучая. Теплые воспоминания о тех временах... Спасибо автор!
  2. +10
    14 декабря 2024 10:33
    я тут же решил сделать их корабль.
    *
    Мы с друзьями строили подлодки-деревянный брусок с рубкой из пластилина, иллюминатором , живым экипажем из мух и тп и килем из гвоздей.

    ПЛ торжественно уходили на глубину бочки," выполняли задание" и поднимались на повехность ниткой

    увы, бывали и "катастрофы"...
    различные новогодние костюмы

    мне очень помогла парадная форма: большая эмблема на красный картонный кивер, там же золотой ремешок , золотые эполеты, обилие золотых пуговиц по красному ментику, затянутому золотым ремнем-и маленький новогодний гусар к елке готов! yes
    1. +4
      14 декабря 2024 13:40
      Цитата: Ольгович
      и маленький новогодний гусар к елке готов!

      У меня что-то подобное сделал сыну мой хороший друг художник Игорь Зейналов (он еще и шить умеет!), и понятно, что как у художника костюм у него получился блеск. И тоже с эполетами!
  3. +6
    14 декабря 2024 13:25
    С интересом прочитал вашу статью, хотел дать вам и другим название итальянского сайта, который дает ценные советы о том, как строить и красить средневековые дома, замки и башни исключительно строительным полистиролом: manorhousemastershopmindstalkers. WordPress. com Если вы можете его найти, вам следует пойти и посмотреть обучающие материалы.
    1. +4
      14 декабря 2024 13:41
      Спасибо, уважаемый Мишель! Посмотрю обязательно.
  4. +3
    14 декабря 2024 14:45
    Творчество юных, тогда и сейчас…

    А где в статье про творчество юных СЕЙЧАС?
    Называйте уж прямо - творчество себя любимого! Не вводите в заблуждение...
    1. +6
      14 декабря 2024 16:55
      Цитата: AllX_VahhaB
      А где в статье про творчество юных СЕЙЧАС?

      Будет конечно. Нельзя все запихнуть в один материал. Надо походить, поездить по клубам, на ОблСЮТ, сделать фото, побывать в Минпросе. Все это время. Одно дело воспоминания личного характера и другое дело рассказ о том, что есть. Так что никто Вас в заблуждение не вводит. Просто не в моем обычае сваливать все в одну кучу.
      1. +2
        14 декабря 2024 20:52
        Да я прекрасно вас понимаю! И работы у вас отличные! Просто зачем вот это жеманство? пИшите о себе и своих воспоминаниях? Так так и называйте! Не надо никакого СЕЙЧАС, которое вы потом изучите и опишите, так как сейчас нет ни времени, ни места... ни желания wink
    2. +2
      14 декабря 2024 17:53
      А где в статье про творчество юных СЕЙЧАС?

      Вот что за люди!? Автор хотел своей статьёй заинтересовать читателя, мол сколько интересного всего есть, можно с детьми что угодно делать своими руками, только включите фантазию и поборите лень. Ну нет. Найдётся олень, который и в этом уличит "что-то не то". Ну вы меня простите, что так эмоционально и прямолинейно. Ну просто слов нет.
      1. 0
        14 декабря 2024 19:46
        Цитата: cytadell
        Найдётся олень

        Про оленя это Вы хорошо сказали...
        1. +2
          14 декабря 2024 21:05
          Цитата: kalibr
          Про оленя это Вы хорошо сказали...

          Так вы вот настолько критику не воспринимаете? Ну сорян, что задел чувства создателя поделок из... коробок для лампочек и палок... hi
      2. +2
        14 декабря 2024 21:03
        А я поясню свою позицию. Когда статья называется Творчество юных, тогда и сейчас… то лично я ожидал увидеть сравнение творчества юного поколения тогда, то есть нашего... и творчества юного поколения, которое сейчас. Пусть даже это сравнение будет не в пользу нынешнего поколения и восхваление нашего... Но хоть какой то сравнительный анализ! А что вместо этого? Посмотрите какой я офигительный, как я умно замастрячил коробку от электролампочки в домик! Да молодец, слов нет! У меня не к поделкам автора вопросы, в детских садах можно на витринах выставлять good У меня вопрос только к заголовку! wassat
        1. +2
          14 декабря 2024 21:19
          Ну хорошо. Извините за эмоции и обзывательство. Вы разглядели в названии хорошей, на мой взгляд, статьи какое-то несоответствие её содержанию. Гуд. Ну тогда не в укор вам, а в просьбу напишите пожалуйста от себя на данном ресурсе свою статью, на любую тему! Чтобы она была полезна молодому подрастающему поколению, ну или хотя бы как-то заинтересовала читателя. Назовите её как хотите. А читатели данного ресурса оценят её справедливо. И, может быть, мы поймём вашу критику в адрес данной статьи. Будьте любезны!
          Ps: а критиковать по поводу и без - любой может.
          1. 0
            14 декабря 2024 21:30
            Цитата: cytadell
            Ну тогда не в укор вам, а в просьбу напишите пожалуйста от себя на данном ресурсе свою статью, на любую тему! Чтобы она была полезна молодому подрастающему поколению, ну или хотя бы как-то заинтересовала читателя. Назовите её как хотите. А читатели данного ресурса оценят её справедливо. И может быть мы поймём вашу критику в адрес данной статьи. Будьте любезны!

            А вы когда в магазине колбасу покупаете, содержание которой не соответствует этикетке, ну там написано - свинина\говядина, а на деле куриные потроха\рыбная чешуя да ещё и с душком... в подтверждение того, что это не правильно, начинаете производить свою колбасу? Ну что бы пользователи оценили вашу колбасу справедливо и тогда поняли вашу критику в адрес тухлого продукта?
            Вы товар, не соответствующий описанию, никогда не сдавали обратно? Вам там отвечали - произведите свой, будьте любезны! laughing
            1. +2
              14 декабря 2024 21:35
              Александр, вы мне напоминаете моего младшего брата, вашего тёску. Скажу вам так, что я пытаюсь вынести из текста суть и доброту автора, а не выискиваю несоответствия в названии и орфографические ошибки. В конечном итоге человек должен обогащать свой собственный мир (мировоззрение) читая и что-то вбирая в себя, чтобы жить с внешним миром в гармонии. И только в этом есть смысл.
              1. +2
                14 декабря 2024 21:44
                Цитата: cytadell
                В конечном итоге человек должен обогащать свой собственный мир (мировоззрение) читая и что-то вбирая в себя, чтобы жить с внешним миром в гармонии. И только в этом есть смысл.

                Согласен, только дополню, что обмен мнениями, прения, даже споры... это инструмент развития и совершенствования. Когда свою, может быть заскорузную точку зрения можно поправить и развить... Не все к этому готовы...
        2. 0
          14 декабря 2024 21:22
          Цитата: AllX_VahhaB
          У меня вопрос только к заголовку!

          Александр! Кто-то должен писать и об этом если мы хотим много умных и талантливых людей. Дьявол он кроется в мелочах. Если писать только лишь по крупному, можно очень многое упустить. Вы, вот, например, вполне могли бы последовать моему примеру. Сделать что-то для своей школы. Мелочь вроде? Но... сделал один, сделал другой, третий. Иногда достаточно лишь толчка чтобы вызвать снежную лавину в горах. Тоже и показать людям, как и что можно. Сделайте для детского сада гирлянду с лампочками в домиках из коробок для лампочек. Сделайте, подарите... Посмотрите в глаза детей, как они будут счастливы и Вам благодарны. А потом уже и вопросы к заголовкам задавайте. Последнее легко. Вот гирлянду сделать хлопотно и жаба душит.
          1. +3
            14 декабря 2024 21:41
            Цитата: kalibr
            Вы, вот, например, вполне могли бы последовать моему примеру. Сделать что-то для своей школы.

            Вы имеете ввиду, для школы моих внуков? Так я и так делаю, только не поделки из коробок для лампочек. А моя школа осталась в Казахстане и стала казахской...
            Цитата: kalibr
            Но... сделал один, сделал другой, третий. Иногда достаточно лишь толчка чтобы вызвать снежную лавину в горах. Тоже и показать людям, как и что можно. Сделайте для детского сада гирлянду с лампочками в домиках из коробок для лампочек.

            Да не нужны современным школьникам ваши поделки! В детском саду ещё куда не шло... да и то не на долго! Вот если бы вы, действительно, оправдали название своей статьи и заинтересовались творчеством детей СЕЙЧАС! Узнали бы чем они живут и в чём их творчество заключается... тогда бы можно было дискутировать. А так это лишь ваша личная ностальгия по вашему детству, современным детям, в массе, она не интересна!
            Цитата: kalibr
            Посмотрите в глаза детей, как они будут счастливы и Вам благодарны. А потом уже и вопросы к заголовкам задавайте. Последнее легко. Вот гирлянду сделать хлопотно и жаба душит.

            В лазах детей будет недоумение, что это за гирлянду дядя им мастрячит... И жаба душит, как раз тех, кому денег купить нормальное жалко и он пытается своими руками что то сделать. Это хорошо, что у вас руки из правильного места растут! Уверяю вас - у большинства людей, особенно современного поколения, совершенно не так!
            1. +2
              14 декабря 2024 21:56
              Не согласен! Вы всех детей сейчас приравняли под одну черту. Не согласен с вашей точкой зрения принципиально. Если вы не можете заинтересовать ребенка, это не значит, что проблема только в нём. Мой младший сын любит креативничать. А сколько малышей сейчас ходят на разные секции и творческие кружки. Знаю не по наслышке. И искренне надеюсь, что и дальше тенденции будет идти к росту. А то, что большая часть детского социума в играх да соцсетях - это вопрос к "государственным мужа́м". В обществе должна пройти дискуссия на счёт пагубного влияния игромании и соцсетей, ограничений и регулирования в данной области. Не по наслышке вижу результат данного негативного влияния на старшего сына. А в целом, потенциал наших детей в креативе очень велик.
              1. +3
                14 декабря 2024 22:29
                И ещё один момент, касаемо детского креативе и таланта. Общаясь с детьми своим и не только я пришёл к выводу, что подавляющее большинство детишек способные к творчеству. Каждый в чём-то своём. Но! Вытащить из ребёнка его задатки и творческий потенциал не каждый родитель может или хочет. Те кто по-сознательнее и у кого есть маломальски возможности, те занимаются детьми так или иначе.
                Но, опять же. Чтобы развить таланты в наших детях, нужны таланты в преподавателях. Где наши академики и гении в жизни? Где наши школы гениальных художников, певцов, архитекторов, математиков и физиков (уровня Ньютона). И так далее. Не хочу говорить за всех, но в немалой части преподавательского состава работают люди больше для зароботка нежели для взращивания талантов и подобных высоких материй. А в родительской среде большинства семей всё куда проще.
                -Мам дай/купи телефон.
                -На.
                Всё. Ребёнок исчез из семьи на 3-4 часа а то и на весь день. И на этом креатив и развитие остановились. Но виноваты в этом не дети.
              2. +1
                15 декабря 2024 07:41
                Цитата: cytadell
                А в целом, потенциал наших детей в креативе очень велик.

                Именно так. Рядом с моим домом на улице Герцена есть центр детского творчества. Пока внучка была маленькая -ходила туда в кружок лепки. Потом в танцевальный... Хожу мимо него... и самых разных возрастов идут туда толпами. Надо будет сходить туда все выспросить и... написать об этом. Кстати, здесь был мой материал про летний лагерь ( для 20% детей), где шла "рыцарская смена". Есть фото, где дети в вендельских шлемах на голове, довольные как не знаю кто, причем не 1-4 класс, а старше...Так что... не надо так уж обобщать, что нашим детям нужно, а что нет.
            2. +1
              14 декабря 2024 23:24
              Цитата: AllX_VahhaB

              Да не нужны современным школьникам ваши поделки!

              Нужны не поделки, а время, проведённое с ребёнком, возможность показать ему, что можно увидеть в горизонтальной линии, проведённой через белый лист бумаги - горизонт в заснеженном поле. Увидеть в ребристой поверхности упаковки лампочки - деревянный сруб. В корешке, подобранном в лесу - какую-то зверушку. В этом - смысл и кайф, а не в производстве игрушки, в которой видят вещь, а не модель сущего. Это значит дать попробовать ощутить ребёнку радость и гордость творца, которую не купишь ни за какие деньги.
              1. 0
                15 декабря 2024 07:30
                Цитата: cpls22
                Это значит дать попробовать ощутить ребёнку радость и гордость творца, которую не купишь ни за какие деньги.

                Очень правильно. Лучше и не скажешь!
            3. 0
              15 декабря 2024 07:36
              Цитата: AllX_VahhaB
              Уверяю вас - у большинства людей, особенно современного поколения, совершенно не так!

              Да плевать на это самое большинство! Большинство это потребители, "голоса" и смазка для штыка. Пусть талантливых людей и их детей будет меньшинство (а их и так всегда меньшинство), но пусть они будут и... живут не так, как это самое большинство. Вел как-то занятия в элитной школе для детей... ну очень богатых. На "Бентли" одного мальчика возил шофер Вася в бассейн. И как же они радовались склеенному своими руками кораблю викингов или замку из трубок от туалетной бумаги. А уж у них было все. Куклы по 29000 были для них так себе.
            4. 0
              15 декабря 2024 07:46
              Цитата: AllX_VahhaB
              А так это лишь ваша личная ностальгия по вашему детству, современным детям, в массе, она не интересна!

              Есть у нас в Пензе Библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Господи, сколько они так ведут всяких самодельных кружков. Есть их сайт в Интернете, есть там фото с их занятий... Это не ностальгия. Это сейчас. И об этом будет еще материал. Обязательно!
            5. 0
              15 декабря 2024 07:49
              Цитата: AllX_VahhaB
              И жаба душит, как раз тех, кому денег купить нормальное жалко и он пытается своими руками что то сделать.

              Сделать руками часто выходит дороже, чем купить. Знаю на все 100%. Кстати, скоро должен быть снят фильм об использовании самодельных наглядных пособий на уроках в школе. Как будет готов - выложу или дам на него ссылку. Там и дети будут говорить за себя...
  5. +4
    14 декабря 2024 20:41
    Я хотел бы добавить про школьные уроки труда. Как работать напильником, как держать ножовку, как заправить сверло, стамеска и киянка, токарный станок и ещё многое, многое другое. Не знаю как сейчас России с уроками труда, а в нашем болоте всё давно перевернули с ног на голову.
    1. +3
      14 декабря 2024 21:27
      Цитата: Южноукраинец
      Не знаю как сейчас России с уроками труда

      Я не знаю, как в старших классах. Я не знаю, как везде. Но когда моя дочь училась в школе, я регулярно... проводил их за ее учительницу прямо в классе. И называлось это "школьный кружок". Ага" Кружок-урок. И ее училка была довольна не знаю как. 1-4 - класс. Уж два раза в месяц мы встречались. Ну и сама училка что же же делала... Потом ситуация повторилась с внучкой. Только теперь я работал уже на пару с дочерью. Я вел свое, она свое. В итоге их учительница была на седьмом небе от счастью. А дети...сколько они всего сделали и сколькому научились...
  6. +6
    14 декабря 2024 20:53
    Всё наше детское-советское техническое творчество было сподвигнуто скудностью в магазинах. И невозможностью получить/купить там то, что хочется. Мой первый "личный отряд" солдатиков-богатырей был сделан из пластилина. Мечи из гвоздей. Откусываешь кусачками шляпку (а тут насечки как рукоять меча) и на наковальне расковываешь острый конец гвоздя. Обкусишь теми же кусачками >образно край. И опа-на меч готов. Час работы и отряд вооружён. Потом появился монголо-татарский отряд противника. Потом кони, крепости и корабли для них. Количество пластилина в нашем доме стало измеряться килограммами. Тоже самое происходило дома у моих друзей. Мы взрослея получали навыки скульптора, кузнеца, электрика, механика, художника, химика... взравотехника. Помагали нам технические кружки, клубы, старшие брстья и приложение к журналу "Юный техник". Судьба была благосклонна к нам, мы "выжили без инвалидности". Прошли через пугачи, бомбочки, ракетки, духовки, самопалы, самострелы, самособранные модельки, велики, мопеды, мотоциклы. И это же было почти повально и поголовно в нашем советском детстве. Ничего не было, но мы хотели и делали. А нынешние пацаны не хотят. У них всё есть, а они не хотят. Парадокс.
    1. +2
      14 декабря 2024 21:30
      Цитата: Guron
      Парадокс.

      Да, такое есть. Но... есть и те, кто хотят. Наверное 20% от 100. А 80 тычут пальцами в дебильники. Ну так...они, эти 20 потом и будут руководить этими 80-ю... Или легко и интересно жить, особо не напрягаясь, а производя деньги из "ничего".
  7. +2
    15 декабря 2024 07:21
    Цитата: AllX_VahhaB
    Да не нужны современным школьникам ваши поделки!

    Были бы не нужны, не делал бы. В том-то и дело, что нужны и очень. Но только не все взрослые это понимают. Может быть поэтому и ненужны?
  8. +1
    20 декабря 2024 17:35
    Спасибо автору. Помню,что очень многое делали сами. Самокаты,кордовые модели самолётов,лодки и парусники пускали в ручьях весной и т.д. Теперь внуки у меня даже рогатки могут купить в магазине.