Как превратить акулу в жабу?

46
Как превратить акулу в жабу?

«Правь, Британия! Британия, правь волнами:
Британцы никогда не станут рабами!»


Ну, вы уже, наверное, по эпиграфу поняли, что сейчас будет то ли смех до слез, то ли слезы от смеха. И насчет того, что британцы никогда не будут рабами (хотя получается пока лучше, чем у немцев и французов, да), и насчет править волнами тоже. И тут неофициальный такой гимн британского флота, 1740 года написания, весьма и весьма кстати.



Но в истории, куда мы сейчас, как обычно, окунемся, британский флот оставил действительно значительный след. И на протяжении множества лет Британия не демонстрировала свой флаг где-то на дальних уголках Земли, а под «демонстрацией флага» стоит понимать такое: при виде корабля с конкретным флагом обитатели земель либо хватались за справочники, чтобы понять, кто пожаловал, либо быстро начинали соображать, где они накосячили.

Вот британский флаг — это было второе. Завидев крейсер (этот универсальный инструмент давления на колонии) или авизо (это в зависимости от крутости колонии), руководство сразу понимало: или за припасами пожаловали, выдыхаем, или сейчас будут бить. Возможно, ногами, то есть главным калибром.


На том, собственно говоря, и держалась колониальная политика действительно одной из величайших империй нашего мира.

Судим сами: на момент начала Первой мировой войны британский флот состоял из:
- 20 линкоров-дредноутов;
- 9 линейных крейсеров;
- 45 броненосцев, в которые переклассифицировали старые линкоры;
- 25 броненосных крейсеров;
- 83 лёгких крейсеров;
- 289 эсминцев и миноносцев;
- 76 подводных лодок.


Перемолоть такую армаду не в состоянии были все европейские флоты вместе взятые, так что относительный паритет в Ютландском сражении – это больше плюс немцам, которые действительно показали высший класс в том сражении.

Но понятно, что выигранное сражение — это не выигранная война на море, и Британия могла разменивать свои корабли 3 к 1, и всё равно Германия проиграла бы. Тот случай, когда качество проигрывает количеству. Такому количеству не стыдно было и проиграть.

К началу Второй мировой войны КВМФ прошел приличную модернизацию и располагал:
- 15 линкорами и линейными крейсерами (ещё 5 строились);
- 7 авианосцами (5 строились);
- 15 тяжелыми крейсерами (6 строились);
- 49 легкими крейсерами (17 строились);
- 184 эсминцами (52 в строительстве);
- 60 подводными лодками.


Да, ВМФ США уже наступал на пятки, но тем не менее британский флот был силой. И британские корабли тонули сами и топили корабли противника практически во всех акваториях земного шара, от полярных широт до побережья Ла-Платы, от Средиземного моря до Тихого океана.


Послевоенный период можно охарактеризовать как постепенное угасание «владычицы морей». Да, в составе КВМС появились атомные подводные лодки и стратегические ракетоносцы с американскими ракетами «Поларис», было неплохое авианосное соединение, но… не оказалось целей и задач!

По сути, британский флот убили не войны или какое-то там бездарное управление, а независимость колоний, которая валом прошлась по Азии, Африке и Ближнему Востоку. Контролировать стало нечего, а значит, корабли как бы и не нужны. Логика есть.

Фолклендская война немного проредила ряды КВМС, но в целом была победной для Британии. И после этого снова начался спад. К 2007 году флот Великобритании состоял из:
- 3 авианосца типа «Инвисибл»;
- 25 эсминцев и фрегатов;
- 8 десантных кораблей;
- 9 подводных лодок.


Что началось дальше, мы уже наблюдали, так скажем, в «прямом эфире». Сперва были построены два авианосца типа «Куин Элизабет». До сих пор в Британии не могут ответить на вопрос «Зачем?», корабли все еще не боеспособны. «Куин Элизабет» мурыжат с 2017 года, «Принца Уэльского» — с 2019-го, и пока эффективности от кораблей не заметно, кроме уничтожения бюджета, никакой более боеспособности они не демонстрируют.

Ну и последние новости.

Министр обороны Великобритании 20 ноября заявил об очередном сокращении ВМФ. Если списание УДК типа «Альбион» в целом вполне ожидаемо, о нем говорилось уже давно, все равно в нашем понимании логика отсутствует: «Булварк» заканчивает длительный, недешевый ремонт и идет на списание. Тут сбоит даже российская понималка, привычная, казалось бы, к любым поворотам сюжета. Но списать только что капитально отремонтированный боевой корабль…


А ведь списание обоих УДК означает, что бригада морской пехоты флоту уже не нужна, перевозить ее не на чем. Речь об этом идет уже довольно давно. Корабли, которые должны заменить эти УДК, пока что находятся в стадии рассмотрения возможных вариантов. Сколько продлится эта стадия, неизвестно. Создание боевого корабля – вопрос довольно тонкий и сложный, даже несмотря на опыт британских корабелов. Ну просто не делается это с кондачка, если, конечно, вы не хотите распилить бюджета. Тогда да, тогда на выходе будет «Замволт» или «Фридом».

Усугубляет ситуацию то, что судоверфь «Харланд – Вульф» в Белфасте, на которой предполагалось их строительство, «заходит» (а так больше залетает) в стадию банкротства. И это порождает еще более заковыристые вопросы.

Списание двух флотских танкеров типа «Вейв», вполне ожидаемо и логично, поскольку они уже давно стоят на приколе.


Наличие или отсутствие их особо ситуацию для англичан не меняет. Гораздо более настораживающий факт, что в «горячий резерв» выведен один из танкеров типа «Тайд» относительно новой постройки. Возможно, это связано с нехваткой экипажей для судов вспомогательного флота.


Шли разговоры о списании последней МАПЛ типа «Трафальгар» в текущем году, но, по-видимому, её будут держать в строю, по крайней мере на бумаге.

«Триумфан» недавно прошел ремонт в Девонпорте и выходил на ходовые испытания, поэтому будем считать, что он пока на ходу. Вывод из строя «Нортумберленда» несколько неожиданный, но в общие рамки логики укладывается в том плане, что не совсем понятно, но закономерно.

Фрегатов типа 23 остается 10 единиц, а тип 26 и 31 ещё где-то в отдаленном будущем.


Да, фрегат «Сент-Олбанс» вышел из ремонта в 2018 году, то есть состояние его должно быть более-менее удовлетворительным. Если, конечно, в процессе ремонта не выяснилось, что ремонтировать уже особо нечего. Но «Сент-Олбанс», построенный в 2002 году, не должен настолько развалиться за столь небольшой срок эксплуатации. Плюс еще собираются реанимировать «Вестминстер», который завис в капремонте с 2023 года, но вот тут уже иной расклад, потому что этот корабль в строю с 1994 года.

Многоцелевое судно HMS Scott поставлено на ремонт на верфи A&P Falmouth. Скорее всего, ремонт с модернизацией будет продолжительным.

Если смотреть результаты 2024 года, то, в общем-то, ничего страшного, списано 5 единиц, из которых только 3 боевые. Но если посмотреть за 2022–24 годы, то тут ситуация уже не такая благостная. В этом промежутке списано:
- Albion (десантный корабль-док);
- Bulwark (десантный корабль-док);
- Trenchant (атомная подводная лодка);
- Talent (атомная подводная лодка);
- Argyll (фрегат проекта 23);
- Northumberland (фрегат проекта 23);
- Montrose (фрегат проекта 23);
- Shoreham (тральщик);
- Grimsby (тральщик);
- Penzance (тральщик);
- Pembroke (тральщик);
- Echo (исследовательское судно);
- Enterprise (исследовательское судно);
- Wave Knight (танкер);
- Wave Ruler (танкер).

Здесь ситуация смотрится серьезнее, но для того, чтобы ее оценить, стоит рассмотреть список того, что пополнило ряды Королевских ВМС Великобритании. А тут скромнее:
- Anson (атомная подводная лодка);
- Proteus (вспомогательное судно-носитель подводных аппаратов);
- Stirling Castle (вспомогательное судно-носитель искателей мин);
- Patrick Blackett (экспериментальная платформа, используемая в интересах КВМС, но им не принадлежащая).

Получено четыре единицы, из которых только одна боевая. RFA Stirling Castle вообще временно не используется из-за неисправности манипулятора. То есть того инструмента, ради которого судно и приобреталось.

Как мы видим, ситуация не ахти. Кроме выведенного в «горячий» резерв танкера RFA Tiderace, остается непонятной ситуация с единственным универсальным транспортом снабжения RFA Fort Victoria. Поэтому есть сильные подозрения, что Fort Victoria спишут в 2025-26 годах.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что сейчас Королевский флот Великобритании уступает по количеству больших надводных кораблей не только Франции, но уже и Италии. Причем наличие в составе флота двух авианосцев никаких преимуществ Британии не даёт, поскольку на два авианосца имеется одна авиагруппа неполного состава. Тем более группа смешанная, в которой есть летчики ВВС, не имеющие опыта полетов над морем.

В то время как у Франции и Италии авианосцы имеют свои штатные авиагруппы, подготовленные для работы с палубы и полетов над морем.

Итого, на данный момент Королевский флот имеет в боеспособном состоянии (условно):
- два авианосца с одной неполной авиагруппой;
- два эсминца типа 45. Один развернут в Средиземном море, один считается оперативно доступным в Великобритании;
- шесть фрегатов, тип 23. Один в Персидском заливе, остальные в отечественных водах. Однако, «Ланкастер» после возвращения из Персидского залива планируется на списание в 2025 г. Его должен сменить другой тип 23, скорее всего «Ричмонд», но его пришлось задействовать в операции «Страж процветания»;
- четыре МАПЛ (из шести). 23 ноября 2024 года «Эстьют» прибыл в Гибралтар. Пока сложно сказать, это просто короткий заход с целью проверки техники или в связи с развертыванием в Средиземном море.


ПЛАРБ мы здесь не рассматриваем, поскольку это «стратегический инструмент». Из того, что сказано выше, можно сделать вывод: королевский флот сейчас в наихудшем положении за всё своё недавнее прошлое. Причем ситуация имеет тенденцию к ухудшению, поскольку вступление в строй фрегатов типа 26 и 31 затягивается. А значит, в ближайшем обозримом будущем вся нагрузка ляжет на те 7 или 8 кораблей, которые пока ещё на ходу.

То есть, в случае необходимости, для участия в каком-то конфликте со страной не четвертого мира, у Великобритании будет большая проблема в плане собрать флотскую группу, хотя бы аналогичную той, что принимала участие в войне за Фолкленды. Стоит напомнить, что в 1982 году Великобритания, не сильно напрягаясь, отправила на тот край мира:
- два авианосца, «Гермес» и «Инвисибл»;
- два десантных корабля (Fearless и Intrepid);
- эсминец проекта 82 «Бристоль»;
- пять эсминцев проекта 42 («Шеффилд» (уничтожен), «Ковентри» (уничтожен), «Глазго», «Кардифф», «Эксетер»);
- два эсминца типа «Каунти» («Глэморган» и «Антрим»);
- два фрегата тип 22 («Бриллиант» и «Бродсарт»);
- семь фрегатов тип 21 («Эктив», «Алакрити», «Антилопа», «Эмбускейд», «Ардент», «Авенджер», «Эрроу»);
- четыре фрегата класса «Линдер» («Андромеда», «Пенелопа», «Аргонавт», «Минерва»);
- три фрегата класса «Ротсей» («Плимут», «Ярмут», «Рил»);
- шесть подводных лодок разных классов.


То есть в 2024 году при необходимости Великобритания не сможет выделить эскадру, подобную той, что была отправлена на разборки с Аргентиной в 1982 году. Современный Королевский военно-морской флот Великобритании значительно уступает и по количеству, и по качеству британскому флоту прошлых этапов.

Увы, но акула — гроза морей как-то так незаметно деградировала в обычную жабу, которая в сезон дождей может немного надуться и громко вокализировать, привлекая к себе внимание. Но в нашем случае внимания лучше не привлекать, потому что сама возможность проведения каких-либо морских операций, пусть даже по охране собственного побережья, вызывает определенные сомнения.

Да, сегодня Британия — член НАТО, то есть за ее спиной стоит ВМФ США… Но знаете, о проблемах американского флота мы поговорим в следующей статье, а в отношении КВМС хочется сказать только то, что мир порой меняется, и меняется очень быстро и непредсказуемо. И американский флот может просто не успеть, его может и не хватить на всех страждущих.

А были времена, когда действительно Британия правила морями…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 декабря 2024 05:17
    не сильно напрягаясь, отправила на тот край мира:
    - два авианосца, «Гермес» и «Инвисибл»;
    - два десантных корабля (Fearless и Intrepid);
    - эсминец проекта 82 «Бристоль»;
    - пять эсминцев проекта 42 («Шеффилд»

    Ситуация с британским флотом в 1982 была значительно хуже, чем сегодня

    Авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» уступали по водоизмещению современным «Куинам» примерно в 4 раза. И даже по меркам того Гермес и Инвинсибл считались недо-авианосцами выросшими из сомнительных идей теоретиков и бюджетных сокращений. Гермес вообще был заложен в 1944 году, изза длины палубы категорически не пригодный для базирования реактивной авиации, и кое-как приспособленный к СВВП.

    20 000 против нынешних 80 000 тонн

    Эсминцы Тип42 - сейчас бы их называли фрегаты, 4000 тонн в/и. Она имели ряд сильных сторон, но значительно больше недостатков

    Сейчас у англичае имеются шесть эсминцев Тип45, 8000 тонн каждый, которые в вопросах ПВО одни из лучших в мире

    Что касается британских «фрегатов» 1960-70-х г.п. - тип Линдер, Тип21 это были вообще безоружные лоханки, и главное - без ЗРК и ПВО. Как у наших нынешних патрульных 22160. Прикрутить им на корму ЗРК Тор британцы в то время не догадались
    1. 0
      10 декабря 2024 07:23
      - 45 броненосцев, в которые переклассифицировали старые линкоры;

      С британской ранговой классификацией не все так просто. Да и по поводу «старых» можно поспорить. Например, НМS Агамемнон (серия НМS Лорд Нельсон) в классе линкоров дослужил до 1919 года. Вполне ровесник Дредноута.
      Условное деление додреноуты (преддренноты),, позже сверхдоедноуты (даже встречал супердредноуты). Привилось с появлением одноименного корабля. Так что британцы проводя реформу в рангах - банально к НМS второго ранга (колониальные линкоры) добавила ряд автоматически утративших актуальность линкоров с 343мм или 312мм орудиями.Причем определяющим была скорость хода (наличие турбины).
      У нас по реформе 1907 года появился класс линкоров, в который перевели все эскадренные броненосцы. Оставив в классе броненосцев - броненосцы береговой обороны.
      Ниже приведены рисунки Агамемнона (спущен на волу в 1905 году) и Дредноута (1906)
      1. +1
        10 декабря 2024 10:39
        - 45 броненосцев, в которые переклассифицировали старые линкоры

        Полагаю имеет место неправильная формулировка. Это эскадренные броненосцы переклассифицировали в линкоры, но никак не наоборот))
        1. 0
          10 декабря 2024 11:49
          День добрый Иван!
          Полагаю имеет место неправильная формулировка. Это эскадренные броненосцы переклассифицировали в линкоры, но никак не наоборот))

          Эта формулировка верна нашему флоту.. когда общим чохом все ЭБР определили а ЛК. Причем, как старые (Цесаревич, Потемкин), так и переходного (Павел и Андрей Первозванный).
          У Британцев ничего не менялось те и другие делились на НMS двух рангов. Они старые додреноуты свели до 2 ранга, а более новые додреноуты и дредноуты оставили в первом.
          1. +1
            10 декабря 2024 13:40
            Ладно если переквалифицировали в линкоры, относительно новые, типа "Павел I" или "Евстафий", но туда попали даже броненосцы конца XIX - го века.
      2. +3
        10 декабря 2024 13:36
        Столь загадочная классификация имело место не только в британском флоте. И в России, и в Японии было нечто аналогичное.
    2. +4
      10 декабря 2024 07:39
      Вопрос-то в том, что это всë тогда могло дойти до Фолклендов и там воевать. А нынешний водоплавающий хлам от завода далеко отпускать страшно. И слава богу. Нынешний флот Британии - самый лучший в ее истории.
      1. +4
        10 декабря 2024 08:27
        Вопрос-то в том, что это всë тогда могло дойти до Фолклендов и там воевать. А нынешний водоплавающий хлам от завода далеко отпускать страшно

        Сами то верите, в то что пишете fool

        В 1982 году даже утлые лохани типа Линдер и Ротсей пересекли Атлантику. Фрегаты с водоизмещением 2000 т, по нынешним меркам меньше корвета. Для современных кораблей это не расстояние, при водоизмещении 8000-10 000 тонн в мировом океане не осталось мест куда бы они не смогли дойти

        1 фото - фрегат типа Ротсей, Rothesay-class frigate загуглите - офигеете от его размеров и характеристик

        2 фото - трекинг современного эсминца Дэринг, где то у побережья Индонезии
        1. +1
          10 декабря 2024 09:39
          В 1982 эти лохани туда дошли. А сейчас "Принц Уэльсский" дойдет? Сам?
    3. 0
      10 декабря 2024 13:34
      Вы подходите к этому вопросу с позиции послезнания. Вы знаете как вышло, а в мае 1982 г. это было не известно. Недоавианосцы имели свои штатные авиагруппы, какими бы смешными они не казались. А нынешние "сараи" имеют 3/4 штатной авиагруппы на два корабля. На счет того, что тип 45, в вопросах ПВО лучший в мире, можно подискутировать, тем более, что 4 из них находятся в ремонтах. "Дефендера" на днях вывели из дока, но ремонт продлится до лета 2026 года, при условии, что ничего не случится.
    4. +1
      10 декабря 2024 15:51
      Цитата: Santa Fe
      Гермес вообще был заложен в 1944 году, изза длины палубы категорически не пригодный для базирования реактивной авиации, и кое-как приспособленный к СВВП.

      Самое забавное, что всего за пару лет до Фолклендов RN списал свой единственный носитель нормальных самолётов - АВ "Арк Ройал".
      1. 0
        10 декабря 2024 20:07
        списал свой единственный носитель нормальных самолётов - АВ "Арк Ройал".

        Емнип последствия крупного пожара на борту
  2. +7
    10 декабря 2024 05:36
    Роман,напишите ,как состояние наших флотов,когда прстройка боевого корабля превращается в долгострой!Наглосаксы хоть строить ещё боевые корабли не разучились!
    1. +2
      10 декабря 2024 13:42
      Думаю, что уже разучились. Последнее, что они делали : эсминцы тип 45, АПЛ "Эстьют", АВ типа "Лизка" - просто мрак.
  3. +1
    10 декабря 2024 05:59
    Величайшие ,заменитейшие испанские судостроители в лице компании Navantia близки к покупке бездельников Harland &Wolff.Navantia 5 aя судостроительная компания в ЕС и 9ая в мире.( 2021 г),что не соответствует действительности в мире ,пл ЕС может быть.Строит гражданские и военные суда и корабли,ПЛ. bully
    1. +2
      10 декабря 2024 13:43
      Добрый день Андрей. "Навантия" почти на половину принадлежит англичанам. Так что, это просто перекладывание денег из правого кармана, в левый))))
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        10 декабря 2024 13:47
        Дмитрий ,добрый день.Вот кто кто ,но англичане умеют уходить от налогов.Спасибо.
  4. +3
    10 декабря 2024 06:13
    Правь, Британия! Британия, правь волнами:

    Всё проходит...
    (Царь Соломон)
    1. +4
      10 декабря 2024 08:29
      Цитата: Дилетант
      Всё проходит...
      (Царь Соломон)

      Всё проходит, сейчас Британии уже не обязательно иметь огромный флот и моряков, сидевших на роме. Британия как правила капитализмом в мире, так и правит, тихо, без лишнего шума, всё решают деньги. Для грязной работы есть янки, заокеанский выкидыш Британии.
  5. +4
    10 декабря 2024 06:57
    Всё когда то кончается, любая империя приходит в упадок, историей доказано, так что всё закономерно!
  6. +3
    10 декабря 2024 09:12
    потому что сама возможность проведения каких-либо морских операций, пусть даже по охране собственного побережья, вызывает определенные сомнения

    Серьезно? А по мне так когда БЭКи английского производства безнаказанно для англичан топят корабли ЧФ это вполне себе морская операция, причем удачная. Я уже молчу как в крайнюю атаку на нас часть БЭКов,на которых и шильдики UK на фото обломков видны, уже отстреливались из пулеметов от атакующих их вертолетов и самолетов.
  7. +3
    10 декабря 2024 10:35
    45 броненосцев, в которые переклассифицировали старые линкоры;


    belay!
    Чего, чего?! Кто на ком стоял!
    Любезный писатель! Это в России в 1907-м году все броненосцы переклассифицировали в линкоры. В Англии же такого разделения никогда и не было. Было понятие "Боевого судна", которое на русский принято переводить как "Линкор".
    Читаем, читаем, читаем!
  8. +1
    10 декабря 2024 10:38
    Цитата: Коте пане Коханка
    312мм орудиями

    ?????
    1. +1
      10 декабря 2024 13:08
      Отпечатался! Каюсь 12 дюймов.
  9. +1
    10 декабря 2024 13:00
    А зачем Британии флот? Кроме Белиза в Центральной Америке, ни каких колоний нет,бывшие колонии это Британское Содружество,туда даже Индия входит.Если ранее,Британия грабила с помощью оружия,то теперь этого не требуется,есть иные "методы против Кости Сапрыкина"(с)
    1. -1
      10 декабря 2024 13:44
      Ну не скажите. Остров Св. Елены. Диего - Гарсия. Архипелаг они типа вернули, но база осталась.
      1. +1
        10 декабря 2024 13:50
        Остров Св. Елены. Диего - Гарсия.

        Да..почти две Австралии laughing ,по территории...Современного флота Британии явно не хватит,что бы уберечь.. laughing
        1. -1
          10 декабря 2024 13:52
          Острова потом могут оказаться очень ценными. Возле Фолклендов есть нефть например. То, что сегодня кажется бесполезным, завтра кто его знает? Не говоря уже, о том, что это пункты базирования, в ключевых точках океана, в перспективе, как Гибралтар
          1. +1
            10 декабря 2024 13:58
            о том, что это пункты базирования

            Особенно остров св.Елены..туристическая Мекка..реально а вдруг там нефть? А с французами,придется делиться, часть острова где Наполеон обитал,жил охотился Франции принадлежит.А Гибралтар, какую ценность имеет?Когда куда не плюнь,почти все Средиземноморье это члены НАТО
            1. -1
              10 декабря 2024 14:16
              Остров Св. Елены оказался очень нужен во время Фолклендской войны. Гибралтар контролирует вход в Средиземку и часть Атлантики, очень удобное место. Аэродром опять же.
              1. +1
                10 декабря 2024 14:26
                Гибралтар контролирует вход в Средиземку и часть Атлантики
                И кого не пускает? Испанию,Италию,Францию,Грецию,Хорватию,Словению и т.д?.-члены НАТО От кого бережет? От Марокко,Египта,Алжира?А может от могущественного флота Ливии или Палестины из Сетора Газа? Аргентина бряцает оружием,что бы Фолкленды захватить? Да за нее, никто не заступится в этом новом мире.. laughing
                1. -2
                  10 декабря 2024 15:18
                  Сегодня это так, вы знаете как будет завтра?
  10. BAI
    0
    10 декабря 2024 14:13
    1.
    были построены два авианосца типа «Куин Элизабет». До сих пор в Британии не могут ответить на вопрос «Зачем?»

    Как зачем? В National geography гордо показывали процедуру строительства, как вершину технологий.
    2. Всего ОДИН эсминец ПРО в свое время (не очень давно) наделал какого шума на Черном море. И весь могучий ЧФ ничего не мог с ним поделать - не могли догнать
    1. 0
      10 декабря 2024 14:17
      А как его догнать если он далеко от румынского берега не отходил?
      1. BAI
        0
        10 декабря 2024 14:25
        если он далеко от румынского берега не отходил?

        Какая Румыния? Он был в наших новоприобретенных территориальных водах возле Крыма, которые Англия не признает российскими, что и продемонстрировала
        1. 0
          10 декабря 2024 15:17
          Он подходил к побережью Крыма на 11 морских миль?
          1. 0
            10 декабря 2024 15:53
            Цитата: ТермиНахТер
            Он подходил к побережью Крыма на 11 морских миль?

            Да. Более того, на ВО тогда ещё спорили - зашли лайми в наши террводы или нет.
  11. +1
    10 декабря 2024 15:37
    Если списание УДК типа «Альбион» в целом вполне ожидаемо, о нем говорилось уже давно, все равно в нашем понимании логика отсутствует: «Булварк» заканчивает длительный, недешевый ремонт и идет на списание. Тут сбоит даже российская понималка, привычная, казалось бы, к любым поворотам сюжета. Но списать только что капитально отремонтированный боевой корабль…

    Как раз российская понималка понимающе вздыхает: у нас списывали и сразу после капремонта, и даже во время ремонта.
    КРЛ "Адмирал Лазарев".
    В период с 18.9.1980 г. по 3.2.1986 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, а 1 2.10.1986 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1988 г. расформирован и в 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

    РКР "Грозный"
    В период с 19.7.1976 г. по январь 1984 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, 1.4.1989г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт/но 24.6.1991 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.1 2.1992 г. расформирован и в 1993 г. на базе “Главвтор-чермета” в Лиепае разделан на металл.

    И это ещё времена СССР. Дальше было только хуже - на разделку прямо во время ремонта пошли относительно новые корабли. В 1992 г. посреди ремонта в Николаеве ушла на иголки пара 1134Б - первый и предпоследний (!) в серии.
    1. +1
      10 декабря 2024 16:14
      В 1992 г. Николаев это уже Россия, чт они там делали - это уже проблемы. Хотя предпоследний пр. 1134 Б очень жаль, у них кораблей был немалый модернизационный потенциал. "Керчь" тоже жаль. "Грозному" годочков сколько было? Тем более что 1991 г. - это развал Союза и более новые корабли списывали. Аналогично с "Лазаревым", он с 1954 г., на момент списания ему 32 года, не говоря уже о том, что пр. 68 окончательно устарел.
      1. +1
        10 декабря 2024 16:25
        З. Ы. Извиняюсь, опечатка. Николаев - уже не Россия.
        1. 0
          11 декабря 2024 10:36
          Цитата: ТермиНахТер
          Извиняюсь, опечатка. Николаев - уже не Россия.

          Дедушка Зигмунд подозрительно щурится на такие опечатки. smile
          1. 0
            11 декабря 2024 11:42
            А может и не опечатка, там, по большому счету, километров 50)))
      2. 0
        11 декабря 2024 10:34
        Цитата: ТермиНахТер
        В 1992 г. Николаев это уже Россия, чт они там делали - это уже проблемы.

        Это проблема переходного периода: вставали в ремонт корабли в едином СССР, а ушли на иголки - уже на территории независимой Украины, при этом находясь в составе флота непонятного подчинения. sad
  12. 0
    10 декабря 2024 22:25
    Все хорошо написано. Только один вопрос: а у нас оставшееся есть, чем топить?
    1. +1
      11 декабря 2024 11:40
      Состояние оставшегося таково, что оно может затонуть и без посторонней помощи. Фрегаты тип 23 держаться на честном слове. Тип 45 из 6 четыре в ремонте. МАПЛ "Эстьют" - это вообще, песня с припевом. Ну, про авианосцы, уже говорилось. "Лизку" скорее всего, в следующем году законсервируют. А консервация, в королевском флоте, как правило последний перед списанием.
    2. 0
      30 января 2025 19:04
      Думаю , не совсем это даже интересно .
      Британия островное государство . Им флот нужен как воздух . А мы континентальная. Хорошо , если есть флот . Если нет - очень неприятно , но не смертельно. Весь 20 век мы побеждали исключительно на земле. И дто важней , чем схватки в том же Тихом океане .