Боевые мотоциклы – новый вызов для СВО

«Калашников» тестирует электромотоцикл для СВО. Первые такие машины появились еще в 2017 году.
Железные кони СВО
Мотоциклетная техника различных форматов давно и с разной степенью успешности используется в боевых действиях. В подавляющем большинстве случаев мотоцикл выполнял функцию железного коня при хронической нехватке более практичных транспортных средств. То есть при ином раскладе сил наездники с удовольствием сменили своих двухколесных друзей на четыре колеса или гусеницы.
Спецоперация на Украине резко сменила приоритеты. В начальный период об использовании мотоциклов и речи быть не могло. Всему виной артиллерия, господствующая на поле боя и высекающая всё вокруг осколочными полями. Одной из главных проблем Российской Армии в 2022–2023 годах была фактическая беззащитность грузовой и легковой техники. Опыты по кустарному блиндированию (порой обычными бревнами) стали одним из символов того времени. Казалось, обеспечьте нашим военным минимальную защиту от пуль и осколков, и дело будет сделано – необязательные потери будут сведены к минимуму.
Но у противника стремительно заканчивались снаряды и ракеты. Хорошо, казалось бы, но взамен ВСУ вооружился тысячами FPV-дронов. И еще неизвестно, что хуже – полные артиллерийские арсеналы в тылу противника или изобилие дронов-камикадзе. Хочется верить, нехватка артиллерии сказалась на боевой эффективности ВСУ в большей степени.

«Калашников» презентовал бесшумный мотоцикл для армии еще в 2017 году. Когда серия?
В итоге мы наблюдаем следующую картину. В атаку российские штурмовики вынуждены идти не на бронированных машинах при интенсивной поддержке танков, а на мотоциклах. На эту роль подходят любые транспортные средства (вплоть до электросамокатов), позволяющие быстро и максимально незаметно преодолеть опасный участок. Комплексы разведки и поражения обороняющегося противника держат наиболее ответственные территории под круглосуточным контролем. И это один из главных факторов эволюции военного искусства Российской Армии.
Справедливости ради, с нашей стороны боевая работа организуется на аналогичном уровне, зачастую качественно и количественно превосходя противника. Только вот штурмов у россиян гораздо больше, так как фронт медленно, но верно движется на запад. Но сконцентрируемся на мототехнике.
Мотоциклы не только позволяют быстро преодолевать опасные участки фронта, но и делать это рассредоточено. МТЛБ или БМП, идущие в атаку, потенциально могут стать братской могилой для нескольких человек. Теоретически противнику для этого будет достаточно одного FPV-дрона. А когда личный состав «вооружается» легкими мотоциклами, картина меняется. Одного камикадзе точно не хватит, то есть для подавления атаки противника вынуждают привлекать дополнительные ресурсы. Которых у ВСУ все меньше. Наступающую пехоту на мотоциклах украинцы могли бы подавлять из обычных минометов (никакой брони нет даже в теории), но с артиллерией все не так просто, о чем упоминалось выше.
Помимо штурмовых действий, мотоциклетная техника очень помогает в доставке провизии, боеприпасов и оружия подразделениям, находящимся в оперативном окружении. Это вынужденная мера, и это не очень хорошо. Простреливаемые участки должны проходить сухопутные дроны, которые на фронте имеются, но пока в недостаточных количествах.
Мотоциклы разные нужны
В итоге мы видим парадоксальную ситуацию, когда на фронте мотоциклы используются, но на вооружении их нет. Если пролистать историю назад, то на «Армии-2017» мы обнаружим электробайки от АО «Концерн Калашников». Тогда никто не мог предполагать востребованность мотоциклетной техники в армии и ориентировались на потребность полиции и ДПС. Ну и спецназу что-то обещали отрядить. При этом стоит помнить, что никакого самостоятельного производства мотоциклов такого класса в России нет уже очень давно. Весь рынок занят китайскими мотоциклами.
В Ирбите до марта 2022 года выпускали тяжелые «Уралы», но они совершенно не годились для военных нужд. «Уралы» и в России не особо продавались. Большая часть изделий экспортировалась на Западе, где расценивалась в качестве модной экзотики. Все остальные производители мототехники в России в той или иной степени заняты сборкой китайских моделей.

Российской армии еще позавчера требовался единый боевой мотоцикл. В отличие от разношерстной компании, унифицированная платформа позволит не ломать голову с обслуживанием и ремонтом. Предпочтение отдается машинам на электрической тяге. Преимуществ у мотоциклов на батарейках немало. При всех прочих равных они гораздо приемистее бензиновых собратьев, менее шумные, не столь заметны в тепловизорах и не пожароопасные. О том, насколько фатальным может быть возгорание топливного бака мотоцикла от шальной «БЗшки» или осколка, говорить излишне. Литий-ионный аккумулятор как неотъемлемая часть электротранспорта горит так, что не потушить, но скорость распространения возгорания несравненно меньше.
К минусам электромотоциклов относят высокую массу, что требует от пилота определенного уровня мастерства, а также зависимость от зарядной станции. Роль последней выполняет обычный бензиновый электрогенератор, которых на фронте тысячи. Разумеется, ни о какой высокоскоростной зарядке речь не идет, что может стать проблемой. Боевое задание могут поставить в самый неподходящий момент, когда мотоциклы в подразделении стоят с высаженными в ноль аккумуляторами. Не ждать же несколько часов перед выдвижением на рубеж.
АО «Концерн Калашников» пытается создать электрический мотоцикл для нужд СВО. Пока изделие в разряде экспериментальных, хотя и проходит тестирование «в различных соединениях войск в приграничных районах зоны проведения специальной военной операции». Боевой мотоцикл электрический (БМЭ), показанный широкой публике в начале декабря, удивительно похож на изделия, представленные на форуме «Армия-2017». Генеральный директор АО «Концерн «Калашников», член бюро Союза машиностроителей России Алан Лушников справедливо отмечает:
Только почему понимание этого пришло под конец третьего года специальной военной операции?
По данным разработчиков, работы ведутся над гибридной версией мотоцикла. Как уже упоминалось выше, это позволит избежать досадных, а порой и трагичных ситуаций, когда перед выполнением боевой задачи электромототехника оказывается в разряженном состоянии. Нерешенной остается конструкция гибридной силовой установки. В настоящее время это не просто уникальная по своей сложности техническая проблема – это скорее из области фантастики. У китайцев точно ничего заимствовать не получится. В типоразмере гражданской техники первый и пока единственный в мире гибридной силовой установкой для мотоцикла может похвастаться Kawasaki. Впрочем, можно пойти по упрощенному пути и просто к обычному бензиновому мотоциклу присовокупить электромотор с тяговой батареей. Получится тяжеловато, но позволит держать технику в 100-процентной боевой готовности круглые сутки.
Следующим шагом в эволюции боевого применения мототехники на фронтах СВО должно стать повышение проходимости на слабых грунтах. В первую очередь, на знаменитых черноземах в весеннюю распутицу. Для этой цели существует класс мототехники на шинах сверхнизкого давления и с развитыми грунтозацепами. Только пока ничего подобного на фронтах не видно. В этой ситуации частично помогают квадроциклы, но они заметно дороже, не столь маневренны и динамичны.
Мотоциклы-вездеходы на электрической тяге могут занять достойное место в парке технических средств Российской Армии. Для справки, в России из китайских комплектующих серийно выпускают двухколесные мотовездеходы с полным приводом. Уникальная техника, хотя и с двигателем внутреннего сгорания. Но при желании перевести технику на электротягу мало что мешает.


Полноприводный мотовездеход Тарусь 2×2
Безусловно, на каждое действие противник неизбежно отреагирует новым витком противодействия. Мотоциклисты очень уязвимы перед осколочными полями. С учетом расширения поставок противопехотных мин из Америки, можно будет ожидать дистанционного минирования потенциальных путей передвижения мототехники. Противомотоциклетных мин еще нет, но есть все шансы на их появление. FPV-дроны также заточат на борьбу с несколькими мотоциклистами одновременно. Например, осуществляя воздушный подрыв на высоте в несколько метров. Все это будет представлять новый виток эволюции боевой техники на СВО, и на него неизбежно придется искать адекватный ответ.
Информация