Боевые мотоциклы – новый вызов для СВО

26
Боевые мотоциклы – новый вызов для СВО
«Калашников» тестирует электромотоцикл для СВО. Первые такие машины появились еще в 2017 году.


Железные кони СВО


Мотоциклетная техника различных форматов давно и с разной степенью успешности используется в боевых действиях. В подавляющем большинстве случаев мотоцикл выполнял функцию железного коня при хронической нехватке более практичных транспортных средств. То есть при ином раскладе сил наездники с удовольствием сменили своих двухколесных друзей на четыре колеса или гусеницы.



Спецоперация на Украине резко сменила приоритеты. В начальный период об использовании мотоциклов и речи быть не могло. Всему виной артиллерия, господствующая на поле боя и высекающая всё вокруг осколочными полями. Одной из главных проблем Российской Армии в 2022–2023 годах была фактическая беззащитность грузовой и легковой техники. Опыты по кустарному блиндированию (порой обычными бревнами) стали одним из символов того времени. Казалось, обеспечьте нашим военным минимальную защиту от пуль и осколков, и дело будет сделано – необязательные потери будут сведены к минимуму.

Но у противника стремительно заканчивались снаряды и ракеты. Хорошо, казалось бы, но взамен ВСУ вооружился тысячами FPV-дронов. И еще неизвестно, что хуже – полные артиллерийские арсеналы в тылу противника или изобилие дронов-камикадзе. Хочется верить, нехватка артиллерии сказалась на боевой эффективности ВСУ в большей степени.


«Калашников» презентовал бесшумный мотоцикл для армии еще в 2017 году. Когда серия?

В итоге мы наблюдаем следующую картину. В атаку российские штурмовики вынуждены идти не на бронированных машинах при интенсивной поддержке танков, а на мотоциклах. На эту роль подходят любые транспортные средства (вплоть до электросамокатов), позволяющие быстро и максимально незаметно преодолеть опасный участок. Комплексы разведки и поражения обороняющегося противника держат наиболее ответственные территории под круглосуточным контролем. И это один из главных факторов эволюции военного искусства Российской Армии.

Справедливости ради, с нашей стороны боевая работа организуется на аналогичном уровне, зачастую качественно и количественно превосходя противника. Только вот штурмов у россиян гораздо больше, так как фронт медленно, но верно движется на запад. Но сконцентрируемся на мототехнике.

Мотоциклы не только позволяют быстро преодолевать опасные участки фронта, но и делать это рассредоточено. МТЛБ или БМП, идущие в атаку, потенциально могут стать братской могилой для нескольких человек. Теоретически противнику для этого будет достаточно одного FPV-дрона. А когда личный состав «вооружается» легкими мотоциклами, картина меняется. Одного камикадзе точно не хватит, то есть для подавления атаки противника вынуждают привлекать дополнительные ресурсы. Которых у ВСУ все меньше. Наступающую пехоту на мотоциклах украинцы могли бы подавлять из обычных минометов (никакой брони нет даже в теории), но с артиллерией все не так просто, о чем упоминалось выше.

Помимо штурмовых действий, мотоциклетная техника очень помогает в доставке провизии, боеприпасов и оружия подразделениям, находящимся в оперативном окружении. Это вынужденная мера, и это не очень хорошо. Простреливаемые участки должны проходить сухопутные дроны, которые на фронте имеются, но пока в недостаточных количествах.

Мотоциклы разные нужны


В итоге мы видим парадоксальную ситуацию, когда на фронте мотоциклы используются, но на вооружении их нет. Если пролистать историю назад, то на «Армии-2017» мы обнаружим электробайки от АО «Концерн Калашников». Тогда никто не мог предполагать востребованность мотоциклетной техники в армии и ориентировались на потребность полиции и ДПС. Ну и спецназу что-то обещали отрядить. При этом стоит помнить, что никакого самостоятельного производства мотоциклов такого класса в России нет уже очень давно. Весь рынок занят китайскими мотоциклами.

В Ирбите до марта 2022 года выпускали тяжелые «Уралы», но они совершенно не годились для военных нужд. «Уралы» и в России не особо продавались. Большая часть изделий экспортировалась на Западе, где расценивалась в качестве модной экзотики. Все остальные производители мототехники в России в той или иной степени заняты сборкой китайских моделей.


Российской армии еще позавчера требовался единый боевой мотоцикл. В отличие от разношерстной компании, унифицированная платформа позволит не ломать голову с обслуживанием и ремонтом. Предпочтение отдается машинам на электрической тяге. Преимуществ у мотоциклов на батарейках немало. При всех прочих равных они гораздо приемистее бензиновых собратьев, менее шумные, не столь заметны в тепловизорах и не пожароопасные. О том, насколько фатальным может быть возгорание топливного бака мотоцикла от шальной «БЗшки» или осколка, говорить излишне. Литий-ионный аккумулятор как неотъемлемая часть электротранспорта горит так, что не потушить, но скорость распространения возгорания несравненно меньше.

К минусам электромотоциклов относят высокую массу, что требует от пилота определенного уровня мастерства, а также зависимость от зарядной станции. Роль последней выполняет обычный бензиновый электрогенератор, которых на фронте тысячи. Разумеется, ни о какой высокоскоростной зарядке речь не идет, что может стать проблемой. Боевое задание могут поставить в самый неподходящий момент, когда мотоциклы в подразделении стоят с высаженными в ноль аккумуляторами. Не ждать же несколько часов перед выдвижением на рубеж.

АО «Концерн Калашников» пытается создать электрический мотоцикл для нужд СВО. Пока изделие в разряде экспериментальных, хотя и проходит тестирование «в различных соединениях войск в приграничных районах зоны проведения специальной военной операции». Боевой мотоцикл электрический (БМЭ), показанный широкой публике в начале декабря, удивительно похож на изделия, представленные на форуме «Армия-2017». Генеральный директор АО «Концерн «Калашников», член бюро Союза машиностроителей России Алан Лушников справедливо отмечает:

«В современных условиях характер ведения боевых действий претерпел существенные изменения. Образцы техники, которые прежде рассматривали как узкоспециализированные или вспомогательные, сегодня широко востребованы и применяются в полную силу своих тактико-технических преимуществ».

Только почему понимание этого пришло под конец третьего года специальной военной операции?

По данным разработчиков, работы ведутся над гибридной версией мотоцикла. Как уже упоминалось выше, это позволит избежать досадных, а порой и трагичных ситуаций, когда перед выполнением боевой задачи электромототехника оказывается в разряженном состоянии. Нерешенной остается конструкция гибридной силовой установки. В настоящее время это не просто уникальная по своей сложности техническая проблема – это скорее из области фантастики. У китайцев точно ничего заимствовать не получится. В типоразмере гражданской техники первый и пока единственный в мире гибридной силовой установкой для мотоцикла может похвастаться Kawasaki. Впрочем, можно пойти по упрощенному пути и просто к обычному бензиновому мотоциклу присовокупить электромотор с тяговой батареей. Получится тяжеловато, но позволит держать технику в 100-процентной боевой готовности круглые сутки.

Следующим шагом в эволюции боевого применения мототехники на фронтах СВО должно стать повышение проходимости на слабых грунтах. В первую очередь, на знаменитых черноземах в весеннюю распутицу. Для этой цели существует класс мототехники на шинах сверхнизкого давления и с развитыми грунтозацепами. Только пока ничего подобного на фронтах не видно. В этой ситуации частично помогают квадроциклы, но они заметно дороже, не столь маневренны и динамичны.

Мотоциклы-вездеходы на электрической тяге могут занять достойное место в парке технических средств Российской Армии. Для справки, в России из китайских комплектующих серийно выпускают двухколесные мотовездеходы с полным приводом. Уникальная техника, хотя и с двигателем внутреннего сгорания. Но при желании перевести технику на электротягу мало что мешает.




Полноприводный мотовездеход Тарусь 2×2

Безусловно, на каждое действие противник неизбежно отреагирует новым витком противодействия. Мотоциклисты очень уязвимы перед осколочными полями. С учетом расширения поставок противопехотных мин из Америки, можно будет ожидать дистанционного минирования потенциальных путей передвижения мототехники. Противомотоциклетных мин еще нет, но есть все шансы на их появление. FPV-дроны также заточат на борьбу с несколькими мотоциклистами одновременно. Например, осуществляя воздушный подрыв на высоте в несколько метров. Все это будет представлять новый виток эволюции боевой техники на СВО, и на него неизбежно придется искать адекватный ответ.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 декабря 2024 05:11
    Боевые мотоциклы – новый вызов для СВО...

    ...и старая практика времён ВМВ. В ВС СССР в каждом мсп по бронетанковой службе проходили полноприводные «Уралы»...Какая неизвестная страница истории...
  2. -7
    11 декабря 2024 05:44
    А с боков нельзя ставить бронелисты, которые бы прикрывали солдата с боковой проекции? Даже 10 мм защитит от большинства осколков. Нужно условно по 2/3 квадратных метра с двух сторон, вес 100 кг.
    1. +1
      11 декабря 2024 07:39
      Цитата: NG inform
      с боков нельзя ставить бронелисты

      А сверху пулемет!
      1. -3
        11 декабря 2024 07:48
        А если серьезно, то нужен БТР для одного. Бронированные мобильные капсулы. Уверен, в будущем такие машины возникнут. И это будет лучше, чем простой незащищённый мотоцикл.
        1. -2
          11 декабря 2024 16:34
          Цитата: Stas157
          Бронированные мобильные капсулы

          Очень вероятно, что это следующий виток эволюции и есть. Бронированный капсулы на одного человека на шасси типа багги с электрическим или гибридным движком. Высокосортные, слабо уязвимые к осколкам и минам.
    2. +5
      11 декабря 2024 11:33
      В этом случае проще багги использовать, частично бронировать будет проще.
    3. 0
      12 декабря 2024 02:21
      А сверху на голову башню с 12.7 мм КОРДом. А потом со всей этой штукой мы попробуем тронуться хотя бы с места.
    4. +1
      12 декабря 2024 23:56
      Все эти мотоциклы с довольно хлипкой рамой, которая даже не всякого бойца с экипировкой выдержит, либо треснет напополам в самый неподходящий момент. Различные хонды, ямахи, сузуки, которые стоят за миллион выдерживают от 150 до 240кг нагрузки по паспорту.
      1. +1
        16 декабря 2024 11:09
        Понятно, что нужно клепать специализированный, где бронелист это часть силовой конструкции, в том числе для защиты от противопехотных мин.
        Короче будущее видится помесью Лема (основная масса боёв) с Хайнлайном (закрепление результатов сражения).
  3. +4
    11 декабря 2024 10:10
    Получается, когда некоторое время назад мы читали в сети или смотрели ролики про армию США, где внедрялась такая техника, мы тока усмехались, мол денег девать некуда... а теперь спохватились...
  4. +2
    11 декабря 2024 10:31
    Боевое задание могут поставить в самый неподходящий момент, когда мотоциклы в подразделении стоят с высаженными в ноль аккумуляторами

    Сделать аккум сменным? И давать по два комплекта на девайс?
    1. 0
      11 декабря 2024 16:44
      Цитата: paul3390
      Сделать аккум сменным?

      Это и сейчас так есть в большинстве случаев. На фронт берут модели со сменными аккумуляторами.
      Но проблема в том, что иногда не хватает генераторов для зарядки всех аккумуляторов.

      Кроме того иногда приходится просто ездить вдали от ЛБС, в таких случаях гибридный движок лучше. Главное, чтобы он не был безумно дорогим.
  5. +1
    11 декабря 2024 11:35
    Может сам электрический мотоцикл и не будет сильно заметен на тепловизоре, зато бойца будет видно по-прежнему.
    1. 0
      11 декабря 2024 16:47
      Цитата: СергейАлександрович
      бойца будет видно по-прежнем

      Боец греет гораздо слабее, чем движок. Соответственно заметен с меньшего расстояния. И дополнительно его можно прикрыть анти-тепловизорной накидкой. yes
  6. +1
    11 декабря 2024 11:49
    Ещё вариант - квадрациклы, трёхколесные мотоциклы и даже велосипеды на пневматиках низкого давления. Во-первых, безопасное преодоление минных полей (в т.ч. и противопехотных), во-вторых, уверенное передвижение по болотам, по глубокому рыхлому снегу, через полыньи и т.д.. Например, велосипед по глубокому рыхлому снегу даёт около 12км/ч, обгоняет спортсмена-лыжника и почти не оставляет следов....
    1. -1
      11 декабря 2024 16:25
      Цитата: WhoWhy
      Например, велосипед по глубокому рыхлому снегу даёт около 12км/ч

      Тут по асфальтированной велодорожке не всякий преодолеет за час 12 км, а вы утверждаете, что рыхлый и глубокий снег пойдёт велосипедисту в помощь?
      * * *
      Регулярно вижу, как быстро катят разносчики еды по глубокому рыхлому снегу...на электровелосипедах...
  7. +11
    11 декабря 2024 13:06
    Это извращения а не способ ведения войны,пару пулемётчиков и нет никакой атаки на мотоцикле,это все последствия отсутствия в армии нормальной БМП а не партаки плавающие
    1. +3
      11 декабря 2024 17:09
      Что бы не было никаких споров о нужности или не нужности мотоциклов как и подобных статей , надо всего лишь сесть на мотик и прокатится . Причем в разное время года и по дорогам с покрытием и без.Можно взять старенький Днепр , загнать в хорошую колею а потом снять видео как водитель и каким паром будет его оттуда выталкивать. А можно и на том , что предлагают для войск , стартануть по раскисшему полю.Скорее всего и пулеметчик не понадобится , ездок свалится сам . Своя ниша у мотиков конечно есть , в некоторых случаях они будут полезны , но разрабатывать свой , при огромном разнообразии мототехники в мире , трата времени и денег.
  8. +3
    11 декабря 2024 14:08
    Чото это уже было.
    И фотки.
    и статьи.

    Напоминает пиар, например, чеченских багги.
    Но имхо, кроме пиара выставочных образцов по чеченским багги ничего так и не появилось...
    Писали, что другие багги гдето есть... но тоже, без особых фактов

    Возможно, таже судьба постигает и мотоциклы.

    Так как для богатых - это все игрушки, врядли так просто они отдадут на откуп населению..
  9. +4
    11 декабря 2024 18:07
    "Это вынужденная мера, и это не очень хорошо".

    Вот с этим согласен на 100%. Мотоцикл может доставить б/сы и продовольствие из тыла, но с коляской можно доставить больше. Говорить серьёзно о мотоцикле, как средстве, способным изменить обстановку на поле боя, в наш век ракет и скорострельного автоматического оружия, это шаг к возвращению конницы и атак на пулемёты кавалерийской лавой.
  10. +1
    11 декабря 2024 18:38
    Имхо, нужен просто эндурик легкий,возможно электрический опционально и двс тоже. Конструкциы уйма,бери лицензию и делай. Доставка всягого из тыла на багги больше влезет при той же скорости. Ну а ниша применения,быстрый прорыв и разведка ну еще дроноводов возить.
  11. +2
    12 декабря 2024 01:24
    Ну наверное, как человек закончивший ВОКУ, имеющий орден за 1-ю чеченскую, а кроме этого более 10 последних лет занимающийся горным внедорожным мототуризмом - имею право что-то сказать по данной теме.
    1. Нужны, не просто мотоциклы, а именно легкие эндуро, только софты, с полноценным двухместным сидением и хорошей фарой.
    2. Электрички - не нужны нигде, кроме разведки. Фактор бесшумности - переоценен, а проблема с зарядом электричек - недооценена.
    3. Желателен мотоцикл легкий, но мощный и динамичный, обязательно с низким ЦМ. Т.е. из этих требований, вытекает, что мот должен быть 2Т, а не 4Т. В идеале - берем клон двигателя "Ланзы", который сейчас Лонгчин, и который стоит, на GR7, Кайо двухтактных, Кевсах 250 и пр., - и ставим его в ходовку какого-нибудь Кайо илии Мотоленда которые с полноценным двухместным седлом.
    ВСЁ ! Это лучшее, что сейчас можно придумать. Сборку можно и у нас локализовать, чтобы не напрягать КНР на санкции. В перспективе - Русская механика делает свои 2Т движки на снегоходы, - поставить им грамотно задачу - сделают и на легкий эндуро.
    3. Все эти "мотовездеходы" с низкопрофильными колесами и 4Т движками от беензогенераторов, - в целом - чушь. Да они обладают некими плюсами по проходимоости в определенных условиях, но по динамике, скорости и управляемости - печаль.
    4. Колясычи не нужны, вместо них разумнее квадры и легкие гусеничные корыта, типа Пельца.
    5. Кто пишет про ненужность мотов на фоне БМП и БТР - просто не понимают уровня проходимости современных эндуро-мотоциклов.
    Тут дело не только в наличии дронов, мот пройдет везде, где пройдет человек без помощи рук.
    Такими возможностями не обладает ни какая другая техника. Пройдет по лесной тропе, пешеходном мостике через реку, горной тропе, среди узостей в развалинах и т.п. В крайнем случае, даже по веревке можно переправить.
    Зато, потом, преодалев препятствия - способен на быстрый и дальний маневр.
    Вопрос этот уже давно "назрел и переезрел", а пока ребята на СВО юзают, что "послал бог и волонтеры".
    1. 0
      12 декабря 2024 23:58
      Про Русскую механику уже только ленивый не говорил, насколько дерьмовые квадрики они в армию поставляют.
  12. Все старые заводы выпускавшие мотоциклы успешно погубили .... А как пригодился бы допустим ЧЗ-350 освой его производство в Коврове ... И как пригодились бы Ижы ... И полноприводный "Урал" тоже пригодился бы
    1. 0
      6 января 2025 18:54
      Надо обратить внимание на Минский мотовелозавод.... Там минскачи и какие то квадроциклы выпускают
      1. 0
        13 января 2025 06:57
        Цитата: d.zacharith
        Надо обратить внимание на Минский мотовелозавод...

        Да, вспоминаю свой Минск...Фактически автомат Калашников, надежный и неприхотливый, заводился после зимовки с полтычка! Проходил по пашне с тещей на заднем сиденье и мешком картошки, ломаться там нечему!!! По трасе достойно бегал! Экономичный, работал на бензине любом! Сейчас минский завод выпускает китайское..., со всеми вытекающими.