Из доставщиков в штурмовики: в ожидании отечественной программы роботизации наземной техники

8 005 66
Из доставщиков в штурмовики: в ожидании отечественной программы роботизации наземной техники


Из гражданского в военное


Для начала хорошие новости. Летом 2021 года в Министерстве транспорта России стартовал проект «Беспилотные логистические коридоры». Сумма на инициативу выделена немаленькая – 5,2 млрд. рублей. Главной задачей проекта является создание беспилотной трассы М-11 Москва – Санкт-Петербург. Курсировать по коридору должны автономные грузовики, у которых намечается высокая средняя скорость, а себестоимость транспортировки должна снизиться на 10 процентов. Всё сравнение с пилотируемой техникой, разумеется. В проекте принимают участие Сбер, КамАЗ, «Национальные Телематические Системы», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), X5 Group и другие.



Компания, как видим, собралась знатная. И у бизнесменов уже есть первые успехи – летом 2023 года на трассе М-11 стартовали первые коммерческие перевозки на беспилотных грузовиках. Точнее, условно беспилотных – в кабине пока без контролирующего оператора не обойтись. В планах к 2030 году создание почти 20 тысяч километров беспилотных логистических коридоров. Говорят, это будет прорыв мирового уровня.


Вторая хорошая новость, с которой наверняка знакомы жители нашей столицы. Речь о роботах-доставщиках «Яндекс», которые работают с 2019 года. Идея оказалась вполне жизнеспособной, и в настоящее время известно о трех поколениях автономных перевозчиков. Самая совершенная версия R3 оснащена лазерными сонарами (лидарами), традиционными радарами, пятью видеокамерами и ультразвуковыми сенсорами. На борт доставщик может брать до 20 килограмм полезного груза и перемещаться со скоростью до 20 км/ч. Нельзя не порадоваться за отечественных инженеров и бизнесменов, хотя большая часть «железа» в подобных изделиях импортная. В первую очередь, из Китая. Но калибровка, оснастка и программное обеспечение отечественное, что не может не вдохновлять.

А теперь другие новости. В настоящее время на вооружении Российской Армии нет ни одного серийного образца сухопутной роботизированной техники, удовлетворяющей требованиям времени. О том, насколько «хорош» многофункциональный робот «Уран-9», очень подробно расскажут в очередном выпуске «Военной приемки». Машина если и появляется на СВО, то исключительно в эпизодических ролях. «Уран» как штурмовой робот оказался совершенно неприспособлен к боевым действиям. Еще в Сирии обнаружилась его очень условная проходимость, низкая маневренность, перетяжеленность и проблемное управление. В первую очередь, неустойчивая связь в условиях потери прямой видимости.

Наземные роботы на СВО принимают участие, но это либо кустарные поделки фронтовых мастерских, либо проекты энтузиастов. Единственная ниша, в которой серийные изделия доказали свою эффективность, стало разминирование освобожденных от нацистов территорий. Сапер «Уран-6» здесь зарекомендовал себя с лучшей стороны. Хотя условия работы изделия, если исключить заложенные мины и СВУ, тепличные. Оператор находится поблизости, обстрелы и прочие внешние воздействия сведены к минимуму.

Со стороны может показаться, что сухопутные робототехнические комплексы оказались не столь востребованы на СВО, как воздушные дроны. Подробно это анализировалось в материале «Наземные роботы прошли мимо спецоперации» (https://topwar.ru/253709-nazemnye-roboty-proshli-mimo-specoperacii.html). Причем справедливо это не только для Российской Армии, но и для боевых подразделений противника. ВСУ также нечасто пользуется серийными колесными и гусеничными дронами.

Но на историю можно посмотреть и под другим углом. Например, указать на нежелание отдельных структур заниматься обеспечением российских военных современными наземными роботами. В области программного обеспечения и «железа» всё в полном порядке. Автономные грузовики курсируют между Питером и Москвой, а колесные доставщики пиццы вполне успешны на улицах мегаполисов. С февраля 2022 года не появилось ни одного прототипа боевого робота, в которых реализовались бы многолетние наработки по указанным гражданским проектам. Пара риторических вопросов: почему и кто виноват?

Все для фронта? Все для Победы?


Для того чтобы дело сухопутных дронов сдвинулось с мертвой точки, необходимо хотя бы попробовать. На первый план выходит даже не техническое совершенство, а массовость изделий. Сравнительно дешевые дроны заполонили небо и стали настоящим открытием специальной военной операции. Есть все основания полагать, что именно недорогие беспилотники станут значимой (если не основной) ударной силой в будущих конфликтах. И сухопутные машины сейчас в самом начале пути развития. Достаточно посмотреть на представленные на иностранных оборонных форумах прототипы боевых робособак и прочей «живности», чтобы понять масштабы отставания России в этой области.


Проблем наземных роботизированных систем на фронтах спецоперации достаточно. Изделий слишком мало, они дороги, громоздки и далеко не всегда отвечают требованиям военных. К тому же имеющиеся в распоряжении модели совершенно не унифицированы между собой.

Реалии спецоперации достаточно однозначно выставили требования к сухопутным роботам. Одно из важных – это необязательная опция полной автономности. Достаточно наладить устойчивую связь с оператором на удалении в несколько сотен метров. На худой конец подойдет управление по проводам, точнее, по оптоволоконному кабелю. По аналогии успешных проектов летающих FPV-камикадзе, сжигающих бронетехнику ВСУ.

Хотя работа на поводке для наземной техники сопряжена с множеством трудностей, в первую очередь с вероятностью обрыва линии связи. Но эта проблема не выглядит нерешаемой, особенно если оценить все бонусы от массового использования сухопутных дронов. Подчеркнем, именно массового применения. Современная оборона настолько насыщена высокоточными средствами обороны, что на прорыв укрепленного района придется посылать несколько десятков самоходных мин. А прикрывать армаду будут такие беспилотники с пулеметами.

В этом нет ничего фантастического. ВСУ уже снаряжают свои БЭК (безэкипажные корабли) турелями со стрелковым оружием. Пока это примитивные изделия, и ощутимого вреда российским вертолетам они не наносят. Что мешает строить аналогичные машины в сухопутном варианте для Российской Армии? Неужели страх перед очередным пакетом санкций перевешивает жизни наших штурмовиков на СВО? Вопросы снова риторические, но на них необходимо искать в ближайшее время.


В России работает уже более сотни роботов-доставщиков подобного типа

Это похоже на анекдот, но российские производители напрочь игнорируют мировой тренд, когда сугубо гражданские решения занимают прочную нишу на поле боя. Илон Маск нисколько не стесняется своих Starlink на вооружении ВСУ. Китайский DJI официально пытается дистанцироваться от конфликта, но отлично понимает, что лучшей рекламы его дронам трудно было придумать.

В России же спокойно продолжают реализовывать проекты наподобие «Беспилотных логистических коридоров», словно СВО идет где-то за океаном. Простите за вопрос, но актуальны ли нам вообще сейчас тема грузовых дронов гражданского назначения? Если разработчикам нет желания ввязываться в историю с физическим уничтожением бандеровцев (для кого-то это, наверное, значимый минус в карму), то обеспечьте бойцов транспортерами переднего края. С непринципиальными доработками и упрощениями вчерашний доставщик пиццы отлично подойдет на роль доставщика БК, воды и продуктов. Донбасс — насквозь урбанизированная территория, и условный робот «Яндекс» точно не затеряется в Курахово и других населенных пунктах.

Наработки консорциума, занятого беспилотными грузовиками на маршруте Москва – Санкт-Петербург, выглядят совсем не лишними на спецоперации. Более того, алгоритмы работы автономных систем в боевых условиях – это отличный полигон для создания полноценного искусственного интеллекта для транспорта. Идея буксует по всему миру не первый год, и обучение машинного интеллекта в условиях конфликта могло бы стать прорывом. Который ждут, как из печи пирога.

Пока же ситуация стара как мир. Бизнес отдельно – цели спецоперации отдельно. И надежды на то, что производители действительно озаботятся массовыми наземными дронами, а не продолжат тестировать кустарные поделки под очередной отчетный форум, становится все меньше.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 декабря 2024 04:05
    Согласен с вами, автор, на все 100%!
    1. +9
      12 декабря 2024 08:31
      Цитата: Sergei N 58912062
      Согласен с вами, автор, на все 100%!

      Автор не понимает что робот на улицах Москвы/ трассе Москва- Питер и робот в прифронтовой зоне - это 2 глобальные разницы.
      У робота на трассе или в Москве - ям на дороге в 2 метра/ траншей/ развалин не бывает в принципе.
      На ЛБС люди идут и спотыкаються, а вы робота туда, ага... Тем более колёсного.

      А опыту гусеничного робота - Голиафы- уже больше 80 лет. Разница будет только в замене проводов на оптоволокно. Но и тогда особого "Вау" они не вызвали
      1. +2
        12 декабря 2024 13:51
        Полностью согласен, автор либо не понимает, либо пишет просто ради статьи.


        В России же спокойно продолжают реализовывать проекты наподобие «Беспилотных логистических коридоров», словно СВО идет где-то за океаном. Простите за вопрос, но актуальны ли нам вообще сейчас тема грузовых дронов гражданского назначения? Если разработчикам нет желания ввязываться в историю с физическим уничтожением бандеровцев (для кого-то это, наверное, значимый минус в карму), то обеспечьте бойцов транспортерами переднего края.


        Очевидная глупость, не говоря про совершенно разные задачи, в одном случае грузовик по трассе автономно вести (задача невероятно сложная, но при это абсолютно понятная), в другом боевой автономный сухопутный дрон (задача совершенно не понятная, ее даже сформулировать еще нужно постараться). Второй момент автор обвиняет коммерческие компании в нежелании принимать участие в разработке такого боевого дрона, но такая инициатива должна происходить в первую очередь от МО, армии они должны сформировать требования.
        1. +1
          12 декабря 2024 14:28
          Цитата: Oldrover
          такая инициатива должна происходить в первую очередь от МО

          Абсолютно точно. Военные должны задать требования и обеспечить финансирование.
          А бизнес уже решит (или не решит) поставленные задачи на основе имеющихся наработок.

          Обвинять именно бизнес очень странно. request
      2. +1
        24 января 2025 18:56
        Скоро будем испытывать автономный вездеход, который умеет плавать (правда на воде наверное ещё не готовы его испытывать, пока речь про наземные испытания) грузоподъемность 500+ кг, энергии заглаза, автономность предполагается сутки, пока не понятно, испытания покадут, машина с ИИ, настоящий дроид способный действовать в команде, цена будет вполне приемлемая даже для частного владельцев(для армии сущие копейки), кроме ездить туда и сюда, машина будет иметь дополнительный функционал (не боевой, доступа к вооружению не имеем, но в случае необходимости думаю быстро его научим).
        Железо в финальной стадии, мозги на стенде работают, а в поле пока не знаем, но скоро узнаем wink

        Так что работа идёт, правда медленно feel
  2. 0
    12 декабря 2024 04:46
    Что мешает приспособить рулон оптоволокна для устойчивой связи на наземный БПЛА или дрон-ретранслятор, или спутник, или чувствительный приёмник с хорошими фильтрами частот...или использовать все это вместе.
    Варианты есть...надо просто приложить усилия и добиться результатов.
    1. +1
      12 декабря 2024 07:01
      В качестве ретранслятора лучше использовать БПЛА.
    2. +1
      12 декабря 2024 08:19
      Мешает откровенное нежелание заниматься подобной темой, у большинства структур. Это ведь не принесет быстрой прибыли. а быстро попадание под санкции. Всё для фронта, всё для победы.....
      1. +2
        12 декабря 2024 10:36
        Цитата: Dagger75
        Мешает откровенное нежелание заниматься подобной темой, у большинства структур. Это ведь не принесет быстрой прибыли. а быстро попадание под санкции. Всё для фронта, всё для победы.....

        А что, у нас остались структуры без санкций?
        1. -1
          12 декабря 2024 11:56
          Цитата: Kartograf
          Цитата: Dagger75
          Мешает откровенное нежелание заниматься подобной темой, у большинства структур. Это ведь не принесет быстрой прибыли. а быстро попадание под санкции. Всё для фронта, всё для победы.....

          А что, у нас остались структуры без санкций?

          Ну дайте человеку постонать немножко lol
          Так-то вся промышленность практически под санкциями. А где не заводы - там владельцы под санкциями- что автоматически накладывает санкции на заводы исключая нормальную торговлю...
      2. +2
        12 декабря 2024 11:23
        Мешает откровенное нежелание заниматься подобной темой, у большинства структур. Это ведь не принесет быстрой прибыли. а быстро попадание под санкции.

        А я думаю - виновников нужно искать в МО. Они до начала СВО и БПЛА считали детскими игрушками. И сейчас не могут организовать ничего путного с наземными беспилотными средствами. Сейчас в МО башляют огромные средства, неужели лампасники неспособны организовать конкурсы среди разработчиков, выбрать наиболее интересные проекты, организовать их серийное производство? Думаю, головы у генералов другим заняты. А промышленники, уверен, с удовольствием бы впряглись в эту работу при наличии ТЗ и финансирования. Но пока что, похоже, это финансирование получают только аффелированые структуры.
        1. 0
          12 декабря 2024 21:38
          Цитата: Andy_nsk
          А промышленники, уверен, с удовольствием бы впряглись в эту работу при наличии ТЗ и финансирования.

          Спорно. Работа с госзаказом опасна и трудна. Куда быстрее чем под санкции можно угодить под прокурора практически за любой косяк, что технический что юридический. Потому нередко серьезные компании сейчас предпочитают не лезть самим а выступать в роли субподрядчиков.
          1. 0
            13 декабря 2024 09:02
            Работа с частными компаниями-заказчиками думаете проще? - я на эту тему знаю много примеров, не хочу растекаться по древу. Санкций частные компании, особенно средние и маленькие не боятся - мы все сейчас по факту под санкциями. Ну а чтобы частные компании, честно выполняющие свои обязанности, не испытывали бюрократических трудностей и не рисковали из-за некоторых "дуболомов" - как раз МО и должно обеспечить им нормальные условия работы. Денег сейчас вбухивают в оборонку немерянно, только у меня впечатление, что все деньги расходятся среди аффелированных лиц.
  3. +6
    12 декабря 2024 05:20
    Зря сразу замахиваются на мобильных роботов, процесс создания долгий и тяжёлый. Нужно начинать со стационарных турелей.
  4. +8
    12 декабря 2024 05:55
    Россия на одном из последних мест по роботизации производства.
    Чтобы создавать массовые изделия и что-то современное нужно иметь современные производственные мощности, массово промышленные роботы, не дефицит специалистов и невозможность замещение их дехканами (квалифицированные специалисты и не едут как правило в Россию), а квалифицированные кадры.
    1. +6
      12 декабря 2024 06:28
      Цитата: СкептикОптимист
      Россия на одном из последних мест по роботизации производства

      Отсюда и низкая культура производства. Низкая производительность труда.. Заработная плата в стране такая низкая, что проще 15 рабочих нанять, чем одного робота купить. И при этом стонать, дескать, не хватает в стране рабочих! Если бы скряги-капиталисты платили рабочим нормальную зарплату, то давно роботизация и автоматизация производства была на современном уровне.

      1. +5
        12 декабря 2024 06:49
        Цитата: Stas157
        проще 15 рабочих нанять, чем одного робота купить
        А ещё проще мигрантов из Таджикистана выписать wink
      2. +5
        12 декабря 2024 08:29
        Тут бы я поспорил. Те же айтишники сейчас в тепличных условиях. Налоги, ипотека и прочие плюшки. Хотя зарубежом это средний класс, но не более. ЗП у них сравнима с западными. То же касается и инженеров. И дело совсем не в скрягах-капиталистах.
        У нас не хватает именно простых рабочих. За станком которые стоят. Или за сварочным аппаратом. А что касается 15 рабочих... Вы зайдите на авито и просто посмотрите, сколько стоит нанять трактор на два часа, что бы участок выровнять. И сколько запросят 15 рабочих за эту же работу. Таже таджики те же.
        1. +1
          12 декабря 2024 13:53
          Хотя зарубежом это средний класс, но не более.


          Выше среднего или точнее по самому верхнему уровню среднего класса, а если двое работают в IT то заметно выше среднего класса.
          1. 0
            13 декабря 2024 09:25
            Зависит от кампании и работодателя. Но не выше.
            1. 0
              14 декабря 2024 13:39
              Выше и значительно, средний айтишник живёт выше чем средний инженер, учитель и т.д. и это везде так хоть Россия, хоть Европа, хоть США. Пока идёт бум ИТ и дефицит кадров все так и будет. Может лет через 10-15 что то поменяется.
        2. 0
          13 декабря 2024 01:39
          Цитата: a.shlidt
          Те же айтишники сейчас в тепличных условиях. Налоги, ипотека и прочие плюшки.

          это скорее мода так много платить айтишникам, им же столько нередко платят и в других отраслях. У нас на фонд оплаты труда выделяют 15-20%, из которых половина - начальникам, где-то тут проблема.
          Цитата: a.shlidt
          То же касается и инженеров.

          где-то им так много платят? Обычно в Москве инженерам платят московскую зарплату и не более того
          Цитата: a.shlidt
          Вы зайдите на авито и просто посмотрите, сколько стоит нанять трактор на два часа, что бы участок выровнять.

          ну вы сравнили! Скорее надо на сайты заводов заходить и смотреть вакансии, сколько владельцу стоит трактор - это совсем другой разговор
          1. 0
            13 декабря 2024 09:37
            это скорее мода так много платить айтишникам

            Скорее всего да, но это факт. Платят много.
            Обычно в Москве инженерам платят московскую зарплату и не более того

            Нужно смотреть и сравнивать конкретные вакансии. Проектировщик, конструктор и т.д. Но зп очень даже не плохие.
            ну вы сравнили! Скорее надо на сайты заводов заходить и смотреть вакансии, сколько владельцу стоит трактор - это совсем другой разговор

            Если обратиться к комментарию выше, то там обвиняли капиталиста скрягу и таджиков.На этом простом примере я показал, что капиталисту выгоден трактор. В том числе и как бизнес, затрат меньше, чем на таджиков. И автоматизация выгоднее, чем платить нормальную зп работнику.
            1. 0
              13 декабря 2024 13:24
              Нужно смотреть и сравнивать конкретные вакансии. Проектировщик, конструктор и т.д. Но зп очень даже не плохие.
              ну тут военное обозрение, мы тут больше о военных инженерах. Понятно, что инженер - проектировщик вентиляционных систем в офисных зданиях имеет такую ЗП, что рота жаб наваливается
              Если обратиться к комментарию выше, то там обвиняли капиталиста скрягу и таджиков.На этом простом примере я показал, что капиталисту выгоден трактор.
              у нас капиталисты специфические. Бизнес принес первые 10 лямов дохода? Сразу надо новое авто купить. Сто миллионов? Особняк построить. В Европе маленький капиталист встаёт за кассу в своем магазинчике сам, наш - наймет тётушку из Средней Азии и будет проматывать деньги где-то вдалеке request
              1. 0
                13 декабря 2024 14:00
                у нас капиталисты специфические.

                Не все конечно, но большинство точно. Особенно мелкий предприниматель. У нас просто доходность бизнеса по сравнению с западной очень высокая. 20% против 2-3%. И простота запуска. Либо вообще дотационные, как многие фермеры, ОСК и АвтоВАЗ smile
                1. 0
                  13 декабря 2024 14:30
                  Ну у нас доходность по случаю кризиса падает, как на это можно реагировать? Есть два пути. Заморочиться, поднять качество и поднять цену. Покупатель скажет - ну оно дороже, зато лучше! И будет брать. А можно начать экономить на зарплатах, сократить половину людей, уменьшить качество, а цену всё равно поднять. Покупатель уйдет куда-то ещё, бизнесмен ещё сократит траты, качество ещё хуже. Но наш бизнесмен из кожи вон вылезет, но не будет ничего никуда инвестировать. Привык к красивой жизни. Мне кажется это причина гибели большей части наших заводов и прочего.
                  1. 0
                    25 января 2025 00:49
                    Рассуждения о коне в сферическом вакууме laughing
                    Цена зависит не столько от качества, сколько от готовности, или способности рынка её платить, а качество сильно влияет на себестоимость и если ваша себестоимость выше стоимости которую рынок готов, или способен платить, то у вас нечего не
                    получится!
                    В Ваших рассуждениях куча противоречий, зарплату тоже устанавливает не работодатель, а рынок труда! Я хочу бесплатного работника, но таких что то не находится lol
                    Инвестиции, это расходная часть, что бы что то тратить, нужно что зарабатывать, или иметь возможность взять взаймы, в кризис с заработками как то тяжело, а в заёмные средства с сегодняшними % на инвестиции совсем не похоже! Любое оборудование нормально работает 3 года, потом его нужно менять, либо выделять бюджет на поддержание, т.е. за 3 года оно должно окупиться! Попробуйте окупить оборудование, за которое вы должны одних процентов за 3 года отдать больше 100% его стоимости wassat
                    1. 0
                      25 января 2025 01:24
                      Цитата: Eroma
                      Цена зависит не столько от качества, сколько от готовности, или способности рынка её платить, а качество сильно влияет на себестоимость и если ваша себестоимость выше стоимости которую рынок готов, или способен платить, то у вас нечего не
                      получится!

                      Рынок готов обычно платить больше за что-то высокого качества, если это качество заметно и известно. Люди готовы выложить за иномарку больше денег, чем за ладу. Мы на работе используем швейцарские вакуумные насосы, цена на них была 200к лет пять назад (сейчас наверно все 500 надо выложить из-за курса и всяких левых схем, прям сердце прихватывает), но они буквально неубиваемые, какие-то по 20 лет пашут, ни один не сломался. К одному как-то раз прокладку покупали, тысяч за 10-15. Но мы купили как-то отечественный казанский за 60к, и он вроде при тестировании без нагрузки выдавал нормальные цифры. А вот в работе... Оказалось, что у него все детали внутри химически нестойкие, что было обманом изготовителя, а при разборе было ощущение, что металлические детали пилили болгаркой и не шлифовали. Работать он прекратил в течение двух недель. Потом с полгода были переговоры с заводиком не желают ли они доработать напильником, мы им по почте вышлем. Они нас не слали, но устраивали говорильню. В общем в металлолом. Ну и вопрос - а что дешевле-то? Если по дням работы то швейцарский дешевле раз в тысячу-другую.
                      Цитата: Eroma
                      В Ваших рассуждениях куча противоречий, зарплату тоже устанавливает не работодатель, а рынок труда! Я хочу бесплатного работника, но таких что то не находится

                      Я очень скептически отношусь к российским работодателям и никаких проблем в этом не вижу. Работникам надо платить, это данность.
                      Цитата: Eroma
                      Инвестиции, это расходная часть, что бы что то тратить, нужно что зарабатывать, или иметь возможность взять взаймы, в кризис с заработками как то тяжело, а в заёмные средства с сегодняшними % на инвестиции совсем не похоже!

                      Зачастую российские бизнесмены имеют достаточно денег и имущества, но считают их своими собственными лично заработанными, что в какой-то момент надо будет не стричь купоны, а наоборот инвестировать их обратно - для большинства немыслимая идея. Собственно, апологеты капитализма и говорят, что капиталист аккумулирует деньги у себя в сейфе, но если бизнес пойдет в убыток, то сейф откроется и поможет переждать бурю. А в социализме лишних денег нет, они все в работе, и если что - неоткуда покрыть издержки и сразу крах. У нас классика - минимум 20% выручки (не прибыли!) бизнесмен себе в карман кладет, а некоторые и все 50%. Но на развитие предприятия - кредит лучше взять, заложив его цену в стоимость продукции.
                      1. 0
                        25 января 2025 10:45
                        Рынок не готов переплачивать! Любой товар соответствует выражению цена=качество. Откровенная халтура по бросовой цене тоже имеет свой спрос, более качественное изделие за одни и те же деньги с конкурентами имеет лучший спрос, но если вы за качество начинаете просить больше, а конкурентная продукция в принципе устраивает потребителей, то вы начнёте уступать рынок. Есть такое понятие: сегментирование рынка, вы должны четко понимать кто ваш потребитель и что ему нужно, это работа маркетологов.

                        Сегодня, работники диктуют условия и размеры ЗП, на рынке острый дефицит кадров, но есть ограничители в виде себестоимости, выше которой компания просто не способна продать свою продукцию, нужно инвестировать в производительность труда, а это кредиты с нереальной % ставкой belay

                        Личное имущество бизнесмена из малого бизнеса, может ему помочь с финансами, люди берут кредиты под залог своих домов, машин. Продажа не сильно распространена ибо, не для того покупалось, что бы продавать! А у крупного бизнеса, личное имущество это копейки по сравнению с активами и своим имуществом ты никакую проблему в бизнесе не решишь, поэтому смысла что то продавать нету! Если пошло не так, то борешься тем что есть в бизнесе, либо спасаешь что можешь, если вырулить не получается bully

                        Людям наблюдающим за бизнесом со стороны просто не понять "механику событий и целеполагания действий" ибо они не знают как всё работает и ломается
                      2. 0
                        25 января 2025 15:52
                        более качественное изделие за одни и те же деньги с конкурентами имеет лучший спрос, но если вы за качество начинаете просить больше, а конкурентная продукция в принципе устраивает потребителей, то вы начнёте уступать рынок.
                        это означает что рынок и так насыщен, клиент удовлетворен и что-то существенное бизнесмен предложить не может. С точки зрения клиентов это не важно, сколько там разных бизнесменов будет, одним больше - одним меньше, выживает сильнейший и нечего плакаться
                        А у крупного бизнеса, личное имущество это копейки по сравнению с активами и своим имуществом ты никакую проблему в бизнесе не решишь, поэтому смысла что то продавать нету!
                        отечественный бизнес столетиями продалбывал прибыли, спуская их на куртизанок и прочие радости жизни. Изымая всё, что сверху на себя любимых, что дворяне, что теперешние нувориши, жили здесь и сейчас. Яхты закладывать кстати не пробовали они? laughing
                        А потом почему-то проигрывают всяким англоговорящим дядям, которые не проматывали добытые трудом крестьян урожаи в карты, а строили заводы и отправляли туда батрачить тех же крестьян.
                      3. 0
                        25 января 2025 17:40
                        Изымая всё, что сверху на себя любимых, что дворяне, что теперешние нувориши, жили здесь и сейчас

                        А для чего по Вашему люди собственно работают? Что бы в стране были заводы и пароходы? laughing это не задача бизнесменов, это задача политиков и правительства! no бизнесмены, если видят смысл в заводе, то построит завод, если смысла не видит будет заниматься другими делами, бизнесмены люди очень деятельные и всегда чем то занимаются, ради себя любимых в первую очередь! bully а вот политики и правительство должны неуёмную энергию бизнеса направлять в нужное для общество русло и тогда всё общество будет жить в достатке и все будут счастливы! drinks поэтому если бизнес не строит то что нужно обществу, то это не их вина, а правительства, которое не умеет влиять на рынок таким образом, что бы бизнес инвестировал туда куда нужно обществу!

                        Вы ответственность за недочёты в экономике не на тех людей перекладываете hi
                      4. 0
                        25 января 2025 18:23
                        А для чего по Вашему люди собственно работают? Что бы в стране были заводы и пароходы?

                        Нет, ради дела жизни, и чтобы послезавтра было лучше, чем вчера, даже если сегодня придется недоесть черной икры, а в ванной будет вода и куртизанка, а не шампанское и две эскортницы.
                        Что бы в стране были заводы и пароходы? laughing это не задача бизнесменов, это задача политиков и правительства!
                        и тут разница между всякими морганами и дерипасками возникает - кто-то строит панамский канал на свои и передаёт государству, потому что чем сильнее мое государство - тем мне выгоднее, а кто-то рассчитывает на то, сколько яхт сможет купить если подоить государство на очередную подачку. А потом страна с государствоориентированными бизнесменами, играющими вдолгую, оказывается на десять шагов впереди всяких аргентин, испаний и россий, где всё спустили на кружева. А государство у нас - это сплошь бывшие фарцовщики и бизнесмены, ну или их обслуга. Те же люди, только в профиль. МО походу было при Шойгу вторым газпромом, судя по триллионным распилам. Правда газпром газ поставляет, с него есть польза, в отличие от парадов.
          2. 0
            14 декабря 2024 13:40
            это скорее мода так много платить айтишникам, им же столько нередко платят и в других отраслях.


            Это не мода а дефицит кадров.
            1. 0
              14 декабря 2024 16:07
              Нет никакого дефицита айтишников, не больше чем по другим специальностям. Но при этом другим дефицитным спецам столько платить ни у одного начальника и в мыслях нет.
              1. 0
                14 декабря 2024 16:35
                Как работающий в этой области скажу что дефицит огромный, в среднем что бы закрыть позицию уходило 4-5 месяцев и по два десятка интервью.
                1. 0
                  14 декабря 2024 18:32
                  Нигде нет спецов. Но платят высокие ЗП только программистам. Технологам и инженерам, которых ещё меньше, платят в разы меньше чем программистам
                  1. 0
                    14 декабря 2024 19:49
                    Но как вы можете заметить есть бесчисленные курсы “как войти в айти с нуля” по всему миру, но я не видел курсов “стать инженером технологом с нуля”, наверника они есть но в заничтельно меньшем количестве.

                    У нас на дворе капитализм и просто так никто не будет платить деньги, несмотря на все кризисы рост IT идет и скорее всего опережает все другие отрасли. Каждый день генерятся терабайты данных, все это требует постоянного роста производительности (как со стороны железа так и софта), роста систем хранения (так же как со стороны железа так и софта), анализа, зашиты данных (как от физического уничтожения/потери, так и зашита от злонамеренных действий) все это в свою очередь требует новых людей для поддержки существующего и развития нового.
                    Посмотрите на современной автомобиль, среднего класса, в нем уже системы распознавания знаков, полос, системы ведение по полосе, предотвращения столкновения, приводы кресел, зеркал с запоминанием, интеллектуальные световые приборы, мультимедиа, встроенная навигация и пр, пр, а это все IT (на стыке с embedded). Посмотрите на ваш смартфон, зайдите в апсоре и посмотрите сколько различных приложений от полезных до вредных. А это все труд миллионов людей в IT, и повторюсь пока все это продолжает расти, а рост требует новых людей, иногда рост идет экспоненциально, что так же экспоненциально требует новых людей.
                    Задумайтесь когда вам (или среднему человеку) приходилось писать от руки, даже в полиции тексты набивают на компьютере и дают расписываться, повторюсь это тоже все системы которые нужно поддерживать и развивать.
                    1. 0
                      14 декабря 2024 23:37
                      Цитата: Oldrover
                      но я не видел курсов “стать инженером технологом с нуля”

                      и не подохнуть с голода laughing
                      Курсы появляются как ответ на спрос родителей что погромисты много зарабатывают, чадо сможет купить квартиру может быть, а не взять однушку в ипотеку на 40 лет в Люберцах.
                      Цитата: Oldrover
                      У нас на дворе капитализм и просто так никто не будет платить деньги

                      конкретно наш капитализм имеет свою специфику. К примеру если в каком-то регионе какой-нибудь металлургический завод стрижет бабло как не в себя, то там есть правило - местным не платить заметно больше среднего по региону, а то все сбегутся и работать станет некому. А вот в центральном офисе в Москве можно платить сколько угодно. А еще можно платить сколько угодно айтишникам, им столько можно платить. В США айтишник получает не больше, чем работяга на заводе, кровельщик или сантехник., но за компом работа не пыльная. А вот врачи получают просто космические зарплаты. Потому что медицина так невероятно развилась и экспоненциальный рост? Нет, просто потому что почему бы не стричь с клиентов побольше?
                      IT растет благодаря финансовому пузырю, добавленную стоимость айтишники генерируют не слишком-то большую
                      1. 0
                        15 декабря 2024 00:30
                        В США айтишник получает не больше, чем работяга на заводе, кровельщик или сантехник., но за компом работа не пыльная.


                        Нет, вы видимо не владеете информацией в США зарплаты в IT самые высокие в мире и сравнимы с зарплатами врачей и ещё спорно гдетвыше с учётом того сколько нужно усилий приложить что бы стать условным топовых хирургом и топовым разработчиком в FAAGN-e.

                        IT растет благодаря финансовому пузырю, добавленную стоимость айтишники генерируют не слишком-то большую


                        ИТ растёт благодаря всему, ещё раз оглянитесь вокруг.
                      2. 0
                        15 декабря 2024 01:01
                        в США зарплаты в IT самые высокие в мире
                        но не самые высокие в США laughing
                        Особенно учитывая что американские айтишники согнаны в особенные места типа Сиэттла где все эти зарплаты придется выложить за проживание, а стоматолог в любом штате при деньгах. Плюс стоматолога не пытаются подменить миллионы индусов и прочих жителей восточной Европы.
                        ИТ растёт благодаря всему, ещё раз оглянитесь вокруг.
                        ну да, биг дата сначала накачало бабло разработчиков решений (а не покупателей), сейчас нейросети обогащают разработчиков оборудования для нейросетей (а не покупателей).
                      3. 0
                        15 декабря 2024 01:22
                        но не самые высокие в США laughing

                        Я и не утверждал что самые высокие, я говорю что в среднем сейчас доходы в ИТ это выше среднего уровня, что в России, что на Западе.
                      4. 0
                        15 декабря 2024 03:33
                        В России только айтишники могут получать именно за работу больше 300к, именно те, кто делает что-то сами в организациях у нас имеют потолок 150-200 тысяч, больше получать могут только начальники. Хоть ты самый ключевой человек на заводе. А важному программеру вполне могут полмиллиона отваливать.
                        В США те, кто делает железо, над которыми батрачат погромисты, получают не меньше. У инженеров и дизайнеров смартфонов зарплаты просто прекрасные и индусы их не потеснят, но у работников макдаков и водителей юбера зарплаты оставляют желать лучшего, конечно, не сравниться с белыми воротничками.
                      5. 0
                        15 декабря 2024 11:01
                        Так и в США все так же, программист может получать и 600 тысяч и даже миллион долларов в год, а железяники хорошо если 200-300 тысяч в год.
  5. +1
    12 декабря 2024 06:06
    А где и у кого роботизация боевого процесса идёт вообще, заметно и последовательно???
    Летающая мелочь и покрупнее, это да, развитием, применением занимаются все, кто может.... водную, подводную среду уже осваиваю, планомерно.
    А вот наземная техника, как то ограничено и не совсем удачно.
    Стоит ли ожидать всеобщего, очередного бума в развитии и применении, следующего, нового???
    А да, как у нас.... не впереди планеты всей, увы, но ведь и того, кто особенно впереди всех, пока выделять рано.
    1. 0
      12 декабря 2024 12:35
      Цитата: rocket757
      А где и у кого роботизация боевого процесса идёт вообще, заметно и последовательно???
      Летающая мелочь и покрупнее, это да, развитием, применением занимаются все, кто может.... водную, подводную среду уже осваиваю, планомерно.

      В свое время в АН СССР был такой монстр как Институт океанологии им. Ширшова со множеством отделений (филиалов) по всей стране. Сейчас о нем знают в основном по лаборатории обитаемых подводных аппаратов Сагалевича (ГОА МИР, подводные съемки "Титаника", Северный полюс, Байкал), но незаслуженно забыта лаборатория НЕобитаемых подводных аппаратов и роботов Вячеслава Семеновича Ястребова, которая в том числе разрабатывала очень даже приличные для того времени подводные роботы.
      У наших "подводников" есть хорошая основа love
  6. +5
    12 декабря 2024 06:33
    Автономные грузовики курсируют между Питером и Москвой, а колесные доставщики пиццы вполне успешны на улицах мегаполисов.

    Говорят в других частях страны тоже люди живут, там нету роботов, нет автономных грузовиков которые курсируют, да даже дороги не везде то есть
    1. +2
      12 декабря 2024 07:21
      Цитата: turembo
      да даже дороги не везде то есть

      И связь не везде есть, не говоря уж про интернет.
    2. +3
      12 декабря 2024 09:26
      Что-то напомнило:
      - Говорят у вас в Сибири медведи по дорогам ходят.
      - Врут (в оригинале конечно более красочное слово))), нет у нас в Сибири дорог.
      laughing hi
    3. -1
      12 декабря 2024 12:46
      Цитата: turembo
      Автономные грузовики курсируют между Питером и Москвой, а колесные доставщики пиццы вполне успешны на улицах мегаполисов.

      Говорят в других частях страны тоже люди живут, там нету роботов, нет автономных грузовиков которые курсируют, да даже дороги не везде то есть

      Это потому что "денег нет, но вы держитесь" request
  7. +1
    12 декабря 2024 06:47
    большая часть «железа» в подобных изделиях импортная
    Вот это-то и самое неприятное
  8. +4
    12 декабря 2024 06:58
    Цитата: rocket757
    А где и у кого роботизация боевого процесса идёт вообще, заметно и последовательно???

    А где и у кого роботизация боевого процесса идёт вообще, заметно и последовательно???
    Да, везде идет, где есть экономические технические возможности.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Боевой_робот#XXI_век
    БПЛА, морские и наземные роботы.
  9. 0
    12 декабря 2024 08:05
    У нас часть народа воюет, по своей воле или по мобке, какие то люди им помогают, а основная масса просто отключилась от этого всего и спокойно живёт ничего не зная и не вникая что там за горизонтом! Пока их не коснулось и снаряды не рвутся на улицах столицы, они продолжают ходить в боулинги, планировать праздники и отпуска, сорить деньгами и вот нафик им эта война. У нас безнадежное общество потребителей, это уже не исправить, мирным путём
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      12 декабря 2024 10:45
      Цитата: Вадим С
      У нас часть народа воюет, по своей воле или по мобке, какие то люди им помогают, а основная масса просто отключилась от этого всего и спокойно живёт ничего не зная и не вникая что там за горизонтом! Пока их не коснулось и снаряды не рвутся на улицах столицы, они продолжают ходить в боулинги, планировать праздники и отпуска, сорить деньгами и вот нафик им эта война. У нас безнадежное общество потребителей, это уже не исправить, мирным путём

      При чем тут боулинг? Начнем с того, что зарплаты у многих не такие большие, чтобы еще кому то помогать, кроме родителей-пенсионеров и детей. И второе. Люди, что, должны отказаться от отпусков и сидеть у телевизоров, глядя на Скабееву? У нас власти влезли в авантюру, которая аукнется государству и через несколько поколений и те, кто мозги имеет уже начали это понимать
      1. +3
        12 декабря 2024 12:17
        Уже аукнулось . Сколько молодых парней погибло . Сколько денег уходит на СВО . Сколько на восстановление оккупированной части территории
    3. +2
      12 декабря 2024 12:05
      Цитата: Вадим С
      Пока их не коснулось и снаряды не рвутся на улицах столицы, они продолжают ходить в боулинги, планировать праздники и отпуска, сорить деньгам

      В блокадном Ленинграде где рвались бомбы и снаряды, а народ умирал от голода ЕДИНСТВЕННЫЙ не эвакуированный театр - Театр оперетты belay
      Не драма или опера - водевиль.
      Потому что человеку надо хоть немного не помнить о войне, отвлечься.
      И в тылу народ ходил в театры, кино, рестораны, женился и разводился - потому что это жизнь в которой человек отгораживается от войны.
      Только не говорите что тогда тоже было
      Цитата: Вадим С
      безнадежное общество потребителей, это уже не исправить
  10. +2
    12 декабря 2024 08:17
    а себестоимость транспортировки должна снизиться на 10 процентов.

    да, уже читал про такую маржинальность проекта...
    но никто мне не ответил, что произойдет если управляющее воздействие на транспортное средство прекратится? - когда один водитель из идущего потока транспорта не справляется - возникает коллапс, а что же случится если на всем протяжении трассы М-11 отключится управление?
    если по трассе идет поток со скоростями больше 130 - летом, то какие последствия можно ожидать?
    1. +1
      12 декабря 2024 08:36
      Цитата: Дедок
      если по трассе идет поток со скоростями больше 130 - летом, то какие последствия можно ожидать?

      Синхронная остановка на месте с выруливанием вправо с аварийками - в случае потери управления. Они в этом плане надёжнее чем человек - робот не может психануть под лозунгом "Сгорел сарй- гори и хата", или на бюст прохожей начать пялиться...
      1. +1
        12 декабря 2024 09:08
        Синхронная остановка на месте с выруливанием вправо с аварийками - в случае потери управления.

        вы о чем?
        там есть выделенная полоса под такие игрушки? - чтобы обеспечить "синхронность выруливания вправо..."
        в правой полосе зачастую едут те кто вообще не следит за происходящим вокруг... а тут - "синхронно происходит остановка"...а дальше - что? - завал из десятков машин, в основном - легковых...
        а последствия такого завала? - медицина на трассе готова эвакуировать не транспортабельных?
        1. +2
          12 декабря 2024 10:08
          Цитата: Дедок
          Синхронная остановка на месте с выруливанием вправо с аварийками - в случае потери управления.

          вы о чем?
          там есть выделенная полоса под такие игрушки? - чтобы обеспечить "синхронность выруливания вправо..."
          в правой полосе зачастую едут те кто вообще не следит за происходящим вокруг... а тут - "синхронно происходит остановка"...а дальше - что? - завал из десятков машин, в основном - легковых...
          а последствия такого завала? - медицина на трассе готова эвакуировать не транспортабельных?

          Значительно проще обеспечить плавную остановку робота с учётом того что у него лидар стоит с предупреждениями системы - чем живого водителя.

          Цитата: Дедок
          в правой полосе зачастую едут те кто вообще не следит за происходящим вокруг..
          это проблема неадекватов за рулём - если они не способны следить за происходящим вокруг. Машина - абсолютно любая!!! - источник повышенной опасности.

          Потеря управления не страшна - достаточно простой алгоритм действий для безопасной остановки.
          И перехват управления с командами "с превышением блоков" - "газу до отказа, руль до упора влево и т. п" - тоже достаточно легко блокировать.
          И здесь возможен алгоритм типа БПЛА шного ("при потере управления возврат на базу") - никто ж не говорит что он должен встать колом на трассе, не сбросив предварительно скорость, без авариек, плавного торможения, гудков - для совсем неадекватных живых водителей.
  11. +2
    12 декабря 2024 08:41
    У нас нет в стране инфраструктуры для серийного производства.
    Для выпуска одного изделия нужен завод по сборке. Нужны заводы для производства комплектующих. Нужны перерабатывающие заводы с высоким качеством выпускаемой продукции. И такие же заводы, в том же кол-ве, нужны для выпуска вот этой руки-робота, которая на остальных заводах будет работать. Этого ни чего нет. И если даже мы это все сделаем, стоимость продукции будет заоблачной, ведь выпуск будет ограниченный, потому что это кроме нас ни кому не нужно будет. У нас ни кто не купит, да и нам мало кто продаст. Вот и пытаемся выживать в таких условиях. Про микроэлектронику вообще говорить не хочется, отставание лет на 30. Так же с оптикой и связью.
    Из чего собирать то роботы-штурмовики? Базы нет. Так что насыщение ВС роботизированной техникой ждать не приходится. Отсюда и получаем самоделки от умелых ручек.
  12. -3
    12 декабря 2024 10:16
    Niestety dla psychopaty kapitalisty, pracownik jest tylko kosztem. Kluczowe powinno być co będzie robił kierowca, bo prawdopodobnie będzie i tak potrzebny w kabinie. A jeśli nie, to trzeba mu znaleźć zatrudnienie. Słabo widzę jazdę takich ciężarówek, po innych drogach niż autostrady i z magazynu do dużego magazynu.
    Postęp nie koniecznie musi iść w taką stronę, nie wszystko co jest nowoczesne należy natychmiast wdrożyć. LUDZIE są na pierwszym miejscu, jeśli rzeczywiście jest demokracja, a nie reżim.
    U mnie w kraju wyboru prezydenckie, iluzja wyboru. Wybór między tęczowym kapitalistą, któremu szambo wybiło, a narodowym kapitalista. To nie wybór.
  13. 0
    12 декабря 2024 12:28
    Вы про роботы , а в России не могут выпускать автомические коробки передач . Вы видели как переключается передачи на беспилотным Газели . Просто распил денег
  14. 0
    13 декабря 2024 01:25
    Всякие транспортные тележки уже применяются. А вот штурмовой вариант.... При всем уважении к бостон динамик и китайцам пока рановато. Слабовата у дронов соображалка пока. Для ровного шоссе и тротуара хватает, а для лесополки побитой минометами не факт. Все таки лететь по воздуху проще, чем ехать по полю заваленному всякими обломками и перекопанному воронками.
  15. 0
    13 декабря 2024 13:40
    Из доставщиков в штурмовики...
    Это как повара - на передок, такой же бред. Не пригоден повар в штурмовики - он толстый, неповоротливый, бегать и быстро соображать не может. Просто другое у него амплуа.
    А если серьезно, то основная проблема наземных беспилотников - это способность двигаться по земле через создаваемые на войне препятствия. Пока она не решена, не будет наземных беспилотных штурмовиков, хоть даже все остальное будет для них готово. Причем, на более чем двухлетнем опыте применения, можно уже с уверенностью констатировать, что ни колесные, ни гусеничные варианты штурмовиков перспектив не имеют, это тупиковые варианты.
    В качестве беспилотного штурмовика имеет смысл рассматривать только антропоморфные или зооморфные платформы прежде всего потому, что боевые действия чаще всего идут у сооружениях разного назначения (в том числе, в окопах), рассчитанных на людей, соответственно, человекоразмерные и человекоподобные платформы наиболее пригодны для действий в подобных условиях. Т.е они обладают наибольшей проходимостью в заданных условиях.
  16. 0
    16 декабря 2024 20:47
    Без массового производства и продажи дронов для гражданских не будет дронов для военных, т.к. военный дрон это усиленный вариант гражданского с большой долей унифкации. Покупая гражданский дрон население спонсирует производство и разработку дронов для военных. Пример тяжёлые грузовики для гражданских стали лёгкими броневиками для военных, просто добавили брони и вооружение, а рама двигатель, может быть ещё подвеска с КПП остались прежними.
  17. 0
    6 января 2025 19:39
    Тема, поднятая Евгением Фёдоровым, сложная, многогранная, требующая длительного времени для воплощения её в достойный и нужный "металл"... На мой взгляд инженера, в условиях современного боя, в современной войне, робот на поле боя или в городских (сельских) руинах, пока "нонсенс" в квадрате... Прежде всего его "реакция" на окружающую среду и быстро меняющуюся обстановку на поле боя, время принятия безошибочного решения на "свой - чужой" , полное отсутствие понятия скрытного подхода к цели и умение маскироваться, наконец, проходимость, возможность "перехвата", противником, управления дроном или вмешательство в его "мозги" из вне.... Работы - "выше крыши" и" дорога" в этот мир роботов - дронов тяжёлая и очень нужная. Как говорят на Востоке: "Дорогу осилит идущий..."