Дроны на полях Великой Отечественной войны

5
Дроны на полях Великой Отечественной войны

Сегодня много говорят о том, что специальная военная операция на Украине стала настоящей войной дронов — спорить с этим, конечно, бессмысленно. Однако нельзя не отметить тот факт, что сама по себе идея использования беспилотных аппаратов отнюдь не нова. Скорее даже стара, поскольку возникла она и, соответственно, в некоторой степени реализована ещё в первой половине ХХ века.


Что же это были за беспилотники? Ответ на этот вопрос, кажется, вполне очевиден. Достаточно вспомнить, что в Советском Союзе ещё до Великой Отечественной войны активно интересовались дистанционно-управляемыми танками (телетанками) — их, в общем-то, с переменным успехом даже испытывали на полигонах. Или взять, например, Германию с её «Голиафами» — самоходными минами-танкетками, управлявшимися по проводам.



Но дроны тех времён не только ездили по земле, но и летали.

В качестве примера можно привести немецкую аэросцепку «Мистель», которая представляла собой набитый взрывчаткой «Юнкерс» и установленный на него истребитель, в котором находился пилот, управлявший всей этой «этажеркой» — в нужный момент истребитель с пилотом отцеплялся, а радиоуправляемый «Юнкерс» летел в цель, выполняя роль камикадзе. Или советский бомбардировщик ТБ-3, оснащённый автопилотом и системой дистанционного управления «Дедал».

Впрочем, были наработки и по управляемым авиационным бомбам. Примером может служить потопившая немало британских и американских кораблей бомба «Хеншель 293», управляемая штурманом-оператором с бомбардировщика с помощью радиоаппаратуры. Впоследствии на ней даже реализовали управление по проводам для работы в условиях радиопомех и планировали оснастить её телевизионной камерой, но до серии дело не дошло.

Более подробно об этих и других проектах, а также их использовании на полях сражений Второй мировой войны, рассказывает военный историк Алексей Исаев. Видео с его выступлением, снятое в рамках проекта «Цифровая история», мы и предлагаем к просмотру.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 декабря 2024 07:52
    Перед войной в СССР на Чёрном море испытывались радиоуправляемые торпедные катера. Управление осуществлялось с самолета.
  2. +3
    18 декабря 2024 08:55
    Были случаи ,когда немецкие "робототехнические комплексы" (трофейные!) применяли и в советских подразделениях...
    1. +2
      18 декабря 2024 22:32
      Было такое, читал в Технике молодежи!
  3. +2
    19 декабря 2024 18:32
    В СССР такими разработками занималось Остехбюро во главе с Бекаури.
    Но в 1938-м Бекаури "помазали лоб зелёнкой", а бюро разогнали.
  4. -1
    24 декабря 2024 12:08
    Над всем стоит экономика и во вторую очередь промышленная способность производить массово . Во времена ВОВ телевизионная камера и комплект оборудки к ней стоили столько слишком дорого ,радиосвязь была слабая ,радиоаппаратура громоздкая (лампы) - так что с экономической и промышленно-экономической точки зрения это были несвоевременные идеи абсолютно . Не говоря уже о более мелких нюансах - несовершенные электродвигатели (еще не было супермагнитных сплавов из редкоземов) , у воюющих государств был жесткий дефицит меди на обмотки , АКБ были также архаичными (громоздкими ,тяжелыми) . На мат. базе того времени иногда пытались осуществлять революционно-безумные решения (вроде японской противокорабельной бомбы ,корректирующей наведение по ИК-излучению корабельных выхлопов через настолько специфическую хрень ,что словами не описать) ,но эти решения не отличались удовлетворительной точностью ,а их совершенство было значительно ограничено военным дефицитом ресурсов,средств и кадров. Это сейчас под мирным небом пыхают фабрички ,клепающие 6-7 нм микроэлектронику и все это пакуется-монтируется внутри длинных коллаборационных цепей и превращается в дрон или АФАР или камеру высокого разрешения. А тогда подобные сложные подходы могли быть напрочь парализованы вражеским воздействием на объекты и коллаборацию и что-то сверхсложное просто осталось бы кучей деталек в которые влили кучу бобла .
    На последок я напомню ,насколько для того времени совершенной была "Фау-2" и насколько ничтожный вред она нанесла англичанам ,летая всего лишь на сотни км дальности. Из за безумного КВО ,в том числе.
    Многие беспилотные системы того времени вряд ли отличались бы большей эффективностью .