Зачем козе баян, да еще и гиперзвуковой?

31 631 37
Зачем козе баян, да еще и гиперзвуковой?

О фразеологизмах типа «Зачем козе баян» и «Зачем рыбе зонтик» написано уже столько, что, в отличие от эсминца, с козой и рыбой всё понятно. А вот с американским эсминцем «Замволт» и его систер-шипами как-то всё не очень ясно.

Вообще, всё, что касается эсминцев типа «Замволт», начиная с 2018 года уже превратилось в увлекательнейший квест на тему «Как нам отбить миллиарды и что делать с ними дальше». И квест этот не по силам многим выпускникам прославленных учебных заведений США. Тут впору коллег из ВШЭ звать…



По сути, у «Замволта», «Монсура» и «Джонсона» один путь — вслед за «Фридомами» и «Индепенденсами» на свалку истории.

Супер-орудия эсминцев уже отправились на помойку, так как пушка, стреляющая на впечатляющие 148 км, конечно, дело хорошее, но вот проблема — один выстрел стоит 2 (ДВА) миллиона долларов США.


То есть 155-мм снаряд, пусть и управляемый, с его 11 кг взрывчатки в боевой части, стоит дороже, чем крылатая ракета RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, способная пролететь 1600 км и на это расстояние переместить 340 кг взрывчатки в своей ОФБЧ.

Здесь снаряд совершенно не смотрится чем-то вменяемым в сравнении со стариной «Топором». Ну а если учесть нюансы применения этих снарядов LRLAP и обслуживания чудо-орудий AGS, то становится понятно, что эта дурь забористая, но совершенно нежизнеспособная. И сразу понимается, почему дали «стоп» программе с «Замволтами» и вместо 32 кораблей остановились на трех.

Ну и, конечно, стоимость одного недокорыта в 1,4 миллиарда долларов.


И вот теперь главный вопрос: что делать с этими 5 с лишним (амортизацию и ремонты учитываем, да) миллиардами долларов, которые могут только уныло ржаветь у пирсов. И над этим изо всех сил реально думают не самые глупые люди в США, потому что те, кто умом обижен, свое уже сделали – пролоббировали строительство этих недоразумений.

И вот — придумали! Забрезжила надежда, что «Замволты» «могут найти новое применение благодаря своей способности запускать гиперзвуковые ракеты». Способности такой у них пока нет, но над этим работают соответствующие специалисты.


Это, как вы понимаете, малеванок от американских менеджеров на тему того, как все должно происходить.

«Замволт», очень большой, очень дорогой и очень малозаметный эсминец ВМС США, который на протяжении большей части своей службы сталкивался с различными поломками и трудностями, был спущен на воду в пятницу, 13 декабря (вообще-то что спускать корабль на воду, что отправляться в плавание в такой день — хуже приметы нет) после 14 месяцев работ, в ходе которых его оригинальные 155-миллиметровые артиллерийские системы (AGS) были заменены пусковыми установками, которые в конечном итоге будут стрелять гиперзвуковыми ракетами средней дальности (IRCPS).

Американский размах. Сперва поставить на корабли по ДВЕ артсистемы с общим боекомплектом 100 снарядов на три корабля, потом выдрать эти чудо-пушки к чертовой матери и вместо них приварить новые пусковые установки. Ну можно только позавидовать крутым американским парням, умеют.


На фотографиях, опубликованных судостроительной компанией HII, IRCPS почти не видно, так как их места не столько на палубе, сколько под ней, вместо орудий, которые тоже были укрыты от лишних глаз и воздействий морской воды. Тем не менее, новость разнеслась подобно урагану, и многие выдохнули, поскольку еще в ноябре 2021 года ВМС впервые объявили о планах модернизировать свой флот класса «Замволт», чтобы использовать в качестве вооружения гиперзвуковые ракеты нового поколения.


Пусковые установки тоже скрыты, но под конструкциями несколько иной формы, чем орудия

Тут, конечно, интересно было бы огласить, почём стоит пострелять гиперзвуковыми ракетами, но, боюсь, такую информацию мы получим очень нескоро. Сославшись на непрерывный характер работ, Командование военно-морских систем (NAVSEA) отказалось подтвердить, во сколько обойдутся гиперзвуковые усовершенствования.

По данным же Счётной палаты США, стоимость кораблей за время их эксплуатации выросла с 1,4 миллиарда долларов в 1998 году до более чем 9 миллиардов долларов к концу 2020 года. Тот факт, что было закуплено всего три корабля, также означал, что все расходы на разработку и последующее обновление будут распределены между кораблями этого небольшого флота, размер которого составляет менее одной десятой от изначально запланированного.


Будущий USS «Линдон Б. Джонсон» (DDG-1002), третий и последний корабль этого класса, станет следующим, кто получит систему IRCPS, как только «Замволт» завершит свою работу, сообщила NAVSEA на запрос The War Zone. Тут есть плюс, «Джонсон» не был построен с установкой системы AGS, поэтому для установки гиперзвуковых ракет потребуется меньше работ, но, по данным NAVSEA, из-за ракет ввод корабля в эксплуатацию будет перенесён с этого года на 2027-й.


Второй корабль класса «Замволт», USS «Майкл Монсур» (DDG-1001), базируется в Сан-Диего и получит собственные пусковые установки гиперзвуковых ракет во время модернизации на верфи в будущем, хотя NAVSEA не уточнила, когда это произойдёт. Согласно бюджетным заявкам ВМС на этот финансовый год, морская служба планирует подготовить все три корабля к 2028 финансовому году.

Хотя в Huntington Ingalls Industries (фирма-изготовитель «Замволтов») заявили, что они ещё не закончили модернизацию корабля, возвращение «Замволта» во флот с возможностью запуска гиперзвуковых ракет знаменует собой начало потенциальной «реабилитации» этого более чем противоречивого (если не сказать – сомнительного) класса кораблей. Отчасти из-за своих странных орудий этот тип кораблей в значительной степени не имел чёткой ориентированности по миссиям, несмотря на множество передовых технологий на борту.

Но IRCPS может доказать, что «Замволт» стоит своих денег, потому что гиперзвуковые ракеты, которые получат прописку на этом корабле, будут предназначены для очень важных и хорошо защищённых целей. Ракеты будут загружены в контейнеры с тремя модулями расширенной полезной нагрузки (APM), которые теперь расположены там, где раньше были орудия, согласно предыдущим сообщениям TWZ.


IRCPS и гиперзвуковая система наземного базирования Dark Eagle Long Range Hypersonic Weapon (LRHW) армии США имеют одинаковую конструкцию ракеты и общий беспилотный гиперзвуковой ускоритель-разгонный блок и планирующий аппарат, разница лишь в способе запуска.

Такие ракеты будут использовать ускорители, чтобы поднять полезную нагрузку на нужную высоту и развить нужную скорость. В определенный момент планирующий аппарат отделится от ускорителя и будет двигаться к цели через атмосферу на очень высокой скорости по непредсказуемой траектории. Гиперзвуковая скорость определяется как скорость, превышающая 5 Махов, но говорят (в США), что эти боевые блоки будут намного превосходить порог скорости в 5М.

Однако остаётся неясным, когда «Замволт» выйдет в море с настоящими гиперзвуковыми ракетами на борту. Армия США получила свой первый прототип пусковой установки «Дарк Игл» в октябре 2021 года. В 2023 году она отменила три испытательных запуска. В июне ВМС и армия провели испытательный запуск, но не раскрыли его результаты. Бюджетные запросы военно-морского флота в последние годы указывали на то, что морская служба хочет запустить гиперзвуковые ракеты с «Замволта» к концу 2025 года.

Известное нам издание The War Zone ранее опубликовало соображения своих экспертов о преимуществах, которые обеспечат эти гиперзвуковые системы вооружений:

«Бустерно-планирующие аппараты отличаются высокой манёвренностью, что позволяет им совершать более непредсказуемые движения во время полёта по сравнению с обычными баллистическими ракетами, даже с усовершенствованными маневрирующими возвращаемыми аппаратами. Это создаёт значительные трудности для противника с точки зрения обнаружения приближающегося оружия и реагирования на него, включая любые попытки перехватить угрозу.

Если у противника будет меньше времени на реакцию, это также снизит его способность перемещать критически важные объекты или просто искать укрытие. Всё это, в свою очередь, означает, что гиперзвуковое оружие представляет собой идеальный выбор для преодоления даже самой плотной противовоздушной и противоракетной обороны для нанесения ударов по важным и потенциально быстро меняющимся целям».


Пусковая установка гиперзвуковых ракет «Темный орел» армии США

В каждую из четырёх труб большого диаметра, установленные на «Замволте», можно поместить по три ракеты, что в общей сложности даёт 12 ракет, и морская служба будет устанавливать требования к количеству ракет, которые корабли будут использовать в ходе каждой конкретной операции.

Очень логично, учитывая стоимость каждого «Темного орла». 41 миллион долларов за одну ракету – это не снаряд для чудо-пушки AGS, это 20 снарядов. Но снявши голову, по волосам не плачут. Конечно, боевые данные у «Темного орла» круче, все-таки при скорости в 6 000 км/ч ракета может преодолеть около 3 000 км, но стоимость, конечно, удручает. Не нас, конечно, нам это всё не оплачивать.

Насколько все станет хорошо?

Не очень. Думается, что хотя корабли класса «Замволт» будут готовы к гиперзвуковым запускам в неопределённом будущем, другие-то характеристики корабля останутся неизменными. Ранее ВМС заявляли, что система IRCPS не требует дополнительного места на борту корабля и будет размещена на местах, ранее занимаемых орудиями. Корабли типа «Замволт» по-прежнему будут оснащены 80 ячейками системы вертикального пуска (VLS) Mk 57. В «Замволт» можно было загрузить приличное количество ракет, в том числе SM-2 Block IIIAZ и Evolved Sea Sparrow класса «корабль-воздух», а также крылатые ракеты «Томагавк» для нанесения ударов по наземным целям и, возможно, варианты ракет семейства SM-6.

Однако это уступает по количеству таким носителям, как старый крейсер «Тикондерога» (112 ракет) и переоборудованным подводным лодкам класса «Огайо» (154 ракеты).

В целом, «Замволт» уже не смотрится этаким эпохальным сверхоружием, за которое его выдавали лет десять тому назад. Как ни крути, а возможности этого класса кораблей в целом снизились за прошедшие годы, а некоторые внешние системы увеличили радиолокационную заметность. Да, относительно малозаметная конструкция может помочь кораблям незаметно подобраться к целям, находящимся на территории противника (да-да, конечно, сказали китайские летчики разведывательной авиации), что было бы критически важно для противодействия дальней обороне Китая в Тихом океане. На самом деле, после фиаско самолетов-невидимок, корабль-невидимка вообще смотрится нелепо.


Эскадренный миноносец «Майкл Монсур» (DDG-1001) в 2002 году

Корабль класса «Замволт» имеет огромное (для эсминца) водоизмещение — 14 500 тонн. Для сравнения, это примерно на треть больше, чем у эсминцев класса «Арли Берк» Flight IIA, и даже больше, чем у ракетных крейсеров СССР типа 1164 «Атлант», которые имели полное водоизмещение 11 500 тонн.

Он также может похвастаться малозаметной конструкцией и снижением заметности в нескольких спектрах, включая электромагнитные, радиолокационные, акустические и инфракрасные излучения, что делает его уникальным для корабля такого размера. Но эта вся незаметность – она относительная. Есть более полезные опции у этого странного плавучего сооружения.

«Замволт» может вырабатывать совокупно своими силовыми установками 78 мегаватт электроэнергии, которых достаточно для питания почти 10 000 среднестатистических американских домов. И даже при скорости в 20 узлов этот класс кораблей по-прежнему обладает значительным запасом мощности в 58 мегаватт. Что это означает? Это значит, что в резерве имеется достаточно энергии для обеспечения работы всех систем корабля и, более того, хватит для обеспечения энергией радиолокационных систем следующего поколения и (возможно) оружия направленного действия, которое появится в будущем.

Тем не менее, поскольку в этом классе всего три корабля, каждый из которых был и (немаловажно) будет оснащён уникальным и дорогостоящим оборудованием, затраты на обслуживание и модернизацию этих кораблей, включая их малозаметность, со временем будут сокрушительными для бюджета ВМС США.

Злые языки на той стороне утверждают, что ходят слухи о проекте замены собственного радара «Замволта» и боевой информационной системы версиями радара воздушного наблюдения «Энтерпрайз» (EASR) и боевой системы «Иджис» для облегчения обслуживания и экономии средств.


Покрытие из радиопоглощающего материала (RAM) выглядит очень неровным после нескольких месяцев стоянки в сухом доке

Интересно, в американском флоте есть такая традиция: новый корабль после прохождения всех процедур испытаний и приемки обязан совершить традиционный поход для окончательной проверки комплекса «экипаж-корабль».

Чем закончился рутинный поход на Тихий океан «Замволта», все помнят – застрявший напрочь эсминец с вырубленной силовой установкой выдергивали из Панамского канала, как пробку из бутылки.


Теперь, спустя десять лет и некоторое количество миллиардов долларов, «Замволт» вроде бы приближается к осмысленному состоянию боевого корабля, вопрос только в том, насколько он может быть эффективным. То есть насколько ракета за 41 миллион долларов будет эффективнее снаряда за 2 миллиона долларов. Если чудо-снарядами LRLAM еще худо-бедно, но постреляли, то вот с «Темным орлом» все смотрится как-то так…

Интересно, теперь «Замволта» в поход отправят?

Зато становится понятным суть фразеологизма «Зачем козе баян»: а зачем «Замволту» гиперзвуковые ракеты? А вот так вдруг поплывет и запустит? То есть, по аналогии с козой, сыграет?

Вот за развитием событий будет очень и очень интересно понаблюдать. Там столько еще коллизий будет…
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 декабря 2024 04:27
    был спущен на воду в пятницу, 13
    И кто теперь может сказать, что это "счастливая" дата ? no
    1. +1
      19 декабря 2024 20:18
      - из-за ракет ввод корабля в эксплуатацию будет перенесён с этого года на 2027-й.
      А там либо эмир,либо ишак.
      1. 0
        20 декабря 2024 01:02
        Цитата: knn54
        - из-за ракет ввод корабля в эксплуатацию будет перенесён с этого года на 2027-й.

        Самое забавное , что эти гиперзвуковые ракеты только по стационарным целям , ну нет у глайдера радара . А если ему (Замволту) в море китайский флот встретится ? И по поводу самого глайдера - из за слишком малых размеров и высоких требований к температурным нагрузкам , эта болванка в форме наконечника не может быть ничем иным , кроме как маломощным ядерным боеприпасом . Ни от кинетического удара особого ущерба , ни ВВ туда упрятать хотя бы как в 155 мм. снаряде . Без ЯБЧ эта нелепость останется нелепостью .
    2. 0
      19 декабря 2024 22:01
      Отличная дата, вон Аполлон13 подвзорвался маленько 13 числа и никто даже не умер. Так что на Зумвальте тоже отделаются легким испугом. laughing
      1. 0
        20 декабря 2024 01:03
        Цитата: MaikCG
        Аполлон13 подвзорвался маленько 13 числа

        А у меня нонче 13 дек. сдох ТВ и холодильник....Отделался легким испугом с тремя нулями laughing
  2. 0
    19 декабря 2024 04:44
    Американский ВМФ это одна из систем на которой зарабатывают все кому не лень. Накрутка цены на оборудование это тысячи процентов. Можно сравнить цену океанского туристического лайнера и этого монстра. А ведь лайнер намного больше и сложнее эсминца. Но корабли типа "Замволт" это проблема и головная боль американцев. Это чемодан без ручки, и бросить жалко и нести неудобно.
    1. -1
      19 декабря 2024 06:51
      А вот в прошлом на ВО писали что образец бездумности и бесхозяйственности это Военно морской флот СССР и его инфраструктура.
      А ВМФ США как раз хвалили за экономику и бережливость.
      1. +3
        20 декабря 2024 01:36
        Цитата: Архитектор
        А ВМФ США как раз хвалили за экономику и бережливость.

        Нет , его хвалили за рациональность и качество планирования . Строили крупными сериями однотипные корабли , что облегчало логистику , обслуживание , обучение персонала , планирование боевых служб . Именно рационализм , принцип "Лучшее - враг хорошего" и доказанное в двух мировых войнах "Количество бьёт качество" . Тогда у них было чему поучиться .
        ВМФ СССР же не имея ни того опыта , ни длительного периода положительных традиций , ни удобного расположения собственных баз (все ВМБ замерзающие , даже Севастополь иногда) , ни развитой сети баз за рубежом . Так что проблемы стремительного роста численности (особенно надводного флота) в период 60-х - 80-х был в т.ч. и поиском собственного пути . Ставка на ракетное вооружение и Морскую Ракетоносную Авиацию . Все эти поиски собственного пути обеспечивали как безусловные прорывы и серьёзные преимущества , так и ошибки в планировании развития Флота . Все выводы были сделаны уже в 80-е , когда начали строить классические атомные авианосцы и однотипные корабли крупными сериями . Но просто не успели .
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. -3
      19 декабря 2024 08:34
      Цитата: AC130 Ganship
      Недокорабли, недопушки, недоснаряды. Прям аж слеза брызнула, как автору жалко неправильно потраченных денег не им заработанных.

      2 млн долларов не так давно стоил танк Т-90. 40 млн это не слишком навороченный, паршивенький, но новый истребитель. Это для сравнения. Шмальнуть танком и никуда не попасть, обидненько
  4. +6
    19 декабря 2024 05:44
    Отечественному бы ВМФ такие проблемы. Хотя если за 25 лет не построено ни одного нового эсминца, то и нет проблем с ними.
  5. +5
    19 декабря 2024 05:56
    Зачем считать американские деньги? Если кому-то не хватит, ФРС США еще напечатает. Триллионом больше-триллионом меньше госдолга - все равно считается, что американская экономика самая лучшая.
    1. +8
      19 декабря 2024 11:27
      Цитата: Дилетант
      Зачем считать американские деньги?

      Тут цель другая - госпожа пропаганда:" У них всё плохо, они тупые"...

      «Замволт» уже не смотрится этаким эпохальным сверхоружием, за которое его выдавали лет десять тому назад.

      Он превратился в корабль-лабораторию, на борту которого будут отрабатывать всевозможные варианты эсминцев будущего проекта, которые когда-то придут на замену десятков Берков. Эти "лаборатории" ужасно дорогие, утешение для американцев только в том, что всё это будет способствовать экономии в будущем, меньше нужно будет доводить до ума следующий проект...
  6. +1
    19 декабря 2024 06:01
    Да ладно, неудачный эксперимент, бывает.... это лучше, чем ничего не изобретать вообще и они могли себе это позволить.
  7. -1
    19 декабря 2024 06:41
    Будем немного посмотреть , пробьёт ли " дарк игл " дырдочку ниже ватерлинии у замволта , или нет wink wink wink
  8. +3
    19 декабря 2024 06:46
    Бустерно-планирующие аппараты отличаются высокой манёвренностью, что позволяет им совершать более непредсказуемые движения во время полёта по сравнению с обычными баллистическими ракетами, даже с усовершенствованными маневрирующими возвращаемыми аппаратами.

    Мне очень сложно представить возвращение боевой ракеты, видимо к месту старта. what lol
    1. +1
      19 декабря 2024 10:55
      Видать , если не попала по цели , то она возвращается для перезаправки !!! laughing laughing laughing
    2. +1
      19 декабря 2024 12:35
      Цитата: К-50
      Мне очень сложно представить возвращение боевой ракеты, видимо к месту старта. what lol

      Это, похоже, особенности национального перевода.
      "Маневрирующий возвращаемый аппарат" - это очень похоже на кривой перевод термина Maneuverable reentry vehicle, сиречь Маневрирующая головная часть.
  9. +2
    19 декабря 2024 08:47
    То есть 155-мм снаряд, пусть и управляемый, с его 11 кг взрывчатки в боевой части, стоит дороже, чем крылатая ракета RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, способная пролететь 1600 км и на это расстояние переместить 340 кг взрывчатки в своей ОФБЧ.
    Естессно, это так. На дальностях свыше 50 км поражение должно наноситься ракетами, каждый вид оружия делается на конкретную дальность применения. Это примерно, как если бы для контактного рукопашного боя применялись снайперские винтовки калибра 12,7, а для дистанции 1,5 км - специальные управляемые пули калибра 7,62, выпущенные из пистолета.
  10. +2
    19 декабря 2024 09:57
    На эту тему есть ещё одна хорошая русская поговорка"Зачем козе,живущей в Адмиралтейском проезде ,дом 1 корветы проекта 20386???"
  11. -2
    19 декабря 2024 10:28
    Крайне плохой, непродуманный, дорогой и не вписываемый в доктрина флота - проект. Ещё даже ДО начала строительства. Лишь либеральная компания хвалила "лучший в мире проект, от лучшей в мире страны, в которой точно ничего не воровали"
  12. +1
    19 декабря 2024 12:24
    Здесь снаряд совершенно не смотрится чем-то вменяемым в сравнении со стариной «Топором». Ну а если учесть нюансы применения этих снарядов LRLAP и обслуживания чудо-орудий AGS, то становится понятно, что эта дурь забористая, но совершенно нежизнеспособная. И сразу понимается, почему дали «стоп» программе с «Замволтами» и вместо 32 кораблей остановились на трех.

    Телега впереди лошади.
    Это не стоимость орудий и снарядов была причиной сокращения заказа на "Замволты". Наоборот, сокращение количества заказанных "Замволтов" привело к тому, что цена снаряда для их пушки выросла до цены "Томагавка" - ибо постоянные расходы пришлось делить на меньшую на порядок партию.
  13. 0
    19 декабря 2024 13:08
    наверно появился новый гений по отмыванию денег.
  14. -1
    19 декабря 2024 15:01
    Да пусть ещё десятка два построят, нам то что? Чем больше - тем лучше. На действительно нужные ВИВТ меньше долларей останется.
  15. 0
    19 декабря 2024 15:02
    На самом деле решить проблему мощи корабля в Ближнем радиусе, помогло бы наличие пушек большего калибра. Всё таки в калибре 200мм проше создать корректируемый снаряд большой дальности полëта. Да и саму дальность не стоило пытаться делать такой большой. Могли бы ограничиваться радиусом 50-60 км реактивными снарядами и 40 км обычными.
    1. +1
      19 декабря 2024 16:40
      С учетом наличия таких систем как Химарс и Атакмс....зачем такие потуги?
    2. 0
      19 декабря 2024 17:38
      Тем более что есть готовый относительно недорогой Эскалибур с дальностью в 60 км.
      1. 0
        20 декабря 2024 19:53
        Если поставить вместо башни "двойню" ПУ от МАРС(12ши Химарс 220мм) или 2шт АКТАМС по 600мм. по-моему , всем целям хватит. А учитывая модульность, там какие угодно калибры засунуть можно.
        1. 0
          22 декабря 2024 17:15
          Должно быть ещё и заряжающее устройство, иначе придется ограничится 12 выстрелами. И место хранения запасных пакетов (Химарсы заряжают пакетами, а не поштучно) Что усложняет вопрос.
    3. 0
      19 декабря 2024 22:14
      Им Айову расконсервировать и готово. laughing Остается вопрос начерта кораблю стрелять из пушек на 60 км, все же с времен когда они плавали(ходили) вдоль берега и бахали по Вьетнаму прошло много времени, появилось много возможностей с берега ответку бахнуть ракетой. И не везде такой удобный театр действий.
      1. 0
        20 декабря 2024 19:55
        Изначально непонятно, как решение принимали. экономии 155мм снаряда с такими характеристики не получается.
  16. +1
    19 декабря 2024 16:39
    Не нам в РФ смеяться над неудачами в строительстве кораблей (особенно в США).
    Давайте простые корабли научимся строить: танкеры, газовозы, транспорты вооружений, крейсера, УДК и тд.
  17. +2
    19 декабря 2024 20:13
    если ничего не делать - ничего не получится... американцы делают, экспериментируют... А так как дорогу осилит идущий, то может что и выйдет из этого корабля...
  18. 0
    19 декабря 2024 22:04
    Большой эсминец, как будто это большая беда. У китайцев перспективный 055-й полным водоизмещением 13 кт. Большим эсминцем удобнее бюджет осваивать.
  19. +1
    19 декабря 2024 22:45
    На вопрос "зачем" моя версия ответа - для отработки разных концепций и технологий.

    Например, путь к коммерчески успешному F-35 лежал, не считая концептов, через странный F-117 и через F-22, с трудом сбивший за свою карьеру один воздушный шар. И не надо про проблемы F-35, все в курсе. Думаю, про продажи 1000+ шт. по 100 млн. каждый в десяток стран тоже все в курсе. За несколько десятков лет накоплен огромный опыт не только разработок, но и производства и эксплуатации самолётов пятого поколения, что и вылилось в создание коммерческого шедевра F-35.

    Так вот, Замволт - это морской F-117. Денег у них есть; попробуют так, попробуют сяк, через 10, или 20, или 30 лет создадут шедевр. Как минимум, тоже коммерческий. Возможно, и боеспособный.
  20. +1
    20 декабря 2024 01:06
    Странная статья из серии тупые ы. А что по факту...ну деньги у них есть, да по любому пилят бюджеты, как будто у нас теперь не так, но они экспериментируют и строят, в том числе литеральные корабли (которые списывают), эсминцы зумвольт, и др., проекты, тут же отработка технологий, посмотрят, обкатают, осмыслят и будут ставить эти системы на другие проекты.
  21. +1
    20 декабря 2024 20:25
    Относительно военно - технического "фельетона" про «Замволт», г-на Скоморохова - совсем не смешно.... Но, наводит на "грустныу мысль" - мы пытаемся, в очередной раз, недооценивать противника.... В истории России - СССР - новой России, уже, были прецеденты оного... Да! Что то не укладывается в наших головах, не поддаётся сеюминутному анализу Но! Американцы, с их деньгами, научно - технически - экономическими и технологическими возможностями, могут, себе, позволить, создавать "нечто", изучать это, набираться опыта и"фрезеровать" мозги учёным, конструкторам, ИТР, особенно, в сфере военной... Что достойно пристального внимания, скрупулёзного анализа и "намтывания" на отечественный "ус".... Даже нет сомнений, что все эти "танцы с бубном" вокруг «Замволт», американским ВПК, дадут, в конечном итоге, свои "плоды", которые будут, ими, воплощены в "мраморе и бронзе" нового вооружения и боевой техники.... А мы пытаемся "фельетонить", вместо наблюдения, анализа....
  22. -1
    31 января 2025 01:06
    Я таки сильно далёк от ракетостроения, так что не понял смысла фразы "даже с усовершенствованными маневрирующими возвращаемыми аппаратами".
    Эт чо, ракета цель "ниасилила", и возвращается домой? Чисто подзаправится, перекурит - и снова в бой?