Проект автономного перехватчика БПЛА SkyDefense CobraJet

10
Проект автономного перехватчика БПЛА SkyDefense CobraJet
Беспилотник-истребитель CobraJet во взлетном положении: открыты створки носового подъёмного двигателя


Для борьбы с беспилотными летательными аппаратами предлагаются разные средства, включая беспилотники-истребители. Любопытный вариант такой техники недавно предложила американская компания SkyDefense LLC. Сейчас она работает над проектом CobraJet, целью которого является создание среднеразмерного автономного летательного аппарата-истребителя. Он получит системы и вооружения, оптимальные для борьбы с БПЛА разных классов.



Новая разработка


Компания SkyDefense LLC из г. Брайтон (шт. Колорадо) была основана несколько лет назад и занимается разработкой беспилотной и безэкипажной техники разных классов. Кроме того, она создает системы управления и иные устройства для беспилотников. Компания уже вывела на рынок ряд своих разработок, но не может похвастаться особыми коммерческими успехами.

9 декабря компания впервые рассказала о своем новом проекте под названием CobraJet. С использованием имеющегося опыта и новых идей создается автономный летательный аппарат средних размеров, способный нести различные средства обнаружения и вооружение. Самостоятельно или при помощи оператора он должен будет искать и перехватывать БПЛА разных классов.

Компания опубликовала некоторые технические детали и раскрыла внешний вид перспективного перехватчика. Кроме того, был представлен короткий анимационный ролик, раскрывающий основные особенности и преимущества CobraJet. При этом полноценный опытный летательный аппарат пока отсутствует, и показать его не могут.

На данный момент проект «КобраДжет» находится на завершающей стадии разработки. В ближайшее время компания «СкайДефенс» планирует построить опытный образец. Его собираются вывести на испытания в 2 квартале следующего 2025 г. Как скоро удастся завершить испытания и полноценно вывести новую разработку на рынок, неизвестно.


Конфигурация для горизонтального полёта

Технический облик


Изделие CobraJet предлагается строить по схеме «бесхвостка». Аппарат получает вытянутый фюзеляж обтекаемой формы с выраженными боковыми гранями. С фюзеляжем плавно сопрягается треугольное крыло. Сверху и снизу крыла выступают гондолы двигателей. Хвостовое оперение включает только пару килей, установленных с развалом наружу.

Планер летательного аппарата будет выполнен в виде монокока из углеродного волокна. За счёт этого хотят получить оптимальное соотношение массы, прочности, стоимости и трудоёмкости производства. Внутри такой конструкции предусматриваются объёмы для установки двигателей и других элементов силовой установки, средств управления и вооружения.

Перехватчик будет достаточно компактным. Его длина заявлена на уровне 6 футов (1,8 м), размах крыла — 5 футов (1,5 м). Взлётная масса пока не уточняется. Можно предполагать, что она будет на уровне десятков килограммов.

Беспилотник-перехватчик является полностью электрическим. Его оснастят твердотельной аккумуляторной батареей высокой емкости, управляемой контроллером с искусственным интеллектом. Эта батарея будет обеспечивать энергией двигатели и другие бортовые системы.

«КобраДжет» оснастят тремя электродвигателями с воздушными винтами-импеллерами. Два из них расположены в хвостовых гондолах и выполняют функции подъёмно-маршевой двигательной установки. Они получат поворотные сопла, используемые для вертикального взлёта и горизонтального полёта. Третий двигатель разместили вертикально в носу; он используется только при вертикальном взлёте и висении.


Утверждается, что электрическая силовая установка обеспечит высокие лётные характеристики. Максимальная скорость полёта будет превышать 200 миль в час (более 320 км/ч). Дальность и продолжительность полёта пока не известны. Заявлена возможность повышения манёвренности за счёт управления вектором тяги.

Для CobraJet разрабатывается оригинальная система управления под названием VRAM (Visual Realtime Area Monitoring). В её состав входят центральный компьютер с программным обеспечением на основе искусственного интеллекта, набор различных средств обнаружения и датчиков, система связи, приборы управления вооружением и т.д.

При помощи видеокамер, тепловизоров и других устройств VRAM будет «осматривать» окружающее воздушное пространство, а программное обеспечение с ИИ возьмёт на себя поиск целей. Беспилотник-перехватчик сможет самостоятельно использовать полученную информацию или передавать её оператору.

Для связи со станцией управления будет использоваться защищённый радиоканал. Также возможна интеграция спутниковых систем связи, таких как Starlink. Во всех случаях хотят обеспечить обмен данными в реальном времени, устойчивый к воздействию помех.

CobraJet с системой VRAM сможет выполнять задачи в автономном режиме, под контролем оператора или в составе «роя». В последнем случае несколько перехватчиков смогут обмениваться данными друг с другом, распределять между собой цели и выполнять совместные действия.

Аппарат «КобраДжет» можно будет эксплуатировать как на полноценных аэродромах, так и на площадках ограниченной площади. Также возможен вертикальный взлёт с автомобиля-транспортировщика, корабля или иной платформы. Наличие вертикального взлёта и посадки значительно расширяет эксплуатационные возможности изделия.


Вертикальный взлёт — пока только в виде графики

Специализированное вооружение


Целью изделия CobraJet станет перехват БПЛА различных типов. Для решения таких задач в любых условиях и независимо от типа цели предлагается использовать необычную ракету «воздух-воздух» под названием Viper. Компания-разработчик раскрыла ключевые особенности и принцип работы этой ракеты, но пока не показала её облик.

По описанию, Viper представляет собой компактную и лёгкую твердотопливную ракету. Вероятно, несколько таких боеприпасов будут размещаться во внутренних отсеках носителя. Ракета будет оснащена головкой самонаведения или телеуправлением.

Для ракеты Viper разработана оригинальная «электрошоковая нагрузка» Python. Вероятно, речь идёт о взрывомагнитном генераторе или ином изделии с подобным эффектом. В этом случае беспилотная воздушная цель будет поражаться электромагнитным импульсом, подавляющим или повреждающим её электронику.

Возможно, в дальнейшем ракета Viper получит и традиционную боевую часть, использующую ударную волну и осколки. Как показывает практика, такие боеприпасы тоже весьма эффективны против беспилотников.

Интересные идеи


В основе проекта CobraJet от компании SkyDefense лежит ряд интересных идей, использование которых позволяет создать беспилотник-перехватчик с широкими возможностями. В то же время, анонсированный проект, по ряду причин, пока вызывает некоторые сомнения.

Концепция беспилотного истребителя, способного самостоятельно искать и атаковать воздушные цели, представляет большой интерес. Если заявленные функции и возможности будут реализованы, то такой образец техники сможет привлечь внимание различных заказчиков и получит большое будущее.


Заход на вертикальную посадку: можно увидеть положение поворотных сопел

К положительным качествам изделия «КобраДжет» можно отнести использованную двигательную установку, которая даёт возможность вертикального взлёта, скоростного горизонтального полёта и повышенную манёвренность. Применение электродвигателей и батарей связано с определёнными трудностями, но дает другие преимущества. В частности, беспилотник получится проще и легче, чем аналогичный аппарат с полноценными ТРД.

Предложенная система управления с самыми широкими возможностями представляет особый интерес, но с ней связаны и основные сомнения. Большой вопрос — удастся ли создать программно-аппаратный комплекс с заявленными функциями и возможностями. Любая неудача в этой области или отказ от внедрения каких-либо функций могут серьёзно ударить по перспективам всего проекта CobraJet.

Следует обратить внимание и на оружие для CobraJet. Для борьбы с БПЛА противника предлагается использовать электромагнитный импульс. Такое решение имеет большой потенциал и позволяет выполнять поставленную задачу. В то же время, оно может быть избыточным для некоторых ситуаций. Целесообразность подобных средств подавления / поражения придётся устанавливать опытным путём в ходе испытаний.

Неоднозначное будущее


В целом проект беспилотника-перехватчика CobraJet от компании SkyDefense весьма интересен и может иметь определённые перспективы. В нём используется ряд важных идей с большим потенциалом, каждая из которых положительно скажется на общих возможностях будущего автономного летательного аппарата.

В то же время, почти каждая из этих идей отличается сложностью и создает повышенные технические риски. Проработка этих решений, а также их объединение в рамках основного проекта могут быть связаны с трудностями. Каждая из таких проблем может поставить под сомнение общий результат или даже привести к провалу проекта.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    23 декабря 2024 06:43
    Понимаю бизнесменов и инженеров из данной фирмы, им до зарезу нужен заказ, чтоб удержаться на плаву, поэтому и пытаются втюхать своё "вундерваффе", которое очень и очень неоднозначно... 1. Имеет ли данный "перехватчик" мини-РЛС/ОЛС или непонятный "комплекс датчиков", т.е как он будет обнаруживать цели, а самое главное - как будет проводиться опознавание "свой-чужой", ну и наконец - как будет наводиться на цель эта самая "микро-гадюка" ? Если всё завязано исключительно на оператора - то тот не сможет параллельно управлять даже 2 дронами, если на "скай нет" - рискуем получить очередную "обезьяну с гранатой"...
  2. -1
    23 декабря 2024 07:26
    Утверждается, что электрическая силовая установка обеспечит высокие лётные характеристики
    А как же это:
    Заявлена возможность повышения манёвренности за счёт управления вектором тяги
    Зачем электрическому двигателю нужны воздухозаборники для ТРД да ещё и с соплами УВТ? wink
    1. +1
      24 декабря 2024 01:39
      Для импеллера же воздух нужен.
      1. +1
        24 декабря 2024 05:14
        Цитата: solar
        Для импеллера же воздух нужен
        Я немного копнул и выяснил, что электрический двиг всего лишь привод для вентилятора, который и создаёт тягу. Об этом автор статьи как-то не удосужился упомянуть
        1. -1
          25 декабря 2024 14:02
          КБ Яковлева сейчас колдуют над тяжелым СВВП с 2-мя маршевыми двигателями с полной массой под 40 тонн
  3. -1
    23 декабря 2024 08:26
    На выходе чрезмерно дорогая конструкция для тривиальной цели. Эдакий Ф-22 среди БПЛА.
    1. bar
      -1
      23 декабря 2024 17:00
      Цитата: Дмитрий22
      На выходе чрезмерно дорогая конструкция

      Дык ради этого всё и писалось. За копейки и со стула никто не встанет.
  4. bar
    0
    23 декабря 2024 16:59
    Пусть строят. Это займёт их на какое то время, и бабла из бюджета высосет. Может украине меньше достанется.
    Не всё же одних нас на "звёздные войны" разводить.
  5. 0
    23 декабря 2024 17:44
    Что то с трудом верится что имея такую геометрию это вообще взлетит на "электричестве".
  6. 0
    24 декабря 2024 01:48
    Для работы вне зоны ПВО противника никакие элементы малозаметности не нужны, они только усложняют конструкцию, как и импеллеры.
    Для БПЛА площадка для взлета нужна намного проще и меньше, чем для самолетов, поэтому нет никакого смысла городить огород с системой вертикального взлета. Для взлетов- посадок БПЛА достаточно небольшого участка обычного шоссе или быстромонтируемой ВПП из перфорированных листов металла, такие строят давным- давно, масса аппарата небольшая, поэтому требования невысокие.
    Если преполгается его использовать в зоне ПВО противника, то всё равно схема взлета неоправданно усложняет конструкцию, организовать площадку для взлета БПЛА намного проще, чем самолетную все равно.