Милитаризм, авангард и культ машин в футуризме

25
Милитаризм, авангард и культ машин в футуризме

Футуризм — одно из агрессивных модернистских художественных течений первой трети ХХ века в литературе, живописи, скульптуре, музыке, театре и кинематографе, зародившееся в Италии и пользовавшееся определенной популярностью в России, Франции, Испании, Германии, Англии, Португалии и некоторых других странах. Стремясь создать «искусство будущего», футуристы декларировали отрицание всей предшествующей культурной традиции, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии с ее динамической безличностью.

Итальянский футуризм зародился как литературное направление, главным теоретиком которого был Филиппо Томмазо Маринетти. В своих теоретических манифестах он изложил понимание роли искусства в современном обществе, которое отличалось яростным отрицанием культуры и искусства прошлого на том основании, что современная цивилизация в корне должна изменить ценностные ориентации, став на позиции активного и практического преобразования мира при помощи техники и машин.



Футуризм оказал определенное влияние на итальянский фашизм и русский большевизм, хотя это влияние порой сильно преувеличивается – футуризм и фашизм имели некоторые общие черты, такие как восхваление силы и динамики, однако, во-первых, футуризм не был непосредственно политическим движением, а во-вторых, футуризм не слился с фашизмом, а продолжал своё самостоятельное существование, что, естественно, было негативно расценено Муссолини [3].

Что касается футуризма в России, то, действительно, многие русские футуристы (в первую очередь В. Маяковский) приветствовали Октябрьскую революцию, а агитационное искусство первых послереволюционных лет испытывало сильное влияние футуризма, однако статусом «официального искусства» футуризм и авангард в Советской России не обладали.

В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся роли милитаризма, авангардизма и машинизации человека в футуризме. Основным источником для данной статьи послужила работа профессора Гюнтера Бергхауса «Милитаристская политика и авангардное искусство в раннем футуристическом движении», которая будет цитироваться здесь неоднократно.

Футуризм и авангард



Хорошо известно, что слово «авангард» изначально было военным термином, которое позже нашло применение в эстетическом, философском, идеологическом и политическом контекстах XVI и XVIII веков. Эта метафора нашла отклик у радикальных интеллектуалов, которые считали себя авангардом, ведущим человечество к свободному будущему. Социалисты сенсимонистского толка сыграли важную роль в популяризации концепции художественного и культурного авангарда и способствовали распространению представления о художниках как воинствующих революционерах в «культурных войнах» той эпохи. В начале XX века Филиппо Томмазо Маринетти ухватился за эту идею, стремясь объединить воинственную политику и авангардное искусство в гармоничном синтезе [1].

Когда он основал футуристическое движение в 1909 году, в его намерения не входило основать еще одну литературную школу, конкурирующую со многими другими, появившимися на рубеже веков. Скорее, он создал рабочую платформу, корни которой уходят в анархистское движение, стремясь объединить эстетику и политику [1].

Футуризм — явление общеевропейское, хотя его основу в начале XX века заложили именно итальянцы. Опубликованный в 1909 году в Париже первый футуристический манифест провозглашал необходимость отбросить остатки старого мира для ускорения движения к Будущему.

«Мы хотим воспеть любовь к опасности, вкус к энергии и отваге... Мы хотим прославить агрессивное движение, лихорадочную бессонницу, стремительный марш, сальто-мортале, оплеуху и кулак»,
– писал Филиппо Маринетти. Символом новой эпохи для ранних футуристов стал автомобиль, а ее героем – человек, сидящий за рулём и тем самым властвующий над Землёй [2].
Маринетти написал множество теоретических работ, в которых он описал роль художника-футуриста в военных терминах. Его первые два манифеста, «Основание и манифест футуризма» и «Убьем лунный свет!», изобилуют военными метафорами, наиболее яркой из которых является ассоциация футуризма с «очищающей войной» (la guerra – sola igien del mondo) и «разрушительным жестом борцов за свободу» (il gesto distruttore dei libertari). В интервью французскому театральному журналу «Comědia», посвященном его воинственной позиции, Маринетти ответил, что уравнение «футуризм = революция = война» является для него «вопросом здоровья» [1].

Он сравнил футуризм с микробом, способным не только очистить организм от желчи и омертвевших частиц, но и стимулировать итальянское общество. «Давайте не будем забывать, что микробы необходимы для здоровья желудка и кишечника. Существует также тип микробов, который жизненно важен для жизнеспособности искусства», – говорил Маринетти.

Главной задачей двух направлений авангарда – политического и художественного – была разведка вражеской территории, штурм барьеров, воздвигнутых традиционными силами, прорыв этих барьеров для того, чтобы отправиться в неизведанные земли будущего. Маринетти считал себя мессианским лидером, подобным Заратустре, а своих последователей – «сверхлюдьми», пересекающими мост между прошлым и будущим. Поэтому, подобно кондотьеру, Маринетти повел свои войска в бой, стремясь разрушить старую систему, чтобы установить новую, более совершенную [1].

Милитаризм, ирредентизм и футуризм



В первом манифесте футуризма, опубликованном в феврале 1909 года, Маринетти заявил, что «Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм… прекрасные идеи, за которые стоит умереть». Участие Маринетти в политической борьбе на стороне ирредентистов в Италии послужило проявлением политических и патриотических аспектов его молодого движения [5].

Впервые он оказался вовлечен в борьбу ирредентистов, когда завершал работу над манифестом. В декабре 1908 года Маринетти присутствовал в Триесте на поминальной службе по матери Гульельмо Обердана. Обердан был провозглашен мучеником за дело ирредентистов и националистов после того, как он был казнен австрийцами в 1882 году после покушения на австрийского императора. Таким образом, ирредентизм и зарождение футуризма тесно переплетены [5].

Участие в боевых действиях на фронте в Трентино в 1915 году стало воплощением мечты Маринетти об участии в войне в качестве солдата, цели, которую он вынашивал с 1909 года. В то время как Триест в довоенные годы был центром футуристической ирредентистской риторики, в 1915 году Трентино стал центром действия и олицетворял собой кульминацию футуристических заявлений об ирредентизме, патриотизме и участии в войне [5].

Можно сказать, что в какой-то степени боевые действия в горах Трентино стали воплощением художественных и эстетических мечтаний Маринетти.

Стремление футуристов к войне объяснялось не столько опозданием Италии к разделу мира, сколько относительным перенаселением Италии и ростом социальных конфликтов в стране, а также неспособностью либеральных правительств Италии погасить накал социальных противоречий, но и поставить Италию в один ряд с ведущими державами мира.

Урбанизм и культ машин


Футуризм, безусловно, искусство абсолютно урбанистическое. Представители этого направления буквально пели гимн индустриальному городу. Они воспевали толпу, вибрации арсеналов и верфей под электрическими лунами, прожорливые вокзалы, локомотивы, заводы и мосты. Звуки города, например, попытался передать живописными средствами У. Боччони в своем полотне «Голос улиц попадает в комнату». Мегаполис как центр техногенной цивилизации — ориентир футуристов [6].

Футуризм часто называют боевым кличем раннего авангарда. Футуристы представляли себе новую цивилизацию классов, голода, унизительных профессий, нищеты. Они говорили, что для этого необходимо «сначала познакомиться с техникой, подружиться с ней и подготовить явление механического человека в комплекте с запасными частями». Они не желали ждать прекрасного «завтра», а стремились преобразовывать жизнь в духе технического прогресса.

Несомненно, центральным мотивом Первого манифеста футуризма является образ машины, гоночного автомобиля, этой «хищной акулы», несущейся по улицам города наперегонки со смертью, дарящей непередаваемое ощущение скорости и свободы, пьянящее чувство освобождения от кабинетной мудрости, рассуждений и благоразумия. В рассказчике, экстатически передающем восторг от овладения мощью автомобиля, без труда узнается сам Маринетти [2].

Постепенно позиция Маринетти, воспевающего образ Машины, сменяется позицией поклонника всего нового, что приносит с собой технический прогресс, урбанизация, социальное развитие. В воззвании «Мы отрицаем наших учителей-символистов, последних любовников Луны» Маринетти отрицает эстетику пейзажа, «этого глупого анахронизма», прославляя «умноженного человека, который смешивается с железом, питается электричеством и понимает только наслаждение ежедневной опасности и героизма» [2].

Русский философ Николай Бердяев считает, что в футуризме произошла эскалация отрицания. Декаденты, считает Бердяев, были еще эстетами, но уже кубизм действительно развалил живого человека на мертвые куски. «Футуризм, во всех своих нарастающих разновидностях идет еще дальше» [7], – замечает Бердяев. Отрицанию подвергается человек как духовная личность. От него остается только костно-мышечная и сосудистая система. Это уже человек-машина.

Индустриализация, рост промышленного оборота, урбанизация, величие вещи в культуре повседневности – идеалы футуристического течения Европы, отразившиеся и в Советском Союзе. Всё это составляло часть новой культуры большевистской России XX века. Культ машины долгое время был одним из главных мифов советской культуры, а фабрика была неиссякаемым источником политических идей большевиков, но она также была вдохновением футуристического искусства.

Заключение


Философское обоснование футуризм получил в анархистских теориях М. Штирнера и М. Бакунина, в интуитивистской философии А. Бергсона и в имморализме ницшеанского толка, поэтому утверждение Гюнтера Бергхауса о том, что футуристическое движение находилось под сильным влиянием анархизма, вполне справедливо.

Однако все попытки футуристов создать союз революционных сил оказались безуспешными. Маринетти понял, что легче теоретизировать о слиянии художественного и политического авангарда, чем осуществить его на практике. Позднее он попытался объединить свое движение с «Ардити» и фашистами, однако этот союз тоже оказался недолговечным. Третья попытка, предпринятая коммунистами с грамшианскими убеждениями и ячейкой футуристов, также провалилась. История союзов футуристов с различными политическими силами ясно продемонстрировала, что области эстетики и политики нелегко объединить [1].

Поэтому, как ни парадоксально, но футуристический авангард добился большего успеха во взаимодействии с либеральными силами культурного истеблишмента (которых футуристы презирали), чем с революционными левыми или радикальными правыми.

Использованная литература
[1]. Günter Berghaus. Militant Politics and Avant-garde Performance Art in the Early Futurist Movement. arcadia, vol. 41, no. 2, 2006, pp. 245-259.
[2]. Авдеев В.А., Лаврова С.В. Образ машины в итальянском футуризме: манифесты, музыка, живопись // PHILHARMONICA. InternationalMusicJournal. – 2021. – № 3.
[3]. См. Нестерова Т. П. Итальянский футуризм и формирование «Мифа Дуче» // Вопросы истории культуры. Выпуск 3. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — С. 80-86.
[4]. Marinetti, «Manifesto tecnico della letteratura futurista», TeI IE p. 47, IIE p. 54.
[5]. Selena Daly, «The Futurist Mountains»: Filippo Tommaso Marinetti’s Experiences of Mountain Combat in the First World War, Modern Italy, 18, 4 (2013), 323–338.
[6]. Парубец А. С. Взаимосвязь стилистики и функций в кубизме и футуризме. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные наук. – 2016, №3, с. 89–94.
[7]. Бердяев Н.А. Кризис искусства. — М. 1918. С. 9.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 декабря 2024 05:26
    А что, недурственно! За исключением этой ерунды:
    Культ машины долгое время был одним из главных мифов советской культуры, а фабрика была неиссякаемым источником политических идей большевиков
    1. +3
      20 декабря 2024 14:11
      Недурно было бы кроме списка используемой литературы и список авторов иллюстраций привести..
      1. +5
        20 декабря 2024 14:35
        "Стремно" использовать иллюстрации в статьях. Прав на такое использование нет. Ресурс подставляется. Иллюстрации по данной теме - произведения и работы известных авторов.
        Я бы уже давно пренебрег на уровне России законами о защите авторских и смежных прав в современном виде. Но кто ж меня спросит....
        1. +2
          20 декабря 2024 14:42
          Да , есть сложности даже с классикой, ибо на неё теперь наложили лапу музеи, хранящие общемировые ценности в своих галереях. Казалось бы - правопреемники автора давно растворились в веках .. ан нет, нарисовались собственники чужой интеллектуальной собственности. Мне просто стало интересно - в двух нижних иллюстрациях явно просматривается уже послевоенная техника, а это выбивается из хронологии течения.
          1. +7
            20 декабря 2024 15:05
            Это довоенные работы Тулио Крали.
            Тулио Крали (Tulio Crali) — итальянский художник и дизайнер, родившийся 3 декабря 1910 года в Палермо и умерший 1 декабря 2000 года в Милане. Он был одним из ключевых представителей итальянского футуризма, движения, которое акцентировало внимание на скорости, технологии и современности. Крали известен своими произведениями, которые часто изображали динамичные сцены, такие как автомобили, самолеты и городской ландшафт.

            Его стиль сочетал элементы реализма и абстракции, и он использовал яркие цвета и динамичные композиции, чтобы передать ощущение движения и энергии. Крали также работал в области графического дизайна и иллюстрации, создавая рекламные плакаты и другие визуальные материалы, которые отражали футуристические идеи.

            Работы Крали и его вклад в футуризм остаются важной частью итальянского искусства XX века, и его произведения выставляются в музеях и галереях по всему миру.
            Представлены в тексте
            Tullio Crali, "Before the Parachute Opens" (1939)
            Tullio Crali -"Plongée sur la ville"
            1. +3
              20 декабря 2024 15:12
              Цитата: balabol
              Это довоенные работы Тулио Крали.
              Тулио Крали (Tulio Crali) — итальянский художник и дизайнер, родившийся 3 декабря 1910 года в Палермо и умерший 1 декабря 2000 года в Милане.
              Представлены в тексте
              Tullio Crali, "Before the Parachute Opens" (1939)
              Tullio Crali -"Plongée sur la ville"

              Спасибо ! Удивительно долгая жизнь для адепта скорости и эксперимента..
              Интересно, изменил ли он своё отношение к технологии под конец жизни recourse
              1. +2
                20 декабря 2024 21:53
                Это были люди невероятной энергетики.
                Гвозди бы делать из этих людей:
                Крепче бы не было в мире гвоздей.
                Сальвадо́р Дали́ (полное имя — Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали-и-Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, там же) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. 84 года
                Па́бло Руи́с-и-Пика́ссо[6] (полное имя — Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с-и-Пика́ссо, в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́[7][8], исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso; 25 октября 1881[1][2][…], Малага, Андалусия, Испания[3][9][…] — 8 апреля 1973[3][1][…], Mas Notre-Dame-de-Vie de Mougins[вд], Приморские Альпы, Франция[3][10][…] или Мужен[11], Мужен) — испанский и французский[6] художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. - 91 год
                И это при гигантском объеме излишеств, которые они себе позволяли.
                1. 0
                  20 декабря 2024 22:54
                  Цитата: balabol
                  Это были люди невероятной энергетики.

                  Да, и притом каждый из этих двоих стал лицом отдельного направления в искусстве good
  2. +6
    20 декабря 2024 06:40
    Знаете, я вот до сих пор люблю смотреть на Советские мозайки, их к сожалению с каждым годом остается все меньше, но вот во многих из них есть какое то футуристическое движение вперед, и это кажется чем то инопланетным, сейчас к сожалению такого нет...
    1. 0
      21 декабря 2024 11:08
      hi Да, Советские мозаики ---- замечательное направление советского монументализма. Интересно, что в Прибалтике их очень немало
      остаётся всё меньше
      .По всей стране. Да, к сожалению. Интересно, что про них сейчас говорят недобалты? Что под страхом смерти их заставляли? Или уничтожили? recourse
      А вообще советские мозаики высокого качества ---- буквально летопись страны украшают станции Метрополитена Москвы и Ленинграда -Петербурга
  3. +3
    20 декабря 2024 07:15
    В чем разница между техническим футуризмом и таким же техническим модерном?
    1. +10
      20 декабря 2024 09:10
      Я Вас приветствую,
      Модерн – искусство конца XIX в. – начала XX в., футуризм, который быстро преобразовался в конструктивизм - с начала ХХ в. до условно конца 20-х гг.
      Первый, условно, зафиксировал достижения прогресса и развития капитализма на 80-е гг. XIX в., второй, этому противостоял.
      Условно, у первого в техническом дизайне: медь, латунь, у второго: сталь, алюминий.
      Вычурные формы, сложные орнаменты - у первого, простота и жесткость линий – у второго.
      Пример. На Красной площади – ГУМ – это модерн, мавзолей – конструктивизм.
      1. +2
        20 декабря 2024 09:21
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Вычурные формы, сложные орнаменты
        Одним словом барокко, только в исполнении ХХ века? Наверное, к этому стилю можно отнести и оперный театр в Сиднее? Ужасно глупое и раздражающее здание. Не могу загрузить картинку, что-то сплошной тормоз
        1. +3
          20 декабря 2024 09:50
          оперный театр в Сиднее

          Тот который с крыльями? Это 1973 г.Типа "экспрессионизм", на самом деле реплика на поздний конструктивизм. У нас в СССР - типовые рынки, как Даниловский или Московский цирк.
          Да, модерн вычурностью, напоминает барокко.
          Но было много разного модерна, у итальянцев - либерти, в немцев, скандинавов - югенштилль или северный модерн, в России - русский модерн или северный.
          Само собой, французы - модерн.
          В России полно шедевров этого стиля: пол старой Москвы и С-Петербурга.
          Интересно, что некоторый архитекторы начинали в модерне, а закончили сталинским ампиром (ар деко) hi
          1. +3
            20 декабря 2024 18:51
            Приветствую Вас Эдуард!
            Ну не только.Творение Весниных-Дворец культуры ЗиЛ,совсем недалеко от него фабрика-кухня завода *Динамо*.
      2. 0
        21 декабря 2024 11:27
        Цитата: Эдуард Ващенко
        ..... Модерн – искусство конца XIX в. – начала XX в., футуризм, который быстро преобразовался в конструктивизм - с начала ХХ в. до условно конца 20-х гг.
        Первый, условно, зафиксировал достижения прогресса и развития капитализма на 80-е гг. XIX в., второй, этому противостоял.
        Условно, у первого в техническом дизайне: медь, латунь, у второго: сталь, алюминий.
        Вычурные формы, сложные орнаменты - у первого, простота и жесткость линий – у второго.
        Пример. На Красной площади – ГУМ – это модерн, мавзолей – конструктивизм.

        hi хорошего дня, Эдуард! Мне всегда было интересно, что модерн проявил себя буквально во всех областях жизни --- архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, бытовых изделиях (мебель, освещение квартир, особняков или улиц, посуда, текстиль, ювелирные украшения, в книгоиздании --- шрифты, иллюстрации, также в театре)
        Конструктивизм , конечно, тоже отражён в разных областях, но в меньшей степени.
  4. +3
    20 декабря 2024 08:51
    Подобное-на большого любителя:
    Через час отсюда в чистый переулок
    вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
    а я вам открыл столько стихов шкатулок,
    я — бесценных слов мот и транжир.

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    Где-то недокушанных, недоеденных щей;
    вот вы, женщина, на вас белила густо,
    вы смотрите устрицей из раковин вещей.

    Все вы на бабочку поэтиного сердца
    взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
    Толпа озвереет, будет тереться,
    ощетинит ножки стоглавая вошь.

    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется — и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам
    я — бесценных слов транжир и мот.
    Маяковский

    А вот картины-да, интересны и необычны.
  5. +4
    20 декабря 2024 13:39
    Для данного ресурса статья не характерная. В ней сразу "берут быка за рога" и начинают обсуждать частности. К сожалению общая канва несколько забыта.
    Позволю себе слегка напомнить читателям.

    Футуризм — это художественное и культурное движение, возникшее в начале XX века, которое акцентировало внимание на динамике, скорости, технологии и современности. Основные идеи, заложенные в футуризме, включают:

    Празднование скорости и технологии: Футуристы восхваляли скорость, движение и механизацию, считая, что технологии могут преобразовать общество и освободить человека от традиционных ограничений.

    Отказ от прошлого: Футуризм отвергал традиционные художественные формы и идеи, выступая против классического искусства и эстетики. Футуристы стремились создать что-то новое и современное, отказываясь от наследия прошлого.

    Динамика и энергия: Искусство футуристов стремилось передать движение и энергию. Это проявлялось в использовании ярких цветов, размытых форм и динамичных композиций, отражающих движение.

    Машинизм: Футуристы видели в машинах символ прогресса и силы. Они считали, что машины могут улучшить жизнь человека и изменить общественные структуры.

    Социальная революция: Футуризм не ограничивался только искусством; он также имел политические и социальные идеи. Некоторые футуристы поддерживали радикальные изменения в обществе и даже фашистские идеи, что впоследствии вызвало критику движения.

    Интернационализм: Футуристы стремились к объединению различных культур и народов в рамках современного мира, подчеркивая глобальный характер технологий и современности.

    Искусство как оружие: Футуристы рассматривали искусство как средство борьбы против старого порядка и как способ создания нового видения мира.

    Футуризм оказал значительное влияние на различные области искусства, включая живопись, литературу, архитектуру и музыку, и стал предшественником многих современных художественных движений.

    Дальнейшее развитие футуризма после его возникновения в начале XX века прошло через несколько ключевых этапов и влияний, которые изменили как само движение, так и его восприятие в контексте современного искусства и культуры:

    Интеграция с другими движениями: Футуризм оказал влияние на другие художественные направления, такие как конструктивизм, дадаизм и сюрреализм. Многие идеи футуристов о механизации и динамике были адаптированы и переосмыслены в рамках этих движений.

    Воздействие на архитектуру: Футуризм оказал значительное влияние на архитектурные практики. Архитекторы, такие как Антонио Сантьяго Калатрава и Марио Ботта, использовали элементы футуристической эстетики в своих проектах, создавая здания, которые отражают динамику и движение.

    Политические и социальные аспекты: После Первой мировой войны футуризм стал ассоциироваться с фашизмом, особенно в Италии, что привело к его неоднозначному восприятию. Некоторые футуристы, такие как Филиппо Томмазо Маринетти, поддерживали фашистский режим, что вызвало критику и отторжение от части художественного сообщества.

    Возрождение интереса: В конце XX и начале XXI века произошел новый интерес к футуризму, особенно в контексте постмодернизма. Художники и исследователи стали переосмысливать футуристические идеи в свете современных технологий и изменений в обществе.

    Влияние на поп-культуру: Эстетика футуризма нашла свое отражение в кино, музыке и дизайне. Фильмы научной фантастики, такие как "Трон" и "Бегущий по лезвию", а также музыкальные жанры, такие как электронная музыка, переняли футуристические темы.

    Технологии и цифровое искусство: С развитием цифровых технологий и интернета футуристические идеи о скорости, динамике и взаимодействии стали особенно актуальными. Современные художники используют цифровые инструменты для создания интерактивного и динамичного искусства.

    Экологические и социальные аспекты: В современном контексте футуризм также начинает учитывать экологические и социальные аспекты, исследуя, как технологии могут быть использованы для решения глобальных проблем, таких как изменение климата и социальное неравенство.

    Таким образом, футуризм продолжает эволюционировать, адаптируясь к новым вызовам и контекстам, оставаясь важной частью дискуссий о будущем искусства и общества.

    Связь футуризма и авангарда

    Футуризм и авангард — это два взаимосвязанных художественных и культурных движения, возникших в начале XX века, которые разделяют множество общих черт, но также имеют свои уникальные особенности. Вот основные аспекты их связи:

    Общее время и контекст: Футуризм возник в Италии в 1909 году, в то время как авангардные движения развивались по всей Европе в начале XX века. Оба движения были реакцией на традиционное искусство и стремились к созданию новых форм и идей, отражающих быстро меняющийся мир.

    Отказ от традиций: Оба движения отвергали классические формы искусства и стремились создать что-то новое. Футуристы, например, выступали против академического искусства и традиционных эстетических норм, в то время как авангардные художники, такие как кубисты и дадаисты, искали альтернативные способы самовыражения.

    Эксперименты с формой и содержанием: Футуризм и авангардные движения активно экспериментировали с формой, цветом и композицией. Например, футуристы использовали динамичные линии и яркие цвета для передачи движения, в то время как кубисты разлагали объекты на геометрические формы, чтобы показать разные перспективы.

    Социальные и политические идеи: Оба движения были связаны с социальными и политическими изменениями своего времени. Футуризм часто ассоциировался с радикальными идеями, включая фашизм, в то время как авангардные движения, такие как конструктивизм, стремились создать новое общество через искусство.

    Междисциплинарность: Футуризм и авангардные движения пересекались в различных областях искусства, включая живопись, литературу, архитектуру и театр. Например, футуристические литературные работы сочетали поэзию и визуальные элементы, что также характерно для авангардной литературы.

    Влияние на современное искусство: Оба движения оказали глубокое влияние на современное искусство и культуру. Идеи футуризма о технологии и скорости, а также авангардные эксперименты с формой и содержанием продолжают вдохновлять современных художников и дизайнеров.

    Таким образом, футуризм и авангард представляют собой две стороны одной медали, стремясь к пересмотру и переосмыслению искусства и его роли в обществе, и их связь подчеркивает важность инноваций и экспериментов в художественной практике.
  6. +3
    20 декабря 2024 13:39
    Связь футуризма и конструктивизма

    Футуризм и конструктивизм — это два взаимосвязанных художественных движения, которые возникли в начале XX века и оказали значительное влияние на развитие современного искусства. Хотя они имеют свои уникальные особенности, между ними существует множество связей:

    Исторический контекст: Оба движения возникли в ответ на социальные и политические изменения своего времени. Футуризм появился в Италии в 1909 году и был вдохновлен идеями скорости, технологии и динамики, тогда как конструктивизм развивался в России после Октябрьской революции 1917 года и стремился создать новое искусство для нового общества.

    Отказ от традиций: Оба движения отвергали традиционные художественные нормы и стремились к созданию нового языка искусства. Футуристы боролись с академическим искусством и искали новые формы, отражающие современность, в то время как конструктивисты стремились создать функциональное искусство, которое служило бы социальной цели.

    Экспериментирование с формой и материалами: Футуризм и конструктивизм активно экспериментировали с формой, цветом и материалами. Футуристы использовали динамичные линии и яркие цвета для передачи движения, тогда как конструктивисты применяли геометрические формы и простые конструкции, подчеркивая функциональность и конструкцию своих работ.

    Социальные и политические идеи: Футуризм, хотя и ассоциировался с радикальными идеями, включая фашизм, также стремился к созданию нового общества через искусство. Конструктивизм, в свою очередь, был непосредственно связан с идеями социализма и стремился использовать искусство как инструмент общественного изменения.

    Междисциплинарный подход: Оба движения пересекались в различных областях искусства, включая живопись, архитектуру, дизайн и театр. Футуристы и конструктивисты создавали междисциплинарные работы, объединяющие различные формы искусства для достижения своих целей.

    Влияние на современное искусство: Оба движения оказали значительное влияние на развитие современного искусства и дизайна. Идеи футуризма о скорости и технологии, а также конструктивизма о функциональности и социальной ответственности продолжают вдохновлять современных художников и дизайнеров.

    Таким образом, связь между футуризмом и конструктивизмом заключается в их общих стремлениях к инновациям, отказу от традиционных норм и поиску новых форм выражения, отражающих быстро меняющийся мир и социальные изменения.

    Современные направления, вышедшие из футуризма и конструктивизма

    Футуризм и конструктивизм оказали значительное влияние на развитие современного искусства и дизайна, и многие современные направления и движения можно рассматривать как продолжение или реакцию на идеи, заложенные этими двумя течениями. Вот некоторые из современных направлений, которые вышли из футуризма и конструктивизма:

    1. Абстрактный экспрессионизм
    Это движение, возникшее в середине XX века, заимствовало идеи о свободе самовыражения и экспериментировании с формой и цветом. Хотя оно не связано напрямую с футуризмом или конструктивизмом, оно унаследовало дух новаторства и отказа от традиционных форм.
    2. Модернизм
    Модернистские течения, такие как супрематизм и конструктивизм, продолжили идеи конструктивизма, исследуя абстракцию, геометрические формы и функциональность. Модернизм в архитектуре и дизайне также черпал вдохновение из конструктивистских принципов.
    3. Дизайн и архитектура в стиле Баухаус
    Баухаус, основанный в Германии в начале XX века, был сильно вдохновлён конструктивизмом. Он объединял искусство и ремесло, стремясь создать функциональные и эстетически привлекательные объекты. Идеи функциональности и простоты, заложенные в конструктивизме, нашли своё отражение в работах Баухауса.
    4. Постмодернизм
    Хотя постмодернизм часто рассматривается как реакция на модернизм, он также унаследовал некоторые идеи футуризма и конструктивизма, такие как экспериментирование с формой и смешение стилей. Постмодернистские художники и архитекторы часто использовали иронические и эклектичные подходы, что можно рассматривать как продолжение авангардных традиций.
    5. Техноарт и цифровое искусство
    Современные направления, такие как техноарт, активно используют технологии для создания новых форм искусства. Это движение можно рассматривать как продолжение футуристических идей о технологии и будущем, исследуя, как технологии влияют на искусство и общество.
    6. Футуризм в современном искусстве
    Современные художники продолжают исследовать темы, связанные с футуризмом, такие как скорость, движение и технологии. Работы таких художников, как Олафур Элиассон или Кристофер Бейли, могут отражать футуристические идеи о взаимодействии человека и технологии.
    7. Интерактивное искусство и инсталляции
    Современные инсталляции и интерактивные произведения искусства часто исследуют взаимодействие зрителя с пространством и объектами, что можно рассматривать как продолжение конструктивистских идей о функциональности и социальной ответственности искусства.
    8. Экологический дизайн
    Современные подходы к устойчивому дизайну и архитектуре, которые учитывают экологические аспекты, могут быть связаны с конструктивистскими идеями о создании нового общества и улучшении жизни людей через функциональное и социально ответственно искусство.
    Таким образом, футуризм и конструктивизм продолжают вдохновлять современные направления искусства и дизайна, подчеркивая важность инноваций, функциональности и социального контекста в художественной практике.
  7. +3
    20 декабря 2024 13:41
    Не удается быстро и кратенько изложить, а длинный комментарий не пропускает система. Поэтому две части
  8. +4
    20 декабря 2024 15:29
    Вспомнил, была у нас художница Елена Бебутова, одно время рисовала в такой манере
  9. 0
    21 декабря 2024 10:57
    Замечательная прекрасная статья! good Радовался, читая. wink Живу с надеждой на продолжение статьи и рассказ о русских и советских художественных деятелях этих направлений. С уважением good
    1. 0
      21 декабря 2024 14:07
      Несколько лет назад в Петербурге прошла интересная выставка Дейнека/Самохвалов.
      Куратор проекта Семён Михайловский:
      «Мы недолго рассуждали о том, как структурировать выставку. Двух художников, работавших в Москве и Ленинграде — в городах, противостоящих друг другу в разных сферах: в искусстве и в спорте, — занимали вполне определенные темы. Эти темы были единственно актуальными, демонстрировали вовлеченность в процесс социальных преобразований. Войны — со всеобщей мобилизацией и исключительным самопожертвованием; стройки, где активистами становились как мужчины, так и женщины; соревнования с участием могучих маскулинных тел; воспитание нового поколения на примерах героизма убежденных людей».

      По замыслу куратора, зал разделен на шесть основных разделов: война и мир, труд и спорт, герои и дети. В каждом из разделов есть внутренний диалог с множеством смысловых и формальных пересечений.

      Выставка «Дейнека / Самохвалов» представит 300 работ из 37 музеев и 9 частных собраний: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография.
      Не плохой обзор с описанием иллюстрациями
      https://www.sobaka.ru/entertainment/art/99528?ysclid=m4y2n1wwvb80556570
      Редкое решение противопоставить и сравнить двух мастеров на одной площадке.
      Ну а работы в натуре просто великолепны.
      1. 0
        21 декабря 2024 14:37
        Дайнека/Самохвалов
        Да, Владимир, я был в 2019, перед началом ковида. Я тогда подумал, что труд, как продолжение темы Победы в войне.
        Впечатление сильное. Подумал, что надо ещё раз потом. А не получилось.
        Ваши комменты вчера прочёл с огромным удовольствием, но с мыслями не собраться было написать ответ, как-то умотался по этой погоде hi
  10. 0
    21 декабря 2024 11:40
    теории ..... Бакунина

    Как-то получилось, что вопреки переименованиям 90х , в Санкт-Петербурге есть проспект Бакунина laughing lol не абсурд ли это? Каким-то чудом сохранился. wink Если в Ленинграде назвали проспект Бакунина ---- понятно.