«Карету, мне карету!»

31
«Карету, мне карету!»
Карета из кинофильма «Три мушкетёра». Кстати, эта же самая карета снималась и в кинофильме «Железная маска»! Тут создатели фильма явно решили сэкономить!


Эй, лети карета, еще быстрей, еще быстрей!
Эй, навстречу ветру сам дьявол гонит лошадей!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!
Эй, разлей бочонок, какой разбойник без вина?
Эй, ты не ребенок, бочонок осуши до дна!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!

Песня разбойников из мультипликационного фильма «Снежная королева» (1957)

Транспорт из прошлого. А было так, что в 1957 году в СССР был снят замечательный мультипликационный фильм «Снежная королева». Увидел я его вскоре, уже в 1959-ом, когда у нас в доме завёлся телевизор «Рекорд», а в Пензе свой собственный телецентр. И хотя смотрел я его чёрно-белым, о цветном ТВ тогда мы даже и не мечтали, он произвёл на меня просто потрясающее впечатление. Причём… особенно то место, где разбойники гонят карету к себе в логово и поют свою разбойничью песню.



Очень захотелось сделать себе такую игрушку, но… где мне было взять четвёрку коней? А сама карета? Ну, допустим, я мог бы вырезать и склеить саму «кабинку» из картона и бумаги? Но как быть с колёсами? В те годы это было выше моего разумения, а подсказать мне, как это сделать, никто из взрослых не мог.

А тут как на грех пошли у нас один за другим кинофильмы, где также показывались кареты. Тут тебе и «Три мушкетёра» (1961) с красавицей миледи – Милен Демонжо (на мой взгляд, лучшей миледи всех времён и народов), и «Железная маска» (1962) с бесподобным Жаном Маре, пусть даже потом он и оказался гомиком. Но и тогда сделать себе карету я не мог, не умел, да и отсутствие лошадей имело едва ли не первостепенное значение.


А это милашка миледи, приехавшая на этой карете…

Впрочем, не имея возможности сделать себе маленькую карету, я начал читать про кареты большие и настоящие. Выяснил, что первые колёсные повозки появились именно у нас в Поволжье ещё в раннем бронзовом веке и уже оттуда разошлись по всем другим регионам планеты. Что четырёхколесные повозки были у шумеров, вот только колёса у них были тяжёлые, сбитые из досок, а запрягали в них не коней, а ослов, причём за шею, что не позволяло им бедным быстро бежать.

Узнал, что именно колесницы на двух колёсах стали причиной гибели Среднего царства в Египте, завоёванного гиксосами, но едва только сами египтяне научились их сооружать и на них ездить, как их владычеству пришёл конец. Прекрасно были показаны в польском кинофильме «Фараон» (1963), да и в фильмах «Подвиги Геракла» (1958) и «Триста спартанцев» (1962) зрителям их тоже показали во всей их античной красе. Ну а как выглядели (или могли бы выглядеть) древнеиндийские колесницы, стоя на которых сражались герои «Махабхараты», то это можно увидеть, посмотрев одноимённый сериал… из 267 серий!


Колесница Рамзеса XIII из кинофильма «Фараон»

Почему античные кареты были на двух колёсах? Да просто потому, что дышло тогда крепилось к её оси перпендикулярно и жёстко. Поэтому поворачивать было легко только двуколке. Запрягали в колесницу обычно двух лошадей, но были в античное время и особо роскошные колесницы-квадриги с четырьмя конями. До наших дней дошли скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого Театра в Москве, на Триумфальной арке в Берлине и ещё на некоторых сооружениях.

В Средние века, пока не придумали поворотную переднюю ось, поворачивать приходилось с очень большим радиусом и медленно, чтобы не перевернуться. Изображения и упоминания о рессорах на цепях встречаются уже в манускриптах XIV века, а к XV веку такие кареты стали привычным видом транспорта. Аристократы и принцы крови украшали их резьбой и позолотой, и, конечно же, помещали на дверцах изображение своего герба. Карета в то время представляла собой четырёхколёсный экипаж, в который запрягали одну или две пары лошадей (в зависимости от того, насколько много было на ней позолоты и прочих украшений), причём изготавливали их в основном из дерева, покрытого лаком. Ну а обычные кареты для тогдашних горожан – купцов и магистрата – обивались обычной кожей.

На Руси в Средние века имели хождение так называемые колымаги – экипажи, не имевшие рессор. Кузов крепился прямо на оси колёс. Поэтому при высокой скорости колымагу начинало неимоверно трясти. Поэтому кареты на упругой подвеске сначала ввозили из-за границы. Но уже с первой половины XVII века кареты начали производить и у нас, и стали своего рода символом европеизации российского дворянства.


«Помещица в пути». Картина работы Н. Е. Сверчкова, 1855 г.

Начиная с XIX века карета, как транспортное средство, стала постепенно вытесняться более лёгкими, удобными и дешёвыми видами экипажей, такими как бричка, кеб, дилижанс, а затем и первыми бензиновыми авто. Кстати, именно дилижансы, то есть почтово-пассажирские кареты на рессорах, были очень популярным видом транспорта в тех же США, где в 1939 годы был даже снят фильм «Дилижанс» в жанре классического вестерна. Единичные экземпляры стали музейными экспонатами, их стали использовать на костюмированных свадьбах и до сих пор используют в ходе торжественных коронаций.


Кадр из кинофильма «Дилижанс». Индейцы апачи преследует почтовую карету!

В настоящее время стали доступны и потрясающие по качеству работы мастеров, которые производят… «солдатиков». Это только раньше их было мало, и были они довольно примитивного вида. Сегодня вы можете запросто купить, например, колесницу в масштабе 1:30, изображающую Рамзеса Великого на колеснице в битве при Кадеше.


Колесница Древнего Египта 1300 г. до н. э., производства компании «El Viejo Dragon», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга


Ещё одна композиция с колесницей: «Триумф Ахиллеса». Производство «Seil Models», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга


Ахейская колесница с воином в доспехе из Дендры. Эпоха Троянской войны. Производство «Alive History Miniatures», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга

Так что коллекционерам, мечтающим добавить к своей «армии» ещё и воинов на колесницах, сегодня о том, что они существуют, можно даже и не беспокоиться. Есть и очень дорогие и по вполне демократическим ценам из пластика.

Но как быть, если вам захочется сделать свою собственную миниатюрную карету от начала и до конца, ну, скажем, для дочери или внучки, чтобы играть им в принцесс? Оказывается, и это не очень сложно, если подумать, а главное – знать как!

Первую свою карету-игрушку я сделал для очередной телепередачи либо в Пензе, либо в Самаре, ну а потом ей стала играть моя дочь. Карета была большая, так что особых проблем с её изготовлением у меня не возникло. Кузов с открывающимися дверками был склеен из бумаги и цветной же бумагой оклеен. Колёса – кольца и ступицы были вырезаны из плотной бумаги, а затем на них были наклеены спицы из полистироловых спиц для вязания толщиной 5 мм. Меньше масштаб – тоньше спицы. Так что спицы для них вполне можно заменить китайскими шампурами для шашлычков или на китайские зубочистки. Затем на колесо наклеивается обод, и всё оно окрашивается акриловыми красками, а обод – в цвет металла.

О том, как сделать эту карету с рисунком деталей, была сделана глава в книге для издательства «Просвещение» – «Для тех, кто любит мастерить» (1990). Однако ещё раньше, а именно в 1987 году во время учёбы в аспирантуре КуГУ, я сделал для дочери миниатюрную карету из полистирола. Попал мне в руки тогда веер из полистирола с прорезными узорами. И вот его-то я и пустил в дело… Все завитушечки-цветочки вырезал и наклеил на ярко-красный пластик. Колёса были от чего-то готового, а вот фигурку кучера и дам в карете я слепил из пластики, сварил в кипятке и раскрасил гуашью.


Вот эта карета, сделанная в 1987 году


Пластинка от веера, из которого она была сделана

И совсем недавно судьба послала мне подарок из 87-го: зашёл в антикварный магазин неподалёку от дома, а там точно такой же веер, как тогда. Купил его, и… жена потребовала сделать ещё одну карету уже на нашу винтажную ёлку с самодельными игрушками! Нашёл в Интернете два вида карет, скопировал, и работа закипела.


Карета № 1 – цветная


Карета № 2 – чёрно-белая

Прежде всего надо было сделать колёса. Небольшие, но прочные. Сделал кольца из проволоки толщиной 2 мм, накрутив её на подходящие деревяшки. Затем четыре раза подряд наклеивал эти кольца на чертёжную бумагу и обрезал снаружи и изнутри. Круги, что вырезал изнутри, расчертил под спицы. Спицы из реек толщиной 1 мм наклеил на ступицы и обрезал по внутреннему диаметру колёс. Ступицы вклеил в колёса и все сборки покрасил акрилом в красный цвет.


Последовательное изготовление колёс для миниатюрной кареты


По выкройке кузова сделал обе стенки…

Рама кареты также была выгнута из 2 мм проволоки. Сиденье кучера и «багажник» были склеены из кусочков ламеля толщиной 1,5 мм. Ну а кожаные ремни, заменяющие рессоры – это полоски плотной бумаги для скрапбукинга. Кстати, сам кузов приделан к шасси очень просто на двух стоках из проволоки, но их не видно, поэтому кажется, что он висит на этих жёлтых ремнях. Все резные украшения опять-таки сделаны из «деталюшек» от веера и покрашены акриловой краской «античное золото». В окнах видны занавески, приклеенные изнутри. В одно из окон смотрит дама в парике, сидящая внутри.


Карета, вид сбоку


Вот с этой стороны она, эта дама, в заднее окошко и смотрит, но видно на фото её плохо…


А вот так эта карета смотрится на ёлке. Разница между каретами 37 лет. А веер использовался всё тот же…
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 декабря 2024 04:41
    Жил такой чудак человек, мир его не помнит в лицо,
    Он в забытый век, в давний век, взял да изобрёл колесо.
    Нас теперь поймай, догони, едем мы сердца веселя
    И коляски едут с детьми, и в коляске едет Земля…
    1. +12
      23 декабря 2024 06:50
      Вот так эта карета смотрится на нашей новогодней ёлке

      Смотрится красиво! Аж ностальгией по детству повеяло и стихами замечательного детского поэта и драматурга Овсея Дриза (1908-1962):
      Новогодняя колыбельная (Зеленая карета)
      "Дремлет Дед Мороз из ваты
      Спят на ёлке медвежата,
      Спят мышата, спят ежата.
      Спят уставшие ребята
      Всё уснуло до рассвета.
      Лишь зеленая карета
      Мчится, мчится в тишине,
      Средь игрушек в мишуре.
      Шесть коней разгоряченных
      В шляпах алых и зелёных
      Не угнаться за каретой.
      Ведь Весна в карете этой,
      И спешит она к лесным
      Удивительным портным...
      Вот зелёные портные
      Взяли нитки травяные,
      Взяли острые иголки
      Прямо с новогодней ёлки,
      И под ёлкой сели в ряд в ряд,
      Шьют Весне они наряд.
      Спите, спите, медвежата,
      И ежата, и ребята:
      Ведь зелёная обнова
      Не совсем ещё готова.
      лишь пробьет заветный час
      Звон подков разбудит вас.
      Только глянешь из окна —
      На дворе стоит Весна. (с)
      1. +6
        23 декабря 2024 07:57
        в 1970—1980-х годах на радио по воскресениям выходила в эфир, ЕМНИП, с 10 до 11:00 передача "Радионяня", там частенько крутили песню "Зеленая карета", на эти стихи Дриза и музыку А.Суханова, как в исполнении самого Суханова, так и в исполнении С. Никитина
    2. +6
      23 декабря 2024 07:11
      Цитата: Uncle Lee
      взял да изобрёл колесо
      Изобретение колеса приписывают шумерам. Но только не тем, о ком вы, наверное, сразу же подумали wink
      1. +6
        23 декабря 2024 10:05
        Доброе утро . Утверждение Вячеслава Олеговича , что первые повозки изобрели и построили в Поволжье , а потом они разошлись по всему миру …. :-))) . Да уж . Украинцы утверждают , что Галиция и Галлы произошли от них , вроде и одно известное море они создали . Да ладно , в учебниках можно написать многое . С трудом вериться о развитом Поволжье . Что у Шпаковского удивляет , так его трудолюбие ко всяким поделкам . Кроме того надо иметь время на написание статей , изучение материалов , возня в архивах . Читать интересно , вспоминаю свое детство , юность . А ляпы бывают у всех .
      2. +4
        23 декабря 2024 10:44
        Что четырёхколесные повозки были у шумеров, вот только колёса у них были тяжёлые, сбитые из досок, а запрягали в них не коней, а ослов, причём за шею, что не позволяло им бедным быстро бежать.

        Всем привет, я почему-то думал, что первыми ездовыми животными которых впрягали в подобные телеги были волы (быки).
        Вячеслав Олегович, слов нет одни красивые эмоции!
      3. +2
        23 декабря 2024 11:37
        Изобретение колеса приписывают шумерам.

        Пора перестать заниматься приписками laughing


        Представители синташтинской
        культуры умели запрягать лошадей. До этого псалии датировали микенской
        эпохой (XVI—XIV века до нашей эры). Теперь совершенно ясно, что этот тип
        узды здесь появился раньше и мог попасть отсюда в Грецию, а не
        наоборот.

        Во время раскопок могильников и вовсе нашли отпечатки
        колес со спицами. Ранее считалось, что в эту эпоху в ходу было колесо,
        сработанное из цельного деревянного диска. Честь изобретения колеса со
        спицами, которое гораздо легче, маневреннее и прочнее цельных дисков,
        прежде приписывалась Месопотамии, и оно датировалось XVIII веком до
        нашей эры. Радиоуглеродная датировка находки синташтинской культуры
        показала, что именно проживавшие здесь люди изобрели колесо в том виде, в
        каком мы знаем его сегодня.

        Но ученые долго пытались понять, во
        что же впрягали лошадей. Точку в этом вопросе поставили найденные следы
        установки колесниц в могилах. Этот факт вкупе с датировкой поселения
        вылился в открытие мирового уровня. Получается, что здесь помимо упряжи,
        а также колеса со спицами изобрели и самое популярное в древнем мире
        средство передвижения. «Колесницы известны как раз с этого времени.
        Потом они распространяются на Ближнем Востоке и попадают в Китай», — с
        гордостью говорит Людмила Корякова. Мнение коллеги подтверждает и Йохен
        Форназир: «Сейчас это место является центром колесниц, первое упоминание
        пока идет отсюда».
  2. +5
    23 декабря 2024 06:06
    да автор просто как волшебник из сказки- так конструировать модели - кареты на новогоднюю ёлку , это ж надо так уметь ...кроме умения сделать ,уметь ещё и радоваться новогодним праздником-сказкой , ведь все сказки должны заканчиваться счастливо...
    Про сказки от себя скажу , что мне сказка Снежная Королева никогда не нравилось . Там было что то личное от самого главного героя , но не от народа . Оказалось , так оно и есть . с появлением интернета я узнал , что так Андерсен отразил свою любовь к какой то певице , которую та отвергла . А вот фильм Морозко , по Афанасьевским сказкам восточных славян я просто обожаю и сани Деда Мороза для русской тройки, мне там больше впечатляет , чем карета Снежной Королевы .
    Вернёмся из сказок в современность . Если перед Новым Годом показать фильм-сказку Снежная Королева-то либерастная тусовка промолчит . Но не дай бог показать фильм-сказку Морозко - это ж какой вой они поднимут . По их мнению , фильм Морозко -это ужасный ,отвратительный фильм,это наркотический бред , это объяснение ,почему Запад вместе с нашими либерастами победили в Холодной войне -потому ,что русские любят такие фильмы как "Морозко" .
    Нет, наши либерасты тоже в своём детстве до 90-тых годов смотрели фильм-сказку Морозко и были радостно счастливы . Но именно в 90-тые годы фильм Морозко был переведён на английский язык и показан по американскими телеканалам и были на Западе выпущены диски с Морозко . Так американцы определили ,что этот фильм-это ода депрессии и всему что связано ,по их мнению ,с СССР , т.е с бедностью , с преступностью ,с коррупцией .т.п. И в шкале из 90 балов фильму -сказке " Морозко" там была поставлена оценка "0".
    Автора статьи благодарю за интересную уже вторую его статью про воспоминания Нового Года из нашей прошлой жизни , хотя мы и живы ...
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      27 декабря 2024 14:21
      Но именно в 90-тые годы фильм Морозко был переведён на английский язык и показан по американскими телеканалам и были на Западе выпущены диски с Морозко . Так американцы определили ,что этот фильм-это ода депрессии и всему что связано ,по их мнению ,с СССР , т.е с бедностью , с преступностью ,с коррупцией .т.п. И в шкале из 90 балов фильму -сказке " Морозко" там была поставлена оценка "0".


      Кхм, даже и не знаю как охарактеризовать данный пассаж.
      Никто не запрещает посмотреть рейтинги на буржуйском Imdb (кто не знает, что это такое см. статью в в википедеи)
      Так вот "Морозко" был переведен и запущен в англоязычную аудиторию и в результате получил оценку 6.3 (https://www.imdb.com/title/tt0058374/), что означает не шедевр, но волне добротный фильм.
      По той же ссылке оценки других отечественных лент
      7.2 Королевство кривых зеркал, 7.2 Варвара-краса, длинная коса, 7.9 Бременские музыканты, 7.0 Огонь, вода и ... медные трубы, 7.6 С тобой меня радует мир, 7.2 Принцесса с золотой звездой и т.д.
      Достаточно высокие, значительно выше среднего.

      Вячеславу Олеговичу,
      Завидую выше упорству, чувству русского языка и работоспособности.
  3. +4
    23 декабря 2024 06:17
    Уважаемый, Вячеслав Олегович!
    Всегда поражался вашему трудолюбию в плане прикладного мастерства.
    То корабли, то кареты... А у нас всё было по другому:
    «Эх вы! Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись… А тут вишня взошла! Свёкла заколосилась!.. Пашешь, как трактор… А ежели дождь во время усушки, а?»

    Из всех занятий - склеивание моделей самолётов из наборов и вырезание деревянный моделей с пропеллером...Его привязывали за крыло и крутили вокруг себя...А ещё мы собирали из школьных груд металлолома велосипеды для личного пользования...
    Спицы из реек толщиной 1 мм наклеил на ступицы и обрезал по внутреннему диаметру колёс. Ступицы вклеил в колёса и все сборки покрасил акрилом в красный цвет.

    И «акрила» у нас не было: масляная и нитро...А из красок для рисования - акварель и гуашь...
    А «Снежную королеву» в первые я тоже увидел по телевизору в ч/б варианте, потому что до ближайшего кинотеатра нужно было идти в сопровождении родителей...
    1. +5
      23 декабря 2024 07:01
      Цитата: yuriy55
      А «Снежную королеву» в первые я тоже увидел по телевизору в ч/б варианте, потому что до ближайшего кинотеатра нужно было идти в сопровождении родителей...

      Я тоже...
    2. +6
      23 декабря 2024 07:07
      Цитата: yuriy55
      Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись… А тут вишня взошла! Свёкла заколосилась!.. Пашешь, как трактор… А ежели дождь во время усушки, а?»

      Опять же... у меня не было деревни. Но был свой дом. Воды натаскать бабушке на поливку - 20 ведер как отдай каждые два-три дня, Вскапывать сад, грядки и под деревьями. Собирать корм кроликам, Пилить с дедом и колоть дрова. Носить их в штабеля на сушку. Потом убирать в сарай. Носить в сарай брикеты из торфа или уголь в корзине. Ходить на рынок с бабушкой, носить покупки. Носить ей цветы на продажу корзинами...Собирать вишню. малину, райку, смородину, крыжовник. Понятно, что времени для игр оставалось больше, чем достаточно. Но работы хватало.
    3. +9
      23 декабря 2024 07:38
      «акрила» у нас не было: масляная и нитро...А из красок для рисования - акварель и гуашь...

      Приветствую, yuriy55(Сибиряк)!
      Да была в нашем детстве такая проблема. С акрилом было сложно. Но все равно как то обходились. Вначале переводили родительские лаки для ногтей smile а когда стали по умнее - начали использовать лак цапон. Для придания различных цветов в лак добавляли анилиновые и органические красители. Запах при этом стоял конечно пренеприятнийший, но терпели. Отец- военный летчик, будучи у нас в станице в отпуску, как то застал меня за подобной процедурой, поморщился, расспросил и стал регулярно присылать мне пузырьки с уже готовым, окрашенном у них в части цапоном. Я жадным не был и охотно со всеми делился своими запасами. И для школьных новогодних электрогирлянд, и для красных фонарей в школьный фотокружок, и в школьный кружок юных моделистов.
  4. +7
    23 декабря 2024 07:00
    Цитата: yuriy55
    yuriy55
    (Сибиряк)

    Уважаемый Юрий! Так у меня в детстве тоже были одни доски от ящиков, черная тушь и масляная краска для полов. Самоделки собирал из спичечных коробков, корабли и самолеты лепил из пластилина. Это я сейчас так сказать компенсирую все то, чего не было в детстве. Пытаюсь морально и физически восполнить прежние лакуны. Ну и потом приятно после себя что-то оставить...
  5. +8
    23 декабря 2024 08:01
    «Помещица в пути». Картина работы Н. Е. Сверчкова, 1855 г.

    Сверчков лучший художник ипполог, так изображать лошадь в движении мог только он, фото и киносъемки тогда еще не было.
  6. +8
    23 декабря 2024 08:08
    А в моем счастливом детстве у меня летом была такая игрушка, настоящая колесница и я управлял такой на сенокосе
  7. +4
    23 декабря 2024 08:57
    о цветном ТВ тогда мы даже и не мечтали
    Цветное телевещание в СССР было начато в 1967 году, к 50-летию революции. Система СЕКАМ, французская.
    1. +3
      23 декабря 2024 09:27
      Цитата: Авиатор_
      о цветном ТВ тогда мы даже и не мечтали
      Цветное телевещание в СССР было начато в 1967 году, к 50-летию революции. Система СЕКАМ, французская.

      Мы купили свой "Рекорд" в 1959 году и тогда же я этот мультик и посмотрел. И служил он очень долго. Уже не помню, когда мы его поменяли на цветной. Чем не ближе к "сегодня" тем память работает хуже.
  8. +6
    23 декабря 2024 09:02
    Да, скоро Новый год.
    Если бы Шпаковский комментировал всемирно известный балет "Щелкунчик", он бы написал, что прекрасная музыка написана к нему гомиком Чайковским. laughing
    1. +4
      23 декабря 2024 09:26
      Цитата: ee2100
      что прекрасная музыка написана к нему гомиком Чайковским.

      Это вряд ли. Не стоит приписывать мне свои собственные интересы.
      1. +1
        23 декабря 2024 09:51
        Цитата: kalibr
        бесподобным

        Почему бесподобный Жан Маре может быть гомиком, а Пётр Ильич нет?
        1. +3
          23 декабря 2024 10:09
          Цитата: ee2100
          Почему бесподобный Жан Маре может быть гомиком, а Пётр Ильич нет?

          Потому, что "их" и "наш" понятия разные. О нашем я бы предпочел не писать, а "их"... почему бы и нет?
      2. +6
        23 декабря 2024 10:17
        А был ли Чайковский гей?
        При его жизни подобных разговоров не было совсем. Появились они несколько десятилетий спустя. И первой слух пустила Н.Н. Пургольд, ставшая в последствии женой композитора Римского-Корсаков. Она в то время была студенткой Чайковского и однажды написала ему письмо, в котором требовала, чтобы он женился на ней, в противном случае грозила покончить с собой. Но Чайковский был научен горьким опытом и никак не отреагировал на шантаж. Ведь до этого точно таким же образом его женила на себе другая студентка. Получив ее письмо, он очень переживал, что может стать причиной гибели молодой девушки. Их брак был недолгим. Чайковский понял, что совершил ошибку и развелся, до конца жизни оставшись один. А его бывшая супруга Антонина Милюкова потом попала в психиатрическую больницу, где провела 21 год вплоть до своей смерти. Это была, судя по данным тогдашних психиатров, истеричная дама с вялотекущей шизофренией. Если бы Чайковскому попалась психически здоровая женщина, она, возможно, нашла бы к нему ключики, оставляла бы его в покое, чтобы он мог заниматься творчеством. Так что первая попытка выскочить замуж за известного композитора у Надежды Пургольд не прошла. Она потом так же неудачно приставала к Мусоргскому, жила какое-то время с Римским-Корсаковым в гражданском браке, Потом стала его законной женой и матерью их семерых детей. (в умении соблазнять талантливых музыкантов ей не откажешь). В Санкт-Петербургской музее квартире Н.А. Римского-Корсакова в архиве его личной переписки хранится письмо композитора, где он писал супруге, чтобы она не болтала ерунды про Чайковского, на которого была всю жизнь сильно обижена. Впрочем, тогда слух о якобы нетрадиционной ориентации Петра Ильича был неопределенным и неясным. Эту сплетню вспоминали крайне редко и ей мало кто верил.
        Так было до тех пор пока в 1985 -м году в парижском журнале «Континент» не напечатали статью русской эмигрантки, которая утверждала (совершенно без всякой аргументации), что Чайковский- гей. Упоминала эмигрантка и какие то одной ей ведомые мемуары супруги Римского-Корсакова Надежды Николаевны, и о том в что якобы в 1893 году в Петербурге был даже созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III. Журнал "Огонек" Коротича, со ссылкой на «Континент» в 90-е выпускает сенсационную статью. Это были времена. перестройки в СССР, так что скандальный слух, пущенный из-за границы, лег на благодатную почву. А точного ответа был или не был П.И. Чайковский гомосексуалистом нет до сих пор. Хотя сильно подозреваю - что истинным поклонникам его творений, он не так уж и важен.
        1. +2
          23 декабря 2024 11:06
          Привет, Дима!
          Был, и тому много свидетельств.
          Ну и что? Музыка же прекрасная!
          А сексуальная жизнь это личное.
          Все мы помним его как гениального композитора и не более.
          1. +2
            23 декабря 2024 13:09
            Привет, Саша!
            Во первых, хочу поблагодарить тебя за твои статьи "Памятник Вячко и старейшине Меэлис" и "Ледовое побоище в свете климата" на питерском Философско Историческом портале. Они хоть и вышли несколько месяцев назад, но ребята с "Фиалки" переслали их мне лишь в конце ноября. Как всегда интересно и познавательно!
            Теперь, вот ты пишешь "Был, и тому много свидетельств." А насколько я в курсе несколько лет назад по просьбе сотрудников музея-усадьбы П.И.Чайковского в Воткинске чтобы окончательно разобраться в этом вопросе была проведена целая комплексная экспертиза личной переписки Чайковского, и медицинских документов лечащих его врачей. С участием историков, работников архивов, медиков и ведущих психиатров под руководством академика Михаила Буянова. Перед комиссией ставилась задача разобраться по сути в трех скандальных слухах: первый, что Чайковский был геем, второй - что он не умер от холеры, а якобы покончил с собой, третий - что он вообще был душевнобольным.
            Были изучены все имеющиеся в архивах медицинские документы, касающиеся Чайковского, заключения его лечащих врачей (Его, к примеру, лечил известный в то время психиатр Иван Балинский, который был завкафедрой Военно-медицинской академии), выписанные врачами ему рецепты, заключения тогдашних патологоанатомов; вся его личная переписка, особое внимание уделялось переписке Чайковского с людьми , с которым Чайковский был предельно искренен -брату, Надежде Фон Мекк и А.П.Чехову.
            Притом, Саша, заметь - утаить от кого бы то ни было свои гомосексуальные наклонности в то время было невозможно. Да тот же Чехов, который был его другом, сразу бы заметил это. Но ни в одних воспоминания нет даже намека на возможную «голубизну» Чайковского. Заметь, что композитор был фигурой публичной, объехал полсвета, подолгу жил в гостиницах, где его допекали поклонники и корреспонденты. И если бы с ним что-то было не так, это тут же стало бы достоянием общественности. Плюс люди такого психотипа, как он, обожают писать письма, в которых сообщают все свои переживания. Так в письмах к Надежде Филаретовне фон Мекк композитор откровенно пишет о своем пристрастии к алкоголю, о своей постоянно мучавшей его танатофобии (страх смерти), о асексуальности - секс как такой его интересовал очень мало, его занимали более высокие материи. Однако гормоны все равно время от времени брали свое, потому в его переписке есть такие строчки "я - слабый и очень порочный человек - эпизодически посещаю бордели..."
            Изучив все материалы, комиссия пришла к однозначному выводу.
            1. С точки зрения современной психиаирии - психические отклонения у Чацковского были. Ярко выраженная неврастения, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, на этом фоне асексуальности перемежающейся с вспышками беспричинной платонической влюбленности(однако с точки зрения психиатрии - платоническая любовь даже к представителям своего пола не является гомосексуализмом: повздыхали, погладили ручки и разошлись), ну и естественно -алкоголь.
            Как пишет сам академик Буянов :
            Глазами психиатра я изучил каждое письмо, каждый медицинский документ и никакой склонности к гомосексуализму не нашел.

            2. Про самоубийство. Опять обратимся к председателю комиссии академику М. Буянову:
            Чайковский умирал долго и публично. И никаких сомнений, что это была именно холера, а не мышьяк, у современных врачей, с которыми я изучил архивы, нет. И самое интересное, выяснилось, что он умирал он ровно столько времени и также, как его мать, которая в свое время тоже заболела холерой.
            1. +2
              23 декабря 2024 14:00
              На твой email ответ напишу.
            2. 0
              27 декабря 2024 14:38
              была проведена целая комплексная экспертиза личной переписки Чайковского

              Спасибо за информацию. Лишний раз убедился, что интернет (именно так с маленькой буквы, вопреки правилам написания) есть большая свалка.
        2. +1
          23 декабря 2024 21:46
          Цитата: Ричард
          Хотя сильно подозреваю - что истинным поклонникам его творений, он не так уж и важен.

          Абсолютно не важно . Музыка его прекрасна . А личная жизнь , это ЛИЧНАЯ жизнь . Мне нравится творчество Фредди Меркьюри. Люблю слушать его .. песни . Кто он все знают . Но слушали тоже все .
  9. 0
    24 декабря 2024 10:58
    Спасибо, автор. Приятно было читать.
  10. 0
    24 декабря 2024 19:21
    «Карету, мне карету!»

    Вячеслав Олегович! Спасибо!
    Вы всегда пишете интересно.
    Можно с Вами не соглашаться, можно считать Вас приспособленцем к любой власти, можно (наверное) обвинить Вас в распаде СССР. Но читать интересно.

    А заголовок с запятой Вы просто пропустили? Или это акцент на человеке, а не на карете?
  11. -1
    25 декабря 2024 11:01
    Автору,большое спасибо за статью и за фото с картами. Если Вы так любите этот вид транспорта,советую посетить Оружейный палату, в Москве. И военно- инженерный музей,в Петербурге. Это не кареты- шедевры! Любой дорогой " мерседес" рядом с ними- ширпотреб.