История Красноярска и легенда о белой лошади

12
История Красноярска и легенда о белой лошади

В 1623 г. енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов отправил своего дальнего родственника Андрея Ануфриевича Дубенского на юг, чтобы тот нашел подходящее место для нового острога. Казаки выбрали мыс у места впадения реки Кача в Енисей. Через пять лет Андрей Дубенский с 303 казаками основал здесь Красноярский острог. На этом исторические факты заканчиваются, а дальше начинается легенда, согласно которой Андрей Дубенский во время разведки 1623 г. верхом на лошади выехал на берег и бросил на землю шашку, папаху и нагайку, сказав, что на этом месте построят город. Далее в легенде имеется два разных варианта: Дубенский отправился осматривать местность, оставив лошадь пастись, по-другому – казаки, отплывая обратно, оставили лошадь на берегу в качестве своеобразного жертвоприношения.

В июне 2006 г. на набережной Енисея рядом с вантовым мостом появилась скульптурная композиция «Лошадь белая». Её открытие было приурочено к очередному празднованию Дня города. Композиция состоит из скульптуры лошади на постаменте и гранитных валунов. На одном из них имеется табличка с надписью «Упокоила войницу мать сыра-земля – Сибирь гордая, неподатлива». Эти слова посвящены казакам – основателям Красноярска.



Автор произведения Евгений Пащенко серьезно подошел к работе: скульптура выполнена в натуральную величину и воспроизводит лошадь среднерусской породы. Для защиты от вандалов в качестве материала выбрали кованое железо. Каждая часть лошади ковалась отдельно, а потом сваривалась с другими. Масса собранной воедино скульптуры составляет около полутоны. Горожане давно привыкли к этой композиции. Кому-то она нравится, а кому – нет. Дело вкуса. Однако я хочу поговорить не о художественных достоинствах памятника, а о легенде, которая связана с этим памятником.

Правда это или вымысел? Начнем разбор с изучения мелких деталей. У Дубенского не было шашки и папахи. Привычные нам сейчас казачьи атрибуты появились в XIX в. Шашка, оружие кавказских горцев, принята на вооружение русской армии во время кавказской войны (в 1834 г. была утверждена шашка азиатского образца). В XVII в. казаки использовали сабли – совершенно иной тип холодного оружия. Центр тяжести шашки ближе к острию, а у сабли – к рукояти. Шашкой рубят от плеча, а саблей фехтуют, вращая кистью руки. Саблю носят лезвием вниз, а шашку – лезвием вверх. Что же касается папахи, то она официально стала головным убором казаков в 1855 г. и также была позаимствована у горцев Северного Кавказа. Дубенский же был русским служивым дворянином из центральной России. И вряд ли мог использовать эти характерные для Кавказа предметы. Поэтому основатель нашего города никак не мог бросить на землю ни шашки, ни папахи.

А как быть с лошадью? Лошади также стали основным средством передвижения в Сибири гораздо позже. Русские первопроходцы по сибирским рекам путешествовали на стругах и дощаниках. При необходимости эти небольшие суда могли перевозить лошадей. Однако в легенде мы видим логическую нестыковку. Зачем было брать с собой лошадь, если Дубенский отправился осматривать местность пешком? Тем более глупо выглядит версия легенды о своеобразном жертвоприношении: оставлении на берегу лошади при возвращении казаков в Енисейск. Лошади стоили недёшево, тем более в Сибири, где их в те годы не хватало. К тому же казаки были людьми практичными, прижимистыми. Да и православная церковь подобные дела осуждает.

Таким образом, мы видим, что история с лошадью — всего лишь легенда, не имеющая под собой исторической основы. Историю её возникновения вряд ли можно установить. Скорее всего, она появилась уже в 90-е — в начале 2000-х годов и является результатом фантазии журналистов. Порой бывает достаточно один раз опубликовать байку, чтобы её подхватили другие издания.

Как бы то ни было, легенда о белой лошади — всего лишь безобидная история. Она не искажает исторические факты об основании Красноярска, а служит дополнительной иллюстрацией, позволяя людям представить «в подробностях» момент высадки «отцов-основателей» нашего города.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 декабря 2024 06:03
    На счет скульптуры действительно дела вкуса, первая мысль глядя на фотографию, а ничего другого не нашлось?
    1. +6
      24 декабря 2024 11:36
      При Пимашкове наделали много фонтанов, скульптур и памятников. Пускай они порой спорной эстетики, но город стал интереснее )))
  2. +2
    24 декабря 2024 06:11
    Спасибо за рассказ!
    В «нулевые» от местных Красноярцев я слышал совершенно другую историю о том, что местные «неоязычники» выше по течению Енисея справляя славянские обряды принесли в жертву белую лошадь в жертву. Тогда и сегодня я это порицаю. Жестокий и бессмысленный акт богам которые до XVII века не видели славян в принципе. Теперь я понимаю, что данных «утырков» сподвигло.
    1. +4
      24 декабря 2024 08:44
      Про язычников могли и батюшки придумать историю с жертвоприношением. Чтобы припугнуть свою паству am . Лошадь и в наше время животное не дешевое, а среди родноверов много молодежи. Сомневаюсь, что они смогли собрать деньги на это дело.
      1. +1
        24 декабря 2024 14:01
        Цитата: Михаил Новоселов
        Про язычников могли и батюшки придумать историю с жертвоприношением.

        Эти на голубом глазу могут что угодно рассказать.ещё те "бессеребреники".
      2. +1
        24 декабря 2024 14:32
        Про язычников могли и батюшки придумать историю с жертвоприношением.

        Данный факт нашел свое отражение в ряде монографий, криминальной хронике и работах по религиоведению, причем у славянофилов и неоязычников разного толка. Причем все его резко критиковали. Фамилии называть не буду, люди еще работают.
        1. +1
          26 декабря 2024 06:26
          Интересно. Надо поискать информацию )))
      3. 0
        25 декабря 2024 09:04
        Я слышал, что в крае с 90-х годов появились мормоны. Причем некоторые из них это бывшие старообрядцы. Слышал это от одного известного в вашем крае человека, не буду называть его фамилию.
        1. +1
          26 декабря 2024 06:34
          Не слышал про это. В сельской местности живут преимущественно беспоповцы, они достаточно консервативны. В городах больше белокриницкие или древлеправославной церкви. Может быть кто-то из них переходил к мормонам. Помню, как в 2000-е и 2010-е гг. на улицах подходили мормонские проповедники - молодые парни (ходили парами в деловых костюмах) и начинали приглашать к ним в церковь. Предлагали изучать английский язык бесплатно. Девушка с которой я когда-то встречался, рассказывала, что ходила к ним, чтобы пообщаться с носителями языка, ведь к нашим мормонам приезжали американские собратья.
      4. +3
        26 декабря 2024 15:00
        Пускай это будет легенда про шашку и папаху!
        Но согласитесь, легенда то красивая!
        И Красноярск тоже красивый город!
  3. +2
    24 декабря 2024 09:04
    Скорее всего, она появилась уже в 90-е — в начале 2000-х годов и является результатом фантазии журналистов.
    Что верно, то верно. Журналюшкам придумать что-нибудь, это как об асфальт два пальца.
  4. +1
    26 декабря 2024 14:53
    Цитата: Авиатор_
    Скорее всего, она появилась уже в 90-е — в начале 2000-х годов и является результатом фантазии журналистов.
    Что верно, то верно. Журналюшкам придумать что-нибудь, это как об асфальт два пальца.

    Они такие laughing