J-35 или F-35: кто кого и когда?

52
J-35 или F-35: кто кого и когда?


Очень сложно сказать, в каком месте смогут встретиться эти два самолета, потому что таких мест не одно. Это и в районе Тайваня, и где-то вблизи Корейского полуострова, а над спорными островами архипелага Сенкаку/Дяоюйдао, которые еще и неподалеку от Тайваня, — вот там вообще идеальное место, чтобы встретиться с нанесением тяжких телесных…



Оно и F-35 могут быть не только американскими. Тут и у Южной Кореи есть, и у Японии, да и Тайвань не против затарить, если продадут.

В целом в регионе складывается обстановочка еще та, и как раз итогом может стать всё, что угодно. Такая борьба за мир и свободы начнется, что только щепки полетят. Да и вообще, раз там США рисуют Китай своим главным врагом — можно спать спокойно, вопрос времени. Начнется.

Авиасалон в ноябре этого года в Чжухане хорошо так встряхнул экспертное сообщество, там было много чего интересного, но был в том числе J-35A — новый малозаметный истребитель пятого поколения от китайской корпорации Shenyang Aircraft.

Самолет, может, и не произвел такого фурора, как Су-57, но тоже привлек к себе много внимания, в первую очередь внешним сходством с F-35. Многие из обсуждавших самолеты экспертов сошлись в том, что самолёты представляют собой вершину технологий обеих стран как в плане малозаметности, так и современных концепций воздушной войны. Многие согласились с тем, что самолеты внешне имеют много общего, но все-таки представляют собой машины различных направлений, как тактических, так и стратегических, сформированные различающимися военными потребностями двух стран.

Сравнивать самолеты очень сложно, хотя бы потому, что F-35 изучен вдоль и поперек, а вот его коллега J-35 – вещь, как говорится, в себе. Так что в нашем случае анализ получится немного однобокий, в основном построенный на том, что удалось наскрести в профильных китайских СМИ, а они свои секреты особо и не освещают. Ну а домыслы и догадки – не самое лучшее, что может быть.

Однако сделать определенные выводы о технических возможностях самолетов на основании имеющихся данных и изображений можно. Можно спроецировать все это на задачи, которые будут поставлены перед экипажами этих самолетов командованием ВВС двух стран, и вот здесь уже и получится определенное понимание возможностей.

Краткая история J-35A


J-35A создан на основе демонстратора технологий FC-31 корпорации Shenyang Aircraft. Изначально этот самолет задумывался как потенциальный экспортный вариант без интереса и поддержки со стороны Народно-освободительной армии Китая, как наш МиГ-35, примерно с той же возможностью к реализации: в мире не любят покупать технику, которую страны для себя не производят. Однако в процессе FC-31 претерпел значительные изменения, чтобы соответствовать строгим требованиям современного воздушного боя, и это его спасло.

К середине-концу 2010-х годов конструкция, над которой поработали более чем прилично, наконец привлекла внимание. Но не ВВС НОАК, а ВМС НОАК, что привело к её переработке в качестве палубного истребителя пятого поколения, получившего предварительное название J-35. Это, однозначно, огромная работа, поскольку все-таки палубный самолет прилично отличается от своего наземного коллеги.


Первый прототип морского самолета, поднявшийся в воздух в октябре 2021 года, имел увеличенное складное крыло, усиленное шасси и усиленный силовой набор конструкции, рассчитанный на катапультный старт. Естественно, пришлось доработать «начинку» самолета, распихав по разным углам систему заводки самолета для посадки на палубу авианосца.

Сегодня J-35A часто сравнивают с американским F-35, отмечая общие конструктивные особенности, характерные для истребителей пятого поколения: двусторонние воздухозаборники и схожие конфигурации крыла и хвостового оперения, конструкцию фонаря кабины и так далее.

Хотя эти сходства вызвали огромное количество дискуссий и гипотез о потенциальном промышленном шпионаже и воровстве технологий, в чем обвинялись некие неопределенные китайские хакеры и вполне реальные сотрудники разведки, четких доказательств собрать не получилось.


А если посмотреть на F-35 и сравнить его сходство с другими современными прототипами, такими как KF-21 и AMCA, то вообще в промшпионаже можно обвинить весь мир авиации. Но есть смысл остановиться на том, что все эти конструктивные особенности могут быть обусловлены скорее поиском оптимальных аэродинамических и эксплуатационных решений, чем прямым копированием. Тем более, что для прямого копирования надо получить в свое распоряжение объект копирования или полный пакет инженерно-технической документации. Насколько это вообще реально – вопрос действительно либо к китайской разведке, либо к американской контрразведке. Кто-то тогда очень прилично облажался.

Много говорилось и о месте J-35A в ВВС НОАК: то ли это обособленный самолет для морской авиации, без ориентирования на сухопутное применение, то ли он будет и сухопутным, как универсальное дополнение более тяжёлому J-20, расширяя китайский парк истребителей пятого поколения.

Здесь нужно учитывать то, что мы немного (на самом деле очень даже прилично) не в курсе того, как применение этой конфигурации самолета соответствует различным оперативным требованиям китайских вооружённых сил — от достижения превосходства в воздухе до проведения точных ударных операций. С F-35 всё ясно, он в своей роли универсального самолета, главные козыри которого — оптимальное сочетание малозаметности и большого количества передовых сенсорных систем, что в целом дает F-35 большой потенциал функциональных возможностей.

Про J-35А мы многого просто не знаем, чтобы делать хотя бы приблизительные аналитические выкладки, но то, что можно проводить определенные аналогии с США, где F-22 отводилась роль самолета завоевания превосходства в воздухе (практически «чистый» истребитель ПВО, как наш Су-27), а F-35 брал на себя роль универсального самолета, способного отработать по любой цели, после того как угроза со стороны ВВС противника будет уменьшена. У китайских ВВС примерно такой же расклад: тяжелый J-20 берет на себя роль первого эшелона встречи противника на самых дальних подступах, а меньший и более легкий J-35 будет играть роль универсального самолета, способного работать по любой цели.

Что можно сказать о конструкциях истребителей J-35A и F-35?

Малозаметность и особенности планера



Ну то, что J-35A и F-35 спроектированы с упором на малозаметность и стелс-технологии, заметно по их обтекаемым фюзеляжам с большим количеством острых углов. Что ж, минимизация радиолокационной заметности (RCS) и повышение эффективности операций за счёт того, что самолёт остаётся незамеченным во время полётов максимально возможно долго по времени – это дань сегодняшней моде в плане малозаметности.

J-35A и F-35 имеют схожие аэродинамические компоненты, такие как предкрылки и вертикальные стабилизаторы, расположенные в характерной V-образной форме. Однако небольшие различия в их конструкции у двух самолетов как раз лучшее свидетельство того, что при создании конструкторы следовали разными путями.

Стабилизаторы J-35A немного шире и расположены под другим углом, что потенциально обеспечивает лучшие аэродинамические характеристики, соответствующие конкретным эксплуатационным требованиям китайских военных. То есть, по оценкам экспертов, J-35A будет иметь преимущество перед F-35 в плане маневренности.

У F-35 стабилизаторы расположены под значительно более острым углом, то есть оптимизированы для повышения скрытности. Здесь тоже никаких секретов и недомолвок, давно известно, что американские инженеры принесли практически все ЛТХ в жертву малозаметности, но это оправдано, так как сама стратегия применения малозаметных самолетов американских ВВС зиждется именно на идее скрытного подхода к врагу на дистанцию атаки. И здесь «заточенный» под такую тактику применения F-35 будет иметь преимущество в отдельных моментах.

Крылья. Конструкция крыльев J-35A и F-35 прекрасно показывает различные тактические приоритеты в применении самолетов.


У J-35A крылья немного более угловатые, что повышает маневренность — важнейший фактор в воздушных боях и быстрых тактических перестроениях. Такой конструктивный выбор косвенно подтверждает предполагаемую роль J-35A в обеспечении превосходства именно в быстром реагировании на различные боевые ситуации.


F-35 имеет более плавные и обтекаемые крылья, которые опять же соответствуют его общей стратегии малозаметности. Эти крылья сконструированы таким образом, чтобы минимизировать отражение радиолокационных сигналов, а устойчивость на высоких скоростях явно вторична, что, впрочем, F-35 и не особенно нужно, так как сверхзвуковой полет – это не его конек.

Двигатель в двух измерениях


Двигатель как таковой, то есть силовой агрегат, — слабая сторона китайских самолетов. Что бы там ни говорили на китайской стороне, но WS-21 не соперник Pratt & Whitney F135. Да, в цифрах двигатели примерно равны, но то, что американский с примесью британского будет представлять собой более надежное инженерное решение в сравнении с очередной модификацией все того же Климовского РД-93, объяснять не надо. Несмотря на стоимость летного часа, которая, ожидаемо, у американского самолета много выше, чем у китайского.

Но двигатели — это не только поток горячих газов, за счет которого вообще летит самолет, это еще элемент дизайна в системе, обеспечивающей малозаметность самолета. И сегодня это не менее важное дело, чем скорость и маневр, которые обеспечиваются двигателем.


J-35A имеет более закрытую конструкцию двигателя с меньшим количеством видимых краёв и стандартными для сегодня формами сопел, что, с одной стороны, направлено на минимизацию отражений от радаров, а с другой — оптимизирована на эксплуатационную гибкость в различных вариантах боевого применения.


Выхлопная система F-35 намного более сложная, с решениями, опять же направленными на максимальное снижение заметности. Налицо комплексный подход к уменьшению заметности самолёта для радаров, что соответствует стратегической роли самолёта в достижении превосходства в воздухе, однако снижая его боевые характеристики в таких вариантах, как ближний бой с другими самолетами.

Скорость, дальность и все остальное



Цифры… цифры говорят, что максимальная скорость J-35A составляет 2,0 Маха, что превышает максимальную скорость F-35 в 1,6 Маха. Благодаря более высокой скорости J-35A имеет преимущество в динамичных боевых сценариях, особенно при перехвате высокоскоростных целей, что крайне важно для завоевания превосходства в воздухе.

Но максимальная скорость — это не та скорость, с которой самолеты летают постоянно. Как раз основное количество километров любой боевой самолет пролетает на крейсерской скорости. Это более полезно и в плане нагрузки на планер, и в плане расхода топлива.

Кстати, о топливе. Если смотреть на цифры, то американский самолет летит дальше китайского. Вроде бы. Но на самом деле дальность полета у F-35А без подвесных баков и дозаправок невелика – 1080 км. J-35А пролетает даже больше – 1250 км. Но смотрим на регион, в котором если что и придется этим самолетам пробовать друг друга «на зуб» – а каких-то там сверхрасстояний нет! Япония, Южная Корея, Тайвань – они все у Китая под боком, то есть в радиусе полета на внутренних запасах топлива.

Соответственно, если не брать с собой трех огромных конформных баков, сводящих на нет всю эту малозаметность, то можно увешаться вооружением и лететь выполнять задачи легко в прямом смысле и непринужденно.

К тому же оба самолёта могут дозаправляться в полёте, что значительно увеличивает их радиус действия и продолжительность полёта без подвесных баков. Впрочем, и баки тоже вариант, если надо «повисеть» подольше в каком-то районе, после чего от подвесных баков можно избавиться и продолжать полет в режиме маскировки.

То есть, коль мы говорим о конкретном театре военных действий в Южно-Китайском море, то там дальность не является фактором, способным обеспечить преимущество одной из сторон. Ну а китайские самолет, которые вообще будут работать со своей сети аэродромов в прибрежной части страны – им и вообще дальность не принципиальна.

Что касается скоростных качеств, то здесь такой нюанс: всем уже известно, что на сверхзвуке малозаметные компоненты F-35 в виде покрытий и углов как бы не работают или работают, но не на все 100%. То есть быстро и незаметно подойти — это не про F-35. То есть он будет подкрадываться на дозвуковой скорости на дистанцию атаки, а вот что будет, если его заметят, и как американец станет сваливать от более быстрых китайских самолетов — сам бы с удовольствием понаблюдал бы за таким шоу.

Тактика и малозаметность



Малозаметность в этих условиях… Честно говоря, очень сложно смоделировать условия, при которых ее можно реализовать, потому что к сети ПВО прибрежной полосы Китая (а она там не просто есть, она весьма насыщена станциями раннего обнаружения и ЗРК) добавляются радары флота и самолетов ДРЛО. Плюс не стоит забывать о той толпе военных спутников, которую Китай выводил на орбиту все последние годы. Сверху тоже будет кому посмотреть за обстановкой.

По самым приблизительным данным, ПВО НОАК использует около 600 РЛС для наблюдения за воздушной обстановкой. Понятно, что где-то (например, в горных районах) станций меньше, а на побережье их ожидаемо больше. И уже на 500 км от линии эти РЛС создают такое поле, через которое проскользнуть вряд ли получится. То есть отдельно взятый самолет еще имеет шансы проскочить, но если мы говорим о применении групп боевых самолетов – тут без шансов.

Как реализовать в таких условиях малозаметность? Да, это вопрос. Изучая действия американских ВВС в Ираке, а израильских F-35I против Палестины, еще раз убедился в том, что малозаметность очень хороша там, где мало кто может заметить малозаметный самолет. Когда надо разнести городок, в котором сидят террористы со стрелковым вооружением, проблем нет. Если есть страна, ПВО которой оснащены не по последнему слову техники (хотя да, классика жанра – метровая РЛС армии Югославии, затем РЛС ЗРК в упор – и «невидимка» приземлился) – малозаметность реализуется очень эффективно.

Если же мы возьмем любой малозаметный самолет и засунем его в радиопекло, которое существует там, где сошлись армия России и сборная Европы под украинским флагом, — да, какой-то эффект от малозаметности будет, но тут, скорее, вопрос будет стоять так: обнаружат быстро, а не очень быстро. Кто еще не слышал переговоры наших летчиков и станций наведения, рекомендую: видят всё и всех.

Да, на просторах Тихого океана может спрятаться эскадрилья бомбардировщиков, причем весьма легко. Обнаружить ее будет проблемно, но чем ближе самолеты будут подходить к «простреливаемой» радарами зоне, тем шанс на внезапность будет все меньше. Но это, скорее, относится к американцам, которые и будут заходить со стороны своих баз в Тихом океане. Но мы не о В-2 или В-21, мы об F-35, который полетит, скажем, с аэродрома под Кванджу, и непосредственно на взлете его уже увидят китайские РЛС, которые стоят под Жунчэном в каких-то 400 км.


Плюс не стоит забывать о возможности выдвинуть вперед плавучие аэродромы, а у китайцев их почти три, и с них встретить врага на подлете. И во всеоружии. И с самолетами ДРЛО в качестве летающих радаров.

Вся эта возня с малозаметностью, она, конечно, полезная. И действительно, в определенных условиях может дать шанс против обычного самолета. Но очень сомнительно, что это будет работать повсеместно, особенно в условиях современных средств разведки. Да что говорить, если Ту-95 взлетают в Энгельсе, а более чем в тысяче километров, в Киеве, через полчаса уже начинают по стенам бегать? Оно, конечно, Ту-95 образец малозаметности наоборот, но что-то мне подсказывает, что подобным образом отследить и взлет В-2 будет чуть более проблематично, но возможно.

И здесь в качестве итога стоит сказать, что малозаметность — это хорошо, когда есть возможность ее реализовать.

Авионика, глаза и уши



J-35A оснащён комплексом передовой авионики отечественной разработки и производства, в том числе радаром с активной фазированной антенной решёткой, инфракрасными системами поиска и слежения, а также комплексом радиоэлектронной борьбы. Насколько это эффективно, сказать не представляется возможным по причине полного отсутствия информации.


F-35 оснащён радаром AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой, системой с распределённой антенной решёткой AN/AAQ-37 и комплексом радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239, системы уже не новейшие, но проверенные временем и известные своими сильными и слабыми сторонами. Здесь, думается, китайцам будет значительно проще в плане противодействия американским самолётам именно со стороны радиоэлектроники. Когда знаешь, по какой аппаратуре надо отработать в плане тех же помех, когда знаешь хотя бы приблизительно частоты, работать проще.

Вооружение


Тут всё понятно: каждая сторона запихнет в отсеки вооружений всё по максимуму. Именно внутрь корпуса, во имя всё той же малозаметности.


J-35A имеет 6 внешних точек подвески и 6 внутри оружейных отсеков и может нести до 8 000 килограммов полезной нагрузки, а у F-35 есть 4 внутренних узла подвески и 6 внешних, общий вес боевой нагрузки практически сопоставим с китайским самолетом: 8 160 кг.

Если мы говорим о том, что малозаметность во главе угла, у китайского самолета есть определенное преимущество на 2 ракеты. И этого может оказаться более чем достаточно, чтобы получить большое преимущество. Две ракеты — это вроде как и немного, но в пересчете на эскадрилью это дает 24 ракеты. А это уже серьезное количество, как ни крути.

Но даже если малозаметность не очень важна, когда идет замес по полной программе, все равно китайский самолет берет больше оружия, чем американский. А в нормальном бою вооружений никогда не бывает хотя бы достаточно, так что единственное, за счет чего американцы могут выйти вперед, – это за счет более эффективных ракет.


AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder – все они в представлении не нуждаются, это очень серьезное оружие. Но кто сказал, что PL-16, PL-15 и PL-10 хуже? Кто проверял, и главное – еще неизвестно, какими могут оказаться результаты подобной проверки.

Кто кого?


J-35A делает упор на скорость и манёвренность с элементами малозаметности (российская школа), в то время как F-35 – малозаметность и глобальная совместимость с любыми боевыми системами. Впрочем, скорее всего, китайский самолет тоже сможет в сетецентрическую модель боя.

Эти самолёты демонстрируют передовые для своих стран технологии, направленные на максимальную эффективность самолёта в воздушном бою, вопрос исключительно в том, чей подход окажется более продвинутым и эффективным.

На стороне американского самолета малозаметность, возведенная в культ, современный набор датчиков слежения и обнаружения, оружие, разработанное компаниями, давно пользующимися уважением в мире. В минусе – не лучшие скоростные характеристики и маневренность, принесенная в жертву малозаметности. Кроме того, F-35 с любой буквой после цифр (особенно В) очень дорог в эксплуатации и требователен к обслуживанию.

Китайский самолет — реальная «темная лошадка». Нет точных данных о том, насколько эффективен его набор БРЭО и его оружие. Правда, и F-35 особо не замечен в воздушных боях, даже против летающих пузырей, всё, что на счету этого универсального истребителя — универсально истребленные дома в секторе Газа.

Малозаметность F-35 — дело очень хорошее, но не в поле от 300-400 китайских РЛС. Скорость и маневренность J-35 просто прекрасны в ближнем бою, но ближний бой может и не состояться, если датчики J-35 не смогут вовремя обнаружить F-35 с его ракетами. Безумный прогресс китайской авиации внушает уважение, но американцы строили приличные и даже очень хорошие самолеты, когда китайские летчики донашивали всякое старье.

Но есть еще одно преимущество на стороне китайского самолета. Можно много говорить о многолетней конструкторской школе американской авиации, принимать во внимание целую череду прекрасных самолетов, созданных в США (F-14, F-15, F-16, F-18), но что такое американская авиапромышленность? Во имя чего она работает? Правильно, во имя доллара. Бизнес и ничего личного. И стремление к прибыли порождает, скажем так, самолеты, которые, с точки зрения летчиков, далеки от совершенства. Типа F-22.

У КНР совершенно иной расклад и иной подход. Самолеты строят государственные компании, ведь даже разработчик J-35A, Shenyang Aircraft Corporation (SAC), есть структурное подразделение Китайской авиационной промышленной корпорации (AVIC), которая контролируется Комиссией по надзору и управлению государственными активами Государственного совета КНР.

Не то чтобы бизнесменам из «Локхида» и «Боинга» было плевать, уверен, что там тоже есть определенная гордость не только по поводу прибыли от госзаказов самолетов для ВВС и КМП, но вот китайские предприятия строят как бы для себя. Можно сказать, издержки строя, потому что во главе угла не прибыль, а обороноспособность согласно воле и наставлениям Компартии Китая. И именно этим курсом и идет китайский авиапром, причем идет семимильными шагами.

Просто задумайтесь: 50 лет назад китайцы выпускали по лицензии МиГ-21 и были счастливы, что им дали производить такой самолет. Сегодня у Китая в 15 раз больше истребителей пятого поколения, чем у России, и в 5 раз больше самолетов ДРЛОиУ.

Сложно сказать, кто окажется сильнее в таком противостоянии, китайский самолет или американский, но лично я бы поставил на китайский. И не только потому, что коммунистический самолет будет противостоять капиталистическому, у китайских самолетов действительно прослеживается определенный темп развития, и, если там все будет идти так, как идет, через пару десятков лет ВВС НОАК будут такой силой в воздухе, с которой считаться будут все без исключения, как по количеству, так и по качеству.

А вот в американской линии развития такой уверенности нет. Хотя, конечно, двигатели бы китайцам подтянуть...
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Eug
    +3
    22 декабря 2024 06:02
    И опять про "выхлопную систему" ТРДД...
    1. Комментарий был удален.
  2. 0
    22 декабря 2024 06:09
    Малозаметность F-35 — дело очень хорошее, но не в поле от 300-400 китайских РЛС.
    Зачем американцам лезть в материковый Китай, у китайцев все снабжение висит на море,отреж его и 1,5 миллиарда голодных людей начнут кушать друг друга. Благодаря неизменно миролюбивой политике КНР соседи,возможно кроме России предоставят свою территорию для США.Непонятно зачем учитывать наличие РЛС в сравнении двух самолетов.
    У КНР совершенно иной расклад и иной подход. Самолеты строят государственные компании.
    То есть весь расчет что госкапитализм победит капитализм.
    1. +2
      22 декабря 2024 06:34
      Цитата: Skif3216
      То есть весь расчет что госкапитализм победит капитализм.

      С учетом того, что опять один будет биться со всеми остальными?
      Китай огромен, но капитализм уже давно пророс во всех его органах, как раковая опухоль, поэтому всё опять сведется к войне капиталов. Китаю нужна новая идея, которая бы увлекала за собой не только полтора миллиарда собственных граждан, но и сотни миллионов других по всему миру. Если подобная идея не появится в обозримом будущем, то Китай обречен, ибо не может одна страна против всего остального мира выстоять и победить...
      коммунистический самолет

      А "коммунистические" самолёты только в мечтах автора...
      1. -3
        22 декабря 2024 13:25
        Россия сейчас воюет против всего блока НАТО, с численностью 1млрд, , так что и Китай сможет противостоять западу. Если бы конечно у китайцев была элита разумной, помогла бы России, а Россия тем времени помог Китаю. . А так будем смотреть как Китай будет в одиночку с запада бодатся
        1. +5
          22 декабря 2024 15:11
          Цитата: Эдуард Егоров
          Россия сейчас воюет против всего блока НАТО, с численностью 1млрд, , так что и Китай сможет противостоять западу. Если бы конечно у китайцев была элита разумной, помогла бы России, а Россия тем времени помог Китаю. . А так будем смотреть как Китай будет в одиночку с запада бодатся

          Не надоело носиться с этой бредятиной от Первого лица?
          1. +1
            22 декабря 2024 17:22
            что Вы называете бредом...то что чайна очень своеобразно понимает партнерство и что в России уже сделали выводы но...ситуация после 21 января ...интересная...и уже чайна будет нуждаться в Москве как в надёжном тыле а вот как эту карту разыграет наши ''неизвестные отцы'' покажет время..
        2. 0
          23 декабря 2024 11:43
          Если Россия воюет против всего блока НАТО, то: 1) почему Путин в выступлении на Валдае сказал что Запад России не враг 2) почему тогда власти РФ продают этим странам НАТО ресурсы?
      2. 0
        19 января 2025 19:14
        капитализм уже давно пророс во всех его органах

        Капитализм - главная причина успеха Китая, агась.
        всё опять сведется к войне капиталов

        Как это было в войне коммунистического Китая против коммунистического Вьетнама, например?
        Китаю нужна новая идея, которая бы увлекала за собой не только полтора миллиарда собственных граждан, но и сотни миллионов других по всему миру

        Это даже комментировать сложно всерьез.
        А "коммунистические" самолёты только в мечтах автора...

        Это правда, тут соглашусь.
    2. 0
      22 декабря 2024 07:50
      Цитата: Skif3216
      То есть весь расчет что госкапитализм победит капитализм.

      Ну в экономике то госкапитализм давно победил , посмотрите на экономические показатели США и Китай . Хоть в том же судостроении . В авиастроении Китай тоже подтягивается . Получит хорошие двигатели - исчезнет качественное отставание .
      Цитата: Skif3216
      у китайцев все снабжение висит на море,отреж его и 1,5 миллиарда голодных людей начнут кушать друг друга.

      Вот потому то китайский ВМФ растёт такими ударными темпами . Готовятся .
      Но если Трам возьмётся всерьёз Китаю придётся туго .
      Как самолёт , как боевая единица и как палубник с катапульты J-35А явно получился . Посмотрим как будет с количеством , в т.ч. и с количеством авианосцев .
      1. +1
        22 декабря 2024 08:37
        Цитата: bayard
        Вот потому то китайский ВМФ растёт такими ударными темпами . Готовятся .

        Географию никуда не денешь,все выходы в океан под друзьями Китая а с земли действовать авиации гораздо проще.
        Цитата: bayard
        Ну в экономике то госкапитализм давно победил , посмотрите на экономические показатели США и Китай .

        Когда капитализм начнет воевать всерьез госкапитализму туго прийдеться,у запада банально жировая прослойка толще,лет 20 для переноса производств они потерпят,для КНР это смерть,народ там совсем не тот что был при Мао на железную миску риса возращаться не захотят.К тому же Си далеко не Ден, он про величие а это всегда вредит экономике.Весь подьем Китая пришелся на дружбу с западом, с опорой на его технологии,теперь Китай подрос и решил что он сам с усами,не он первый, не он последний, так что будем пока посмотреть.
        Цитата: bayard
        В авиастроении Китай тоже подтягивается . Получит хорошие двигатели - исчезнет качественное отставание .

        Если получит, пока неизвестно что там с авионикой и электронной базой.
        Цитата: bayard
        Посмотрим как будет с количеством , в т.ч. и с количеством авианосцев .

        Американцы эксплатируют авианосцы больше 100 лет,это опыт и школа,у Китая с этим явно похуже.
        1. +3
          22 декабря 2024 10:02
          Цитата: Skif3216
          Когда капитализм начнет воевать всерьез госкапитализму туго прийдеться,у запада банально жировая прослойка толще,лет 20 для переноса производств они потерпят,для КНР это смерть,

          Именно так , тем более что искать друзей и создавать оных он не умеет по определению - в силу ментальности .
          Цитата: Skif3216
          .Весь подъем Китая пришелся на дружбу с западом, с опорой на его технологии,теперь Китай подрос и решил что он сам с усами,не он первый, не он последний, так что будем пока посмотреть.

          Да , пример взлёта и "осадки" Японии у всех на виду .
          Цитата: Skif3216
          Если получит, пока неизвестно что там с авионикой и электронной базой.

          По идее им ещё лет 10 надо , но им этого не дадут .
          Цитата: Skif3216
          Американцы эксплатируют авианосцы больше 100 лет,это опыт и школа,у Китая с этим явно похуже.

          Да и не успевают они авианосцы строить , такими темпами им в этом сегменте паритета не достичь . Но если (вдруг) у них появится приличный СВВП , то неожиданно может оказаться , что авианосцев у них в разы больше . Тем более что можно быстро переоборудовать танкеры и контейнеровозы в "мобилизационные авианосцы для СВВП .
          Но опыт войны на море у США самый богатый и самый продвинутый - это их стихия .
          1. +4
            22 декабря 2024 14:05
            Цитата: bayard
            По идее им ещё лет 10 надо , но им этого не дадут .

            Вот уж точно.
            Цитата: bayard
            Но если (вдруг) у них появится приличный СВВП , то неожиданно может оказаться , что авианосцев у них в разы больше

            И это вряд ли сильно изменит ситуацию. СВВП всё равно будет уступать отработанным истребителям классической схемы, много их не запихнёшь на 075, да и отсутствие корабельных самолётов ДРЛО будет серьёзным недостатком. Китаю нужен какой-то инновационный бешеный рывок вперёд, а стандартными методами их не догнать и не вывезти противостояние...
            Цитата: bayard
            Тем более что можно быстро переоборудовать танкеры и контейнеровозы в "мобилизационные авианосцы для СВВП .

            Этим можно воевать против Филиппин или Индонезии, но не против штатовцев и японцев...
            Цитата: bayard
            это их стихия .

            То-то и оно. Их можно бить, но нужно понять как, а пустой гонкой строительства авианосцев можно финансовый пуп порвать, но не добиться победы...
            1. +1
              22 декабря 2024 15:59
              Цитата: Doccor18
              СВВП всё равно будет уступать отработанным истребителям классической схемы,

              В принципе на примере F-35В видим , что уменьшается боевой радиус , остальные же боевые возможности отличаются не сильно . РВВ они точно так же смогут применять и обеспечивать ПВО , перехват КР , наносить удары по наземным и надводным целям крылатыми ракетами и планирующими бомбами .
              Цитата: Doccor18
              много их не запихнёшь на 075

              Как и на американские УДК , но штук 12 - 20 на Тип. 075 войдут вполне . А вот в Тип. 076 войдёт уже больше , у него ВИ уже порядка 50 000 т. Да к тому же и ЭМ катапульта .
              Цитата: Doccor18
              Китаю нужен какой-то инновационный бешеный рывок вперёд, а стандартными методами их не догнать и не вывезти противостояние...

              Ну как бы у них уже есть то , что способно поражать корабли неприятеля на дистанциях 2000 и 4000 км. Для целеуказания разворачивается масштабная спутниковая группировка , есть у них и различные тяжелые БПЛА для длительного полёта над морем , разведки и целеуказания . Именно это их "главный калибр" , а Флот и Авиация будут на подтанцовки . Американским авианосцам просто не дадут приблизиться на дистанцию запуска палубной авиации для удара .
              Цитата: Doccor18
              отсутствие корабельных самолётов ДРЛО будет серьёзным недостатком.

              У них уже есть и испытывается собственный палубный самолёт ДРЛОиУ , но укомплектован такими будет только третий по счёту , первый плоскопалубный АВ с катапультами . Но у них есть базовые самолёты ДРЛОиУ на базе аналога нашего Ан-12 , и масса аэродромов на насыпных островах в ЮКМ . Именно для таких самолётов , а не только лишь для ударной авиации такие аэродромы и нужны .
              Цитата: Doccor18
              Этим можно воевать против Филиппин или Индонезии, но не против штатовцев и японцев...

              Всё зависит от боевых задач и возможностей экономики . Если СВВП будет больше , чем могут вместить УДК , то вполне можно быстро подготовить пару десятков мобилизационных АВ . При их судостроительных возможностях это будет быстро и несложно . Находясь в охраняемом ордере кораблей сопровождения такие вспомогательные АВ резко усилят возможности ПВО , разведки (они и БПЛА могут запускать) и ударные возможности . Разумеется не на главных , а на вспомогательных направлениях .

              Цитата: Doccor18
              Этим можно воевать против Филиппин или Индонезии

              Ну мало ли как те себя поведут . Тут вопрос в том , будет ли у Китая такой СВВП и как быстро и качественно промышленность сможет их строить . У них УДК Тип. 075 заказано 10 шт. и половина уже построена , и уже строится Тип. 076 который серьёзно больше и с катапультой (СВВП сможет взлетать в полном грузу и экономя топливо на взлёте) . Если и 076 будет строиться так же серией в 10 шт. (Тип. 071 построили тоже 10 шт.) , то это уже будет очень грозная сила . Но на это тоже нужно время . Те самые 10 лет .
              Но Трамп им не даст .
              Цитата: Doccor18
              Их можно бить, но нужно понять как, а пустой гонкой строительства авианосцев можно финансовый пуп порвать, но не добиться победы...

              Ну с китайскими финансами и судостроительными возможностями менее сложные УДК можно гнать\строить темпами в три и даже четыре раза быстрее чем сейчас . Было бы для чего . Так что именно в этом сегменте (палубная авиация) в случае удачи СВВП может стать той самой "золотой пулей" , которая уравняет шансы в войне на море в сегменте палубной авиации . Думаю ожидать появления СВВП у Китая можно в самые ближайшие годы . Возможно что сейчас уже во всю идут его испытания (необходимых параметров двигатель они таки получили) . Но смогут ли они на этом двигателе построить СВВП с приемлемыми характеристиками ... вопрос . Никакого опыта у них не было . Но хотят такой самолёт они очень давно .
              1. +3
                22 декабря 2024 19:42
                Цитата: bayard
                как бы у них уже есть то , что способно поражать корабли неприятеля на дистанциях 2000 и 4000 км.

                Пока что неизвестно, сможет ли это оружие уверенно работать по маневренным целям...
                Цитата: bayard
                Американским авианосцам просто не дадут приблизиться на дистанцию запуска палубной авиации для удара .

                Повсюду идёт разговор, что именно американцы начнут агрессию против материкового Китая. А если сценарий будет другим? Например, тотальная блокада китайского флота в Желтом, ВКМ и ЮКМ? Тогда уже китайцам придется прорывать блокаду, то-есть атаковать неприятеля...
                Цитата: bayard
                и масса аэродромов на насыпных островах в ЮКМ .

                Эти аэродроммы вынесут КРМБ в первые же часы, ведь там не дураки сидят...
                Цитата: bayard
                Никакого опыта у них не было .

                В том и дело. Штатовцы, даже без подключения союзников, способны по две с лишним сотни 35-х выпускать, и это без военного положения, без мобилизации экономики... Нет, переигрывать гросссмейстейров на их поле - это утопией попахивает. Нужно что-то другое. СССР нашел выход в подводных атомоходах. Китай не в состоянии сделать подобное. Возможно, прорыв в беспилотной авиации и беспилотных кораблях. Оттачивание до филигранности управление армадой вооруженных и разведывательных БПЛА и БЭК вполне могут охладить пыл всемирных демократоров... Или что-то другое.
                1. +1
                  23 декабря 2024 06:27
                  Цитата: Doccor18
                  Пока что неизвестно, сможет ли это оружие уверенно работать по маневренным целям...

                  Тут главное -качественное целеуказание , а у Китая довольно серьёзная спутниковая группировка , которая стремительно расширяется\наращивается . К тому ЯБЧ во многом страхует от погрешностей наведения .
                  Цитата: Doccor18
                  А если сценарий будет другим? Например, тотальная блокада китайского флота в Желтом, ВКМ и ЮКМ? Тогда уже китайцам придется прорывать блокаду, то-есть атаковать неприятеля...

                  Вопрос какими силами эта блокада будет организована , ибо тут критически важным будет именно количество привлечённых для блокады кораблей . А у китайцев очень серьёзное количественное превосходство , не говоря уже о тысячах судов т.н. Вспомогательного Флота (рыболовецкие , коммерческие) . Да и Торговый Флот КНР просто огромен , если не сказать большего . К тому же у Китая есть конвойные корабли - те же фрегаты Тип. -54А , а сейчас строятся и Тип. 054В (большего ВИ и с большими боевыми возможностями , автономностью) , т.е. им есть чем свои торговые суда эскортировать в опасных проливных зонах . И что им сделают корабли США при таком эскорте ? Будут топить ? Это казус бейли и тут же все базы США в регионе могут быть вынесены как ответ на агрессию .
                  Ну представьте себе - идёт караван китайских торговых судов , эскортирует их фрегатик , у проливов им американский корабль\ли : "Стоять , бояться , вертай назад , вы арестованы" ? А в ответ с китайского фрегата : "Я китайский боевой корабль , суда под моей охраной , требую не чинить препятствий судоходству или открываю огонь" .
                  И ?
                  Кто , на кого и зачем напал ?
                  Война сразу приобретает яркий и зажигательный характер прямого военного конфликта двух ядерных держав . С фрегата или с коммерческих судов (это несложно) взлетают БПЛА разведки и целеуказания и выдают координаты целей . А где-то рядом эскадра поддержки с дальнобойными ПКР ... и уже вносятся полётные задания в противокорабельные БРСД с ЯБЧ ... Следом откуда ни возьмись набегают десятки , а то и сотни\тысячи (эт смотря где будет) рыболовецких шхун Вспомогательного Флота ... Включаю сонары и создают широкое и густое поле поиска ПЛА американских ВМФ ... Прилетает самолёт ПЛО с лидаром и РЛС поиска по водяному горбу ...
                  конечно всё это можно весело топить ... но тогда топить начнут и уже не столь многочисленные корабли ВМФ США и их союзников ... Война опять же стремительно перетекает в горячую фазу с обменом ядерными ударами по контитентальным частям обеих государств . И тут для США основная сложность , что как прежде принцип что "количество всегда бьёт качество" сработает уже против США , ибо количественное превосходство совсем не на их стороне . И придётся именно изощряться .
                  Так что с морской блокадой тоже как то не очень уверенно получается .
                  У США скорей всего есть шанс заслав к берегам Китая ПЛА с КР БД постараться нанести внезапный обезоруживающий удар . При этом достаточно массированный , ядерный и постараться сделать так , чтоб Китай его пропустил . Но это тоже очень большой риск , а "Томагавки" - ракеты дозвуковые и лететь до целей им просто долго .
                  Скорей мы увидим новую Холодную войну , закрытие для Китая рынков сбыта и всяческое противодействие их международной торговле методом санкций , ультиматумов , охмурением или запугиванием их торговых партнёров ... Либо всё же быстрый всесокрушающий удар по Китаю , пока он не набрал полной военной силы и не сравнялся с США ядерными потенциалами .
                  Т.е. либо измором и торговой изоляцией , либо прямым массированным ядерным ударом . Других шансов у США сейчас нет .
                  А ведь китайцы прямо сейчас могут вложиться в Гражданскую Войну в США ... feel
                  Ведь пьёт шампанское тот , кто рискует .
                  Цитата: Doccor18
                  СССР нашел выход в подводных атомоходах. Китай не в состоянии сделать подобное.

                  СССР не мог сравнять потенциал в надводных силах . Китай с его фантастическими судостроительными возможностями может это сделать вполне .
                  Или представьте себе - в море на боевом дежурстве американский корабль\ли . Мимо идёт мирное торговое судно под нейтральным флагом , с борта которого вдруг взлетает целый рой ТПЛА - квадрокоптеры лёгкого\среднего класса (взлёта их не видно ни в оптику, ни локационно) и развернувшись широким фронтом в приводном слое движутся к кораблю\лям . возле самого корабли взмывают вверх и начинают атаковать антенные посты , рубку , элементы вооружения , ячейки с ракетным вооружением . Боевые заряды у них нескольких видов : кумулятивные , фугасные , ударное ядро (по ячейкам сверху вниз очень даже эффективно и эффектно) и с готовыми поражающими элементами направленного действия (а-ля МОНка) для поражения личного состава и полотен РЛС ПФАР . Если начинает детонировать боезапас , то корабль просто расколется и затонет . Что с ним произошло совершенно неясно - боевых кораблей противника рядом не было ... Воевать можно по разному , а уж как китайцы научились управлять роями дронов ...
                  Короче весело будет всем .
                  И самое забавное , что времени нет у обоих , но обоим странам необходимы примерно 10 лет , чтоб привести собственные ВС в тонус готовности к полномасштабной войне .
                  Цитата: Doccor18
                  Оттачивание до филигранности управление армадой вооруженных и разведывательных БПЛА и БЭК вполне могут охладить пыл всемирных демократоров...

                  Да нам как бы и резко усилившийся Китай без противовеса США совсем не сахар . Пусть повоюют , наше дело в этой склоке - сторона . Нам и собственных проблем и задач хватает . Но разговаривать и торговать с Китаем точно станет проще . hi
                  1. +2
                    23 декабря 2024 21:45
                    Цитата: bayard
                    К тому ЯБЧ во многом страхует от погрешностей наведения .

                    Слишком много надежд на ЯО, которое вряд ли капиталисты станут использовать. Одно дело, это бомбить Японию в 45-ом, ни чем не рискуя, совсем другое - это КНР с (минимум) тысячей боеголовок...
                    Цитата: bayard
                    Вопрос какими силами эта блокада будет организована , ибо тут критически важным будет именно количество привлечённых для блокады кораблей . А у китайцев очень серьёзное количественное превосходство

                    В лучшие времена американцы достигали КОН в 0,33, а значит, при жестком контроле и качественной подготовке, они способны привлечь до 4-5 авианосцев и 25-30 эсминцев/крейсеров, до 10-15 МАПЛ. К этому можно добавить корейскую и японскую эскадры (это в сумме до 20 эсминцев/фрегатов и до 20 НАПЛ). К такой серьёзной операции обязательно привлекут европейцев. Они не блещут, но в сумме всё-таки способны собрать 2 АУГ (2-авианосца, 10-15 фрегатов и 5-8 НАПЛ). Итого: до 7 авианосцев, 60-70 эсминцев/фрегатов, до 40 подводных лодок. Добавим приличную авиационную составляющую ПЛО и ДРЛО. Хватит ли этого?
                    Цитата: bayard
                    А у китайцев очень серьёзное количественное превосходство

                    В чем? 45 эсминцев и 42 фрегата... 2 авианосца с неясными возможностями авиагрупп. Про ПЛ я промолчу...
                    Цитата: bayard
                    Да и Торговый Флот КНР просто огромен

                    Это да, но в чем его польза во время тотальной блокады?
                    Цитата: bayard
                    что им сделают корабли США при таком эскорте ? Будут топить ?

                    Не корабли США, а "международные морские силы" по, например, "обеспечению безопасности в международных водах"... Обставят как-нибудь эту операцию "красиво", им не привыкать "искать ОМП там, где его нет"... Какие-нибудь "бумажки международные" напишут. Никого топить не будут, а лишь останавливать все суда для досмотра, и этот самый "досмотр" может затянуться, тем самым парализуя весь морской экспорт...
                    Цитата: bayard
                    Ну представьте себе - идёт караван

                    Ну вспомните как Кубу заблокировали...
                    Цитата: bayard
                    Скорей мы увидим новую Холодную войну , закрытие для Китая рынков сбыта и всяческое противодействие их международной торговле методом санкций , ультиматумов , охмурением или запугиванием их торговых партнёров ...

                    Вот тут абсолютно согласен. Будут давить невоенными методами. Блокада, если она и состоится, будет финальным этапом.
                    Цитата: bayard
                    Да нам как бы и резко усилившийся Китай без противовеса США совсем не сахар

                    Резко усилившийся Китай, как ни странно, нам сейчас выгоден. Иначе демократоры задавят их и превратят весь мир в ужасный цифровой концлагерь. Противовес КНР и США - это последний шанс Земли, дабы не скатиться в "новую средневековую темень"...
                    hi
                    1. +1
                      24 декабря 2024 06:43
                      Цитата: Doccor18
                      Слишком много надежд на ЯО, которое вряд ли капиталисты станут использовать. Одно дело, это бомбить Японию в 45-ом, ни чем не рискуя, совсем другое - это КНР с (минимум) тысячей боеголовок...

                      Это я о боевом оснащении китайских ПК БРСД , ибо надеяться на прямое попадание в дрифтующий на полном ходу авианосец ... нужно быть очень очень оптимистичным оптимистом . Но ЯБЧ обязательно выручит .
                      Цитата: Doccor18
                      КОН в 0,33, а значит, при жестком контроле и качественной подготовке, они способны привлечь до 4-5 авианосцев

                      Это почти половина из всего их парка , а у них ведь серьёзные проблемы с их ремонтом и модернизацией - ремонтных мощностей не хватает . К тому же если бы речь шла о короткой миссии в несколько месяцев максимум . Но если речь идёт о морской блокаде , то это будет именно длительный процесс . А значит группировка авианосцев США через 5-6 месяцев может составлять уже "не более 3 шт." , и хорошо если такое их количество на службах по блокаде США смогут поддерживать более 1-2 лет . А это уже совсем не та блокада , как бы "союзники" не старались .
                      Цитата: Doccor18
                      25-30 эсминцев/крейсеров, до 10-15 МАПЛ.

                      Допустим , но это на пределе . Для этого придётся оголить все остальные направления . И опять же вопрос - а сколь долго США смогут поддерживать такое оперативное напряжение ? Вы представляете как они загоняют свои корабли даже за пол года таких служб ? Это ведь не на рейде стоять и покрикивать грозно . Вот выходит из китайских портов одновременно несколько сотен судов и устремляются в разные стороны \ по разным маршрутам "блокаду прорывать" . А за ними ещё несколько сотен ... И ещё ... И как на этих дебаркадеров боевых кораблей набраться ? Особенно если прорывающие блокаду суда старые , их не жалко и они будут отчаянно крыть по матери на всех языках региона белых варваров , посягнувших на свободу их судоходства . Вот и гоняйся за такими , выбивай ресурс , жги топливо , изматывай экипажи . А китайский флот меж тем бодрости добавит . Это пока не война . Не забывайте что в 2030 г. у Китая будет не менее 1000 ЯББ на стратегических (МБР) носителях . На новеньких носителях . В отличие от американских стареньких .
                      Тут оглобли так причудливо завернуться могут ... Трамп конечно игрок , но если китайцы почувствуют над ним силу и ... превосходство ... А Трамп не волшебник , щелчком пальцев американскую немощь не вылечит . Тут время надо . А там где не хватает кораблей - трясти ядерной дубинкой , пока она у тебя больше.
                      Цитата: Doccor18
                      10-15 МАПЛ

                      Китай довольно серьёзно занимается собственной ПЛО . И хотя их ПЛА пока далеки от совершенства , но они прогрессируют . Зато они уже вполне активно строят НАПЛ на ЛИАБ . А вот это для американских ПЛА новость крайне неприятная . Не знаю каков там у китайцев ГАК и состав вооружения , но если боле-менее на уровне , то это весьма серьёзная проблема для ПЛА США . И я уже не говорю о Добровольческом\Вспомогательном Флоте КНР - 100 - 150 тыс. рыболовецких шхун с сонарами (пусть слабыми и для рыб , но в КАКОМ количестве) , которые могут просто накрыть собой гигантские акватории и просеивать всё через мелкое сито двигаясь таким противолодочным роем ... А глубинными минами и лёгкими торпедами вооружить такие шхуны несложно . Вот и получится что англо-американский принцип "Количество всегда бьёт качество" сейчас играть будет против США и в пользу Китая .
                      Цитата: Doccor18
                      можно добавить корейскую и японскую эскадры (это в сумме до 20 эсминцев/фрегатов и до 20 НАПЛ).

                      Япония и Ю.Корея к Китаю очень близко расположены . Они конечно сателлиты США , но ведь не самоубийцы . Если дело до войны дойдёт оба эти государства одним залпом Весельчак Ын обнулит . Как военные силы и базы США . Чего уж о самом Китае говорить ? Одно дело играть на противоречиях соседей , манипулировать доступом на собственный рынок , доступом к технологиям ... и другое дело заставить воевать . Но даже если это получится и 20 эсминцев\фрегатов и 20 НАПЛ войдут в состав антикитайской коалиции ... разве это изменит расклад сил настолько радикально ? Китай строит свой флот фантастическими темпами , а при необходимости эти темпы легко может взвинтить в 3-4 раза - судостроительных мощностей у него хватает , просто переведёт небольшую часть верфей на военные заказы . Он сейчас в год строит 4-5 эсминцев продолжил строительство фрегатов , уже не говоря о количестве его корветов . Так что чаша весов в гонке морских вооружений будет неуклонно склоняться в его сторону . Уже не говоря о решении вопроса Тайваня , тогда он вообще может прервать морскую торговлю Ю.Кореи и Японии , заблокировать там американские базы ... Там может стать очень весело и с Китаем просто точно не получится . Нефтью и газом его вполне могут обеспечить РФ и Казахстан , просто перенаправив свои потоки . Не в полном объёме , но в условиях блокады вполне себе хватит .
                      Так что о морской блокаде кроме как о угрозе таковой , речь вряд ли пойдёт . А вот лишение Китая рынков США и ЕС , вот это будет удар . Закрытие доступа к технологиям , высокотехнологичному оборудованию , к той же гражданской авиатехнике ... это может быть очень серьёзно , на себе это уже испытываем .
                      И вот при этом раскладе у России появляются свои замечательные бонусы в очень многих сегментах . Так что пусть начинают Холодную Войну , нам от этого только плюсы при условии соблюдения нейтрального статуса .
                      Нам важно самим в ТМВ не скатиться .
                      Цитата: Doccor18
                      вспомните как Кубу заблокировали...

                      У СССР тогда не было Океанского Флота , тогда даже несколько крейсеров для эскорта отправить не решились . А окажись там наши военные корабли , как знать , пошли бы США на эскалацию . одно дело остановить безоружный караван судов , и другое дело затеять склоку с боевыми кораблями Ядерной Державы . А у Китая флот есть . И достаточно кораблей для эскорта своих судов .
                      Цитата: Doccor18
                      Цитата: bayard
                      Да нам как бы и резко усилившийся Китай без противовеса США совсем не сахар
                      Резко усилившийся Китай, как ни странно, нам сейчас выгоден.

                      Я имел в виду что нам совсем не сахар , если в данном противостоянии Китай победит и усилится . Нам выгодно их противостояние и обоюдное ослабление в результате такого противостояния . Или по крайней мере ослабление Китая . Нам с ним тогда будет куда проще дела вести . И выгодно торговать в условиях этого противостояния .
                      А самим в это время накапливать силы , возвращать компетенции , решать вопросы безопасности , играть на противоречиях двух стратегических противников ...
                      Главным политическим , идеологическим и стратегическим противником США Трампа является кстати вовсе и не Китай ... а Англия . Англия в широком смысле слова . И для США сейчас угроза именно спайка Китая и элит Англии . Где британские элиты безусловно главенствуют и являются модераторами . То же самое можно сказать о спайке элит Англии и МИ-6 с Турцией Эрдогана . Поэтому и Эрдоган по определению враг Трампа и США . Именно поэтому для России сейчас как и во времена Рузвельта-Сталина объективно имеет смысл ... поговорить . О судьбах Мира , о планах на будущее , о стабилизации нестабильных и о усмирении безумцев . И если Трамп для США вполне себе новый Рузвельт , и даже Рузвельт в квадрате , то в нашем случае ... имеем что имеем . Ни своего Сталина , ни его железных наркомов компрадорская проанглийская "элита" РФ родить не смогла . Нет в РФ национально ориентированой элиты , лишь ставленники английских Ротшильдов завозящие миллионы варваров ваххабитов для геноцида Русского и других коренных народов России , да три года перемалывающие Русский Народ по обе стороны фронта в течение трёх лет . Будь в РФ здоровые силы , возможным было\стало бы многое .
                      Нынешние в РФ оказались бездарней и ленивей даже тех , чьими трудами и стараниями была угроблена РИ времён Николая Второго . Но британскую повестку исполняют свято .
                      Увы . hi
                      1. +1
                        24 декабря 2024 09:43
                        Цитата: bayard
                        ибо надеяться на прямое попадание в дрифтующий на полном ходу авианосец ... нужно быть очень очень оптимистичным оптимистом . Но

                        Ааа, вот и я о том же yes
                        Цитата: bayard
                        К тому же если бы речь шла о короткой миссии в несколько месяцев максимум

                        Так она и продлиться 6-7 месяцев, вряд ли больше, с расчетом на внутреннюю дестабилизацию. Там ведь далеко не всё так радужно, как СМИ показывают. Постоянно идёт нехилая внутриполитическая борьба. А когда встанет 90% всего экспорта, то на фоне глубочайшего кризиса, эта борьба превратиться во внутреннюю войну с неочевидным финалом... Но сомнительно, что старая власть, при таких раскладах, сможет удержаться, на то и расчёт...
                        Цитата: bayard
                        Для этого придётся оголить все остальные направления

                        Да что уж там такого важного "оголять"? Противников уровня СССР/КНР больше в мире нет, а остальные практически не имеют флотов...
                        Цитата: bayard
                        Если дело до войны дойдёт оба эти государства одним залпом Весельчак Ын обнулит

                        Вы всё время подытоживаете ядерными ударами, но их может и не быть. А тогда что? Мы сейчас являемся свидетелями, что упование только на ЯО может сыграть и отрицательно...
                        Цитата: bayard
                        самим в это время накапливать силы , возвращать компетенции , решать вопросы безопасности , играть на противоречиях двух стратегических противников ...

                        В идеале. Но как? request Для всего этого нужны высококлассные кадры.
                        hi
                      2. +1
                        24 декабря 2024 14:47
                        Цитата: Doccor18
                        Так она и продлиться 6-7 месяцев, вряд ли больше, с расчетом на внутреннюю дестабилизацию.

                        Ну как Вы себе это представляете , ВМС США начинают морскую блокаду Китая ? Допустим начали - подогнали 4-5 или даже 6 АУГ и 25 - 40 эсминцев\крейсеров (больше не смогут) ... Упс , а у них эсминцев и крейсеров только на эти 4-6 АУГ и есть , т.е. на вольношатающиеся КУГ или одиночные\парные патрули почти ничего . Маловато будет . Подтянут союзников ? Ну допустим . И что ?
                        Вот собирает Китай конвой из нескольких сотен судов , придаёт им эскорт из нескольких фрегатов и эсминцев и они дружною ордою идут к Малакским проливам . Впереди как и положено старые суда под списание груженные камнями или просто балластом . И просто идут .
                        "Стой стрелять буду" ?
                        А если продолжают ?
                        Топить ?
                        А корабли конвоя ? Тоже ?
                        Ну вот и казус бейли . С продолжением по алгоритму . Тонут гражданские суда , корабли конвоя открывают ответный огонь , прилетает уже по ним , прилетают ракеты по кораблям и авианосцам США . Вот и здравствуй эскалация по алгоритму с ядерной развязкой .
                        Китай не дерзнёт ?
                        А если таки дерзнёт ? Ведь сами написали - целью США вызвать раскол в Китае , разорвать его как СССР на провинции и поставить своих ставленников . Так ?
                        А китайское руководство об этом догадывается ?
                        А если догадывается то как действовать будет ? Утираться ? Или напротив - поведёт себя жестко , пойдёт на эскалацию , а ничто так не сплачивает народ , как война с общим и очевидным врагом . Заодно и 5-ю колонну передавить (а в Китае умеют жестко) и расстрелять как шпионов и агентов врага .
                        Или если флот США перекроет Малакские проливы , Китай просто решит изменить марщруты следования своих торговых путей ? Скажем через Тихий океан , Панамский канал , или просто в обход Южной Америки .
                        Далеко ? Большие издержки ?
                        А что делать - война .
                        И что , начнут и в Тихом океане за китайскими судами гоняться ? Но это ведь ВОЙНА ! Та самая , с эскалацией до ядерной . И кратно больше шансов на успех у тех , кто ударит первым . А если первым будет Китай ? Оно Трампу точно надо ?
                        Да и зачем весь этот цирк ? Чтоб создать проблемы торговле Китаю не надо перекрывать проливы , достаточно просто закрыть для его товаров собственные рынки . И никаких армад гонять не придётся , суда топить , последним боеготовым единицам флота ресурс добивать . Закрытие рынка США и Европы для Китая - коллапс (схлопывание) экспорта . Без стрельбы . А вот морская блокада , это разве что для блокирования поставок сырья , той же нефти из Залива и Африки . Но что примерно будет если США на такое пойдут я уже описал . Пойдут старые китайские танкеры на прорыв , посылая в эфир США по китайски . Топить ? Война ? А зачем ? Не проще ли войну в Заливе замутить ?
                        Так что вряд-ли мы увидим морские баталии , для США это риск . Блокада будет торговой . Технологической . Санкционной . не удивлюсь если из США , а затем и из других стран вышлют китайских студентов . Начнут арестовывать активы Китая в США под предлогом ... Ну на пример того , что именно Китай запустил "эпидемию" Ковид-19 . Тамп уже говорил об этом и только в пользу США грозил взыскать не менее 2 триллионов долларов . Вот и повод арестовать активы по решению самого справедливого суда . Трамп будет креативить . К тому же он собирается создавать свою Империю , поглотив Канаду (а там дальше аппетиты вырастут) и купив Гренландию .
                        А это он про кого ? Против кого ?
                        Против Англии и старых элит Европы .
                        А Китай ? А Китай и так оставшись без прежних самых жирных рынков сбыта начнёт коллапсировать - схиматься экономикой , как это случилось и с Японией . Рынки Африки не спасут - бедны . Рынки Латинской Америки ... тоже не богаты и там растущая Бразилия , которой там конкурентов особо не надо , там китайские фокусы "а-ля Африка" не празднуют . Тем более Китай не приносит развития , Китай просто ПРИХОДИТ . И именно это в Китае не нравится никому .
                        Кризис КПК ?
                        Да леший их знает , скорей наоборот - закручивание гаек и переход к нормированному производству и потреблению .
                        А вот с нами Трампу как раз полезней именно договориться , как в своё время Рузвельт со Сталиным ... когда они послевоенный Мир делили .
                        Если наши "элиты" осознают пагубность рабской зависимости и вассалитета нижнего уровня от Англии и решатся на собственный Суверенитет ... у России появится шанс .
                        А пока агенты и ставленники "хозяев России" завозят миллионами ежегодно ваххабитов и абу-бандитов ... о каком "суверенитете" можно говорить ? Пока британская сетка не будет обнулена в РФ , никакого будущего ... request .
                        Цитата: Doccor18
                        Для всего этого нужны высококлассные кадры.

                        Да . yes У товарища Сталина они были . Он умел их находить , выдвигать и воспитывать . Эти же только в аристокрахтию играют как дети в песочнице . То флаг придумают , то форму новую аки старую - "как при царях" . А то что путь тех "царей" экстерном проходят прямо до подвала Ипатьевского Дома ... не видят ?
                        Зачем по граблям ходить , когда пример Успеха учинён есть ? Только Правильный Пример брать надо ... а не про галоши размазывать . И всё сразу начнёт получаться . И кадры найдутся . Если цели и задачи будут правильными . hi
                      3. 0
                        24 декабря 2024 18:46
                        Цитата: bayard
                        Ну вот и казус бейли . С продолжением по алгоритму . Тонут гражданские суда , корабли конвоя открывают ответный огонь

                        А по кому открывают? Кому объявляют войну? Половине мира? Ведь штатовцы формально там будут только одними из участников международной коалиции... По кому ядерный удар? По Новой Зеландии и Австралии, Японии и Италии? Достаточно будет повредить несколько сухогрузов и всё встанет.
                        Цитата: bayard
                        Или напротив - поведёт себя жестко , пойдёт на эскалацию , а ничто так не сплачивает народ , как война

                        А готов ли китайский флот всерьёз воевать в морях-океанах? Это уже отдельный и самый важный вопрос.
                        Цитата: bayard
                        Или если флот США перекроет Малакские проливы , Китай просто решит изменить марщруты следования своих торговых путей ?

                        Чего там изменять? Несколько проливов можно, в крайнем случае, и минами закидать... Индонезийские и Филиппинские проливы, архипелаг Рюкю и Корейский пролив запечатают как бутылки. А больше и идти некуда request
                        Цитата: bayard
                        Да и зачем весь этот цирк ? Чтоб создать проблемы торговле Китаю не надо перекрывать проливы

                        Я согласен с Вами, блокада - это крайняя мера, к которой прибегнут в исключительном случае. И упомянул о ней только потому, что многие здесь видят перспективную войну между США и КНР исключительно в свете американского вторжения. Но это может быть вовсе не так, точнее, совершенно не так.
                        Цитата: bayard
                        вот с нами Трампу как раз полезней именно договориться , как в своё время Рузвельт со Сталиным ...

                        Да, и они будут договариваться, может чуть позже. Будут кидать плюшки местным элиткам в виде бонусов в настоящем конфликте, дабы в будущем скукожить отношения с востоком. Без России, КНР не протянет долго против всего западного мира. Что до межеврейских финансовых тёрок американского и европейского синдикатов, то кто бы там не победил, для всех остальных участь готовится незавидная - вечное рабство.
        2. -5
          22 декабря 2024 13:59
          За то у России есть опыт их топить, опыт 100лет эксплуатации не намного превосходит тех у кого опыт в длиной 20лет. У тех же у американцев с авионоцами не мало проблем, и этот опыт длиной 100лет не чем не помог.
      2. 0
        19 января 2025 19:16
        Ну в экономике то госкапитализм давно победил

        Смотря что вы этим называете. Так-то самые развитые страны на планете давно имеют большое вмешательство государства в экономику.
        осмотрите на экономические показатели США и Китай

        А вы точно внимательно в них смотрите? Дам подсказку: сравните население США и Китая.
        1. 0
          19 января 2025 21:06
          Цитата: Witsapiens
          Ну в экономике то госкапитализм давно победил
          Смотря что вы этим называете.

          Государственное планирование и управление экономикой . Ну и доля государственных предприятий и предприятий с государственным участием . В СССР при Сталине доля государственных предприятий была очень высока , и вызвано это было в т.ч. тем , что Индустриализация проводилась Государством и за государственный счёт . На кону тогда стояла судьба и выживание Страны в грядущей войне . А вот сразу после ВМВ в СССР уже всячески стимулировалось развитие кооперативного движения в производстве потребительских товаров и оказанию услуг населению . И доля кооперативов , артелей и индивидуальных предпринимателей в экономике постоянно росла . На 1953 г. она составляла примерно 18% . И если бы не смерть Сталина и не национализация предприятий промкооперации и сферы услуг , если бы данная политика и практика имели продолжение , доля промкооперации в экономике могла составить не менее 30% и никаких дефицитов в СССР не случилось бы от слова совсем .
          Цитата: Witsapiens
          самые развитые страны на планете давно имеют большое вмешательство государства в экономику.

          Да , и многие из них брали в этом пример именно от опыта СССР . Та же Япония очень активно перенимала очень многие приёмы и методы управления экономикой и организацию производственного процесса . Те же аналоги соцсоревнования , поощрения , аналоги нашей "Доски почёта" . Да и в самом стратегическом планировании своего развития - в долгосрочном планировании . До 1955 г. они брали с нас пример и перенимали всё что только можно . "А с 1956 г. вы стали как пятилетнии дети" - из речи одного японского "гуру" , крупного бизнесмена , миллиардера на экономическом форуме в Москве в начале 90-х . Фамилии его уже не вспомню .
          И то , что в составлении первого пятилетнего плана Индустриализации нам помогали американские специалисты - тоже правда . Если государство суверенно и стремится к развитию , оно будет впитывать и усваивать положительный опыт всего Мира , и тем более опыт наиболее успешных в Экономике и социальной организации Общества , стран .
          Цитата: Witsapiens
          осмотрите на экономические показатели США и Китай
          А вы точно внимательно в них смотрите?

          Достаточно внимательно .
          Цитата: Witsapiens
          Дам подсказку: сравните население США и Китая.

          И что ? В Китае кратно больше население ? Так у них и промышленное производство во многих отраслях даже не кратно , а на порядок и даже более превосходит такие показатели в США . В том же гражданском судостроении Китай опережает США не менее чем в 20 раз ... а кое кто утверждает что во все 40 раз . Посмотрите производство цемента , стали , про ширпотреб даже не говорю , и сравните - хоть валом , хоть на душу населения .
          В настоящий момент по итогам прошлого года ВВП по ППС Китая уже на 25% выше чем в США . При этом доля промышленного производства в ВВП Китая составляет порядка\около 80% , а в США доля промышленного производства в ВВП не превышает 30% . Так что может это Вам следует присмотреться внимательней . США про...любили момент "Рубикона" и теперь им будет очень непросто выстраивать стратегию по сдерживанию Китая .
          Впрочем Трамп с этой задачей вполне может справиться .
          Если ему опять не помешают .
          Но всех "мешателей" на этот раз будет ждать очень незавидная участь .
  3. +1
    22 декабря 2024 06:16
    J-35A имеет более закрытую конструкцию двигателя с меньшим количеством видимых краёв
    Там разве сопла без УВТ?
  4. +1
    22 декабря 2024 08:55
    Спасибо, Роман, за статью.
    Победит не F-35 или J-35 за счет каких-то исключительных качеств, а тот, у кого их будет в разы больше, как в воздухе, так и в резерве, в далеке от ТВД. Играет роль и система базирования, и взаимодействие с другими родами войск, уязвимость критической инфраструктуры от ударов противника и т.д.
    Во всех компонентах, кроме количественных, Китай, пока, проигрывает США и их союзникам. И вот это "пока" Трамп и намерен использовать.
    Так что отказываясь от союза с Россией во имя сиюминутных экономических приобретений, Китай уподобляется тем самым капиталистам, которые сами продадут веревку, на которой их повесят.
  5. +1
    22 декабря 2024 09:01
    Имхо, Сравнивать то можно.
    только хорошо бы учитывать, что Ф35 - по сути, маленький однодвигательный бомбер. Чтоб мог сам отбиться от врага, если что. За современными истребителями он просто не угонится.

    А вот J-35 - более истребитель, по статье. И с 2мя двигателями. И чуть более большой и тяжелый. Меньше чем наш СУ, но больше Ф.

    Ставить на него можно. Но вот что будет эффективней все разносить... возможно всеже Ф35
  6. +1
    22 декабря 2024 10:24
    Хитрый маркетинговый ход от китайцев, внешне похожи и цифирки 35.))
  7. +2
    22 декабря 2024 10:29
    F-35 особо не замечен в воздушных боях, даже против летающих пузырей, всё, что на счету этого универсального истребителя — универсально истребленные дома в секторе Газа.
    Ну а то, что персов в Сирии имели как хотели, когда они имели полную свободу действий в Сирии при Асаде? Притом что у Сирии даже С-300 имелись. Скажете, арабы, тем более сирийцы, не показатель, их бородатые ребята в тапках на пикапах за неделю сделали? Ну а то, что самим персам всю их хваленую систему ПВО вынесли, а заодно и завод по выпуску ракетного топлива?
    1. -3
      22 декабря 2024 14:25
      В Сирии они не имели полное превосходства, они действовали только из за горы, и то благодаря тому что Амаду было запрещено стрелять с300, такие уж договоренности. Они получили полное превосходства, тогда когда Асадовцы побросали все это оружие.
  8. +1
    22 декабря 2024 10:49
    . еще раз убедился в том, что малозаметность очень хороша там, где мало кто может заметить малозаметный самолет.

    Такими "выдающимися" цитатами пестрит вся статья. wassat
    1. -1
      22 декабря 2024 14:28
      Так она так и есть в реал гости, пролетают эти самолёты там где слабо защищены средствами ПВО. , как например в России, в СВО, пролетают там где есть бреши, а это заслуга не летательных малозаметных средств, а заслуга разведки, где выселила бреши в ПВО . А так сбивает Россия из пачками притом что сбивают цели гораздо малозаметные чем ф 35.
  9. +4
    22 декабря 2024 11:04
    Уважаемый Роман Скоморохов, попробуйте, всё же, написать аналитику, а не "толочь воду в ступе"... Возможно, что я не открою, Вам, секрет, что мерилом всего и вся, во все времена, являлись и являются, только, опыт и сравнение... Судя по назначению этих авиационных "вундерваффе" США и Китая, только реальный воздушный бой, между этими летательными аппаратами, может расставить все точки над "i" и,тогда. говорить, кто из них "круче", проворнее и технологичнее...
    1. +1
      22 декабря 2024 12:12
      вынужден Вас разочаровать
      только реальный воздушный бой, между этими летательными аппаратами, может расставить все точки над "i"
      не сможет... по одной простой причине, амеры организуют первый бой, нападающая сторона они, по-этому будет крупная подстава и большие потери авиации КНР с сопутствующим PR на весь мир, кучей "независимых" посредников с предложениями "решить всё по цивилизованному", т.е. отдать всё амерам и т.д. и т.п.
      1. +2
        22 декабря 2024 12:19
        д^Амир, я говорил про реальный воздушный бой, а не про американские "подставы", в виде боёв.... А ЭТО - две большие разницы, как, ещё, местами говорят в русском городе Одесса....
        1. 0
          22 декабря 2024 12:26
          Добрый день!!! полностью был бы согласен с Вами, но РЕАЛЬНЫЙ воздушный бой они не допустят, современная война на 95% это PR
      2. +1
        22 декабря 2024 12:19
        плюс во всей "свободной" прессе куча "аналитики" о полном и окончательном проигрыше войны Китаем
  10. 0
    22 декабря 2024 13:58
    Автору, следовало бы конкретизировать, что скорость 1750 км/ч имеет только базовая модель - Ф 35 А. Модификации В и С, имеют скорость 1450 км/ч. Опять таки - это в идеальных условиях. Так что, в случае, если с китайским "стелсом" встретятся мод. В или С, расклад будет еще более грустный.
    1. +1
      22 декабря 2024 16:09
      Автору, следовало бы конкретизировать, что скорость 1750 км/ч имеет только базовая модель - Ф 35 А. Модификации В и С, имеют скорость 1450 км/ч.

      Одинаковые у них скорости.

      Speed Mach 1.6

      https://web.archive.org/web/20110317113904/http://www.lockheedmartin.com/products/f35/f-35A-ctol-variant.html
      https://web.archive.org/web/20110317114148/http://www.lockheedmartin.com/products/f35/f-35b-stovl-variant.html
      https://web.archive.org/web/20110317173004/http://www.lockheedmartin.com/products/f35/f-35c-cv-variant.html
      1. 0
        22 декабря 2024 16:12
        У них не могут быть одинаковыми скорости, в силу конструктивных особенностей.
        1. 0
          22 декабря 2024 16:21
          Я дал ссылки на Локхид Мартин.
          Именно конструктивными особенностями она и ограничена на уровне 1,6М.
          1. 0
            22 декабря 2024 16:50
            Я вам могу написать кучу ссылок на интернете, где написано, что скорость у них такая, как я написал. В дополнение к ссылка могу спросить. Как скорость у Ф - 35 А и Ф - 35 С может быть одинаковой, если у "С" планер больше и тяжелее?
            1. +1
              22 декабря 2024 16:59
              Я вам могу написать кучу ссылок на интернете, где написано, что скорость у них такая, как я написал.

              Я знаю, что это не вы придумали. И какой более весомый источник, чем информация от производителя, вы можете привести? Русскую википедию без ссылок на источник?
              Как скорость у Ф - 35 А и Ф - 35 С может быть одинаковой, если у "С" планер больше и тяжелее?

              Элементарно. Если узел крепления стабилизатора, общий для всех трёх вариантов, к примеру, рассчитан на 1,6М , то общее ограничение максимальной скорости будет 1,6М, несмотря на то, что какие-то из вариантов теоретически могут иметь и большую скорость.
              1. 0
                22 декабря 2024 17:50
                А то, что планер тяжелее, при том же движке, на скорость вообще не влияет?
                1. 0
                  22 декабря 2024 17:54
                  Влияет, конечно. Если у Ф-35А планер легче- значит, теоретически может летать и быстрее 1,6М, но конструктивные особенности не позволяют.
                  1. 0
                    22 декабря 2024 18:02
                    Если мод. "А" с максимально легким планером, летает 1750 км/ч, то мод. "В" и "С", с более тяжелыми планерами, никак не могут летать с такой же скоростью.
                    1. 0
                      22 декабря 2024 18:06
                      Если есть мод. "В" и "С", летающие со скоростью 1,6М, то теоретически более легкая мод. "А" может летать и быстрее, но в значительной степени унифицированный фюзеляж и другие элементы накладывают ограничение в 1,6М, поэтому для него устанавливается именно такая скорость. И определяет такие вещи производитель- смотрите ссылки.
                      1. 0
                        22 декабря 2024 18:27
                        Если мод. "А" - самая легкая и простая, летает 1750 км/ч, то более тяжелые и конструктивно сложные "В" и "С" - летают 1450 км/ч, о чем везде написано, включая "википедию")))
  11. 0
    22 декабря 2024 14:26
    Я предлагаю тему ещё интереснее: Т-35 против F-35 вместе с Су-35. Кто кого?! Делайте ставки, господа!
  12. 0
    22 декабря 2024 14:51
    Да всё равно по факту исход сражения определит не техника:
    А кол-во самолëтов с каждой стороны и начилие на своей стороне самолëтов ДРЛО.
    Ещё, будет влиять наличие наземных комплексов ПВО

    Просто нужно признать, строить самолëт полностью вокруг идеи приминения только передовых технологий - ослабевает ВВС и увеличивает траты на бюджет.
    Много хороших самолëтов, намного опаснее чем меньшее количество самолëтов но лучших в мире.
  13. 0
    22 декабря 2024 23:35
    Как всегда, сравнение несравнимого. Не встретятся они в воздухе
  14. 0
    22 декабря 2024 23:39
    Автор опоздал лет на 6. Первый прототип, тогда ещё J-31, полетел где-то в 2018 году, если не раньше
  15. 0
    23 декабря 2024 16:09
    Сравнение J-35 и F-35 мне напомнило...выступление Роберта Макнамара,в начале Вьетнамской войны.
    Который говорило,что зачем F-4 пушка? Он приблизиться к цели на дальность пуска AIM-7 Sparrow ,после сразу выйти из боя.Но в реалии,оказалось,что ближние бои были весьма частые.
    В СССР ,видя,что с F-4 демонтировали пушки,тоже самое сделали с МиГ-21,но затем вернули.
    F-4 стали устанавливать подвесной контейнер.
    Малозаметность хороша,там ,где нет РЛС дм-диапазона и современных ЗРК.