Китайская модель разрушает гегемонию «общечеловеческих ценностей» ("Жэньминь жибао", Китай)

32


Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании, мечтой китайской цивилизации — «великое единение» Да Тун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях, потому что именно в них общечеловеческие ценности нашли свое полное выражение.

Давно ли это случилось — не ясно, но мы уже привыкли к тому, что говоря «общечеловеческие ценности», подразумеваем «западные ценности», и это считается само собой разумеющимся. То же самое произошло и с понятием «цивилизованности». Просвещенные западные страны сделали это слово своим девизом, присвоили его себе и таким образом монополизировали право на культуру. Именно поэтому мы и говорим сейчас о варварах, ворвавшихся в цивилизованный Рим. И сегодня слова «современный» и «имеющий всеобщую ценность» являются для просвещенных европейцев синонимами.

Когда почетный титул светила цивилизованности перешел от Европы к Америке, господство западных ценностей стало практически абсолютным. «Американский» и «западный» превратились во взаимозаменяемые понятия, а сами американцы стали непререкаемыми авторитетами в вопросе выбора модели развития, объявив, по сути, что американская либерально-капиталистическая модель — венец истории.

Но возникшие недавно новые экономические державы и в особенности, Китай, ставший наиболее характерным представителем этой группы стран, нанесли тяжелый удар по универсальным западным ценностям, что привело к появлению различных «теорий желтой угрозы»:

Первый вариант: развитие Китая скоро остановится, потому что Китаю недостает основных европейских ценностей. Именно поэтому надо беспокоиться о том, как в КНР обстоят дела с правами человека и демократией, и надеяться, что в ходе контактов с цивилизованными странами удастся экспортировать в Китай зачатки общечеловеческих ценностей, которые позднее превратятся в стройную систему.

Второй вариант: у Китая есть своя система ценностей, но она не может быть общечеловеческой. Более того, Китай отрицает существование универсальных ценностей. Исходя из этого, Китай — враг общечеловеческой морали.

Третий вариант: у Китая - свой взгляд на общечеловеческие ценности, не уступающий западному и воплощенный в «китайской модели». Эта модель — угроза владычеству европейских идей, и Китай активно продвигает ее. Поэтому европейцы волнуются, как им жить, если китайское представление об общемировых ценностях распространится на весь мир.

В условиях, когда у Запада есть непререкаемый авторитет в вопросах, касающихся универсальных ценностей, Китай оказывается в ловушке тройного парадокса: неважно, есть у Китая свои ценности или нет, неважно, как он относится к «общечеловеческим ценностям», все равно он будет считаться угрозой для Запада.

Хотя древнекитайские мыслители и говорили о «мире под Небесами», в действительности они представляли собой систему ценностей, распространяющуюся лишь на Восточную Азию, западные «общечеловеческие ценности» — всего лишь преломление универсальных ценностей в призме западной культуры. Существующие сейчас «общечеловеческие ценности» — продукт западной цивилизации, имеющей здесь преимущество первенства. Но сейчас это первенство тормозит Китай в его морально-этическом росте.

Для Китая единственным способом искоренить парадокс «желтой угрозы» остается реглобализация. Современная глобализация — это, по сути, распространение на весь мир западного строя, западной духовной и материальной культуры. А нам нужна глобализация иного порядка, глобализация системы ценностей, которая будет в рамках всего мира равно уважать и выражать все существующие культуры, подходы и модели развития, полностью отражать все многообразие и богатство различных цивилизаций.

Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании, мечтой китайской цивилизации — «великое единение» Да Тун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях, потому что именно в них общечеловеческие ценности нашли полное свое выражение.

В современную эпоху прозападные «общечеловеческие ценности» заковали мир в оковы, а западная цивилизация стала сводить на нет культурное многообразие Земли. Однако европейские интеллектуалы осознали, что западная культура уже не может справиться с вечными изменениями мира или даже просто предложить эффективный способ выхода из долгового кризиса. Они стали наперебой возлагать свои надежды на китайскую цивилизацию, надеясь, что она сможет проложить какой-то новый, отличный от западного, путь в будущее. Иными словами, мир нуждается в китайской мечте. И для нас это неиссякаемый источник сил и уверенности в том, что выбранные нами теория и строй — правильные, и что мы идем правильным путем.

Китайские идеи «изменяя себя, меняешь мир», ставшие в современную эпоху частью официальной политики Китая, сегодня уже превращаются в силу, способную менять к лучшему нашу культуру в целом. Приход державы к величию, возрождение нации, переход цивилизации на новый уровень — именно в этом триединстве и содержится основной посыл китайской политики мирного развития. Что подразумевается под переходом цивилизации на новый уровень? Построить на основе китайских ценностей систему, подходящую всему мировому сообществу. Создать на благо всего мира такой строй, такую материальную и духовную культуру, которая, взяв начало в Китае, будет служить всем странам, будет продуктом совместных усилий всех стран и народов.

На уровне мышления переход цивилизации на новый уровень выражается, в первую очередь, в переходе от локального мышления к глобальному мышлению, и этот переход закреплен в докладе об итогах 18-го съезда КПК. Этот доклад сразу на нескольких уровнях твердо определил основные ценности китайской модели. На личном уровне это любовь к Родине, преданность работе, добросовестность, благонамеренность. На уровне семьи — свобода, равенство, справедливость, опора на закон. На уровне государства — стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония. Затем на этой базе доклад определил и основную универсальную ценность, которая должна существовать на уровне всей планеты: «мир всюду под Небесами». И именно в рамках этой системы ценностей, общей для всего человечества, и будет формироваться Китай наших дней, объединяющий в себе три начала: традиционный Китай, современный Китай и мировой Китай.

Если посмотреть с этой точки зрения, то становится понятно, что великое возрождение китайской нации — это не просто возврат к каким-либо истокам, потому что это не решило бы тех вопросов, тех проблем, с которыми Китай сталкивается сегодня. Тем более это не попытка просто «срастить» западную и восточную цивилизации: наши пути слишком разнятся, к тому же Западу и своих проблем хватает. Нет, возрождение китайской нации — это три в одном: возврат к лучшему, готовность вобрать превосходное и создание нового.

Как это еще можно объяснить? Во-первых, через возвращение лучших элементов первозданной китайской культуры и в то же время развитие уже существующих в рамках нашей цивилизации элементов западной культуры пойти навстречу всему миру. Во-вторых, вобрав в себя западную цивилизацию, отбросить миф об «общечеловеческих ценностях» и создать систему настоящих ценностей, близкую всем представителям человечества. В-третьих, сформировать новую общечеловеческую цивилизацию и, став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет помощником и наставником каждого.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 марта 2013 07:47
    Общечеловеческих ценностей в принципе не должно быть, так как это противоречит самой природе. На земле существуют различные культуры и эгрегоры. Есть западный мир, восточный, северный и южный. К западному миру относятся Америка и западная Европа. К восточному по сути почти вся Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Северный - Россия и страны бывшего СССР. К южному Африка и часть Южной Америки. И всяческие попытки смешать всё это в единый котёл будут провальными. Общечеловеческие ценности - это утопия, также как всяческие там ...ИЗМы.
    1. +3
      20 марта 2013 08:23
      А как же 10 заповедей? Какая из них не актуальна для китайца или пигмея? Если у мира один Творец, то и ценности одинаковы. Если сравнивать этические нормы древних основателей религий, то тезис НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ ПОЛУЧИТЬ ОТ НЕГО актуален как для иудаизма, так и для буддизма, так и для смешанной китайской религии. В христианстве этот же тезис звучит несколько по другому ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧТО ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ОТ ДРУГИХ. Обе этические оценки не противоречат друг другу.
      Совсем другой смысл ценностей Западного мира. Узурпировавшая в свое время духовную власть Римо-католлическая церковь пытается навязать свои ценности другим народам. Эти попытки неоднократно приводили к религиозным войнам (с точки зрения политики - идеологическим). Аналогичную картину видим и сейчас.
      1. vladsolo56
        +2
        20 марта 2013 08:38
        К стати фраза: не делай и не желай другому того, чего не желаешь себе, это изречение великого Конфуция. так что все разумное пришло из Китая.
        А 10 заповедей кого они останавливали или останавливают сейчас. Посмотрите что творится в мире и скажите хоть одна заповедь актуальна сегодня на Западе, да и в России тоже.
        1. 0
          20 марта 2013 09:12
          Пора и России сформировать наконец нашу систему ценностей, на основе Северной традиции.
        2. +1
          20 марта 2013 10:40
          Не только Конфуция, но и Будды и еврейских фарисеев. И высказаны они примерно в одно и тоже время, так, что лидерства здесь у китайцев нет никакого. Лидерство есть только у Христа сделавшего новый шаг в развитии нравственного (ели хотите этического) уровня человечества.
      2. +1
        20 марта 2013 10:35
        Вообще-то, эти 10 заповедей были позаимствованы с древнеегипетских, которых, на сколько мне известно, было аж 21. К великому сожалению, но эти заповеди всегда были только декларацией, а не законом и лишь единицы следовали им.
  2. fenix57
    +1
    20 марта 2013 07:50
    , Как много желающих мир поменять( а , что это будет стоить не кто не посчитал?) И все ссылаются или на "культуру" или на "демократию". А может все проще намного: УГЛЕВОДОРОДЫ И ТЕРРИТОРИЯ.....см.http://www.liveinternet.ru/users/3296663/post192306230/
    Нашел случайно, хотя карты видел.. hi
  3. +2
    20 марта 2013 07:52
    цитата-Этот доклад сразу на нескольких уровнях твердо определил основные ценности китайской модели.


    Конфуций-природа людей одинакова,различают же их обычаи и традиции.
    1. +4
      20 марта 2013 07:55
      Прошу прощения у всех за флуд,

      Александр Романов с Днем Рождения тебя,Крепкого здоровья,счастья и всех наилучших благ. hi drinks
      1. Ванёк
        +3
        20 марта 2013 08:08
        Цитата: Apollon
        Прошу прощения у всех за флуд,


        Ну какой же флуд?

        Романов, Вас с днём рождения.
      2. +3
        20 марта 2013 08:36
        Присоединяюсь! Пусть исполнятся все пожелания, которые Вы услышите сегодня!
        1. +2
          20 марта 2013 11:36
          Санек. Здоровья тебе, удачи. И помни ты теперь совсем взрослый, тебе уже 37. Пора задуматся о профессии. laughing drinks
  4. +1
    20 марта 2013 08:00
    В каждой культуре есть и общечеловеческие ценности и неприемлимое. Правильный выбор - вот задача. Можно ли назвать гуманизмом содержание убийцы Брейвика в комфортных условиях,легализацию и популяризацию однополой любви? И с другой стороны - можно ли назвать варварством и жестокостью публичные казни в Китае воров и взяточников?
  5. 0
    20 марта 2013 08:38
    Современная глобализация — это, по сути, распространение на весь мир западного строя, западной духовной и материальной культуры. А нам нужна глобализация иного порядка, глобализация системы ценностей, которая будет в рамках всего мира равно уважать и выражать все существующие культуры, подходы и модели развития, полностью отражать все многообразие и богатство различных цивилизаций.

    Я смотрю, в "Жэминь жибао" читали Путина:))
  6. +2
    20 марта 2013 08:46
    Китай развивался и достиг выдающихся результатов именно потому, что бережно хранил свою культуру, историю, и не спешил отвергать все то, что досталось от предков. В Китае не погнались за западными "ценностями", а развивали свои. Конечно, на западе локти кусают - как так без их ЦУ обошлись, да еще и прогрессируют. А влезть в Китай со своими советами - так мирно и вежливо пошлют. Ну никак не может "белый человек" смириться с тем, что какой-то "желтый" его в чем-то превосходит. А ведь говорят, что в "Голубиной книге" (пророчеств) сказано, что "будет третья мировая война после чего на Земле воцарится великая желтая раса". Ну, если честно, то война-то сегодня идет потихоньку в разных "уголках". И не надо думать, что война - это только грохот орудий. Это война идеологий. И очень может быть, что китайские ценности действительно распространятся на весь мир.
    1. Гога
      +2
      20 марта 2013 09:21
      Егоза - Елена, в отличие от нас китайцы хорошо знают чего стоят "западные ценности" и когда им (как и нам) в конце 80-х годов пршлого века их стали активно навязывать они просто раскатали танками по площади несколько сотен носителей этих чужих "ценностей" - одураченных студентов. А мы этого не сделали - результат : Наша страна развалилась, а Китай крепнет год от года ... .
      Раньше это называлось "чужебесие" и считалось чем то вроде душевного заболевания, а теперь это называют "либеральные убеждения" ... fellow
      1. +1
        20 марта 2013 10:50
        У Китайцев и своих ценностей навалом, не считая упомянутого выше по ветке Конфуция, это и Дао, и буддизм, и индуизм и его производные, ислам и т.д. По насыщенности различными религиозными течениями Китай имеет примерно такое же состояние, как и наше Отечество. Причем состояние этих религий далеко от упадка религиозности, свойственного нынешнему западному миру. Где причисляя себя к Христианам, занимаются непотребством, осужденным Богом еще в дни уничтожения Содома и Гоморы.
    2. 0
      20 марта 2013 23:31
      -Вот насчет бережного отношения к культуре: Во времена культурной революции за "наследие предков" можно было попасть в лагерь.... Году в 96-м мой дед ездил в Харбин, был в церкви Иконы Казанской Божьей матери , они с бабкой венчались в ней... Ну в той, где был похоронен генерал Каппель, и видел набережную Сунгари, вымощенную плитами с русского кладбища...
  7. +1
    20 марта 2013 08:49
    То же самое произошло и с понятием «цивилизованности». Просвещенные западные страны сделали это слово своим девизом, присвоили его себе и таким образом монополизировали право на культуру. По-моему цивилизация и культура это совершенно разные вещи.Для примера возьмем фашистов.Германия в ту пору несомненно была технологически цивилизованной страной, но никак не назовешь её культурной.Тем преступлениям которые творили немцы ужаснется любой дикарь.Культура это также свод моральных правил которые одобряют все люди без исключения.Западный маразм под названием "демократия и либерализм" не имеет к культуре никакого отношения.
  8. 0
    20 марта 2013 08:51
    "На уровне государства — стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония"
    Интересно какой смысл китайцы вкладывают в слова "демократичность" и "цивилизованность", если они отказываются от их европейского понимания?
    "Китай будет помощником и наставником каждого."
    А вот это уже немножко пугает... what
    1. vladsolo56
      +2
      20 марта 2013 08:56
      А то что сейчас помощник и наставник каждого США вас не пугает? У Китая многотысячилетняя история, культура, это и можно назвать цивилизация. Цивилизация и история развития современной Америки нормальному человеку должна внушать только презрение и брезгливость.
      Но нам то вовсе не зачем стремиться к подражанию тому или другому, у России тоже есть и культура и история, правда здорово искаженная христианством, но при желании все можно вспомнить и взять лучшее
      1. 0
        20 марта 2013 09:05
        Меня это не пугает, меня это бесит. У нас, я думаю, не менее достойная история и культура и я не уверен, что именно китайская модель "спасет мир". hi
  9. 0
    20 марта 2013 09:03
    В общем смысл понятен,газета официально правительственная,другого мнения быть не может у него,конечно свой"китайский" путь развития.
    Складывается мнение,что противопоставление Китая всему миру не за горами,и это не будет спонтанным,Эффект большого народа,чтящего только себя сработает.достаточно только вспомнить Даманский,или же спор с Японией.
    Нарвемся всеми,всем миром.
  10. lav566
    +1
    20 марта 2013 09:04
    Читал недавно,что в газете "Жэньминь жибао" была редакционная статья,
    в которой обьявлялось,что Китаю есть что предложить миру.
    Серьезная заявка на мировую гегемонию.Такое было заявлено
    впервые.А Западу,типа,пора двигать в сторону помойки.
    Да,им не позавидуешь.Весь двадцатый век они
    боролись с советским коммунизмом,сидели в дерьме
    от страха перед СССР,придумывали разнообразные
    идеологические ухищрения,начали думать об условиях
    труда и быта своих работяг,чтобы те не смотрели в сторону СССР,
    чуть сами не пережили красную революцию в 1929г,
    бились в истерике в 50гг,вылавливая у себя явных и тайных коммунистов,
    учились прятаться под кровати от ядерного взрыва и тд.
    И вот опять-новая мировая идеология! Опять головная боль-
    надо противодействовать!
  11. +1
    20 марта 2013 09:41
    Вот цитата из статьи - "став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет помощником и наставником каждого", очень уж всё знакомо и настораживает.
  12. Ефрейтор
    +1
    20 марта 2013 09:46
    Год назад разговаривал с одним человеком. Пусть будет Саша, физик-теоретик, русский, работает в Англии. Он опубликовал статью по своей узкоспециализированной теме. По его мнению он может пересчитать на пальцах одной руки людей, которые в теме и способны понять изложенный материал. И вот, он получает письмо от китайского студента. Где тот задает вопросы по статье, где и что он не понял. Причем достаточно умные и квалифицированные, видно, что парень разобрался.
    У Саши как раз намечалась командировка в Пекин, забили стрелку. В общем при встрече выяснилось, что этот студент даже не физик, он учится на философском.
    В общем после той поездки Саша уверен - надо учить китайский.

    Хотя мне кажется, Китай будет тем медленней развиваться, чем выше будет уровень жизни китайцев.
  13. Гэмэр
    +1
    20 марта 2013 11:01
    Кому рассуждать о человеческих ценностях, как не нации, которая жрет детей, продает своих дочерей в рабство, заставляет жен работать проститутками...
    - Если машина сбила человека - ни кто не позвонит в скорую, т.к. если у несчастного не окажется денег, а виновника не найдут, то платить ОБЯЖУТ позвонившего!
    - Людей не пропускают даже на "переходных пешеходах";
    - Не выполняю договоренности с другими странами и организациями (ВТО, Рособоронэксппорт, МАГАТЭ);
    - Для КАЖДОЙ национальности придумали унизительные клички (одно из проявлений китайского нацизма), так как всех считают "недочеловеками", кроме ХАНЬцев;
    - Воруют технологии и копируют;
    - Занимаются демпингом, поставляют некачественные товары (а зачастую и опасные для здоровья иностранных потребителей);
    - Имеют территориальные претензии ко всем странам, с которыми имеют общую границу (в том числе к РФ (Алтай) и странам СНГ);
    - ТриДваРазов, в процентном соотношении, больше чем в Америке;
    - ЗАГАДИЛИ ВСЮ ПРИРОДУ!
    - ...

    И эти товарищи собираются продвигать в Мире свои ценности??? Да у них одна ценность... не дружба, не уважение... не честность, не совестливость... не терпимость к другим нациям... А ДЕНЬГИ!!! Только деньги!

    Я за восемь с половиной лет жизни в КНР, так и не увидел в китайцах чего-нибудь, что могло бы стать общечеловеческим. Так что, господа китайцы и нагло-саксы, оставьте свои "общечеловеческие" ценности при себе. Мы, пожалуй, свои ценности будем чтить. Благодаря своим ценностям, мы занимаем огромную территорию, у нас не чтут геев, у нас не едят людей... Осталось только покончить с ленью коррупцией и экстремизмом.
    ЗЫ: Я общался с кучей людей из разных стран... Они, порой, между собой не дружили, но все дружили с русскими (россиянами и бывшими советскими) людьми. Потому, что у русского человека есть совесть, чувство сострадания к чужому горю, открытость души, благодарность... и, к сожалению, наивная вера в превосходства добра над злом (чем многие и пользуются).
  14. fenix57
    0
    20 марта 2013 11:27
    Цитата: vladsolo56
    К стати фраза: не делай и не желай другому того, чего не желаешь себе, это изречение великого Конфуция. так что все разумное пришло из Китая.

    Есть такое понятие::Благородство СИЛЫ"-РОССИЯ ВСЕСИЛЬНА Из того-же Конфуция(голова варила....)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.и я бы добавил-ТЕРПЕНИЕМ.....-ДО ПОРЫ, ДО ВРЕМЕНИ.....
  15. +1
    20 марта 2013 12:16
    - В середине 90-х довелось пообщаться с китайскими военными. Интересное осталось впечатление: как будто разговариваешь с героями из старых советских фильмов - "Трактористы", "Кубанские казаки". Эдакий пионерский задор... Убила крайняя фраза разговора; " У нас было плохо, а стало - хорошо, и у вас тоже все будет хорошо.." Не знаю, как ценностей - а напора позаимствовать не мешало...
  16. +1
    20 марта 2013 12:37
    Вот что нас может объединять - решение общих проблем...

    Решить проблемы КНР, России и стран Центральной Азии в кризисе можно следующим образом – построение на имеющейся базе ШОС Клятвенного Союза стран и народов не западных цивилизаций – наследников Единого государства (иго) Чингисхана от Тихого океана до Волги и Дуная.
    Союза построенного на нематериальной основе этики Великой Орды «пять выше»:
    - власть выше собственности,
    - служение выше владения,
    - общее выше частного,
    - справедливость выше закона,
    - духовное выше материального.
    А главное преступление – измена.

    Единое государство Чингисхана, где жили тюрки, русские, китайцы, угры, персы, хазары и многие другие народы не западных цивилизаций, было единым таможенным пространством на караванных маршрутах Великого Шелкового Пути. Теперь же Шанхайская Организация Сотрудничества должна стать хотя бы зоной свободной торговли между мощным Евразийским союзом, который уже складывается вокруг России с одной стороны, и КНР, как ядра АСЕАН, с другой. И на выходе из кредитно-финансового кризиса индустриального общества потребления показать миру преимущества азиатского способа производства. С государственным регулированием экономики. Круговой порукой внутри хозяйствующих субъектов. Двухконтурной денежной системой, где безналичные деньги развития отделены от оборота наличных денег в потребительском секторе (на рынке). Где экстраординарную прибыль на вложенный капитал будет давать не расширенное воспроизводство капитала за счет наращивания материального потребления (упершегося в «пределы роста» по сырью, топливу и экологии), но неотчуждаемые нематериальные преимущества предприятия (гудвил), привязанные к умениям сотрудников. На что нельзя оформить права собственности. А потому и не являющиеся активами, которые можно продать за деньги.

    Появление же Клятвенного Союза стран и народов – наследников единого государства Чингисхана – в грядущей монетарной системе валютных зон позволит «пощадить USD». Пощаду обменять на возвращение Тайваня в лоно Родины при сохранении величия России. Что к 2019 году, на выходе из кризиса атлантизма, будет означать моральную победу тихоокеанства над ценностями цивилизаций Запада.
    полностью - http://www.peremeny.ru/books/osminog/7374#more-7374
    1. DeerIvanovich
      0
      20 марта 2013 18:34
      свали в котел весь сумбур, царящий в голове...
  17. 0
    20 марта 2013 14:10
    я вот мечтаю когда Казахстан начнёт развиваться ,все возможности есть , но ....
  18. fenix57
    0
    20 марта 2013 14:37
    , А [quote=saygon66]- В середине 90-х довелось пообщаться с китайскими военными. Интересное осталось впечатление: как будто разговариваешь""- спецы есть -.... fool
    1. 0
      20 марта 2013 23:17
      - Я тогда на курсах китайского учился, для практики разговаривали с кем ни попадя- кйтайские студенты, торгаши с рынка, а военные приезжали на завод, на практику, руководство курсов приглашало их для общения. Да и сами китайцы неплохо по русски шпарили С одним из них долго мучались - нам давали " путунхуа", а он говорил на диалекте, оказался китайский кореец. С того времени практиковаться не приходилось - маловато у нас китайцев... Спецы поговорку знают: Выпустил из рук кисть -забыл иероглиф...