Новый НАЗ-жилет для воздушно-космических сил

9
Новый НАЗ-жилет для воздушно-космических сил
Грудная часть НАЗ-жилета с подвешенными подсумками


Предприятия из состава госкорпорации «Ростех» ведут работу по совершенствованию экипировки военнослужащих. Недавно они разработали новый специальный жилет, предназначенный для лётного состава воздушно-космических сил. Это изделие должно будет улучшить защиту пилотов от разных угроз, а кроме того, с его помощью предлагается переносить носимый аварийный запас.



Новое решение


На случай аварий или поражения средствами ПВО пилоты боевых самолётов и вертолётов имеют в своём распоряжении специальные средства спасения и т.н. носимый аварийный запас (НАЗ). В НАЗ входит набор средств и инструментов для самозащиты, выживания в сложной обстановке, вызова помощи и т.д.

Традиционно НАЗ располагается в компактном контейнере, который подвешивается к парашютной системе пилота. После посадки лётчик может быстро подобрать и использовать его. Такой вариант экипировки используется на протяжении нескольких последних десятилетий и в целом хорошо зарекомендовал себя.

Впрочем, НАЗ с подвеской к парашютной системе не лишён недостатков. Возможны ситуации, в которых лётчик потеряет контейнер и останется без необходимых инструментов, оружия и т.д. В связи с этим время от времени предлагаются альтернативные решения, направленные на улучшение эргономики и повышение эксплуатационных качеств.

Недавно госкорпорация «Ростех» разработала новый вариант НАЗ для пилотов и средства его переноски. В этом проекте отказались от традиционного контейнера, а компоненты НАЗ теперь размещаются в жилете, который всегда должен быть на лётчике. Это первая подобная разработка отечественной промышленности.Ранее НАЗ-жилеты у нас не создавались.

Средства выживания


О появлении нового НАЗ-жилета на днях сообщила пресс-служба «Ростеха». Какая организация из состава корпорации разработала это изделие, пока не уточняется. При этом названы основные особенности и положительные качества жилета, а также раскрыты планы по его выпуску.


Вид сзади. Можно увидеть систему лент для подъёма

При разработке жилета и НАЗ для него использовались как готовые элементы, находящиеся в производстве, так и новые компоненты. На стадии разработки специалисты «Ростеха» активно взаимодействовали с будущими пользователями жилета и учитывали их пожелания и отзывы.

На данный момент новый НАЗ-жилет успешно прошел полный цикл испытаний, как на стендах и манекенах, так и с участием реальных людей-испытателей. Изделие проверили на центрифуге с перегрузками до 9 ед. и на имитаторе катапультного кресла. Жилет испытали в аэродинамической трубе на скоростях до 1470 км/ч. Проверялась устойчивость изделия к тепловому потоку, характерному для пожаров.

Пресс-служба «Ростеха» приводит слова испытателя, участвовавшего в тестировании на центрифуге. Он отметил, что новый жилет помогает работать противоперегрузочному костюму и даже облегчает воздействие перегрузок.

В настоящее время «Ростех» готовится к серийному производству новых НАЗ-жилетов. Ожидается, что первая партия этих изделий будет выпущена в следующем году. Вскоре они должны попасть в войска и дополнить экипировку строевых пилотов. Лётчики смогут в полной мере оценить все преимущества жилета и его компонентов, а также, в соответствующих ситуациях, реализовать их преимущества на практике.

Жилет спецконструкции


С точки зрения основных особенностей конструкции, новая разработка «Ростеха» представляет собой разгрузочный жилет со всеми его характерными чертами. При этом жилет для летчиков имеет несколько специфических особенностей, связанных с решаемыми задачами и требованиями к нему.

Основой конструкции является жилет со сплошной грудной частью и узкой спинной, соединенных системой ремней. Жилет надевается традиционным образом и застегивается на переднюю молнию. На грудной части изделия имеются стропы MOLLE для крепления подсумков и иных средств. Также предусматриваются внутренние карманы.


Российский пилот истребителя с разгрузочным жилетом для переноски необходимых средств

Грудная и спинная части жилета имеют карманы для размещения пакетов арамидной брони. Обеспечена защита уровней Бр1 и С2. Пользователь защищён от пистолетных пуль и мелких осколков.

В жилет встроена подвесная система, состоящая из прочных текстильных лент, петель и карабинов. Основная петля большого размера расположена у воротника жилета сзади. Эта система предназначена для перемещения и эвакуации пострадавшего летчика в различных условиях. В частности, она допускает подъём при помощи лебёдки.

В комплект нового НАЗ входят все необходимые средства и инструменты. Пилот получает аварийный запас пищи, флягу с водой и дополнительную емкость с фильтром, а также аптечку с широким набором препаратов. Кроме того, имеется нож выживания, безжидкостный компас и сигнальные средства.

Для НАЗ-жилета разработан специальный фонарь-маяк с несколькими режимами работы. Режим видимого света служит для освещения и подачи сигналов, а синий светофильтр позволяет искать следы крови. Также имеется режим инфракрасного фонаря.

Все элементы НАЗ размещены в подсумках различных форм и размеров, которые подвешиваются на жилете. Благодаря этому пользователь имеет постоянный и удобный доступ к любым средствам. В нештатной ситуации это может иметь критическое значение.

Для самозащиты пилот должен использовать пистолет одной из моделей, состоящих на вооружении. Переносить оружие предлагается в универсальной кобуре, регулируемой под конкретный образец. Кобура вместе с другими подсумками подвешивается на жилет.


Пилот вертолёта Ка-52 с жилетом нового типа

Удобство и эффективность


Сейчас «Ростех» готовит серийное производство нового жилета с НАЗ. Отгрузка изделий может начаться уже в следующем году – при наличии заказа от воздушно-космических сил. Организация-разработчик делает положительные прогнозы и рассчитывает на получение контракта.

Вполне вероятно, что ВКС действительно проявят интерес к новому НАЗ-жилету и решат внедрять такие изделия взамен имеющихся аналогов. Этому поспособствует ряд характерных черт новой системы, за счёт которых достигаются очевидные преимущества разного рода.

В первую очередь, представляет интерес сама концепция нового проекта. Предложено отказаться от отдельного контейнера со всеми его характерными недостатками и рисками. Все необходимые средства постоянно присутствуют при пилоте, и он может воспользоваться ими в любой момент и без усилий. При всём этом, такой НАЗ не требует дополнительных усилий для переноски в аварийной ситуации.

Состав компонентов НАЗ был определен с учетом требований ВКС и потенциальных пользователей. При этом в него включили средства новой разработки, такие как многорежимный фонарь-маяк. По сути, речь идет о развитии существующих комплектов с использованием последних решений и образцов.

Следует отметить, что разгрузочный жилет с набором подсумков имеет специфическую эргономику. Многочисленные выступающие элементы могут мешать размещению летчика в кабине и ухудшать удобство его работы. Тем не менее, модульная система MOLLE позволяет разместить подсумки и элементы НАЗ оптимальным образом и избежать возможных проблем и затруднений.

Незаметная составляющая


Очевидно, что эффективность боевой авиации зависит не только от технических характеристик самолётов и вертолётов, а также их вооружения. Большое значение имеют вспомогательные системы, в частности, средства спасения и выживания. Они призваны сохранить жизнь и здоровье лётного состава и обеспечить его быстрое возвращение в строй.

Российская промышленность развивает системы выживания и спасения, и регулярно представляет новые образцы такого рода. Очередной разработкой в этой сфере стал НАЗ-жилет, призванный заменить комплекты существующих типов. Ожидается, что ВКС начнут массово получать такие изделия в следующем году, и это положительно повлияет на вопросы спасения лётчиков в сложных ситуациях.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 декабря 2024 03:52
    Как-то так:
    "////Это тот самый НАЗ-С который деды-п/////ы от промышленности тормозили всеми возможными способами, но который совместными усилиями непо/////в таки вроде как, наверное, запустят в ограниченную серию в пару тысяч штук.

    Объективно-на сегодня это лучший вариант из того что, во первых, может сделать наша промышленность на отечественной базе и во вторых через волшебные пен////и согласуют эффективные менеджеры.

    Если коротко это жилет намного лучше уже имеющейся жилетки-рыбака под названием НАЗ-ИР, но конечно далек от совершенства.

    Основная проблема этого НАЗа, это конечно отсутствие связи. Он также комплектуется бесполезной Р-855 в очередной бесполезной модификации пригодной только для гражданских условий эксплуатации мирного времени.
    Мы с вами оснастили практически всю ударную авиацию нормальными японскими радиостанциями, лучшими в мире на данный момент, которые даже тупо повторить наша промышленность не может. Не говоря уже о каких то там средствах спутниковой, цифровой, защищённой связи.
    Разумеется эти рации не вечны, через пару лет им придёт конец и надо будет что-то думать. Но на сегодня связь в ударной авиации есть.

    К сожалению не удалось запихать в новые назы даже многострадальные "Азарты", на базе которых возможно было построить защищённую аварийную связь.

    Карочь, военлеты. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Профессионал обязан свою снарягу и свой НАЗ собрать себе сам. Это не сложно.
    Дерзайте."

    https://t.me/s/fighter_bomber
    1. +3
      20 декабря 2024 05:17
      Цитата: Wildcat
      https://t.me/s/fighter_bomber

      ФБ в теме понимает, как бы Макс Климов его не пылесосил...
      1. +5
        20 декабря 2024 05:26
        Да Б-г с ними с обоими; а со связью, похоже, что то делать все же будут.

        1. "23 мая 2024 года Шамарин (начальник Главного управления связи Вооружённых сил Российской Федерации — заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерал-лейтенант.) был задержан Главным военным следственным управлением Следственного комитета России и позже арестован судом на два месяца, как подозреваемый в совершении преступления по ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса («Получение должностным лицом взятки в особо крупном размере»). Шамарин подозревается в получении взяток (т. н. «откат») на общую сумму 36 млн рублей от арестованных в 2023 году генерального директора ОАО «Пермский телефонный завод „Телта“» Алексея Высокова и главного бухгалтера этого же общества Елены Гришиной. В частности, по мнению следствия, Шамарин содействовал Высокову и Гришиной в получении госконтрактов с министерством обороны России на общую сумму 442 млн рублей[2].

        Шамарин частично признал вину, заявив о получении 19 миллионов рублей. С точки зрения его адвоката, это не являлось взяткой.[3]" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5


        2. Ну так действительно нельзя: "24 ноября 2015 года, турками был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М ВВС России.
        Экипаж катапультировался.
        Вертолёты СПДГ, поднятые на спасение экипажа, также попали под огонь боевиков, в результате которого погиб морской пехотинец Александр Позынич.
        Штурман самолёта Константин Мурахтин чуть позже был спасён в результате сложнейшей операции.

        Все эти события происходили в то время, когда я находился на авиабазе Хмеймим.
        Все новости мы узнавали моментально из сети интернет, по запрещенным belay телефонам, и только потом от командиров и начальников получали подтверждение, в основном в искаженном виде.
        ///
        Так мы и сидели в разгрузках и ждали команды на взлет слушая ад эфира разворачивающейся трагедии.
        Слушали радиобмен экипажей в воздухе, бессильно наблюдая как мы теряем вертолёты и встречая залитые кровью и изрешеченные борта СПДГ и ждали команды.
        Липецкая братва через Россию закидывали на его номер запрещённого телефона, (который его по сути и спас), мульярды денег, лишь бы его в роуминге не отключили, а Офицеры в группировке осуществляли хитрый план по его спасению.
        Садыки тогда Костю вытащили, за что им конечно безмерная уважуха."
        https://t.me/s/fighter_bomber
        1. +3
          20 декабря 2024 05:28
          Цитата: Wildcat
          Да Б-г с ними с обоими; а со связью, похоже, что то делать все же будут.

          Кому нужна эта связь, то ли дело специальный фонарь-маяк с несколькими режимами работы. (Сарказм, горький сарказм)
        2. 0
          20 декабря 2024 15:38
          А я опять свои 5 копеек засуну.
          Р-855 - это радиостанция второго поколения.
          Супостаты уже лет 10 используют для таких случаев 5 поколение.
          AN/PRC-112G
          Радиостанция AN/PRC-112G обеспечивает голосовую связь и пакетный режим передачи данных, связь в пределах прямой видимости и за горизонтом, может посылать закодированные сигналы о месте своего нахождения, информацию об идентификации пользователя, данные о ситуации и другую важную информацию поисково-спасательным самолетам и вертолетам. Передача информации осуществляется пачками импульсов небольшой продолжительности, что снижает вероятность обнаружения и перехвата сигналов радиостанции противником. Радиостанция AN/PRC-112G содержит 12-и канальный GPS приемник CA кода с автоматическим обновлением сигналов позиционирования через каждую секунду. Радиостанции входят в состав боевой поисково-спасательной системы HOOK2. В состав системы HOOK2 помимо радиостанции AN/PRC-112G, входят запросчик Quickdraw2 и базовая станция спутниковой системы связи ― SATCOM

          А у нас жилет изобрели. request
    2. 0
      20 декабря 2024 21:20
      "Если коротко это жилет намного лучше уже имеющейся жилетки-рыбака под названием НАЗ-ИР, но конечно далек от совершенства."
      Уважаемый, предложите лучший вариант. Я так понимаю вы участвовали в разработке оного и можете что-то предложить?
  2. 0
    20 декабря 2024 07:05
    Взгляд из «космоса»: на данном историческом отрезке развития авиации отдельно надеваемый жилет- уже хорошо. На следующем- летный комбинезон должен быть с интегрированными системами бронезащиты, подсумками, карманами и так далее по типу « Сотника».
    Но уже сейчас, по моему скромному мнению, необходимо закладывать в конструкцию будущих самолетов не спаскресло, а спаскапсулу по аналогии со спаскапсулой в космическом корабле.
    Она так же должна уводить экипаж из критической зоны и обеспечивать его безопасное приземление/приводнение, сухпай и другие средства выживания и связи.
    Особенно актуально это при полетах над слабозаселенными районами, в морской и арктической зоне.
  3. +3
    20 декабря 2024 09:17
    я правильно понимаю , ни радиомаяка ни рации не предусмотрено ? может украсть у брайтлинга конструкцию наручных часов с радиомаяком ? серия часов эмерженси выпускается уже лет 20 или 30 ....
  4. -3
    17 января 2025 14:36
    В статье с таким пафосом описывается разработка по сути жилетки для летчика. Мне кажется любая швея с этим справится, только выкройку дай. но это одно.
    Беспокоит другое - что думает потребитель?
    Где те "летчики", которые лет 10 тому назад, с высоких трибун, должны были представить ТТЗ на новую снарягу, новые ботинки и т.д.
    В статье сказано что заказчик ещё не утвердился в решении что-то закупать.