Воздушный командный пункт E-130J на стадии разработки

9
Воздушный командный пункт E-130J на стадии разработки
Проектный облик самолёта E-130J. Графика Northrop Grumman


Значительную роль в стратегических ядерных силах США играют воздушные командные пункты серии TACAMO. Они должны обеспечивать связь со всеми подразделениями и ракетными комплексами в любых условиях и перевать приказы командования. Пентагон планирует обновление флота таких самолётов, и сейчас начинается полноценная разработка нового ВКП типа E-130J.



Связь и управление


С конца восьмидесятых годов в составе СЯС США работают самолеты-командные пункты E-6 Hermes / Mercury. Всего было построено 16 таких машин, и они поступили в эксплуатацию в одной из частей авиации ВМС. В конце девяностых началась модернизация имеющегося парка по проекту E-6B.

Самолёты E-6B участвуют в системе связи TACAMO (Take Charge And Move Out). Их задачей является обеспечение связи между высшим военно-политического руководства и частями СЯС. В любой обстановке они должны обеспечить прохождение сигналов и приказов, в т.ч. на применение вооружений. Бортовая аппаратура «Меркьюри» позволяет работать с морской и наземной компонентами ядерных сил.

Кроме того, самолёты E-6B задействованы в плане Looking Glass. Если высшее командование выведено из строя или недоступно, такой ВКП может самостоятельно выдать команду на применение вооружений СЯС.

Имеющийся флот ВКП E-6B в целом справляется с возлагаемыми задачами, но отличается значительным возрастом. Самолёты этого типа строились порядка 30-35 лет назад. При этом основой для них послужили пассажирские лайнеры Boeing 707, выпускавшиеся до конца семидесятых.


Концепт самолёта E-130J от компании Lockheed Martin

Планы по замене


Самолёты серии Mercury находятся приближаются к выработке ресурса и нуждаются в замене. Первые предложения такого рода прозвучали еще в середине прошлого десятилетия. Следующие несколько лет потратили на формирование общей концепции, выработку технических требований и предварительное проектирование.

Изначально планировалось разработать новый самолёт с функциями ВКП и ретранслятора связи — по сути, прямой аналог E-6B. Однако к концу десятых годов от этой идеи отказались. С целью упрощения и удешевления программы, а также для улучшения оперативных возможностей, решили разработать два отдельных самолёта с отличающимися функциями.

Новый самолёт связи для миссии TACAMO получил рабочее обозначение E-XX. Технические требования к этому проекту были сформированы в 2020 г. Заказчик хотел получить специальный самолёт на базе военно-транспортного C-130, оснащённый различными системами связи. Отдельно оговаривалась возможность передачи приказов подводным лодкам на дежурстве.

В конце 2020 г. Пентагон запустил конкурсную разработку нового проекта. К ней присоединилось несколько компаний военно-промышленного сектора с разными предложениями. В 2022 г. заказчик выбрал два наиболее удачных проекта для дальнейшей проработки — их представили компании Northrop Grumman и Collins Aerospace.

В течение следующих двух лет Пентагон и компании-конкурсанты периодически публиковали различные материалы по новому проекту. В частности, раскрывался возможный облик перспективного самолёта. Кроме того, в октябре 2024 г. программе E-XX был присвоен новый индекс — E-130J.


ВКП E-6B в полёте. Фото Минобороны США

Недавно военное ведомство выбрало победителя программы. 18 декабря Пентагон заключил контракт на продолжение работ с компанией Northrop Grumman. В качестве субподрядчиков к проекту привлечены прочие компании, в т.ч. Lockheed Martin и Collins Aerospace.

В соответствии с контрактом, подрядчик должен завершить проектирование и построить несколько самолётов разного назначения. Общая стоимость работ оценена в 3,5 млрд долл., и их должны завершить до 2034 г.

Контракт предусматривает сборку трёх макетных образцов самолёта E-130J с определённым набором оборудования, а также трёх полноценных прототипов для лётных испытаний. Затем изготовят первую серийную партию из шести машин для передачи в строевую часть.

Технические подробности


Программа E-XX / E-130J имеет особое значение для обороны США, и поэтому её участники не спешат делиться всей технической информацией. Тем не менее, раскрыта часть планов и демонстрируются различные идеи. Вероятно, в дальнейшем, по мере продолжения работ, объём доступной информации будет расти.

Известно, что самолеты E-130J будут строиться на базе серийных военно-транспортных C-130J-30. Эта платформа должна обеспечить высокие лётно-технические и эксплуатационные характеристики, включая большую продолжительность и дальность полета. При этом самолёт сохранит возможность дозаправки топливом в воздухе.


Один из Mercury после модернизации, 2019 г. Фото Минобороны США

Внутри грузовой кабины будет размещено необходимое радиоэлектронное оборудование и рабочие места операторов. На внешней поверхности планера установят различные антенные устройства и другое оснащение. По понятным причинам, точный состав электроники неизвестен.

Компании Northrop Grumman и Lockheed Martin уже раскрыли общий облик будущего E-130J. Опубликованы изображения такого самолёта, отражающие актуальные планы. Они не показывают всех подробностей, но позволяют составить общую картину.

В ходе перестройки по новому проекту базовый C-130 в целом сохранит прежнюю конструкцию. Однако на нём появится множество новых радиоэлектронных средств. Так, сверху на носовой части фюзеляжа предусмотрен крупный обтекатель, вероятно, антенны спутниковой связи. За ним на фюзеляже имеются несколько менее крупных обтекателей. Различные антенны той или иной конструкции открыто размещаются на крыле и фюзеляже. Какие именно задачи они будут решать, неясно.

На левом борту фюзеляжа предусмотрен крупный обтекатель, плавно сопряжённый с кожухом основной стойки шасси. Очевидно, что в нём помещаются дополнительные радиоэлектронные средства, но их тип и назначение неизвестны.

В хвостовой оконечности фюзеляжа и в грузовой кабине предусмотрены два выпускных антенных устройства. Они будут оснащены тросовыми антеннами большой длины для связи с подлодками в подводном положении. Для использования такая антенна должна выпускаться на полную длину, а самолёт входит в вираж или спираль. При этом антенна занимает практически вертикальное положение, обеспечивая правильное распространение радиоволн.


Хвостовая часть E-6B с выпускным антенным устройством. Фото Минобороны США

Воздушные командные пункты E-130J должны будут осуществлять дежурство в воздухе в заданных районах. Эти районы будут определяться с учётом расположения аэродромов базирования и маршрутов патрулирования стратегических подлодок. Во время полёта ВКП будет поддерживать связь с органами управления стратегических ядерных сил и ожидать их распоряжений.

При получении приказов самолёт будет передавать их адресатам — подлодкам на дежурстве. Судя по принадлежности к системе TACAMO, новые самолёты смогут не только ретранслировать приказы, но и самостоятельно принимать решения и отдавать распоряжения в критических ситуациях.

В отличие от нынешних ВКП E-6B Mercury, перспективные E-130J будут работать только с подводной компонентой ядерных сил. Ракетные части и стратегическая авиация будут управляться другими средствами.

Большие планы


Военное и политическое руководство США задумало и постепенно реализует крупную программу модернизации стратегических ядерных сил. Одновременно разрабатывается новая межконтинентальная баллистическая ракета сухопутного базирования, готовится производство нового поколения подводных ракетоносцев, восстанавливается производство ядерных боезарядов и т.д.

Параллельно с этим принимаются меры по совершенствованию систем и контуров управления. Одним из шагов в этом направлении становится разработка нового воздушного командного пункта, способного передавать приказы подлодкам. На запланированные работы и строительство техники уйдет несколько следующих лет и 3,5 млрд долларов. Однако эти траты считают оправданными — они позволят сохранять требуемые контуры управления в течение нескольких следующих десятилетий.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 декабря 2024 04:09
    Ну у них с системами управления , целеуказания и связи всегда было неплохо. А как у нас обстоят дела с такими командными пунктами ? Этот вопрос меня беспокоит гораздо больше .... Учитывая ситуацию с ДРЛО и самолётами РРЦ мне кажется что полный швах
    1. +3
      25 декабря 2024 04:49
      Цитата: FoBoss_VM
      А как у нас обстоят дела с такими командными пунктами ? Этот вопрос меня беспокоит гораздо больше

      Из известных недавних свершений - разграбление Ил-80, командной модификации Ил-86. Хотя с 20 го года что то может и изменилось, но вряд ли кардинально.
  2. +1
    25 декабря 2024 06:07
    Идея - абсолютно не нова. В середине 80х у США дежурили 24/7 самолеты-ретрансляторы на базе В707 над Тихим и Атлантическим океанами.
    Кроме этого, были ВКП ЕС135 (на базе тех же В707) для связи с ПУП МБР. Один из таких самолетов показан в начале фильма The Day After (1982)
  3. -2
    25 декабря 2024 08:44
    Идея воздушного командного пункта уже устарела. На деньги нужные для одного самолёта, можно сделать много лучше: связь, связь, связь и децентрализованное командование.
    1. +1
      25 декабря 2024 11:16
      Цитата: тоже-врач
      Идея воздушного командного пункта уже устарела. На деньги нужные для одного самолёта, можно сделать много лучше: связь, связь, связь и децентрализованное командование.


      Расскажи, что ты можешь сделать за тебе же деньги для сверх-оперативной связи с ПЛАРБ во время их боевого дежурства?
      1. 0
        25 декабря 2024 16:34
        Цитата: SovAr238A
        Расскажи, что ты можешь сделать за тебе же деньги для сверх-оперативной связи с ПЛАРБ во время их боевого дежурства?

        Построить зиккурат "Голиаф". smile
        Или того хуже - "ЗЕВС".
        1. 0
          25 декабря 2024 23:13
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: SovAr238A
          Расскажи, что ты можешь сделать за тебе же деньги для сверх-оперативной связи с ПЛАРБ во время их боевого дежурства?

          Построить зиккурат "Голиаф". smile
          Или того хуже - "ЗЕВС".


          Это не те деньги.
          Самолет на 2-3 порядка дешевле...
          Ибо ЗЕВС надо считать вместе с бурением, "Электродами", и своей Электростанцией на 50МВт с топливом.
          1. 0
            26 декабря 2024 11:10
            Цитата: SovAr238A
            Это не те деньги.

            Так и я об этом - каковы могут быть альтернативы самолёту связи с ПЛАРБ. smile
    2. +1
      25 декабря 2024 16:31
      Цитата: тоже-врач
      На деньги нужные для одного самолёта, можно сделать много лучше: связь, связь, связь и децентрализованное командование.

      Так ВКП - это и есть связь и децентрализованное командование. И, ПМСМ, единственный способ обеспечить живучесть для СДВ-связи и устойчивость управления для РПКСН/ПЛАРБ. Ибо наземные центры связи имеют эпические размеры, слишком хорошо заметны и будут первой целью.