50 лет назад состоялся первый полёт самолёта ВВА-14

134
50 лет назад состоялся первый полёт самолёта ВВА-14
Опытный ВВА-14 на лётных испытаниях


В начале семидесятых годов в СССР был построен перспективный самолёт-амфибия ВВА-14. Машина необычной схемы должна была показывать особые взлётно-посадочные и эксплуатационные характеристики, благодаря которым могла бы успешно решать широкий круг практических задач. Однако постепенно вскрылись недостатки конструкции и различные проблемы, которые привели к остановке проекта.



Принципиально новый транспорт


Во второй половине пятидесятых годов советский авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини искал оптимальный вариант скоростного и грузоподъёмного транспорта для использования на межконтинентальных трассах. Расчеты показывали, что оптимальное сочетание характеристик будет иметь экраноплан или схожий с ним самолёт с возможностью вертикального взлёта и посадки.

Для отработки этой концепции в 1962-63 гг. был построен опытный гидросамолёт МВА-62, способный совершать свободный полёт или двигаться на экране над поверхностью воды. В конструкции самолёта МВА-62 использовалось несколько новых технических решений, связанных со специфическими условиями эксплуатации.

Успех этого экспериментального проекта позволил перейти к следующему шагу. Р.Л. Бартини был назначен директором нового конструкторского бюро — ОКБ-86 — при авиастроительном заводе №49 в Таганроге (ныне ТАНТК им. Г.М. Бериева). Теперь планировалось разработать, построить и испытать более крупный опытный самолёт, получивший название ВВА-14.


Вид сзади

Ввиду общей сложности проекта и ограниченных ресурсов, проектирование нового самолёта продолжалось несколько лет. Приступить к строительству опытного образца удалось только на рубеже шестидесятых-семидесятых годов. Вскоре заложили второй прототип. Планировалось строительство третьего, но позже от него отказались.

Несмотря на все усилия, не все планы удалось реализовать на этапе разработки и строительства. Из-за отсутствия необходимых двигателей пришлось временно отказаться от возможности вертикального взлёта и посадки. Ключевую особенность проекта ВВА-14 планировали реализовать позже.

Проверка практикой


Первый опытный самолет ВВА-14 достроили летом 1972 г. В июле на заводском аэродроме стартовали предварительные наземные испытания. Позже изделие в разобранном виде доставили на соседний аэродром для проведения полноценных испытаний.

Самолёт ВВА-14 впервые поднялся в воздух 4 сентября 1972 г. под управлением летчика-испытателя Ю.М. Куприянова. Полёт продолжался около часа и показал, что машина имеет хорошие летные и манёвренные данные. С точки зрения управления прототип почти не отличался от самолётов традиционного облика. Первый этап испытаний продолжался до лета следующего 1973 г.


Подготовка к первому полёту, 4 сентября 1972 г.

После этого опытный самолет отправили на доработку. Необходимо было установить пневматическое взлётно-посадочное устройство — специальные поплавки, предназначенные для работы на воде. Обновленный самолет вернулся на испытания весной 1974 г. Его проверили на воде, но пока без разгона, активного маневрирования и других сложных элементов.

6 декабря 1974 г. Р.Л. Бартини ушел из жизни. Будущее проекта оказалось под вопросом — он остался без своего создателя и главного сторонника. Тем не менее, в течение некоторого времени работы продолжались.

В первые месяцы 1975 г. провели подготовку к новому этапу испытаний в конфигурации амфибии с поплавками. В июне состоялась серия тестовых полетов в таком виде, включая выпуск и уборку поплавков. Несмотря на изменение аэродинамики, самолёт вёл себя устойчиво и предсказуемо. Имелись лишь незначительные возмущения, которые можно было устранить доработкой конструкции.

Итог проекта


С сентября 1972 по июнь 1975 гг. опытный самолёт ВВА-14 совершил более сотни испытательных полётов общей продолжительностью 103 часа. На этом лётные испытания остановились, а планы по проекту пересмотрели.


ВВА-14 в полёте, вид с земли

Так, первый опытный гидросамолет отправили на перестройку в экраноплан по новому проекту 14М1П. К этому времени успели собрать планер второго прототипа, но теперь его за ненадобностью отправили на стоянку. Строительство третьего самолета не начиналось.

После перестройки в экраноплан первый ВВА-14 прошёл некоторые испытания, но вскоре их тоже остановили. Получившийся образец показал ограниченные характеристики и не представлял особого интереса для вооружённых сил. Проект не стали завершать, и прямого продолжения он не получил.

Через несколько лет опытный гидросамолёт / экраноплан в разобранном виде доставили в Монино для размещения в музее советских ВВС. Второй планер позже разобрали на металл.

Необычная конструкция


Самолёт ВВА-14 имел необычную конструкцию и специфический внешний вид. Основным элементом конструкции был центроплан прямоугольной в плане формы с выраженным аэродинамическим профилем. Он соединялся с фюзеляжем, вмещавшем кабину, отсеки приборов и т.д. По бокам центроплана находились два дополнительных корпуса, образовывавшие некое подобие двухбалочной схемы или катамарана.


Опытная амфибия спускается на воду. Хорошо видно пневматическое взлётно-посадочное устройство

По бокам центроплана предлагалось крепить консоли крыла небольшой стреловидности. Хвостовое оперение включало стреловидный стабилизатор и два киля.

Для работы с сухопутных аэродромов ВВА-14 получил шасси велосипедной схемы на основе агрегатов бомбардировщика Ту-22. В фюзеляже поместили две основные стойки, а пару дополнительных установили в дополнительных гондолах на боковых корпусах. Для работы с воды было разработано пневматическое взлётно-посадочное устройство — по сути, пара боковых поплавков. Внутри жёсткого корпуса помещались мягкие баллонеты, надуваемые перед посадкой.

Согласно проекту, общая длина ВВА-14 составляла 26 м, а размах крыла — 28,5 м. Сухая масса самолёта превышала 35,3 т, максимальная — 52 т. В зависимости от модификации, полезная нагрузка могла составлять 4-5 т.

Сверху на центроплане располагалась сдвоенная гондола для пары маршевых турбореактивных двигателей Д-30М. Внутри центроплана планировалось установить 12 подъёмных двигателей РД36-35ПР. По расчетам, ВВА-14 мог бы взлетать и садиться вертикально или с коротким разбегом / пробегом. Максимальная скорость полета составляла 760 км/ч. Практическая дальность — более 2400 км.

ВВА-14 предлагалось использовать в нескольких ролях. Он мог стать транспортом с грузоподъёмностью 5 т или с салоном на 32 пассажира. Для ВМФ прорабатывалась противолодочная модификация самолёта. Она должна была нести гидроакустическую станцию, опускаемую после посадки, а также набор прочего оборудования. Также самолет мог бы нести торпеды, бомбы или мины.

Преимущества и недостатки


Целью проекта ВВА-14 являлось создание летательного аппарата с высокой скоростью и дальностью полёта и сниженными требованиями к взлёту и посадке. Такую воздушную платформу можно было бы использовать для размещения различной нагрузки и при решении широкого круга задач.


Полет с выпущенными баллонетами

Специфический экстерьер и аэродинамический облик ВВА-14 позволяли получить особые лётные характеристики. Такой самолет мог совершать «обычный» высотный полёт или лететь с использованием эффекта экрана. В последнем случае можно было получить все преимущества, характерные для экранопланов, — улучшенную экономичность, повышенную дальность, малозаметность в полёте и т.д.

ВВА-14 представлял собой полноценную амфибию, обладающую всеми характерными особенностями такой техники. Благодаря колесному шасси, он мог работать с сухопутных аэродромов, а пневматическое взлётно-посадочное устройство позволяло садиться на воду и взлетать с неё. Такая универсальность была бы крайне полезной для решения множества задач.

Большой интерес представляет идея оснащения самолёта подъёмными двигателями. Такая двигательная установка позволила бы упростить взлёт и посадку в различных условиях. Также появлялась возможность улучшения манёвренности, в т.ч. для работы в узких акваториях.

Внутри планера ВВА-14 удалось разместить кабину и отсеки значительных объемов. Самолёт мог бы решать транспортные и пассажирские задачи, а также нести специальное оснащение — как ГАС, так и иные приборы. Возможно, в дальнейшем создали бы и ударную модификацию.


Первый опытный ВВА-14 в Музее ВВС. Сейчас самолёт проходит реставрацию

Впрочем, проект ВВА-14 имел множество неоднозначных особенностей и явных недостатков. Некоторые из них оказали непосредственное влияние на результат проекта и поспособствовали его закрытию на стадии испытаний.

В основе проекта лежала неоднозначная концепция, не лишённая недостатков. Так, вызывает вопросы сама необходимость создания летательного аппарата с таким сочетанием характеристик и возможностей.

ВВА-14 с его характерным обликом должен был конкурировать с некоторыми «обычными» самолётами, но не имел принципиальных преимуществ перед ними. Кроме того, он обладал возможностями экраноплана, но этот класс техники не получил большого развития.

Необычная конструкция привела к формированию характерного технического облика. ВВА-14 напоминал самолёты традиционной архитектура, но существенно отличался от них. Специфический облик требовал с нуля отрабатывать вопросы компоновки, аэродинамики и т.д. При этом научная часть проекта отличалась определённой сложностью и могла столкнуться с дополнительными непредвиденными затруднениями.

Отдельной проблемой стала разработка комбинированной подъёмно-маршевой двигательной установки. Создание двигателей РД36-35ПР затянулось, и опытный ВВА-14 так и не получил их. Из-за этого он не смог продемонстрировать вертикальный взлёт, который должен был стать одним из главных его преимуществ.


Новый летательный аппарат предлагался как платформа для различных нагрузок и задач. Однако для этого требовалось завершить все работы по проекту в его полной версии. Сколько времени потребовалось бы на испытания и доводку ВВА-14 в полной проектной комплектации, неясно. Возможно, на одном из этапов отработки проект столкнулся бы с новыми проблемами, и в итоге от него все равно отказались бы.

Необычный образец


В истории отечественного авиастроения была масса проектов необычной техники с теми или иными любопытными особенностями. Самолёт-амфибия ВВА-114 выделяется даже на их фоне. В основе этого проекта лежали необычные идеи, и их реализовали нестандартным образом.

В итоге проект получился чрезмерно смелым, что негативно повлияло на его разработку и общие перспективы. Несмотря на положительный ход испытаний, от ВВА-14 отказались. Тем не менее, он занял важное место в истории отечественной авиации и остается одним из самых интересных образцов.
134 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 декабря 2024 05:45
    Это был самый веселый самолет, лишенный даже капли здравого смысла

    Гидросамолет с вертикальным взлетом request зачем? Для чего? История не оставила ответов на эти вопросы

    Наличие вертикального взлета - решение дорогое, оно портит все остальные характеристики самолета. И должно быть чем-то оправдано

    Для гидросамолета-амфибии нет ограничений по выбору мест взлета/посадки. Вода везде одинаковая, бесплатная взлетная полоса любой неограниченной длины

    Каким образом ВВА-14 смогли построить в металле, непонятно, обычно столько бредовые проекты «рубятся» еще на стадии предложений и эскизов
    1. +13
      21 декабря 2024 06:00
      Всё новое, с неизвестными ранее конструкциями сначала принимаются бредовыми. Это например паровоз, автомобиль, самолёт, вертолёт, ракеты.
    2. +8
      21 декабря 2024 06:32
      Цитата: Santa Fe
      Наличие вертикального взлета - решение дорогое, оно портит все остальные характеристики самолета. И должно быть чем-то оправдано

      Для гидросамолета-амфибии нет ограничений по выбору мест взлета/посадки. Вода везде одинаковая, бесплатная взлетная полоса любой неограниченной длины
      Ну, к примеру, озерцо посреди тайги.
      1. -17
        21 декабря 2024 06:38
        Ну, к примеру, озерцо посреди тайги.

        Посреди тайги найдется поляна для вертолета

        Что касается ВВА-14, незачем выдумывать смыл там где его изначально нет
        1. +15
          21 декабря 2024 07:03
          Цитата: Santa Fe
          Посреди тайги найдется поляна для вертолета
          Сравните скорость, дальность, и грузоподъемность самого лучшего из известных вертолетов, или даже конвертоплана, и ВВА-14. В чью пользу сравнение?
          1. -15
            21 декабря 2024 07:25
            Цитата: Наган
            Цитата: Santa Fe
            Посреди тайги найдется поляна для вертолета
            Сравните скорость, дальность, и грузоподъемность самого лучшего из известных вертолетов, или даже конвертоплана, и ВВА-14. В чью пользу сравнение?

            Эта х.. нь взлетела БЕЗ 12 двигателей вертикальнного взлёта. По-самолетному. Без 12 движков, оборудования для них и топлива. И летала, как беременная корова. Скорее всего, она вообще не смогла бы взлететь в полной комплектации. Я уже не говорю хотя бы о килограмме полезной нагрузки.
            Хорошая вещь good ни у кого такой х.. рни не было.
            Самое интересное, что Бартини не то что не расстреляли. Или хотя бы посадили. А даже наградили и превозносят до сих пор как гения.
            1. +11
              21 декабря 2024 07:41
              Цитата: тлауикол
              Самое интересное, что Бартини не то что не расстреляли. Или хотя бы посадили. А даже наградили и превозносят до сих пор как гения.
              Потому что у него были реально прорывные вещи, да и в обеспечении работ других КБ он немало сделал.

              Если это экраноплан, то курильщика! laughing
            2. +9
              21 декабря 2024 10:51
              Хорошая вещь good ни у кого такой х.. рни не было.
              Вспомните первые экспериментальные образцы самолётов ВВП. И этот аппарат тоже экспериментальный. Без таких вот "чудес" технические да и концептуальные прорывы невозможны. А поскольку агрегат экспериментальный, говорить о каком-то практическом применении именно этого агрегата бессмысленно.
              1. -12
                21 декабря 2024 11:47
                Цитата: ИВЗ
                Хорошая вещь good ни у кого такой х.. рни не было.
                Вспомните первые экспериментальные образцы самолётов ВВП. И этот аппарат тоже экспериментальный. Без таких вот "чудес" технические да и концептуальные прорывы невозможны. А поскольку агрегат экспериментальный, говорить о каком-то практическом применении именно этого агрегата бессмысленно.

                Вспомнил. Ни на одном из них не требовалось 14 двигателей. А, самое главное, они взлетали вертикально, а вва не смог request Гениально? Конечно гениально! Гениальный попил даже для Чубайса! И это в СССР
            3. +7
              21 декабря 2024 12:38
              Цитата: тлауикол
              Скорее всего, она вообще не смогла бы взлететь в полной комплектации.

              У вас есть сведения , что массогабаритных макетов , имитирующих недостающее оборудование, установлено не было? Прием , применяемый повсеместно при испытаниях в неполной комплектации.
              1. -7
                21 декабря 2024 13:36
                Цитата: старпом Лом
                Цитата: тлауикол
                Скорее всего, она вообще не смогла бы взлететь в полной комплектации.

                У вас есть сведения , что массогабаритных макетов , имитирующих недостающее оборудование, установлено не было? Прием , применяемый повсеместно при испытаниях в неполной комплектации.

                Допустим. И что должно получиться в итоге?. Самолёт с 14ю двигателями, который везёт две торпеды на 1000 или 38 пассажиров на 2500км? Меньше и медленнее, чем его же современники с двумя
            4. +9
              21 декабря 2024 20:32
              Цитата: тлауикол
              Скорее всего, она вообще не смогла бы взлететь в полной комплектации.

              Не всё так однозначно как вы предполагаете. Один из примеров "нереально" -
              1955 год. Бартини представляет проект А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Бартини обратился к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.
              Практически все проекты Бартини вызывают первоначально чувство нереальности, неосуществимости.
              «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных.» hi
            5. +4
              22 декабря 2024 04:44
              Самое интересное, что Бартини не то что не расстреляли. Или хотя бы посадили. А даже наградили и превозносят до сих пор как гения.

              Вот хоть бы википедией пользуйтесь, прежде чем публично высказываться.
          2. -7
            21 декабря 2024 07:36
            или даже конвертоплана, и ВВА-14. В чью пользу сравнение?

            14 ЧЕТЫРНАДЦАТЬ реактивных двигателей
            1. -6
              21 декабря 2024 07:41
              Цитата: Santa Fe
              или даже конвертоплана, и ВВА-14. В чью пользу сравнение?

              14 ЧЕТЫРНАДЦАТЬ реактивных двигателей

              Только не говорите мне, что не хотели бы иметь автомобиль, которому понадобится 14 двигателей для того, чтобы тронуться с места request Ведь дальше он поедет на двух ! Разве это не гениально - 12 двигателей в салоне, на крыше, в багажнике... Какая экономия! Стиль, маневренность, удобство, скорость ! Ещё и дамская сумочка влезет, если удастся стронуться.
        2. +5
          21 декабря 2024 11:28
          Цитата: Santa Fe
          Посреди тайги найдется поляна для вертолета

          Нет в тайге полянок, ну или где то километров за 50. А если вдруг нет сплошных деревьев это значит болото нашли smile
    3. +7
      21 декабря 2024 11:27
      Цитата: Santa Fe
      Для гидросамолета-амфибии нет ограничений по выбору мест взлета/посадки. Вода везде одинаковая, бесплатная взлетная полоса любой неограниченной длины

      У гидросамолета полно ограничений. Волнение, глубина, наличие камней или бревен, наконец вода замерзает. Попробуйте сесть в болото например.
    4. +4
      22 декабря 2024 00:22
      Могли позволить себе любые эксперименты, в этом и была наша сила
  2. +13
    21 декабря 2024 05:54
    Какой всё же талантливый конструктор Бартини. Зайти на неизвестную территорию и совместить несовместимое. Конструкция три в одном, вертолёт, самолёт, корабль. Многофункциональное применение.
    Жаль что его смерть не позволила довести этот интересный и нужный проект до конца. И какой короткий срок от чертежа до полётов. soldier
    1. -3
      21 декабря 2024 06:48
      Какой всё же талантливый конструктор Бартини.

      Бартини был человек удивительной судьбы, но что факт остается фактом - ни один из проектов его КБ нельзя назвать успешным
      Конструкция три в одном, вертолёт, самолёт, корабль.

      Жизнь сама все расставила по местам, проект закрыт
      1. +6
        22 декабря 2024 04:55
        ни один из проектов его КБ нельзя назвать успешным

        Пассажирский "Сталь 7", беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Батуми — Одесса — Москва. Далее переделанный в дальний бомбардировщик Ep-2 (гл. конструктор Ермолаев E.Г., консультант Бартини)
    2. +2
      21 декабря 2024 07:43
      Цитата: Солдатов В.
      Жаль что его смерть не позволила довести этот интересный и нужный проект до конца.

      Конкретно это если и экраноплан, то курильщика! laughing
      Хотя как и многое у Бартини - остроумно и оригинально.
      1. -17
        21 декабря 2024 08:02
        Цитата: Владимир_2У
        Цитата: Солдатов В.
        Жаль что его смерть не позволила довести этот интересный и нужный проект до конца.

        Конкретно это если и экраноплан, то курильщика! laughing
        Хотя как и многое у Бартини - остроумно и оригинально.

        Выбрасывать на ветер годы труда и народные миллиарды это не остроумно. Скорее преступно
        1. +12
          21 декабря 2024 08:05
          Цитата: тлауикол
          Выбрасывать на ветер годы труда и народные миллиарды это не остроумно. Скорее преступно

          Не знать что существуют аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы конечно не преступно, но несколько узколобо.
          1. -11
            21 декабря 2024 08:35
            Цитата: Владимир_2У
            Цитата: тлауикол
            Выбрасывать на ветер годы труда и народные миллиарды это не остроумно. Скорее преступно

            Не знать что существуют аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы конечно не преступно, но несколько узколобо.

            Ну, хорошо, расширим лоб и признаем, что остроумные НИработы Бартини тупиковые. Миллиарды и годы труда выброшены с целью доказать, что этим не стоит заниматься. Звезду и премию товарищу Бартини
          2. -10
            21 декабря 2024 08:49
            Хах, вы сами уже неоднократно назвали эту хрень "экранопоаном курильщика", понимая её бесполезно сть.
            Думаете, в 70е годы не ясно было, что 14 авиадвигателей для перевозки пары торпед небыстро и недалеко это не исследования, а преступление и растрата? Кормушка!? 20 лет расхищения с предсказуемым результатом
            1. +5
              21 декабря 2024 09:09
              А вот есть американский боевой конвертоплан с вертикальным взлётом и посадкой, скорость до 500 км, если на нём разместить поплавки для посадки на воду, чем не современное развитие идей Бартини, и он был первым в этом направлении.
              1. -7
                21 декабря 2024 09:19
                Конвертопланам сто лет в обед. При чем тут Бартини?
                Оспрей США? У него два ( 2, ДВА) двигателя! А не 14 ( четырнадцать). И то, спорный аппарат
                1. +9
                  21 декабря 2024 10:45
                  Дело не в двигателях а в самой идеи. Хотели кстати поставить не 14 а двенадцать двигателей. Бартини итальянец, коммунист, но советский авиаконструктор. Может поэтому у него трудная творческая судьба. Чем вам так не нравится ВВА-14? даже без вертикального взлёта у него прекрасные ТТХ. Плюс малый разбег и малая посадочная скорость. Лётчики испытатели отмечали прекрасные аэродинамические качества самолёта.
                  Когда его в первый раз прогоняли по взлётной полосе без поднятия в воздух он неожиданно сам взлетел, и лётчику пришлось сделать круг чтобы посадить самолёт, за что его хотели наказать.
                  Кстати Бартини участвовал в разработке крыла Ту-144. Вот такой замечательный конструктор. Я много читал воспоминаний о нём.
                  1. -10
                    21 декабря 2024 13:33
                    Прекрасные ТТХ? Да он даже к ту134 по ТТХ не смог приблизиться!
                    Что должно было получиться в итоге: медленный, дорогой самолёт с 14ю двигателями для перевозки 2х торпед или 38ми пассажиров? И то, недалеко
                    1. +8
                      21 декабря 2024 13:51
                      Вы хоть читайте ТТХ обоих самолётов в интернете прежде чем писать, Дальность ВВА-14 на 300 км больше ТУ-134, грузоподъёмность на двести кг больше если брать вес пассажира за 100 кг. Авиационная торпеда легче чем подводной лодки. Минимум 6-8 торпед и т.д. Чушь какую то гоните и не краснеете.
                      1. -10
                        21 декабря 2024 14:57
                        Тяжёлый случай. Я сделал всё, что мог request
            2. +5
              21 декабря 2024 15:23
              Цитата: тлауикол
              Хах, вы сами уже неоднократно назвали эту хрень "экранопоаном курильщика", понимая её бесполезно сть.

              Это вы за меня придумали про "понимать бесполезность"? Я то про то что как экраноплан это аппарат слишком сложен.

              Цитата: тлауикол
              Думаете, в 70е годы не ясно было, что 14 авиадвигателей для перевозки пары торпед небыстро и недалеко это не исследования, а преступление и растрата?
              Во первых эти моторы не для перевозки, а для взлёта и посадки, но не просто, а в сложных условиях, т.е. при сильном волнении, а это важно, это сильное ограничение для самолётов-амфибий например. Во вторых и быстро и далеко. А в третьих почему только торпед? А как же ГАС? И вот тут даже конкретно этот, экспериментальный аппарат уделывает любой вертолёт и по дальности и по грузоподьёмности и по времени нахождения в районе и по мощности ГАС.
              Надеюсь вы не считаете вертолёты ПЛО преступлением и растратой?
              1. -7
                21 декабря 2024 15:33
                Взлёта и посадки при сильном волнении моря вот на этом аппарате? Дежурство на волне? С работой Гас?Я думал, вы серьёзный человек
                1. +4
                  21 декабря 2024 15:38
                  Цитата: тлауикол
                  Взлёта и посадки при сильном волнении моря вот на этом аппарате? Дежурство на волне? С работой Гас?

                  Можно подумать вы об этом много знаете... Потому что считать например что пара торпед весит 5 тонн - это очень мало знать...
                  1. -5
                    21 декабря 2024 15:51
                    Ну, про ГАС там вообще даже не заикались. На Вва14 планировали Буревестник. Без кораблей и самолетоа-вертолётов ПЛО он ничего бы не мог. Разве буйков накидать. И это ещё только в проекте.
                    Но вы мне лучше про взлет-посадку на сильной волне расскажите, как знающий больше. Как успехи?
                    1. +3
                      21 декабря 2024 16:04
                      Цитата: тлауикол
                      Ну, про ГАС там вообще даже не заикались. На Вва14 планировали Буревестник.

                      Да ладно... Ну и не планировалось, так что же физическая возможность была. Ах да, а что это за Буревестник то такой? Какие принципы работы и характеристики? Что то не ищется, зато слова "обнаружение подводных лодок... на плаву" есть...

                      Цитата: тлауикол
                      Но вы мне лучше про взлет-посадку на сильной волне расскажите, как знающий больше. Как успехи?
                      Ну например "Шин-мейва" с системой управления пограничным потоком и скоростью в 90 км/ч взлетает на 3 метрах волны. А это 4 балла и это выдающийся результат, для гидросамолётов. Так что взлёт с нулевой скоростью такой же.
                      1. -6
                        21 декабря 2024 16:10
                        4 балла это умеренное волнение и ветер yes
                        И приводнение это не взлет
                      2. +4
                        21 декабря 2024 16:18
                        Цитата: тлауикол
                        4 балла это умеренное волнение и ветер yes
                        И приводнение это не взлет

                        Ну намёков вы явно не понимаете... С нулевой скоростью уж наверняка взлёт с большей волны может происходить. А 2 метра волны, например - это порядка 70 процентов времени в Баренцевом море.
                        Кстати посадка может производиться с несколько большей волной.
                        А чё там с Буревестником?
                      3. -5
                        21 декабря 2024 16:28
                        А че с Буревестник ом? Он превратился в ГАС?
                      4. +3
                        21 декабря 2024 16:39
                        Цитата: тлауикол
                        А че с Буревестник ом? Он превратился в ГАС?

                        Это я у вас спрашиваю, что вообще с ним в принципе, кроме названия, а?
                      5. -6
                        21 декабря 2024 16:43
                        Это не ГАС. Это белый стих Горького и конфета
                      6. +5
                        21 декабря 2024 16:53
                        Цитата: тлауикол
                        Это не ГАС. Это белый стих Горького и конфета

                        Нет, это слив.
                      7. -5
                        21 декабря 2024 18:04
                        Нет. Это прицельно-поисковая система. А не ГАС. И то, лишь в мечтах. О ГАС даже и не мечтали
                      8. +4
                        21 декабря 2024 18:24
                        Цитата: тлауикол
                        Нет. Это прицельно-поисковая система.

                        Где её данные, хоть какие то?! И ГАС тоже и поисковая и даже прицельная система.

                        Цитата: тлауикол
                        О ГАС даже и не мечтали
                        Что, в те годы и не мечтали в принципе? Или в авиации? Или где? На вертолёт с грузоподьёмностью в 1100 кг значит ставили, а на 5 тонн не могли?

                        Ка-25ПЛ оборудовался поисково-прицельной системой (ППС) «Байкал», которая состояла из РЛС «Инициатива-2К», опускаемой гидроакустической станции (ОГАС) ВГС-2, прицельно-вычислительного устройства ПВУ-В-1 «Жасмин», радиоприёмника маяков-ответчиков РПМ-С. Всё это оборудование работало взаимосвязано.

                        Какой же вы унылый...
                      9. -6
                        21 декабря 2024 18:42
                        Её данные так и остались в мечтах Бартини. Должен был быть в системе радар и магнитометр, про ГАС ни слова.
                        И воздержитесь от оскорблений
                      10. +6
                        21 декабря 2024 18:44
                        Цитата: тлауикол
                        Её данные так и остались в мечтах Бартини. Должен был быть в системе радар и магнитометр, про ГАС ни слова.

                        Вы что, читать не умеете?
                        Цитата: Владимир_2У
                        Ка-25ПЛ оборудовался поисково-прицельной системой (ППС) «Байкал», которая состояла из РЛС «Инициатива-2К», опускаемой гидроакустической станции (ОГАС) ВГС-2, прицельно-вычислительного устройства ПВУ-В-1 «Жасмин», радиоприёмника маяков-ответчиков РПМ-С. Всё это оборудование работало взаимосвязано.


                        Цитата: тлауикол
                        И воздержитесь от оскорблений

                        По моему вы не просто унылый...
                      11. -5
                        21 декабря 2024 19:00
                        Воздержитесь от оскорблений.
                        Как вы опускаемую ГАС на ВВА собрались применять? Вас же любая лодка услышит с вашими 12ю посадочными двигателями за пол океана.
                      12. +4
                        21 декабря 2024 19:07
                        Цитата: тлауикол
                        Как вы опускаемую ГАС на ВВА собрались применять? Вас же любая лодка услышит с вашими 12ю посадочными двигателями за пол океана.

                        А думаете вертолёт не слышно? Просто с таким преимуществом в скорости ему не надо вслушиваться, ему достаточно активной работы ГАС. Плюс взрывные источники звука, сброшенные перед посадкой/зависанием. Смотрите вертолётный способ поиска. С ЭП то же самое. Плюс ЭП может глиссировать с места посадки, а это уже совсем другой уровень шума. Плюс никто не отменял вспомогательные двигатели.
                        Цитата: тлауикол
                        Воздержитесь от оскорблений.

                        А вы не давайте повода, правда не с оскорблениями, а с констатацией.
                      13. -6
                        21 декабря 2024 19:14
                        Глиссирование? Емнип 30кмч для ВВА было предел. Вот скажите мне как художник художнику: почему на Чайке не было опускаемой ГАС? Стоять на воде может, глиссировать может. РЛС есть, магнитометр (неопускаемый) в поисково-пииуельном комплексе есть. А ГАС опускаемой нет?
                      14. +4
                        21 декабря 2024 19:27
                        Цитата: тлауикол
                        Глиссирование? Емнип 30кмч для ВВА было предел.
                        Где вы нашли эту цифру? Ну где? Даже до провала с движками взлёты с воды то проводились, если вы понимаете о чём я...

                        Цитата: тлауикол
                        почему на Чайке не было опускаемой ГАС? Стоять на воде может, глиссировать может. РЛС есть, магнитометр (неопускаемый) в поисково-пииуельном комплексе есть. А ГАС опускаемой нет?
                        Не исключено что потому, что мореходность, просто мореходность, не по взлёту посадке даже, 3 балла, а ГАС в своей бухте, избыточен, мягко говоря.
                      15. -4
                        21 декабря 2024 19:50
                        Где-то встречал. Зарываться он начинал в воду. Уголок неба, наверное. Опять же, если это исправили, взлетал он всё равно без 12движков и сопутствующего фарша к ним.
                        Мореходность Чайки низкая? Назовите любой большой гидросамолёт в истории с опускаемой ГАС в п-п комплексе
                      16. +1
                        22 декабря 2024 05:57
                        Цитата: тлауикол
                        Где-то встречал. Зарываться он начинал в воду. Уголок неба, наверное. Опять же, если это исправили, взлетал он всё равно без 12движков и сопутствующего фарша к ним.

                        А я вам что пишу? Глиссировать аппарат был способен.

                        Цитата: тлауикол
                        Мореходность Чайки низкая? Назовите любой большой гидросамолёт в истории с опускаемой ГАС в п-п комплексе
                        Ой ну всё, вы уже вымучиваете претензии. У гидропланов низкая мореходность и на серийниках ГАС нет, бессмысленно. А у "ЩинМейвы" даже речи не идёт о грузоподьёмности, только о пассажировместимости - аж 20 человек на 47 тонн.
                        Резюмирую - утверждение о преступном разбазаривании средств на ВВА-14 - ошибочно, концепция как минимум работоспособная, но как часто бывало, и не только у нас, подвели мотористы. Но даже будучи полностью работоспособным, со всеми моторами, аппарат уступил экранопланам Алексеева по всем буквально параметрам деже не говоря о сложности/стоимости/надёжности, даже "Орлёнку", просто это стало понятно позже. А как ЭП - то и говорить нечего. ЭП курильщика.
                      17. -2
                        22 декабря 2024 06:41
                        https://taganrog-avia.ru/people/Bartini/inet/vtol_boom_ru/vva.htm
                        Я бы не был столь категоричен насчёт взлета с воды. Скорее всего такие испытания вообще не проводились. В воде он бултыхался как курица - было. А взлет-приводнение? Одни байки.
                        Есть несколько десятков минут
                        кинохроники. Основные моменты сняты. Вода есть и подробно. Взлёта опять же нет
                      18. +1
                        22 декабря 2024 07:38
                        Цитата: тлауикол
                        Я бы не был столь категоричен насчёт взлета с воды. Скорее всего такие испытания вообще не проводились. В воде он бултыхался как курица - было. А взлет-приводнение? Одни байки.

                        А что вы хотите от экспериментальной модели?
                        Но и тут это не просто возражение, а с опровержением.
                        Потому что ВВА14 это пока ещё самолёт, а вот
                        14М1П - вот он экранолёт и на воде он себя вёл совсем по другому.
                        Мореходные испытания показали, что 14М1П после выхода на динамическую подушку сильно поднимает нос, но сама машина шла устойчиво. Однако при резком уменьшении газа поддувных двигателей аппарат так сильно опускался на воду, что были случаи заливания двигателей водой.
                        Выход на подушку требует намного большей скорости чем 35 км/ч
                        http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/ekranoplany/ekranoplany-drugih-konstruktorov/eksperimentalnyj-ekranolyot-14m1p/
                        Ну и оттуда же -
                        работы по этой теме были прекращены. Тем не менее, полученный опыт был использован конструкторами ОКБ в перспективных разработках.
                      19. -2
                        22 декабря 2024 08:21
                        Т. е. с воды он не взлетел? И не приводнялся?
                        Кстати, вы спросили того участника "секретных полётов" Орленка? . Секретных для ПВО округа, базы, КФл, погранслужбы, Аэрофлота и тп... По поводу моего скепсиса. Что он ответил?
                      20. +1
                        22 декабря 2024 08:26
                        Цитата: тлауикол
                        Т. е. с воды он не взлетел? И не приводнялся?

                        Как это касается возможности глиссирования? Вы уже не знаете что написать.

                        Цитата: тлауикол
                        Кстати, вы спросили того участника "секретных полётов" Орленка? . Секретных для ПВО округа, базы, КФл, погранслужбы, Аэрофлота и тп... По поводу моего скепсиса. Что он ответил

                        А это уже откровенно уббогий довод, и если вы не помните, то ответ был такой, примерно - подавалась заявка на пролёт и этого достаточно. Спустя 40 лет искать какие то доказательства полётов, глупость глупая...
                      21. -2
                        22 декабря 2024 08:28
                        Вы сказали:летал с воды. Я переспросил, вы начали вилять.
                        Ах, глупость. Ну, я опять же просто спросил, а вы вилять
                      22. +1
                        22 декабря 2024 08:32
                        Цитата: тлауикол
                        Вы сказали:летал с воды. Я переспросил, вы начали вилять.
                        Ах, глупость. Ну, я опять же просто спросил, а вы вилять

                        Выход на подушку может и не взлёт... Но главная претензия от вас была по поводу глиссирования.
                        Всё.
                      23. -2
                        22 декабря 2024 08:36
                        Главная претензия - что за хрень он построил!?
                        Ну, всё, так все
                      24. 0
                        22 декабря 2024 08:37
                        Цитата: тлауикол
                        Главная претензия - что за хрень он построил!?
                        Ну, всё, так все

                        Аминь.
                        Цитата: Владимир_2У
                        Резюмирую - утверждение о преступном разбазаривании средств на ВВА-14 - ошибочно, концепция как минимум работоспособная, но как часто бывало, и не только у нас, подвели мотористы. Но даже будучи полностью работоспособным, со всеми моторами, аппарат уступил экранопланам Алексеева по всем буквально параметрам деже не говоря о сложности/стоимости/надёжности, даже "Орлёнку", просто это стало понятно позже. А как ЭП - то и говорить нечего. ЭП курильщика.
        2. +3
          21 декабря 2024 20:14
          Где-то читал такое определение:
          Учёный* - тот, кто удовлетворяет своё любопытство за чужие деньги.
          Значит ли это, что науку надо разогнать, а учёных послать заниматься производительным трудом на колхозных полях?

          *в смысле занимающийся наукой, а не просто прошедший какое-то обучение
          1. +1
            22 декабря 2024 05:12
            «Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт.»
            Арцимович Л.А. Герой Социалистического Труда , 4 ордена Ленина, 2 ордена Трудового Красного Знамени, медали Ленинская премия, Сталинская премия первой степени, Государственная премия СССР.

            Если работа доставляет удовольствие, то это не значит, что это уголовное преступление.
          2. -5
            22 декабря 2024 07:15
            Цитата: Наган
            Где-то читал такое определение:
            Учёный* - тот, кто удовлетворяет своё любопытство за чужие деньги.
            Значит ли это, что науку надо разогнать, а учёных послать заниматься производительным трудом на колхозных полях?

            *в смысле занимающийся наукой, а не просто прошедший какое-то обучение

            Ага, а "отрицательный результат тоже результат!" Сделаем это девизом науки?
            У человека за 37лет труда и отдыха ни один аппарат не взлетел! С 35го года! Любой стране нужен результат, а не освоение денег!
            Как минимум перестаньте называть его гением, а этот аппарат гениальным
        3. -1
          22 декабря 2024 12:37
          Выбрасывать на ветер годы труда и народные миллиарды это не остроумно. Скорее преступно

          вы беспокоитесь о тех кого арестовали в МО?
          так их отпустят... они же ничего не сделали..
  3. +6
    21 декабря 2024 06:02
    Удивительный человек и авиаконструктор был Р.Л.Бартини. По крайней мере один из его самолетов строился серийно (Ер-2). Но ни один из его самолетов не носил его имени!
    1. -7
      21 декабря 2024 06:53
      По крайней мере один из его самолетов строился серийно (Ер-2)

      Интересная формулировка, вы сами не находите? Для выдающегося конструктора
      1. +5
        21 декабря 2024 07:12
        «Серийно» - по меркам того времени Ер-2 даже не начинали строить, 200 единиц -

        Для начала:
        Ер-2 (ДБ-240) — советский дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Всего было построено 462 экземпляра.
        ( https://www.google.com/search?q=сколько+было+построено+самолетов+Ер-2&client=opera&hs=EwF&sca_esv=754168574209eb79&sxsrf=ADLYWILSkWfUu8nPHW3CQeCaTavYR8xr1g%3A1734753479611&ei=xzxmZ5r8JLWmwPAP0KeesAk&ved=0ahUKEwja-7Kn_LeKAxU1ExAIHdCTB5YQ4dUDCBA&uact=5&oq=сколько+было+построено+самолетов+Ер-2&gs_lp=Egxnd3Mtd2l6LXNlcnAiRNGB0LrQvtC70YzQutC-INCx0YvQu9C-INC_0L7RgdGC0YDQvtC10L3QviDRgdCw0LzQvtC70LXRgtC-0LIg0JXRgC0yMggQABiABBiiBDIIEAAYgAQYogQyBRAAGO8FMggQABiABBiiBDIFEAAY7wVI6h1QAFjyDHAAeAGQAQCYAdkBoAGOA6oBBTAuMS4xuAEDyAEA-AEBmAICoAKmA8ICCBAhGKABGMMEmAMAkgcFMC4xLjGgB_gI&sclient=gws-wiz-serp )

        ТБ-7 (Пе-8) было построено ~ 79 штук (данные разнятся +-5), но он считается серийным.
        Оба этих самолета в начале войны бомбили Берлин!
        Не надо "натягивать сову на глобус" и сравнивать количество истребителей и штурмовиков с дальним бомбардировщиком.
  4. +2
    21 декабря 2024 06:18
    Высокая степень новизны определяет высокую степень неудачи проекта.
  5. -1
    21 декабря 2024 06:48
    Вы будете смеяться, но в моей конторе в году так 1979- 80 фонтасты от КПСС рассматривали вариант смены экипажей в порту Торсхавн ( Фарерские острова ) экранопланами.К счастью не срослось у них это. laughing
    1. +3
      21 декабря 2024 07:20
      вариант смены экипажей в порту Торсхавн ( Фарерские острова ) экранопланами.
      Наверное, это был экраноплан Алексеева типа "Орлёнок" или "Лунь". И тот и другой кончились после смерти конструктора.
      1. +3
        21 декабря 2024 07:29
        Цитата: Авиатор_
        И тот и другой кончились после смерти конструктора
        Скорее, после смерти СССР
        1. +4
          21 декабря 2024 13:40
          Нет, ни авиапром ни судпром не хотели в позднем СССР заниматься такой машиной, которая была на стыке этих стихий. Застойный СССР (80-е годы) уверенно шёл к своему краху.
    2. +2
      21 декабря 2024 07:28
      Цитата: tralflot1832
      вариант смены экипажей в порту Торсхавн
      Моя мечта, ещё с юношества, побывать на Фарерах и Исландии! wink
      1. 0
        21 декабря 2024 08:47
        Голландец Михель .Меня моя контора в эти страны свозила.Нечего там делать ,всё дорого.Разве что погулять.
        1. +2
          21 декабря 2024 10:25
          Цитата: tralflot1832
          Нечего там делать ,всё дорого
          Места очень красивые, часто смотрю ролики на YouTube про Фареры и Исландию. Такие ландшафты просто обожаю!
          1. +1
            21 декабря 2024 10:27
            часто смотрю ролики на YouTube

            Нельзя смотреть ютуб, иногентом станетеlaughing
            1. +5
              21 декабря 2024 10:27
              Цитата: Konnick
              Нельзя смотреть ютуб, иногентом станешь
              Никакой политики, только география и техника
              1. +3
                21 декабря 2024 10:43
                Никакой политики, только география и техника

                Темнейшему виднее
          2. +1
            21 декабря 2024 11:15
            Михель там в Исландии и на Фарерах за деревом не спрячешься у трассы по маленькой нужде ,за отсутствием деревьев. laughing У меня была мечта завезти на Фареры тамбовских волков там им было бы такое раздолье.Зажиточные фарерцы строят "виллы" не для себя, а для овец ..На фарерах есть подземный автомобильный тоннель под проливом ,где в центре есть участок с круговым движением.Да летом красиво что в Исландии что на фарерах.Люди общительные и дружелюбные - истинные скандинавы.
        2. +1
          24 декабря 2024 00:52
          Фареры - это страна? Опа! А когда они отделились от Дании?
    3. +3
      21 декабря 2024 08:11
      Цитата: tralflot1832
      рассматривали вариант смены экипажей в порту Торсхавн ( Фарерские острова ) экранопланами.К счастью не срослось у них это

      Ну да, недорогой и скоростной трансфер экипажа это же зло и несчастье.
      Зато теперь в этом Торсхавне вряд ли хоть один российский траулер есть.
      1. -4
        21 декабря 2024 08:38
        Не подменяйте понятия. Недорогой и скоростной трансфер экипажа на Фарерах это хорошо. Только с какого боку тут экраноплан пристроить?
        1. +3
          21 декабря 2024 15:35
          Цитата: тлауикол
          Не подменяйте понятия.

          Теряюсь в догадках... Какие на какие понятия я подменил?!
          Цитата: тлауикол
          Только с какого боку тут экраноплан пристроить?

          Ну экспериментальный экраноплан Бартини понятно что ни к чему, а вот уже Орлёнок от Мурманска добивал с 10 тоннами, а это сто человек. А аэродрома, как я понял в Т. нет.
          1. -4
            21 декабря 2024 15:46
            "Недорогой и скоростной трансфер экипажа" И "трансфер экипажа в Торсхафеен экранопланами" это две разные вещи.
            Второе - утопия
            1. +3
              21 декабря 2024 15:50
              Цитата: тлауикол
              "Недорогой и скоростной трансфер экипажа" И "трансфер экипажа в Торсхафеен экранопланами" это две разные вещи.

              А вы как то можете обосновать ваше утверждение? Потому что ЭП типа Орлёнок не требовал полосы и стоил примерно как Ан-22.
              1. -4
                21 декабря 2024 15:53
                Это не моё утверждение. См. выше.
                Стоить то он стоил. Только не мог нихрена, что вы от него хотите.
                А вот сесть в машину, приехать в аэропорт не проще? Датчане считают что проще
                1. +2
                  21 декабря 2024 16:14
                  Цитата: тлауикол
                  Стоить то он стоил. Только не мог нихрена, что вы от него хотите.

                  Что, и посадки на воду не было? Да ладно... Или быть может при 10 тоннах нагрузки и отказе от амфибийности нельзя взять больше горючего? Такая же фигня... Так ведь и ЭП не Орлёнок может быть.

                  Цитата: тлауикол
                  А вот сесть в машину, приехать в аэропорт не проще? Датчане считают что проще
                  Датчане крутые, приехать в аэропорт которого нет, это круто... Да и сесть в машину сотне экипажа БМРТ не менее круто.
                  Я уж не говорю, про то что нужны визы, нужна валюта на билеты, а на минуточку, в СССР с этим было не так что бы просто.
                  1. -3
                    21 декабря 2024 16:26
                    Не мог ничего из того, что вы от него хотите ( челночить на Фареры)
                    Аэропорт рядом. Не влезаете в машину, доедете на автобусе. В Улан-Удэ есть аэропорт ? А в Иволге? И что, иволгинцы на экраноплане в Красноярск мотаются, или все-таки едут в аэропорт Байкал? Вот также и фарерцы - просто едут в аэропорт.

                    Визы, валюта, ну-ну, аргументы по сабжу кончаются? Про санкции будете вспоминать?
                    1. +2
                      21 декабря 2024 16:38
                      Цитата: тлауикол
                      Визы, валюта, ну-ну, аргументы по сабжу кончаются?
                      Алло, вообще то это дополнительные расходы из которых складывается стоимость смены экипажа. В том числе. Именно поэтому крупные компании предпочитают свой транспорт иметь, даже в своей стране. Вы простеньких вещей не понимаете.

                      Цитата: тлауикол
                      Аэропорт рядом.
                      Там нет аэродрома... И соответственно сложность заметно так подскакивает.

                      Цитата: тлауикол
                      Не влезаете в машину, доедете на автобусе. В Улан-Удэ есть аэропорт ? А в Иволге? И что, иволгинцы на экраноплане в Красноярск мотаются, или все-таки едут в аэропорт Байкал?
                      Просто стыд какой то, а это вот аргумент? Было бы дешевле, уж поверьте - мотались бы.
                      1. -2
                        21 декабря 2024 16:42
                        " yes Было бы дешевле, уж поверьте - мотались бы" А вот это правильный ответ. Поэтому самолёт и машина, виза и паспорт. А не ЭП.
                        На Фарерах прекрасный аэропорт. К которому ведёт отличная дорога из Торнсхафен
                      2. +2
                        21 декабря 2024 16:52
                        Цитата: тлауикол
                        Было бы дешевле, уж поверьте - мотались бы" А вот это правильный ответ. Поэтому самолёт и машина, виза и паспорт. А не ЭП.

                        Это глупость. Потому что если ЭП обеспечит более дешёвую перевозку при сопоставимой скорости, то и пользоваться будут ЭП. И вот в указанное время это было бы гарантированно. А уже одно то, что для перевозки валюта бы не тратилась, в СССР и на дороговизну не посмотрели бы.

                        Цитата: тлауикол
                        На Фарерах прекрасный аэропорт. К которому ведёт отличная дорога из Торнсхафен
                        Чудесно... Только во времена указанные Андреем на лоукост можно было даже не смотреть, в том числе и типам самолётов.
                      3. -3
                        21 декабря 2024 17:21
                        Дык за заход в порт всё равно валюту тратить. Или вы среди моря экипажи менять собрались?
                        Впрочем, это неважно. Ни скорости, ни экономии, ни круглогодично сти, ни безопасности эп не обеспечит, соревнуясь с аэропортом.
                      4. +1
                        21 декабря 2024 17:29
                        Цитата: тлауикол
                        Дык за заход в порт всё равно валюту тратить.

                        А это уже другой расход, совсем...

                        Цитата: тлауикол
                        Или вы среди моря экипажи менять собрались?
                        Ахаха, буровые платформы тоже в порты загоняют для смены экипажа? Далеко не всегда вертолётом экипаж меняют, далеко.

                        Цитата: тлауикол
                        Впрочем, это неважно. Ни скорости, ни экономии, ни круглогодично сти, ни безопасности эп не обеспечит, соревнуясь с аэропортом.
                        Это если аэропорт доступен.
                      5. -3
                        21 декабря 2024 17:39
                        Ага. А экранопланом меняют? Спасают? Тушат? Таранят нарушителей и браконьеров? Северный завоз?
                        Где они работают? И почему нигде? Происки врагов, наверное
                      6. +1
                        21 декабря 2024 17:44
                        Цитата: тлауикол
                        Ага. А экранопланом меняют? Спасают? Тушат? Таранят нарушителей и браконьеров? Северный завоз?
                        Где они работают? И почему нигде? Происки врагов, наверное

                        А где авианосцы, где орбитальные станции, где сверхтяжёлые ракетоносители, где производство отечественной микроэлектроники, где отечественное гражданское авиастроение, где малые ДРЛО? Вы ещё интеллект отечественных адмиралов и генералов как аргумент приведите - какие они прозорливые, что экранопланы перестали финансировать.
                      7. -2
                        21 декабря 2024 17:56
                        А вы гляньте на соседние страны. И всё это увидите. В том числе прозорливых финансистов. Кроме экранопланов в Атлантике или С-Л океане
                      8. +1
                        21 декабря 2024 18:31
                        Цитата: тлауикол
                        А вы гляньте на соседние страны. И всё это увидите. В том числе прозорливых финансистов. Кроме экранопланов в Атлантике или С-Л океане

                        А, ну ясно... Соседние страны... А кто из соседних стран хотя бы атомные станции строить может, мог, сможет?
                        Вот США конвертопланы строил и будет строить, а никто не может. А ведь и самолёты лучше, и вертолёты лучше. Но не во всём. И вот этого "не во всём" хватает, что бы строить опасные конвертопланы. Но какие дятлы эти американцы, никто же вокруг не строит...
                      9. -3
                        21 декабря 2024 18:46
                        Ага, а мы можем, только недальновидные генералы и финансисты мешают.
                        Только перечисленное выше в вашем комментарии не можем: авианосцы, микроэлектронику, ДРЛО и тд. А экранопланы хоть завтра. Просто не хотим. А они в сша не могут. Да-да
                      10. +1
                        21 декабря 2024 18:53
                        Цитата: тлауикол
                        . А они в сша не могут. Да-да

                        А им не нужно, пока, потому что ЭП корабль прибрежной и ближней морской зоны. А врагов у побережья США в этих зонах нет. А у нас - масса.
                        А мы в ЭП - можем, для этого всё есть, кроме понимания у адмиралов и генералов. А если вы не понимаете, то ладно. Однако помните, что кораблей ПЛО в этих зонах у России практически не осталось...
                      11. -3
                        21 декабря 2024 19:02
                        Литоральные корабли наклепали, а эп нет.
                      12. +1
                        21 декабря 2024 19:10
                        Цитата: тлауикол
                        Литоральные корабли наклепали, а эп нет.

                        И много? А ЭП не смогли, может и рады были бы...
                      13. -1
                        21 декабря 2024 19:16
                        Это потому что тупые, угадал? Всякую фигню типа авианосец микросхемы БПЛА тритон могут. А вот эп нет
                      14. 0
                        21 декабря 2024 19:32
                        Цитата: тлауикол
                        Это потому что тупые, угадал? Всякую фигню типа авианосец микросхемы БПЛА тритон могут. А вот эп нет

                        Да, представьте себе. Точнее копию то Луня, возможно идеала для тяжёлого ЭП, сделать вообще не проблема, но это означает расписаться в собственном бессилии. Вот кто угодно, но американцы на это не пойдут...
                      15. 0
                        22 декабря 2024 07:22
                        Кстати, может аргумент "о бессилии" и спорный, однако то что американцы не строят ничего подобного МРК и МПК, этот аргумент железобетонный. Литоралы - это уже практически фрегаты.
                      16. -2
                        22 декабря 2024 08:18
                        Они не строят эп ни для чего. Ни для нефтевышек, ни для морских перевозок, ни для Нацгвардии.. Ни для чего
                      17. 0
                        22 декабря 2024 08:21
                        Цитата: тлауикол
                        Они не строят эп ни для чего. Ни для нефтевышек, ни для морских перевозок, ни для Нацгвардии.. Ни для чего

                        Корветы, вроде Каракуртов, и ракетные катера они тоже не строят, ни для кого... А весь мир строит.
                        Зато конвертопланы строят, а весь мир нет.
                      18. -2
                        22 декабря 2024 08:23
                        Т. Е. с имеющимися задачами в сша эп не справится? И с имеющимися задачами в остальном мире тоже
                      19. 0
                        22 декабря 2024 08:27
                        Цитата: тлауикол
                        Т. Е. с имеющимися задачами в сша эп не справится? И с имеющимися задачами в остальном мире тоже

                        У вас уже нет вообще никаких аргументов. Вот это что то типа троллинга, крайне туппого.
                      20. -2
                        22 декабря 2024 08:32
                        Когда я вас спрашиваю о деталях "полетов" Орленка или ВВА, вы просто отвечаете в стиле : "давно это было" или "верьте мне на слово"
                      21. 0
                        22 декабря 2024 08:28
                        Но повторю, если вы такой туппой:
                        Цитата: тлауикол
                        Т. Е. с имеющимися задачами в сша эп не справится? И с имеющимися задачами в остальном мире тоже

                        Цитата: Владимир_2У
                        Точнее копию то Луня, возможно идеала для тяжёлого ЭП, сделать вообще не проблема, но это означает расписаться в собственном бессилии.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Корветы, вроде Каракуртов, и ракетные катера они тоже не строят, ни для кого... А весь мир строит.
                        Зато конвертопланы строят, а весь мир нет.
                      22. -2
                        22 декабря 2024 08:30
                        Владимир, почему у вас такой говнистый характер? Давайте просто перестанем общаться, да и всё?
                      23. 0
                        22 декабря 2024 08:36
                        Цитата: тлауикол
                        Владимир, почему у вас такой говнистый характер?

                        Да, я не Христос, и терпения у меня не как у него. Но не имея аргументации вы уже начинаете приплетать всякую ахинею. А это довольно погганая черта.

                        Цитата: тлауикол
                        Давайте просто перестанем общаться, да и всё?
                        Ну и притихнете, ради бога, я то что...
                      24. -2
                        22 декабря 2024 09:47
                        quote=Владимир_2У][quote=тлауикол]Владимир, почему у вас такой говнистый характер?[/quote]
                        . Но не имея аргументации вы уже начинаете приплетать всякую ахинею. ...[/quote]


                        Типа вот этой: "Спустя 40 лет искать какие то доказательства полётов, глупость глупая..."?
                        Аргументация у вас такая же говнистая, как и вы
                      25. 0
                        22 декабря 2024 10:07
                        Цитата: тлауикол

                        Типа вот этой: "Спустя 40 лет искать какие то доказательства полётов, глупость глупая..."?
                        Аргументация у вас такая же говнистая, как и вы

                        Откровенна туппая претензия не нуждается в развёрнутом ответе. А туппость вашей претензии об отсутствии документального подтверждения полётов на высоте спустя 40 лет очевидна.

                        3.6.8. Радиообмен между органами ОВД и летными экипажами воздушных судов, переговоры диспетчеров органов ОВД, метеорологические консультации летных экипажей и диспетчеров, предполетный контроль, метеорологическая информация, передаваемая по радиоканалам, а также радиолокационная и плановая информация должны регистрироваться специальной аппаратурой. Материалы регистрации должны храниться и использоваться для целей ОВД при использовании аналоговых средств документирования в течение 14 суток, а цифровых средств документирования - в течение 30 суток.

                        Предполетные указания дает ведущий летчик-испытатель, ведущий внешний пилот-испытатель (КВС) по плановой таблице с привлечением ведущего инженера по испытаниям ВС с записью на устройства аудио (видео)- записи.

                        Запись предполетных указаний на полеты на устройстве аудио (видео)-записи хранится 5 суток.


                        Вы то по моему просто интеллектуально ограниченный, но зато с претензиями.
                      26. -2
                        22 декабря 2024 10:12
                        Всё это исключает разговоры о "тайных полётах" и задействует кучу народу среди военных и гражданских специалистов.
                        Так где хоть что-то, кроме бла-бла-бла?
                        Даже первый ядерный взрыв заснят. А суперпуперсекретный полёт по просьбе Алексеева остался только на словах. Он пвошникам хоть звякнул, чтоб не сбили?
                      27. 0
                        22 декабря 2024 13:50
                        Цитата: тлауикол
                        Всё это исключает разговоры о "тайных полётах" и задействует кучу народу среди военных и гражданских специалистов.
                        Так где хоть что-то, кроме бла-бла-бла?
                        Даже первый ядерный взрыв заснят. А суперпуперсекретный полёт по просьбе Алексеева остался только на словах. Он пвошникам хоть звякнул, чтоб не сбили?

                        Вы уже себя не просто тупым показываете, а откровенным неддоумком. hi
                      28. -1
                        22 декабря 2024 14:30
                        Бла-бла-бла, дерьмо, бла-бла-бла, дерьмо..
                        А доказательства скоро подъедут? Или у вас их просто нет? Да - да. Нет - нет. Просто, без дерьма , можете?
                      29. +1
                        22 декабря 2024 14:41
                        Цитата: тлауикол
                        Бла-бла-бла, дерьмо, бла-бла-бла, дерьмо..
                        А доказательства скоро подъедут? Или у вас их просто нет? Да - да. Нет - нет. Просто, без дерьма , можете?

                        Пц, вам для чего доказательство того, что Орлёнок мог или не мог подниматься на три или сколько там километров? В принципе, что это решит? При этом это вообще то мягко говоря не достижение для авиации и фиксировать это в веках нафиг не нужно!
                        А уж требовать данные контроля от каких то вообще сторонних организаций, это верх скудоумия. Да еще игнорируя тот факт, что данные этого контроля не хранят даже не годами, а месяцами...
                        Не позорьтесь, искренне вам пишу.
                      30. -1
                        22 декабря 2024 14:47
                        Хорошо, не буду. Ссылочку на лётчика дайте пожалуйста, я сам у него спрошу. Буду очень признателен.
                        ( Федеральные правила Росавиации это хорошо конечно. Но, мне бы правду узнать)
                      31. +1
                        22 декабря 2024 16:47
                        Цитата: тлауикол
                        Хорошо, не буду. Ссылочку на лётчика дайте пожалуйста, я сам у него спрошу. Буду очень признателен.

                        Ой, да боже мой, бейтесь за правду пожалуйста.
                        Интервью с летчиком-испытателем экранопланов И. Г.Добровольским
                        https://rutube.ru/video/3d2cfcfa9285499c68785b49af55c859/
                        Ищите, задавйте вопросы...

                        заместитель командира 11-й авиагруппы экранопланов на Каспии, пилот экранопланов в 1982-1999 гг. Александр Коробкин. С 8-й минуты о высоте...
                        https://www.youtube.com/watch?v=AjdGJ-TD6mI&t=573s
                        Только не надо радостно подпрыгивать при словах о неустойчивости Орлёнка, далее там идут слова о том что всё в полном порядке с устойчивостью...
                        Приступайте...
                      32. +2
                        21 декабря 2024 17:02
                        Цитата: тлауикол
                        " yes Было бы дешевле, уж поверьте - мотались бы" А вот это правильный ответ. Поэтому самолёт и машина, виза и паспорт. А не ЭП.


                        Такой расчёт на свою машину. Чисто по приколу.
                        Торсхавн – Мурманск
                        Расстояние: 3 422,5 км
                        Время в пути: 71 ч 1 мин.
                        Расход топлива: 342.3 л, стоимость: 11 978.9 рублей
                        (при расходе 10/100 км и стоимости топлива 35 руб/литр)
                        28 тонн туда 28 обратно по максимуму для исходного Орлёнка.
                        Тонна керосина 60 тыр. 100 человек туда, 100 обратно. 16800 тыр на человека... 10 часов в один конец.
                      33. -4
                        21 декабря 2024 17:22
                        Думаете, самоубийцы ещё и деньги будут платить?
                      34. +2
                        21 декабря 2024 17:31
                        Цитата: тлауикол
                        Думаете, самоубийцы ещё и деньги будут платить?

                        Что за глупость считать ЭП опасным транспортом? Уже неоднократно ВАМ персонально это доказывал, и у ВАС аргументов не находилось, кроме упоминания не знаю Улан-Удэ и окрестностей...
                      35. -4
                        21 декабря 2024 17:43
                        Доказали? Чем? Сколько пассажиров перевезли эп через океан? А через материк?
                      36. +2
                        21 декабря 2024 17:49
                        Цитата: тлауикол
                        Доказали? Чем? Сколько пассажиров перевезли эп через океан? А через материк?

                        ...Из восьми тяжёлых фактически опытных экспериментальных ЭП потеряно два, с гибелью одного человека, причём оба из за нарушений правил эксплуатации. За десяток примерно лет нещадных испытаний.
                      37. -4
                        21 декабря 2024 17:53
                        Это сколько в граммах? Ноль?
                      38. +2
                        21 декабря 2024 18:18
                        Цитата: тлауикол
                        Это сколько в граммах? Ноль?

                        Лажовенький аргумент. Потому что с каких это пор безопасность меряется в перевезённых пассажирах? Безопасность меряется в пассажирокилометрах на погибшего. Думаю что миллион тяжёлые ЭП налетали/наплавали по любому. А значит миллионов пять ПК есть. Один погибший на 5 миллионов пассажирокилометров это многовато, ну так и ЭП испытательные.
                      39. +2
                        21 декабря 2024 17:19
                        Цитата: Владимир_2У
                        16800 тыр на человека...

                        Ой, просто рублей...
      2. 0
        21 декабря 2024 08:44
        Владимир_ 2У .Фарерские острова хотя и датская территория ,но фарерцы посли континентальную Данию вместе с Попенгагеном далеко и подальше .Путассу и атлантическая скумбрия ,сельдь ловится в районе " Де Кольте " ( морской сленг)В Норвежской, Фарерской и Англиских зонах.Постоянно мониторю ,по старой памяти Торсхавн.
        1. +1
          21 декабря 2024 15:42
          Цитата: tralflot1832
          Постоянно мониторю ,по старой памяти Торсхавн.

          Чудесно, я просто не понял почему экраноплан зло?
  6. +1
    21 декабря 2024 11:52
    Очень интересная машина. Жаль что не довели до испытаний в полном варианте, с движками вертикального взлета. К самой возможности вертикального взлета и посадки с помощью ТРД много вопросов. Например как они будут вести себя на мягких грунтах? У вертолетов много своих недостатков и исследование альтернативного способа было бы очень важно.
  7. +1
    21 декабря 2024 16:56
    иногда старое возвращается в новом
  8. 0
    22 декабря 2024 08:20
    Время было такое, поиска оптиума, сильное увлечение вертикальным взлетом. На полном серьёзе разрабатывали транспортные машины вертикалки на реактивной тяге, немцы успели построить летные прототипы.
    По опыту летных и проектов пришло понимание что были слишком оптимистичными.