О надёжности БМП-3: когда официальные цифры реальности не соответствовали

94
О надёжности БМП-3: когда официальные цифры реальности не соответствовали

В далёком 1991 году в газете «Красная Звезда» была опубликована заметка, подробно рассказывающая об успехах советской военной промышленности по части совершенствования новейшей на тот момент БМП-3. В частности, в ней говорилось о том, что данная боевая машина по результатам испытаний показала высокий уровень надёжности и, соответственно, низкий параметр потока отказов.

Несведущего в теме читателя эти победные реляции, конечно, радовали. Однако у инженеров от танкостроительной отрасли они вызвали массу вопросов, в связи с чем ими даже был выпущен ответ в виде статьи, в которой критиковался как подход к определению надёжности техники в целом, так и конкретные цифры по БМП-3 в частности — её мы и публикуем здесь.




Методический подход к оценке надёжности бронетанковой техники


Надёжность новой бронетанковой техники обычно оценивается по результатам предварительных и приёмочных испытаний опытных образцов, а серийной — по результатам войсковой эксплуатации, периодических и типовых испытаний. В соответствии с действующими стандартами испытывается не менее 20-30 опытных образцов, суммарный объём их испытаний должен составлять 300-450 тыс. км пробега.

В качестве основного принятого критерия оценки надёжности используется параметр потока отказов (ω), заданные значения которого для конкретной машины включаются в тактико-технические характеристики в дальнейшем в технические условия. Этот показатель широко используется специалистами отрасли при сравнительной оценке уровня надёжности различных марок машин и динамики изменения их качества на разных этапах жизненного цикла. Основой такой оценки является определение параметра потока отказов, подсчитываемого для машины в целом, как этого требует отраслевая нормативно-техническая документация (ОСТ В 3-5352—82).

Всякое отступление от этого положения может привести к неточности при оценке надёжности новых образцов бронетанковой техники. Рассмотрим это на примере новой боевой машины пехоты БМП-3. Так, в газете «Красная Звезда» от 12 февраля 1991 г. в статье об этой машине было приведено значение ω = 2,46х10-3 км-1, отражающее уровень надёжности БМП-3 в 1990 г. по результатам её испытаний.

Однако анализ этой цифры показал, что она характеризует только безотказность элементов шасси и не учитывает отказы систем специального оборудования, жизнеобеспечения и частично электрооборудования и средств связи.

Кроме того, в момент составления официального отчёта по результатам испытаний БМП-3 комиссия ещё не располагала объективными данными об итогах исследования причин возникновения сложных отказов, изложенных впоследствии в материалах постоянно действующей комиссии по контролю качества.

Необходимо также учитывать, что при составлении отчёта по результатам испытаний были допущены неверные трактовки отдельных положений ОСТ ВЗ-5353—82. В частности, несколько отказов одного наименования были объединены в один, а некоторые отказы, связанные с недостатками машины, отнесены к эксплуатационным или зависимым.

С учётом этих обстоятельств специалистами ВНИИтрансмаш на основе официальных данных по материалам войсковых испытаний ВИ-90 было определено значение параметра потока отказов БМП-3: ω = 6,58-10х10-3 км-1, что значительно хуже как официально заявленной величины, так и требуемого в отрасли уровня надёжности серийных машин (ω ≤ 1,0 10-3 км-1).

Известно, что существуют следующие основные причины отказов новых ВГМ: ошибки, допущенные разработчиками при проектировании; недостаточный объём испытаний при отработке машины и несовершенство методик их проведения; неэффективность мероприятий по устранению выявленных отказов; производственные дефекты; ошибочное отнесение отказов, обусловленных несовершенством конструкции, к категории эксплуатационных; недостаточная надёжность комплектующих изделий.

Рассмотрим, какие из этих причин относятся к БМП-3. Как известно, в середине 70-х гг. на основании опыта испытаний БТТ были выработаны рекомендации по числу, объёму и месту испытаний опытных образцов. Они нашли отражение в стандартах, согласно которым должны испытываться 20-30 машин до выхода практически всех их в капитальный ремонт. Однако из-за недостаточных мощностей опытного производства и ряда организационных причин число испытываемых образцов БМП-3 было меньшим, чем предусмотрено стандартом (табл. 1). Объём испытаний составил только 37 % от рекомендованного стандартом. Практически все испытания продолжались значительно дольше запланированных сроков из-за большого числа отказов и отсутствия запчастей. Всего с учётом войсковой эксплуатации испытано 34 машины; суммарный объём их испытаний составил около 200 тыс. км.

Главным результатом испытаний обычно считают не число выявленных, а число устранённых отказов. Для оценки надёжности пользуются известной зависимостью:

ωs = ASΣ-β,

где ωs — достигнутый уровень безотказности после доработок конструкции в течение испытаний суммарным объёмом SΣ, β — показатель роста надёжности; А — коэффициент безотказности машины, равный начальному уровню параметра потока отказов ω н.у. Обычно 0,32≤β≤0,45 (наибольшее значение для танка Т-72, наименьшее — для семейства БМП-1 и БМП-2). Темп роста надёжности в процессе отработки БМП-3 определялся значением β = 0,27.


При этом начальный уровень параметра потока отказов был весьма высок (ω н.у.≈ 50х10-3 км-1), тогда как на первых опытных образцах танка Т-64А он составлял около 15х10-3 км-1, а у танков Т-72 — 9х10-3 км-1.

Рассмотрим значения параметра потока отказов (ω, км-1), полученные при испытаниях БМП-3:

Конструкторско-доводочные: 50,5х10-3 км-1;

Отраслевые: 18,6х10-3 км-1;

Государственные: 17,1х10-3 км-1;

Контрольные (после доработки): 5,6х10-3 км-1;

Войсковые: 6,6х10-3 км-1;

Эксплуатационные: 8,910-3 км-1.


Как видим, в случае с БМП-3 имеем одновременно более низкий показатель начальной надёжности (более высокое значение коэффициента А и более слабый темп её роста.

Анализ характера выявленных при испытаниях БМП-3 отказов показывает, что определённая часть их может быть отнесена к ошибкам, допущенным при конструировании (табл. 2). Примерами таких отказов являются: разрушение тяг элементов механизма изменения дорожного просвета; разрушение деталей привода водомётных движителей при засорении входных окон водоводов (впоследствии устранён); перетирание трубопроводов от вибрации; «пробивание» отработавших газов по шаровым компенсаторам выхлопной трассы; отказ системы удаления пыли из воздухоочистителя, вызывающий преждевременный износ деталей цилиндропоршневой группы двигателя.


Таблица 2. Распределение параметра потоков отказов составных частей БМП-3 по результатам ВИ-90. *К — отказы, обусловленные несовершенством конструкции (конструкционные); П — отказы производственные; КП — конструкционно-производственные отказы

К таким отказам относится и неудачная трассировка трубопроводов систем двигателя. Дело в том, что расположение стыкуемых элементов в неудобных местах вызывает перетирание трубопроводов. Их некачественный монтаж, связанный с использованием хомутовых соединений, вызывает в свою очередь новые отказы. К ним относятся повреждение трубопроводов ногами десантников, поломка приводов управления, расстыковка клапанной коробки с эжектором, повреждение электрических кабелей и т. п. Малая высота силового блока и высокая плотность компоновки моторно-трансмиссионного отделения (МТО), обеспечивающие условия для выхода десанта, обусловливают ряд отказов, связанных с ударами, прогибом днища и повреждением элементов силовой установки. Из-за высокой температуры происходит обугливание и преждевременный выход из строя шлангов, расположенных в зоне выхлопных трасс.

В настоящее время эти недостатки частично устраняются: проводятся работы по усилению днища машины, увеличению зазоров между силовой установкой и днищем. Внедрено дополнительное охлаждение МТО. Однако эффективное устранение перечисленных выше отказов осуществимо только после перекомпоновки МТО с одновременным улучшением ремонтопригодности силового блока. Такие работы можно выполнить лишь в процессе модернизации машины.

Было отмечено также множество отдельных дефектов в основном производственного характера, доля которых составляет около 50 % от общего числа, причём около 20 % впервые проявились на ВИ-90, а для силовой установки соответственно 70 и 50 %. Устранение таких отказов требует значительных усилий и не сразу приводит к желаемым результатам. Пользуясь данными всех проведённых испытаний, постоянно действующая комиссия завода-изготовителя проводит большую работу по установлению причин возникших отказов с учётом результатов разборки устройств, а затем намечают меры по их устранению. Однако несовершенство системы установления причин отказов и методов экспериментальной оценки вводимых мероприятий в значительной степени снижает эффективность этой работы.

Так, из всей совокупности наименований часто встречающихся (обнаруженных два и более раз) отказов, выявленных в процессе всех видов испытаний БМП-3, на ВИ-90 вновь повторились 37 % наименований отказов. Этот пример показывает, что необходим более тщательный анализ массовых отказов, выделение таких, устранение которых приносит наибольший эффект при минимуме материальных затрат. Необходимо также существенно улучшать экспериментальную базу проверки эффективности мероприятий и методов их оценки.

Например, герметизация газового стыка путём установки сильфонов способна повысить безотказность машины примерно на 15 %, а для устранения такого же числа единичных отказов потребуется внедрение более 10 технических решений.

Вывод. Оценку безотказности БТТ на всех этапах отработки и серийного производства необходимо проводить в полном соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией после получения всех результатов исследований отказавших элементов с привлечением квалифицированных специалистов научно-исследовательских организаций в области анализа и оценки надёжности.

Источник:
О. Н. Георгиевский, Б. В. Зуб, Г. И. Кузовчиков и др. «Методический подход к оценке надёжности бронетанковой техники» / О. Н. Георгиевский, Б. В. Зуб, Г. И. Кузовчиков и др. // Вестник бронетанковой техники. – 1991. – №11.
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 декабря 2024 04:55
    Надежность надёжностью - если нет органических пороков, то надёжность вполне повышается, однако компоновочные и тактико-технические решения просто так не исправить. И вот БМП-3 отметилась по всем фронтам, в плохом смысле.
  2. -7
    23 декабря 2024 05:07
    300-450 тыс. км пробега
    Наверное стоит для начала задаться вопросом, а сколько в среднем проходит танк или БМП на фронте. Что то мне подсказывает, что с 2022 по 2024 года эта статистика составляет несколько тысяч км. Так может не стоит писать глупости про сотни тысяч пробега, а заняться действительно важными вещами за который наши бойцы скажут спасибо. Например за то что современные разработки бронетехники сохранили им жизнь или позволили раньше обнаружить и уничтожить врага.
    1. +13
      23 декабря 2024 05:25
      Наверное стоит для начала задаться вопросом, а сколько в среднем проходит танк или БМП на фронте. Что то мне подсказывает, что с 2022 по 2024 года эта статистика составляет несколько тысяч км.


      То есть, по-вашему, бронетехника не должна иметь никакого ресурса для обучения личного состава в мирное и даже военное время? С поезда/трейлера скатился и сразу в в бой? Этакие экспонаты, которые можно выгнать или на войну или на парад? Совершать маневры и учения на видеотренажерах предлагаете? Или на отдельно изготовленных машинах? В первом случае вам сами эксплуатанты горячее "спасибо" скажут, во втором - промышленность, которой для армии мирного времени отдельный парк техники делать придется. Ну и казна государственная тоже.
      1. +4
        23 декабря 2024 06:13
        Эдуард!
        Не обращайте внимания, человек не в состоянии понять, что суммарный пробег 300-450 тыс км на 20-30 танков, означает пробег для одного танка 15 тыс км, практически для двигателя это обкатка. Для защиты экипажа нужно бронирование, уровень минимального комфорта для продуктивной работы, и естественно безотказность применяемого вооружения.
        1. +20
          23 декабря 2024 07:18
          Для гусеничной машины 15 тыщ это предел её жизни! Какая обкатка? Со своей машиной попутали чтоль? Там на 5ти тыщах уже почти все траки менять надо, а на 15 уже весь мотор перебирать. В войсках то были?
          1. -10
            23 декабря 2024 08:24
            Нафалим!
            Траки это вообще то не двигатель. Но что траки, что двигатель больше изнашиваются не на поле боя, а во время продолжительных маршей. Средняя продолжительность жизни танка во время ведения боевых действий от нескольких часов до недели. Немцы не смогли к Курской битве выпустить большое количество танков из за того что уделяли много времени доводке двигателей, хотя повторюсь из-за того что жизнь танка в бою была короткой этого не требовалось делать, в ущерб количеству производимых танков. Так что если двигатель выдержит 15 тыс-это отлично, а ходовая это не двигатель. Да и 15 т, не предел жизни техники, если конечно танк не будет разрушен в бою, замена двигателя, ревизия ходовой и тд.
            1. -9
              23 декабря 2024 11:55
              Всегда считал что трак это звено гусеницы, Нафалим убеждает меня и других что это часть двигателя, с ним даже 3 человека согласны. Я лично не согласен с тем что гусеницу можно использовать в качестве газораспределительного механизма, даже огромного танкового двигателя. А уж рассуждения о том что срок жизни танка 15 т км из области очевидное-невероятное, даже сейчас 80 лет спустя после войны, танки вытаскивают из рек, болот и успешно восстанавливают. В войсках бывать, и служить в войсках это разные вещи, но даже не все служившие имеют необходимые компетенции.
              1. -7
                23 декабря 2024 14:19
                Оказывается что срок службы танка определяется 15 тыс км, то есть он гниёт быстрее жигулей, которые уже 50 лет бегают по дорогам. Интересно, а как всё-таки бегают на СВО и Т-55, и Т-60, и не просто бегают, а ещё и успешно воюют. Раньше считал что срок службы техники определяется возможностью её модернизации, но наверное тем кто бывал в войсках виднее.
                1. +7
                  23 декабря 2024 22:10
                  Какой пробег???
                  Ёпрст
                  вы чё совсем сбрендили!??!?!
                  Ресурс танков серяется не пробегом а наработанными моточасами!!!
                  Пример - танк Т-72, возраст был ему 7 лет , пробег по спидометру 2372км!!!!
                  Соседний танк Т-72, возраст 10 лет, пробег 4751 км ... при этом ему пуху уже не чистили ибо уже два года из нее не стерляли!!!!!
                  Это был 1994 год в 15-я Мозырской Краснознамённой ордена Суворова II степени танковой дивизии.....
                  1. +1
                    24 декабря 2024 16:58
                    Евгений!,
                    Вы правы,ресурс двигателя, а не танка разумеется определяется, но эта информация, малоинформативна. ГТД 1250: 500 моточасов, а ресурс до капремонта1000 моточасов. Считают ресурс нового танка около 10 000 т км,после капремонта 5 000 т км. После 8000-10000 т км, необходим ремонт ходовой, трансмиссии, короче капиталка. На современных танках траки гусениц изготавливают из стали "ГАДФИЛЬД", благодаря чему ресурс гусениц вырос до 10 000 и более тысяч км. Жизнь и ресурс танкового двигателя, ходовой, трансмиссии зависит от количества пройденных км, и моточасов. Танк может и не двигаться, а двигатель работает. Марш - сосредоточение - выход на рубежи, атака - уход с рубежей атаки. Жизнь танкового батальона в обычном бою 45 минут, танка 20 минут. На СВО танки работают, в основном, как артиллерия: короткое выдвижение на позицию, обстрел целей и быстрый уход с позиции. Даже танку после капиталки, его моточасов при таком режиме работы надолго хватит.
                    1. -1
                      25 декабря 2024 17:49
                      Ну все траки траки сделаны из стали Гарфилда! Только у танка особая, малоизнашиваемая гусеница. Звёзды цепляют за сьемный элемент,который можно сменить в процессе.
          2. 0
            23 декабря 2024 21:56
            Сомневаюсь что БМП 3 в боевых условиях проедет даже 500 км, если не случится засада или подрыв на мине. По мне нет смысла делать вечные гусеницы, когда от любого чиха из РПГ сломается или фугаса. Однако если качество будет отвратительным, то опоздаешь и сорвешь наступление.
            1. +1
              28 декабря 2024 22:10
              Перед продажей за рубеж, подобные испытания проводились. Если не изменяет память, испытываемые БМП-3 прошли даже больше.
      2. +5
        23 декабря 2024 06:27
        Эксплуатация боевой машины обученным экипажем и обучение новичков, курсантов это две большие разницы. Да ресурс машины больше у опытного экипажа больше чем у машины в учебке.
        300-450 тысяч км пробега для танка тем более по бездорожью это из области фантастики. Это раз десять вокруг земного шара. И то по шоссе. Вот реально когда двигатель танка уходит в капитальный ремонт? А редуктор, сцепление? Комментаторы танкисты скажите.
        1. +1
          23 декабря 2024 18:58
          Так речь же о десятке, или двух машин с совокупным пробегом в 200-300 тыс, или 10-30 тыс на машину и из этого коэффициент надёжности вычисляется.
          1. 0
            23 декабря 2024 19:37
            Я извиняюсь я потом понял свою ошибку. Но даже 10-30 тысяч км на танк это невероятно, для любого танка в мире. Танк это очень напряжённый механизм, без электроники.
            1. +2
              24 декабря 2024 03:25
              Это много для интенсивной войны. Но с подлежащим обслуживанием каждые 2 года бронемашина типа танк или БМП может свои 20-30 тыс запросто накатать в мирное время, на время эксплуатации в 30-40 лет. Каждый год манёвры, учения, 1000-2000км в год запросто.
        2. +1
          23 декабря 2024 22:03
          Нереально 450 тысяч км на танке столько проехать. Это же не Мерседес 123 кузов с дизелем на автобане. Немецкие экипажи на Ягдтиграх дальше 80 км без бензоколонки или заправщика не ездили. А тут 450 тысяч, это больше чем расстояние до Луны от Земли. laughing
      3. +16
        23 декабря 2024 07:07
        Уважаемый Автор! Подскажите цель написания данной публикации. Если цель - это просто "...из воспоминаний. Листая пожелтевшие страницы...", то это одно. Если цель - отметить, что сделано для устранения недостатков конструкции и технологических нарушений за почти 35 лет с момента публикации "первоисточника" - это второе, но тут сравнения никакого нет. Опять-же - если цель - показать какие "хвосты" вылезли в период СВО и как их быстро и качественно устранить - то это третье, но ничего подобного снова нет.
        2. Ну и подскажите, а что у нас сейчас из БМП/БТР есть на фронте лучше, чем БМП-3? А если за 35 лет ничего не изменилось, то почему?
        1. -1
          23 декабря 2024 19:20
          Цитата: ААК
          подскажите, а что у нас сейчас из БМП/БТР есть на фронте лучше, чем БМП-3?

          БМП-2 по моему лучше, хотя бы потому что не имеет нелепой 100мм пушки и БК к ней. Против дронов, ПТРК и мин обе машины одинаково слабы, но БМП-3 ещё и взрывоопаснее значительно чем БМП-2 благодаря 100мм болванкам в БО. Выход для десанта, или транспорта, эвакуации раненых, перевозка грузов типа БК тоже у БМП-2 лучше . В производстве БМП-2 значительно проще и дешевле чем БМП-3, то есть их можно больше наклепать за одинаковое время. А так конечно обе машины не для войн последних 40ка лет и это было до СВО понятно. Если ВПК не был в состоянии сделать современную машину на примере Брэдли, которая доказала свою живучесть и способность защищать экипаж с десантом, как и эффективность комплекса вооружения, то имея такой гигантский бюджет на перевооружение и реформу армии с 2011го года в совокупности более триллиона $ помимо военного бюджета, уж миллиардов 5 $ могли бы выделить на производство пары тысяч ТБТР из тушек Т55, Т62. Т72.
        2. 0
          23 декабря 2024 20:29
          Прям не в бровь, в глаз. Куча таблиц, хрен поймёшь. Но понятно что устарела. По видосам очень неприятно удивила Брэдли. Для людей делали . И даже 113ую не так просто развалить.
    2. +4
      23 декабря 2024 11:19
      Сами читайте внимательно, 300-450 тыс км - это на 20-30 машин, что составляет 10-20 тыс пробега.
      И в мирное время, это очень важный экономический показатель. В военное - наверное можно и снизить.
  3. +3
    23 декабря 2024 05:07
    Например, герметизация газового стыка путём установки сильфонов способна повысить безотказность машины примерно на 15 %, а для устранения такого же числа единичных отказов потребуется внедрение более 10 технических решений.

    Например это не требовало испытаний, это выявляется при проверке конструкторской документации. Некомпетентность конструкторов или большая вероятность это спешка, а в результате сырое изделие. Также и компоновочные решения.
  4. 0
    23 декабря 2024 05:30
    Эдуард, а проверка надежности ворружения,системы стабилизации орудия как проводилась,какие показала результаты, если это не тайна?
  5. +13
    23 декабря 2024 05:40
    Не знаю как у танкистов, а у связистов, коим я являюсь, надежность СИСТЕМЫ определяется выражением "хуже худшего", т.е. перемножением коэффициента надежности каждого элемента системы. В качестве примера: если система (условно) состоит из 5 элементов, 4 из которых имеют надежность 1 (100%), а 1 - 0.5 (50%), то надежность всей системы = 1*1*1*1*0,5=0,5 (50%), т.е. такая система может отказать в любой момент.
    p.s. Старый физтеховский анекдот. Кафедра теории вероятностей. Практическое занятие. Препод задает студентам вопрос: "какова вероятность того, что сейчас выйдя на перемену вы встретите живого мамонта?" Студенты морщат лбы, чешут затылки, нервно чиркают что-то на бумаге, а единственная девушка, да еще и блонд, начинает подкрашивать глаза и готовиться к перемене. Препод -блонд: "а вы почему не думаете, вам вообще не место в нашем ВУЗе...". На что блонд, с презрением посмотрев на препода, и говорит:" А чего сдесь думать. Вероятность 50%. Может встречу, а может нет".
    1. BAI
      +1
      23 декабря 2024 06:13
      надежность СИСТЕМЫ определяется выражением "хуже худшего",

      Есди подходить с точки зрения наличия неисправных компонентов - любая сложная система практически всегда неисправна.
      Но с учетом наличия элементов резервирования и дублирования- она всегда работоспособна
      1. +4
        23 декабря 2024 08:01
        Но с учетом наличия элементов резервирования и дублирования- она всегда работоспособна

        На счет "всегда работоспособна" Вы погорячились. "Всегда работоспособную" систему сделать можно, но она будет стоить "бесконечных" денег. Поэтому есть понятие "время работы до первого отказа" и сервисные службы (с живыми людьми), которые заменяют неисправный элемент системы на исправный пока работает дублирующая система.
      2. +3
        23 декабря 2024 10:10
        Тут вы сами себе противоречите. Система с резервированием - та же сложная система.
        ЗЫ
        параметр потока отказов (ω)
        Наглядно, что характеристика отказов обозначается такой буквой! laughing
        1. -2
          23 декабря 2024 19:22
          Цитата: Добрый злыдень
          Наглядно, что характеристика отказов обозначается такой буквой!

          Так это очевидно не буква вовсе!))
    2. -1
      23 декабря 2024 13:09
      При таких вводных девушка была права.
      1. 0
        23 декабря 2024 13:27
        Блондинка из физтеха (МФТИ) всегда права. Особенно из анекдота. drinks
        1. +1
          24 декабря 2024 01:04
          С вероятностью в пятьдесят процентов?
    3. +1
      24 декабря 2024 02:10
      p.s. Старый физтеховский анекдот. Кафедра теории вероятностей.

      Теорию вероятностей в физтехе читают на кафедре высшей математики :))
      https://wiki.mipt.tech/index.php/Теория_вероятностей
  6. BAI
    +6
    23 декабря 2024 06:09
    А какой возраст исходных данных? 1991 или 2024 года?
    1. +9
      23 декабря 2024 07:05
      1991 года возраст. Не станут же спустя почти 34 года критиковать wink
      1. BAI
        +2
        23 декабря 2024 12:53
        34 года. И какова актуальность статьи? Ради перепечатки 30 летней давности?
        Тогда ее надо в раздел История
  7. +4
    23 декабря 2024 07:00
    Че там обсуждать? Двигло спереди поставить ума не хватило, чтоб вылезти нормально…
    1. +3
      23 декабря 2024 08:52
      Цитата: Arzt
      Че там обсуждать? Двигло спереди поставить ума не хватило, чтоб вылезти нормально…

      В принципе, концепция лёгкой БМП порочна. На поле боя ей делать нечего. Вместо того, чтобы заняться аналогом Бредли, клепали в товарном количестве машину неспособную выжить на войне.
      1. +4
        23 декабря 2024 10:16
        Да она и тогдашней концепции «бронированного автобуса поддержки танков» не соответствовала.)) Все время пытались в нее танковую пушку всунуть, а возить опять НА броне, как в ВОВ.
        Почему в буханке и сейчас ездят? У нее, при всех ее прелестях, правильная концепция грузовика - движок спереди, калитка сзади! На ней еще 100 лет кататься будут, на рыбалку в том числе! laughing
        1. +1
          23 декабря 2024 10:32
          Цитата: Arzt
          Все время пытались в нее танковую пушку всунуть, а возить опять НА броне, как в ВОВ.

          Ездят на броне по причине взрыва ПТМ от десанта остается фарш, если он внутри, а снаружи есть вероятность уцелеть. Дело не в переднем расположении двигателя, хотя это более правильная компоновка в случае защиты при выходе десанта. Буханке на передке делать также нечего, в силу отсутствия у неё брони. Современные Западные БМП тем и хороши, что они позволяют выжить десанту. Очень много видео, что при поражении тех же Бредли или наезда на ПТМ, десант вываливается из машины. К сожалению про наши БМП этого не скажешь, там в таких случаях билет в один конец.
          1. -1
            24 декабря 2024 03:42
            Ездят на броне БМД-2/3/4 и БМП-3 по причине того, что из них хрен вылезешь наружу. Уж лучше сразу снаружи катить. Гениальные советские конструкторы сделали БМП для перевозки цирковых обезьян. Но не людей.
        2. 0
          23 декабря 2024 11:36
          Почему в буханке и сейчас ездят? У нее, при всех ее прелестях, правильная концепция груика - движок спереди, калитка сзади! На ней еще 100 лет кататься будут, на рыбалку в том числе!
          Спасибо на добром слове!
          1. +2
            24 декабря 2024 02:21
            На ней еще 100 лет кататься будут

            100 не 100 ...
        3. +2
          23 декабря 2024 22:08
          Ездил на буханке в детстве, укачивает просто жесть. Ни удобства, ни кондиционера, это же сущий кошмар и рай для мазохиста. wassat
  8. -5
    23 декабря 2024 10:15
    Цитата: Arzt
    Че там обсуждать? Двигло спереди поставить ума не хватило, чтоб вылезти нормально…


    Тогда она будет хреново плавать.
    И получается вилочка - или мы бодро плаваем через речки и мучаемся с компоновкой, или не мучаемся с компоновкой, а мучаемся с речками.
    1. +3
      23 декабря 2024 10:26
      Цитата: deddem
      Тогда она будет хреново плавать.
      И получается вилочка - или мы бодро плаваем через речки и мучаемся с компоновкой, или не мучаемся с компоновкой, а мучаемся с речками.

      Много вы видели примеров форсирования водных преград в современных БД? Жизни десанта гораздо дороже, чем данная мало востребованная опция.
    2. +1
      23 декабря 2024 19:29
      Так они и плавают не то что бодро. В 2022м по моему были массовые форсирования водных преград в сумской области по моему, под огнём артиллерии. Так кучу машин потеряли, или их экипажи покидали и вплавь подальше от машин спасались. То есть под огнём особо не поплаваешь, а если можно обезопасить место и на какое-то время предотвратить обстрел, то можно и переправу организовать.
    3. 0
      24 декабря 2024 03:44
      Если вам надо плавать - купите лодку и плывите. За 40 лет производства плавающих БМП эта функция ни разу не была использована. Идиотизм в чистом виде разменивать бесполезную функцию на защиту людей и удобство из передвижения.
  9. -2
    23 декабря 2024 10:17
    Цитата: qqqq
    Цитата: Arzt
    Че там обсуждать? Двигло спереди поставить ума не хватило, чтоб вылезти нормально…

    В принципе, концепция лёгкой БМП порочна. На поле боя ей делать нечего. Вместо того, чтобы заняться аналогом Бредли, клепали в товарном количестве машину неспособную выжить на войне.


    Бредли тоже оказалась не очень того.
    А на Намеры никакого бюджета не хватит.
    1. 0
      23 декабря 2024 15:19
      У евреев почему-то хватает. Жизнь десанта и экипажа дороже крашеной бумаги.
      1. -5
        23 декабря 2024 19:01
        Им не требуется преодолевать водные преграды.
        1. +1
          23 декабря 2024 21:31
          Задача БМП доставить отделение на передок живым и поддержать тяжелым вооружением. Всё остальное второстепенно. Много сегодня они плавают на СВО?
          1. -4
            23 декабря 2024 21:34
            Откуда вам знать сколько они плавают на СВО? И если предстоит форсировать Днепр, то без плавающей техники задача окажется невыполнимой вовсе.
            Ссылки на евреев по делу и не по делу ну просто умиляют.
            1. +1
              23 декабря 2024 23:50
              Из "первых рук", зять с 14 года там. Негде там плавать, бодание лоб в лоб. Чего Вы там форсировать собрались ? Договорняк всё на стоп ставит. Евреи людей берегут своих, а у нас таджиками замещают. Несёте хреновину.
  10. +4
    23 декабря 2024 10:42
    Цитата: qqqq
    Цитата: deddem
    Тогда она будет хреново плавать.
    И получается вилочка - или мы бодро плаваем через речки и мучаемся с компоновкой, или не мучаемся с компоновкой, а мучаемся с речками.

    Много вы видели примеров форсирования водных преград в современных БД? Жизни десанта гораздо дороже, чем данная мало востребованная опция.


    Ой, зря вы это сказали, сейчас как набегут свидетели водоплавания...

    С другой стороны, у них есть такой серьёзный аргумент, что наплавной мост в нынешних условиях иногда не успевает дожить до начала его эксплуатации.
    1. +4
      23 декабря 2024 15:29
      Ой, зря вы это сказали, сейчас как набегут свидетели водоплавания...

      Свидетели обычно помалкивают о нескольких моментах:
      1. Плавающая бронетехника может преодолевать водную преграду далеко не везде, а на ограниченном количестве подходящих участков.
      2. Для форсирования технику необходимо дооборудовать и специально подготовить.
      3. Механиков-водителей нужно прямо специально натаскивать для "водоплавания". Даже в идеальной обстановке учений происходили ЧП.
      4. Проблему снабжения переправившейся техники как решать?
      1. 0
        24 декабря 2024 12:38
        5. Перед водоплавающей техникой на противоположном берегу при помощи танков и другой неплавающей техники, а также авиации, артиллерии, БПЛА, ПВО и т. д. должен быть создан плацдарм для того чтобы водоплавающая техника спокойно могла преодолеть водную преграду и вкатиться на сушу. Хотя даже такие усилия не гарантируют полную безопасность водоплавающей технике в процессе.
  11. +2
    23 декабря 2024 10:46
    Цитата: сергей фонов
    Немцы не смогли к Курской битве выпустить большое количество танков из за того что уделяли много времени доводке двигателей

    Не надо фантазировать.причины задержки в поступлении новых типов танков в вермахт хорошо описаны-главная проблема была в трансмиссии-не было опыта проектирования тяжелых танков,плюсом сложная конструкция.Книпкампу-стороннику шахматного расположения катков БТТ надо было дать золотую звезду Героя соцтруда СССР-очень помог Красной армии.
    1. -1
      23 декабря 2024 15:24
      Заморочка в обслуге, зато какая плавность хода. Вообще-то, по свидетельству панцерников вермахта, особых проблем скинуть пару рядов катков не было. Может потому, что они не сами, а маслопупики этим занимались. laughing
    2. +3
      23 декабря 2024 22:18
      Ну вы забываете тот факт что в 1943 году перед Курской битвой на железнодорожных станциях скопилось 200 Пантер на платформах, из за перегрева двигателей. Механикам и рабочим пришлось возиться целый месяц, прежде чем они доехали до поля битвы. Тем самым сорвав наступление позже положеного времени. Естественно фронтовая авиация СССР воспользовалась и бомбила тяжелыми ФАБами 500 и 2 тонными бомбами, были сброшены даже ФАБ 5000 из ТБ-8.
      Также капризные трансмиссии тяжёлых Фердинандов и Тигров которые ломались даже от непрямого попадания 122 мм снарядов.
      1. 0
        23 декабря 2024 23:50
        Так движки то и грелись из-за трансмиссии.Не было опыта проектирования тяжелых танков.
    3. 0
      24 декабря 2024 02:26
      Есть мемуары немецких танкистов, те же "Тигры в грязи". На шахматную подвеску не жалуются.
      http://militera.lib.ru/memo/german/carius_o/index.html
      1. 0
        24 декабря 2024 09:36
        танкисты может и не жаловались а вот производственники и ремонтники-думаю с удовольствием отмудохали бы этого самого Книпкампа.
        1. +1
          24 декабря 2024 10:48
          танкисты может и не жаловались

          Не жаловались. Более того, они даже не в курсе, что у этих самых Тигров катки зимой смерзались, о чем знают все, кроме немецких танкистов.
          а вот производственники и ремонтники-думаю с удовольствием отмудохали бы этого самого Книпкампа.

          Вы думаете или этому есть подтверждение в виде мемуаров, к примеру?
          А то получится как с смерзанием катков...
  12. +2
    23 декабря 2024 10:51
    статья какая то однобокая.хотелось бы узнать о показателях надежности в сравнении с другими машинами БМП-1,2,М2,Мардер.БМП-1,2 бывало теряли передние катки испытывающие большие нагрузки по пересеченке по причине переднего расположения МТО.БМП-3 напротив имеет идеальную развесовку что положительно сказывается как на надежности машины так и точности стрельбы и состоянии десанта после марша.
  13. +1
    23 декабря 2024 11:10
    Все "разложили по полочкам". Теперь все абсолютно ясно для нас всех и "нашим партнерам". Пойду устраиваться аудитором на военное производство. feel
  14. -2
    23 декабря 2024 11:47
    О надёжности БМП-3:

    она считается также, как и для гражданских машин... математику никто, пока, не отменял...
    обсуждения, какие пробеги (наработки в мото-часах) должны быть - отражает требования к данному виду техники и не более...
    например образец легкового авто немецкой фирмы середины 90-х годов пробегал в среднем около 500 000 км перед тем как пойдет в серию...т.е. для того чтобы давать гарантийные обязательства нужны определенные наблюдения (испытания)
    здесь точно также...
    статья правильная, но, необходимо понимать, что она отражает только технические возможности заложенные конструкторами и технологами в конструкцию объекта...
    1. -2
      23 декабря 2024 14:25
      остальное хорошо показано в статье:
      https://topwar.ru/255770-bronetehnika-na-svo-kriticheskij-analiz-ministerstva-oborony.html
      Из-за низкой унификации вооружения и военной техники показатели ее ремонтопригодности оказались в 3–5 раз ниже, чем заявленные в соответствующих руководствах по войсковому ремонту.
  15. 0
    23 декабря 2024 11:57
    А что говорят корейцы о надежности БМП-3?
  16. 0
    23 декабря 2024 13:20
    По моему, проблема БМП-3 даже в уровне надёжности, а в изначально сомнительной концепции, превращающей её в алюминиевую бочку с порохом.
    1. -1
      23 декабря 2024 18:55
      БМП-1 была ничуть не меньшей пороховой бочкой изначально, но проигрывала БМП-3 во всём. Проигрывала в бронировании, сохранении боеготовности десанта после марша, проигрывала в огневой мощи и имела проблемы с пуском двигателя.
      1. +2
        23 декабря 2024 20:50
        Цитата: СергейАлександрович
        БМП-1 была ничуть не меньшей пороховой бочкой изначально, но проигрывала БМП-3 во всём. Проигрывала в бронировании, сохранении боеготовности десанта после марша, проигрывала в огневой мощи и имела проблемы с пуском двигателя.
        Не могу сказать за БМП, но за БМД могу. Мне лично (всем курсантам второй роты - будущим командирам БМД) комбат первого батальона в солнечном Гайжюнае в середине 1970-х годов говорил ( не дословно) приблизительно так:
        Запомните, что после приземления вам надлежит отстегнуть парашют, найти и собрать свой экипаж, найти свою машину и при этом вы не должны подставиться под огонь противника. А если вас убьют до того, как вы окажетесь в вашей боевой машине - грош вам цена. Но когда вы вступите в бой - вам очень повезёт, если вы успеете повоевать более 15 минут. Но за эти 15 минут вы должны успеть нанести максимальный урон врагу. Иначе Родина в вас ошиблась
        Честно, по крайней мере.
        P.S. Полагаю, ситуация с БМП аналогичная.
        1. 0
          23 декабря 2024 21:04
          Танкистам тоже рассказывали точно такие же байки, о том, что танк живет на современном поле боя 15 минут. Даже удивительно, как совпали эти цифры.
          1. -1
            23 декабря 2024 22:21
            15 минут дай Бог для 1941 года. В 1943 году это время сократилось до 5, когда выбивали из засад десятками Т-34.
  17. -2
    23 декабря 2024 16:55
    Мое глубокое диванное мнение.
    Данная БМП 3, как и двойка и копейка безнадежно устарела. И никакая модернизация, повышение безотказности и прочая этого не исправят.
    На сегодняшний день нужна БМП на базе танка.
    И что интересно , угада ли же с развитием, но уперлись в проблемы. Единая платформа на основе танковой, то что будет в будущем при наличии солдат на поле боя.
    В качестве выхода сейчас, нужно делать БМП на основе Т 90.
    Двигатель в переднюю часть, корпус нарастить и боевой модуль Байкал.
    Все советские БМП использовать как базу для арты, эвакуационные машины и тд и тп
    1. -2
      23 декабря 2024 18:56
      Нет, неправильно. Тяжелая БМП нужна не вместо БМП-3, а в дополнение к неё.
      1. 0
        24 декабря 2024 10:48
        Стесняюсь спросить, а как бы вы хотели ее использовать?
  18. 0
    23 декабря 2024 16:57
    Первый раз увидел это "чудо" конструкторской "мысли" когда был на сборах офицеров запаса в 1991 году во Владикавказском ОКУ.Товарищ который вёл занятия по бронетехнике был не в восторге от данного произведения нашей промышленности.А того идиота(или группу) который предложил разместить мто сзади,надо было отправить на лесоповал.
    1. +1
      24 декабря 2024 03:51
      Там целый полк эту компоновку спроектировал и пустил в производство... Это же надо было додуматься разместить 100мм фугасы в десантном отделении и обеспечить покидание машины в полном обмундировании с полуметровой высоты! Коленям сразу кранты. Перевезти ничего невозможно. Вылазить из машины неудобно. Это просто полный капец.
  19. +2
    23 декабря 2024 18:30
    Сколько можно хаять конструкторов?
    Всё дело то было в ТЗ. Машина планировалась как единая для МС, ВДВ и МП.
    Отсюда требование мореходности и электромеханизм изменения дорожного просвета для погрузки в самолёт (изъят позднее).
    1. +1
      23 декабря 2024 21:21
      Цитата: ln_ln
      Отсюда требование мореходности и электромеханизм изменения дорожного просвета для погрузки в самолёт (изъят позднее).

      Что вы все до мореходности пристаете? БМП-3 это переделка легкого танка планирующегося на замену ПТ-76. Просто когда техзадание на БМП выкатили, другие КБ стали головы ломать, а эти побыстрому танчик свой слегка переделали и впихнули. Просто готовых конкурентов не оказалось. А дальше пошли проблемы с финансированием и собственно до сих пор никого из конкурентов так и не довели.
      1. 0
        23 декабря 2024 21:48
        БМП-3 это переделка легкого танка планирующегося на замену ПТ-76.

        Откуда такая информация?
        Моторно-трансмиссионная установка БМП-3 настолько специфична, что трудно представить, что её сделали для лёгкого танка.
        1. +1
          24 декабря 2024 03:53
          Почитайте историю создания прототипов лёгких танков до создания БМП-3. Именно из брали за основу БМП. Брать компоновку танка за основу БМП - это очень альтернативно одаренным надо было быть.
          1. 0
            24 декабря 2024 11:47
            Почитайте историю создания прототипов лёгких танков до создания БМП-3.

            Напишите, пожалуйста, что за лёгкий танк делал Курганмашзавод. И для чего лёгкому танку МТУ с такой малой высотой.
            1. +1
              24 декабря 2024 13:05
              Напишите, пожалуйста, что за лёгкий танк делал Курганмашзавод. И для чего лёгкому танку МТУ с такой малой высотой.


              Сначала придумали лёгкий танк Объект 685. А потом на его основе, положив с прибором на удобство для десанта и здравый смысл, сделали Объект 688, из которого получилась БМП-3.
              Оппозитный ДВС изначально на танк придумали, скорее всего из-за снижения центра тяжести и более рационально организованного пространства в МТО. А потом эту фишку перенесли на БМП. Ибо со стандартным ДВС десант покидал бы машину через крышу, что ещё более прикольнее. Так делали на БТР-50. По части идиотских компоновочных решения
              1. 0
                24 декабря 2024 13:13
                Сначала придумали лёгкий танк Объект 685.


                На танке были установлены многотопливный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
                Двигатель и механическая трансмиссия составляли единый силовой блок. Основные узлы трансмиссии и приводов управления в значительной степени были унифицированы с аналогичными узлами БМП-1. Новым конструкторским решением было применение двухдисковых остановочных тормозов сухого трения с тормозными накладками из металлокерамики МКВ-50А на железной основе.


                Так что с БМП-3 его роднит только ходовая.
                1. +1
                  24 декабря 2024 13:28
                  Не поленитесь и посмотрите фото объекта 685 в интернете. Корпус был взять за основу БМП. Сплав заменили на алюминий. Компоновка полностью от него. Шасси от него. Читайте именно его взяли для создания БМП-3. Это уже не секрет.
                  1. 0
                    24 декабря 2024 17:05
                    Не поленитесь и посмотрите фото объекта 685 в интернете.

                    Причём тут "фото"?
                    Я же Вам привёл цитату, что двигатель челябинский, а коробка от БМП-1.
                    А Вы говорите, что шасси одинаковое!
                    1. 0
                      28 декабря 2024 22:32
                      Это всё неважно. Машина получилась очень удачной. Почти идеальное сочетание всех возможных характеристик. Хорошая защита и одновременно плавучесть, удобство для десанта и огневая мощь.
                      Те, кто хвалят машины с передним расположением двигателя, в них и на них не ездили.
                      Те, кто возмущается детонацией 100-мм боеприпасов не учитывают, что их можно не брать на заминированную местность и при высокой опасности поражения дронами. А огневая мощь 100-мм пушки в некоторых случаях незаменима.
                      Те, кому нужна тяжелая БМП почему отказываются её иметь в дополнение, отдельно, им надо непременно добиться разоружения, чтобы БМП-3 вообще не было, что странно и наводит на подозрения.
    2. -1
      24 декабря 2024 03:51
      Получилась в итоге посредственная машина для всех задач. Как обычно.
  20. 0
    23 декабря 2024 20:47
    Надежность бронемашины - важный фактор. Но еще важнее - боевая устойчивость - способность противостоять поражающим средствам противника. По прошлому (мирному) времени припоминаются бодрые доклады о разработках систем активной защиты, которая автоматически перехватывает летящие в броню снаряды ПТУР и РПГ. По идее такая система должна легко справляться с относительно медленными дронами. Однако на практике ничего подобного не видно.

    Или все это было враньем?
  21. 0
    24 декабря 2024 09:17
    Не буду дискутировать по поводу защиты, но пацаны нахваливают.
  22. -1
    24 декабря 2024 23:37
    Цитата: Essex62
    У евреев почему-то хватает. Жизнь десанта и экипажа дороже крашеной бумаги.


    Особенно если крашеная бумага поставляется напрямую США.
  23. -1
    25 декабря 2024 11:12
    О надёжности БМП-3


    БМП-3 это изначально - ошибка, если не вредительство...
    Особенно учитывая компоновку...