Строительство укрытий на отечественных аэродромах

50
Строительство укрытий на отечественных аэродромах
Лёгкие укрытия-навесы на авиабазе Балтимор, 2023 г. Кадр из репортажа т/к НТВ


Аэродромы являются приоритетной целью для ударов противника, и необходимо принимать меры по их защите. В частности, для сохранения авиационной техники и персонала необходимы различные укрытия. В настоящее время в российских вооружённых силах реализуется крупная программа строительство подобных сооружений. Укрытия разных типов появляются на различных авиабазах, и регулярно становится известно о новых таких стройках.



Вопросы защиты


Вопросы защиты авиационной техники получили в нашей стране особое внимание в шестидесятых годах XX в. С учетом угроз того времени было принято решение о строительстве на аэродромах большого количества новых укрытий. Самолёты и вертолёты предлагалось размещать в капонирах и в более сложных железобетонных укрытиях-ангарах.

Строительство новых укрытий стартовало в шестидесятых годах и продолжалось практически до распада СССР. По имеющимся данным, за это время ВВС получили порядка 3800 капониров и ЖБУ. Большая часть этих сооружений была построена на аэродромах, расположенных на наиболее ответственных направлениях: в западных и дальневосточных регионах.

Многие железобетонные укрытия сохранились до сих пор и продолжают использоваться по назначению. Однако не все эти сооружения, построенные по нормативам прошлых десятилетий, подходят для современной авиационной техники. Сохранилась и часть укрытий-капониров, но другие по тем или иным причинам убрали.


Спутниковая фотография укрытий. Фото Planet Labs

Точное число сохранившихся укрытий старой постройки неизвестно. Также неясно, как соотносятся количество таких сооружений и численность авиационного парка наших ВКС. Впрочем, достаточно давно существует и высказывается мнение о недостатке укрытий для обеспечения требуемого уровня защиты. Кроме того, остается актуальным вопрос габаритов техники и укрытий для них.

Новое строительство


С начала прошлого десятилетия Минобороны России вело реконструкцию нескольких крупных авиабаз. Проводился ремонт различных объектов и заменялись некоторые системы. Кроме того, предусматривалось строительство укрытий разного рода для техники. Постройка укрытий продолжается до сих пор. Уже имеются определенные успехи, и в будущем ожидается выполнение существующих планов. Об этом в июле 2024 г. говорил министр обороны Андрей Белоусов.

Следует отметить, что оборонное ведомство не раскрывает все свои планы по строительству укрытий, а также редко рассказывает о результатах этих работ. Например, известно, что на авиабазе Балтимор в Воронежской области легкие укрытия строились с 2014-15 гг., но вблизи их показали только в 2023 г.

В связи с отсутствием официальных данных, основным источником информации о строительстве укрытий становятся иностранные материалы. Зарубежные операторы спутников фоторазведки регулярно публикуют снимки российских военных объектов, включая аэродромы. На этих фотографиях можно увидеть, какие сооружения возводятся, на какой стадии находится процесс и т.д.


Другой вариант лёгких быстровозводимых укрытий. Кадр из репортажа т/к «Первый канал»

Первые иностранные сведения о начале нового строительства укрытий относятся к 2022-2023 гг. В объектив спутников попадали различные каркасные конструкции, в которых можно было узнать будущие навесы и легкие укрытия. Эти постройки должны были улучшить условия хранения техники и работы личного состава.

Интересные новости на эту тему начали поступать осенью 2024 г. Сразу на нескольких российских аэродромах зафиксировали признаки капитального строительства. В дальнейшем стало ясно, что речь идет о ЖБУ, строящихся по старому либо по современному проекту.

Последние новости о строительстве укрепленных укрытий появились всего несколько дней назад. Сообщается, что новые ЖБУ возводятся на авиабазе Бельбек в Крыму. Ранее упоминались аналогичные стройки еще на семи аэродромах. В общей сложности на спутниковых фотографиях насчитали ок. 70 строительных площадок.

Сообщения последних месяцев свидетельствуют о том, что Минобороны планирует развивать аэродромную инфраструктуру и на данном этапе уделяет особое внимание вопросам защиты техники и персонала. Начато массовое строительство укрытий с повышенными показателями защиты. По понятным причинам, первыми их получают авиабазы, расположенные на юге страны, вблизи зоны проведения Спецоперации.


Арочные укрытия. Фото Telegram / BMPD

Количество новых укрытий, которые планируется построить, остается неизвестным. Также не раскрываются проекты, по которым ведётся строительство, соотношение количества укрытий разных типов и т.д. Возможно, по мере завершения постройки, Минобороны будет показывать новые сооружения и делиться информацией о них.

Специальная архитектура


В доступных материалах из открытых источников, отечественных и зарубежных, можно увидеть несколько вариантов укрытий, как уже построенных, так и находящихся на стадии возведения. Сооружения разных проектов отличаются друг от друга архитектурой, применяемыми материалами, достигаемым эффектом и т.д.

Самый простой вариант укрытия — это навес с металлическим каркасом и крышей. Крыши могут быть одинарными или двойными, с наполнителем между листами металла. В любом случае, такие укрытия защищают технику и личный состав от наблюдения с воздуха или из космоса. Кроме того, персонал работает в тени и не подвергается воздействию осадков. Двойная крыша с наполнителем обеспечивает некоторую защиту от поражения лёгкими боеприпасами.

Также строятся лёгкие арочные укрытия. Они похожи на навесы, но имеют другую форму. Арки выполняют те же функции и обеспечивают аналогичный уровень защиты.


Стоянка техники с капонирами на одном из российских аэродромов. Фото Telegram / Dambiev

Более высокий уровень защиты обеспечивают железобетонные укрытия. По сути, это полноценные ангары на железобетонном каркасе с толстыми перекрытиями и воротами на торцах. Они рассчитаны на попадание авиабомб и другие серьезные угрозы. В то же время, ЖБУ отличаются высокой сложностью строительства и стоимостью.

Альтернативой другим типам укрытий являются капониры — высокие грунтовые валы между позициями техники. Такое укрытие не защищает самолёт или вертолёт от наблюдения, осадков или атаки. Однако оно позволяет уменьшить негативные последствия удара и спасти людей и технику на соседних позициях.

Оптимальный подход


Таким образом, существуют и используются несколько вариантов аэродромных укрытий. Все они имеют свои преимущества и недостатки разного рода. Например, навесы или арки относительно дёшевы, но не защищают от атак сверху или сбоку. В свою очередь, железобетонные ангары выдерживают даже попадание авиабомб, но строятся долго и требуют немалых вложений.

Очевидно, что при планировании и возведении укрытий на авиабазах необходимо учитывать все факторы и потенциальные угрозы. На основе этой информации следует определять, какие типы укрытий нужны конкретному аэродрому.


Строительство укрытий на аэродроме Бельбек, декабрь 2024 г. Фото Planet Labs

В качестве примера следует рассмотреть строительство аэродромов в советское время. Так, сложные и дорогостоящие ЖБУ возводились преимущественно на аэродромах в западной части страны, которые могли оказаться под ударом потенциального противника. Остальные базы обходились менее сложными укрытиями или вовсе не имели их.

Сложность строительства накладывала и иные ограничения. Полноценные ЖБУ строились только для армейской и фронтовой авиации. Самолёты дальней и военно-транспортной авиации приходилось хранить открыто — из-за невозможности постройки навесов или ЖБУ требуемого размера.

Судя по новостям последнего времени, сейчас Минобороны использует схожие подходы. Новые укрытия строятся там, где они необходимы и могут дать наибольший эффект. Тип укрытия подбирается с учетом различных факторов и тоже должен влиять на общий результат.

Пока неизвестно, сколько укрытий планируется построить и в какие сроки будет завершено строительство. Однако сам факт возведения таких объектов имеет огромное значение. Он демонстрирует, что оборонное ведомство внимательно следит за развитием ситуации и появлением новых угроз, а также стремится принимать меры разного рода, направленные на защиту людей и техники.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 декабря 2024 05:03
    сложные и дорогостоящие ЖБУ возводились преимущественно на аэродромах в западной части страны
    И не только ! Вот ЖБУ в п. Сокол, Сахалин...
    1. +3
      24 декабря 2024 06:00
      Написано же западной и дальневосточной
    2. +3
      25 декабря 2024 11:45
      И тут главное, что нужно отметить, в те времена у нас все укрытия - разнесены друг от друга...
      А сейчас строят в один ряд под одной крышей и стенками - тупо боксы...
      Вот для примера фото пин до сов ских укрытий
    3. +1
      25 декабря 2024 12:32
      Сахалин отличается от западных частей только географическими координатами. Враг там ещё ближе.
      1. 0
        25 декабря 2024 15:51
        Цитата: Alexandre
        Враг там ещё ближе.

        Через пролив !
  2. +6
    24 декабря 2024 05:06
    От чего защищает решето - арка на первой иллюстрации?? Сверху видно, тени нет… Это что «…процесс пошел..»….
    1. +13
      24 декабря 2024 06:42
      Самый дешманский профнестил сверху кинуть и вот уже уже невозможность слежки, сделать еще пару десятков фальш укрытий по всему аэродрому и уже сложно определить, куда запуск делать, ведь можно и пустой ангар поразить
    2. 0
      24 декабря 2024 07:59
      очевидно в процессе монтажа, металлоконструкции огрунтованы с завода, но не крашены, дальше достаточно более-менее плотной масксети, скрытность обеспечена, а профнастил все равно осколки от взрыва не удержит
      1. 0
        24 декабря 2024 12:52
        От ветра и осадков техникам
    3. +4
      24 декабря 2024 10:46
      Это недостроенный ангар, начали строить еще до СВО, а потом видимо деньги кончились на эту вершину архитектурной мысли
  3. +1
    24 декабря 2024 05:23
    опять стоят ровными рядами только под профнастилом
  4. -8
    24 декабря 2024 05:40
    Зачем укрытия,если танковый биатлон есть? Да и без смазливых молодух их МО, разве это укрытие?
  5. +1
    24 декабря 2024 06:09
    Помню читал про один зарубежный и достаточно сложный и дорогостоящий проект, там весь аэродром буквально был спрятан под землю, и самолеты поднимались на полосу как на лифте на авианосце, но это явно не наш путь, долго, дорого, трудоемко. Нам сейчас нужно быстро, и эффективно,
    1. +3
      24 декабря 2024 15:10
      там весь аэродром буквально был спрятан под землю

      Европейцы такое любят. У Югославов был такой объект. Желява. Швейцарцы, вроде такого понастроили, у них вообще фетиш на горную инфраструктуру.
      По сути очень хорошее решение. С земли аэродром неприступен, а ангары находятся не просто глубоко под землёй, а непосредственно в горе, то есть под толщей скальной породы, считай сотни метров керамической брони.
      1. 0
        25 декабря 2024 14:48
        То есть порталы обвалить и и достаточно.
        1. 0
          25 декабря 2024 17:41
          То есть порталы обвалить и и достаточно.

          Не без слабых мест, разумеется.
          С другой стороны и выходы на ВПП тоже делаться с умом должны. Если найти подходящее место, типа расселины, чтобы выход на ВПП располагался под крутым склоном скальной породы, то есть, чтобы над порталом нависала большая толщина цельной скалы, укрепить портал всевозможными способами, держать наготове инженерные машины для расчистки завала, да и расположить портал в сторону своего тыла, да и расположить сам объект глубоко в тылу, то обрушить выход будет непросто, потребуется очень точное наведение в точку, крайне неудобно расположенную. Ну и разумеется побольше таких выходов.
          Ещё можно посмотреть на высоту объекта над уровнем моря и вообще подумать над оборудованием стартовой площадки ограниченного размера в хорошо закрытом скалами месте для взлёта СВВП. Сделать такую площадку в каком-то горном "колодце".
          Это если уж совсем хочется сделать "неубиваемый" аэродром.
          Но практика показала, что легче оборудовать просто побольше ВПП в тыловых районах и гонять самолёты туда-сюда на бОльшие расстояния с ПТБ и всё-таки организовывать соответствующую угрозам ПВО. Дешевле и не менее эффективно.
  6. 0
    24 декабря 2024 06:17
    Вся советская истребительная авиация размещалась в капонирах. Ну или почти вся. Это защищало самолёт от изменчивой погоды, упрощало его техобслуживание, а самое главное, защищало от ударов противника. Кажется, даже от ударов ядерных небольшой мощности. А в современных условиях, защитит ещё и от беспилотников
    1. +2
      24 декабря 2024 06:25
      Как капонир может защитить от погоды если он открыт сверху
      1. 0
        24 декабря 2024 11:43
        Как капонир может защитить от погоды если он открыт сверху
        С какого бадуна он открыт сверху, если это бетонный бункер?
        1. +4
          24 декабря 2024 16:34
          Цитата: Голландец Михель
          С какого бадуна он открыт сверху, если это бетонный бункер?

          Вы же писали про капониры:
          Цитата: Голландец Михель
          Вся советская истребительная авиация размещалась в капонирах.

          Капонир - это открытая сверху обваловка. А бетонный бункер - это арочное ж/б укрытие.
          Эти укрытия сгубила экономия - их обжали под машины третьего поколения. И для размещения в них Су-27 не хватало всего пары метров по ширине.
          1. -1
            24 декабря 2024 18:02
            Капонир - это открытая сверху обваловка
            С чего вы это взяли? Сейчас специально посмотрел. Наберите в поисковой форме словосочетание "капонир для самолёта" и сами все увидите
            1. +1
              24 декабря 2024 19:05
              Не претендую на истину в последней инстанции, но на мой взгляд, капонир - это защищённое с трёх сторон место, но без крыши. То, что с крышей - это ангар.
              Вот и в статье того же мнения:
              Фото из статьи с надписью "Стоянка техники с капонирами на одном из российских аэродромов"
            2. +1
              25 декабря 2024 10:21
              Цитата: Голландец Михель
              Наберите в поисковой форме словосочетание "капонир для самолёта" и сами все увидите

              Капонир - это именно открытое обвалованное укрытие для самолёта и иной техники.
              А то, что в сети называют капонирами арочные укрытия - так на то она и сеть. Там и спусковой крючок курком называют. smile
          2. 0
            24 декабря 2024 23:09
            бетонный бункер

            Всё же "бункер" - подземное сооружение.
            Арочное ж/б укрытие, бункер и капонир - три разные вещи.
            Арочные укрытия тоже называют капонирами. Но капониром оно будет, только если открыто хотя бы с одной стороны, а если закрыто с трёх, да ещё и с воротами, то это уже ангар.
            Ну и учитывая что арочные укрытия и открытые капониры - суть разные вещи, с разной защитой и конструкцией, лучше уж называть всё точно своими именами.
  7. +7
    24 декабря 2024 07:34
    Зашевелились когда припекло! А сколько было потеряно самолётов в первый год, помню репортажи о арилетах в крыму кажется. Никто войну в серьез не принимал, страшно представить сколько в деньгах потеряно! Эта война была нам нужна, всковырнуть это гнилое болото тугой системы
    1. +1
      24 декабря 2024 14:38
      Кое-как зашевелились через несколько месяцев после снятия Шойгу. И сковырнули его недалеко, половина его замов всё ещё в своих креслах
  8. 0
    24 декабря 2024 09:15
    Пока жареный петух не клюнет — не хватятся.
    Сразу бабло нашлось на ЖБУ и навесы и капониры.
    Скоро 3 года будет СВО в феврале следующего года.
  9. +4
    24 декабря 2024 09:47
    Любое укрытие будет разрушено, раз. При разрушении одного укрытия техника в соседних страдать не должна, два.
    .
    Вывод: Укрытий должно быть в пять раз больше, чем самолётов. Враг не будет знать, где стоит самолёт. Между укрытиями должны быть стены, способные выдержать взрывную волну и пожар. Крыши укрытий должны защищать от наблюдения, а не от поражения.
    .
    Защищённые укрытия должны иметь перекрытия в метр бетона и 3 метра земли минимум. Если меньше, то не стоит и тратиться зря: достаточно навеса из профлиста над обвалованным капониром.
  10. -3
    24 декабря 2024 10:46
    И днём и ночью работает техника на аэродроме, любо дорого посмотреть! Объём работ огромный, такого даже из советского детства не припомню wink Белоусов слово держит, МО молодцы!
  11. +1
    24 декабря 2024 11:50
    Для этого нужно МО поменять было? Тут даже проблем нет ни с техникой, ни с металлом, ни с бетоном.....
  12. +4
    24 декабря 2024 13:37
    Самолёты дальней и военно-транспортной авиации приходилось хранить открыто — из-за невозможности постройки навесов или ЖБУ требуемого размера.
  13. -3
    24 декабря 2024 14:55
    Более высокий уровень защиты обеспечивают железобетонные укрытия

    Однако сам факт возведения таких объектов имеет огромное значение. Он демонстрирует, что оборонное ведомство внимательно следит за развитием ситуации и появлением новых угроз

    Эти чтоль?
    1. +1
      24 декабря 2024 15:48
      Эти укрытия сирийские , если конечно не ошибаюсь. Какие укрытия надо строить, тот еще вопрос. Легкие особого не защитят от тех же БПЛА , более сложные и дорогие не спасут от КР , а от массового налёта тех и других не поможет ничего .
      1. 0
        24 декабря 2024 22:57
        Эти укрытия сирийские , если конечно не ошибаюсь.

        Ошибаетесь. Только одно фото из Сирии. Но сути не меняет.
        Или сирийский бетон не той марки?
        Какие укрытия надо строить, тот еще вопрос

        Никакой не вопрос. Подземные.
        Углубление метров 10 минимум, в зависимости от грунта. Внутри ж/б перекрытие.
        Это только защита от обычных бомб. Бетонобойные потребуют только десяток метров ж/б.
        Если рассматривать защиту от погоды, то ангарчик хорошее решение. Но вот от поражения он защитит вряд-ли.
        1. 0
          25 декабря 2024 16:12
          По моему 10 метров минимум , это перебор Стоимость такого укрытия и трудоемкость велики ,хотя конечно самолет стоит дороже. Да и стрелять по отдельным самолетам , которые к тому же и укрыты,так себе идея. Проше , дешевле а главное результативней бомбить взлётку , ведь аэродром без взлетки как чемодан без ручки , вроде есть а использовать нельзя.
          1. 0
            25 декабря 2024 17:55
            По моему 10 метров минимум , это перебор

            Да нет. Обычная свободно падающая бомба 2000 фунтов прошивает более 5 метров грунта с взрывателем с задержкой. А ещё последует детонация. Поэтому нужен грунт с запасом и ж/б перекрытие для защиты от обрушения и повторного попадания, хотя бы одного. С учётом распространения высокоточных бомб, получить пару в одно укрытие не является чем-то немыслимым.
            Проше , дешевле а главное результативней бомбить взлётку , ведь аэродром без взлетки как чемодан без ручки , вроде есть а использовать нельзя.

            Практика ВМВ показала, что укрытия всё же нужны. ВПП восстанавливается довольно быстро. Тогда пробовали по всякому. И ковровые бомбардировки и бомбардировки бронебойными и сверхтяжёлыми бомбами. Всё засыпается и утрамбовывается. Конечно, сегодня восстановление ВПП до эксплуатируемого состояния дольше, т.к. грунтовые ВПП уже не прокатят и часы и сутки на восстановление это уже ооочень долго. Да и самолёты сейчас требуют не таких уж длинных участков ВПП, благодаря высокой тяговооружённости, метров 300 для взлёта хватает. И использование дорог как ВПП никто не отменял.
            Всё-же, если вы смогли долететь да аэродрома и отбомбить его, лучше уже всё-таки постараться бомбить именно самолёты или топливо и вооружение. А в идеале бомбить всё сразу.
            1. 0
              25 декабря 2024 20:28
              Бомбардировка скорее всего из области фантастики.. А вот высокоточная "бомба " , тот же "Калибр " или " Томагавк " прилетят с большой вероятностью , и у кого их окажется больше , тот и пан. Думаю надо искать компромисс между стоимость и эффективностью и о защите от КР и им подобным боеприпасов
              1. 0
                30 декабря 2024 19:18
                А вот высокоточная "бомба " , тот же "Калибр " или " Томагавк " прилетят с большой вероятностью

                Разумеется, это в первую очередь. Именно от них нужны заглубленные укрытия, эти ребята и бронебойные БЧ имеют и скорости соответствующие.
                у кого их окажется больше , тот и пан.

                Бомбардировка скорее всего из области фантастики..

                Учитывая перевес в количестве и качестве авиации и средств управления и контроля воздушного пространства потенциальных противников, можем сразу рассчитывать на боевые действия в условиях господства противника. В условиях отсутствия дальнобойных систем ПВО, ограниченного количества радаров обнаружения большой дальности и отсутствия достаточного количества истребительной авиации в районе операции, сбивать летящий на максимальных скоростях и минимальных высотах самолёты нечем. Как я и сказал, учитывая количество авиации у врага, устроить ковровые бомбардировки для них вообще не вопрос. Боюсь, для них даже выбомбить резервные и законсеривированные ВПП на оперативном удалении вопрос не встанет- выбомбят.
    2. 0
      24 декабря 2024 18:50
      Цитата: Английский тарантас
      Эти чтоль?
      И как часто сейчас по российским аэродромам бьют бетонобойными бомбами ? В идеале подземные убежища для самолётов (Ирак) - их, что ли, строить предлагаете. Так по цене одного такого, можно десятки аэродромов обеспечить лёгкими ангарами, которые прикроют самолёты от дронов, а дроны, на данный момент, основная угроза самолётам (да и защитит техников, от погодных условий, что не маловажно, при обслуживании самолётов)
      Со временем можно и капитальную защиту вокруг самолётов построить, но, на данный момент, важна моссовость таких укрытий, то есть дешёвые, быстровозводимые.
      1. 0
        24 декабря 2024 20:31
        Однозначно!!! Массовость в массы!
      2. -1
        24 декабря 2024 22:46
        И как часто сейчас по российским аэродромам бьют бетонобойными бомбами ?

        Тогда вообще строить не надо ничего. А летать на кукурузниках, взлетая с поля.
        В идеале подземные убежища для самолётов (Ирак) - их, что ли, строить предлагаете

        На фото одни из иракских сооружений. Не спасло. Не смог ещё быстро найти фото иракского углубленного в землю бетонного укрытия, как раз вместе с уничтоженным самолётом внутри.
        а дроны, на данный момент, основная угроза самолётам

        У вас "сейчас" дроны для всего вообще главная угроза. А это не так.
        Аэродромы в силу удалённости от фронтов имеют благоприятные условия для размещения РЭБ и являются одним из первоочередных объектов для прикрытия ПВО.
        да и защитит техников, от погодных условий, что не маловажно, при обслуживании самолётов

        Это главный и по сути единственный плюс укрытий. Стоянка самолётов на открытом воздухе - дурость от нищеты. Чрезмерный расход ресурса самолёта. "Скупой платит дважды" как говорится.
        Со временем можно и капитальную защиту вокруг самолётов построить, но, на данный момент, важна моссовость таких укрытий, то есть дешёвые, быстровозводимые.

        Только не надо думать, что бетонная коробочка - эффективное укрытие для самолёта.
        Это скорее просто капитальный ангар, чем защитное сооружение. В защите это максимум как капонир, просто защита от осколков и взрывной волны.
        Сегодня главный бич не дроны, а высокоточное вооружение.
        Автор просто не в курсе был, что даже обычные, не бронебойные бомбы пробивают или проламывают метры грунта и бетона. А если и нет, то вопрос легко решается отправкой второй бомбы в ту же точку, потому что это возможно. Просто не разбирается в чём пишет. Говорит о бетонной коробке, а называет укрытием.
        Единственное реально эффективное сегодня укрытие для самолёта - подземное.
        1. 0
          25 декабря 2024 01:58
          Цитата: Английский тарантас
          Единственное реально эффективное сегодня укрытие для самолёта - подземное.
          А я о чём писал
          Цитата: Bad_gr
          В идеале подземные убежища для самолётов (Ирак)
          Была информация про такие аэродромы в Ираке, где самолёт на лифте опускался на подземную стоянку. У нас строительство таких аэродромов, разве что на севере себя оправдают, уж больно дороги.
        2. 0
          25 декабря 2024 23:15
          Уважаемый Английский тарантас! Позволю себе заметить самое эффективно укрытие для самолёта, на сегодняшний день - это отсутствие самолётов (авиации, как таковой) у противник... А всё остальное - от лукавого или от "фантазий" конструктора авиационных боеприпасов...
          1. 0
            30 декабря 2024 19:23
            Позволю себе заметить самое эффективно укрытие для самолёта, на сегодняшний день - это отсутствие самолётов (авиации, как таковой) у противник... А всё остальное - от лукавого или от "фантазий" конструктора авиационных боеприпасов...

            Лучший бой - тот которого не случилось. База, но, всё же, софистика.
  14. 0
    24 декабря 2024 16:38
    лучше как на фото с обваловками из земли и эти защитные укрытия раскиданы по площади,
    а не это посмешище что выстроено в одну линию, или вообще в одном корпусе разделенном на боксы, кому такое только в голову пришло
  15. 0
    24 декабря 2024 20:30
    Укрытия ангарного типа должны быть для всех самолетов. На 100%! Это их ресурс и возможность предполетного обслуживания! Между укрытиями должна быть защита от осколков (с песком ,а не камнем) а сверху ангаров сетка от дронов...
  16. +1
    25 декабря 2024 12:52
    В центрах городов, сохраняя исторические здания, строятся подземные гаражи с углублением в десяток этажей. Это для стоянки автомобилей по цене менее одного умного боеприпаса. Построить на пустом месте укрытия для самолётов - дорого? Скупой платит дважды.
  17. +1
    25 декабря 2024 13:10
    В фундамент ветряной электростанции заливают 800 м³ бетона и 80 тонн арматуры. На шельфе, что гораздо труднее, их устанавливают тысячами. И, как-то, никто не говорит, что это дорого. И только защитники бывших дельцов из МО считают деньги не там, где это нужно.
  18. 0
    25 декабря 2024 23:09
    Дело хорошее, нужное. Жаль, что, лишь, на 3-й год войны, пришло осознание ситуации "....что оборонное ведомство внимательно следит за развитием ситуации и появлением новых угроз, а также стремится принимать меры разного рода, направленные на защиту людей и техники."(из текста автора)... Странный "тормоз" был (или есть?) в оборонном Ведомстве....
  19. 0
    4 февраля 2025 19:46
    Игра в напёрстки ? Принцип строительства ангаров должен исходить из реальных угроз и оперативной необходимости.
    На сегодня реальная угроза - это дроны. На практике, танки, закрывают сетками. Это быстро и видимо эффективно. Поэтому, первый, быстрый способ защиты, это строительство экранов - ангаров, с защитой от дронов. Можно быстро и оперативно закрыть площадки для самолётов от дронов. Этим решается 80-90% рисков. При этом, часть ангаров могут быть пустыми, лишая противника возможности точного удара по цели. Пусть поиграют в напёрстки.