Подлодки пятого поколения: чего от них ждать?

28
На этой неделе, 18 марта, РИА Новости со ссылкой на гендиректора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита сообщило о том, что «Рубин» приступил к разработке подводных лодок 5-го поколения как атомных, так и неатомных. По словам Вильнита, создание облика новых кораблей ведется с учетом предложений и замечаний, которые поступают к нам в ходе эксплуатации кораблей предыдущих поколений и головных подводных лодок новых проектов. Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

В настоящее время основу российского подводного флота составляют корабли 3-го поколения. Первая подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению – стратегическая АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – была принята на вооружение флота только в январе 2013 года. Всего российский флот получит 8 таких подводных лодок – 3 проекта 955 «Борей» и 5 проекта 955А «Борей-А». Все они должны будут заменить на флоте АПЛ еще 3-го поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», которые в настоящее время составляют основу ядерных подводных сил сдерживания России.

К АПЛ четвертого поколения также относятся корабли проекта 885 «Ясень». В настоящее время головная подлодка данного проекта проходит испытания и может встать на вооружение российского флота уже в этом году. Всего же к 2021 году ВМФ России рассчитывает получить 7 АПЛ «Ясень». Из неатомных подводных лодок к кораблям 4-го поколения также относят дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада». Головная субмарина данного проекта, носящая имя «Санкт-Петербург», с мая 2010 года проходит опытную эксплуатацию на флоте.
Подлодки пятого поколения: чего от них ждать?
Дизель-электрическая подлодка пр. 677 "Лада"

Ранее представитель Главного штаба флота говорил о том, что подлодки 5-го поколения, разработка которых была заложена в госпрограмму вооружения (ГПВ) России до 2020 года, будут унифицированы под использование как баллистических, так и крылатых ракет. При этом предполагается, что такие корабли будут отличаться большей автоматизацией систем управления, пониженным уровнем шума, дальнобойным оружием, безопасным реактором. В первую очередь речь идет о новых торпедах и крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Глава конструкторского бюро «Рубин» подчеркнул, что жизненный цикл современных подлодок составляет порядка 50 лет с момента исследовательского проектирования до момента утилизации лодки. Поэтому в том, что работы по проектированию новых кораблей начаты уже сейчас, нет ничего странного. По такому принципу работа осуществлялась всегда. После окончания конструкторских работ по одному поколению подлодок, конструкторы приступили к новому этапу. Это нормальный рабочий процесс, которые просто не может стоять на месте.

Относительно 5-го поколения ударных АПЛ существует 2-е противоположных концепции путей их вероятного развития: эволюционный и революционный. Первый из них является наиболее вероятным и предполагает постепенное усовершенствование существующих технических решений, которые свойственны современным подлодкам. При этом часть существующих решений уже находится на пределе своего развития, а очень большая стоимость сегодняшних подводных лодок заставит конструкторов постараться сделать все возможное, для того чтобы снизить их конечную стоимость, уменьшить их габариты.
Стратегическая АПЛ проекта 955 "Борей"

Основным методом удешевления является повышение гибкости использования субмарин 5-го поколения. Для реализации этого на практике планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА. Для наилучшего расположения на корабле подобной нагрузки предполагается укоротить корпус субмарин, одновременно с этим увеличивая его диаметр. При этом, возможно, возвращение к двухкорпусной архитектуре, но такое решение не увязывается с требованиями по снижению цены конструкции.

Сегодня во всех странах, которые обладают собственными программами разработки АПЛ, идут поиски новых типов движителей, альтернативных обводов корпуса, способов использования оружия, целеуказания и методов обмена информацией на основе новых физических принципов. При этом в любом случае автоматизация субмарин 5-го поколения будет существенно увеличена, а способ их применения в бою будет увязан с концепцией «сетецентрической войны», когда врагу придется вступать в бой не с отдельными боевыми единицами, а с единой, монолитной системой, которая будет включать в свой состав надводные, подводные, воздушные, сухопутные и космические средства. На функционирование в данной «сети» будут рассчитаны все субмарины будущего.

Использование концепции «сетецентрической войны», а также мнение ряда профильных специалистов в том, что эволюционный путь развития подводного флота является тупиковым, привело к появлению «революционного пути» развития. Основой данной концепции является отказ от «изживших себя» больших АПЛ и концентрация на производстве небольших подводных лодок водоизмещением до 1500 тонн, обладающих вспомогательной ядерной энергетической установкой. Предполагается, что каждая из мини-субмарин по отдельности не сможет решать сложные задачи. Они будут ограничены в автономности, дальности применения оружия и целеуказания, мореходности, но вот развернутая группировка таких подлодок превзойдет по эффективности любой современный подводный крейсер. А потеря части такой группы не поставит под угрозу выполнение основной боевой задачи.
Многоцелевая АПЛ пр. 885 "Ясень"

Как бы то ни было, при всей своей логичности, данная концепция в настоящее время представляется все-таки довольно футуристической для большинства представителей ВМС как США, так и России в виду их консервативности. Вероятно, данная идея может быть реализована в рамках 6-го поколения субмарин, но в ближайшие 10-15 лет развитие флота будет идти по эволюционному пути развития без каких-либо неожиданных «скачков».

В настоящее время главными разработчиками лодок в стране считаются КБ «Рубин» и «Малахит». Конструкторы обоих КБ сходятся во мнении, что будущие подводные лодки окончательно перейдут к полуторакорпусной или однокорпусной архитектуре с обеспечением запаса плавучести на уровне 15%. В качестве основного конструкционного материала по-прежнему будет использоваться маломагнитная сталь, но при этом существенно вырастет доля использования композитных материалов как для внутреннего, так и для наружного применения. Помимо этого ведется поиск решений, позволяющих отказаться от традиционного ограждения выдвижных устройств в пользу альтернативных конструктивных решений, к примеру, выдвижного ходового мостика, складывающиеся в развитой надстройке и т.п. При этом на данный момент не существует особых предпосылок и необходимости по увеличению скорости хода, автономности или глубины погружения субмарин. Однако уменьшение водоизмещения может привести к уменьшению экипажа лодок и широкой автоматизации корабельных средств и оборудования.

На лодках 5-го поколения ожидается окончательный переход на водометные движители, возможно, даже с забортным расположением гребного электродвигателя в роли основного движительного комплекса лодки с окончательным вытеснением со сцены классических гребных винтов. Если же говорить о ракетном вооружении таких подлодок, то, скорее всего, оно будет обладать гиперзвуковыми скоростями полета. При этом развитие лодок будет осуществляться в направлении улучшения алгоритмов боевого использования и бортовой электроники.
Дизель-электрическая подлодка пр. 636.3 "Варшавянка"

С появлением на дизель-электрических подлодках проекта 677 «Лада» первого гидроакустического комплекса с квазиконформной носовой антенной большой площади «Лира», на флоте появилась тенденция оборудования похожими антеннами и АПЛ в дополнение к бортовым антеннам, чьи размеры также растут. Данные мероприятия позволили существенно увеличить апертуру антенных устройств. За счет отказа от очень больших и тяжелых сферических антенн ГАК с балластными системами, прочными капсулами и массивными элементами крепления, можно будет освободить существенные объемы, расположенные в носовой части подлодок. С одной стороны это ведет к уменьшению габаритов корпуса лодки, к упрощению конструкции и удешевлению всего ГАК, а с другой стороны позволяет инженерам вернуться к носовому размещению торпедных аппаратов, что более выгодно с технической и тактической точек зрения.

Если же говорить о подводном вооружении, то среди специалистов бытуют различные мнения на этот счет. В настоящее время считается, что калибр в 533 мм для ракетоторпед и торпед уже не обеспечивает реализации достаточно высоких транспортных характеристик боеприпасов (скорость и дальность хода), а поэтому необходим возврат к более крупному калибру – 650 мм с возможностью размещения на подобных торпедах более мощной боевой части и совершенной системы самонаведения. Однако наряду с этим торпеды калибра 650-мм обладают большой массой (около 5 тонн против 2 тонн у 533-мм торпед) и длиной (около 11 метров). А это в свою очередь ведет к усложнению и увеличению торпедных отсеков, торпедопогрузочных и зарядных устройств, сокращая боезапас лодки. Наряду с этим существует мнение о том, что для перспективных подводных лодок существует смысл увеличить количество торпедных аппаратов для производства массированных залпов по многочисленным, в том числе и различным целям, с использованием различных систем вооружений.

Источники информации:
-http://vz.ru/news/2013/3/18/624879.html
-http://lenta.ru/news/2013/03/18/nsub5gen
-http://vpk.name/news/68946_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_2.html
-http://vpk.name/news/68890_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_1.html
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    21 марта 2013 08:11
    В принципе все правильно. Лодки четвертого поколения еще только начинают поступать, но разработки уже надо вести следующего.
    Только таким курсом можно держаться в числе стран с развитыми технологиями.
    1. +8
      21 марта 2013 18:10
      Цитата: Арберес
      В принципе все правильно. Лодки четвертого поколения еще только начинают поступать, но разработки уже надо вести следующего.


      Если б не Горбач они б давно уже служили. Атомная подводная лодка К-123 «Марс» (пр945)Лодка была заложена в марте 1990 года на заводе № 112 «Красное Сормово» . В ноябре 1993 года строительство лодки было прекращено при 30% готовности в связи с прекращением финансирования. Недостроенный корабль был разрезан на стапеле.
  2. +6
    21 марта 2013 08:21
    Подлодки на новых физических принципах это интересно ! Может они будут двигаться в плазменных образованиях как БЧ мбр тех же ясеней. Не , гипер скорость на апл что то я загнул. Вот в чем я уверен возрастет глубина погружения от 1 км и ниже и вооружение будет совершенно другое !
    1. +28
      21 марта 2013 08:38
      Цитата: tronin.maxim
      Вот в чем я уверен возрастет глубина погружения от 1 км и ниже

      Была у нас одна такая красавица "КОМСОМОЛЕЦ", проект "Плавник"-685.
      Достигнутый ею рекорд погружения 1030 метров, если мне не изменяет память.
      И она могла атаковать торпедами с этой глубины, а у пин-ов в то время даже средств поражения этой лодки на такой глубине не было! Сделана была из тинанового сплава, да вот беда затонула при пожаре в Норвежском море в 1989г.
      Мне тогда было 19-ь! hi Уже в те времена мы могли это.
      Просто хочу сказать, как бы сейчас СССР не шпыняли, а нам было чем гордится!!!
      1. +4
        21 марта 2013 08:56
        Вот и я о том-же чуть ниже написал. Согласен с Вами, коллега.
      2. +5
        21 марта 2013 16:14
        Цитата: Арберес
        И она могла атаковать торпедами с этой глубины

        Торпедную стрельбу на ней проверяли на 800 метрах. Это САЭТ-60 торпеды. А "Шквалами" можно стрелять с глубин до 30 метров. Но о лодке действительно говорили, что может стрелять со всех глубин погружения
      3. vyatom
        +1
        29 марта 2013 13:25
        Цитата: Арберес
        Цитата: tronin.maxim
        Вот в чем я уверен возрастет глубина погружения от 1 км и ниже

        Была у нас одна такая красавица "КОМСОМОЛЕЦ", проект "Плавник"-685.
        Достигнутый ею рекорд погружения 1030 метров, если мне не изменяет память.
        И она могла атаковать торпедами с этой глубины, а у пин-ов в то время даже средств поражения этой лодки на такой глубине не было! Сделана была из тинанового сплава, да вот беда затонула при пожаре в Норвежском море в 1989г.
        Мне тогда было 19-ь! hi Уже в те времена мы могли это.
        Просто хочу сказать, как бы сейчас СССР не шпыняли, а нам было чем гордится!!!

        2-ой экипаж оказался полностью не готов к нештатной ситуации и вследствии его ошибок лодка затонула. все-таки огромное значение имеет подготовка личного состава
    2. +4
      21 марта 2013 10:35
      Не почему? как в ракетоторпедах "Шквал", только как кучу других проблем решить? Типа скрытность, возможность связи, маневренность... ох все это трудно очень трудно...
      Напрягаем мозги господа! напрягаем :)
      Больше школ! Больше образованных людей!
      Больше отстранение человека от домашних забот!
  3. +4
    21 марта 2013 08:31
    А как же крейсерский бесфорсажный сверхзвук, сверхманевренность и малозаметность??? wassat
    Спасибо автору! Очень хороший обзор!
  4. +9
    21 марта 2013 08:48
    Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

    Всё вроде бы хорошо, лодки 4 поколения поступают и будут поступать в рамках перевооружения и обновления флота. Меня всегда смущают такие большие сроки. Почему после 30 года будут строиться и поступать лодки 5-ого поколения? Я дико извиняюсь, это очень медленная работа. Ведь в 40 годах прошлого века, когда ядерная физика в СССР только что стала развиваться, так -же как и электроника и приборостроение, но какими зато темпами мы стали "штамповать" атомные субмарины? В то время небыло тех задатков и опыта строения, которые мы имеем сейчас, благодаря советскому прошлому. В то ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ было во много раз сложнее создавать институты, вести разработки и финансировать проекты. Но смогли, сделали всё в кратчайшие сроки. Сейчас нам что (или кто) мешает работать быстро? Почему так, деньги и средства сейчас есть у государства, что ни проект, так- долгострой? Аж на десятилетия затягивается. Такими темпами мы будем вечно перевооружаться. Работаем как эстонцы, не в обиду им сказано..
    1. +3
      21 марта 2013 09:15
      Цитата: dimon-media
      Почему так, деньги и средства сейчас есть у государства, что ни проект, так- долгострой? Аж на десятилетия затягивается. Такими темпами мы будем вечно перевооружаться. Работаем как эстонцы, не в обиду им сказано..

      И Вам добрый день Уважаемый hi
      Ох сколько на эту тему споров было и я в этом принимал активное участие!
      Скажу в кратце"Ломать ума не надо";- а вот создать, отладить и систематизировано поставить на поток...
      Это все наследие развала под звучным название ПЕРЕСТРОЙКА!
      Эх хотелось бы МЕХАНИКа послушать, он более-менее в курсе!
      Слышишь нас Уважаемый?
      1. +5
        21 марта 2013 10:49
        Конечно слышу. Умных людей всегда интересно выслушать. Одну вещь новоявленным чинушам и ихним приспешникам очень даже хорошо удалось систематизировать, в виде распила бюджетных средств. Собственно говоря я сам ответил на свой же вапрос. Отсюда все наши беды. Я так полагаю, хоть многократно если даже увеличить гос. бюджет и финансирование нашей оборонки,- в корне ничего не поменяется. Слишком много Сердюковых на верху. Этот вопрос в нашей стране становится риторическим.
    2. ник 1 и 2
      +2
      21 марта 2013 11:43
      Цитата: dimon-media
      Сейчас нам что (или кто) мешает работать быстро?


      На мой взгляд , Е. Гайдар , тому виной. Это он ликвидировал огромную армию под названием электронная промышленность! То была школа в которой выращивались уникальные мозги , находились оригинальнийшие решения, делались открытия , изобретения.

      Также как в шахматах - там больше чемпионов, где школа (секция) обширнее!

      Надо ждать когда мозги вырастут!

      Шойгу не прав заявляя отдайте нам то что нам положено! В частях были прапора с головой и с руками , которые ремонтировали технику и придумывали - находили выходы из ситуации. Убери их и куча техники будет дожидаться спецов из КБ или завода, а дело там в пустяках.
    3. Дима67
      0
      21 марта 2013 13:19
      Так давайте вернём СССР и будем в шоколаде!!! Китайцы тоже каждий год или два спускают на воду новый корвет или что там?
    4. 0
      21 марта 2013 17:41
      Я дико извиняюсь, это очень медленная работа

      Почитайте на соседней ветке скорость доводки самолета, при том, что уже 5 поколение вовсю летает. А с подплавом все гораздо серьезнее. Вы ведь не планируете послать экипажи проверять теоретические разработки? На каждом этапе без испытаний не обойтись. Ладу уже сколько лет гоняют, и все никак всех блох не вычешут.
  5. Mother Russia
    +10
    21 марта 2013 08:50
    Цитата: инженер74
    А как же крейсерский бесфорсажный сверхзвук, сверхманевренность и малозаметность???


    И это сделаем, будет непременно! bully
    Всему своё время.
  6. Mikado
    +1
    21 марта 2013 09:11
    Кто подскажет, есть у нас лодки с водомётным движителем или только в проектах?
    1. olp
      +6
      21 марта 2013 09:39
      Кто подскажет, есть у нас лодки с водомётным движителем или только в проектах?

      все Бореи


      также говорят что начиная со второго корпуса(Казань) Ясени тоже получат водомёт
      1. 0
        21 марта 2013 15:42
        Цитата: olp
        все Бореи

        О, Я вижу вы тут тоже в этой теме учавствуете.
    2. +2
      21 марта 2013 09:50
      Цитата: Mikado
      Кто подскажет, есть у нас лодки с водомётным движителем или только в проектах?

      "СЕВЕРОДВИНСК"-проект ЯСЕНЬ.
      Информации по нему очень мало, но слух упорный идет, что на нем водомет!
  7. +2
    21 марта 2013 09:40
    Очень интересная статья. Главное процесс не стоит на месте .а движется и как мы знаем движение это жизнь
  8. +4
    21 марта 2013 09:42
    К сожалению мы уступаем полосатым по одновременно в строю лодкам. Мы имеем шикарную базу под Северодвинском, и ещё одна хорошая база ка Камчатке. Нам нужен паритет с противником. Т-34-76 наголову устпал Тигру, но мы задавили массой.
    1. FATEMOGAN
      0
      21 марта 2013 22:27
      Цитата: PROXOR
      К сожалению мы уступаем полосатым по одновременно в строю лодкам. Мы имеем шикарную базу под Северодвинском, и ещё одна хорошая база ка Камчатке. Нам нужен паритет с противником. Т-34-76 наголову устпал Тигру, но мы задавили массой.

      Паритет конечно здорово, осталось для начала самую малость, найти лишние 600 миллиадов доларов на оборонку ежегодно, что бы можно было о паритете говорить, может знаете где их взять ?
      Фантазировать конечно не плохо, но надо реально смотреть на вещи, мы и так можем нанести любому агресору неприемлимый ущерб, зачем рвать на себе последнюю тельняжку и отдавать последнюю копейку в оборонку, у нас и кроме нее полно отраслей, которые ой как нуждаются в финансировании. А начнём самостоятельно печатать рубли, вот тогда можно будет и подумать о паритете.
    2. FATEMOGAN
      +3
      21 марта 2013 22:29
      Цитата: PROXOR
      К сожалению мы уступаем полосатым по одновременно в строю лодкам. Мы имеем шикарную базу под Северодвинском, и ещё одна хорошая база ка Камчатке. Нам нужен паритет с противником. Т-34-76 наголову устпал Тигру, но мы задавили массой.

      Паритет конечно здорово, осталось для начала самую малость, найти лишние 600 миллиадов доларов на оборонку ежегодно, что бы можно было о паритете говорить, может знаете где их взять ?
      Фантазировать конечно не плохо, но надо реально смотреть на вещи, мы и так можем нанести любому агресору неприемлимый ущерб, зачем рвать на себе последнюю тельняжку и отдавать последнюю копейку в оборонку, у нас и кроме нее полно отраслей, которые ой как нуждаются в финансировании. А начнём самостоятельно печатать рубли, вот тогда можно будет и подумать о достижении паритета.
  9. +2
    21 марта 2013 10:02
    Где то встречал классификацию и время ввода в строй ПЛ по поколениям, если не ошибаюсь, то там разница до 1992 года сокращалась и составляла примерно 5 лет...
    Вроде так как то...
    Пусть развивают... Интересно, когда утка запущенная в фильме "Охота за октябрем" будет реализована?
  10. +1
    21 марта 2013 10:28
    А посылки уже начались :) http://www.ntpo.com/techno/techno1_7/engine_100.shtml
    Аж с 1992 года.
    Ждемс реализации? fellow
  11. +2
    21 марта 2013 12:48
    "...планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА."

    - Меня заинтересовала формулировка, это настолько компактно должнен расположить в себе крейсер различные модули, или все же будут реализовываться проекты отдельных носителей НПА? Стратегия на уничтожение АУГ любой конфигурации, судя по разработке направления гиперзвука и массированных атак..
  12. +4
    21 марта 2013 18:21
    У меня есть картинка, порпобую вставить...
  13. +4
    21 марта 2013 19:21
    Если оценивать тенденцию по созданию ПЛ как в СССР, так и в РФ, то подавляющее большинство проектов имеют водоизмещение стремящееся к 10000 тонн и больше. Когда речь идет о мощных МБР, возможно такой путь рационален, но со временем приоритеты меняются и на данном этапе желательно иметь ПЛ многоцелевого назначения. Если рассматривать Ясени, как противовес Вирджинии, то нам очень долго не догнать американцев по количеству построенных единиц. Так, что нейтрализовать их и модернизированные Огайо-практически нечем. А решение напрашивается само собой-необходимо строить лодки типа проектов 705 (не зря американцы приложили усилия,, чтобы вывести их из боевого состава) и 671РТМ, но с учетом шахтных установок КР, как продумано для Амуров. Эти корабли дешевле "монстров" и количество!!! позволит перекрывать все носители КР потенциального противника. Одновременно для контроля над ближней зоной -неатомные подлодкитипа Амур 950 и Амур-650. Пока не доработается ВНЭУС, не остается ничего другого, как строить ДЭПЛ, по типу "Санкт-Петербурга". Противник ждать не будет, когда у нас "дойдет"! И строить не в год по чайной ложке, а как в добрые советские времена. Еще одна возможность-прекратить бездумную шкурную утилизацию тех же РТМок, какие еще уцелели и подвергнуть их глубокой модернизации.
  14. +1
    21 марта 2013 19:43
    С водомётом уже довольно давно плавает "Алроса" пр. 877В.
  15. +2
    22 марта 2013 21:20
    Цитата: FATEMOGAN
    мы и так можем нанести любому агресору неприемлимый ущерб, зачем рвать на себе последнюю тельняжку и отдавать последнюю копейку в оборонку, у нас и кроме нее полно отраслей, которые ой как нуждаются в финансировании. А начнём самостоятельно печатать рубли, вот тогда можно будет и подумать о достижении паритета.

    Именно так мы сегодня решаем вопрос защиты страны. ВС вывели на минимально достаточный уровень, но техника стареет, кончается гарантийный срок эксплуатации МБР, пла, рпкСН и др. "железа". Амеры не стоят на месте, они идут под зонтик ПРО, тем самым ставя под вопрос "неприемлемый" для себя ущерб. Стремятся стащить нас на бесконтактную войну высокоточным оружием, где мы, прямо скажем не очень сильны. Для этого нужно войти в договор СНВ-3, решить вопрос с тактическим ЯО и тд. Они всерьез считают, что будут способны перехватить 700 носителей до разделения ББ. Потому, чтобы хотя бы сохранить статус-КВО, мы вынуждены бросать в топку ВПК столь нужные в других местах млрд. рублей. Без оружия уровня янки мы перестанем восприниматься всерьез, тк экономика --увы...
    О печатанье рублей. Если они не обеспечены, то это бумага и путь в гиперинфляцию. Рубль как мировая резервная валюта -- еще рано, как региональная -- вполне реально. И последнее: сколько рабочих мест дает оборонка, какова отдача на вложенный в нее рубль, где в первую очередь внедряются достижения науки и техники, передовые технологии? История показывает, что вливание в ВПК может потащить за собой всю экономику страны (Германия, США...). Правда мне больше по душе опыт Японии.