Вирус «Шестой» добрался до Швеции

42
Вирус «Шестой» добрался до Швеции
Это рисунок новой концепции Saab. Для своего следующего поколения истребителей-беспилотников компания Saab надеется использовать «общую ДНК» для разработки семейства боевых самолётов будущего с экипажем и без него.


Шведская оборонная компания Saab представила концепции потенциального пилотируемого (вариант беспилотного тоже включен в программу) истребителя нового поколения и серии дронов, предназначенных для работы вместе с ним. Учитывая долгую историю разработки боевых самолётов шведским ВПК, истребитель шестого поколения и дополняющие его малозаметные дроны могут быть созданы в Швеции, хотя есть большие сомнения в том, что это реальная перспектива без объединения усилий с другими странами. Особенно сейчас, когда над аналогичными самолетами нового поколения трудятся союзы Франции, Германии и Испании, а конкурируют с ними Великобритания и Италия.



Шведы решили идти своим путем (как они обычно это делают) и не присоединяться к союзам, хотя, надо сказать, в любом из них они были бы желанными участниками.

Концепции будущего были представлены Питером Нильссоном из Saab, руководителем отдела перспективных программ компании. Скриншоты из демонстрации попали в Интернет и стали предметом обсуждений..

Самое интересное, что на кадрах показано общее представление об «экосистеме» будущего боевого самолёта с несколькими взаимосвязанными системами, как с экипажем, так и без него.

На этом очень раннем этапе все показанные концепции следует рассматривать как предварительные, но они могут отражать или не отражать конструктивные особенности, которые Saab уже учитывает при разработке истребителей нового поколения для ВВС Швеции.


Экран ноутбука с изображением концептуального самолёта Saab F-серии

Система представлена под названием Saab F-series и подзаголовком «Один и тот же мозг в разных телах». Слева направо:
- перспективный истребитель с экипажем;
- дозвуковая беспилотная платформа весом не более пяти тонн;
- существующий многоцелевой истребитель Gripen E с экипажем;
- сверхзвуковая беспилотная платформа весом более пяти тонн;
- дозвуковая беспилотная платформа весом менее одной тонны.

Из них Gripen E, который находится на вооружении и производится как в Швеции, так и в Бразилии, уже хорошо известен.


Saab Gripen E

Предлагаемый преемник в серии, Saab F, представлен как пилотируемый истребитель будущего, который, по-видимому, рассчитан на высокую скорость, а также на низкую заметность. Он имеет обтекаемую конфигурацию крыла и корпуса с заметным изгибом, проходящим по стреловидным передним кромкам, что придаёт ему некоторое сходство с истребителем Saab Draken времён холодной войны с характерным двойным треугольным крылом. Стреловидные крылья укорочены, а фюзеляж, по-видимому, оптимизирован по площади для эффективных полетов на сверхзвуке.

Некоторые из тех же особенностей, что и у концепции будущего истребителя с экипажем, в частности, общая форма крыла и корпуса, а также укороченные крылья, присутствуют в сверхзвуковой беспилотной платформе, хотя она показана несколько меньших размеров и без каких-либо хвостовых стабилизаторов.


Два вида сверхзвуковой беспилотной платформы серии F

На других изображениях сверхзвуковой беспилотной платформы уровень детализации выше: по обеим сторонам фюзеляжа расположены малозаметные воздухозаборники, а над местом, где должен быть двигатель, видна выпуклость, назначение которой не сразу понятно. Вид беспилотника снизу указывает на наличие приличных по размерам хранилищ для топлива и внутренних отсеков для вооружений, хотя детали оружейного отсека четко не видны.


Ещё один вид сверхзвуковой беспилотной платформы в серии F

В описании сверхзвуковой беспилотной платформы говорится, что она оснащена тем же двигателем General Electric F414 с форсажем, что и Gripen F, а также некоторыми общими системами авионики и транспортного средства. С другой стороны, малозаметный планер, цифровые системы управления, системы связи, датчики и технологии искусственного интеллекта — всё это новое.


Двигатель F414, используемый в Gripen, а также в F/A-18E/F Super Hornet и других боевых машинах.

Что касается более лёгкой дозвуковой беспилотной платформы, то внешне она гораздо ближе к «типичному» истребителю пятого поколения с экипажем (например, F-35 производства США или китайскому J-35). У неё относительно небольшие треугольные крылья и вертикальные стабилизаторы, наклоненные наружу.

Пожалуй, самая распространённая концепция дизайна — это недорогая дозвуковая беспилотная платформа с широким цилиндрическим, возможно, слегка сплюснутым фюзеляжем и умеренно стреловидным крылом. У неё также, по-видимому, есть наклоненные наружу вертикальные стабилизаторы, но они прямые, а не стреловидные.

В целом вся концепция чем-то напоминает дозвуковую крылатую ракету, хотя и с более длинным размахом крыльев. Вес этой модели менее одной тонны также делает его более похожим на крылатую ракету или на дистанционно управляемый беспилотник-камикадзе, а по сути — универсальное средство, нечто среднее между ракетой и беспилотником. При таком небольшом весе малобюджетную дозвуковую беспилотную платформу потенциально можно запускать с пилотируемого истребителя будущего или… беспилотной платформы размером с истребитель.

Что касается относительных размеров, то нет никаких указаний на то, что эти изображения выполнены в масштабе, а указанные весовые категории оставляют много места для вариаций, особенно для сверхзвуковой беспилотной платформы.
Также стоит сравнить концепции будущего истребителя с экипажем и сверхзвуковой беспилотной платформы с моделью сверхзвукового малозаметного дрона Loyal Wingman, разработанной компанией Saab. Но эта конструкция достойна отдельного рассмотрения, поскольку реально довольно перспективная.


Saab Loyal Wingman в аэродинамической трубе L-2000 в Королевской высшей технической школе Швеции в Стокгольме

Достаточно сказать, что модель, испытанная в аэродинамической трубе, имеет схожую с этими двумя концепциями конфигурацию крыла и корпуса, особенно скруглённые передние кромки и наклонные наружу вертикальные стабилизаторы. У неё также укороченные стреловидные крылья, хотя они более сложные, с заметными пилообразными законцовками и, по-видимому, относительно большими поверхностями управления. Стоит отметить, что образ модели, созданной для испытаний в аэродинамической трубе, подразумевает, что она обязательно будет иметь более детализированные элементы, в том числе отсеки для оружия, и будет ближе к форме летного прототипа, в то время как концепции Saab F-серии пока имеют гораздо более общий вид.


[center]Модель в аэродинамической трубе с одним открытым отсеком для оружия

Однако внешний вид F-серии сам по себе интересен и отражает меняющиеся планы Saab в отношении программы Future Combat Air System (FCAS).

Как ни странно, номенклатура FCAS также используется конкурирующими британскими и европейскими разработчиками, а в перспективе – союзниками по будущим воздушным боям, и во всех этих инициативах в центре внимания находится пилотируемый истребитель, а также ряд вспомогательных дронов и других передовых технологий. Компания Saab ранее участвовала в британской программе FCAS, но затем вышла из неё, но кто сказал, что наработки, сделанные в рамках этой программы, не ушли в Швецию?


Концептуальное изображение пилотируемого истребителя Tempest, который является частью британской программы FCAS

Одной из примечательных особенностей Saab FCAS является намерение использовать общие компоненты для нескольких пилотируемых и беспилотных платформ. Особенно интересно то, что Gripen E, не являющийся малозаметным, и малозаметная сверхзвуковая беспилотная платформа смогут иметь общие компоненты. В целом, такая философия должна помочь снизить затраты, ускорить разработку и уменьшить нагрузку на техническое обслуживание и логистику после ввода таких систем в эксплуатацию. Сказать, что это разумный и логичный план – это ничего не сказать, но подводных камней здесь очень много.

Судя по схеме всей системы, Saab считает, что дроны играют ключевую роль в инициативе FCAS, что, возможно, не так очевидно в случае с конкурирующими британскими и общеевропейскими программами, где пилотируемые истребители — на данный момент — занимают центральное место.


Примеры оценки вычислительной гидродинамики для более ранней конфигурации Saab Loyal Wingman. Эта модель также, по-видимому, имеет более незаметный выхлоп.

Нильссон говорит о планах по созданию дронов, которые «будут служить только в качестве ложных целей и сбиваться противником, но могут помочь вам выполнить вашу миссию». Это указывает на концепцию дронов, которые можно использовать повторно — они должны быть достаточно дешёвыми, чтобы их можно было терять во время операций с высоким риском, но при этом достаточно функциональными, чтобы быть полезными для таких операций.

Это особенно примечательно, поскольку ВВС США сейчас отходят от этой идеи, а дроны с ограниченным сроком службы всё чаще уступают место планам по достижению «доступной массовости», что указывает на предпочтение дронам с многократно увеличенными боевыми возможностями, которые обеспечивают хороший баланс между доступностью/стоимостью и возможностями, но в ущерб многократному применению.

Были представлены некоторые другие подробности шведской программы FCAS, в том числе планы по замене Gripen в течение следующих 25 лет — примерно к 2050 году. Таким образом, шведская программа FCAS рассчитана на более длительный срок, чем британская и общеевропейская программы, в рамках которых планируется, что пилотируемый истребитель станет частью «системы систем» где-то между 2030 и 2040 годами.

Очевидно, что F-серия — лишь один из вариантов, которые Saab рассматривает в рамках работы над преемником Gripen. Шведы не стремятся к спешке в этом вопросе, хотя, судя по сообщениям их прессы, война с Россией может стать неизбежной и произойти в ближайшее время. Но давайте обсудим это в заключение.

Согласно отчёту SVT, решение о том, как будет выглядеть шведская программа FCAS, необходимо будет принять «в течение следующих нескольких лет». Интересно, что в том же отчёте отмечается, что разработка этих платформ компанией Saab — лишь одно из возможных решений. В противном случае Швеции пришлось бы приобрести готовое решение или, что более вероятно, присоединиться к британской инициативе FCAS или даже к общеевропейской.

В этом нет ничего удивительного, ведь европейцы создали немало достойных самолётов, но именно шведы ценят свою независимость. Хотя двигатели у них не свои…

Однако Швеция стремится сохранить финансовую стабильность программы FCAS, даже если не удастся получить экспортные заказы. Это кажется невероятным, учитывая затраты на разработку малозаметной боевой авиационной платформы и дополнительных пилотируемых и беспилотных платформ.

Опыт Saab с Gripen показывает, что, несмотря на возможности продукта, добиться экспортных продаж непросто, особенно в условиях конкуренции с американскими производителями.


То, что сегодня шведы работают над оружием завтра, — это вполне нормально, и в таком аспекте они не повторят ошибок тех, кто потратил деньги на не совсем качественные самолеты. Свое — оно, знаете, и в Швеции свое.

Но две вещи играют против Швеции в целом и Saab в частности. Первая – это деньги. С каждым годом они все дешевеют, и создавать столь дорогостоящую вещь, как боевой самолет, становится все сложнее. Вторая – время.

В определенных странах Европы сегодня все чаще говорят о войне с Россией. Ну чем Европа хуже США? США готовится к войне с Китаем, а Европа — с Россией. Польша, правда, подугомонилась, а вот Франция и Германия все еще планируют. Собирается и Швеция. Даже более того, собирается воевать долго и кроваво, так, что правительство поставило в резерв территории под кладбища из расчета на 500 000 человек. Это при всем том, что в Швеции живет 10 миллионов, считая понаприехавших. Но вот 5% населения правительство готово угробить при отражении российской агрессии.

Это, конечно, показатель. Но вот вопрос: а будет ли Россия ждать, пока Швеция построит, испытает и выпустит в должных количествах свои истребители нового поколения с дронами-спутниками? То есть будут ли эти русские ждать 2050 года или начнут раньше?

И вот тут придется всерьез задуматься, а как и чем шведы будут отражать всё то, что полетит со стороны России или с территорий захваченной русскими Германии?

И вот тут в следующем материале мы и поговорим о возможностях, благо сами шведы дали карты в руки, проанализировав свои возможности, точнее, возможности своей авиации.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -10
    27 декабря 2024 05:36
    Не любят шведы историю ох не любят. Расплодиться по настоящему не могут, а всё туда же повоевать.
    А может получиться что в результате Россия выйдет к Ботническому заливу и канал пророет через Финляндию. hi
    1. +18
      27 декабря 2024 06:16
      А историю и мы не любим! Постояно ни к чему ни готовы, это уже исторический наш народный эпос! Поэтому и сильны задним умом, шведы в отличии от нас не ломают-переформатируют, а продолжают и развивают! У нас также кстати плодятся мигранты и дай Бог чтобы выгнали из курской области ВСУ!
      1. +5
        27 декабря 2024 08:52
        На ВО показали в разных публикациях наверное 5-6 концептов 6-го поколения, но вот российского среди них почему-то нет и будет-ли?
        1. +5
          27 декабря 2024 13:26
          Чтобы что-то относить к 6-му поколению, нужно определиться с концепцией самолёта 6-го поколения. А тут сразу трудности, ибо не существует концепции самолёта 5-го поколения. Старый вариант, что самолёты 5-го поколения значительно превосходят самолёты 4-го поколения не проходит, ибо в Мире произошла Информационная Революция, которая изменила подход к новой классификации. К сожалению в военной области эта ИР прошла мимо ВС России. Общепринятых концепций самолётов 5-го и 6-го поколений нет. И не надо перечислять признаки самолёта 5-го поколения, тем более, что никто не знает , откуда они берутся. Не буду обогащать потенциальных врагов теорией. Могу чётко сказать, что самолёт 6-го поколения будет пилотируемым , более того, скорее всего, с двумя операторами...
          1. +2
            28 декабря 2024 19:03
            Цитата: Okko777
            Могу чётко сказать, что самолёт 6-го поколения будет пилотируемым , более того, скорее всего, с двумя операторами

            МиГ-41 можно будет отнести к самолётам шестого поколения?
            1. +1
              28 декабря 2024 20:47
              Самолёт 5-го поколения существует в Боевой Информационной Системе, где получает и обменивается информацией с другими объектами. Ему обеспечивают целеуказание, он обеспечивает целеуказание в воздухе , на земле, в море и в реальном времени. В состав БИС входят спутниковые системы разведки и позиционирования, самолёты-разведчики разных типов, БПЛА разных типов и назначения, наземные РЛС , другие самолёты и воздушные объекты. И дело не в самолёте и его уникальных качествах. а всё дело в среде, где он должен работать в реальном времени... Самолёт 5-го поколения - универсальный элемент БИС, он и разведчик и средство поражения в одном и с огромными возможностями...
              1. +1
                31 декабря 2024 17:08
                В программе ATF было заложено S4 - stealth, STOL, supercruise, supersonic agility.
                Понятно, что в F-22 из этого не всё реализовали, но на уровне постановки задачи всё было в порядке. Все остальное - сетевой обмен данными и прочее такое же - лишь Вишенка на торте. К шестому поколению требования пока непонятны
                1. -1
                  31 декабря 2024 17:24
                  Это с вашей точки зрения не понятны. У меня таких проблем нет. Другое дело, что уровень развития военной техники дошёл до такой отметки, что при равной много векторности, воевать не имеет смысла. Но вот , как показало СВО, один вектор оказался "мыльным пузырём". А другой вектор в виде Китая очень туманен и не ясно , что там будет...А доминант наглеет с каждым днём, и у него для этого есть основания!
                  1. +1
                    31 декабря 2024 17:28
                    Можете изложить тз к шестому поколению? По пунктам
                    1. -1
                      31 декабря 2024 17:30
                      И всё ? На открытом сайте ? Может вам ещё изложить ультросовременную концепцию построения Боевых Информационных Систем , которая отличается от американской и является более продвинутой?
                      1. +1
                        31 декабря 2024 17:32
                        То есть не можете. Понятно.
                      2. -1
                        31 декабря 2024 17:33
                        Мне не понятен уровень собеседника . Вы знакомы с сетецентрическими методами построения БИС, на которые опирается армия США ? Современная концепция ведения БД формирует требования к технике и самолётам, в том числе...
                      3. +1
                        31 декабря 2024 17:35
                        Знаком. И линк 16 и джитидс и тд
                      4. -1
                        31 декабря 2024 17:40
                        У нас нет современных концепции ведения БД на базе БИС. Последние сложны, трудно реализуемы , и требуют огромных денег в рамках общегосударственной программы, так считают наши военные учёные. Кроме того, они подвержены воздействию средств РЭБ. Под этим предлогом у нас нет современных технических средств разведки , целеуказания и обработки информации в реальном времени всех уровней. Вот мы и воюем 3 года вместо 3-х недель...Наша армия в прошлом живёт...
                      5. 0
                        31 декабря 2024 18:04
                        Это все понятно. У нас нет у них есть. Но вот появилось все это и у нас. Например. На какую платформу все это ставить? Беспилотную, пилотируемую? Трехмаховый архангел или тихий но среднескоростной самолет? Лазер ставим? Или пушку с направленными заряженными частицами? Ближний бой ведем или просто всех расстреливаем издали? И так далее.
                      6. -1
                        31 декабря 2024 17:50
                        Если вы в Москве, давайте встретимся...Вам нужна тема для кандидатской, докторской ? Не вопрос...
        2. 0
          29 декабря 2024 14:27
          Не существует никакого 6го поколения. Да и 5е лишь маркетинговый ход.
          1. -1
            31 декабря 2024 18:00
            Вам простой вопрос. Вы согласны , что в Мире произошла Информационная Революция, которая изменила все сферы жизни человека. А что на Военное Дело и технику ИР не повлияла ?
            1. 0
              9 января 2025 21:16
              Окко, эта революция не делает 5е поколение 5м поколением. Это как было 4е поколение, так и осталось. Двигатели принципиально не изменились, электроника не изменилась, рлс не изменилась, оружие не изменилось.

              Самое правильное название - это поколение 4+.
          2. 0
            31 декабря 2024 23:55
            Программа ATF была лишь маркетингом?
            1. 0
              9 января 2025 21:17
              Спокойный, да. 5е поколение от 4+ принципиально ничем не отличается. Вот 3е от 4го отличается и сильно. И принципиально.
              1. 0
                10 января 2025 06:11
                Ну да. Раптор и лайтнинг от игла отличаются непринципиально, а игл от фантома принципиально. Конечно
        3. 0
          1 января 2025 15:43
          российского среди них почему-то нет

          Это только ваше личное ошибочное мнение.
          По большней части сейчас требования к 6-му поколению только определяются, какие характеристики будут более приоритетные,
          Но есть например - ПАК ДП Миг-41, беспилотный, технологии стелс, скорость больше 4 Махов, практический потолок до 30 км.
    2. +2
      27 декабря 2024 06:25
      Цитата: Солдатов В.
      Расплодиться по настоящему не могут
      Расплодиться им помогают сотни тысяч мигрантов, ежегодно прибывающих в страну wink
  2. +4
    27 декабря 2024 06:22
    дронов, которые «будут служить только в качестве ложных целей и сбиваться противником, но могут помочь вам выполнить вашу миссию»
    На Ф-16 подобное реализовано гораздо остроумнее. Там имеется блок с нарезанной фольгой, которая просто выбрасывается из чрева фюзеляжа, когда самолёт попадает в зону ПВО. Так делали ещё их деды, когда бомбили Германию
    1. 0
      1 января 2025 15:52
      блок с нарезанной фольгой, которая просто выбрасывается из чрева фюзеляжа, когда самолёт попадает в зону ПВО

      А вы слыхали про "селекцию целей",
      В данном случае селекция целей по скорости, облако фольги не движется, и определяется как не приоритетная или ложная цель.
  3. +2
    27 декабря 2024 07:32
    Сааб делал хорошие машины, у нас была сааб-9000, все профукали как влезли амеры. И сейчас, двигатели амерские, в любой момент заподозрив конкурента, амеры просто перекроют каналы комплектующих и Сааб окончательно загнётся. А так техническая школа у них хорошая.
  4. +3
    27 декабря 2024 08:59
    Выводы автора так себе, увы.
    Если Хитрый План ВВП наконец-то раскрутил новую гонку вооружений ,то все ВПК хотят в них поучаствовать.
    Если Шведы могут сделать 6е поколение БПЛА - они будут стараться.
    это же деньги. Без разницы, " отражении российской агрессии." или нет. Это же деньги и промышленность.

    и вот это - ". Даже более того, собирается воевать долго и кроваво, так, что правительство поставило в резерв территории под кладбища из расчета на 500 000 человек. Это при всем том, что в Швеции живет 10 миллионов, считая понаприехавших. Но вот 5% населения правительство готово угробить при отражении российской агрессии." - очень нарочито наивно. Автор все наверняка понимает, но пишет.... противоположное.

    Во первых - если нападут - им что сразу сдаваться?
    Во вторых - гробится будут простолюдины. А Олигархи, чиновники, депутаты, их семьи, охранники, обслуга - как мы видем по СВО - неприкосновенны. Они то будут посылать на смерть за свою собственность, капиталлы всяких "простых".
    А если что - выкупят, обменяют и т.п.
    Можно вспомнить истории Кума (обменяли 140 непростых!!! нац.), Ходорковского (отпустили за бабло), Убийцу российских летчиков (стал рпартнером ВВП), Поршенко (его предприятия в России еще долго работали, пока выводил деньги) и т.п.
    1. +5
      27 декабря 2024 16:14
      Нет никакого хитрого плана ВВП. У ВВП похоже вообще нет никакого плана. Одна цель сидеть в Кремле и выехать из Кремля на лафете.
      1. -2
        27 декабря 2024 21:49
        Дык, 3 сстороны взгляда...
        1. К выборам каждый чайник кричал о ХПП, и его победах.. здесь тоже
        2. Нато усилилось, русские гибнут, вытеснены из экономики мира, недовольные кремлем прижаты, ВВП пожизненен - чем не План?
        3. Нет никакого хитрого плана ...
    2. 0
      1 января 2025 15:58
      Цитата: Макс1995
      Если Хитрый План ВВП наконец-то раскрутил новую гонку вооружений

      Хитрый план ВВП в полном суверинентете России, - в политическом, военном, экономическом, технологическом, финансовом.
      Россия при этом будет уверенно развиватся независимо от внешних санкций и других воздействий.
  5. +2
    27 декабря 2024 11:59

    В этом нет ничего удивительного, ведь европейцы создали немало достойных самолётов, но именно шведы ценят свою независимость. Хотя двигатели у них не свои…

    Учитывая значительный объем и качество шведской промышленности, у них ,вероятно, есть возможность запустить свое двигателестроение в весьма ограниченные сроки (если будет нужда). Вероятно,также, у них есть и свои проекты этих двигателей ,разрабатываемые в инициативном порядке и ,возможно, с учетом способностей их производственной базы . Это было бы вполне логично для страны, заглядывающей так далеко. Другое дело что с учетом объемом их нужд по двигателям - абсолютно нецелесообразно запускать производство у себя сейчас. Экономика стоит над всем, даже над самыми суверенными .
    1. 0
      27 декабря 2024 18:59
      у них есть и свои проекты этих двигателей ,разрабатываемые в инициативном порядке
      Инициативный порядок должен быть кем-то профинансирован, а с этим в Европах офигенные проблемы в наше время. И да, Швеция не входит в список стран, производителей современных авиадвигателей, что ещё более осложняет и удорожает такую разработку.
      1. +2
        27 декабря 2024 19:11
        Не стоит сравнивать как это МОЖЕТ делаться с тем,как это делается у нас или в США. Швеция имеет доступ к современным прогр.продуктам и суперкомпьютерам , они могут смоделировать (и они это делают) многие расчеты ,для которых еще не так давно требовались дорогие натурные испытания . Также они могут просчитывать и тех.процессы, которые потребуются для тех или иных производств ,вроде создания огнеупорных лопаток и покрытий или механизации двигателя ,уменьшения его тепловой сигнатуры и прочее. Да,у них скромные бюджеты ,однако их опыт показывает,что в рамках этих бюджетов они делают очень многое ,так что полагать, что в рамках этих бюджетов нельзя вести экономные и результативные НИОКРы по двигателестроению я бы утверждать не стал.
        Современные тенденции к проектированию чего-либо вообще показывают уменьшение затрат на начальных и даже средних этапах ЕСЛИ это делается по современным методикам. Так,например, тот же Маск создавал свои двигатели или так работает израильская оружейная промышленность . Там, где нет безумной бюрократии до горизонта и чудовищных распилов оружейных мегакорпораций ,и в тоже время есть образованные спецы ,имеющие доступ к современному вычислительному и моделестроительному оборудованию (типа тех же аддитивных технологических приблуд) возможно делать весьма и весьма многие вещи.
        Также я отмечу тут , что не стоит полагать, что наш или американский опыт в создании ТРД есть некий абсолют. Каждый божий день изобретают новые материалы и покрытия ,так что держа руку на пульсе прогресса возможно даже небольшой командой совершить качественный рывок (вроде упомянутого Маска с его ракетными двигателями малого давления) . Тут у нас по прежнему медвежий уголок ,а в умах обывателя все еще хуже , но 21 век это 21 век и надо немножечко быть вкурсе современных технологий , чтобы понимать насколько меняются правила игры .
        1. +1
          29 декабря 2024 10:01
          Они и летать могут в суперкомпьютере. Видосы будут качественнее российских и безопаснее
  6. -1
    27 декабря 2024 17:34
    В СССР как-то обходились без этой клоунады с 1-2-3-4-24-224 поколениями, а просто создавали самолёты. А тут одно балабольства и пиарщина.
  7. PPD
    -1
    28 декабря 2024 08:20
    Это что, реклама СААБа?
    То про Карлсона, то про 6 поколение? hi
    А по теме- может Шведам с 5 сначала разобраться?
    Карлсон к нему не относится, хотя натянуть можно и на 8- интелект все таки, мультяшный правда... laughing
    Вся эта концепция разбивается в хлам даже если в уме пытаться применить на практике.
    В рамках той же СВО.
    В реалии еще хлеще будет.
    Бпла какие имеются ввиду?
    Баба яга, какая нибудь? Или Охотники имеются ввиду?
    Особенно взлет посадка всей компанией" интересно" выглядеть будет...
    Так Охотник тот же не производится массово.
    Одно дело Мавик потерять- другое его.
    Даже сейчас- вот какое практическое применение у этой группы?
    Планирующие бомбы скинуть? Не планирующие?- Так завалят сразу. И цена чуть меньше чем у истребителя, ага 6 поколения. 1-2 на земле и кончилось все 6 поколение. Применять дурных не будет.
    Да и нечего будет.
    Кстати, а почему истребитель то?
    Это фактически аналог А 50 какой то вырисовывается. no
  8. 0
    28 декабря 2024 21:14
    У FB на канале есть видео испытания китайцами пепелаца, очень похожего на литак 6-го поколения.
  9. 0
    29 декабря 2024 08:59
    И чего там нового движки от Фу-18 70-х годов, электроника до первой станции РЭБ, дизайн типа Аля стелс, так это все было, шестое поколение должно бороться с гиперзвуком и само выходить на 100 км высоту и гиперзвук..
  10. -2
    29 декабря 2024 09:58
    Почему считают , что в Швецию полетит что-то конвенциональное? В стране 3,5 города. Вот и полетит по военным об,ектам 15-20 штук со специальной боевой частью. Пусть потом хоронят тысяч 5 военных...зачем убивать 500 000
  11. 0
    29 декабря 2024 16:53
    Выражаю определённый оптимизм, в отношении создания Швецией, летательного аппарата 6-го поколения - истребителя "Tempest" компанией "Saab", понимая их проектно - технологические, финансовые возможности... Проблема, лишь, в самом главном, на мой взгляд, что "понесёт" сеё "летало" к" вершинам" 6-го поколения... Американский "F414"? Тогда позволю, себе, "ложку дёгтя" в "бочку" шведских "хотелок" - большое сомнений, что США позволят кому бы то ни было произвести очередное "авиавундерваффе", да с претензиями на 6-е поколение, и с их, американскими, основными комплектующими, пока не завершена программа мировых продаж ("продавливания") F-35.....
  12. 0
    22 января 2025 12:42
    Я честно говоря не понимаю чем наши собираются воевать в воздухе. Все эти БПЛА будут завязаны на штаб управления боем. И шведы в этом очень продвинутые. А у нас А-50 то нет, который едвали целеуказание способен выдать.