Military Review

Peter I, Army and Navy

0
Peter I, Army and Navy


Peter's coup is one of the decisive moments in the formation of negative myths about Russia. Not because with him and after him, Russia is increasingly turning towards the West. The fact is that before Peter this is done in a completely different way than under Peter and his successors.

Before Peter, the whole XVII century Russia borrows technology, equipment, methods of organizing the army. In this glorious and complex age of Russian stories almost everything is laid that was later attributed to Peter. Military regulations are ordered, and the first of them is already in the 1621 year, just 8 years after ascension to the throne of the first of the Romanovs, Mikhail Fedorovich. The sexton of the Pushkarsky order, Anisim Mikhailov, the son of Radishevsky, wrote the “Charter of military, cannon and other matters related to military science”. Back in 1607, he began to translate Leonard Fronsperger's Military Book, two parts of which were released in 1552 and in 1573.

On the basis of almost new 663 articles of the new Charter, a regular Muscovite army began to take shape.

According to the Charter, the army maintained the Streltsy troops and the noble militia, but in parallel with them “foreign regiments” were being introduced: soldiers — that is, infantry, dragoons — that is, cavalry, Raytar — that is, mixed. Since that time, the regiments of the foreign system gradually crowded out the old Moscow, and when in 1654, near Konotop almost all the “old” noble militia died, such regiments constitute the core of the Russian army. Almost half a century before Peter. Creates a navy. Merchant fleets were in Russia before. Since the 15th century, there is a very good fishing and merchant fleet of the coast coast, which is based in Kholmogory and Arkhangelsk.

Kochi - Russian ships, fully met all the requirements that were imposed in Europe to the ocean ship: with a keel, deck, bulwarks, two masts, a system of sails. These vessels could go out into the open ocean. The size of Kochi was no less than the caravels on which Columbus discovered America, and certainly more than the ships of Northern Europe - built in Sweden, Norway, Scotland, England.



At least the fact that the Pomors regularly visited the archipelago, which the Norwegians called Spitsbergen and Svalbard, speaks about the qualities of the Koch. The Russians for this archipelago, which lies on 75 – 77 degrees north latitude, had its own name: Grumant. They floated to him about 2000 kilometers from Arkhangelsk, of which 1000 kilometers through the open ocean, away from the coast. “Walking on Grumant” at the Kholmogory sailors was an honorable occupation, but rather ordinary.


Peter I. 1723
A vivid example of how a bad environment and the absence of any upbringing and education can ruin the life of even such a naturally gifted person. And also, how good intentions pave the way to hell


Kochi was almost ideal for navigation, fishing, and fishing for marine animals in the northern waters.
This fleet arose completely independently of the fleets of other European powers and without the slightest teaching from them.
It is believed that Richard Chancellor “discovered” the mouth of the Northern Dvina, Arkhangelsk and Kholmogory in 1553.
Wilim Barents in the 1595 – 1597 years, “discovered” the sea, which bears his name, “discovered” Spitsbergen and Bear Island and died, “discovering” the New Earth.

It is necessary to quote the word “discovered”, because all these islands, straits and seas have long been known to Russians. Not to mention that the “discovery” of Arkhangelsk by the English looks no funnier than the “discoveries” of London or Glasgow by us.

If Chancellor “discovered” Russian Pomerania, then the Russians “discovered” many European lands. The first traces of the Russians on Grumant-Svalbard have been known since the 10th century. From the XII – XIV centuries, they get to the New Earth and the Bear. From the beginning of the 15th century, Russian sailors of the North sailed regularly along the entire Murmansk coast. Rounding the northernmost point of Europe, the North Cape, they reached Norway and established trade with the Norwegians.

In 1480, Russian sailors first landed in England - by the way, 70 years before Chancellor. They visited England more than once. I do not detract from the fame of Chancellor, the Barents and other brave sailors of England, Holland, Norway. But sorry, who discovered whom? Probably the best and most honest thing to consider and recognize all the discoveries. All opened all, floating on the seas towards each other. But even in this case we “discovered” the British 70 years earlier than they did us.



Kochi was intended for the northern seas. Their hull was arranged differently from that of ships sailing in ever-freezing seas: the hull of the ship in cross section resembled a barrel. The shape of the bend was calculated so that if the vessel was rubbed with ice, then the same ice, squeezing the sides of the vessel, lifted it, pushed it up. The current continued to push the ice, the ice floes continued to push and push each other, but it was no longer dangerous for the ship.

Thus, the contours of the polar vessel Fram (Forward) constructed according to the design of Fridtjof Nansen were calculated. Nansen used the national, Norwegian version of the "Northern Carrack". His calculation was justified. The "Fram" in the polar winter had sunk the ice, its hull rose almost one and a half meters, and no matter how the ice raged, he could not crush the hull of the vessel.


Pomeranian Cochi

Our cots were just as good.

And the Caspian bus sailed along the Volga and the Caspian was a huge vessel with a displacement of up to 2 thousand tons and a length of the deck up to 60 meters. According to Lloyd’s classification, this is a “galleon”. But no Mediterranean bead or galleon has ever been built more than 600 – 800 tons with a displacement. Galleons, on which the Spaniards exported the wealth of America to Spain, had a displacement from 800 to 1 800 tons. Only a few of them did not reach the size of the largest Caspian bead.

None of the caravels on which Columbus sailed to America had a displacement greater than 270 tons.

The displacement of most of the trading ships of Holland and England, including those sailing to India, to America, on the island of Java, did not exceed 300 – 500 tons.

Koch, with its displacement up to 500 tons, was no different from European ships in size. Caspian beads - much more.


In the stormy Barents Sea, the Pomors sailed on typical sea cochs, which the ice was not afraid of. Koch was suitable for the “Mangazeya march”, adapted for shallow water and the pavement


Kochi was built in Kholmogory and other towns along the Northern Dvina. Caspian beads were built in several places along the Volga and Oka. XVII century Russia absolutely did not need any foreign instructors, no masters from Holland to build ships.

But during his trip to the north, Peter in 1691 found a “terrible” thing: the savages from Kholmogory made the “wrong” lines of the ship! Not like in Holland! Either Peter did not listen to any explanations, or no one decided to explain to Peter that this is the way to build ships for navigation on the Arctic seas. After all, the Dutch fleet north of Edinburgh and Oslo never climbed. He could never swim in such latitudes and in such icy conditions as Kochi.

By a special decree, Peter ordered the construction of all the “wrong” ships to be stopped and only the “correct” ones to be built in exchange, with the same hull lines as in Holland. And the Caspian fleet ?! There, too, the wrong contours of ships! Break it down!

But maybe foreigners were needed to teach the Russians to drive ships on the high seas?


A. Strok "Frigate" Holy Apostles Peter and Paul ", in the construction of which Peter the Great participated." 1698
Peter built frigates, but won his main naval victory (under Gangute) with the help of rowing galleys


Battle Fleet Alexei Mikhailovich

No, there was no such need.

One of the first Russian generals, Grigory Ivanovich Kasogov, in 1674 led the construction fleet near Voronezh and its actions in the Black and Azov Seas.



In 1672, he takes Azov by storm, opening the way to the sea. And he begins to build a fleet, attracting Russian masters, the creators of the Caspian bus.

The ships of Kasogov were not, of course, frigates and brigantines of the Dutch or English admirals. These sailing-rowing ships, galleys and scampaways were more like the fleet of Venice - the very one that completely defeated the Turkish fleet at Lepanto in 1571.

No need to scornfully say about the galleys - and in the battle of Lepanto, and in the Northern War, galleys proved to be very good. Yes, these are not ocean-going vessels - they are slow moving and do not withstand strong excitement. But in the narrow places of the straits, among the small islands, the galleys turned out to be more efficient than ocean-going ships: they were less dependent on the wind. The ships of the Swedes' battleships were constantly helplessly sagging, they needed a lot of time to maneuver. And the galleys confidently went on board the frozen ships or turned overboard for a volley.
And in the time of Peter the Russians were forced to start galleys, not at all resembling the ships of the Dutch.
Recall, his main "naval" military victory in the Northern War, in the Battle of Gangut, Peter owes precisely the active use of galleys! It was inexpensive rowing galleys, not sailing frigates that “devoured” more than one annual budget of Russia — that was what provided us with a spectacular victory point in the long-term war with Charles XII. But half a century before Peter and his Baltic fleet, Grigory Ivanovich Kasogov had to transfer his troops along the rivers to the Sea of ​​Azov, along the narrows of the shallow Sea of ​​Azov and along the coastal parts of the Black Sea. The fleet of Kasogov, squadron in the 60 pennants, performed these tasks superbly. He transported troops under the Azov, and after the capture of Azov built new ships and struck the Turkish and Tatar fortresses on the coast of Crimea.

Built or destroyed?

The first Russians came to Kamchatka precisely on the coch

What happens? Under Peter, by his direct decree, they abandon rotting, or even simply break the beautiful ships with which to swim and swim, destroy two excellent fleets. From the raw forest, hastily, they began to build others - under the guidance of foreign specialists.

But when the new ships were built, it turned out that they didn’t have any seaworthy qualities of the former kochi. Russia, the Russian Pomorie, lost forever their priority in the northern seas, their “know-how”, which allowed them to compete confidently with any foreigners in the North. And the fleet of the Caspian busses was never restored - foreigners simply did not know how to build such large and reliable vessels.

Yes, Peter I built a fleet! For the Black Sea near Voronezh, for the Baltic - in many places. Yes, it was built ... It was built under the guidance of foreign masters, ignoring all national experience. And besides, incredibly in a hurry.
With this approach to business, nothing good happened. The ships were built not by the free craftsmen Kholmogor, but by the driven “datochnye people”, who really did not understand what they were doing and why. The ships were hustling together, without any adherence to technology. All the fleets built by Peter were knocked together in a shock-short timeframe from the raw forest, the hell out of which were floating coffins barely holding onto the surface of the water.

Decrees of Peter destroyed the construction of Russian ships. The fleet he had built under Anna Ivanovna, in the 1740s, could not leave the Gulf of Finland. The fleet had to be re-created, already under Catherine.


F. Rokotov "Catherine II". End of 1740's
Being German by blood, could become deeply Russian in spirit
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Петр I, армия и флот

Петр I, армия и флот


Переворот Петра – один из решающих моментов в становлении негативных мифов о России. Не потому, что при нем и после него Россия все больше обращается в сторону Запада. Дело в том, что до Петра это делается совсем не так, как при Петре и при его преемниках.

До Петра весь XVII век Русь заимствует технологии, технику, способы организации армии. В этот славный и сложный век русской истории закладывается почти все, что впоследствии приписывается Петру. Заказываются воинские уставы, и первый из них – еще в 1621 году, всего через 8 лет после восшествия на престол первого из Романовых, Михаила Федоровича. Дьяк Пушкарского приказа, Анисим Михайлов, сын Радишевский написал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Еще в 1607 году он начал переводить «Военную книгу» Леонарда Фронспергера, две части которой вышли в 1552 и в 1573 годах.


На основе без малого 663 статей нового Устава и начала формироваться регулярная московитская армия.

По Уставу в армии сохранялись стрелецкие войска и дворянское ополчение, но параллельно с ними вводились «полки иноземного строя»: солдатские – то есть пехота, драгунские – то есть конные, рейтарские – то есть смешанные. С этого времени полки иноземного строя постепенно вытесняют старомосковские, а когда в 1654 году под Конотопом погибает чуть не все «старое» дворянское ополчение, такие полки составляют ядро русской армии. Почти за полвека до Петра. Создается военный флот. Торговые флоты были в России и до того. С XV века существует очень неплохой рыболовный и торговый флот поморов, который базируется в Холмогорах и в Архангельске.

Кочи – российские суда, полностью отвечали всем требованиям, которые предъявлялись в Европе к океанскому кораблю: с килем, палубой, фальшбортом, двумя мачтами, системой парусов. Эти суда могли выходить в открытый океан. Размерами кочи были ничуть не меньше каравелл, на которых Колумб открывал Америку, и уж точно больше суденышек Северной Европы – построенных в Швеции, Норвегии, Шотландии, Англии.

Петр I, армия и флот


О качествах коча говорит хотя бы то, что на этих судах поморы регулярно ходили к архипелагу, который норвежцы назвали Шпицбергеном и Свальбардом. У русских для этого архипелага, лежащего на 75–77 градусах северной широты, было свое название: Грумант. Плыли к нему около 2000 километров от Архангельска, из них 1000 километров по открытому океану, вдали от берега. «Ходить на Грумант» у холмогорских моряков было занятием почетным, но достаточно обычным.

Петр I, армия и флот

Петр I. 1723 г.
Яркий пример того, как дурное окружение и отсутствие всякого воспитания и образования могут испортить жизнь даже столь одаренному от природы человеку. А также того, как благими намерениями мостится дорога в ад


Кочи были почти идеальными судами для мореплавания, рыболовства, добычи морского зверя в северных водах.
Этот флот возник совершенно независимо от флотов других европейских держав и без малейшего учения у них.
Считается, что Ричард Ченслор в 1553 году «открыл» устье Северной Двины, Архангельск и Холмогоры.
Вилим Баренц в 1595–1597 годах «открыл» море, которое носит его имя, «открыл» Шпицберген и остров Медвежий и погиб, «открывая» Новую Землю.

Приходится брать в кавычки слово «открыл», потому что все эти острова, проливы и моря давным-давно известны русским. Не говоря о том, что «открытие» Архангельска англичанами выглядит ничем не смешнее, чем «открытия» нами Лондона или Глазго.

Если Ченслор «открыл» русское Поморье, то и русские «открыли» многие европейские земли. Первые следы пребывания русских на Груманте-Свальбарде известны с X века. С XII–XIV веков они добираются до Новой Земли и Медвежьего. С начала XV века русские моряки Севера регулярно плавали вдоль всего Мурманского побережья. Огибая самую северную точку Европы, мыс Нордкап, они добрались до Норвегии и наладили с норвежцами торговлю.

В 1480 году русские моряки первый раз попали в Англию – между прочим, за 70 лет до Ченслора. Они и потом посещали Англию неоднократно. Я нисколько не умаляю славы Ченслора, Баренца и других отважных моряков Англии, Голландии, Норвегии. Но простите, кто кого открыл? Наверное, лучше и честнее всего учесть и признать все открытия. Все открывали всех, плавая по морям навстречу друг другу. Но ведь и в этом случае мы «открыли» британцев на 70 лет раньше, чем они нас.

Петр I, армия и флот


Кочи предназначались для северных морей. Их корпус был устроен не так, как у судов, ходивших в вечно незамерзающих морях: обводы судна в поперечном разрезе напоминали бочку. Форма изгиба рассчитывалась так, что если судно затирали льды, то эти же льды, стискивая борта судна, приподнимали его, выталкивали наверх. Течение продолжало толкать лед, льдины продолжали теснить и толкать друг друга, но судну это уже не было опасно.

Таким образом были рассчитаны обводы полярного судна «Фрам» («Вперед»), построенного по проекту Фритьофа Нансена. Нансен использовал национальный, норвежский вариант «северной каракки». Его расчет оправдался. «Фрам» в полярную зиму затерли льды, корпус его поднялся почти на полтора метра, и как ни бесновался лед, он не смог раздавить корпус судна.

Петр I, армия и флот

Поморские кочи

Наши кочи были ничуть не хуже.

А каспийский бус, плававший по Волге и Каспию, был огромным судном с водоизмещением до 2 тысяч тонн и длиной по палубе до 60 метров. По классификации Ллойда, это «галеон». Но ни один средиземноморский бус или галеон никогда не строился больше 600–800 тонн водоизмещением. Галеоны, на которых испанцы вывозили богатства Америки в Испанию, имели водоизмещение от 800 до 1 800 тонн. Только немногие из них достигали размеров не самого крупного каспийского буса.

Ни одна из каравелл, на которых Колумб доплыл до Америки, не имела водоизмещения больше 270 тонн.

Водоизмещение большинства торговых кораблей Голландии и Англии, в том числе ходивших в Индию, в Америку, на остров Ява, не превышало 300–500 тонн.

Коч, с его водоизмещением до 500 тонн, ничем не отличался от европейских кораблей по размерам. Каспийский бус – значительно больше.

Петр I, армия и флот
Петр I, армия и флот

По бурному Баренцеву морю поморы плавали на типично морских кочах, которым и льды были не страшны. К «мангазейскому ходу» подходящим был коч, приспособленный для мелководий и волоковому пути


Кочи строили в Холмогорах и в других городках по Северной Двине. Каспийские бусы строили в нескольких местах по Волге и по Оке. России XVII века совершенно не были нужны никакие иностранные инструкторы, никакие мастера из Голландии, чтобы строить корабли.

Но во время своей поездки на север Петр в 1691 году обнаружил «ужасную» вещь: дикари из Холмогор делали «неправильные» обводы судна! Не такие, как в Голландии! То ли Петр не слушал никаких объяснений, то ли никто не решился объяснить Петру, что так и нужно строить корабли для плаваний по ледовитым морям. Ведь голландский флот севернее Эдинбурга и Осло никогда не забирался. Он никогда не смог бы плавать в таких широтах и в такой ледовой обстановке, как кочи.

Специальным указом Петр повелел прекратить строительство всех «неправильных» кораблей и строить взамен только «правильные», с такими же обводами корпуса, как в Голландии. А каспийский флот?! Там тоже неправильные обводы судов! Сломать!

Но может быть, иноземцы были необходимы, чтобы научить русских водить корабли в открытом море?

Петр I, армия и флот

А. Строк «Фрегат „Святые апостолы Петр и Павел“, в строительстве которого участвовал Петр I». 1698 г.
Пётр строил фрегаты, но главную свою морскую победу (при Гангуте) одержал с помощью гребных галер


Боевой флот Алексея Михайловича

Нет, не было такой необходимости.

Один из первых русских генералов, Григорий Иванович Касогов, в 1674 году руководил постройкой флота под Воронежем и его действиями в Черном и Азовском морях.

Петр I, армия и флот


В 1672 году он берет штурмом Азов, открывая дорогу к морю. И начинает строить флот, привлекая русских мастеров, создателей каспийских бусов.

Корабли Касогова не были, конечно, фрегатами и бригантинами голландских или английских адмиралов. Эти парусно-гребные суда, галеры и скампавеи напоминали скорее флот Венеции – тот самый, который в 1571 году наголову разбил турецкий флот при Лепанто.

Не надо пренебрежительно отзываться о галерах – и в битве при Лепанто, и в Северной войне галеры показали себя очень неплохо. Да, это не океанские суда – они тихоходны, плохо выдерживают сильное волнение. Но в узостях проливов, среди мелких островков галеры оказывались эффективнее океанских судов: они меньше зависели от ветра. Паруса линейных кораблей шведов постоянно беспомощно обвисали, для маневров им было нужно много времени. А галеры уверенно шли на абордаж замерших судов или поворачивались бортом для залпа.
И во времена Петра русские вынуждены были заводить галеры, совсем не похожие на суда голландцев.
Напомним, своей главной «морской» военной победой в Северной войне, в битве при Гангуте, Петр обязан именно активному использованию галер! Именно недорогие гребные галеры, а не парусники-фрегаты, «сожравшие» не один годовой бюджет России, – вот что обеспечило нам эффектную победную точку в многолетней войне с Карлом XII. Но еще за полвека до Петра и его балтийского флота Григорий Иванович Касогов должен был перебросить свои войска по рекам до Азовского моря, по узостям мелкого Азовского моря и по прибрежным частям Черного. Флот Касогова, эскадра в 60 вымпелов, эти задачи выполнила великолепно. Он перевез войска под Азов, а после взятия Азова построил новые суда и нанес удары по турецким и татарским крепостям на побережье Крыма.

Построил или уничтожил?

Петр I, армия и флотНа Камчатку первые русские пришли именно на кочах

Что же получается? При Петре по его прямому указу бросают гнить, а то и просто ломают прекрасные корабли, которым плавать и плавать, уничтожают два превосходных флота. Из сырого леса, наскоро, стали строить другие, – под руководством иноземных специалистов.

Но когда построили новые суда, то оказалось, что мореходными качествами прежних кочей они вовсе не обладали. Россия, русское Поморье, навсегда потеряли свой приоритет в северных морях, свое «ноу-хау», позволявшее им уверенно конкурировать с любыми иноземцами на Севере. А флот каспийских бусов так и не восстановили – иностранцы попросту не умели строить такие большие и надежные суда.

Да, Петр I строил флот! Для Черного моря под Воронежем, для Балтики – во многих местах. Да, строил… Строил под чутким руководством иноземных мастеров, игнорируя весь национальный опыт. И к тому же невероятно торопился.
При таком подходе к делу ничего хорошего не получалось. Корабли строили не вольные мастера Холмогор, а согнанные «даточные люди», толком не понимавшие, что они делают и зачем. Корабли сколачивались на скорую руку, без всякого соблюдения технологии. Все флоты, построенные Петром, сколочены в ударно короткие сроки из сырого леса, черт-те из чего и представляли собой еле держащиеся на поверхности воды плавучие гробы.

Указы Петра уничтожили строительство русских кораблей. Построенный им флот уже при Анне Ивановне, в 1740-е годы, не мог выйти из Финского залива. Флот пришлось создавать заново, уже при Екатерине.

Петр I, армия и флот

Ф. Рокотов «Екатерина II». Конец 1740-х гг.
Будучи немкой по крови, смогла стать глубоко русской по духу
Автор: Владимир Ростиславович Мединский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня